Jump to content

Плейнсонг

(Перенаправлено с Cantus planus )

Plainsong или Plainchant ( calque от французского Plain-chant ; латынь : cantus planus ) — совокупность песнопений, используемых в литургиях Западной Церкви . Говоря о термине «Плейнсонг», речь идет о священных произведениях, написанных латинским текстом. [1] Plainsong была исключительной формой христианской церковной музыки до девятого века и появления полифонии . [2]

Монофонические распевы равнинной песни имеют неметрический ритм. [3] Их ритмы, как правило, более свободные, чем размеренный ритм более поздней западной музыки, и они поются без музыкального сопровождения . [3]

В равнинных песнях выделяются три типа распевных мелодий: слоговые , невматические и мелизматические . [3] Свободно плавная мелизматическая мелодия равнинной песни до сих пор звучит в ближневосточной музыке, исполняемой сегодня. [3]

Хотя католическая церковь и восточные православные церкви раскололись лишь спустя много времени после возникновения равнинной песни, византийские песнопения обычно не классифицируются как равнинная песня.

Образец Kýrie Eléison (Фактор Орбиса) из Liber Usualis , в нотации неймы . Послушайте его интерпретацию.

Плейнсонг развился в первые века христианства под влиянием, возможно, музыки еврейской синагоги и, конечно же, греческой ладовой системы. Имеет свою собственную систему обозначений . [4]

Поскольку количество песнопений в церковном репертуаре увеличилось, чиновникам потребовался лучший способ стандартизировать музыку. [3] Была разработана уникальная форма нотной записи, которая поможет стандартизировать музыку и предоставить справочную информацию как исполнителям, так и публике. [1] Используемые нотные записи назывались неймами , и они используются в четырехстрочном нотоносце, в отличие от пятистрочного нотоносца, к которому мы привыкли сегодня. [3] Невмы размещаются над словами песнопения, чтобы помочь исполнителю определить мелодию произведения, но не указывают высоту звука или интервалы, которые необходимо спеть. [1] Несмотря на то, что существовали письменные нотные рукописи, исполнителям все равно приходилось запоминать песнопения в устной традиции, прежде чем интерпретировать ноты. [1] Лишь в одиннадцатом веке музыкальные ноты стали включаться в письменную музыку. [1]

Большинство ранних сценариев равнинной песни были уничтожены из-за войны, целенаправленного разрушения и естественных причин, таких как вода, огонь и плохие условия окружающей среды. [1] Толедский собор в Испании хранит одну из крупнейших в мире коллекций местных рукописей равнинных песен, посвященных западному христианству. [5] Их коллекция состоит из 170 томов равнинных песнопений для процессии, мессы и канцелярии. [5]

Существует три метода пения псалмов или других песнопений: респонсорный , антифонный и сольный. [1] При ответном пении солист (или хор) поет серию куплетов, за каждым из которых следует ответ хора (или собрания). При антифонном пении куплеты поются попеременно солистом и хором или хором и прихожанами. [4] Вероятно, что уже в ранний период эти два метода вызвали дифференциацию стиля музыкального сочинения, которая наблюдается на протяжении всей более поздней истории простого пения: хоровые композиции были простыми, сольные - более сложными, с использованием более расширенный набор мелодий и более длинные группы нот из отдельных слогов. Последний вид равнинного исполнения – это сольное исполнение хора или отдельного исполнителя. [1] Яркой особенностью простого пения является использование одной и той же мелодии в разных текстах. Это вполне характерно для обыкновенной псалмодии, в которой для всех стихов псалма используется одна и та же формула — «псалмовый тон», точно так же, как в гимне или народной песне одна и та же мелодия употребляется для разных строф. [2]

Григорианское пение — это разновидность равнинной песни, названная в честь Папы Григория I (6 век нашей эры), но Григорий не изобрел это песнопение. Традиция, связывающая Григория I с развитием песнопения, по-видимому, основана на возможно ошибочном отождествлении некоего «Грегория», вероятно, Папы Григория II , с его более известным предшественником. Термин «григорианское пение» часто неправильно используют как синоним равнинной песни. [1]

На протяжении нескольких столетий одновременно существовали разные стили простого пения. Стандартизация григорианского песнопения не была завершена даже в Италии до XII века. Plainchant представляет собой первое возрождение нотной записи после того, как знания о древнегреческой системе были утеряны.

В конце 9 века равнинная песня начала эволюционировать в органум , что привело к развитию полифонии . Когда в шестнадцатом веке полифония достигла своего апогея, использование простого песнопения стало менее привлекательным и почти полностью отказалось от него. [2]

Значительное возрождение равнинных песен произошло в 19 веке, когда была проделана большая работа по восстановлению правильных обозначений и стиля исполнения старых сборников равнинных песен, особенно монахами аббатства Солесмес на севере Франции. После Второго Ватиканского Собора и введения народной мессы использование равнинной песни в Католической церкви сократилось и в основном ограничивалось монашескими орденами. [2] и церковным обществам, празднующим традиционную латинскую мессу (также называемую Тридентской мессой ). Со времени Папы Бенедикта XVI , motu proprio Summorum Pontificum , использование тридентского обряда увеличилось; это, наряду с другими папскими комментариями об использовании подходящей литургической музыки, способствует новому возрождению равнинных песен. [6] [7]

Общество равнинной песни и средневековой музыки было основано в 1888 году для содействия исполнению и изучению литургического песнопения и средневековой полифонии. [2]

Интерес к равнинной песне возрос в Британии 1950-х годов, особенно среди левых религиозных и музыкальных групп, связанных с Густавом Холстом и писателем Джорджем Б. Чемберсом . В конце 1980-х Plainchant приобрели определенную популярность как музыка для релаксации, и несколько записей Plainchant стали «хитами классических чартов».

Типы пения

[ редактировать ]

Ниже приводится классификация григорианских песнопений по типам. В других традициях пения, таких как амброзийская или вестготская , могут отсутствовать некоторые из перечисленных типов, а также могут быть другие типы, не перечисленные в списке.

слоговый

Невматический

Невматический с мелизматическими сечениями

Композиторы

[ редактировать ]

Хильдегард Бингенская , монахиня, жившая в XII веке, сочинила в общей сложности 71 латинскую литургическую пьесу. [8] Ниже приводится список ее произведений, посвященных Деве Марии. [8]

Респонсорный-

  • Радуйся, Мария, о Autrix
  • О самая славная мать
  • О, ты проиллюстрировал
  • Ох как закрыто [8]

антифон

  • О самый великолепный драгоценный камень
  • Сегодня (сейчас) открылось
  • Потому что, следовательно, женщина
  • Когда продукт обрабатывается
  • Когда им стыдно
  • О дева фонда
  • Я услышал великое чудо
  • О, ты проиллюстрировал [8]

Гимн-

  • Приветствую тебя щедрый [8]

Последовательность-

  • Вирга и диадема [8]

Аллелула-

  • Аллилуия, о посреднический жезл [8]

Plainchant использует модальную систему , которая используется для определения относительной высоты каждой строки нотоносца.Подробнее об использовании ладов в Plainsong можно прочитать здесь .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Леви, Кеннет; Эмерсон, Джон А.; Беллингем, Джейн; Хили, Дэвид; Зон, Беннетт Митчелл (2001). Плейнчант . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40099 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Беверунге, Х (1911). «Плейнчант» . www.newadvent.org . Проверено 16 февраля 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Форни, Кристина (2015). Наслаждение музыкой . Джозеф Махлис, Эндрю Делл'Антонио (двенадцатое издание, полная версия). Нью-Йорк. ISBN  978-0-393-93637-7 . OCLC   900609692 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Вебер, Джером Ф. «Раннее западное пение», Западно-католическая литургика. Архивировано 24 октября 2013 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Нун, Майкл Дж. (Майкл Джон); Скиннер, Грэм (2006). «Коллекция рукописных хоровых сборников простых песен собора Толедо: предварительный отчет и контрольный список» . Примечания . 63 (2): 289–328. дои : 10.1353/not.2006.0157 . ISSN   1534-150Х . S2CID   191373486 .
  6. ^ Рид, А. (2016). «В 10-ю годовщину Summorum Pontificum мы можем с уверенностью сказать, что предсказатели неправы» . Католический вестник .
  7. ^ БЕНЕДИКТ XVI (2007). «ПИСЬМО ЕГО Святейшества БЕНЕДИКТА XVI ЕПИСКОПАМ ПО СЛУЧАЮ ПУБЛИКАЦИИ АПОСТОЛЬСКОГО ПИСЬМА «MOTU PROPRIO DATA» SUMMORUM PONTIFICUM ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РИМСКОЙ ЛИТУРГИИ ДО РЕФОРМЫ 1970 ГОДА» . ЛА САНТА СЕДЕ .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Старк, Д. (2001). «Марианская музыка Хильдегард фон Бинген» . login.ezproxy.lib.uwm.edu . Проверено 17 февраля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b98e79fb9e1753aaa8a0b45609002d8e__1706394480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/8e/b98e79fb9e1753aaa8a0b45609002d8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plainsong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)