Культурный ландшафт
Культурный ландшафт — это термин, используемый в области географии , экологии и исследований наследия для описания симбиоза человеческой деятельности и окружающей среды. По определению Комитета всемирного наследия , это «культурные объекты, [которые] представляют собой совокупность творений природы и человека» и делятся на три основные категории: [1]
- « пейзаж , спроектированный и созданный человеком намеренно»
- «органически развитый ландшафт», который может быть « реликтовым (или ископаемым) ландшафтом» или «продолжающимся ландшафтом».
- «ассоциативный культурный ландшафт», который может быть ценен благодаря «религиозным, художественным или культурным ассоциациям природного элемента».
Историческое развитие
[ редактировать ]Понятие «культурные пейзажи» можно встретить в европейской традиции пейзажной живописи . [2] Начиная с 16 века, многие европейские художники рисовали пейзажи в пользу людей, сводя людей на своих картинах к фигурам, включенным в более широкие, региональные пейзажи. [3]
Само слово « пейзаж » объединяет слово «земля» с глаголом германского происхождения «scapjan/schaffen», что буквально означает «оформленные земли». [4] Тогда считалось, что земли сформированы силами природы, и уникальные детали таких ландшафтов (земель в форме) сами стали предметом «пейзажных» картин. [3]
Географу Отто Шлютеру приписывают то, что он впервые официально использовал «культурный ландшафт» как академический термин в начале 20 века. [5] В 1908 году Шлютер утверждал, что, определив географию как Landschaftskunde (науку о ландшафте), это даст географии логический предмет, не разделяемый ни одной другой дисциплиной. [5] [6] Он определил две формы ландшафта: Urlandschaft (перевод «исходный пейзаж») или ландшафт, существовавший до серьезных изменений, вызванных деятельностью человека, и Kulturlandschaft (перевод «культурный ландшафт»), ландшафт, созданный человеческой культурой. Главной задачей географии было проследить изменения в этих двух ландшафтах. [7]
Именно Карл О. Зауэр , географ , оказал, вероятно, наибольшее влияние на продвижение и развитие идеи культурных ландшафтов. [8] Зауэр был полон решимости подчеркнуть роль культуры как силы в формировании видимых особенностей земной поверхности в ограниченных областях. В рамках его определения физическая среда сохраняет центральное значение как среда, с помощью которой действуют человеческие культуры. [9] Его классическое определение «культурного ландшафта» звучит следующим образом: [7]
«Культурный ландшафт формируется из природного ландшафта культурной группой. Культура — это агент, природная территория — это среда, культурный ландшафт — это результат»
Со времени первого официального использования этого термина Шлютером и эффективного продвижения этой идеи Зауэром концепция «культурных ландшафтов» по-разному использовалась, применялась, обсуждалась, развивалась и уточнялась в академических кругах. Например, в 1950-х годах Дж. Б. Джексон и его публикация «Пейзаж» оказали влияние на целое поколение американских ученых, в том числе на историков архитектуры Дениз Скотт Браун и Гвендолин Райт . [10]
К 1992 году Комитет всемирного наследия решил созвать совещание «специалистов» для консультирования и оказания помощи в переработке Оперативного руководства Комитета, включив «культурные ландшафты» в качестве варианта включения в список объектов наследия, которые не были ни чисто природными, ни чисто культурными по форме ( т.е. «смешанное» наследие). [11]
Актуальность концепции
[ редактировать ]Принятие и использование Комитетом всемирного наследия концепции «культурных ландшафтов» привело к тому, что многие специалисты во всем мире и многие страны идентифицировали «культурные ландшафты», оценивали «культурные ландшафты», вносили «культурные ландшафты» в списки наследия, управляли «культурными ландшафтами». и эффективно сделать «культурные ландшафты» известными и видимыми всему миру, с весьма практическими последствиями и проблемами. [11]
В научном обзоре совместных усилий Комитета всемирного наследия, множества специалистов со всего мира и стран по применению концепции «культурных ландшафтов», проведенном в 2006 году, было отмечено и сделано следующее заключение:
«Хотя концепция ландшафта в течение некоторого времени была оторвана от своих первоначальных художественных ассоциаций... все еще существует доминирующий взгляд на пейзажи как на вписанную поверхность, подобную карте или тексту, из которой культурный смысл и социальные формы могут просто быть прочитанным». [12]
В академических кругах любая система взаимодействия между деятельностью человека и естественной средой обитания рассматривается как культурный ландшафт. В некотором смысле это понимание шире, чем определение, применяемое в ЮНЕСКО, и включает почти всю оккупированную поверхность мира, а также почти все виды использования, экологию, взаимодействия, практики, верования, концепции и традиции людей, живущих в культурных ландшафтах. [11] Вслед за этим географ Хоан Паредес определяет культурный ландшафт как:
«...окружающая среда, измененная человеком с течением времени, долгосрочная комбинация антропогенного воздействия на эту среду и физических ограничений, ограничивающих или обусловливающих человеческую деятельность. Это географическая область, включающая природные и культурные ресурсы – связано с исторической эволюцией, которая уступает место узнаваемому ландшафту для конкретной человеческой группы, вплоть до того, что другие могут его идентифицировать как таковой». [13] [14]
Концепция культурного ландшафта полезна для устойчивого управления и сохранения наследия. Принятие подхода к культурному ландшафту может связать отдельные аспекты культурного наследия, такие как исторические здания, региональные материальные ресурсы и народные методы строительства, в единое понятие идентичности и места. [15] [16] Это может объединить материальное и нематериальное наследие, выявить риски в рамках сложной системной динамики и переключить фокус сохранения с защиты прошлого на управление будущими изменениями. Это может стать средством реализации подходов, ориентированных на людей, которые поддерживают местную собственность и участие в объектах культурного наследия. [17] Эта парадигма увязывает управление исторической средой с современным отношением к управлению окружающей средой в целом, на которое также влияют перспективы культурного ландшафта. [18] [19]
Некоторые университеты теперь предлагают степени специалиста по изучению культурных ландшафтов, в том числе, например, университеты Неаполя, Сент-Этьена и Штутгарта, которые выдают диплом магистра культурных ландшафтов.
Примеры
[ редактировать ]Комитет всемирного наследия определил и внес в список ряд территорий или объектов как культурные ландшафты, имеющие универсальную ценность для человечества, включая следующие: [20]
Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993 г.)
[ редактировать ]«В 1993 году национальный парк Тонгариро стал первым объектом, включенным в Список всемирного наследия в соответствии с пересмотренными критериями, описывающими культурные ландшафты. Горы в центре парка имеют культурное и религиозное значение для народа маори и символизируют духовные связи между это сообщество и его окружающая среда. В парке есть действующие и потухшие вулканы, разнообразные экосистемы и впечатляющие пейзажи».
Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994 г.)
[ редактировать ]«Этот парк, ранее называвшийся национальным парком Улуру (Айерс-Рок – гора Ольга), представляет собой впечатляющие геологические образования, которые доминируют над обширной красной песчаной равниной центральной Австралии. Улуру, огромный монолит, и Ката Тьюта, скальные купола, расположенные к западу от Улуру, являются частью традиционной системы верований одного из старейших человеческих обществ в мире. Традиционными владельцами Улуру-Ката Тьюта являются Анангу ». аборигены
Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)
[ редактировать ]«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плоды знаний, передаваемые от одного поколения к другому, а также выражение священных традиций и хрупкого социального баланса, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой».
Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)
[ редактировать ]«В 19 веке Синтра стала первым центром европейской романтической архитектуры. Фердинанд II превратил разрушенный монастырь в замок, где эта новая чувствительность проявилась в использовании готических, египетских, мавританских и ренессансных элементов и в создании парка, сочетающего местные и экзотические породы деревьев. Другие прекрасные жилища, построенные в том же духе в окружающей Серре, создали уникальное сочетание парков и садов, которое повлияло на развитие ландшафтной архитектуры по всей Европе».
Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)
[ редактировать ]« Лигурийское побережье между Чинкве-Терре и Портовенере представляет собой культурный ландшафт огромной живописной и культурной ценности. Планировка и расположение небольших городов, а также формирование окружающего ландшафта, преодолевающее недостатки крутой, неровной местности, воплощают в себе непрерывную историю. человеческих поселений в этом регионе за последнее тысячелетие».
Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999 г.)
[ редактировать ]Национальный парк Хортобадь является крупнейшим сплошным естественным лугом в Европе, а это означает, что он образовался не в результате вырубки лесов или контроля рек. Первый венгерский национальный парк (создан в 1973 году), это крупнейшая охраняемая территория страны (82 тыс. га). Значительная часть его является биосферным заповедником, а четверть его площади находится под международной защитой в соответствии с Рамсарской конвенцией об охране водно-болотных угодий. [22]
Матобо Хиллз, Зимбабве (2003)
[ редактировать ]Район Матобо-Хиллз представляет собой множество характерных скальных форм рельефа, возвышающихся над гранитным щитом, покрывающим большую часть Зимбабве. Большие валуны служат обильным естественным укрытием и были связаны с деятельностью человека с раннего каменного века до ранних исторических времен, а с тех пор периодически. Здесь также представлена выдающаяся коллекция наскальных рисунков. Холмы Матопо продолжают оставаться в центре внимания местного сообщества, которое до сих пор использует святыни и священные места, тесно связанные с традиционной, социальной и экономической деятельностью.
Королевский ботанический сад, Кью (2003)
[ редактировать ]Королевский ботанический сад Кью ( Kew Gardens ) — это исторический ландшафтный сад, который иллюстрирует важные садовые стили 18-20 веков. [23] Кью-Гарденс является домом для ботанических коллекций (сохранившихся растений, живых растений и документов), которые имеют глобальное историческое значение и продолжают использоваться сегодня, включая коллекцию гербария с более чем 8,5 миллионами сохранившихся образцов растений и грибов. [24] Живые коллекции садов насчитывают более 27 000 таксонов. [25] С момента своего создания в 1759 году сады вносят значительный и постоянный вклад в исследования разнообразия растений и экономической ботаники. [26]
Дрезден, долина Эльбы, Германия (2004 г.)
[ редактировать ]18-го и 19-го веков «Культурный ландшафт дрезденской долины Эльбы ... включает низкие луга и венчается дворцом Пильниц и центром Дрездена с его многочисленными памятниками и парками 16-20 веков. Пригородные виллы и сады XIX и XX веков и ценные природные объекты».
Этот пейзаж был исключен из списка всемирного наследия в 2009 году из-за строительства четырехполосного шоссе через Эльбу. [27]
Сент-Килда, Великобритания (2005)
[ редактировать ]Архипелаг Сент-Килда на Внешних Гебридских островах Шотландии был первоначально внесен в список объектов природного наследия в 1986 году по рекомендации МСОП. [28] благодаря своим превосходным природным особенностям и местам обитания редких и исчезающих видов птиц. В 1986 году ИКОМОС также рекомендовал внести этот объект в список по культурному критерию (касающемуся традиционного населенного пункта), заявив, что «архипелаг Сент-Килда идеально соответствует определению культурного и природного объекта, ценность которого должна приниматься во внимание в оценка, дополняющая оценку МСОП», [29] однако это не было выполнено ЮНЕСКО.
МСОП прокомментировал свою первоначальную оценку, и комитет ЮНЕСКО также заявил при включении, что морская среда, окружающая архипелаг, должна быть рассмотрена для внесения в список, а границы расширены. Государство-участник не указало это в своем первоначальном заявлении. В ответ на отчет, подготовленный Гринпис в 1998 году, в котором выражалась обеспокоенность по поводу потенциального воздействия на этот объект разведки нефти на окружающем морском дне, граница была продлена в 2004/5 году, и объект был дополнительно внесен в список по дополнительному природному критерию (касающемуся экологического критерия). процессы). [30] В рамках процесса повторного включения в список он был повторно номинирован по двум культурным критериям, рекомендованным для включения в список ИКОМОС: [31] и на этот раз внесен в список ЮНЕСКО в 2005 году и обозначен как «органически развившийся реликтовый культурный ландшафт».
«На впечатляющий природный ландшафт и придание всему этому масштаба — богатый культурный ландшафт, который является исключительным свидетельством тысячелетий человеческой деятельности».
Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)
[ редактировать ]«Ландшафт виноградников Лаво наглядно демонстрирует свою эволюцию и развитие на протяжении почти тысячелетия благодаря хорошо сохранившимся ландшафтам и зданиям, которые демонстрируют продолжение и эволюцию давних культурных традиций, характерных для этой местности».
Ранний сельскохозяйственный участок Кук (2008 г.)
[ редактировать ]Ранний сельскохозяйственный участок Кук ( Болото Кук ) расположен в западном высокогорье Папуа-Новой Гвинеи, на высоте 1500 метров и занимает площадь 116 га. [32] Кук — одно из немногих мест в мире, где археологические данные свидетельствуют о независимом развитии сельского хозяйства, а водно-болотные угодья сохраняют археологические свидетельства сельскохозяйственной практики, насчитывающей 10 000 лет. [33]
Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу, Китай (2011 г.)
[ редактировать ]« Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу , включающий Западное озеро и холмы, окружающие его с трех сторон, вдохновлял известных поэтов, ученых и художников с 9-го века. Он включает в себя многочисленные храмы, пагоды, павильоны, сады и декоративные деревья, а также как дамбы и искусственные острова».
Дорожная система инков, северо-запад Аргентины, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)
[ редактировать ]Капак-Нан — это обширная коммуникационная, торговая и оборонительная сеть дорог инков, простирающаяся на 30 000 км. Построенная инками на протяжении нескольких столетий и частично основанная на доинкской инфраструктуре, эта необычная сеть, проходящая через одну из самых экстремальных географических территорий мира, соединила заснеженные вершины Анд – на высоте более 6000 м – с побережьем. , пролегающий через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Максимального расширения он достиг в 15 веке, когда распространился по всей длине Анд. Система дорог Капак Ньян, Анд, включает в себя 273 составных участка протяженностью более 6000 км, которые были выбраны для того, чтобы подчеркнуть социальные, политические, архитектурные и инженерные достижения сети, а также связанную с ней инфраструктуру для торговли, проживания и хранения, а также как места религиозного значения. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Культурная зона
- Культурная география
- Культурный регион
- Экомузей
- Обзор исторических американских пейзажей
- Ландшафтная архитектура
- Списки объектов всемирного наследия
- Использование огня коренными американцами
- Природный ландшафт
- Постоянная европейская конференция по изучению сельского ландшафта
- Социальное пространство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЮНЕСКО (2012 г.) Оперативное руководство по осуществлению Конвенции о всемирном наследии [1] . Архивировано 27 ноября 2019 г. в Wayback Machine . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Париж. Страница 14.
- ^ Паннелл, С. (2006) Примирение природы и культуры в глобальном контексте: уроки из Списка всемирного наследия. Университет Джеймса Кука. Кэрнс, Австралия. Страница 62
- ^ Jump up to: а б ГИБСОН, WS (1989) Зеркало Земли: мировой пейзаж во фламандской живописи шестнадцатого века. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси
- ^ ХАБЕР, В. (1995) Концепция, происхождение и значение ландшафта . Культурные ландшафты универсальной ценности ЮНЕСКО: компоненты глобальной стратегии. ЮНЕСКО, Нью-Йорк. Страницы 38-42.
- ^ Jump up to: а б ДЖЕЙМС, П.Е. и МАРТИН, Дж. (1981) Все возможные миры: история географических идей . Джон Уайли и сыновья. Нью-Йорк, стр.177.
- ^ ЭЛКИНС, TH (1989) Человеческая и региональная география в немецкоязычных странах в первые сорок лет двадцатого века . ЭНТРИКЕН, Дж. Николас и БРУНН, Стэнли Д. (редакторы) Размышления о книге Ричарда Хартшорна «Природа географии». Периодические публикации Ассоциации американских географов, Вашингтон, округ Колумбия. Страница 27
- ^ Jump up to: а б К. Бхаратдвадж (2009). Физическая география: оценки ландшафта . Издательство Дискавери. п. 6. ISBN 978-81-8356-441-0 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ ДЖЕЙМС, П.Е. и МАРТИН, Дж. (1981) Все возможные миры: история географических идей. Джон Уайли и сыновья. Нью-Йорк. Стр. 321-324.
- ^ Зауэр, C (1925) Морфология ландшафта . Публикации Калифорнийского университета по географии. Номер 22. Страницы 19-53.
- ^ Повседневная Америка: исследования культурного ландшафта после Дж. Б. Джексона . Уилсон, Крис, 23 декабря 1951 г., Грот, Пол Эрлинг. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 2003. ISBN 9780520935907 . OCLC 56028907 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с ФАУЛЕР, П.Дж. (2003) Культурные ландшафты всемирного наследия, 1992–2002 гг. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Париж, Франция.
- ^ Паннелл, С. (2006) Примирение природы и культуры в глобальном контексте: уроки из Списка всемирного наследия. Университет Джеймса Кука, Кэрнс. Страница 63
- ^ ПАРЕДЕС, XM (2015a) Полезность кельтизма. Кельтский кельтизм в 21 веке . Труды Jornadas das Letras Galician-Portugueses 2012–2014, DTS и SAGA. Страницы 175-190
- ^ ПАРЕДЕС, XM (2015b): «Ни порядка, ни прогресса на нашей территории. Территориальная (дез)организация в Галичине». Журнал Интер. Междисковый. ИНТЕРТЕЗ , т.12, н. 12, Федеральный университет Санта-Катарины, Флорианополис, Бразилия, стр. 95-115
- ^ Друри, Энн; Макферсон, Пи Джей (2008). Политика и руководство принципами сохранения для устойчивого управления исторической средой . Английское наследие. OCLC 938989498 .
- ^ Уилан, Ивонн (22 апреля 2016 г.). Мур, Ниам (ред.). Наследие, память и политика идентичности . дои : 10.4324/9781315586694 . ISBN 9781317122265 .
- ^ «Подходы, ориентированные на человека: вовлечение сообществ и развитие потенциала для управления наследием» , Heritage, Conservation and Communities , Routledge, стр. 54–69, 01 декабря 2016 г., doi : 10.4324/9781315586663-13 , ISBN 978-1-315-58666-3 , получено 03 марта 2021 г.
- ^ Джонс, Майкл (2003), Паланг, Ханнес; Фрай, Гэри (ред.), «Концепция культурного ландшафта: дискурс и повествования» , «Ландшафтные интерфейсы: культурное наследие в меняющихся ландшафтах» , серия «Пейзаж», том. 1, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 21–51, номер документа : 10.1007/978-94-017-0189-1_3 , ISBN. 978-94-017-0189-1 , получено 03 марта 2021 г.
- ^ Фарина, Альмо (1 апреля 2000 г.). «Культурный ландшафт как модель интеграции экологии и экономики» . Бионаука . 50 (4): 313–320. doi : 10.1641/0006-3568(2000)050[0313:TCLAAM]2.3.CO;2 . ISSN 0006-3568 .
- ^ Культурный ландшафт. Архивировано 16 декабря 2019 г. в Wayback Machine ЮНЕСКО. По состоянию на 9 января 2008 г.
- ^ Малиг, Джоджо (26 июня 2012 г.). «Рисовые террасы Филиппин больше не в опасности» . Новости АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Венгерская туристическая компания, Национальный парк Хортобадь
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Королевский ботанический сад Кью» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Запуск стратегии научных коллекций на 2018–2028 годы | Кью» . www.kew.org . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Живые коллекции | Кью» . www.kew.org . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Королевский ботанический сад Кью» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Дрезден исключен из списка всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО. 25 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ Оценка Консультативного совета МСОП (1986 г.) https://whc.unesco.org/document/153340
- ^ Оценка Консультативного совета ИКОМОС (1986) https://whc.unesco.org/document/153338
- ^ Оценка Консультативного совета МСОП (2004 г.) https://whc.unesco.org/document/153344
- ^ Оценка Консультативного совета ИКОМОС (2005 г.) https://whc.unesco.org/document/155192
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Раннеземледельческий участок Кук» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Раннеземледельческий участок Кук» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Древний китайский культурный ландшафт, Западное озеро Ханчжоу, внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Конзен, М., 1993, «Исторический импульс в географических сочинениях о Соединенных Штатах, 1850–1990 годы», в книге Конзен, М., Рамни, Т. и Винн, Г., « Руководство для ученых по географическим сочинениям о прошлом Америки и Канады». , Издательство Чикагского университета, Чикаго, стр. 3 90.
- Деневан Уильям М., 1992, «Америка до и после 1492 года: текущие географические исследования», Анналы Ассоциации американских географов , Том. 82, № 3, стр. 369–385.
- Элкинс, TH, 1989, «Человеческая и региональная география в немецкоязычных странах в первые сорок лет двадцатого века», в книге Дж. Николаса Энтрикина и Стэнли Д. Брунна (ред.). Размышления о книге Ричарда Хартшорна «Природа географии» , периодические публикации Ассоциации американских географов, Вашингтон, округ Колумбия. 17-34.
- Джеймс П.Е. и Мартин Г., 1981, Все возможные миры: история географических идей , John Wiley & Sons, Нью-Йорк.
- Джонс, М., 2003, «Концепция культурного ландшафта: дискурс и нарративы», в Х. Паланге и Г. Фрае (ред.), Ландшафтные интерфейсы. Культурное наследие в меняющихся ландшафтах , Дордрехт, 21-51
- Зауэр, К., 1925, Морфология ландшафта , Публикации Калифорнийского университета по географии, 22:19-53.
- Федоров, Роман (2013). «Генезис культурного ландшафта Урала и Сибири» . Журнал евразийских исследований . 4 (2): 207–216. дои : 10.1016/j.euras.2013.03.010 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья на веб-странице ЮНЕСКО «Культурные ландшафты» с указанием всех перечисленных культурных ландшафтов. По состоянию на 9 января 2008 г.
- Оперативное руководство Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по осуществлению Конвенции о всемирном наследии, по состоянию на 11 ноября 2007 г.
- Публикация серии Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Культурные ландшафты всемирного наследия, 1992–2002 гг.» , по состоянию на 9 января 2008 г.
- Паннелл, С. (2006) Примирение природы и культуры в глобальном контексте: уроки из Списка всемирного наследия. Университет Джеймса Кука, Кэрнс. По состоянию на 11 ноября 2007 г.
- Комитет по культурным ландшафтам Международной федерации ландшафтных архитекторов, по состоянию на 26 января 2009 г.
- Программа «Культурный ландшафт» Службы национальных парков, доступ осуществлен 3 апреля 2024 г.