Туор и Идриль
Туор | |
---|---|
Толкиен персонаж | |
Информация во вселенной | |
Псевдонимы | Эладар, на Улмонде, "Благословенный" |
Раса | Мужчины |
Книга(ы) | Сильмариллион Неоконченные сказки Книга утраченных сказаний II Падение Гондолина |
Идриль | |
---|---|
Толкиен персонаж | |
Информация во вселенной | |
Псевдонимы | Келебриндаль |
Раса | Эльфы |
Книга(ы) | Сильмариллион Неоконченные сказки Книга утраченных сказаний II Падение Гондолина |
Туор Эладар и Идриль Келебриндаль — вымышленные персонажи из Дж. Р. Р. Толкина Средиземья легендариума . Они являются родителями Эарендила Морехода и бабушкой и дедушкой Элронда Полуэльфа : через свое потомство они стали предками нуменорцев и короля Воссоединенного Королевства Арагорна Элессара. Оба персонажа играют ключевую роль в «Падении Гондолина» , одном из самых ранних рассказов Толкина; он лег в основу раздела его более поздней работы «Сильмариллион» и был расширен как отдельная публикация в 2018 году.
Брак Туора и Идриль был одним из трех браков между людьми и эльфами в произведениях Толкина. Ученые сравнили Туора с Одиссеем в греческой мифологии и с Энеем в римской мифологии , а историю Идриль сравнивали с историями Кассандры и Елены Троянской .
Вымышленная история
[ редактировать ]
Туор Эладар, также известный как Ульмондил («Благословенный Ульмо ») — центральный персонаж «Падения Гондолина» . [ 1 ] Он — великий герой Третьего Дома Людей Первой Эпохи Средиземья , единственный сын Хуора и Риан и двоюродный брат злополучного Турина Турамбара . Хуор убит, прикрывая отступление Тургона , короля Гондолина, в Битве Слез без числа, Нирнаэт Арноэдиад . Риан, не получив известий о своем муже, приходит в отчаяние и уходит в дикую природу. О ней заботятся местные Серые эльфы , и до конца года она рожает сына и называет его Туором. Но она передает его на попечение эльфов и уходит, умирая, на одиноком зеленом могильном кургане, Холме Убитых, на месте Битвы Бесчисленных Слез. [ Т 1 ]
Туор воспитывается эльфами в пещерах Андрота в горах Митрим, в регионе Хитлум в Белерианде , и ведет тяжелую и опасливую жизнь. Когда Туору исполняется шестнадцать, их лидер Аннаэль решает уйти, но во время марша его люди разбегаются. Туор захвачен истерлингами, людьми, которых послал туда Темный Лорд Моргот и которые жестоко угнетали немногих оставшихся там людей. После трех лет рабства под властью Лоргана Истерлинга Туор сбегает и возвращается в пещеры. [ Т 1 ]
Четыре года он живет преступником, не видя возможности сбежать из региона Дор-ломин, окруженного горами. Он убивает многих истерлингов, с которыми сталкивается во время своих путешествий, и его имени боятся. Тем временем богоподобный Вала Ульмо , Повелитель Вод, слышит о тяжелом положении Туора и выбирает Туора, чтобы передать послание с предупреждением Тургону, Повелителю Скрытого Города Гондолина . Силой Ульмо источник возле пещеры Туора разливается, и Туор, следуя по ручью, пересекает Дор-Ломин к горам Эред Ломин. Под руководством двух эльфов, посланных туда Ульмо, Гельмиром и Арминасом , он проходит через древние Врата нолдор в земли Невраста , становясь первым Человеком, достигшим берега Великого Моря, Белегаэром . Оттуда его ведут семь лебедей, и он наконец достигает старого жилища Тургона в Виньямаре. [ Т 1 ]
Туор находит оружие и доспехи в руинах Виньямара, а на берегу моря встречает самого Ульмо. Ульмо назначает Туора своим посланником и велит ему искать короля Тургона в Гондолине. Он дает Туору, эльфа Воронве, в качестве своего проводника. Воронве ведет Туора по южным склонам Эред Ветрин , и они мельком видят кузена Туора Турина возле Прудов Иврина, единственный раз, когда пути этих двоих когда-либо пересекаются. Путешествуя сквозь суровую зиму, они достигают скрытого города Гондолин. Туор рассказывает Тургону о предупреждении Ульмо о том, что Моргот теперь знает о существовании Гондолина и собирается уничтожить его, но Тургон отказывается покинуть город. [ Т 1 ]
Туор остается в городе и влюбляется в единственного ребенка Тургона, Идриль Келебриндаль, чья мать Эленвэ погибла, пересекая северные льды во время возвращения эльфов из Валинора . В отличие от первого союза эльфов и людей , заключенного между Лютиэн и Береном , Туору и Идриль разрешается жениться без затруднений. Их свадьба отмечается с большим весельем и радостью, так как король Тургон полюбил Туора. Он делает Туора лидером Дома Лебединого Крыла, одного из двенадцати домов Гондолина. Тургон также помнит последние слова Хуора, который предсказал, что из его и Тургона рода возникнет «звезда», которая искупит Детей Илуватара (Эльфов и Людей) от Моргота. Однако брак возмущает влиятельного племянника Тургона Маэглина, который желал Идриль себе. Маэглин бросает вызов приказу Тургона оставаться в горах и попадает в плен к оркам во время поездки за ресурсами. Моргот обещает Маэглину и Гондолин, и Идриль в обмен на то, что он расскажет ему, где находится скрытый город. Заметив, что Маэглин ведет себя подозрительно, Идриль решает построить тайный ход из Гондолина. [ Т 1 ]
Во время последовавшего разграбления Гондолина Туор защищает Идриль и их единственного ребенка Эарендила от орков и предателя Маэглина, который угрожает убить ребенка, сбросив его с городской стены. Убив Маэглина, они вынуждают остатки жителей Гондолина бежать через секретный проход. В горных вершинах они встречают Балрога , с которым сражается и побеждает Глорфиндель , глава Дома Золотого Цветка. Они достигают устья Устья Сириона ; Туор и его люди живут там какое-то время, а также основали город на острове Балар. [ Т 1 ]
Стремясь к морю, Туор строит корабль Эаррамэ («Морское крыло»). Он и Идриль плывут на Запад; Эльфы и люди Белерианда верят, что они двое прибыли в Валинор , минуя запрет Валар , запрещавший смертным входить в Бессмертные Земли, и что только с Туором из людей разрешено обращаться как с эльфом. Эарендил унаследовал Эльфийский камень Элессар от Идриль; это волшебный зеленый драгоценный камень, который дарует целебную силу тому, кто к нему прикоснется. Эльфийский камень передается их потомку Арагорну к концу Третьей Эпохи, как рассказывается во «Властелине колец» ; когда он становится королем, он берет имя Элессар. [ 2 ] [ 3 ] [ Т 1 ]
- Иллюстрации Тома Лобака , 2007 г.
-
Свадьба Туора и Идриль
-
Битва за Гондолин :
Туор убивает орка Отрода
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Генеалогическое древо полуэльфов [ Т 2 ] [ Т 3 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Концепция и создание
[ редактировать ]История Туора и Идриль кратко рассказана в 23-й главе «Сильмариллиона» , где повествуется о падении нолдорского города Гондолина . [ Т 1 ] Очень ранняя версия, написанная примерно в 1916–1917 годах, находится в «Книге утраченных сказаний» . [ Т 4 ] Начало более полного и развитого повествования, которое Толкин начал после завершения «Властелина колец» в 1950-х годах, включено в «Неоконченные рассказы» . Однако повествование не идет дальше первого взгляда Туора на Гондолин . [ Т 5 ]
В оригинальной истории «Падение Гондолина » Туор, как говорят, носил с собой топор по имени Драмборлег , «Громко-острый», который «наносил как тяжелую вмятину, как от дубинки, так и расщелину, как от меча». В более поздних писаниях говорится, что Топор Туора сохранился в Нуменоре как семейная реликвия королей. [ Т 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Туор
[ редактировать ]Ученые утверждают, что Туор продемонстрировал мудрость, прислушиваясь к своей жене, чьи мудрые советы являются ее отличительной чертой, тогда как лидер более высокого положения, такой как Тингол , эльфийский король Дориата, был унижен своим безрассудством и гордостью. [ 4 ] Дженнифер Роджерс пишет в «Исследованиях Толкина» , что Кристофер Толкин органично представляет эту историю в своей книге «Падение Гондолина », предоставляя короткие отрывки из «Очерков мифологии» своего отца 1926 года и «Бегство нолдоли из Валинора», тем самым устанавливая «историю Туора». в контексте Судьбы Мандоса и Клятвы Феанора », другими словами, в легендариуме . [ 5 ] Ученый -толкин Линда Гринвуд отмечает, что Туор - единственный смертный человек в легендариуме, которому разрешено жить как бессмертный. [ 6 ] Толкин предлагает объяснение в письме, а именно, что Эру Илуватар , Единый Бог, напрямую вмешивается как уникальное исключение, так же, как и в предположении Лютиэн о смертной судьбе. [ Т 7 ]

Дэвид Гринман в «Мифлоре » сравнивает Туора как с хоббитскими героями «Властелина колец» , так и с классическими героями: [ 7 ]
Эра | «Герои-квесты» Толкина | Действие | Классические аналоги |
---|---|---|---|
Рано | Туор из Гондолина | Убегает от развалин города и творит заново в другом месте. | Эней спасается от падения Трои и основывает Рим. |
Поздно | Хоббиты Шира | Вернитесь в опустошенный дом, очистите его | Одиссей очищает Итаку от женихов Пенелопы. |
Биограф Толкина Джон Гарт пишет в своей книге «Миры Толкина» , что продуваемые всеми ветрами безлесные холмы Невраста , где Туор достигает скал и становится первым человеком, увидевшим море в легендариуме, «совершенно корнуэльские ». Гарт отмечает, что Туор стоит там на закате с раскинутыми руками, пока из воды не появляется Вала Ульмо , чтобы предсказать рождение сына Туора Эарендила, который в конечном итоге оказывается с Сильмарилом в небе в виде Вечерней звезды. [ 8 ] Немецкая художница Дженни Дольфен изобразила эту сцену в своей книге «И его сердце было наполнено тоской» 2019 года как пейзаж Корнуолла, где Туор окружен чайками. [ 8 ] [ 9 ] Гарт утверждает, что это означает, что Вечерняя звезда не была на западном небе, которое видел Туор, тогда как, когда Толкин посетил полуостров Ящерицы в Корнуолле в 1914 году, планета поднялась и зашла «прямо на запад», что было необычным зрелищем. Несколько недель спустя Толкин написал первое стихотворение своего легендариума «Путешествие Эарендела, Вечерней звезды». [ 8 ]
Идриль
[ редактировать ]Исследователь Толкина Мелани Ролз определяет Идриль как женского персонажа, обладающего свободой воли в произведениях Толкина: показано, что она способна действовать, как только достигнет понимания. [ 10 ] Идриль консультирует своего отца Тургона, который «очень мужественный и нуждается в женском аналоге», в его правлении Гондолином. Ролз также утверждает, что Идриль - «хорошо сбалансированная личность», и что Туор, сочетающий в себе мужские (воин) и женские (советник) качества, «хорошо ей подходит». [ 10 ] В Tor.com серии статей о людях Средиземья Меган Н. Фонтено высоко оценивает мудрость и терпеливость Идриль, рассказанную в истории Падения Гондолина. По мнению Фонтено, история Идриль представляет собой «важную веху в карьере рассказчика Толкина», поскольку она увидела в ней множество отголосков нескольких других женских персонажей Средиземья. [ 2 ]
Гринман сравнивает и противопоставляет роль Идриль в этой истории Кассандре и Елене Троянской , двум выдающимся женским фигурам в рассказах о Троянской войне : как и пророчица, Идриль предчувствовала надвигающуюся опасность, и, как и Елена, ее красота играла важную роль в подстрекательстве Предательство Маэглином Гондолина, которое в конечном итоге привело к его падению и разрушению. И наоборот, Гриман отмечает, что совет Идриль разработать план действий на случай непредвиденных обстоятельств для секретного пути побега из Гондолина был услышан ее народом, и что она всегда отвергала ухаживания Маэглина и оставалась верной Туору. [ 7 ]
Толкиена На вымышленном языке , , синдарине имя Идриль является формой квеньяского имени Итариллэ , Итарильдэ или Итарил , что означает «сверкающий блеск». [ Т 8 ] Эпитет Келебриндаль означает «Серебряная Нога»: согласно раннему «Очерку мифологии» (первой версии «Сильмариллиона » 1926 года), она была названа так «из-за белизны ее ног; и она ходила и танцевала, всегда босиком, по белому пути». и зеленые лужайки Гондолина». Толкин описывает ее так в этом тексте: «Она была очень красивая и высокая, ростом почти с воина, а ее волосы были фонтаном золота». Кристофер Толкин комментирует, что это описание может быть прототипом описания Галадриэли . [ Т 9 ] Это сообщение присутствует в самой ранней форме рассказа « Падение Гондолина» , в котором «люди называли ее Идриль Серебряных Ног за то, что она всегда ходила босиком и с непокрытой головой, королевской дочерью, какой бы она ни была, за исключением пышностей Айнур . "; тогда ее зовут Талцелеб или Талтелепта . [ Т 1 ]
Адаптации
[ редактировать ]Толкин подозревал, что его коллега-писатель и друг К.С. Льюис позаимствовал его идеи; он чувствовал, что персонажи Тора и Тинидрила в романе Льюиса « Переландра или Путешествие на Венеру » , опубликованном The Bodley Head в 1943 году, имели «определенное отголосок Туора и Идриль», и что Тинидрил, в частности, был подделкой как Идрила, так и Тинувиэля. , более ранняя версия его персонажа Лютиэн. [ 11 ]
В экранизациях Питера Джексона « Средиземья» Толкина Идриль должна была быть первоначальной владелицей меча Хадхафанг , оригинального изобретения дочерней продюсерской компании Weta Workshop . [ 12 ] Им владеют потомки Идриль Элронд и Арвен в некоторых сценах «Властелин колец» и «Хоббит» фильмов . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Толкин 1977 , гл. 23, «О Туоре и падении Гондолина»
- ^ Толкин 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе»: Генеалогические древа I и II: «Дом Финвэ и нолдорское происхождение Элронда и Элроса» и «Потомки Ольвэ и Эльвэ»
- ^ Толкин 1955 , Приложение A: Анналы королей и правителей, I Нуменорские короли
- ^ Толкин 1984b , «Падение Гондолина»
- ^ Толкин 1980 , «О Туоре и его приезде в Гондолин»
- ^ Толкин 1980 , «Описание Нуменора», примечание 2.
- ↑ Carpenter 2023 , № 153, Питеру Гастингсу, сентябрь 1954 г.
- ^ Толкин 1996 , "Шибболет Феанора"
- ^ Толкин 1986 , Самый ранний «Сильмариллион»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Томас, Пол Эдмунд (2013) [2007]. «Инклинги» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 71–72. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Jump up to: а б Фонтено, Меган (25 июля 2019 г.). «Изучение народа Средиземья: Идриль Дальнозоркая, Мудрая из советниц» . Тор.com . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Драут, Майкл, округ Колумбия , изд. (2013) [2007]. «Элессар». Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 147–148. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Кутрас, Лиза (2016). Теология красоты Толкина: величие, великолепие и превосходство в Средиземье . Спрингер. п. 193. ИСБН 978-1-1375-5345-4 .
- ^ Роджерс, Дженнифер (2019). «Падение Гондолина» Дж. Р. Р. Толкина. Толкиенские исследования . 16 (1): 170–174. дои : 10.1353/tks.2019.0013 . ISSN 1547-3163 . S2CID 211969055 .
- ^ Гринвуд, Линда (2005). «Любовь: 'Дар смерти' ». Толкиенские исследования . 2 (1): 171–195. дои : 10.1353/tks.2005.0019 . ISSN 1547-3163 . S2CID 171004496 .
- ^ Jump up to: а б с д Гринман, Дэвид (1992). «Энеидические и одиссейские модели побега и освобождения в произведениях Толкиена «Падение Гондолина» и «Возвращение короля» » . Мифлор . 18 (2). Статья 1.
- ^ Jump up to: а б с Гарт, Джон (2020). Миры Толкина: места, вдохновлявшие воображение писателя . Лондон: Издательство White Lion. п. 64. ИСБН 978-0-7112-4127-5 . OCLC 1181910875 .
- ^ Дольфен, Дженни (2019). «И сердце его наполнилось тоской» . Твиттер . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ролз, Мелани (2015). «Женское начало у Толкина». В Крофте, Джанет Бреннан ; Донован, Лесли А. (ред.). Опасно и справедливо: женщины в творчестве и жизни Дж. Р. Р. Толкина . Мифопоэтическая пресса . стр. 99–117. ISBN 978-1-887726-01-6 . OCLC 903655969 .
- ^ Коуторн, Найджел (2012). Краткое руководство по Дж. Р. Р. Толкину: подробное введение в автора «Хоббита» и «Властелина колец» . Лондон: Hachette UK. ISBN 978-1-7803-3860-6 .
- ^ Дердзинский, Рышард, изд. (2002). «Язык в фильме «Властелин колец» . Архивировано из оригинала 11 августа 2002 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Лорд Элронд из Ривенделла: Дол Гулдур» . Мастерская Weta . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 17 марта 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина : переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1984b). Кристофер Толкин (ред.). Книга утраченных сказаний . Том. 2. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-36614-3 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .
- Толкин, JRR (1986). Кристофер Толкин (ред.). Формирование Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-42501-5 .