Jump to content

Canadair CF-5

(Перенаправлено от CF-5 Freedom Fighter )

CF-5/CF-116/NF-5 Freedom Fighter
Канадские силы CF-5A Freedom Fighter выставлены в Трентоне, Онтарио
Общая информация
Тип Бомбардировщик
Производитель Canadair
Статус Уйдет на пенсии из канадской службы в 1995 году, все еще работая с некоторыми странами
Основные пользователи Канадские силы (бывшие)
Номер построен 240
История
Дата введения 5 ноября 1968 года [ Цитация необходима ]
Первый полет 6 мая 1968 года
Разработан из Northrop F-5

Canadair CF-5 (официально обозначенная CF-116 Freedom Fighter )-это канадский лицензионный лицензионный истребитель Northrop F-5 Freedom Fighter. Это легкий, сверхзвуковой , двойной двигатель, боец ​​высшего звена дневного света, в первую очередь для канадских сил (как CF-5) и ВВС Королевских Нидерландов (как NF-5). CF-5 периодически модернизировался на протяжении всего срока службы в Канаде. В то время как канадские силы вышли на пенсию на самолет в 1995 году, они продолжают использоваться другими странами.

CF-5 был приказан Королевскими канадскими ВВС , которые стали частью канадских сил 1 февраля 1968 года. Новые объединенные силы взяли на себя первые CF-5 (он почти повсеместно называл CF-5, кроме в официальной документации [ 1 ] ) в конце 1968 года. Производство Canadair для канадских сил составило 89 однократных самолетов, 46 двухместных самолетов и 75 одноместных сидений с 30 двойными самолетами для ВВС Королевских Нидерландов, общее производство 240. Двадцать избыточных канадских самолетов были проданы в Венесуэлу. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Дизайн и разработка

[ редактировать ]
CF-5A в Канадском музее наследия военных самолетов

Первоначально спроектированный Northrop в качестве недорогих, низко обслуживающего истребителя, F-5 был предназначен для использования воздушными силами, которые имели ограниченные ресурсы и технические знания. В 1964 году военно -воздушные силы Королевских канадских военно-воздушных сил , в поисках замены как обычного истребителя атаки CF-104 , так и для перехвата ядерного удара CF-101 , предложивший заключить совместное производственное соглашение с Соединенным Королевством построить более 100 F-4 фантома II (который Королевский флот стремился приобрести), но это было отвергнуто как слишком дорогостоящее. [ 5 ] В феврале 1965 года начальник отдела оперативной готовности и будущих компакт-дисков , генерал-лейтенант Джин Виктор Аллард , оценил четыре возможных замены: Northrop F-5 , Grumman A-6 Intruder , Douglas A-4 Skyhawk и LTV A-7 Corsair II . [ 6 ] В то время как Королевский канадский флот хотел A-4 Skyhawk, в качестве замены своего McDonnell F2H Banshee , базирующейся на базе с носителем , единственным самолетом, который считался «не подходящим», был F-5, и был рекомендован A-7 Corsair. [ 7 ] Тем не менее, министр обороны Пол Хеллиер «поставил под сомнение озабоченность RCAF в целом, и он отверг необходимость и полезность роли ядерного забастовки конкретно» и изменил требования, таким образом, «гарантируя, что CF-5 был выбран в качестве новой тактики Боец, и что RCAF должен был принять доступный самолет, способный выполнять обычную роль атаки, «хотя он позже написал в своей биографии, что F-5 был« чуть больше, чем тренер с оружием, висевшим на нем ». [ 8 ] [ 9 ] В Канаде, которая имела зрелую аэрокосмическую промышленность, выбор менее сложного F-5 был разочарованием и «явно непопулярным» среди тех, кто в RCAF. [ 10 ] Избранные для обеспечения тактической поддержки, базирующейся в Канаде, но для переезда в Европу, эскадрильи CF-5 также были привержены северному фланге НАТО, чтобы выступить в качестве силы быстрого развертывания. Тем не менее, роль CF-5 на протяжении всего его службы с RCAF часто менялась, и в конечном итоге миниатюрный боец ​​служил в качестве борца атаки , разведывательной платформы и тренера . [ 3 ]

По сравнению с Northrop F-5, канадский CF-5 имел несколько модификаций, чтобы сделать его более подходящим для работы в театрах операций канадских сил. Чтобы рассмотреть жалобы на длительные пробеги взлета, в версии Canadair была представлена ​​двухпозиционная носовая шасси; Сжатый он работал как оригинал, но продлен (до взлета), он поднял нос и тем самым увеличил угол атаки и увеличение подъема. Система уменьшила расстояние взлета почти на 20%. Был установлен зонд для заправки в воздухе, Orenda была использована построенная General Electric J85 -15 двигателей с 4300 фунтов (19 кН), и была добавлена ​​более сложная навигационная система. Нос CF-5 также был взаимозаменяемым со специально разработанным разведывательным набором с четырьмя камерами в нем. В течение своей жизни он получил много обновлений до своей авионики и возможностей.

Заказ на 105 самолетов для ВВС Королевских Нидерландов был подписан в начале 1967 года, 75 одноразовых, чтобы заменить республику F-84 и 30-серию, чтобы заменить Lockheed T-33 . План использования некоторых одиночных сериалов для фотопоннасанса, чтобы заменить Lockheed F-104G Starfighters, никогда не осуществлялся. Производство F-5 в Европе было первоначально запланировано Фоккером и Сабкой для голландских и бельгийских ВВС, но нерешительность Бельгии привела к тому, что правительство Нидерландов в соответствии с соглашением о разделении производства с Канадой. [ 11 ] В рамках соглашения об распределении производства между правительствами Канады и Голландцев Центральные фюзеляжи для всех, кроме первых 31 самолетов, были построены Фоккером в Нидерландах. [ 12 ]

Первый CF-5 был официально развернут на церемонии на фабрике Cartierville 6 февраля 1968 года. [ 13 ] Первый NF-5 был развернут 5 марта 1969 года. [ 14 ]

Оперативная история

[ редактировать ]
Знак CF-5, который носят воздушные и наземные команды канадских сил в середине 1970-х годов

Первоначально 433 эскадрильи и 434 эскадрилья были единственными двумя эскадрилиями, которые работали с CF-5. Предполагалось, что три эскадрильи будут летать на самолете, но из -за бюджетных ограничений, избыточные самолеты были помещены в хранение в CFB North Bay и CFB Trenton , некоторые позже были проданы в другие страны. 434 Эскадрилья была назначена для обучения тактическим истребителям для звездного человека Canadair CF-104 , но была переведена на роль быстрой эскадрильи реакции, будучи готовым к развертыванию в Европу в короткие сроки в случае военных действий. Эскадрилья переехала в CFB Bagotville с 433 эскадрилья, на короткое время, а затем в CFB Chatham . [ 3 ]

Роль обучения была принята 419 эскадрилья на CFB Cold Lake ; нарисованные в схемах «агрессора» в советском стиле) и служить внедренным тренером истребителя боевые тренировки ( Это будет продолжать обеспечивать тренировку с самолетами, разнообразные в хранилище в CFD Mountain View .

Хотя первоначально предназначалось для развертывания в Европе, из-за бюджетных ограничений CF-5 стал быстрого подкрепления развертывания, которое будет развернуто в Центральную Европу или более позднюю Норвегию во время войны. CF-5s развернулся в Европе по нескольким причинам во время холодной войны : в 1970 году шесть CF-5AS, развернутые в CFB Baden-Soingen в Германии, позже летевшей в Норвегию в начале 1971 года; В 1973 году восемь CF-5A и CF-5R вылетели в Норвегию; В 1974 году четыре CF-5A и CF-5R приняли участие в упражнении по разведке НАТО в Лек, Германия; два Canadair CF-5R посетили Leeuwarden, Нидерланды в 1974 году; Шестнадцать CF-5AS прилетели в Европу в 1977 году; НАТО Arctic Express В 1978 году восемь CF-5AS были развернуты в Норвегии для участия в упражнении ; В 1980 году восемь CF-5AS приняли участие в упражнении Anorak Express в Норвегии; В 1985 и 1986 годах CF-5AS, развернутые в упражнениях НАТО ( храбрый лев ) в Норвегии, и, наконец, последнее развертывание в Европе было в 1987 году, когда четыре CF-5AS прибыли в CFB Baden-Soellen ; В июне 1988 года CF-5A был заменен в рамках быстрого развертывания McDonnell Douglas CF-18 Hornet . [ 15 ] Кроме того, в 1978, 1980 и 1985 годах самолеты CF-5R Photo Reconnaissance участвовали в лучших упражнениях по фокусировке в Европе, а в 1985 году канадский пилотный пилот выиграл «Фото Дерби». [ 15 ]

Нидерланды

[ редактировать ]

Военно-воздушные силы Королевских Нидерландов взяли свой первый самолет (двухместный NF-5B) в октябре 1969 года, причем первая эскадрилья была сформирована, которая была 313 эскадрилья в Твенте . Первоначальной ролью 313 эскадрильи была конверсионная единица для обучения пилотов новому типу. NF-5 будет служить с четырьмя операционными эскадрильями, 313 и 315 эскадрилья в Twenthe, 316 эскадрилья в Гильзе-Риджен и 314 эскадрильи в Эйндховен . Последний NF-5 был доставлен в марте 1972 года.

С 1986 года эскадрильи начали преобразовывать в лицензионную общую динамику F-16 , а последний NF-5 был выдержан в марте 1991 года.

Большинство избыточных самолетов были проданы Турции (большинство турецких звезд ) и Венесуэлы (Mix CF-5A и CF-5D-18 в 1972 году, 2 новых CF-5D в 1974 году и 7 EX-RNAF NF-5A/B в 1990 году; все; подается с Grupo de Caza 12) или сохраняется для поддержки запчастей. [ 16 ] Дюжина самолетов была пожертвована в Грецию .

Венесуэла

[ редактировать ]
Венесуэла ВВС Нортроп (Canadair) VF-5A (CL-226)

После реорганизации ВВС венесуэльских военно-воздушных сил в конце 1960-х годов правительство поняло, что пришло время заменить его устаревшие вампиры и яды , активные De Havilland, а также последнее выжившее F-86 сабли на действительной службе. В 1971 году 54 канадских CF-5AS были помещены в хранилище после того, как RCAF не мог принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5AS и два CF-5D. В 1972 году, после того как все самолеты были доставлены, F-86, яды и вампиры были окончательно отменены.

F-5 стал первым военным самолетом в Венесуэле, способной летать на сверхзвуковых скоростях. После юридического спора между Canadair и Northrop были построены и построены еще два CF-5D и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой базой операций была авиабаза генерала Рафаэля Урданета в Маракайбо . После 1974 года флот был перенесен на авиабазу Teniente Vicente Landaeta Gil в Баркизимето .

В 1979 году, после нескольких обновлений в связи с коммуникацией флота, навигации и аппроксимационным оборудованием, самолеты были переименованы в VF-5, обозначающие CF-5AS как VF-5AS и CF-5D как VF-5DS. Венесуэльский F-5 также может нести оружие, такое как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы MK.82 и M117 и 70-миллиметровые ракетные пусковые установки.

В 1991 году, после того, как напряженность между Колумбией и Венесуэлой почти привела к конфликту, ВВС начала еще одну программу модернизации для F-5, называемую «Proyecto Grifo» (Project Gryphon). Некоторые самолеты (vf-5d № 5681 и VF-5A № 9124) были отправлены в Сингапур для тестирования, а затем вернули для обновления оставшихся планеров. В том же году был приобретен небольшой флот из четырех NF-5B и одного NF-5A, был приобретен из Нидерландов для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.

В 1992 году, во время переворота в попытке против президента Карлоса Андреса Переса , 3 F-5 были потеряны для авиабазы ​​Bronco Bronco Bronco Bronco Bronco Bronco . Неудачный переворот задержал программу модернизации на год, наконец, собравшись в 1993 году. Флот был оснащен инерционными лазерными навигационными системами (аналогично тем в Венесуэльских F-16), IFF, HUD, заправки и модернизированные двигатели с оценкой срока службы срока службы. 22 года.

В 2002 году были сделаны небольшие обновления до оставшихся F-5. Флот был введен в эксплуатацию до 2010 года, когда партия Hongdu JL-8 была доставлена ​​в качестве замены. К концу 2010 года было известно, что по крайней мере один VF-5D находился в достойном полете; Неизвестно, находятся ли в эксплуатационном состоянии больше самолетов.

В период с 1972 по 2002 год было потеряно 9 венесуэльских F-5. [ 17 ] [ 18 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • CF-5A : одноэтажная истребительная версия для канадских сил , обозначение CF-116A . 89 построено. 13 продано Ботсване и 16 продано Венесуэле.
  • CF-5A (R) : версия разведывания одноэтажных для канадских сил . 50 сменных носов с камерой, созданными для обмена двойным 20-мм носом CF-5A с носом с квадратным 70 мм Vinten Camera. Канадские силы Временное обозначение CF-116A (R) . [ 3 ]
  • CF-5D : двухместная учебная версия для канадских сил, CF-116D . 46 построено. 5 продано Ботсване и 4 продано Венесуэле.
  • NF-5A : одноэтажная истребительская версия для ВВС Королевских Нидерландов . 75 построено. 1 продано Венесуэле и 10 пожертвовано Греции.
  • NF-5B : двухместная учебная версия для ВВС Королевских Нидерландов. 30 построено. 6 продано Венесуэле и 2 пожертвованы Греции.
  • VF-5A : одноэтажная истребительская версия, продаваемая ВВС ВВС .
  • VF-5D : двухместная тренировочная версия, проданная ВВС Венесуэльской ВВС.

Операторы

[ редактировать ]
CF-5 сил обороны Ботсваны
Canadian Air Force CF-116 Freedom Fighter, выставлен на CFB Borden
Греческий боец ​​CF-5B Freedom Fighter
NF-5A турецких ВВС.
Венесуэла ВВС Нортроп (Canadair) VF-5A (CL-226)
 Ботсвана
  • Ботсвана ВВС [ 3 ]
    • Всего 18 бывших истребителей-канадцев, доставленных в 1996 и 2000 годах; (13 CF-5A и 5 CF-5D). Все назначено в эскадрилье Z28 и размещены на авиабазе Maparangwane . [ 19 ] 11 CF-5A и 4 CF-5D все еще использовались по состоянию на 2021 год. [ 20 ]
 Турция
 Соединенные Штаты
  • Tactical Air Support, Inc.
    • В 2013 году компания добавила четырех борцов за свободу Canadair CF-5D и запасных запчастей F-5 на 20 лет. [ 22 ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Греция
  • Эллинские воздушные силы
    • 12 NF-5s (10 NF-5AS, один NF-5B и один NF-5B для запчастей) были пожертвованы Нидерландами в Грецию в 1991 году для использования с 349 «Кронос» эскадрилья. Они были отозваны в 2001 году. [ 24 ]
 Нидерланды
  • ВВС Королевских Нидерландов [ 3 ] 105 NF-5 (75 одиноких и 30 двойных сил) были введены в эксплуатацию в период с 1969 по 1972 год, выведено из эксплуатации в 1991 году [ Цитация необходима ]
    • № 313 Эскадрилья; Авиабаза Twente (перешла на F-16 в 1987 году)
    • № 314 Эскадрилья; Эйндховенская авиабаза (переход на F-16 в 1990 году)
    • № 315 Эскадрилья, единица конверсии операции (OCU); Авиабаза Twente (перешла на F-16 в 1986 году)
    • Нет. 316 эскадрилья; Воздушная база Гильзе-Риджен (перешла на F-16 в 1991 году)
    • Полевая техника подразделения NF-5 (1971–1984); Авиабаза Твенте
 Венесуэла

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
CF-5A выставлен в Музее ВВС Cold Lake
NF-5A выставлен в Национальном военном музее

Технические характеристики (CF-116)

[ редактировать ]
Орфографически спроецированная диаграмма F-5 Freedom Fighter
Orthographically projected diagram of an F-5 Freedom Fighter

Общие характеристики

  • Экипаж: один -два
  • Длина: 47 футов 2 в (14,38 м)
  • Размах крыльев: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
  • Высота: 13 футов 2 в (4,01 м)
  • Область крыла: 186 кв. Футов (17,28 м. 2 )
  • Пустой вес: 8 681 фунт (3938 кг)
  • Максимальный вес взлета: 20 390 фунтов (9 249 кг)
  • Силовая установка: 2 × построенный из Orenda GE J85-15 Turbojet , 2925 фунтов (13,01 кН). Погрузился каждый сухой, 4300 фунтов (19 кН) с Afterburner

Производительность

  • Максимальная скорость: 978 миль в час (1575 км/ч, 850 кН) [ 46 ]
  • Максимальная скорость: Маха 1.3
  • Диапазон: 875 миль (1,400 км, 760 нми)
  • Потолок обслуживания: 41 000 футов (12 000 м)
  • Уровень подъема: 34 400 футов/мин (175 м/с)

Вооружение

  • Оружие: 2 × 20 мм (0,787 дюйма) Pontiac M39A2 пушки в носу, 280 раундов/пистолет
  • Жесткие точки: 5 с мощностью 7000 фунтов (3200 кг), с положениями о комбинациях:
    • Ракеты: 2 × CRV7 Rocket Pods
      или 2 × лау-10 ракетных стручков с 4 × Zuni 127-мм ракеты каждый
      или матра × 2
    • Бомбы: разнообразные боеприпасы с воздухом-землями, такие как железных серия безгласловных бомб (включая 3 кг и 14 кг практических бомб), США CBU-24 /49/52/58 и британские BL755 бомбардии Cluster Cluster Bomnitions, M129 Leavlet Bomb
    • Другое: Drop Tanks для расширенного диапазона
  • Ракеты: 2 × 9 боковой

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Канадские вооруженные силы (5 марта 2010 г.). «Исторический самолет» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Получено 28 мая 2016 года .
  2. ^ Cf-5 с Венесуэлой
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Aeroware (2012). "Canadair CF-116 CF-5" . Canadianwings.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Получено 28 мая 2016 года .
  4. ^ Канадские вооруженные силы (6 апреля 2004 г.). «Canadair CF-5 Freedom Fighter» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Получено 28 мая 2016 года .
  5. ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной энергии в холодной войне для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.66
  6. ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной силы холодной войны для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.68
  7. ^ Там же.
  8. ^ Там же.
  9. ^ Пол Хеллиер, Черт Торпеды: Моя борьба за объединение вооруженных сил Канады (Торонто: Макклелланд и Стюарт, 1990), с. 131.
  10. ^ Майор Рэй Стоуффер, Выбор воздушной энергии в холодной войне для RCAF: Пол Хеллиер и выбор CF-5 Freedom Fighter , Canadian Winal Journal, Осень 2006, с.63
  11. ^ «Канадские F-5s для RNAF» . Flight International . 91 (3022): 223. 9 февраля 1967 года.
  12. ^ «Производство CANADAIR CF-5» . Flight International . 94 (3113): 759. 7 ноября 1968 года.
  13. ^ "Защита" . Flight International . 93 (3076): 280. 22 февраля 1968 года.
  14. ^ «Подпись фотографии» . Flight International . 95 (3133). Илифф: 459. 20 марта 1969 года.
  15. ^ Jump up to: а беременный Canadair CF-5 Канадский профиль, (самолет № 4) Боб Макинтайр, SMS Publishing, Оттава, 1985 (1985 (1985 (1985 (1985 ISBN   0-920375-02-2 ) с.34-43, 47
  16. ^ «CF-5 с Венесуэлой» . www.joebaugher.com .
  17. ^ Jump up to: а беременный «Охота на легкой бомбардировки VF-5 в Венесуэльских ВВС-Клабе» . 19 декабря 2015 года. Арчндд из оригинала 17 мая 2017 года . Получено 25 марта 2017 года .
  18. ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-ordern-air-force
  19. ^ «Силы обороны Ботсваны» . Scramble.nl. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Получено 9 июля 2012 года .
  20. ^ World Aircraft Directory, 2022 (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021) с. 14
  21. ^ World Aircraft Directory, 2022 (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021) с. 31
  22. ^ Галоп, Джерри (5 марта 2013 г.). «Запуск F-5 Parts Sales Enterprise» . Tactical Air Support Inc. Получено 22 сентября 2015 года .
  23. ^ Оттава, (22 апреля 2006 г.). «Силы, чтобы отказаться от реактивных частей стоимостью 200 миллионов долларов» . Канада.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Получено 9 июля 2012 года .
  24. ^ «Исторические самолеты эллинских воздушных сил» . Официальный сайт HAF . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 23 февраля 2019 года .
  25. ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-ordern-air-force
  26. ^ Голдсборо, Гордон. «Исторические места Манитобы: Музей наследия ВВС и воздушный парк (Way Force Way, Winnipeg)» . www.mhs.mb.ca. ​Получено 5 октября 2018 года .
  27. ^ Атлантическая Канада Авиационный музей. «Canadair (Northrop) CF-5 Freedom Fighter» . Atlanticcanadaaviationmuseum.com . Получено 10 августа 2013 года .
  28. ^ Канадский музей авиации и космоса (ND). «Canadair CF-116 (CF-5A)» . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Получено 14 октября 2012 года .
  29. ^ Канадский военный музей , где люди и история оживают, а архивировали 13 августа 2013 года на машине Wayback от 2003-4, извлечены 10 августа 2013 г.
  30. ^ Канадский музей наследия канадского плана. «Northrop CF-5A Freedom Fighter Fighter Vintage Maircraft» . Warplane.com . Получено 10 августа 2013 года .
  31. ^ «Музей холодного озера - F5» . Получено 21 февраля 2017 года .
  32. ^ «Обломки и реликвии в Интернете - крушение воздушного вала или реликвия на Cold Lake, Альберта, Канада» .
  33. ^ Кентер, Питер (2012). «Стальной ключ для памятника истребителя CF-5 на обороне Торонто» . Ежедневные коммерческие новости . BEED Business Information. Архивировано с оригинала 25 марта 2014 года.
  34. ^ Бойко, Стив. «На смехах, сбрасываемых крыльями». Flickr , 12 ноября 2012 года.
  35. ^ Мемориальный военный музей
  36. ^ Мемориальный военный музей Avroland - Кэмпбеллфорд
  37. ^ «Самолет - Национальный музей ВВС Канады» . Airforcemuseum.ca . Получено 10 августа 2013 года .
  38. ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Получено 1 декабря 2019 года .
  39. ^ Военные музеи (2020). "CF-5" . Themilitarymuseums.ca . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Получено 4 августа 2020 года .
  40. ^ Хеннигер. «Функция: Канадский воздушный, сухопутный и морской музей». .webshots.com, август 2005 г. Получено: 27 января 2010 года.
  41. ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
  42. ^ Van Gent, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в ВВС Королевских Нидерландов.
  43. ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
  44. ^ "Northrop NF-5B 'Freedom Fighter' Охотничий бомбардировщик / тренер с регистрационным номером K-4011 (на голландском языке)» .
  45. ^ «SpettingMode.com обломки и реликвии» .
  46. ^ "Canadair (Northrop) CF-5 Freedom Fighter". Ednet.ns.ca. Получено: 23 июля 2011 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Макинтайр, Боб. Canadair CF-5 (канадский профиль: самолет № 4) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN   0-920375-02-2 .
  • Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Canav Books, 1995. ISBN   0-921022-07-7 .
  • Stachiw, Энтони Л. Канадаир CF-5 Freedom Fighter (канадский сервисный самолет № 1). Св. Катарина, Онтарио: Vanwell Publishing, 2003. ISBN   1-55125-073-X .
  • Ван Гент, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в Нидерландах . Alkmaar, Нидерланды: De Alk Publishing House, 1992. ISBN   90-6013-518-0 .
  • Ван Гент, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в ВВС Королевских Нидерландов . Одорн, Нидерланды: издательство Lanasta, 2020. ISBN   978-90-8616-179-9 .
  • Van Gent CJ De Starfighter: История Звездного Камня в Нидерландах . Maarssen, Нидерланды: Uitgeverij Geromy, 2012. ISBN   9789081893619 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c9f07f16b6096ab403bd3bd753516e2__1725916920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/e2/3c9f07f16b6096ab403bd3bd753516e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair CF-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)