Сотри, Всевышний, мои грехи , BWV 1083
Сотри, Всевышний, мои грехи | |
---|---|
БВВ 1083 | |
Псалом-кантата И.С. Баха | |
Английский | Отмени, Высочайший, мои грехи |
Связанный | Перголези 1736 года. на основе Stabat Mater |
Библейский текст | перефраз Псалма 51 |
Выполненный | 1740-е годы |
Опубликовано | 1962 |
Движения | 14 |
Вокал | |
Инструментальный |
|
Отмени , Высочайший, мои грехи, или: Господи, упраздни все мои прегрешения. [1] ), BWV 1083 , — священное вокальное произведение Иоганна Себастьяна Баха . Это аранжировка, которую Бах сделал в 1740-х годах на «Stabat Mater» Перголези 1736 года, слегка расширив оркестровый материал. В качестве текста для своей композиции он использовал немецкий перефраз Псалма 51 . назвал это произведение Мотетто Хотя Бах в автографе , это скорее псалом-кантата, написанная для сопрано и альта, струнных и бассо континуо. Некоторые из 14 частей традиционно исполняются двухголосным хором. Произведение было впервые опубликовано Хенсслером в 1962 году, а в критическом издании, основанном на исполнительском материале Баха, найденном лишь позже Карус-Верлагом в 1989 году. Произведение интересно ученым как пример того, как Бах редактировал музыку другой традиции. [2]
История и текст
[ редактировать ]Tilge, Highest, My Sins — музыкальная пародия на Stabat Mater , сочиненную Перголези в 1736 году. [3] Эта постановка имела успех с самого начала, исполнялась по всей Европе и часто аранжировалась, например, Иоганном Адамом Хиллером как кантата «Страсти» в 1774 году на перевод оригинального текста Клопштока . [2]
Бах использовал другой текст — немецкий перефраз покаянного 51-го псалма неизвестного автора. [3] [4] [5] Инципит переводится как « Отмени, Высочайший, мои грехи». [6] Свою версию Бах написал в 1740-х годах, несколько расширив оркестровый материал. Он назвал это Мотетто ( мотет ) в заголовке своей рукописи. [7] [8] Это псалом-кантата без привязки к конкретному литургическому случаю. [3]
Версия Баха была сделана ок. 1745/1747. Предполагается, что первое выступление состоится в 1746–1747 годах в Лейпциге. [6] Исполнение Бахом « Tilge, Höchster, meine Sünden» до того, как произведение Перголези было впервые напечатано в 1748 году, является самым ранним демонстрируемым исполнением этой музыки Перголези в Германии. [9]
Структура
[ редактировать ]Бах структурировал 20 строф поэзии в 14 частей: [10]
- Сотри, Всевышний, мои грехи (Господи, аннулируй все мои прегрешения – строфа 1)
- Ist mein Herz in Missetaten (Когда мое сердце наполнено злом – строфа 2)
- Проступки, которые меня угнетают (Мои проступки все еще тяготят – строфа 3)
- Мои дела и поступки тебя злят (Ты презираешь мои дела и поступки – строфа 4)
- Кто будет отрицать свою вину и грех – строфы 5, 6?
- Вот! Я зачат во грехе (Видите, мы во грехе зачатия – строфа 7)
- Видите ли, вы хотите знать правду (Да, вы хотите правдивую свободу – строфа 8)
- Омой меня от грехов (Омой меня, очисти меня от грехов – строфа 9)
- Позволь мне почувствовать радость и блаженство (Пусть твоя радость и блаженство окружают меня – строфа 10)
- Не смотрите на мои преступления – строфы с 11 по 15.
- Открой губы, рот и душу (Открой губы, рот и дух – строфа 16)
- Ибо ты не хочешь оскорблений – строфы 17, 18)
- Пусть твой Сион процветает всегда (Стансы 19, 20)
- Аминь.
Озвучивание и музыка
[ редактировать ]В исполнительском материале версии Баха имеются партии для голосов и инструментов, обозначенные как сопрано, альт, первая скрипка, первая скрипка рипьено, вторая скрипка рипиено, вторая скрипка рипьено, альт, скрипка, клавесин, орган . [11] Это означает голоса сопрано и альт концертной скрипки , две партии , две партии скрипки рипиено , альт , виолончель , виолончель , использующие ту же музыку, что и виолончель, и фигурные партии как для клавесина , так и для органа . [3] [11] Неясно, будет ли использоваться клавесин или орган в зависимости от места выступления, или и то, и другое вместе, что также было обычной практикой в то время. [11]
Бах писал орнаменты и мелизмы для голосов, чтобы лучше передать немецкий текст. Настроения и «концептуальные черты» [2] Эти два текста похожи, но Бах переместил две части Перголези, предшествующие «Аминь», на более раннюю позицию, при этом ему пришлось отказаться от ключевой последовательности. [2]
Оркестровка Баха богаче оригинала Перголези. Если в версии Перголези альт часто играет в унисон с континуо , то Бах увеличивает независимость этого инструмента, создавая тем самым четырехчастную гармонию, типичную для его собственного стиля. [12] [13]
В то время как большинство вокальных движений сопровождаются только сольными инструментами (скрипками, альтом и виолончелью), Бах использует все инструменты для частей, установленных в контрапункте , №№ 9 и 14. Это оправдывает исполнение этих частей хором. Редактор Хеллманн отметил, что вступительную часть и № 6 можно исполнить в одном стиле. [11]
В фуге «Аминь » Бах сначала использует настройку Перголези фа минор , но повторяет ее для заключения фа мажор . [12]
Движения
[ редактировать ]В следующей таблице представлены 14 частей, начало текста, задействованные голоса (S = сопрано, A = альт), маркировка, тональность и темп в соответствии с партитурой Каруса: [10]
Публикация
[ редактировать ]Баха Краткая партитура с автографом хранится в Берлинской государственной библиотеке . [2] В той же библиотеке позднее был найден комплект партий для голосов и инструментов без титульного листа. [14] написано Иоганном Кристофом Альтниколем , с некоторыми поправками Баха. [11]
Композиция была забыта и, вероятно, впервые упоминается в письме органиста Карла Штраубе Гансу -Георгу Гадамеру в 1946 году. Критические исследования последовали 15 лет спустя. [2] Поскольку тогда была известна лишь короткая рукопись, предполагалось, что Бах исполнил произведение на основе оригинального материала Перголези, и первая публикация Хэнсслера в 1962 году была основана на этой предпосылке. [2] Однако исполнительский материал Баха был найден Альфредом Дюрром несколько лет спустя, и основанное на нем критическое издание было опубликовано издательством Carus-Verlag в 1989 году под редакцией Дитхарда Хеллмана . [15] [16] Он был пересмотрен в 2017 году. [16]
Записи
[ редактировать ]Записи Tilge, Höchster, meine Sinen включают: [6]
- Урсула Бакель , Маргрит Конрад , хор и оркестр Баха, Хеллманн, кантаты Баха , том 7 (1966)
- Бенита Валенте , Джудит Малафронте , американские солисты Баха , Джеффри Томас . И.С. Бах: Транскрипции итальянской музыки . Кох Интернэшнл, 1993.
- Св. Флорианер Сенгеркнабен (также солисты), Ars Antiqua Austria , Гунар Летцбор. И.С. Бах: Концерты для скрипки с оркестром BWV 1041–1043; Псалом 51 BWV 1083 по мотивам Stabat Mater Перголези . Пан Классика, 1995.
- Моника Фриммер , Кай Вессель , Нойе Хофкапель Мюнхен, Кристиан Брембек . Бах и итальянцы . Кристофер, 1996 год.
- Майя Буг, Майкл Ченс , Ансамбль Бальтазара-Неймана, Томас Хенгельброк . Скарлатти · Бах · Дюранте . Немецкая Harmonia Mundi, 1998.
- Кристиана Эльце , Биргит Реммерт , Гехингер Канторей / Коллегия Баха в Штутгарте , Хельмут Риллинг . Издание Академия Баха Том 73 . Хэнсслер , 1999.
- Марьон Стрийк , Сице Бувалда , Нидерландский Бах Коллегиум , Питер Ян Леусинк . Издание Баха Том. 17 . Блестящая классика, 2000.
- Карина Говен , Дэниэл Тейлор , Скрипки дю Руа , Бернар Лабади . Бах: Псалом 51 из Stabat Mater Перголези; Кантата BWV 82 «Ich habe genug» . АТМА, 2004.
- Эмма Киркби , Дэниел Тейлор , Театр старинной музыки , Тейлор. Стабат Матер . БМР, 2006.
- Кэролин Сэмпсон , Робин Блейз , Коллегиум Баха, Япония , Масааки Сузуки . И.С. Бах: Светские кантаты Том 6 (Траурная ода) . БИС-2181 SACD/CD, 2015 г.
- Селин Шин , Дэмиен Гийон , Le Banquet Céleste, Guillon. И.С. Бах: Псалом 51 BWV 1083 (по Stabat Mater Перголези) . Глосса, НОД 923701, 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хеллманн 1989 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хеллманн 1989 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сотри, Всевышний, мои грехи BWV 1083 в Bach Digital
- ^ Тексты Tilge, Höchster, meine Sinen на Bach Digital
- ^ «Изгладь, Всевышний, мои грехи» в Архиве LiederNet.
- ^ Перейти обратно: а б с Сотри, Хёчестер, мои грехи на сайте Bach Cantatas
- ^ «DB Mus.ms. 30199, выпуск 14» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 31 января 2020 г.
- ^ Таблички 1961 , с. 35.
- ^ Юрген Гейдрих. Протестантские взгляды на церковную музыку во второй половине XVIII века: исследования по истории представлений о «истинной» церковной музыке , с. 65. Ванденхук и Рупрехт , 2001 г. ISBN 978-3-525-27906-9
- ^ Перейти обратно: а б Хеллманн 1989 , с. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хеллманн 1989 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Хеллманн 1989 , с. 9.
- ^ Клеменс Ромейн. Аннотации к Tilge, Höchster, meine Sinen BWV 1083 (по мотивам Stabat Mater Перголези) . Brilliant Classics , 2000. (Переиздание 2014 года: JS Bach Complete Edition . «Вкладыш», стр. 54)
- ^ Хеллманн 1989 , с. 7—8.
- ^ Дорогой 2023 год.
- ^ Перейти обратно: а б Хеллманн 1989 , с. 10.
Источники
[ редактировать ]- Хеллманн, Дитхард , изд. Сотри, Всевышний, мои грехи / Псалом 51 / по мотивам «Stabat Mater» / Джованни Баттиста Перголези / BWV 1083 (PDF) . Издательство Карус . стр. 7–10.
- Платен, Эмиль (1961). «Аранжировка Перголези Баха» [Аранжировка Перголези Баха]. Ин Дюрр, Альфред ; Нойманн, Вернер (ред.). Ежегодник Баха 1961 [ Ежегодник Баха 1961 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 48. Берлин: Evangelische Verlagsanstalt (опубликовано в 1962 г.). стр. 35–51. дои : 10.13141/bjb.v1961 . Цифровая версия на Qucosa .
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
- «Иоганн Себастьян Бах Тильге, Всевышний, мои грехи» . Издательство Карус . 1961 год . Проверено 2 марта 2023 г.