Молодой Маркс
Правильное место ранних работ Карла Маркса в его системе в целом было предметом серьезных споров. произошел перерыв Некоторые считают, что в развитии Маркса , который делит его мысль на два периода: « Молодой Маркс » считается мыслителем, занимающимся проблемой отчуждения , а «Зрелый Маркс» стремится к научному социализму. . [1]
Дебаты сосредоточены на причинах перехода Маркса от философии к анализу современного капиталистического общества. Споры возникли в связи с посмертной публикацией произведений, написанных Марксом до 1845 года. [2] - особенно Экономические и философские рукописи 1844 года. [1] — что было недоступно первому поколению марксистов. [3] Эти сочинения, впервые опубликованные между 1927 и 1932 годами, [4] обеспечить философскую основу экономических, исторических и политических работ, которыми до сих пор был известен Маркс. [5] Ортодоксальный марксизм следует позитивистскому прочтению, согласно которому Маркс совершил прогрессивный сдвиг в сторону научного социализма. Марксистский гуманизм , с другой стороны, видит преемственность между гегелевским философским гуманизмом раннего Маркса и работами позднего Маркса. [6]
Публикация «ранних сочинений»
[ редактировать ]Большинство текстов, отнесенных к «ранним сочинениям» Маркса — его сочинениям начала 1840-х годов — не были опубликованы при его жизни. Некоторые из наиболее важных из них, такие как « Критика философии права» Гегеля и «Экономические и философские рукописи 1844 года» , не были написаны для публикации. [7] Хотя Маркс сохранил свои учебные тетради этого периода, он не проявлял особого интереса ни к публикации неопубликованных работ, ни к сохранению своих опубликованных работ, таких как « Святое семейство» . [8] Попытку раскопать ранние сочинения Маркса предпринял Франц Меринг , который в 1902 году опубликовал сборник « Из литературного наследия Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Фердинанда Лассаля» , который содержал ранее опубликованные произведения Маркса, такие как «Святое семейство» и его статьи для немецко -французские ежегодники . [9] Лишь в 1927 году ранние сочинения начали появляться более полно как часть издания Маркса-Энгельса-Gesamtausgabe . МЕГА и включала научные версии « Критики» , « Рукописей» «Заметок Маркса о Джеймсе Милле» . Однако этот проект был отменен вскоре после его начала. Ранние сочинения Маркса получили более широкое распространение лишь много лет спустя: удовлетворительные издания «Рукописей» появились на английском языке только в 1956 году, а на французском языке — в 1962 году. [10]
Одной из причин отсутствия интереса со стороны Маркса к его ранним трудам была их основа в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля . При жизни Маркс не был известен за пределами узкого круга до 1867 года, когда первый том «Капитала» был опубликован . К этому времени Гегель считался устаревшим, и его влиянию на Маркса не придавалось никакого значения. [11] Вместо этого Маркса считали экономистом , который намеревался научно доказать неизбежный упадок капитализма. [12] Интеллектуальное развитие марксистов Второго Интернационала, таких как Карл Каутский , Георгий Плеханов , Эдуард Бернштейн и Генрих Кунов, происходило в культурном климате, в котором доминировал дарвинизм . [5] Этот интерес к дарвинизму разделял Фридрих Энгельс . В последние годы жизни Маркса и вскоре после смерти Маркса Энгельс опубликовал ряд философских работ: «Анти-Дюринг» , «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» . [5] Считалось, что эти сочинения представляют собой общую философскую теорию, отсутствовавшую у самого Маркса. [13] Именно благодаря этим более поздним работам Энгельса первое поколение марксистов было привлечено к марксизму. [14] Для них марксизм был объективным и научным учением о законах общественного развития — « научным социализмом », свободным от каких-либо этических и метафизических элементов. [15]
Факторы, способствовавшие задержке интереса к молодому Марксу, были не просто интеллектуальными. Публикация ранних сочинений Маркса произошла на фоне все большей идентификации марксизма с Советским Союзом и «ортодоксальной» интерпретации марксистской теории, которая была кодифицирована Третьим Интернационалом . Этой версии марксизма было трудно согласовать язык и проблемы ранних работ Маркса с его собственным мировоззрением. Редактор « Маркс-Энгельс-Гезамтаусгабе» Давид Рязанов был вынужден покинуть страну в пределах Советского Союза, а затем был казнен в ходе великих чисток 1938 года. [16] Советский марксизм считал ранние сочинения Маркса тупиком. Ярким примером этого является решение Восточногерманского института марксизма-ленинизма исключить « Экономические и философские рукописи» из своей «Маркс-Энгельс Верке» и опубликовать их в отдельном томе. [17]
В других кругах первые работы приветствовались именно потому, что они, казалось, ставили под сомнение авторитет советского марксизма. [16] До их открытия основу для понимания их важности заложили две книги, опубликованные в 1923 году — Карла Корша и «Марксизм и философия» « Дьёрдя Лукача » История и классовое сознание . Корш и Лукач подчеркивали в Марксе гегелевский элемент, по-видимому, критикуя официальный марксизм с более открытой и критической позиции молодого Маркса. [18] В 1932 году появился альтернативный том « Экономических и философских рукописей» под редакцией Зигфрида Ландсхута и Дж. П. Майера . Ландсхут и Майер утверждали, что «Рукописи» раскрыли ранее скрытую нить, пронизывающую все произведения Маркса, что позволило впервые правильно понять его более поздние работы. [19] Герберт Маркузе утверждал, что Рукописи продемонстрировали философские основы марксизма, поставив «всю теорию« научного социализма »на новую основу». [20] В «Рукописях» Маршалл Берман считал, что открыл «что-то особенное»: «Маркс, но не коммунизм». [21]
Спор об отношении «молодого Маркса» к «зрелому Марксу».
[ редактировать ]Часть серии о |
марксизм |
---|
«Молодого Маркса» обычно до сих пор считают частью гуманистической « буржуазной » философии, которую Маркс позже критиковал наряду с немецким идеализмом . Маркс считал , что социальные отношения имеют приоритет над индивидуальным сознанием продуктом идеологии и являются, по его мнению, . Гуманисты-марксисты подчеркнули гуманистические философские основы мысли Маркса, сосредоточив внимание на « Экономических и философских рукописях 1844 года» . В этой работе Маркс излагает свою теорию отчуждения , которая перекликается со многими темами книги Фейербаха Людвига «Сущность христианства» (1841).
Теория, занимающая видное место в Рукописях, — это «возвращение к видовому бытию » — нормативная антропологическая теория. Некоторые комментаторы предполагают, что поздний Маркс отказался от этой идеи в пользу структурного описания. Сидни Хук , Дэниел Белл и Льюис Фойер считают, что изменение способа изложения в великом произведении Маркса « Капитал» соответствует изменению его идей. [22] Крайним представителем этой позиции является философ-марксист Луи Альтюссер , который утверждает, что молодого Маркса нельзя читать, предполагая «полностью развитый марксизм». Таким образом, Альтюссер ставит вопрос о том, как можно представить трансформацию мысли Маркса, не принимая идеалистическую точку зрения. Альтюссер хочет избежать телеологической точки зрения, согласно которой ранние работы Маркса выражают содержание теории зрелого Маркса в зарождающемся состоянии, используя язык Фейербаха. Для Альтюссера это означало бы возвращение к Георга Вильгельма Фридриха Гегеля духовной диалектике .
Жан-Ив Кальвес , Роберт С. Такер , Дэвид Маклеллан , Иринг Фетчер , Шломо Авинери , [23] Иштван Месарош [24] и Лешек Колаковский отрицают наличие какого-либо разрыва между «Молодым Марксом» и «Старым Марксом». [22] Зигфрид Ландсхут , Генрих Попитц , Дж. П. Майер и Эрих Фромм [25] считают, что теория раннего Маркса богаче, чем более ограниченная теория позднего Маркса. Такие комментаторы, как Бенедетто Кроче , Карл Лёвит и Сидни Хук, утверждают, что более поздний Маркс полностью отказывается от гегельянства , точка зрения, которую пренебрегают Дьёрдь Лукач , Иринг Фетчер, Роберт К. Такер и Шломо Авинери. [26]
Эрнест Мандель выделяет три разные позиции по отношению к этому противоречию: [27]
(1) Позиция тех, кто пытается отрицать наличие какой-либо разницы между « Экономическими и философскими рукописями» и «Капиталом» и находит основные положения « Капитала» уже присутствующими в рукописях .
(2) Позиция тех, кто считает, что по сравнению с Марксом « Капитала» Маркс «Рукописей » ставит проблему отчужденного труда более «тотально» и «интегрально», особенно путем предоставления этического, антропологического и даже философское измерение идеи; эти люди либо противопоставляют двух Марксов, либо «переоценивают» Капитал в свете Рукописей .
(3) Позиция тех, кто считает, что представления молодого Маркса « Рукописей» об отчужденном труде не только противоречат экономическому анализу «Капитала» , но и являются препятствием, затрудняющим принятие молодым Марксом трудовой теории стоимости . Для крайних представителей этой школы концепция отчуждения является «домарксистской» концепцией, которую Марксу пришлось преодолеть, прежде чем он смог прийти к научному анализу капиталистической экономики.
- Эрнест Мандель, Формирование экономической мысли Карла Маркса , с. 164
Этьен Балибар утверждает, что произведения Маркса нельзя разделить на «экономические произведения» ( Das Kapital ), «философские произведения» и «исторические произведения» ( «Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона» или « Гражданская война во Франции 1871 года »). [28] Философия Маркса неразрывно связана с его критикой политической экономии и его историческими вмешательствами в рабочее движение , такими как « Критика Готской программы» 1875 года . Проблема также связана с разрывом Маркса с университетом и его учением о немецком идеализме , а также с его встречей с пролетариатом , что побудило его написать вместе с Фридрихом Энгельсом «Коммунистический манифест» за год до революции 1848 года . Философские корни марксизма обычно объяснялись (например, Владимиром Лениным ). [29] как получено из трех источников: английской политической экономии ; французский утопический социализм , республиканизм и радикализм ; и немецкой философии.
Различные перерывы
[ редактировать ]Владимир Ленин (1917) назвал первую зрелую работу Маркса « Бедностью философии» в своей работе «Государство и революция» (1847 ). Луи Альтюссер, который был поборником этой дихотомии молодого и зрелого в своей критике марксистского гуманизма ( школа Праксиса , Джона Льюиса и т.п.) и экзистенциального марксизма , утверждал в 1960-х годах, что «Немецкая идеология» (написанная в 1845 году), в которой Маркс критиковал Бруно Бауэра , Макса Штирнера и других младогегельянцев , ознаменовал разрыв с этим молодым Марксом. Более того, троцкист Эрнест Мандель в своей книге «Место марксизма в истории » (1986) также разбил интеллектуальное развитие Маркса на несколько различных стадий. (1965) представил Альтюссер в своей книге «За Маркса» ряд других мнений: [30]
По мнению Яна , например, рукописи 1844 года, хотя они «все еще» содержат «целый ряд абстрактных элементов», знаменуют собой «рождение научного социализма». По мнению Пажитнова, эти рукописи «формируют решающий стержень, вокруг которого Маркс переориентировал социальные науки. Теоретические предпосылки марксизма были заложены». По Лапину, «в отличие от статей в Rheinische Zeitung , в которых некоторые элементы материализма появляются лишь спонтанно, Рукопись 1843 года свидетельствует о сознательном переходе Маркса к материализму», и фактически «критика Маркса Гегеля начинается с материалистических позиций» (это правда что этот «сознательный переход» назван в одной и той же статье «неявным» и «бессознательным»). Что касается Шаффа , то он прямо пишет: «Мы знаем (из более поздних заявлений Энгельса), что Маркс стал материалистом в 1841 году». Я не пытаюсь изложить простые аргументы из этих противоречий (которые можно без особых усилий отбросить как признаки «открытого» расследования). Но правомерно спросить, не связана ли эта неопределенность относительно момента перехода Маркса к материализму и т. д. со стихийным и неявным использованием аналитико-телеологической теории. [30]
«Эпистемологический разрыв» Луи Альтюссера.
[ редактировать ]Альтюссер популяризировал концепцию « эпистемологического разрыва » между молодым Марксом и зрелым Марксом – точки, в которой Маркс порвал с идеологией и вошел в сферу науки – точки, которая обычно считается результатом его разрыва с Людвигом Фейербахом . Однако эпистемологический разрыв , концепцию, которую Альтюссер почерпнул у Гастона Башляра , следует понимать не как хронологическую точку, а как «процесс», что ставит вопрос о различии между «молодым Марксом» и «зрелым Марксом». Маркс» проблематичен. Маркса Альтюссер охарактеризовал «Немецкую идеологию и тезисы о Фейербахе» , написанные в 1845 году, как «работы перелома», за которыми затем последовала серия переходных работ с 1845 по 1857 год, причем первой зрелой работой Маркса стали первые наброски « Капитала» . [31]
Альтюссер отмечал, что интерес к «Молодому Марксу», то есть к рукописям 1844 года и другим ранним работам, уже не представляет интереса только для западного марксизма , например, Пальмиро Тольятти , но и для советских исследований, прежде всего, что само обсуждение раннего Маркса носит политический оттенок, поскольку отношение Советского Союза к этому вопросу не очень одобрительное. Он также отметил, что, как заметил Ян , «не марксисты открыли дебаты о ранних работах Маркса», указав на политические ставки, связанные с этим: «Потому что эта атака удивила марксистов на их собственной территории: на земле Маркса». [32] Затем Альтюссер критикует марксистский ответ на эту атаку:
Чтобы смутить тех, кто настраивает против Маркса его молодость, решительно занимает противоположную позицию: Маркс примиряется со своей молодостью — «Капитал» уже не читается как «К еврейскому вопросу» , «К еврейскому вопросу» читается как «Капитал» ; тень молодого Маркса проецируется уже не на Маркса, а тень Маркса на молодого Маркса; и псевдотеория истории философии в « предшествующем будущем » воздвигается для оправдания этой контрпозиции, не осознавая при этом, что эта псевдотеория является просто гегелевской. Маркса Искренний страх перед нанесением удара по честности вызывает в качестве рефлекса решительное принятие всего Маркса : Маркс объявляется целостным, « молодой Маркс — часть марксизма », как если бы мы рисковали потерять всего Маркса, если бы мы должны были подвергнуть свою юность радикальной критике истории, не истории, которую он собирался прожить , а истории, которую он прожил , не непосредственной истории, а отраженной истории, для которой он, в зрелом возрасте, дал нам, а не историю, которую он прожил, « истина » в гегелевском смысле, а принципы ее научного понимания. [33]
Тем самым Альтюссер предостерегает от любых попыток телеологического прочтения Маркса , то есть от утверждения, что зрелый Маркс уже был в молодом Марксе и неизбежно произошел от него:
Капитал — это этическая теория, молчаливая философия которой открыто высказывается в ранних трудах Маркса. Таким образом, диссертация, имевшая такой необычайный успех, сводилась к двум положениям. И не только во Франции и Италии, но и, как показывают эти заграничные статьи, в современной Германии и Польше. Философы, идеологи, теологи — все пустились в гигантское предприятие критики и обращения : пусть Маркс вернется к его истокам и пусть он признает, наконец, что в нем зрелый человек — это всего лишь замаскированный молодой человек. Или, если он упорно настаивает на своем возрасте, пусть признает грехи своей зрелости, пусть признает, что он принес философию в жертву экономике, этику науке, человека истории. Пусть он согласится на это или откажется от этого, его истина, все, что переживет его, все, что помогает людям, которым мы должны жить и мыслить, содержится в этих немногих ранних произведениях. Таким образом, эти хорошие критики оставляют нам лишь один выбор: мы должны признать, что «Капитал» (и «зрелый марксизм» в целом) либо выражение философии молодого Маркса, либо ее предательство . В любом случае устоявшаяся интерпретация должна быть полностью пересмотрена, и мы должны вернуться к Молодому Марксу, Марксу, через которого говорила Истина. Вот место дискуссии: «Молодой Маркс». марксизм На кону стоит . Условия дискуссии : был ли уже «Молодой Маркс» целиком и полностью Марксом. [34]
Затем Альтюссер критикует «эклектичное» прочтение ранних работ Маркса, которое вместо того, чтобы читать текст как «целое», разлагает его на различные «элементы», которые он затем оценивает либо как «материалистические», либо как «идеалистические» элементы. [35] Маркса не следует читать в телеологической перспективе, что было бы возвратом к идеалистической философии истории Гегеля , поэтому он пишет:
С гегелевской точки зрения, ранние произведения столь же неизбежны и невозможны, как и единственный объект, показанный Жарри : «череп ребенка Вольтера » . Они так же неизбежны, как и все начинания. Они невозможны, потому что невозможно выбрать свое начало . Маркс не хотел рождаться ни для мысли, которую история Германии сосредоточила в своем университетском образовании, ни для мышления в ее идеологическом мире. Он вырос в этом мире, в нем он научился жить и двигаться, с ним «свелся», от него освободился. позже этого я начала К необходимости и случайности вернусь . Дело в том, что начало было и что для разработки истории отдельных мыслей Маркса их движение должно быть уловлено именно в тот момент, когда этот конкретный индивидуум, Молодой Маркс, вышел в мир мысли своего времени, чтобы мыслить в нем. в свою очередь, и вступить в обмен и дискуссию с мыслями своего времени, что должно было стать всей его жизнью как идеолога. На этом уровне обменов и конфликтов, которые составляют саму суть текстов , в которых дошли до нас его живые мысли, как будто бы отсутствовали сами авторы этих мыслей . Конкретный индивид, выражающий себя в своих мыслях и сочинениях, отсутствует, как и реальная история, выраженная в существующем идеологическом поле. Как автор стирается перед опубликованными мыслями, сводясь к их строгости, так и конкретная история стирается перед своими идеологическими темами, сводясь к их системе. Это двойное отсутствие также придется подвергнуть испытанию. Но на данный момент все находится в игре между строгостью одной мысли и тематической системой идеологического поля. Их отношение – это начало , и это начало не имеет конца. Вот то отношение, которое приходится мыслить: отношение между (внутренним) единством одной мысли (в каждый момент ее развития) и существующим идеологическим полем (в каждый момент ее развития). Но если следует мыслить эти отношения, то в том же движении следует мыслить и их условия. [36]
Критика
[ редактировать ]Марксистские гуманисты не утверждают, что мысль Маркса никогда не развивалась, но критикуют дихотомию между молодым и зрелым как слишком жесткую, вместо этого подчеркивая преемственность в развитии Маркса. Одним из свидетельств, используемых марксистскими гуманистами, чтобы подчеркнуть важность ранних работ Маркса, является то, что сам Маркс в 1851 году пытался опубликовать два тома своих ранних сочинений. Дэвид Маклеллан и Лешек Колаковский отмечают, что в послесловии ко второму изданию «Капитала», т. 1 , опубликованном в 1871 году, Маркс ссылается на критику Гегеля, сделанную им тридцатью годами ранее. Они считают, что это относится к рукописям 1844 года . [37] Колаковский далее отмечает, что, хотя Маркс не использует термин «отчуждение», описание товарного фетишизма в первой главе « Капитала» такое же, как и в его более ранних работах, как и аналогия с религией, которой он обязан Фейербаху. [38]
Франсуа Шатле отрицал существование разрыва в 1957 году между молодым Марксом и зрелым Марксом, который отказался бы от своих ошибок и взял бы на себя «господство над своей мыслью». Вместо этого он считал, что противоречия в его мышлении сохранялись до его смерти в 1883 году. [39] Этот тезис, концентрирующийся на противоречиях в мысли Маркса, а не на предполагаемой зрелости его мысли, также поддержал Этьен Балибар (1993).
Другие утверждали, что «эпистемологический разрыв» Альтюссера между «Экономико-философскими рукописями» (1844 г.) и «Немецкой идеологией» (1845 г.), в котором формируются некоторые новые концепции, является слишком резким, хотя почти никто не оспаривает радикальные сдвиги. Хотя Альтюссер твердо придерживался утверждения о его существовании, позже он утверждал, что поворотный момент около 1845 года не был так четко определен, поскольку следы гуманизма, историзма можно было найти в «Капитале» и гегельянства . Он дошёл до того, что заявил, что только «Критика Готской программы» Маркса и некоторые заметки [40] по книге Адольфа Вагнера были полностью свободны от гуманистической идеологии . Альтюссер считал эпистемологический разрыв процессом, а не четко определенным событием — продуктом непрекращающейся борьбы с идеологией. Альтюссер верил в существование классовой борьбы в теории . Эта борьба обозначила точку разделения между теми философами, которые довольствовались различными идеологическими «интерпретациями» мира, и теми, кто пытался «преобразовать» мир, как это выразил Маркс в своих « Тезисах о Фейербахе» (1845).
Кроме того, были отмечены и другие важные сдвиги в мысли Маркса (например, Этьен Балибар ), в частности, после провала революций 1848 года , в частности во Франции с государственным переворотом Луи-Наполеона Бонапарта 2 декабря 1851 года государственного переворота 1851 , а затем после года. Крах Парижской Коммуны 1871 года .
См. также
[ редактировать ]- Андре Горц
- Антигуманизм
- К. Райт Миллс
- Товарный фетишизм
- Жан-Поль Сартр
- Теория отчуждения Маркса
- Марксистский гуманизм
- Марксистская философия
- Новые левые
- Школа Праксис
- Молодой Карл Маркс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Месарош 1970 , с. 217.
- ^ Альтюссер 2005 , с. 28.
- ^ Коллетти 1992 , стр. 7–8.
- ^ Коллетти 1992 , стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллетти 1992 , с. 8.
- ^ Фромм 1966 , стр. 69–79; Петрович 1967 , стр. 35–51.
- ^ Леопольд 2007 , стр. 1–2.
- ^ Леопольд 2007 , с. 3.
- ^ Леопольд 2007 , стр. 3–4.
- ^ Леопольд 2007 , с. 4.
- ^ Маклеллан 1980 , стр. 208–209.
- ^ Маклеллан 1980 , с. 209.
- ^ Коллетти 1992 , с. 10.
- ^ Коллетти 1992 , с. 9.
- ^ Маклеллан 1980 , стр. 211–212.
- ^ Перейти обратно: а б Леопольд 2007 , с. 5.
- ^ Коллетти 1992 , стр. 15–16.
- ^ Маклеллан 1980 , с. 211.
- ^ Леопольд 2007 , с. 6.
- ^ Маркузе 1972 , с. 1.
- ^ Берман 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Колаковский 1978 , стр. 262–263.
- ^ Авинери 1968 .
- ^ Месарош 1970 , стр. 217–253.
- ^ Фромм 1991 , стр. 256–261.
- ^ Колаковский 1978 , стр. 263.
- ^ Мандель 1971 , стр. 164.
- ^ Этьен Балибар , Философия Маркса , 1991, La Découverte, Repères.
- ^ Ленин, Владимир . «Марксистское учение» . Карл Маркс: краткий биографический очерк с изложением марксизма - через Интернет-архив марксистов .
- ^ Перейти обратно: а б Альтюссер 2005 , с. 59 .
- ^ Бентон 1984 , стр. 53–54.
- ^ Альтюссер 2005 , с. 53.
- ^ Альтюссер 2005 , с. 54.
- ^ Альтюссер 2005 , стр. 52–53.
- ^ Альтюссер (2005) , с. 59 : «В конечном счете, поскольку эта процедура позволяет нам обнаружить материалистические элементы во всех ранних текстах Маркса, включая даже письмо отцу, в котором он отказывается отделить идеальное от реального, очень трудно решить, когда Маркса можно считать как материалист, или, вернее, когда он не мог им быть!»
- ^ Альтюссер 2005 , с. 64.
- ^ Маклеллан 1980 , стр. 215; Колаковский 1978 , стр. 264.
- ^ Колаковский 1978 , стр. 277.
- ^ Франсуа Шатле , История разума. Интервью с Эмилем Ноэлем , Le Seuil , 1992, с. 193.
- ^ Маркс 1881 .
Библиография
[ редактировать ]- Альтюссер, Луи (2005) [1965]. Для Маркса . Перевод Брюстера, Бена. Лондон: Verso Books . ISBN 978-1-84467-052-9 .
- Авинери, Шломо (1968). Социально-политическая мысль Карла Маркса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-09619-7 .
- Бентон, Тед (1984). Взлет и падение структурного марксизма: Альтюссер и его влияние . Нью-Йорк: Macmillan Education. ISBN 978-0-312-68375-7 .
- Берман, Маршалл (05 мая 2018 г.) [1999]. «Приключения в марксизме» . Якобинец . Проверено 24 октября 2020 г.
- Коллетти, Лусио (1992) [1974]. Введение. Ранние сочинения . Маркс , Карл . Перевод Ливингстона, Родни; Бентон, Грегори. Лондон: Классика пингвинов. стр. 7–56. ISBN 0-14-044574-9 .
- Фромм, Эрих (1966) [1961]. Концепция человека Маркса . издательства Frederick Ungar Publishing Co. Нью-Йорк: ISBN 0-8044-6161-9 . ОЛ 7910951М .
- Фромм, Эрих (1991) [1956]. Разумное общество (2-е изд.). Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-415-27098-4 .
- Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма, Vol. 1: Основатели . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 0-19-824547-5 .
- Леопольд, Дэвид (2007). Молодой Карл Маркс: немецкая философия, современная политика и процветание человечества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-511-28935-4 .
- Мандель, Эрнест (1971). Формирование экономической мысли Карла Маркса: от 1843 года до «Капитала» . Перевод Пирса, Брайана. Лондон: Ежемесячный обзор Press.
- Маркузе, Герберт (1972) [1932]. «Основы исторического материализма» . Исследования по критической философии . Маяк Пресс Бостон. стр. 1–48. ISBN 0-8070-1528-8 . Проверено 18 октября 2020 г. - из Интернет-архива марксистов .
- Маркс, Карл (1881). Экономические рукописи: заметки Маркса об Адольфе Вагнере на немецком и английском языках . Проверено 18 октября 2020 г. - из Марксистского Интернет-архива .
- Маклеллан, Дэвид (1980) [1970]. Маркс до марксизма (второе изд.). Macmillan Press Ltd. Лондон: ISBN 978-0-333-27883-3 .
- Месарош, Иштван (1970). Теория отчуждения Маркса . Лондон: Мерлин Пресс. ISBN 9780850361193 .
- Петрович, Гаджо (1967). Маркс в середине ХХ века . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books . ОЛ 20663426М . Проверено 22 октября 2020 г. - через Открытую библиотеку.