Canadair CF-5
CF-5/CF-116/NF-5 Freedom Fighter | |
---|---|
![]() Канадские силы CF-5A Freedom Fighter выставлены в Трентоне, Онтарио | |
Общая информация | |
Тип | Бомбардировщик |
Производитель | Canadair |
Статус | Уйдет на пенсии из канадской службы в 1995 году, все еще работая с некоторыми странами |
Основные пользователи | Канадские силы (бывшие) |
Номер построен | 240 |
История | |
Дата введения | 5 ноября 1968 года [ Цитация необходима ] |
Первый полет | 6 мая 1968 года |
Разработан из | Northrop F-5 |
Canadair CF-5 (официально обозначенная CF-116 Freedom Fighter )-это канадский лицензионный лицензионный истребитель Northrop F-5 Freedom Fighter. Это легкий, сверхзвуковой , двойной двигатель, боец высшего звена дневного света, в первую очередь для канадских сил (как CF-5) и ВВС Королевских Нидерландов (как NF-5). CF-5 периодически модернизировался на протяжении всего срока службы в Канаде. В то время как канадские силы вышли на пенсию на самолет в 1995 году, они продолжают использоваться другими странами.
CF-5 был приказан Королевскими канадскими ВВС , которые стали частью канадских сил 1 февраля 1968 года. Новые объединенные силы взяли на себя первые CF-5 (он почти повсеместно называл CF-5, кроме в официальной документации [ 1 ] ) в конце 1968 года. Производство Canadair для канадских сил составило 89 однократных самолетов, 46 двухместных самолетов и 75 одноместных сидений с 30 двойными самолетами для ВВС Королевских Нидерландов, общее производство 240. Двадцать избыточных канадских самолетов были проданы в Венесуэлу. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Первоначально спроектированный Northrop в качестве недорогих, низко обслуживающего истребителя, F-5 был предназначен для использования воздушными силами, которые имели ограниченные ресурсы и технические знания. В 1964 году военно -воздушные силы Королевских канадских военно-воздушных сил , в поисках замены как обычного истребителя атаки CF-104 , так и для перехвата ядерного удара CF-101 , предложивший заключить совместное производственное соглашение с Соединенным Королевством построить более 100 F-4 фантома II (который Королевский флот стремился приобрести), но это было отвергнуто как слишком дорогостоящее. [ 5 ] В феврале 1965 года начальник отдела оперативной готовности и будущих компакт-дисков , генерал-лейтенант Джин Виктор Аллард , оценил четыре возможных замены: Northrop F-5 , Grumman A-6 Intruder , Douglas A-4 Skyhawk и LTV A-7 Corsair II . [ 6 ] В то время как Королевский канадский флот хотел A-4 Skyhawk, в качестве замены своего McDonnell F2H Banshee , базирующейся на базе с носителем , единственным самолетом, который считался «не подходящим», был F-5, и был рекомендован A-7 Corsair. [ 7 ] Тем не менее, министр обороны Пол Хеллиер «поставил под сомнение озабоченность RCAF в целом, и он отверг необходимость и полезность роли ядерного забастовки конкретно» и изменил требования, таким образом, «гарантируя, что CF-5 был выбран в качестве новой тактики Боец, и что RCAF должен был принять доступный самолет, способный выполнять обычную роль атаки, «хотя он позже написал в своей биографии, что F-5 был« чуть больше, чем тренер с оружием, висевшим на нем ». [ 8 ] [ 9 ] В Канаде, которая имела зрелую аэрокосмическую промышленность, выбор менее сложного F-5 был разочарованием и «явно непопулярным» среди тех, кто в RCAF. [ 10 ] Избранные для обеспечения тактической поддержки, базирующейся в Канаде, но для переезда в Европу, эскадрильи CF-5 также были привержены северному фланге НАТО, чтобы выступить в качестве силы быстрого развертывания. Тем не менее, роль CF-5 на протяжении всего его службы с RCAF часто менялась, и в конечном итоге миниатюрный боец служил в качестве борца атаки , разведывательной платформы и тренера . [ 3 ]
По сравнению с Northrop F-5, канадский CF-5 имел несколько модификаций, чтобы сделать его более подходящим для работы в театрах операций канадских сил. Чтобы рассмотреть жалобы на длительные пробеги взлета, в версии Canadair была представлена двухпозиционная носовая шасси; Сжатый он работал как оригинал, но продлен (до взлета), он поднял нос и тем самым увеличил угол атаки и увеличение подъема. Система уменьшила расстояние взлета почти на 20%. Был установлен зонд для заправки в воздухе, Orenda была использована построенная General Electric J85 -15 двигателей с 4300 фунтов (19 кН), и была добавлена более сложная навигационная система. Нос CF-5 также был взаимозаменяемым со специально разработанным разведывательным набором с четырьмя камерами в нем. В течение своей жизни он получил много обновлений до своей авионики и возможностей.
Заказ на 105 самолетов для ВВС Королевских Нидерландов был подписан в начале 1967 года, 75 одноразовых, чтобы заменить республику F-84 и 30-серию, чтобы заменить Lockheed T-33 . План использования некоторых одиночных сериалов для фотопоннасанса, чтобы заменить Lockheed F-104G Starfighters, никогда не осуществлялся. Производство F-5 в Европе было первоначально запланировано Фоккером и Сабкой для голландских и бельгийских ВВС, но нерешительность Бельгии привела к тому, что правительство Нидерландов в соответствии с соглашением о разделении производства с Канадой. [ 11 ] В рамках соглашения об распределении производства между правительствами Канады и Голландцев Центральные фюзеляжи для всех, кроме первых 31 самолетов, были построены Фоккером в Нидерландах. [ 12 ]
Первый CF-5 был официально развернут на церемонии на фабрике Cartierville 6 февраля 1968 года. [ 13 ] Первый NF-5 был развернут 5 марта 1969 года. [ 14 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]
Первоначально 433 эскадрильи и 434 эскадрилья были единственными двумя эскадрилиями, которые работали с CF-5. Предполагалось, что три эскадрильи будут летать на самолете, но из -за бюджетных ограничений, избыточные самолеты были помещены в хранение в CFB North Bay и CFB Trenton , некоторые позже были проданы в другие страны. 434 Эскадрилья была назначена для обучения тактическим истребителям для звездного человека Canadair CF-104 , но была переведена на роль быстрой эскадрильи реакции, будучи готовым к развертыванию в Европу в короткие сроки в случае военных действий. Эскадрилья переехала в CFB Bagotville с 433 эскадрилья, на короткое время, а затем в CFB Chatham . [ 3 ]
Роль обучения была принята 419 эскадрилья на CFB Cold Lake ; нарисованные в схемах «агрессора» в советском стиле) и служить внедренным тренером истребителя боевые тренировки ( Это будет продолжать обеспечивать тренировку с самолетами, разнообразные в хранилище в CFD Mountain View .
Хотя первоначально предназначалось для развертывания в Европе, из-за бюджетных ограничений CF-5 стал быстрого подкрепления развертывания, которое будет развернуто в Центральную Европу или более позднюю Норвегию во время войны. CF-5s развернулся в Европе по нескольким причинам во время холодной войны : в 1970 году шесть CF-5AS, развернутые в CFB Baden-Soingen в Германии, позже летевшей в Норвегию в начале 1971 года; В 1973 году восемь CF-5A и CF-5R вылетели в Норвегию; В 1974 году четыре CF-5A и CF-5R приняли участие в упражнении по разведке НАТО в Лек, Германия; два Canadair CF-5R посетили Leeuwarden, Нидерланды в 1974 году; Шестнадцать CF-5AS прилетели в Европу в 1977 году; НАТО Arctic Express В 1978 году восемь CF-5AS были развернуты в Норвегии для участия в упражнении ; В 1980 году восемь CF-5AS приняли участие в упражнении Anorak Express в Норвегии; В 1985 и 1986 годах CF-5AS, развернутые в упражнениях НАТО ( храбрый лев ) в Норвегии, и, наконец, последнее развертывание в Европе было в 1987 году, когда четыре CF-5AS прибыли в CFB Baden-Soellen ; В июне 1988 года CF-5A был заменен в рамках быстрого развертывания McDonnell Douglas CF-18 Hornet . [ 15 ] Кроме того, в 1978, 1980 и 1985 годах самолеты CF-5R Photo Reconnaissance участвовали в лучших упражнениях по фокусировке в Европе, а в 1985 году канадский пилотный пилот выиграл «Фото Дерби». [ 15 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Военно-воздушные силы Королевских Нидерландов взяли свой первый самолет (двухместный NF-5B) в октябре 1969 года, причем первая эскадрилья была сформирована, которая была 313 эскадрилья в Твенте . Первоначальной ролью 313 эскадрильи была конверсионная единица для обучения пилотов новому типу. NF-5 будет служить с четырьмя операционными эскадрильями, 313 и 315 эскадрилья в Twenthe, 316 эскадрилья в Гильзе-Риджен и 314 эскадрильи в Эйндховен . Последний NF-5 был доставлен в марте 1972 года.
С 1986 года эскадрильи начали преобразовывать в лицензионную общую динамику F-16 , а последний NF-5 был выдержан в марте 1991 года.
Большинство избыточных самолетов были проданы Турции (большинство турецких звезд ) и Венесуэлы (Mix CF-5A и CF-5D-18 в 1972 году, 2 новых CF-5D в 1974 году и 7 EX-RNAF NF-5A/B в 1990 году; все; подается с Grupo de Caza 12) или сохраняется для поддержки запчастей. [ 16 ] Дюжина самолетов была пожертвована в Грецию .
Венесуэла
[ редактировать ]
После реорганизации ВВС венесуэльских военно-воздушных сил в конце 1960-х годов правительство поняло, что пришло время заменить его устаревшие вампиры и яды , активные De Havilland, а также последнее выжившее F-86 сабли на действительной службе. В 1971 году 54 канадских CF-5AS были помещены в хранилище после того, как RCAF не мог принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5AS и два CF-5D. В 1972 году, после того как все самолеты были доставлены, F-86, яды и вампиры были окончательно отменены.
F-5 стал первым военным самолетом в Венесуэле, способной летать на сверхзвуковых скоростях. После юридического спора между Canadair и Northrop были построены и построены еще два CF-5D и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой базой операций была авиабаза генерала Рафаэля Урданета в Маракайбо . После 1974 года флот был перенесен на авиабазу Teniente Vicente Landaeta Gil в Баркизимето .
В 1979 году, после нескольких обновлений в связи с коммуникацией флота, навигации и аппроксимационным оборудованием, самолеты были переименованы в VF-5, обозначающие CF-5AS как VF-5AS и CF-5D как VF-5DS. Венесуэльский F-5 также может нести оружие, такое как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы MK.82 и M117 и 70-миллиметровые ракетные пусковые установки.
В 1991 году, после того, как напряженность между Колумбией и Венесуэлой почти привела к конфликту, ВВС начала еще одну программу модернизации для F-5, называемую «Proyecto Grifo» (Project Gryphon). Некоторые самолеты (vf-5d № 5681 и VF-5A № 9124) были отправлены в Сингапур для тестирования, а затем вернули для обновления оставшихся планеров. В том же году был приобретен небольшой флот из четырех NF-5B и одного NF-5A, был приобретен из Нидерландов для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.
В 1992 году, во время переворота в попытке против президента Карлоса Андреса Переса , 3 F-5 были потеряны для авиабазы Bronco Bronco Bronco Bronco Bronco Bronco . Неудачный переворот задержал программу модернизации на год, наконец, собравшись в 1993 году. Флот был оснащен инерционными лазерными навигационными системами (аналогично тем в Венесуэльских F-16), IFF, HUD, заправки и модернизированные двигатели с оценкой срока службы срока службы. 22 года.
В 2002 году были сделаны небольшие обновления до оставшихся F-5. Флот был введен в эксплуатацию до 2010 года, когда партия Hongdu JL-8 была доставлена в качестве замены. К концу 2010 года было известно, что по крайней мере один VF-5D находился в достойном полете; Неизвестно, находятся ли в эксплуатационном состоянии больше самолетов.
В период с 1972 по 2002 год было потеряно 9 венесуэльских F-5. [ 17 ] [ 18 ]
Варианты
[ редактировать ]- CF-5A : одноэтажная истребительная версия для канадских сил , обозначение CF-116A . 89 построено. 13 продано Ботсване и 16 продано Венесуэле.
- CF-5A (R) : версия разведывания одноэтажных для канадских сил . 50 сменных носов с камерой, созданными для обмена двойным 20-мм носом CF-5A с носом с квадратным 70 мм Vinten Camera. Канадские силы Временное обозначение CF-116A (R) . [ 3 ]
- CF-5D : двухместная учебная версия для канадских сил, CF-116D . 46 построено. 5 продано Ботсване и 4 продано Венесуэле.
- NF-5A : одноэтажная истребительская версия для ВВС Королевских Нидерландов . 75 построено. 1 продано Венесуэле и 10 пожертвовано Греции.
- NF-5B : двухместная учебная версия для ВВС Королевских Нидерландов. 30 построено. 6 продано Венесуэле и 2 пожертвованы Греции.
- VF-5A : одноэтажная истребительская версия, продаваемая ВВС ВВС .
- VF-5D : двухместная тренировочная версия, проданная ВВС Венесуэльской ВВС.
Операторы
[ редактировать ]




- Ботсвана ВВС [ 3 ]
- Всего 18 бывших истребителей-канадцев, доставленных в 1996 и 2000 годах; (13 CF-5A и 5 CF-5D). Все назначено в эскадрилье Z28 и размещены на авиабазе Maparangwane . [ 19 ] 11 CF-5A и 4 CF-5D все еще использовались по состоянию на 2021 год. [ 20 ]
- Турецкие ВВС
- 19 NF-5A/B 2000 Свободы были в эксплуатации с 2021 года, используемые в качестве тренеров и полеты с 133-й аэробатической эскадрильей турецких звезд . [ 21 ]
- Tactical Air Support, Inc.
- В 2013 году компания добавила четырех борцов за свободу Canadair CF-5D и запасных запчастей F-5 на 20 лет. [ 22 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Авиационное командование канадских сил
- Аэрокосмическое инженерное заведение [ 3 ]
- 8 CF-5D Самолет, назначенный AETE с 1968 по 1996 год
- Продажа 28 использованных канадских CF-5, предлагаемых Греции, за 75 миллионов долларов, в 2001 году была неудачной, а самолет использовался для обучения авионики, а запасные части были отменены. [ 23 ]
- Эллинские воздушные силы
- 12 NF-5s (10 NF-5AS, один NF-5B и один NF-5B для запчастей) были пожертвованы Нидерландами в Грецию в 1991 году для использования с 349 «Кронос» эскадрилья. Они были отозваны в 2001 году. [ 24 ]
- ВВС Королевских Нидерландов [ 3 ] 105 NF-5 (75 одиноких и 30 двойных сил) были введены в эксплуатацию в период с 1969 по 1972 год, выведено из эксплуатации в 1991 году [ Цитация необходима ]
- № 313 Эскадрилья; Авиабаза Twente (перешла на F-16 в 1987 году)
- № 314 Эскадрилья; Эйндховенская авиабаза (переход на F-16 в 1990 году)
- № 315 Эскадрилья, единица конверсии операции (OCU); Авиабаза Twente (перешла на F-16 в 1986 году)
- Нет. 316 эскадрилья; Воздушная база Гильзе-Риджен (перешла на F-16 в 1991 году)
- Полевая техника подразделения NF-5 (1971–1984); Авиабаза Твенте
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]
- Музей наследия ВВС и воздушный парк , Виннипег, Манитоба [ 26 ]
- Атлантический авиационный музей [ 27 ]
- Музей авиации и космоса Канады , Оттава, Онтарио [ 28 ]
- Канадский военный музей Оттава , Онтарио - разведка версия [ 29 ]
- Канадский музей наследия военного плана в Гамильтоне, Онтарио [ 30 ]
- Музей ВВС холодного озера [ 31 ]
- CFB Cold Lake - CF -5A '116736', установленное на шесте возле базового входа. [ 32 ]
- Оборонные исследования и разработки Канада - Торонто (DRDC) (установлен на Шеппард -авеню Уэст), Торонто, Онтарио [ 33 ]
- Камлупс аэропорт [ 34 ]
- Мемориальный военный музей в Кэмпбеллфорде, Онтарио (S/N 116730). [ 35 ] [ 36 ]
- Национальный музей ВВС Канады , Трентон, Онтарио [ 37 ]
- Музей Рейнольдс-Альберта , Ветаскивин, Альберта [ 38 ]
- Военные музеи Калгари, Альберта [ 39 ]
- Аэропорт 2 в Торонто/Маркхэм, расположенный в Маркхэме, Онтарио [ 40 ]
Европа
[ редактировать ]- NF-5A 'K-3003' на выставке на авиабазе Гилзе-Риджен , в Нидерландах [ 41 ]
- NF-5A 'K-3020', выставленные в Национальном военном музее , бывшая авиабаза в Соэстерберге , Нидерланды [ 42 ]
- NF-5A 'K-3068' на выставке на Air Base Eindhoven , Нидерланды [ 43 ]
- NF-5B 'K-4011' В хранении в Национальном военном музее , бывшей авиабазе в Сестерберге , Нидерландах. [ 44 ]
- NF-5B 'K-4012' в качестве учебного планера в Deltion College Zwolle , Нидерланды [ 45 ]
Технические характеристики (CF-116)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: один -два
- Длина: 47 футов 2 в (14,38 м)
- Размах крыльев: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
- Высота: 13 футов 2 в (4,01 м)
- Область крыла: 186 кв. Футов (17,28 м. 2 )
- Пустой вес: 8 681 фунт (3938 кг)
- Максимальный вес взлета: 20 390 фунтов (9 249 кг)
- Силовая установка: 2 × построенный из Orenda GE J85-15 Turbojet , 2925 фунтов (13,01 кН). Погрузился каждый сухой, 4300 фунтов (19 кН) с Afterburner
Производительность
- Максимальная скорость: 978 миль в час (1575 км/ч, 850 кН) [ 46 ]
- Максимальная скорость: Маха 1.3
- Диапазон: 875 миль (1,400 км, 760 нми)
- Потолок обслуживания: 41 000 футов (12 000 м)
- Уровень подъема: 34 400 футов/мин (175 м/с)
Вооружение
- Оружие: 2 × 20 мм (0,787 дюйма) Pontiac M39A2 пушки в носу, 280 раундов/пистолет
- Жесткие точки: 5 с мощностью 7000 фунтов (3200 кг), с положениями о комбинациях:
- Ракеты: 2 × CRV7 Rocket Pods
или 2 × лау-10 ракетных стручков с 4 × Zuni 127-мм ракеты каждый
или матра × 2 - Бомбы: разнообразные боеприпасы с воздухом-землями, такие как железных серия безгласловных бомб (включая 3 кг и 14 кг практических бомб), США CBU-24 /49/52/58 и британские BL755 бомбардии Cluster Cluster Bomnitions, M129 Leavlet Bomb
- Другое: Drop Tanks для расширенного диапазона
- Ракеты: 2 × CRV7 Rocket Pods
- Ракеты: 2 × 9 боковой
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Канадские вооруженные силы (5 марта 2010 г.). «Исторический самолет» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Получено 28 мая 2016 года .
- ^ Cf-5 с Венесуэлой
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Aeroware (2012). "Canadair CF-116 CF-5" . Canadianwings.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Получено 28 мая 2016 года .
- ^ Канадские вооруженные силы (6 апреля 2004 г.). «Canadair CF-5 Freedom Fighter» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Получено 28 мая 2016 года .
- ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной энергии в холодной войне для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.66
- ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной силы холодной войны для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.68
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Пол Хеллиер, Черт Торпеды: Моя борьба за объединение вооруженных сил Канады (Торонто: Макклелланд и Стюарт, 1990), с. 131.
- ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной энергии в холодной войне для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.63
- ^ «Канадские F-5s для RNAF» . Flight International . 91 (3022): 223. 9 февраля 1967 года.
- ^ «Производство CANADAIR CF-5» . Flight International . 94 (3113): 759. 7 ноября 1968 года.
- ^ "Защита" . Flight International . 93 (3076): 280. 22 февраля 1968 года.
- ^ «Подпись фотографии» . Flight International . 95 (3133). Илифф: 459. 20 марта 1969 года.
- ^ Jump up to: а беременный Canadair CF-5 Канадский профиль, (самолет № 4) Боб Макинтайр, SMS Publishing, Оттава, 1985 (1985 (1985 (1985 (1985 ISBN 0-920375-02-2 ) с.34-43, 47
- ^ «CF-5 с Венесуэлой» . www.joebaugher.com .
- ^ Jump up to: а беременный «Охота на легкой бомбардировки VF-5 в Венесуэльских ВВС-Клабе» . 19 декабря 2015 года. Арчндд из оригинала 17 мая 2017 года . Получено 25 марта 2017 года .
- ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-ordern-air-force
- ^ «Силы обороны Ботсваны» . Scramble.nl. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Получено 9 июля 2012 года .
- ^ World Aircraft Directory, 2022 (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021) с. 14
- ^ World Aircraft Directory, 2022 (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021) с. 31
- ^ Галоп, Джерри (5 марта 2013 г.). «Запуск F-5 Parts Sales Enterprise» . Tactical Air Support Inc. Получено 22 сентября 2015 года .
- ^ Оттава, (22 апреля 2006 г.). «Силы, чтобы отказаться от реактивных частей стоимостью 200 миллионов долларов» . Канада.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Получено 9 июля 2012 года .
- ^ «Исторические самолеты эллинских воздушных сил» . Официальный сайт HAF . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 23 февраля 2019 года .
- ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-ordern-air-force
- ^ Голдсборо, Гордон. «Исторические места Манитобы: Музей наследия ВВС и воздушный парк (Way Force Way, Winnipeg)» . www.mhs.mb.ca. Получено 5 октября 2018 года .
- ^ Атлантическая Канада Авиационный музей. «Canadair (Northrop) CF-5 Freedom Fighter» . Atlanticcanadaaviationmuseum.com . Получено 10 августа 2013 года .
- ^ Канадский музей авиации и космоса (ND). «Canadair CF-116 (CF-5A)» . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Получено 14 октября 2012 года .
- ^ Канадский военный музей , где люди и история оживают, а архивировали 13 августа 2013 года на машине Wayback от 2003-4, извлечены 10 августа 2013 г.
- ^ Канадский музей наследия канадского плана. «Northrop CF-5A Freedom Fighter Fighter Vintage Maircraft» . Warplane.com . Получено 10 августа 2013 года .
- ^ «Музей холодного озера - F5» . Получено 21 февраля 2017 года .
- ^ «Обломки и реликвии в Интернете - крушение воздушного вала или реликвия на Cold Lake, Альберта, Канада» .
- ^ Кентер, Питер (2012). «Стальной ключ для памятника истребителя CF-5 на обороне Торонто» . Ежедневные коммерческие новости . BEED Business Information. Архивировано с оригинала 25 марта 2014 года.
- ^ Бойко, Стив. «На смехах, сбрасываемых крыльями». Flickr , 12 ноября 2012 года.
- ^ Мемориальный военный музей
- ^ Мемориальный военный музей Avroland - Кэмпбеллфорд
- ^ «Самолет - Национальный музей ВВС Канады» . Airforcemuseum.ca . Получено 10 августа 2013 года .
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Получено 1 декабря 2019 года .
- ^ Военные музеи (2020). "CF-5" . Themilitarymuseums.ca . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Получено 4 августа 2020 года .
- ^ Хеннигер. «Функция: Канадский воздушный, сухопутный и морской музей». .webshots.com, август 2005 г. Получено: 27 января 2010 года.
- ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
- ^ Van Gent, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в ВВС Королевских Нидерландов.
- ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
- ^ "Northrop NF-5B 'Freedom Fighter' Охотничий бомбардировщик / тренер с регистрационным номером K-4011 (на голландском языке)» .
- ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
- ^ "Canadair (Northrop) CF-5 Freedom Fighter". Ednet.ns.ca. Получено: 23 июля 2011 года.
Библиография
[ редактировать ]- Макинтайр, Боб. Canadair CF-5 (канадский профиль: самолет № 4) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN 0-920375-02-2 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Canav Books, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Stachiw, Энтони Л. Канадаир CF-5 Freedom Fighter (канадский сервисный самолет № 1). Св. Катарина, Онтарио: Vanwell Publishing, 2003. ISBN 1-55125-073-X .
- Ван Гент, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в Нидерландах . Alkmaar, Нидерланды: De Alk Publishing House, 1992. ISBN 90-6013-518-0 .
- Ван Гент, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в ВВС Королевских Нидерландов . Одорн, Нидерланды: издательство Lanasta, 2020. ISBN 978-90-8616-179-9 .
- Van Gent CJ De Starfighter: История Звездного Камня в Нидерландах . Maarssen, Нидерланды: Uitgeverij Geromy, 2012. ISBN 9789081893619 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- CF-5 (CF-116) Freedom Fighter -Музей Атлантического Канады Авиация