Эта статья о дне отдыха в иудаизме. О общем дне отдыха в Авраамических религиях см. Субботу . Для субботы в Библии см. Библейскую субботу . Для талмудического трактата см. Шаббат (Талмуд) .
Соблюдение Шаббата влечет за собой воздержание от рабочей деятельности , часто с большой строгостью и участия в спокойной деятельности в честь дня. Традиционная позиция иудаизма заключается в том, что непрерывный Шаббат седьмого дня возник среди еврейского народа, как их первое и самое священное учреждение. Различия на Шаббате широко распространены в иудаизме и, с адаптацией, во всем Авраамике и многих других религиях .
Согласно Галахе (еврейский религиозный закон), Шаббат наблюдается за несколько минут до того, как солнце садится в пятницу вечером до появления трех звезд в небе в субботу вечером или через час после заката. [ 2 ] Шаббат вводится за счет освещения свечей и чтения благословений из -за вина и хлеба. Традиционно съедены три праздничных блюда : первое проходит в пятницу вечером, второе - это традиционно обед в субботу, а третье проходит позже в субботу днем. Вечерняя трапеза и ранняя дневная трапеза обычно начинаются с благословения под названием Kiddush ( освящение ), - говорится в чашке вина.
При третьей трапезе Kiddush не выполняется , но благословение хамоцци читается, и хала (плетеный хлеб) едят. Во многих общинах эта еда часто едят в период после того, как дневные молитвы ( Минчах ) читаются и незадолго до того, как Шаббат официально закончился ритуалом Гавдалы .
Шаббат - праздничный день, когда евреи осуществляют свою свободу от регулярных трудов повседневной жизни. Он дает возможность созерцать духовные аспекты жизни и провести время с семьей. Конец Шаббата традиционно отмечается ритуалом, называемым Хавдалой, во время которого говорят о вине (или виноградном соке), ароматических специях и светом, разделяя Шаббат от остальной части недели. [ 3 ]
Слово Шаббат происходит от ивритского корня ש־ב־ת . Хотя это часто переводится как «отдых» (существительное или глагол), другой точный перевод «прекращается [с работы]». [ 4 ] Понятие активного прекращения труда также рассматривается [ кем? ] как более согласуется с активностью всемогущего Бога в седьмой день творения в соответствии с Бытиком .
Родственный вавилонский поцелуй м или сабатту м реконструируется из утраченного пятого аккаунта «Создание Энумы Элиша» , который читается как: « [sa] bbatu shalt, ты тогда сталкиваешься, середина [месяц]. Он рассматривается как форма шумеровского SA-Bat («средний риск»), представленной в Аккадиане как Um Nuh Libbi («День середины»). [ 5 ]
Связь с соблюдением субботы была предложена в обозначении седьмого, четырнадцатого, девятнадцатого, двадцати первого и двадцати восемь дней лунного месяца в ассирийском религиозном календаре как «Святой день», также называемый «злые дни» (означающее «непригодные» для запрещенных действий). Запреты в эти дни, расположенные с интервалом в семь дней (за исключением девятнадцатого), включают воздержание от езды на колеснице и предотвращение употребления мяса со стороны короля. В эти дни чиновникам было запрещено различными видами деятельности, и обыкновенным людям было запрещено «загадывать желание», и, по крайней мере, 28-й был известен как «день отдыха». [ 6 ] [ 7 ]
Шаббат седьмого дня не возник с египтянами , которым это было неизвестно; [ 14 ] и другие теории происхождения, основанные на Дне Сатурна , или на планетах, в целом, также были заброшены. [ 13 ]
Давняя еврейская позиция заключается в том, что непрерывный Шаббат седьмого дня возник среди еврейского народа, как их первое и самое священное учреждение. [ 8 ] Происхождение Шаббата и семидневная неделя не ясны для ученых; Мозаичная . традиция претендует на происхождение от повествования о создании Бытия [ 20 ] [ 21 ]
Первая небиблейская ссылка на субботу заключается в остраконе , обнаруженном в раскопках в Мезаде Хашавьюху , который датируется примерно 630 г. до н.э. [ 22 ]
Иудаизм соглашается с Шаббатом статус радостного святого дня. Во многих отношениях еврейский закон дает Шаббату статус быть самым важным святым днем в еврейском календаре : [ 23 ]
Это первый святой день, упомянутый в Библии, и Бог был первым, кто соблюдал его с прекращением творения (Бытие 2: 1–3).
Сефер Тора читается во время чтения Торы , которое является частью утренних служб Шаббата, с более длительным чтением, чем в течение недели. Тора читается в течение ежегодного цикла 54 Парашиота , по одному для каждого Шаббата (иногда они удваиваются). На Шаббате чтение разделено на семь разделов, больше, чем в любой другой священный день, включая Йом Кипур . Затем чтение Haftarah из еврейских пророков читается.
Традиция гласит, что еврейский Мессия придет, если каждый еврей должным образом соблюдает два последовательных Шаббатота. [ 25 ]
Наказание в древние времена за осквернение Шаббата ( камень ) является самым суровым наказанием в еврейском законодательстве. [ 26 ] Кроме того, божественное наказание за осквернение Шаббата, Карет ( духовное отлучение), является наиболее серьезным из божественных наказаний в иудаизме. [ 27 ]
На Шаббате предложение двух ягнят было привезено в храм в Иерусалиме. [ 28 ]
Почитая Шаббат ( Кавод Шаббат ) в день приготовления (пятница) включает в себя купание, стрижку, очистку и украшение дома (например, с цветами).
Дни в еврейском календаре начинаются с темноты, поэтому много еврейских праздников начинается в такое время . [ 29 ] Согласно еврейскому закону, Шаббат начинается за несколько минут до заката. Свечи зажжены в это время. Во многих общинах обычно зажигает свечи за 18 минут до заката ( Тосефет Шаббат , хотя иногда 36 минут), и большинство печатных еврейских календарей придерживаются этого обычая.
Служба Kabbalat Shabbat - это молитвенная служба, приветствующая прибытие Шаббата. До ужина в пятницу вечером можно петь две песни, одна «приветствие» двух ангелов Шаббата в дом [ 30 ] ( « Шалом Алейхем » -«Мир на тебя»), а другая восхваляет женщину дома за всю работу, которую она проделала за прошедшую неделю ( « Эшет Хайил » -«Женщины доблесть»). [ 31 ] После благословений за вино и халу подается праздничная еда. Пение традиционно в субботних блюдах. [ 32 ] В наше время многие композиторы писали священную музыку для использования во время соблюдения Kabbalat Shabbat, в том числе Роберта Страссбурга [ 33 ] и Сэмюэль Адлер . [ 34 ]
Согласно раввинской литературе , Бог через Тору приказывает евреям наблюдать (воздерживаться от запретной деятельности) и помнить (с словами, мыслями и действиями) Шаббат, и эти два действия символизируются обычными двумя свечами Шаббата . Свечи обычно освещены женщиной дома (или иначе мужчиной, который живет один). Некоторые семьи зажигают больше свечей, иногда в соответствии с количеством детей. [ 35 ]
«Oyneg Shabes» и «Oneng Shabbat» перенаправляют здесь. Для сбора документов из Варшавского гетто, собранного и сохраненного группы, известной под кодовым названием Oyneg Shabes, см. Archive Ringelblum
Шаббат - это день празднования, а также молитва . Обычно есть три праздничных блюда: ужин на Шаббат Ева (в пятницу вечером), обед в День Шаббата (суббота) и третий еду ( Seudah Shlishit [ 36 ] ) ближе к вечеру (суббота). Также обычно носить хорошую одежду (отличную от недели) на Шаббате, чтобы почтить этот день.
Многие евреи посещают службы синагоги на Шаббате, даже если они этого не делают в течение недели. Службы проводятся на канун Шаббат (в пятницу вечером), утро Шаббата (субботнее утро) и позднего дня Шаббата (суббота днем).
За исключением Йом Кипура , дни общественного поста откладываются или продвинуты, если они совпадают с Шаббатом. У скорбящие, сидящие Шива (неделя траура после смерти супруга или родственника первой степени) внешне проводят себя нормально в течение дня, и им запрещено демонстрировать общественные признаки траура.
Хотя большинство законов о Шаббате являются ограничительными, четвертый из десяти заповедей в Исходе принимается Талмудом и Маймонидом, чтобы ссылаться на позитивные заповедь Шаббата. К ним относятся:
Почитая Шаббат ( Кавод Шаббат ): на Шаббате, одетый в праздничную одежду и воздерживается от неприятных разговоров. Обычно не говорить о Шаббате о деньгах, деловых вопросах или светских вещах, которые можно обсудить в течение недели. [ 37 ] [ 38 ]
домашних цельнозерновых бродяж Два Еда три праздничных блюда. Еда начинается с благословения над двумя хлебами ( Лехем Мишнех , «Двойной хлеб»), обычно из плетеных халы, что является символом двойной части манны , которая влюбилась в еврейского народа за день перед субботой в течение их 40 лет в пустыне после Исхода из древнего Египта. Обычно подавать мясо или рыбу, а иногда и оба, для вечерних и утренних блюд Shabbat. Seudah Shlishit (буквально, «третья приема пищи»), как правило, легкая еда, которая может быть Pareve или Dairy , едят поздний днем Shabbat.
Наслаждайтесь Шаббатом ( Oneg Shabbat ): участие в приятных занятиях, таких как еда, пение, сон, проведение времени с семьей и брачные отношения. Иногда называется «шаббатистыми».
Наблюдая за заключительным ритуалом Гавдалы в Испании 14-го века
Havdalah (иврит: הַבְדָּלָה, «Разделение») - это еврейская религиозная церемония, которая отмечает символический конец Шаббата и пользователя на новой неделе. По завершении Шаббата с температурным знаком, после появления трех звезд в небе, благословения Хавдалы читаются на чашке вина, и с использованием ароматных специй и свечи, как правило, плетеных. Некоторые общины откладывают Хавдалу позже до ночи, чтобы продлить Шаббат. Существуют разные обычаи относительно того, сколько времени нужно ждать после того, как звезды появились до тех пор, пока не закончится суббота. Некоторые люди держатся на 72 минуты спустя, а другие держатся дольше и короче.
Еврейский закон (халаха) запрещает делать любую форму мелаха (מְלָאכָה, множественное число мелахат ) на Шаббате, если только неотложная человеческая или медицинская потребность не является опасной для жизни. Хотя Мелаха обычно переводится как «работа» на английском языке , лучшим определением является «преднамеренная деятельность» или «мастерство и мастерство». Есть 39 категорий мелаха : [ 39 ]
вспахая земля
посев
пожинать
Связывающие снопки
Молоть
выиграть
Выбор
шлифование
просеивание
замесив
выпечка
стрижка шерсти
мыть шерсть
избиение шерсти
окрасить шерсть
вращение
ткачество
Сделать две петли
Плетение двух нитей
разделяя две нити
завязывание
разоблачение
Швейные швы
разрыв
ловушка
убой
флейн
загар
Соскребая шкуру
Маркировка прятки
режущая шкура для формы
Написание двух или более букв
стирание двух или более букв
здание
снос
погасить огонь
разжигая огонь
поставить последующий штрих на объект и
Транспортировка объекта (между частными и общественными доменами или более 4 локтями в общественных достояниях)
39 Мелахат - это не столько занятия, сколько «категории деятельности». Например, в то время как «выигрыш» обычно относится исключительно к отделению солончика от зерна , а «выбор» относится исключительно к отделению мусора от зерна, они ссылаются на талмудическое смысл каким -либо разделением межсвязанных материалов, которые делают съедобные, что было несъедобным. Таким образом, фильтрация невозможной воды, чтобы сделать ее питьем, падает под эту категорию, как и выбор мелких костей у рыбы ( рыба Gefilte является одним из решений этой проблемы).
Категории трудов, запрещенных на Шаббат, получают экзегетически полученные - из -за библейских отрывков, сопоставляющих соблюдение Шаббата ( Исход 35: 1–3 ) для создания скинии ( Исход 35: 4 и т. Д. ) - что они являются теми рабочими, которые необходимы для конструкции на сближке . Они не указаны в Торе; Мишна отмечает, что «законы Шаббата ... похожи на горы, висящие у волос, потому что это маленькое Писание, но много законов». [ 40 ] Многие раббиновые ученые отметили, что эти труды обладают общей деятельностью, которая является «творческой», или которые управляют контролем или господством в отношении окружающей среды . [ 41 ]
В дополнение к 39 Мелахат дополнительные действия были , раввины были запрещены по разным причинам, запрещены.
Термин Shomer Shabbat используется для человека (или организации), который последовательно придерживается законов Шаббата. (Строгое) соблюдение субботы часто рассматривается как ориентир для ортодоксальности и действительно имеет юридическое отношение к тому, как еврей рассматривается православным религиозным судом в отношении их принадлежности к иудаизму. [ 42 ]
Лампа плюшевого мишка в коллекции еврейского музея Швейцарии . Крышка может быть скручена, которая покрывает лампочку темной оболочкой и в каком -то смысле усугубляет свет в субботу. [ 43 ]
Православные и некоторые консервативные органы правили, что включение или выключение включения или выключения запрещено как мелахах ; Тем не менее, власти не согласны с тем, какой именно из них. Одним из взглядов является то, что крошечные искры создаются в переключателе, когда схема закрыта, и это будет освещать огонь (категория 37). Если прибор предназначен для света или тепла (например, лампы накаливания или электрической духовки), то элементы освещения или нагрева могут рассматриваться как тип огня, который подпадает как под освещением огня (категория 37), так и приготовление пищи (то есть выпечка, категория 11). Выключение света будет потушить огонь (категория 36). Другое представление заключается в том, что завершение электрической схемы составляет здание (категория 35), и отключение схемы будет снести (категория 34). Некоторые школы мысли считают, что использование электроэнергии запрещено только раввинским судебным запретом , а не мелаха .
Общее решение проблемы электроэнергии включает в себя предустановленные таймеры ( часы Shabbat ) для электрических приборов, чтобы автоматически включать и выключать их, без вмешательства человека на самом Шаббате. Некоторые консервативные власти [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Всредственно отвергнуть аргументы для запрета использования электроэнергии. Некоторые ортодоксальные также нанимают « Шаббос -гоя », не еврея, чтобы выполнять запрещенные задачи (например, переключатели эксплуатации) на Шаббате.
Православные и многие консервативные органы полностью запрещают использование автомобилей на Шаббате в качестве нарушения нескольких категорий, включая освещение пожара, погашение пожара и передачу между доменами (категория 39). Тем не менее, комитет консервативного движения по еврейскому законодательству и стандартам разрешений на вождение в синагогу на Шаббате, как чрезвычайная мера, на том основании, что, если евреи потеряют контакт с синагожной жизнью, они потеряются для еврейского народа.
Уполномоченный галахически режим Шаббата , добавленный к мощному скутеру, может использоваться при соблюдении Shabbat для тех, у кого ограничения ходьбы, часто называемый Shabbat Scooter. Он предназначен только для людей, чья ограниченная подвижность зависит от скутера или автомобиля последовательно в течение недели.
Казалось бы, «запрещенные» действия могут выполняться путем изменения технологий, так что ни один закон фактически не нарушается. В субботнем режиме « субботний лифт » автоматически останавливается на каждом этаже, что позволит людям входить и выключаться, и никто не должен нажимать на какие -либо кнопки, которые обычно потребуются для работы. ( Динамическое торможение также отключено, если оно обычно используется, то есть, шунтирующая энергия, собранная из перемещения нисходящего, и, следовательно, гравитационная потенциальная энергия пассажиров, сеть резисторов .) Однако многие раббинические власти рассматривают использование таких лифтов теми, кто в противном случае способен, а не дух.
Многие наблюдательные евреи избегают запрета переноски путем использования ERUV . Другие превращают свои ключи в галстук , часть пряжки для ремня или брошь законную статью о одежде или украшениях , потому что можно носить . Эластичная полоса с зажимами на обоих концах и с ключами, расположенными между ними в качестве интегральных звеньев, может считаться ремнем.
Шаббатские лампы были разработаны, чтобы обеспечить включение или выключение света в комнате по желанию, пока электричество остается включенным. Специальный механизм блокирует свет, когда желаемое положение выключено без нарушения Шаббата.
Если человеческая жизнь находится в опасности (Пикуах Нефеш), то еврей не только разрешен, но и требуется, [ 51 ] [ 52 ] нарушать любой галахический закон, который стоит на пути спасения этого человека (исключая убийство, идолопоклонство и запрещенные сексуальные действия). Концепция жизни в опасности интерпретируется широко: например, обязателен, чтобы кто -то нарушил Шаббат, чтобы доставить женщину на активное труд в больницу. Меньшие ограничения раввинов часто нарушаются при гораздо менее неотложных обстоятельствах (пациент, который болеет, но не критически).
Мы сделали все, чтобы спасти жизни, несмотря на Шаббат. Люди спрашивали: «Почему ты здесь? Здесь нет евреев», но мы здесь, потому что Тора приказывает нам спасти жизни ... Мы оскверняем Шаббат с гордостью.
Различные другие правовые принципы внимательно определяют, какие действия представляют собой осквернение Шаббата . Примеры их включают принцип шинуи («изменения» или «отклонение»): нарушение не считается серьезным, если запрещенное действие было выполнено таким образом, которое будет считаться ненормальным в будний день. По словам многих раввинских властей, примеры включают в себя написание своей недоминальной рукой. Этот юридический принцип управляет Bedi'avad ( ex post facto ) и не приводит к разрешению запрещенной деятельности, запрещающих смягчающие обстоятельства.
Как правило, приверженцы реформы и реконструкции иудаизма считают, что отдельный еврей определяет, следует ли следовать запретам Шаббата или нет. Например, некоторые евреи могут найти, такие как написание или приготовление пищи для досуга , чтобы быть приятными улучшениями для Шаббата и его святости, и, следовательно, могут поощрять такие практики. Многие реформируемые евреи считают, что то, что представляет собой «работу», отличается для каждого человека, и что только то, что считает «работа», запрещено. [ 54 ] Рав. Рабби Сэмюэль Холдхейм выступал в воскресенье, чтобы многие больше не наблюдали ее, на шаг, сделанный десятками общин в Соединенных Штатах в конце 19 -го века. [ 55 ]
Более раббино -традиционные евреи реформы и реконструкции считают, что эти галахоты в целом могут быть действительными, но каждый человек должен решать, как и когда их применять. Небольшая часть евреев в прогрессивной еврейской общине принимает эти законы почти так же, как и православные евреи.
Талмуд, особенно в трактате Шаббат, определяет ритуалы и деятельность как для «помнить», так и «сохранить» субботу и освящать его дома и в синагоге. В дополнение к воздержанию от творческой работы, освящение дня посредством благословений над вином , подготовка особых субботних блюд и участие в молитве и исследовании Торы требовалось в качестве активной части физического соблюдения. Талмуд утверждает, что лучшая еда должна быть подготовлена к субботу, потому что «тот, кто восхищает субботу, удовлетворяется желаниями их сердца» ( Bt , Shabbat 118a-B). [ 56 ] [ 57 ]
Особыми шаббатотами являются Шаббатот, который предшествует важным еврейским праздникам : например, Шаббат Хагадол (Шаббат, предшествующий Песачу ), Шаббат Захор (Шаббат, предшествующий Пурим ) и Шаббат Шувах (Шаббат между Рош Хашаной и Йом Киппур ).
Некоторые держат библейскую субботу не была связана с 7-дневной неделей, как григорианский календарь . [ 61 ] Вместо этого новолуние отмечает отправную точку для подсчета, и Шаббат постоянно падает на 8, 15 -й, 22 -й, 29 -е место каждого месяца. Библейский текст для поддержки с использованием луны, света на небесах, чтобы определить дни, включают Бытие 1:14 , Псалом 104: 19 и Сирач 43: 6–8 См. Ссылки:
[ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Раббиновая еврейская традиция и практика не подтверждают это, удерживая субботу, основанную на днях создания, и, следовательно, совершенно отдельный цикл от ежемесячного цикла, который не происходит автоматически и должен быть повторно рассчитан каждый месяц. [ 65 ] Смотрите Kiddush Hachodesh .
^ Пинч, Т.Г. (2003). «Суббота (вавилонский)». В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики . Тол. 20. Selbie, John A., Contrib. Kessinger Publishing. С. 889–891. ISBN 978-0-7661-3698-4 Полем Получено 2009-03-17 .
Утверждалось, что ассоциация числа седьмого с самим творением происходит из -за того, что Enuma Elish была зарегистрирована на семи таблетках.
«Подчеркивается профессором Бартоном , который говорит:« Каждая учетная запись организована в серии семи лет, вавилонский в семи таблетках, иврит за семь дней. Каждый из них ставит создание человека в шестом дивизионе его серии ». Альберт Т. Клэй, Происхождение библейских традиций: ивритские легенды в Вавилонии и Израиле , 1923, с. 74
^ «История еврейского народа». Андре Лемейр . Presses Universitaires de France 2009 (8 -е издание), с. 66
^ Zerubavel, Eviatar (1985). Семидневный круг: история и значение недели . Университет Чикагской Прессы. ISBN 0-226-98165-7 .
^ Craveri, Marcello (1967). Жизнь Иисуса . Grove Press. п. 134.
^ Джозеф, Макс (1943). "Праздники". В Лонгмене, Исаак (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетная и популярная презентация евреев и иудаизма с самых ранних времен . Тол. 5. Коэн, Саймон, компилятор. Универсальная еврейская энциклопедия, Inc. с. 410.
^ Джозеф, Макс (1943). «Суббота». В Лонгмене, Исаак (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетная и популярная презентация евреев и иудаизма с самых ранних времен . Тол. 9. Коэн, Саймон, компилятор. Универсальная еврейская энциклопедия, Incv. п. 295
^ Коэн, Саймон (1943). "Неделя". В Лонгмене, Исаак (ред.). Универсальная еврейская энциклопедия: авторитетная и популярная презентация евреев и иудаизма с самых ранних времен . Тол. 10. Коэн, Саймон, компилятор. Универсальная еврейская энциклопедия, Inc. с. 482.
^ «Еврейский религиозный год: суббота» . Encyclopædia Britannica . Encyclopædia Britannica Online. 2009 Получено 2009-03-26 . Согласно библейской традиции, он отмечает первоначальный седьмой день, когда Бог отдыхал после завершения творения. Ученым не удалось отслеживать происхождение семидневной недели, и они не могут объяснить происхождение субботы.
^ Одна мера - это количество людей, вызванных чтениями Торы на Shachrit/Morning Service. Три - самое маленькое число, например, понедельники и четверга. Пять в Святые Дни Пасхи, Шавуот, Суккот. Йом Кипур: Шесть. Шаббат: семь.
^ Талмуд (Шаббат 119a) описывает раввинов , которые собираются приветствовать королеву Шаббата, а стихотворение Леха Доди описывает Шаббат как «невесту» и «королеву». Тем не менее, Маймонид ( Мишне Тора Хилчот Шаббат 30: 2) говорит о приветствию «Короля Шаббата», и два независимых комментариев к Мишне Торе (Маггид Мишне и Р 'Зехарии Харофе) цитируют Талмуд как говорящий о «Короле Шаббата». Слова «король» и «королева» в арамейском языке отличаются только одной буквой, и кажется, что это понимание возникает в результате разных традиций, касающихся написания талмудического слова. Смотрите полное обсуждение .
^ Фергюсон, Джои (20 мая 2011 г.). «Еврейская серия лекций фокусируется на курсе субботних в Chabad Center фокусируется на секретах безмятежности субботы» . Deseret News. Чем больше мы можем инвестировать в это, тем больше мы можем получать удовольствие от субботы. «Еврейская вера основана на понимании того, что соблюдение субботы является источником всего благословения, сказал раввин Зиппель в интервью. Он называл еврейскую субботу как время, когда люди отключаются от всех, кто растворил их на протяжении всей недели, на данный дневной кноп с нажатию на давление на дне, чтобы надавливая на нажатию на дневной кноп, в том, чтобы надавливаться в« Подате ». Сок от мужчин и освещение свечей от женщин вызывает еврейскую субботу в пятницу на закате.
^ Лабрич, Баттегай, Наоми, Каспар (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории . Базель: Кристоф Мериан. С. 202–205. ISBN 978-3856168476 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
^ Neulander, Arthur (1950). «Использование электричества в субботу». Материалы раввинского собрания . 14 : 165–171.
^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; Фридман, Теодор (1950). «Ответы на субботу». Материалы раввинского собрания . 14 : 112–137.
^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике. Еврейская богословская семинария Америки: Нью -Йорк, 1979.
^ «Последовательные даты субботнего лунного месяца» . 4 февраля 2015 года . Получено 27 декабря 2021 года . Священные субботы седьмого дня навсегда прикреплены к графу от одного новолуния к другому, в результате чего они постоянно падают на 8-й, 15-й, 22-й и 29-й лунный календарь.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 244b889ff853801ec41ae1d14a43916a__1726498020 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/6a/244b889ff853801ec41ae1d14a43916a.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Shabbat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)