Трехсекторная модель
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2008 г. ) |
Секторы экономики |
---|
Трехсекторная модель |
|
Дополнительные сектора |
|
Теоретики |
Секторы по форме собственности |
Серый рынок |
---|
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |


Трехсекторная модель в экономике делит экономику на три сектора деятельности: добыча сырья ( первичный ), обрабатывающая промышленность ( вторичный ) и сфера услуг , которые существуют для облегчения транспортировки, распределения и продажи товаров, произведенных во вторичном секторе ( третичный) . ). [1] Модель разработал Аллан Фишер . [2] [3] [4] Колин Кларк , [5] и Жан Фурастье [6] в первой половине 20-го века и представляет собой индустриальную экономику . Его критиковали как неуместное изображение экономики XXI века. [7]
Согласно трехсекторной модели, основной фокус деятельности экономики смещается от первичного через вторичный и, наконец, к третичному сектору. Страны с низким доходом на душу населения находятся на ранней стадии развития ; основная часть их национального дохода достигается за счет производства в сырьевом секторе. Страны, находящиеся на более продвинутой стадии развития, со средним национальным доходом, генерируют свои доходы в основном во вторичном секторе. В высокоразвитых странах с высоким доходом третичный сектор доминирует в общем объеме производства экономики.
Рост постиндустриальной экономики, в которой все большая доля экономической деятельности не связана напрямую с физическими товарами, побудил некоторых экономистов расширить модель, добавив четвертый четвертичный или пятый пятеричный секторы , в то время как другие перестали использовать модель.
Структурная трансформация по Фурастье
[ редактировать ]

Фурастье видел этот процесс по существу позитивным, и в «Великой надежде двадцатого века» он писал о повышении качества жизни , социальной защищенности, расцвете образования и культуры, более высоком уровне квалификации, гуманизации труда и предотвращении безработицы . [6] По словам Фурастье, распределение рабочей силы между тремя секторами проходит различные этапы следующим образом:
Первый этап: Традиционные цивилизации
[ редактировать ]Квоты на рабочую силу:
- Первичный сектор: 64,5%
- Вторичный сектор: 20%
- Третичный сектор: 15,5%
Эта фаза представляет собой общество, которое еще не очень развито с научной точки зрения, с незначительным использованием техники . Уровень развития соответствует уровню развития европейских стран в раннем средневековье или уровню развития современной развивающейся страны. [ нужна ссылка ] .
Второй этап: Переходный период
[ редактировать ]Квоты на рабочую силу:
- Первичный сектор: 40%
- Вторичный сектор: 40%
- Третичный сектор: 20%
В первичном секторе используется больше машин, что уменьшает количество рабочих, необходимых для производства заданного объема продуктов питания и сырья. Поскольку потребности данного населения в продовольствии не сильно меняются, доля занятости в сельском хозяйстве снижается.
В результате спрос на машиностроение во вторичном секторе увеличивается, и рабочие переходят из сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность. Переходный путь или фаза начинается с события, которое можно отождествить с индустриализацией : далеко идущей механизации (и, следовательно, автоматизации) производства, например, использования ленточных конвейеров .Начинает развиваться третичный сектор, а также финансовый сектор и государственная власть.
Третий этап: Третичная цивилизация
[ редактировать ]Квоты на рабочую силу:
- Первичный сектор: 10%
- Вторичный сектор: 20%
- Третичный сектор: 70%
В первичном и вторичном секторах все больше доминирует автоматизация, и спрос на рабочую силу в этих секторах падает. На смену ему приходят растущие потребности третичного сектора, где рост производительности происходит медленнее. [8]
Критика модели Фурастье
[ редактировать ]Различные эмпирические исследования, по-видимому, подтверждают гипотезу трех секторов, но занятость в первичном секторе упала гораздо сильнее, чем предсказывал Фурастье. Германии Исследование Федерального статистического управления показывает следующие пропорции занятости в 2014 году: первичный сектор - 1,5%, вторичный сектор - 24,6% и третичный сектор - 73,9%. [9] Кроме того, в его книге на эту тему можно найти четыре неверных предсказания: [10]
Фурастье предсказал, что переход от вторичного к третичному сектору устранит проблему безработицы, поскольку, по его мнению, этот сектор не может быть рационализирован. Однако, когда он задумал эту теорию в 1930-х годах , он не предвидел огромного технологического прогресса, достигнутого в сфере услуг, такого как изобретение современного компьютера, повлекшего за собой цифровую революцию.Ложный прогноз Фурастье заключается в том, что в высокоразвитой третьей фазе не будет ни одной страны, которая также имела бы значительный вторичный сектор. Лучшим примером противодействия этому является Германия: в немецкой экономике вторичный сектор резко сократился с 1950-х годов, но не совсем до того уровня, который предсказывал Фурастье, из-за высокого экспорта Германии .Другое ложное предсказание Фурастье гласит, что третичный сектор всегда будет предъявлять высокие требования к работникам с точки зрения образования, но это не так, поскольку профессии в сфере обслуживания также включают услуги по уборке, чистке обуви, доставке посылок и т. д.Высокий уровень равенства доходов, предсказанный Фурастье, также не состоялся; на самом деле произошло обратное развитие событий: неравенство в распределении доходов растет в большинстве стран ОЭСР.Фурастье охарактеризовал третичный сектор, который обычно рассматривают как эквивалент сектора услуг, как производственный сектор, в котором технический прогресс практически отсутствует или поэтому он предлагает в лучшем случае небольшое повышение производительности труда. Ограничение сектора услуг третичным сектором сегодня целесообразно лишь в нескольких областях. Вместо этого можно увидеть появление четвертого «информационного сектора», ведущего к развитию общества знаний .
Расширения трехсекторной модели
[ редактировать ]Дальнейшее развитие привело к сервисному или постиндустриальному обществу . Сегодня сектор услуг вырос до таких огромных размеров, что иногда его подразделяют на четвертичный сектор, основанный на информации , и даже на пятеричный сектор, основанный на человеческих услугах.
Четвертичный сектор
[ редактировать ]Четвертичный сектор, иногда называемый сектором исследований и разработок, состоит в основном из предприятий, предоставляющих информационные услуги, интеллектуальную деятельность и деятельность, основанную на знаниях, направленную на будущий рост и развитие.
Деятельность включает и в основном состоит из: научных исследований, ИКТ/вычислений, образования, консалтинга, управления информацией и финансового планирования.
Вопреки тому, что можно было бы сделать из соглашения о наименовании, четвертичный сектор не увеличивает стоимость продукции третичного сектора, а предоставляет услуги напрямую, ограниченно полагаясь на приобретенные ресурсы. Объем производства четвертичного сектора трудно измерить. Объем производимой информации быстро рос в соответствии с законом Мура . [11]
Пятеричный сектор
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2018 г. ) |
Определения пятеричного сектора существенно различаются. Некоторые определяют это как просто некоммерческую работу, например, для благотворительных организаций и НПО .
Другие определяют его как сектор, который фокусируется на социальных услугах и контроле, например, правительство и некоторые благотворительные организации, а также на создании или нестандартном использовании информации и новых технологий, слегка связанных с четвертичным сектором . [12]
Иногда их называют профессиями «золотого воротничка». [ нужна ссылка ] они включают специальные и высокооплачиваемые навыки старших руководителей бизнеса, правительственных чиновников, ученых-исследователей, финансовых и юридических консультантов и т. д. Лица, принимающие решения или политики самого высокого уровня, выполняют пятеричную деятельность. [12]
Добавленная стоимость, национальные счета и трехсекторная модель
[ редактировать ]Трехсекторная модель тесно связана с разработкой национальных счетов , в частности, разработанной Колином Кларком. Концепция добавленной стоимости занимает центральное место в национальном учете. Добавленная стоимость во вторичном секторе экономики (производстве) равна разнице между (оптовой) стоимостью произведенных товаров и стоимостью сырья, поставляемого первичным сектором. Аналогично, добавленная стоимость третичного сектора равна разнице между розничной ценой, уплачиваемой потребителями, и оптовой ценой, уплачиваемой производителям.
Концепция добавленной стоимости менее полезна в отношении четверичного и пятеричного секторов.
См. также
[ редактировать ]- Колин Кларк (экономист)
- Жан Фурастье
- Первичный сектор экономики
- Вторичный сектор экономики
- Третичный сектор экономики
- Четвертичный сектор экономики
- Информационная революция
- Деиндустриализация
- Частный сектор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кьельдсен-Краг, Сорен (2007). Роль сельского хозяйства в экономическом развитии: уроки истории . Издательство Копенгагенской школы бизнеса ДК. п. 73. ИСБН 978-87-630-0194-6 .
- ^ Фишер, Аллан ГБ (1935). Столкновение прогресса и безопасности . Лондон: Макмиллан. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 г. Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Фишер, Аллан ГБ (1939). «Производство первичное, вторичное и третичное». Экономический рекорд . 15 (1): 24–38. дои : 10.1111/j.1475-4932.1939.tb01015.x . ISSN 1475-4932 .
- ^ Фишер, Аллан ГБ (1946). Экономический прогресс и социальное обеспечение . Лондон: Макмиллан . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Колин Кларк (1940). Условия экономического прогресса . Лондон: Макмиллан . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Фурастье, Жан (1949). Великая надежда ХХ века: технический прогресс, экономический прогресс, социальный прогресс (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France.
- ^ Шафран, Алекс; Макдональд, Конор; Лопес-Моралес, Эрнесто; Акьелкен, Нихан; Акуто, Микеле (2018). «Замена сектора услуг и теория трех секторов: урбанизация и контроль как сектора экономики» . Региональные исследования . 52 (12): 1708–1719. Бибкод : 2018RegSt..52.1708S . дои : 10.1080/00343404.2018.1464136 . S2CID 158415916 . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Баумол, Уильям (1967). «Макроэкономика несбалансированного роста: анатомия городского кризиса» . Американский экономический обзор . 57 (47): 415–26. JSTOR 1812111 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2020 г. Проверено 03 января 2021 г.
- ^ «Общая экономика и окружающая среда - Рынок труда - Отчет Федерального статистического управления (Destatis)» [Общая экономика и окружающая среда - Рынок труда - Отчет Федерального статистического управления (Destatis)] (на немецком языке). www.destatis.de. Архивировано из оригинала 13 марта 2017 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Жан Фурастье: Великая надежда 20-го века. Технический прогресс, экономический прогресс, социальный прогресс . Presses Universitaires de France, Париж, 1949 ( Большая надежда ХХ века. Технический прогресс, экономический прогресс, социальный прогресс.
- ^ Куиггин, Джон (2014). «Национальный учет и цифровая экономика» (PDF) . Экономический анализ и политика . 44 (2): 136–142. дои : 10.1016/j.eap.2014.05.008 .
- ^ Jump up to: а б Келлерман, Аарон (1 мая 1985 г.). «Эволюция экономики услуг: географическая перспектива 1». Профессиональный географ . 37 (2): 133–143. Бибкод : 1985ПрофГ..37..133К . дои : 10.1111/j.0033-0124.1985.00133.x . ISSN 0033-0124 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернхард Шеферс: Социальная структура и социальные изменения в Германии. («Социальная структура и социальные изменения в Германии») Люциус и Люциус, Штутгарт, 7-е издание, 2002 г.
- Кларк, Колин (1940) Условия экономического прогресса
- Фишер, Аллан ГБ. Производство первичное, вторичное и третичное. Экономический отчет 15.1 (1939): 24-38
- Райнер Гейслер: Развитие к обществу обслуживания . В кн.: Информация о политическом воспитании . № 269: Социальные перемены в Германии , 2000, с. 19ф.
- Ханс Иоахим Пол: Критика теории трех секторов. («Критика теории трех секторов») В: Коммуникации рынка труда и исследования карьеры. Выпуск 4/Год 03/1970, с. 313-325
- Штефан Нэрлих: Третий сектор: «Организации между рынком и государством». («Третий сектор: организации между рынком и государством»). Из раздела «Теория гражданского общества» бюллетеня «Активное гражданское общество » 4/2003 г.
- Уве Староске: Гипотеза трех секторов: презентация и критическая оценка с современной точки зрения («Гипотеза трех секторов: презентация и критическая оценка с современной точки зрения»). Родерер Верлаг, Регенсбург, 1995 г.