Джами
Мавлана Джами | |
---|---|
Мистик, духовный поэт, историк, теолог | |
Рожденный | 7 ноября 1414 г. [ 1 ] Торбат Джам , Хорасан , Империя Тимуридов |
Умер | 9 ноября 1492 г. Герат , Хорасан , Афганистан | ( 78 лет
Почитается в | Суннитский ислам |
Влияния | Мухаммад , Ходжа Абдулла Ансари , Руми , Ибн Араби |
Под влиянием | Мухаммад Икбал |
Традиция или жанр | Суфийская поэзия |
Нур ад-Дин Абд ар-Рахман Джами ( персидский : Нуруддин Абдул Рахман Джами ; 7 ноября 1414 - 9 ноября 1492), также известный как Мавлана Нур ад-Дин Абд ар-Рахман или Абд-ар-Рахман Нур-Аль- Дин Мухаммад Дашти , или просто Джами или Джами , а в Турции как Молла Джами , был суннитом. [ 2 ] поэт, известный своими достижениями как плодовитый учёный и автор мистической суфийской литературы. Он был прежде всего выдающимся поэтом-теологом школы Ибн Араби и суфием- хваджагани , известным своим красноречием и анализом метафизики милосердия. [ 3 ] [ 4 ] Его самые известные поэтические произведения — «Хафт Ауранг» , «Тухфат аль-Ахрар» , «Лейла ва Меджнун» , «Фатихат аль-Шабаб» , «Лаваих» , «Аль-Дурра аль-Фахира» . Джами принадлежал к ордену Накшбанди суфийскому . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Джами родился в Харджерде , в Хорасане, в персидской семье. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Ранее его отец Низам ад-Дин Ахмад б. Шамс ад-Дин Мухаммад был родом из Дашта, небольшого городка в округе Исфахан . [ 8 ] Через несколько лет после его рождения его семья переехала в Герат , где он смог изучать перипатетизм , математику , персидскую литературу , естественные науки , арабский язык , логику , риторику и исламскую философию в Университете Низамии . [ 9 ] Его отец, тоже суфий, стал его первым учителем и наставником. [ 10 ] Находясь в Герате, Джами занимал важную должность при дворе Тимуридов , участвуя в политике, экономике, философии и религиозной жизни той эпохи. [ 3 ] Джами был мусульманином -суннитом . [ 2 ]
Поскольку его отец был родом из Дашта, ранний псевдоним Джами был Дашти, но позже он решил использовать Джами по двум причинам, которые он позже упомянул в стихотворении:
Мое рождение — чаша и тайна моего пера.
Это глоток из чаши шейха аль-Ислами.
Обязательно в поэтический журнал
В двух смыслах моя фамилия Джами
Моя родина Джем , и моя ручка
Выпил из (знания) Шейх-уль-Ислама (Ахмада) Джема
Поэтому в книгах стихов
Мой псевдоним Джами по этим двум причинам.
Джами был наставником и другом известного тюркского поэта Алишера Навои , о чем свидетельствуют его стихи:
Он был турком, а я таджиком.
У нас обоих были близкие родственники.
У ки как Турк bud va man Tajik
Харду доштим кшехи наздик
Хоть он и турок, а я таджик,
Мы были близки друг другу. [ 11 ]
После этого он отправился в Самарканд , важнейший центр научных исследований в мусульманском мире , и завершил там свое обучение. Он предпринял паломничество, которое значительно укрепило его репутацию и еще больше укрепило его значение в персидском мире. [ 8 ] У Джами был брат по имени Молана Мохаммад, который, очевидно, был ученым человеком и мастером музыки, и у Джами есть стихотворение, оплакивающее его смерть. Джами родил четырех сыновей, но трое из них умерли, не дожив до первого года жизни. [ 12 ] Выжившего сына звали Зия-ол-Дин Юсеф, и Джами написал свой Бахарестан для этого сына .
В конце своей жизни он жил в Герате. Его эпитафия гласит: «Когда твое лицо скрыто от меня, как луна, скрытая в темной ночи, я проливаю звезды слез, и все же моя ночь остается темной, несмотря на все эти сияющие звезды». [ 13 ] Существует множество дат его смерти, но большинство из них утверждает, что это был ноябрь 1492 года. Хотя фактическая дата его смерти несколько неизвестна, год его смерти знаменует собой конец как его великой поэзии и вклада, так и поворотный год политических перемен, когда спустя 781 год Испания больше не была населена арабами. [ 14 ] Его похороны провел принц Герата, и на них присутствовало большое количество людей, что продемонстрировало его глубокое влияние. [ 12 ]
Учения и суфизм
[ редактировать ]В своей роли суфийского шейха , начавшейся в 1453 году, Джами изложил ряд учений, касающихся следования по суфийскому пути. Он провел различие между двумя типами суфиев, которых теперь называют «пророческим» и «мистическим» духом. [ 15 ] Джами известен как своим крайним благочестием, так и мистицизмом. [ 3 ] [ 4 ] Он оставался стойким суннитом на своем пути к суфизму и разработал образы земной любви и ее использования для изображения духовной страсти искателя Бога. [ 3 ] [ 16 ] Он начал интересоваться суфизмом в более раннем возрасте, когда получил благословение от главного соратника Ходжи Мохаммада Парсы, приехавшего из города. [ 17 ] Оттуда он обратился за советом к Саад-ад-Дину Касгари, основываясь на сне, в котором ему было сказано взять Бога и стать его товарищем. [ 18 ] Джами последовал за Касагари, и они стали связаны друг с другом после женитьбы Джами на внучке Касгари. [ 17 ] Он был известен своей преданностью Богу и стремлением отделиться от мира, чтобы стать ближе к Богу, что часто заставляло его забывать о социальных нормах. [ 17 ]
После своего возвращения в общественный мир он стал участвовать в широком спектре социальной, интеллектуальной и политической деятельности в культурном центре Герата. [ 17 ] Он занимался школой Ибн Араби, значительно обогащая, анализируя, а также изменяя школу Ибн Араби. Джами продолжал возрастать в дальнейшем понимании Бога посредством чудесных видений и подвигов, надеясь достичь великого познания Бога в компании того, кто благословлен Им. [ 17 ] Он считал, что есть три цели достижения «постоянного присутствия с Богом» через непрерывность и молчание, незнание своего земного состояния и постоянное состояние духовного наставника. [ 19 ] Джами писал о своем ощущении, что Бог присутствует везде и неотъемлемо во всем. [ 15 ] Он также определил ключевые термины, связанные с суфизмом, включая значение святости, святого, разницу между суфием и тем, кто все еще стремится на пути, искателей вины, различные уровни таухида и харизматические подвиги святых. [ 19 ] Часто методология Джами не следовала школе Ибн Араби, например, в вопросе о взаимной зависимости между Богом и его творениями Джами заявил: «Мы и Ты не отделены друг от друга, но мы нуждаемся в Тебе, тогда как Ты не нуждаешься в нас».
Джами создал всеобъемлющее единство, подчеркнутое в единстве с возлюбленным, любимым и любимым, устранив веру в то, что они разделены. [ 15 ] На Джами во многом повлияли различные предшественники и нынешние суфии, он включил их идеи в свои собственные и развил их дальше, создав совершенно новую концепцию. По его мнению, любовь к Мухаммеду была фундаментальной ступенькой для начала духовного пути. Джами служил учителем нескольким последователям, а одному ученику, который попросил стать его учеником и который утверждал, что никогда никого не любил, он сказал: «Сначала иди и люби, затем приди ко мне, и я покажу тебе путь». [ 19 ] [ 20 ] На протяжении нескольких поколений у Джами была группа последователей, представляющих его знания и влияние. Джами по-прежнему известен не только своей поэзией, но и своими научными и духовными традициями персоязычного мира. [ 19 ] Наибольшим вкладом в анализ работы Джами, возможно, стал его анализ и обсуждение милости Бога к человеку, что дало новое определение тому, как интерпретировались предыдущие тексты.
Работает
[ редактировать ]Джами написал около восьмидесяти семи (87) книг и писем, некоторые из которых были переведены на английский язык. Его произведения варьируются от прозы до поэзии, от обыденных до религиозных. Он также написал труды по истории и науке. Кроме того, он часто комментирует работы предыдущих и нынешних богословов, философов и суфиев. [ 3 ]
В Герате его руководство по проектированию ирригации включало расширенные чертежи и расчеты и до сих пор является ключевым справочником для отдела ирригации. [ 21 ] Его поэзия вдохновлена газелями Хафиза , а его знаменитый и красивый диван Хафт Ауранг («Семь престолов») , по его собственному признанию, находится под влиянием произведений Низами . «Хафт Ауранг», также известный как длинные маснави или матнави, представляет собой сборник из семи стихотворений. [ 22 ] В каждом стихотворении обсуждается отдельная история, например, «Саламан ва Абсал», в котором рассказывается история плотского влечения принца к его кормилице. [ 23 ] Джами использует аллегорическую символику в сказке, чтобы изобразить ключевые этапы суфийского пути, такие как покаяние, и раскрыть философские, религиозные или этические вопросы. [ 12 ] [ 22 ] Каждый из аллегорических символов имеет значение, подчеркивающее знание и интеллект, особенно Бога. Эта история отражает представление Джами о суфийском короле как об идеальном средневековом исламском правителе, который покается и встанет на суфийский путь, чтобы осознать свое звание «истинного» наместника Бога и стать ближе к Богу. [ 22 ]
Другая композиция Джами — это «Херад -наме» , которую он сочинил в традициях Александровского романа , особенно в персидской версии « » Низами Гянджеви Искандарнаме . Он завершил эту работу, вероятно, около 1485 года, и в ней он переносит акцент с рассказов о путешествии и завоеваниях Александра на короткие анекдоты, отражающие понятия мудрости и философии. [ 24 ] [ 25 ]
Кроме того, Джами известен своими тремя сборниками лирических стихов, написанных от его юности до конца его жизни, под названием «Фатихат аль-Шабаб» («Начало юности») и «Васитат аль-икд» («Центральная жемчужина в ожерелье»). и Хатимат аль-Хаят (Завершение жизни). [ 12 ] На протяжении всей работы Джами ссылки на суфизм и суфий становятся ключевыми темами. Одной из самых глубоких его идей было мистико-философское объяснение природы божественного милосердия, ставшее результатом его комментариев к другим произведениям. [ 3 ]
произведение искусства
[ редактировать ]Джами также известен своей поэзией, оказавшей влияние на персидские картины, изображающие историю Персии через рукописные картины, и включенную в них. Большая часть его собственной литературы включала иллюстрации, которые еще не были распространены в литературе. Глубокая поэзия Джами обычно сопровождается богатыми картинами, отражающими сложность творчества Джами и персидской культуры. [ 26 ]
Влияние работ Джами
[ редактировать ]Джами работал при дворе Тимуридов в Герате, помогая переводчиком и коммуникатором. [ 3 ] Его поэзия отражала персидскую культуру и была популярна на исламском Востоке, в Центральной Азии и на Индийском субконтиненте. [ 3 ] Поэзия Джами обращалась к популярным идеям, которые вызвали интерес суфиев и несуфиев к его творчеству. [ 15 ] Он был известен не только своей поэзией, но и своими богословскими работами и комментариями по вопросам культуры. [ 3 ] Его работы использовались в нескольких школах от Самарканда до Стамбула и Хайрабада в Персии, а также в Империи Великих Моголов . [ 3 ] На протяжении веков Джами был известен своей поэзией и глубокими знаниями. В последние полвека Джами начали игнорировать, а его работы забыли, что отражает серьезную проблему отсутствия исследований в области исламских и персидских исследований. [ 3 ] Его поэзия достигла Османской империи благодаря эмиграции поэта Басири в Стамбул. [ 27 ]
Диван Джами
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Среди его работ:
- Бахарестан (Обитель весны) по образцу Гюлестана Саади .
- Диванха-йе Сегане (Тройные диваны)
- Аль-Фаваед-Уз-Зияия . [ 28 ] Комментарий к трактату Ибн аль-Хаджиба об арабской грамматике Аль-Кафия . Этот комментарий был основным продуктом учебных программ османских медресе под именем его автора Молла Ками . [ 29 ]
- Хафт Ауранг (Семь престолов) Его главное поэтическое произведение. Пятый из семи рассказов — его знаменитый « Юсуф и Зулайха », в котором на основе Корана рассказывается история Иосифа и жены Потифара.
- Джаме -эсоканан-э Кая Парса
- Лаваих Трактат о суфизме (Световые лучи)
- Нафахат аль-Унс (Дыхание общения) Биографии суфийских святых
- Ресала-йе манасек-е хадж
- Ресала-йе музыкаки
- Ресала-йе тарик-е Кваджаган
- Ресала-йе сарайет-э декр
- Ресала-йе со аль-о-джаваб-е Индостан
- Сара-э хадис-е Аби Зарин аль-Акили
- Сар-решта-етарику-е Каджаган (Квинтэссенция Пути Мастеров)
- Шавахидал-нубувва (Отличительные признаки пророчества)
- Тайнис аль-лучат (Омонимия/каламбур языков) Лексикографический труд, содержащий одноименные персидские и арабские леммы. [ 30 ]
- Тухфат аль-Ахрар (Подарок благородному) [ 31 ]
Наряду с его работами есть его вклад в предыдущие работы и работы, созданные в ответ на его новые идеи. [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Вскоре после смерти Джами и с изменением границ возник «Персидский мир» с такими империями, как Сефевиды, Узбекская, Османская и Великая Моголов: его работы распространились вплоть до таких регионов, как Декан . Термин «персидский мир», относительно современное выражение, обозначает такие регионы, как Афганистан, Иран и несколько регионов Центральной Азии. [ 32 ] Однако современные ученые воспринимают употребление этого слова более транснационально, т. е. принимают во внимание также все регионы, в которых процветал и развивался персидский язык как язык, культура и традиция. Например, Индийский субконтинент является одним из таких регионов, где персидский язык (начиная с пятнадцатого и шестнадцатого веков) развивался и играл значительную роль. Персидский язык был не только придворным языком Империи Великих Моголов , но и языком официальных дискуссий, проводимых интеллектуалами и гражданским обществом. Хотя носители персидского языка в Иране всегда отличались от своих коллег из Южной Азии. Первые считали себя выше вторых. Несмотря на языковую политику и геокультурную идентичность, Джами был хорошо известен на Индийском субконтиненте еще при его жизни, до консолидации Империи Великих Моголов. Это произошло из-за Махмуда Гавана Имад ад-Дина (ум. 886/1481), мигранта из Гилани, который находился на службе у Бахмана. Шахи Декана. [ 32 ] Гаван предложил Джами эмигрировать в Индию, но тот вежливо отказался, сославшись на проблемы со здоровьем матери. Однако, когда у одного знакомого возникло искушение эмигрировать, Джами заявил, что не должен покидать «родину Хорасана ради черной земли Индии». [ 32 ] В обоих этих случаях можно увидеть сильную близость Джами к персидской земле.
В контексте Индийского субконтинента наследие и влияние Джами в посттимуридский период можно существенно оценить в различных случаях. Первый император Великих Моголов Захир ад-Дин Бабур в своих мемуарах «Бабурнама » называл Джами «выдающимся авторитетом эпохи во всех науках и поэтом такой известности, что простое упоминание его имени является источником благословения». ". [ 32 ] По словам британско-американского профессора персидских исследований Хамида Алгара , не газели или касыды Джами , а маснави , такие как Юсуф и Зулайха , считались столь выдающимися, поскольку последующие императоры Великих Моголов после Бабура, такие как Хумаюн , Акбар , Джахангир , Шахджахан, создали свои собственные версии повествования еще в девятнадцатом веке. [ 32 ] Влияние Джами на персидский урду на Индийском субконтиненте и на многих поэтов урду, таких как Галиб, также хорошо задокументировано в Южной Азии. Например, один из современных биографов Галиба Мехр Афшан Фаруки, обсуждая так называемый индийский стиль или стиль Моголов-Сефевидов в контексте истории персидской поэзии, прослеживает персидское влияние на урду от Бабы Фигани , ученика Джами. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джами: Али Асгар Хикмат, Перевод на урду Ариф Наушахи, стр. 124
- ^ Перейти обратно: а б Хамид Дабаши (20 ноября 2012 г.), Мир персидского литературного гуманизма , издательство Гарвардского университета, стр. 150, ISBN 9780674070615 Помимо того ,
что Джами был ведущим суфием, он также был набожным суннитом, весьма критически относящимся к шиизму...»
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ризви 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Джон (1961). Ислам . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
- ^ Дабаши 2012 , с. 150.
- ^ «ДжАМИ – Энциклопедия иранского языка » www.iranicaonline.org . Получено 2 октября 2019 г.
ДЖАМИ, АБД-АЛЬ-РАХМАН НУР-АД-ДИН р. Незам-ад-Дин Ахмад-э Дашти , грамматист, персидский поэт, ученый и суфий 15 века.
- ^ Брилл 2014 , с. ix, «работы персидского эрудита Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492) под эгидой Нойбауэрской коллегии для ...».
- ^ Перейти обратно: а б с Лосенский, Павел (23 июня 2008 г.). «ЖАМИ» . Энциклопедия Ираника.
- ^ Ризви 2006 , с. 64, «...семья переехала в город Герат. Там Джами продолжил обучение элементарным предметам языка, логики и риторики... в медресе-и Базар-и Хуш. Будучи подростком, он также начал обучение по изучению интеллектуальных дисциплин рационального богословия, философии и точных наук...».
- ^ Ризви 2006 , с. 63.
- ^ Абдуллаев К.Н. От Синьцзяна до Хорасана. Понедельник. 2009, стр.70
- ^ Перейти обратно: а б с д Уарт, Кл.; Массе, Х. «Джами, Мавлана Нур ад-Дин Абд ах-Рахман». Энциклопедия ислама .
- ^ Ахмед, Рашид (2001). Талибан , с. 40. Издательство Йельского университета.
- ^ Махачке 1996 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шиммель, АннМари (1975). Мистические аспекты ислама . Кэпитал-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
- ^ Перейти обратно: а б Рахман, Фазлур (1966). Ислам . Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алгар, Хамид (июнь 2008 г.). «Джами и суфизм». Энциклопедия Ираника .
- ^ Киа, Чад (июнь 2008 г.). «Джами и суфизм». Энциклопедия Ираника .
- ^ Перейти обратно: а б с д Алгар, Хамид (23 июня 2008 г.). «Джами и суфизм». Энциклопедия Ираника .
- ^ «ТОМ X_3_4» . Вахидуддин.нет. 18 октября 2005 г. Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Чоккакула, Шринивас (2009). «Исследование неравенства в ирригации: ирригационные системы каналов в районе Инджиль, Герат» . Серия тематических исследований. Отдел исследований и оценки Афганистана . п. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Лингвуд, Чад (март 2011 г.). «Саламан ва Абсал Джами: политические заявления и мистические советы, адресованные двору Ак-Коюнлу султана Якуба (ум. 896/1490)». Иранские исследования . 44 (2): 175–191. дои : 10.1080/00210862.2011.541687 . S2CID 154384698 .
- ^ Лингвуд, Чад (март 2011 г.). «Саламан ва Абсал Джами: политические заявления и мистические советы, адресованные двору Ак-Коюнлу султана Якуба (ум. 896/1490)». Иранские исследования . 44 (2): 174–191. дои : 10.1080/00210862.2011.541687 . S2CID 154384698 .
- ^ Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия в классическую эпоху, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. стр. 491, 504–510. ISBN 978-1-78673-664-2 .
- ^ Бюргель, Иоганн Кристоф; Бюргель, Кристоф Иоганн (1996). «Эпическая поэма Аами об Александре Македонском. Введение» . Ориенте Модерно . 15(76)(2):415–438. ISSN 0030-5472 .
- ^ Киа, Чад (23 июня 2008 г.). «Джами и персидское искусство». Энциклопедия Ираника .
- ^ Алгар 2019 , с. 83.
- ^ «Разъяснение Муллы Джами – Шарх Мулла Джами » . Arabbookshop.net . Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Окумуш, О. (1993). Мечеть Молла. В Энциклопедии ислама (том 7, стр. 94–99). Турецкий религиозный фонд.
- ^ Ширани, 6.
- ^ «Тухфат-уль-Ахрар Мауланы Джами (персидский): Маулана Абдул Рахман Джами: Бесплатная загрузка и потоковая передача: Интернет-архив» . 10 марта 2001 г. Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алгар, Хамид (2013). Создатели исламской цивилизации: Джами . Издательство Оксфордского университета. стр. 126–135. ISBN 9780199082544 .
- ^ Фаруки, Мехр Афшан (2021). Галиб: пустыня у моего порога: критическая биография . Индия: Пингвин Аллен Лейн. ISBN 978-0670094295 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Культура и обращение: литература в движении в Индии раннего Нового времени . БРИЛЛ. 2014. ISBN 9789004264489 .
- Абдуллаев, КН (2009). От Синт︠зи︠а︡ни︠а︡ до Хорасана : Из истории среднеазиатской эмиграции XX века . Понедельник. ISBN 978-99947-55-55-4 . OCLC 1167624395 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Алгар, Хамид (2019). «Джами и османы». У д'Юбера, Тибо; Папас, Александр (ред.). Джами в региональном контексте: восприятие работ Абд ар-Рахмана Джами в России . Брилл.
- Дабаши, Хамид (20 ноября 2012 г.), Мир персидского литературного гуманизма , издательство Гарвардского университета, стр. 150, ISBN 9780674070615
- Хафиз Махмуд Ширани. «Дибача-йе аввал [Первое предисловие]». В Хафизе уль-Лисане [он же Халик Бари] под редакцией Хафиза Махмуда Ширани. Дели: Анджумман-и Таракки-Урду, 1944.
- Махачке, Роланд (1996). Ислам (1-е изд. в США). Лондон: СКМ Пресс. ISBN 1563381621 .
- Ризви, Саджад Х. (2006). Экзистенциальное дыхание Ар-Рахмана и щедрая милость Ар-Рахима: Тафсир Сурат Аль-Фатиха Джами и школа Ибн Араби .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э.Г. Браун. Литературная история Персии . (Четыре тома, 2256 страниц и двадцать пять лет написания). 1998. ISBN 978-0-7007-0406-4
- Ян Рыпка, История иранской литературы . Издательство Рейдель. 1968 год ОСЛК 460598 ISBN 978-90-277-0143-5
- Афтандил Эркинов А. «Спор о старом и новом в традиционных литературных формах. Замечания о позициях Джами и Наваи». Аннали дель`Istituto Universitario Orientale . 59, (Неаполь), 1999, стр. 18–37.
- Афтандил Эркинов. «Рукописи произведений персидских классиков (Хафиза, Джами, Бидила): количественный анализ среднеазиатских копий 17–19 веков». Иран: Вопросы и знания. Материалы IV Европейского конгресса иранистов, организованного Societas Iranologica Europaea , Париж, 6–10 сентября 1999 г., том. II: Средневековый и современный периоды. [Тетради Studio Ираника. 26], М. Шуппе (ред.). Ассоциация содействия развитию иранских исследований-Peeters Press. Париж-Лейден, 2002, стр. 213–228.
- Джами. Вспышки света: Трактат о суфизме . Золотой Эликсир Пресс, 2010. ISBN 978-0-9843082-2-4 (электронная книга)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чопра, РМ (2014). Великие поэты классического персидского языка . Публикация Воробья. Калькутта. ISBN 978-81-89140-75-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Юсуф и Зулайха Джами: исследование метода присвоения священного текста
- Саламан и Абсал Джами в переводе Эдварда Фицджеральда. 1904 год
- Персидский диван Джами. Загружено Джаведом Хуссеном. Архивировано 25 сентября 2014 г. на Wayback Machine.
- Онлайн-книги Джами – maktabah.org
- Работы Джами в Project Gutenberg
- Работы Джами или о нем в Интернет-архиве