Единственное письмо
Пять сола Протестантская Реформация |
---|
Единственное письмо |
Только вера |
Только благодать |
Христос один |
Слава одному Богу |
Sola scriptura (лат. « только посредством Священного Писания ») — христианское богословское учение, которого придерживается большинство протестантских христианских конфессий , в частности лютеранская и реформатская традиции. [ 1 ] [ 2 ] это утверждает Библию как единственный непогрешимый источник христианской веры и практики. [ 2 ] Католическая церковь считает это ересью , и вообще православные церкви считают, что это противоречит фронеме Церкви .
В то время как значение Священных Писаний передается через многие виды подчиненных авторитетов, таких как обычные учительские должности церкви, вселенские символы веры , советы Католической церкви или даже личное особое откровение, sola scriptura, напротив, отвергает любой непогрешимый авторитет, кроме Библия. [ 2 ] С этой точки зрения, весь небиблейский авторитет вытекает из авторитета Священных Писаний или независим от Священных Писаний и, следовательно, подлежит реформированию по сравнению с учением Библии.
Sola scriptura — формальный принцип многих протестантских христианских конфессий и один из пяти Solae . [ 2 ] Это был основополагающий доктринальный принцип протестантской Реформации, которого придерживались многие реформаторы , которые учили, что подлинность Священного Писания определяется заметным совершенством текста, а также личным свидетельством Святого Духа сердцу каждого человека.
Напротив, протестантские традиции англиканства , методизма и пятидесятничества поддерживают доктрину prima scriptura , [ 3 ] [ 4 ] Священное Писание освещается традицией и разумом. Методисты считали, что разум должен быть отделен от опыта, хотя последний классически был отнесен к первому и руководствовался разумом, тем не менее, это было добавлено, таким образом изменив «англиканский стул» на четыре стороны уэслианского четырехугольника . [ 5 ] Восточная Православная Церковь считает, что «принять книги канона — значит также принять продолжающийся Духовный авторитет церковной традиции, которая признает, интерпретирует, поклоняется и исправляет себя свидетельством Священного Писания». [ 6 ] Католическая церковь официально считает традицию и Священные Писания равными, образующими единый депозит , и считает Магистериум живым органом, который интерпретирует этот депозит. [ 7 ] Таким образом, Римский магистериум служит Традиции и Священному Писанию «одним общим источником [...] с двумя различными способами передачи». [ 8 ] в то время как некоторые протестантские авторы называют это «двойным источником откровения». [ 9 ]
Многие протестанты хотят отличить точку зрения, согласно которой Священное Писание является единственным правилом веры с исключением других источников ( nuda scriptura ), от точки зрения, преподаваемой Лютером и Кальвином , что само по себе Священное Писание непогрешимо, не исключая при этом церковную традицию во всей ее полноте, рассматривая их как подчиненных и министерских. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
История
[ редактировать ]Августина Гиппопотамского Протестанты часто цитируют как отца церкви , который поддерживал доктрину sola scriptura . Ниже приводится отрывок из письма Августина (82) к Иерониму , который приводится в качестве доказательства приверженности Августина идее о том, что Священное Писание обладает уникальным непогрешимым авторитетом в отличие от сочинений всех других людей. Примечательно также, что Августин приписывает свой взгляд Иерониму.
Признаюсь вашему Милосердию, что только из тех книг Священного Писания, которые теперь называются каноническими, я научился оказывать им такую честь и уважение, что твердо верю, что ни один из их авторов не ошибся, написав что-либо на все. Если я найду в этих книгах что-нибудь, что кажется противоречащим истине, я решу, что либо текст искажен, либо переводчик не уловил того, что было сказано на самом деле, либо что я не понял этого. Но когда я читаю других авторов, какими бы выдающимися они ни были в святости и учености, я не обязательно верю, что что-то истинно, потому что они так думают, а потому, что они смогли убедить меня, либо на основании авторитета канонических авторов или по вероятной причине, не противоречащей истине. И я думаю, что ты, брат мой, чувствуешь то же самое; более того, говорю я, я не верю, что вы хотите, чтобы ваши книги читали так, как если бы они были книгами пророков или апостолов, в чьих писаниях, свободных от всяких ошибок, сомневаться противозаконно. [ 18 ]
Протестанты также утверждают, что Августин исповедует достаточность Священного Писания в этом предложении из « О христианском учении» : «среди того, что ясно изложено в Писании, можно найти все, что касается веры и образа жизни». [ 19 ]
в XIV веке. Марсилий Падуанский [ а ] считал, что единственным авторитетом для христианина является Священное Писание, а не Папа Римский. [ 20 ] То же самое высказал Джон Уиклиф , который предвосхитил доктрину sola scriptura в 14 веке. [ 21 ]
Иоганн Рухрат фон Везель , Вессель Гансфорт и Йоханнес фон Гох также предвосхитили [ б ] Протестантский взгляд на sola scriptura : они считали Священное Писание единственным непогрешимым авторитетом и отрицали авторитет Папы или церкви как непогрешимый. [ 22 ] Питер Абеляр считал, что человеческий разум — это средство понимания Священных Писаний, а не подчинение всему, что определяет католическая церковь. [ 23 ]
Некоторые элементы sola-scriptura также были предвосхищены Уильямом Оккамом и Джироламо Савонаролой . [ 17 ] [ 24 ] [ 15 ] [ 16 ]
Обзор
[ редактировать ]Sola scriptura — одна из пяти Solae , которую некоторые протестантские группы считают богословскими столпами Реформации. [ 26 ] Ключевым следствием этого принципа является то, что толкования и применения Священных Писаний не имеют такого же авторитета, как сами Священные Писания; следовательно, авторитет церкви рассматривается как подлежащий исправлению со стороны Священных Писаний, даже со стороны отдельного члена церкви. [ 25 ]
Мартин Лютер , монах XVI века и номинальный глава протестантской Реформации, заявил, что «простой мирянин, вооруженный Священным Писанием, больше, чем самый могущественный Папа без него». Таким образом, целью Реформации было исправить то, что он считал ошибками католической церкви, апеллируя к уникальности текстового авторитета Библии. Католическая доктрина основана на священной традиции , а также на Священном Писании. Sola scriptura отвергла утверждение о том, что учительству дана непогрешимая власть интерпретировать как Писание, так и традицию. [ 7 ]
Sola scriptura , однако, не игнорирует христианскую историю, традиции или церковь, стремясь понять Библию. Скорее, он рассматривает церковь как толкователя Библии, regula fidei (воплощенные в экуменических символах веры) как контекст интерпретации, а Священное Писание — как единственный окончательный авторитет в вопросах веры и практики. [ 27 ] Как сказал Лютер: «Истинное правило таково: Слово Божье должно утвердить догматы веры, и никто другой, даже ангел, не может этого сделать». [ 28 ]
Характеристики лютеранства
[ редактировать ]Часть серии о |
лютеранство |
---|
Лютеранство учит, что книги Ветхого и Нового Заветов являются единственными богодухновенными книгами и единственным источником богодухновенного знания. [ с ] Только Священное Писание является формальным принципом веры в лютеранстве, высшим авторитетом во всех вопросах веры и морали из-за его вдохновения, авторитета, ясности, эффективности и достаточности. [ 29 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Лютеранство учит, что Библия не просто содержит Слово Божье, но каждое ее слово, благодаря словесному вдохновению, является словом Божьим. [ 30 ] [ 31 ] Большинство лютеранских традиций признают, что понимание Священных Писаний является сложным, учитывая, что Библия содержит коллекцию рукописей и фрагментов рукописей, которые были написаны и собраны на протяжении тысячелетий. Например, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке учит, что «лютеране-христиане верят, что история стойкой любви и милосердия Бога в Иисусе является сердцем и центром того, что говорит Священное Писание». [ 32 ]
Как исповедуют лютеране в Никейском Символе веры , Святой Дух «говорил через пророков». Апология Аугсбургского исповедания отождествляет «Священное Писание» со Словом Божьим. [ 33 ] и называет Святого Духа автором Библии. [ 34 ] По этой причине лютеране признаются в Формуле согласия : «Мы принимаем и принимаем всем своим сердцем пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов как чистый, ясный источник Израиля». [ 35 ] Апокрифические книги не были написаны пророками по вдохновению; они содержат ошибки, [ 36 ] никогда не были включены в Палестинский канон, который использовал Иисус, [ 37 ] и поэтому не являются частью Священного Писания. [ 38 ] Лютеранская церковь утверждает, что пророческие и апостольские Писания являются подлинными в том виде, в каком они были написаны пророками и апостолами, и что правильный перевод их писаний является Словом Божьим, поскольку оно имеет то же значение, что и оригинальный библейский еврейский и греческий койне . [ 38 ] Неправильный перевод — это не слово Божье, и никакой человеческий авторитет не может наделить его божественным авторитетом. [ 38 ]
Божественная власть
[ редактировать ]Священное Писание, рассматриваемое как слово Божие, несет в себе полную власть Бога в лютеранстве: каждое утверждение Библии требует немедленного, безоговорочного и неограниченного принятия. [ 40 ] [ 41 ] Каждое учение Библии является учением Бога и поэтому требует полного согласия. [ 42 ] [ 43 ] Каждое обещание Библии требует непоколебимой веры в его исполнение; [ 44 ] [ 45 ] Каждая заповедь Библии является указанием самого Бога и поэтому требует добровольного соблюдения. [ 46 ]
То, что здесь говорится о «каждом утверждении Библии», не отражает веру всех лютеран: опрос 2001 года показал, что 72 процента членов Евангелическо-лютеранской церкви в Америке не признают, что все в Библии буквально, но что он может содержать научные или исторические ошибки или символически описывать события. [ 47 ]
Ясность
[ редактировать ]Лютеранство учит, что Библия ясно представляет все доктрины и заповеди христианской веры; [ 48 ] [ 49 ] что слово Божие свободно доступно каждому читателю или слушателю обычного ума, не требуя какого-либо специального образования. [ 50 ] Оно также учит, что читатели должны понимать язык, на котором представлено Слово Божье, и не быть настолько озабоченными противоположными мыслями, чтобы помешать пониманию. [ 50 ] Оно учит, что, следовательно, никому не нужно ждать, пока какое-либо духовенство, папа , ученый или вселенский собор разъяснят истинное значение какой-либо части Библии. [ 51 ]
Эффективность
[ редактировать ]Лютеранство учит, что Священное Писание соединено с силой Святого Духа и вместе с ним не только требует, но и создает принятие его учения. [ 50 ] Это учение порождает веру и послушание. Писание – это не мертвая буква, скорее, ему присуща сила Святого Духа. [ 53 ] Священное Писание не требует простого интеллектуального согласия со своим учением, опирающегося на логическую аргументацию, но, скорее, оно создает живое согласие веры. [ 54 ] В статьях Смалькальда утверждается: «В том, что касается изреченного внешнего Слова, мы должны твердо придерживаться того, что Бог не дарует Свой Дух или благодать никому, кроме как через или вместе с предшествующим внешним Словом». [ 55 ]
Достаточность
[ редактировать ]Лютеранство учит, что Библия содержит все, что нужно знать, чтобы обрести спасение и жить христианской жизнью. [ 51 ] [ 56 ] В Священных Писаниях нет недостатков, которые нужно было бы восполнять с помощью традиций , заявлений Папы, новых откровений или современного развития доктрины . [ 57 ]
Характеристики реформатской веры
[ редактировать ]Sola scriptura в реформатской вере обладает теми же характеристиками, что и лютеранство: вдохновение, авторитет, ясность, эффективность и достаточность.
Статья 3 Бельгийского исповедания , реформатского исповедания веры, учит божественному вдохновению Священного Писания: «Мы исповедуем, что это Слово Божье не было послано и передано по воле человека, но что святые мужи Божии говорили, будучи тронуты Духом Святым , как говорит апостол Петр ( 2 Петра 1:21 )». [ 58 ] : 2
Статья 7 учит исключительной непогрешимости или уникальному авторитету Священного Писания: «Мы не считаем равноценными никакие сочинения людей, какими бы святыми ни были эти люди, с этими божественными Писаниями; и мы не должны принимать во внимание обычаи или великое множество людей, или древность, или смена времен и лиц, или соборы, постановления или постановления, как имеющие равную ценность с истиной Божией». [ 58 ] : 4
Глава 1.7 Вестминстерского исповедания веры , еще одного авторитетного реформатского исповедания, говорит об использовании «обычных средств» (таких как обращение к пасторам и учителям) для достижения понимания того, что содержится в Священных Писаниях и что необходимо знать, оставаясь при этом поддерживая доктрину ясности или ясности Священного Писания; «Все в Писании не одинаково ясно само по себе и не одинаково ясно для всех, однако то, что необходимо знать, верить и соблюдать для спасения, настолько ясно изложено и открыто в том или ином месте Писания, что чтобы не только образованные, но и необразованные люди, должным образом используя обычные средства, могли достичь достаточного их понимания». [ 59 ]
В той же главе учению Священного Писания приписывается «действенность». [ 59 ]
О достаточности Священного Писания также говорится в статье 7 Бельгийского исповедания: «Мы верим, что эти Священные Писания полностью содержат волю Божию, и что во все, во что человек должен верить ради спасения, в них достаточно учат». [ 58 ] : 4
Первое Священное Писание
[ редактировать ]Sola scriptura можно противопоставить prima scriptura , которая утверждает, что, помимо канонических писаний , существуют и другие руководства относительно того, во что верующий должен верить и как ему или ей следует жить. Примерами этого могут быть общее откровение в творении, традиции, харизматические дары , мистическое прозрение, ангельские посещения, совесть, здравый смысл, взгляды специалистов, дух времени или что-то еще. Prima scriptura предполагает, что способы познания или понимания Бога и Его воли, которые не происходят из канонизированных Священных Писаний, находятся на втором месте, возможно, полезны при интерпретации этого Священного Писания, но проверяются каноном и исправляются им, если они кажутся противоречащими Священные Писания.
Двумя христианскими конфессиями, которые придерживаются позиции prima scriptura, являются англиканство и методизм . [ д ] [ 3 ] [ 60 ] В англиканской традиции Священное Писание, традиция и разум образуют «англиканскую триаду» или «трёхногий табурет», сформулированный англиканским богословом Ричардом Хукером . [ 61 ] Что касается методистской традиции, «Словарь для объединенных методистов» гласит:
Опираясь на англиканскую богословскую традицию, Уэсли добавил четвертый акцент — опыт. В результате получается четыре компонента или «стороны» [уэслианского] четырехугольника : (1) Священное Писание, (2) традиция, (3) разум и (4) опыт. Для Объединенных методистов Священное Писание считается основным источником и стандартом христианской доктрины. Традиция – это опыт и свидетельство развития и роста веры на протяжении прошлых столетий во многих странах и культурах. Опыт – это понимание и принятие человеком веры в свете его собственной жизни. Через разум отдельный христианин привносит в христианскую веру проницательную и убедительную мысль. Эти четыре элемента, взятые вместе, приводят отдельного христианина к зрелому и полноценному пониманию христианской веры и необходимого ответа в виде поклонения и служения. [ 62 ] [ чрезмерная цитата ]
Sola scriptura отвергает любой первоначальный непогрешимый авторитет, кроме Библии. С этой точки зрения, любой вторичный авторитет вытекает из авторитета Священных Писаний и, следовательно, подлежит реформированию по сравнению с учением Библии. Церковные советы, проповедники, комментаторы Библии, частное откровение или даже послание якобы от ангела или апостола не являются первоначальным авторитетом наряду с Библией в подходе sola scriptura .
Священное Писание и священная традиция
[ редактировать ]Римско -католическая церковь , против которой протестанты направили эти аргументы, не рассматривала Писание и Священное Предание веры как разные источники авторитета, но считала, что Писание было передано как часть Священного Предания (см. 2 Фессалоникийцам 2:15, 2) . Тимофею 2:2).
Католическая церковь считает, что Евангелие передавалось апостолами через их устные проповеди, личный пример и соблюдение того, что они получили из уст Христа, от жизни с Ним и от того, что Он сделал или что они имели. учился через побуждение Святого Духа; а также теми апостолами и апостольскими мужами, которые под вдохновением Святого Духа записали весть о спасении. [ 63 ] «Эта живая передача, совершаемая в Святом Духе, называется Преданием, поскольку она отличается от Священного Писания, хотя и тесно с ним связана». [ 64 ] «Священное Предание и Священное Писание составляют единое священное хранилище Слова Божия». [ 65 ]
Предание, о котором идет речь, исходит от апостолов и основано на том, что они получили от учения и примера Иисуса, а также на том, чему они научились от Святого Духа. (Католическая церковь отличает Священное Предание от меньших церковных традиций — местных обычаев, которые можно сохранить, изменить или даже отказаться.) Как объяснял Афанасий Александрийский : «Давайте посмотрим на саму традицию, учение и веру Католической Церкви с точки зрения самое начало, которое дал Логос (едокен), проповедовали Апостолы (екериксан), и отцы сохранили (эфилаксан). ) [ 66 ]
Доктрины, составляющие Священное Предание, также воспринимаются Церковью как связные по своей природе. Правильное толкование Священного Писания рассматривалось как часть веры Церкви и даже как способ поддержания библейского авторитета (см. Книгу Деяний 15:28–29). Смысл Священного Писания считался доказанным верой, которой придерживаются все церкви (см. Фил. 2:1, Деяния 4:32), а правильность этой универсальной веры рассматривалась как доказанная Священным Писанием и апостольским Священным Преданием (см. 2 Фес 2:15, 2 Фес 3:6, 1 Коринфянам 11:2). Таким образом, сам библейский канон рассматривался Церковью как часть церковной традиции, определенной ее руководством и признанной ее мирянами. У первого поколения христиан еще не было письменного Нового Завета, а сам Новый Завет демонстрирует процесс проживания Предания. [ 67 ]
Католический Dei verbum и папские энциклики Providentissimus Deus Папы Льва XIII и Divino afflante Spiritu Папы Пия XII излагают католическое учение о традиции и индивидуальной интерпретации. [ 68 ] [ 69 ]
Католическая Церковь учит, что Христос поручил проповедь Евангелия апостолам, которые передавали его устно и письменно, а согласно Катехизису Католической Церкви , «апостольская проповедь, выражающаяся особым образом во вдохновенных книг, должно было сохраняться в непрерывной преемственности до конца времен: «Священное Предание и Священное Писание составляют единое священное хранилище Слова Божия, в котором, как в зеркале, отражается странствующая Церковь созерцает Бога, источник всех своих богатств». [ 70 ] Для православных также «Святая Библия составляет часть Священного Предания, но не находится вне его. Было бы ошибкой полагать, что Писание и Предание являются двумя отдельными и различными источниками христианской веры, как это делают некоторые, поскольку в действительности существует только один источник и Святая Библия существует и нашла свою формулировку в Предании». [ 71 ]
Католики применяют к апостольской традиции многие из качеств, которые евангелисты и другие протестанты применяют только к Священному Писанию. Например, в евангелической декларации 1978 года « Чикагское заявление о библейской безошибочности » говорится: «Мы подтверждаем, что вдохновение — это работа, в которой Бог Своим Духом через людей-писателей дал нам Свое Слово. Священное Писание имеет божественное происхождение. вдохновение остается для нас во многом загадкой. Мы отрицаем, что вдохновение может быть сведено к человеческому прозрению или к каким-либо повышенным состояниям сознания». [ 72 ]
Поскольку католическая церковь исповедует, что апостольское предание и Священное Писание являются словом Божьим, католики могут утверждать, что многие из этих положений одинаково хорошо применимы и к традиции: .
Это связано с вопросом о том, что представляет собой апостольское предание. В Катехизисе Католической Церкви говорится, что эта традиция передается «апостолами, которые передавали устное слово своей проповеди, пример, который они подали, учреждения, которые они основали, то, что они сами получили – будь то из уст Христа, от его образа жизни и его дел, или же они познали это по побуждению Святого Духа». [ 73 ]
Как среди католиков, так и среди некатоликов по-прежнему сохраняется некоторая путаница по этому вопросу. Эту путаницу можно увидеть у тех, кто интерпретирует утверждение католического исследователя Джеймса Кинана об изменении доктрин, данных апостольской традицией. Кинан рассмотрел историю морального богословия и, в частности, изменение подхода моральных теологов, особенно в двадцатом веке. Кинан отметил, что Марк Д. Джордан сказал, что средневековые тексты, которые он просматривал, оказались противоречивыми. Это относится к средневековым традициям, а не к апостольской традиции или доктрине. Кинан, однако, говорит, что Джон Т. Нунан-младший продемонстрировал, что, «несмотря на утверждения об обратном, мануалисты были соучастниками необходимого исторического развития моральной традиции». По словам Нунана, «история не может оставить принцип или учение нетронутым; каждое применение к ситуации влияет на наше понимание самого принципа». [ 74 ]
Критика
[ редактировать ]После отделения протестантских церквей от Римско-католической церкви относительно новая идея sola scriptura подверглась серьезной критике со стороны католиков и православных христиан. В своей «Форма Sola Scriptura» 2001 года книге [ 75 ] Христианский реформатор писатель- Кейт А. Мэтисон упоминает несколько недавних примеров такой критики. [ и ] В ответ Мэтисон отличает то, что он считает истинной доктриной sola scriptura, от «субъективной и индивидуалистической версии» доктрины, которую приняло большинство протестантов. [ 76 ]
Американский римско-католический писатель и телеведущий Патрик Мадрид написал, что sola scriptura самоотносительно бессвязна, поскольку сама Библия не учит sola scriptura , и поэтому вера в то, что Священные Писания являются единственным источником христианской веры, противоречит сама себе, учитывая, что его невозможно поддержать без внебиблейской доктрины. [ 77 ]
В книге «Католицизм и наука» 2008 года авторы Питер М. Дж. Гесс и Пол Аллен написали, что sola scriptura «по своей сути вызывает разногласия», цитируя Марбургский коллоквиум , где Мартин Лютер и Хульдрих Цвингли обсуждали реальное присутствие Христа в Евхаристии на библейских основаниях, но были не смогли прийти к соглашению о сакраментальном союзе . Гесс и Аллен утверждают, что, когда Священное Писание рассматривается как единственный источник непогрешимого учения, его интерпретация подвержена ошибочной интерпретации, а без безошибочного толкователя уверенность в христианской вере невозможна. [ 78 ]
Римско-католическая энциклопедия богословия отмечает, что, поскольку 27 книг, составляющих канон Священных Писаний Нового Завета, не основаны на списке Священных Писаний, подтверждающем их богодухновенность, их легитимность было бы невозможно определить с уверенностью, не обращаясь к другому непогрешимому источнику. источник, такой как Магистериум Католической Церкви , который собрал и подтвердил подлинность этого списка на Синоде Рима и Синоде Карфагена , оба из которых имели место в четвертом веке. [ 79 ] До этого составленной и подтвержденной Библии в том виде, в котором она известна сейчас, еще не существовало. [ 80 ]
Американский римско-католический писатель Дэйв Армстронг писал, что в Новом Завете есть несколько примеров того, как Иисус и его Апостолы принимали устные и внебиблейские традиции: [ 81 ]
- Упоминание о том, что «Он наречется Назарянином», невозможно найти в Ветхом Завете, однако оно было «изречено пророками» ( Матфея 2:23). Это пророчество, которое считается «Словом Божьим», было передано устно, а не через Священное Писание.
- В Евангелии от Матфея 23: 2–3 Иисус учит, что книжники и фарисеи обладают законной, обязательной властью, основанной «на Моисеевом седалище», но эту фразу или идею нельзя найти нигде в Ветхом Завете. Его можно найти в (первоначально устной) Мишне , которая учит своего рода «преемственности учения» Моисея.
- В 1 Коринфянам 10:4 апостол Павел упоминает скалу, которая «следовала» за евреями через Синайскую пустыню. В Ветхом Завете ничего не говорится о таком чудесном движении. Но, пишет этот критик, раввинская традиция имеет такое значение.
- «Как Яннес и Иамврес противостояли Моисею» ( 2 Тимофею 3:8). Этих двух людей нельзя найти ни в соответствующем отрывке Ветхого Завета (ср. Исход 7:8 и далее), ни где-либо еще в Ветхом Завете.
- В 9-й главе Послания Иуды упоминается спор между архангелом Михаилом и сатаной по поводу тела Моисея, который не упоминается нигде в Библии и заимствован из устной еврейской традиции.
- В Послании Иакова 5:17 при пересказе молитв Илии, описанных в 3 Царств 17, упоминается отсутствие дождя в течение трех лет, чего нет в отрывке из 3 Царств.
Армстронг утверждает, что, поскольку Иисус и Апостолы признают авторитетную еврейскую устную традицию, христиане не могут оспаривать легитимность и авторитет устной традиции. Однако, согласно Священному Писанию, Иисус также бросает вызов некоторым еврейским традициям, созданным человеком. Но сегодня католики также проводят аналогичное различие между Священной Традицией , которая считается непогрешимой, и меньшими церковными традициями или дисциплинами, которые могут быть изменены. С католической точки зрения, можно узнать, что принадлежит Священному Преданию, а что является церковной традицией или дисциплиной, обратившись Магистериуму Церкви к . Разница между ними, с католической точки зрения, заключается в том, что Священное Предание является апостольским и является частью залога веры , в то время как церковные традиции и дисциплины таковыми не являются.
Виды на Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) заявляет: «Официальными канонизированными Священными Писаниями Церкви, часто называемыми стандартными произведениями, являются Библия , Книга Мормона , Учение и Заветы и Жемчужина Библии. Отличная цена ». [ 82 ] Церковь принимает Библию как слово Божие, «при условии, что она правильно переведена». [ 83 ] и это касается частей апокрифов , [ 84 ] некоторые сочинения протестантских реформаторов и нехристианских религиозных лидеров, а также нерелигиозные сочинения некоторых философов, в частности, Конституция Соединенных Штатов Америки. [ 85 ] – быть вдохновенным , хотя и не каноничным . [ 86 ]
Что касается взгляда Церкви на мнение многих о том, что Святая Библия в ее нынешнем виде (в любом переводе или даже на основе дошедших до нас еврейских и греческих рукописей) безошибочна или непогрешима и т. д., или доктрины sola scriptura , Церковь сказал следующее: «Святые последних дней испытывают большое почтение и любовь к Библии. Они изучают ее и стараются жить по ее учениям. Они дорожат ее свидетельством о жизни и миссии Господа Иисуса Христа. Пророк Джозеф Смит Всю свою жизнь изучал Библию и преподавал ее наставления. Он свидетельствовал, что человек, который может «отметить силу Всемогущества, начертанную на небесах, может также увидеть рукопись Бога в священной книге: и тот, кто читает ее чаще всего, будет видеть ее». оно нравится больше всего, и тот, кто знаком с ним, узнает руку [Господа], где бы он ни увидел ее». [ 87 ]
Далее Церковь заявила по поводу sola scriptura : «Святые последних дней верят в открытый канон Священных Писаний, а это означает, что помимо Библии существуют и другие книги Священных Писаний (например, Книга Мормона) и что Бог продолжает открывать Свой Слово через живущих пророков . Часто выдвигают аргумент, что быть христианином означает соглашаться с принципом sola scriptura, или самодостаточностью Библии, но утверждать, что Библия является окончательным словом Бога, а точнее, последнее письменное слово Бога — это требовать от Библии большего, чем она требует от себя самой. Нигде в Библии не провозглашается, что все откровения от Бога будут собраны в единый том, чтобы быть навсегда закрытым и что никакое дальнейшее библейское откровение не может быть получено. ." [ 87 ]
См. также
[ редактировать ]- Библейская критика
- Библиотека
- Цессационизм против континуализма
- Христианский фундаментализм
- Со стула
- Ибрагим ан-Наззам
- Иджтихад
- Караимский иудаизм (аналогичная позиция в иудаизме)
- Движение только короля Джеймса
- Коранизм (аналогичная позиция в исламе)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Переведено на латыни : Марсильиус ; и по -итальянски : Марсилио да Падуя.
- ^ Шафф описывает этих ранних богословов как «реформаторов до Реформации» и говорит, например, о Везеле: [ 22 ]
Шафф резюмирует эти три:Джон Рухрат фон Везель, ум. 1481 г., подверг нападкам иерархию и индульгенции, и на суде ему было предъявлено обвинение в том, что он поставил под сомнение почти все отличительные римско-католические догматы. Он родился в Обервезеле на Рейне между Майнцем и Кобленцем. Он преподавал в Эрфуртском университете и в 1458 году был избран его проректором. Лютер свидетельствовал о своем влиянии, когда сказал: «Я помню, как мастер Джон Весалия управлял Эрфуртским университетом с помощью своих сочинений, благодаря изучению которых я тоже стал магистром». Покинув Эрфурт, он последовательно был профессором в Базеле и проповедником соборов в Майнце и Вормсе.
В 1479 году Везель был обвинен в ереси перед инквизицией в Майнце. Среди обвинений было то, что только Священное Писание является надежным источником авторитета; имена предопределенных записаны в книге жизни и не могут быть стираемы священническим запретом; послабления не приносят пользы; Христу не угодны праздники поста, паломничества или священнического безбрачия; Тело Христа может находиться в хлебе без какого-либо изменения сущности хлеба: нельзя подчиняться папе и советам, если они не соответствуют Писанию; тот, кого изберет Бог, будет спасен независимо от папы и священников, и все, кто имеет веру, будут наслаждаться таким же блаженством, как и прелаты. Везель также провел различие между видимой и невидимой Церковью и определил Церковь как совокупность всех верующих, связанных любовью, —collectio omnium fidelium caritate copulatorum . На суде его обвинили в связях с гуситами. В вопросах исторической критики он также опередил свое время, поставив под сомнение некоторые положения Афанасийского Символа веры, отказавшись от применения термина «католик» к Апостольскому Символу веры и провозгласив добавление пункта о филиокве — и из Сын — неоправданно. Доктрины об индульгенциях и фонде заслуг он объявил небиблейскими и благочестивыми обманами. Избранные спасаются всецело благодатью Божией — Только благодатью Божией избранные спасаются .
Эти три немецких теолога, Гох, Везель и Вессель, спокойно искали признаки истинной Церкви и учение об оправдании только верой во Христа. Сами того не ведая, они стояли на пороге Реформации.
- Филип Шафф, «Доктринальные реформаторы», История христианской церкви: средние века, 1294–1517 гг. Н.э. - ^ Традиционный лютеранский взгляд на Библию см. Graebner 1910 , стр. 3 и далее. Обзор доктрины вербального вдохновения в лютеранстве см. Lueker, Poellot & Jackson 2000b .
- ^ Об англиканском взгляде на власть Ричард Х. Шмидт писал:
Излюбленным, хотя и перегруженным, образом среди англиканцев является табурет на трех ножках, который стоит только тогда, когда все три ножки находятся на своих местах, как визуальный способ представить англиканский взгляд на власть. Мы признаем три источника власти, и нам удается не упасть, когда все три присутствуют. Первым и самым важным из них является Библия. В «Статьях религии», изложении англиканских взглядов на актуальные вопросы эпохи Реформации, говорится, что Библия «содержит все необходимое для спасения», так что ничего, чего нет в Библии, не следует считать символом веры. [ 60 ]
- ^ А именно, Мэтисон процитировал:
- Роберт А. Сунгенис, автор книги «Не только Писанием: католическая критика протестантской доктрины Sola Scriptura» (Санта-Барбара: Queenship Publishing Co., 1997).
- Марк Ши, автор книги «Каким авторитетом?» (Хантингтон, Индиана: Наш воскресный гость, 1996)
- Кларк Карлтон, Путь: что каждый протестант должен знать о католической церкви (Солсбери, Массачусетс: Reджина Ортодокс Пресс, 1997)
- Патрик Мадрид (редактор), Удивленный истиной (Сан-Диего: Basilica Press, 1994)
- Скотт Хан и Кимберли Хан, Рим, милый дом (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993)
- Дэвид Карри, прирожденный фундаменталист. Рожденный заново католик (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993).
- и Питер Гилквист (редактор), «Возвращение домой: почему протестантское духовенство становится православным» (Бен Ломонд, Калифорния: Conciliar Press, 1992).
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Sola Scriptura?» . WELS Актуальные вопросы и ответы . Висконсинский евангелическо-лютеранский синод. 15 мая 2006 года . Проверено 26 мая 2024 г.
[М] любые отрывки... утверждают sola scriptura, например, Откровение 22:18-19. Если мы не можем ничего добавить к словам Писания и не можем ничего от них отнять, то это только Писание.
- ^ Jump up to: а б с д Виссе, Мартен (2017). «ЧАСТЬ I: Систематические перспективы – Contra et Pro Sola Scriptura » . В Бургере, Ганс; Хейген, Арнольд; Пилс, Эрик (ред.). Sola Scriptura: Библейские и богословские взгляды на Священное Писание, авторитет и герменевтику . Исследования реформатской теологии. Том. 32. Лейден : Издательство Brill . стр. 19–37. дои : 10.1163/9789004356436_003 . ISBN 978-90-04-35643-6 . ISSN 1571-4799 .
- ^ Jump up to: а б «Методистские убеждения: чем лютеране отличаются от объединенных методистов?» . Висконсинский евангелическо-лютеранский синод . Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Хамфри 2013 , с. 16.
- ^ Шмидт 2002 , с. 15; Вальс 1991 года .
- ^ Нассиф 2004 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Флинн 2007 , стр. 431–33.
- ^ CCC , 80–81.
- ^ Джонсон и Уэббер 1993 , стр. 43.
- ^ Карсон, Д.А. (27 января 2015 г.). Темелиос, Том 36, Выпуск 2 . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-7252-3466-6 .
- ^ Докери, Дэвид С.; Мэсси, Джеймс Эрл; Смит, Роберт-младший (20 апреля 2018 г.). Поклонение, традиции и участие: очерки в честь Тимоти Джорджа . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-4982-9850-6 .
- ^ Стрэндж, Дэниел (8 мая 2015 г.). «Их скала не такая, как наша»: евангелическое богословие религий . Межвузовская пресса. ISBN 978-1-78359-374-3 .
- ^ Барретт, Мэтью (16 июня 2017 г.). « Sola Scriptura» радикализирована и заброшена» . Евангельская коалиция . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Трейер, Дэниел Дж. (2007), Трейер, Дэниел Дж.; Ларсен, Тимоти (ред.), «Писание и герменевтика» , The Cambridge Companion to Evangelical Theology , Cambridge Companions to Religion, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 35–50, ISBN 978-0-521-84698-1 , получено 25 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тиль, Джон Э. (21 сентября 2000 г.). Чувства традиции: преемственность и развитие католической веры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-535031-9 .
- ^ Jump up to: а б Хит, JMF (2 мая 2013 г.). Визуальное благочестие Павла: метаморфоза смотрящего . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-966414-6 .
- ^ Jump up to: а б МакГрегор, Питер Джон; Роуленд, Трейси (20 января 2022 г.). Исцеление трещин в современном богословии . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-7252-6610-0 .
- ^ Парсонс, Уилфрид, изд. (1951). Письма, Том 1 (1-82) . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 392. ИСБН 9780813215563 .
- ^ Джордж, Тимоти, изд. (2022). Августин: О христианском учении и избранных вводных произведениях . Нэшвилл: Издательская группа B&H. п. 54. ИСБН 9781087770314 .
- ^ Шафф 1998 , стр. 61–69.
- ^ «Джон Уиклиф признан еретиком | История сегодня» . www.historytoday.com .
- ^ Jump up to: а б Шафф 1998 , стр. 550–552.
- ^ де Пратер, Уильям А. (25 марта 2015 г.). Бог парил над водами: возникновение протестантской Реформации . Випф и Сток. п. 37. ИСБН 978-1-4982-0454-5 .
- ^ Шафф 1998 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Гриффит, Ховард (весна 2018 г.). «Лютер в 1520 году: оправдание только верой» . Реформатская вера и практика: Журнал реформатской теологической семинарии . 3 (1). Орландо, Флорида : Реформатская теологическая семинария : 28–37 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Хортон, Майкл (1994). «Кризис евангелического христианства: основы реформации» . Современная Реформация . Том. 3, нет. 2. Архивировано из оригинала 31 июля 2008 года . Проверено 10 июля 2008 г.
- ^ Мэтисон 2001 , с. 23.
- ^ Мартин Лютер, Статьи Смалькальда II, 15.
- ^ Энгельдер и др. 1934 , с. 29; Гребнер 1910 , стр. 7 и далее.
- ^ Энгельдер и др. 1934 , с. 26.
- ^ 2 Тимофею 3:16 , 1 Коринфянам 2:13 , 1 Фессалоникийцам 2:13 , Римлянам 3:2 , 2 Петра 1:21 , 2 Царств 23:2 , Евреям 1:1 , Иоанна 10:35 , Иоанна 16:13 , Иоанна 17:17
- ^ «Писания, Символы Веры, Исповедания» . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке.
- ^ «Слово Божье, или Священное Писание» из Апологии Аугсбургского исповедания, статья II, о первородном грехе. Архивировано 22 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ «Писание Святого Духа». Извинения перед Аугсбургским исповеданием, Предисловие, 9. Архивировано 31 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ «Твердая декларация формулы согласия» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 13 марта 2010 г.
- ^ (Товит 6, 71; 2 Макк. 12, 43 и сл.; 14, 411),
- ^ Люкер, Поэллот и Джексон 2000a .
- ^ Jump up to: а б с Энгельдер и др. 1934 , с. 27.
- ^ Откровение 14:6.
- ^ Энгельдер и др. 1934 , с. 27; Гребнер 1910 , стр. 8–9.
- ^ Матфея 4:3 , Луки 4:3 , Бытие 3:1 , Иоанна 10:35 , Луки 24:25 , Псалом 119:140 , Псалом 119:167
- ^ Гребнер 1910 , стр. 8–10.
- ^ 2 Фессалоникийцам 2:15 , Луки 24:25–27 , Луки 16:29–31 , 2 Тимофею 3:15–17 , Иеремия 8:9 , Иеремия 23:26 , Исайя 8:19–20 , 1 Коринфянам 14:37 , Галатам 1:8 , Деяния 17:11 , Деяния 15:14–15
- ^ Гребнер 1910 , стр. 8–9.
- ^ 2 Фессалоникийцам 2:13 , 2 Коринфянам 1:20 , Титу 1:2–3 , 2 Фессалоникийцам 2:15 , 2 Петра 1:19
- ^ Гребнер 1910 , стр. 8–11.
- ^ «Библия: буквальная или вдохновенная» . Лютеранин. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ Энгельдер и др. 1934 , с. 29; Гребнер 1910 , стр. 11–12.
- ^ Псалом 19:8 , Псалом 119:105 , Псалом 119:130 , 2 Тимофею 3:15 , Второзаконие 30:11 , 2 Петра 1:19 , Ефесянам 3:3–4 , Иоанна 8:31–32 , 2 Коринфянам 4 :3–4 , Иоанна 8:43–47 , 2 Петра 3:15–16.
- ^ Jump up to: а б с Гребнер 1910 , стр. 11.
- ^ Jump up to: а б Энгельдер и др. 1934 , с. 28.
- ^ «Антилегомены Лютера» . www.bible-researcher.com .
- ^ Гребнер 1910 , стр. 11–12.
- ^ Гребнер 1910 , стр. 12.
- ^ «Статьи Смалькальда - Книга согласия» . Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ 2 Тимофею 3:15–17 , Иоанна 5:39 , Иоанна 17:20 , Псалом 19:7–8.
- ^ Гребнер 1910 , стр. 13.
- ^ Jump up to: а б с Нидхэм, Ник, изд. (2021). Три формы единства . Москва, Айдахо: Кэнон Пресс. ISBN 9781954887176 .
- ^ Jump up to: а б «О Священном Писании - Вестминстерское исповедание 1646 года - Ресурсы для изучения» . Библия с синими буквами . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шмидт 2002 , с. 15.
- ^ Льюис 2001 , с. 138; Шмидт 2002 , с. 15.
- ^ Вальс 1991 .
- ^ Слово Божье , §7
- ^ CCC , §78.
- ^ Слово Божье , §10
- ^ «Традиция Православной Церкви – Богословие – Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org .
- ^ CCC , §83.
- ^ Скотт Виндзор-старший (19 января 2010 г.). «Qui Locutus: Sola Scriptura Самоопровержение» . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Сиппо, Искусство (январь 2000 г.). Пачеко, Джон (ред.). «Самоопровержение Sola Scriptura» . Католический легат . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года.
- ^ ССС , 97.
- ^ «Православная проповедь, «Священное Предание» » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Чикагское заявление о библейской безошибочности, статья VII» . Альянс исповедующих евангелистов . Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ ССС , 76.
- ^ Кинан 2010 , с. 45.
- ^ Мэтисон 2001 , с. 13.
- ^ Мэтисон 2001 , стр. 13–14.
- ^ Мадрид 2012 , стр. 4–6.
- ^ Хесс и Аллен 2008 , стр. 28–29.
- ^ Беркитт 1913 .
- ^ Neuenzeit 1975 , с. 172.
- ^ Армстронг 2004 , стр. 43–44.
- ^ «Писания» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ↑ См. Символы веры 1:8 («Мы считаем Библию словом Божьим, если она переведена правильно».) Джозеф Смит писал: «Я верю Библии в том виде, в каком она читалась, когда она вышла из-под пера оригинальных авторов» (« Учения Пророка Джозефа Смита» , стр. 327).
- ^ «Учение и Заветы 91» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ См. У. и З. 101:80.
- ^ «Энциклопедия мормонизма – Мировые религии (нехристианские) и мормонизм» . 1992. Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 года . Проверено 3 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Библия, безошибочность» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 сентября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Армстронг, Дэйв (2004). Католические стихи: 95 библейских отрывков, которые сбивают с толку протестантов . Манчестер, Нью-Гэмпшир: Издательство Софийского института. ISBN 978-1-928832-73-7 .
- Беркитт, ФК (1913). «Обзор Decretum Gelasianum, исследованного Эрнстом фон Добшюцем» . Журнал богословских исследований . 14 (3): 469–471. дои : 10.1093/jts/os-XIV.3.469b . ISSN 0022-5185 . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Катехизис Католической Церкви (CCC) . Ватикан: Библиотека Эдитрис Ватикана.
- Энгельдер, Теодор; Арндт, В.; Гребнер, Теодор; Майер, FE (1934). Популярная символика: доктрины церквей христианского мира и других религиозных организаций, исследованные в свете Священного Писания . Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia. OCLC 42956289 . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Флинн, Фрэнк К. (2007). Энциклопедия католицизма . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-7565-2 .
- Гребнер, AL (1910). Очерки доктринального богословия . Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia. ISBN 978-0-524-04891-7 . Архивировано из оригинала 12 июля 2006 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Хесс, Питер П.Дж.; Аллен, Пол (2008). Католицизм и наука . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-33190-9 .
- Хамфри, Эдит М. (2013). Священное Писание и традиция: что на самом деле говорит Библия . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-1-4412-4048-4 .
- Джонсон, Алан Ф.; Уэббер, Роберт Э. (1993) [1989]. Во что верят христиане: обзор богословия и его библейского и исторического развития . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-36721-5 .
- Кинан, Джеймс Ф. (2010). История католического морального богословия в двадцатом веке: от исповедания грехов к освобождению совести . Лондон: Континуум. ISBN 978-0-8264-2929-2 .
- Льюис, Гарольд Т. (2001). Христианский социальный свидетель . Кембридж, Массачусетс: Публикации Коули. ISBN 978-1-56101-188-9 .
- Люкер, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол, ред. (2000а). «Канон, Библия» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, штат Миссури: Издательство Concordia . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Люкер, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол, ред. (2000б). «Вдохновение, Учение» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, штат Миссури: Издательство Concordia . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Мадрид, Патрик (2012). Посланник Христа: 25 лет католического апологета . Цинциннати, Огайо: Книги Слуги. ISBN 978-1-61636-484-7 .
- Мэтисон, Кейт А. (2001). Форма Sola Scriptura . Москва, Айдахо: Кэнон Пресс. ISBN 978-1-885767-74-5 .
- Нассиф, Брэдли (2004). «Совместимы ли восточное православие и евангелизм? Да: евангелическое богословие Восточной православной церкви». В Стамулисе, Джеймс Дж. (ред.). Три взгляда на восточное православие и евангелизм . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван (опубликовано в 2010 г.). ISBN 978-0-310-86436-3 .
- Нойенцайт, Пол (1975). «Канон Священного Писания». В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Лондон: Бернс и Оутс (опубликовано в 1999 г.). ISBN 978-0-86012-006-3 .
- Папа Павел VI (18 ноября 1965 г.). Деи Вербум . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года.
- Шафф, Филип (1998) [Это издание впервые опубликовано в 1910 году]. История христианской церкви: Средние века, 1294–1517 гг. Н. Э. (PDF) . Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Эфирная библиотека христианской классики. OCLC 56333343 . Том VI . Проверено 14 ноября 2021 г. - через ccel.org.
- Шмидт, Ричард Х. (2002). Славные товарищи: пять столетий англиканской духовности . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2222-2 .
- Вальс, Алан К. (1991). Словарь для объединенных методистов . Нэшвилл, Теннесси: Abingdon Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Актуальные вопросы и ответы WELS: Sola Scriptura в Библии? ( конфессионально-лютеранский взгляд)
- Актуальные вопросы и ответы WELS: Sola Scriptura ? ( конфессионально-лютеранский взгляд)
- Статьи о sola scriptura с реформатской точки зрения
- Библейские стихи о sola scriptura с католической точки зрения
- Священное Писание и традиция с католической точки зрения
- Доказательство вдохновения относится к sola scriptura.
- Священное Писание и традиция и «Какова ваша власть?» выступает против sola scriptura
- Письменные дебаты по sola scriptura между Дугласом Джонсом и Джеральдом Мататиком из журнала Antithesis Magazine.
- Официальные письменные дебаты по sola scriptura. Архивировано 13 апреля 2008 г. в Wayback Machine между Джули Стейплс и Аполонио Латаром.
- Католическая оценка sola scriptura
- Православная христианская оценка sola scriptura
- Ответы православных христиан протестантским апологетам о sola scriptura
- «Парадоз: передача божественного откровения» с католической точки зрения
- «Диспут о Священном Писании» пуританина Уильяма Уитакера (1588 г.)
- Цитаты отцов ранней церкви о sola scriptura. Архивировано 24 ноября 2020 года в Wayback Machine.
- Sola Scriptura – Достаточный и окончательный авторитет Священного Писания , от Свободных Братских Домашних церквей Христа, группы анабаптистской традиции.