Либурна
Либурна — это небольшая галера, используемая для рейдов и патрулирования. Первоначально использовавшийся либурнами , пиратским племенем из Далмации , позже он стал основным продуктом римского флота . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Каменная табличка ( Stele di Novilara ), обнаруженная близ древнего Пизаурума (ныне Пезаро ), изображает либурну в разгар морского сражения. Это изображение, датируемое пятым или шестым веками до нашей эры, вероятно, изображает вымышленное столкновение между флотами Либурнии и Пицены . Либурна изображается как легкое судно с одним рядом весел, одной мачтой, одним парусом и выгнутым наружу носом. Под носом была установлена трибуна для нанесения ударов по кораблям противника ниже ватерлинии.
Первоначально напоминая древнегреческий пентеконтер , [ 1 ] Либурна имела одну скамейку с 25 веслами с каждой стороны. Однако во времена поздней Римской республики она превратилась в бирему с двумя рядами весел, сохранив превосходную скорость, маневренность и маневренность по сравнению с триерами . [ 1 ] Римляне переняли дизайн либурны, сделав его жизненно важным компонентом римского флота , возможно, под влиянием македонского флота. [ объяснить ] во второй половине I века до нашей эры. Либурны сыграли решающую роль в битве при Акциуме в Греции (31 г. до н.э.), закрепив восхождение Августа как непревзойденного правителя Римской империи. [ нужна ссылка ]
Конструкция либурны отличала ее от боевых триер, квадрирем и квинкверем . [ 1 ] [ 2 ] Его длина составляла 109 футов (33 м), ширина - 5 м (16 футов), осадка - 1 м (3 фута 3 дюйма). При двух рядах гребцов на каждой стороне было по 18 весел. Под парусом корабль мог развивать скорость до 14 узлов, а на веслах – более 7 узлов. [ 3 ]
Такое судно, также используемое в качестве торгового судна, могло перевозить пассажиров, как рассказывает Ликин в диалоге II века « Любовные дела» (§6), традиционно приписываемом Лукиану : «У меня было готово быстроходное судно, разновидность биремы, использованная выше. все это либурны Ионического залива». [ нужна ссылка ]
После принятия на вооружение либурны римляне внесли изменения, включив в нее тараны и противоракетную защиту, что повысило ее пригодность для использования на море. Эти улучшения компенсируют небольшое снижение скорости. [ 4 ] Кроме того, регулярная римская воинская часть нуждалась в упрощении, чтобы обеспечить более бесперебойную работу кораблей. Каждый корабль функционировал независимо, что устраняло необходимость в обычно используемой более сложной организационной структуре. [ 5 ] Вполне вероятно, что во флоте либурны разных размеров использовались для конкретных задач, таких как разведка и патрулирование римских вод против пиратства. [ 6 ] Римляне преимущественно использовали либурны в провинциях империи, где эти корабли составляли основу флота. [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] Небольшое количество либурн было также включено в состав флотов Равенны и Мизенума , где служили многие иллирийцы, особенно далматцы, либурны и паннонцы.
Постепенно либурны стали общим термином для различных типов римских кораблей, в том числе грузовых судов поздней античности . Тацит и Светоний использовали его как синоним слова «линкор». В надписях он числился последним среди классов линкоров: гексеры, пентеры, квадриеры, триеры, либурны. [ 9 ]
Либурна дала название естественной бухте на западном побережье Тосканы . Со временем название бухты превратилось в Ливорну, а затем и в Ливорно — название крупного портового города, возникшего на этом месте спустя много времени после исчезновения кораблей этого типа.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Старр 1941 , с. 54 и след.
- ^ Занинович 1988 , стр. 46–47
- ^ Габриэль 2007 , стр. 36–43.
- ^ Моррисон и Коутс 1996 , стр. 170, 317.
- ^ Старр 1941 , с. 59
- ^ Моррисон и Коутс 1996 , с. 317
- ^ Кассон 1971 , с. 141
- ^ Моррисон и Коутс 1996 , с. 171
- ^ Занинович 1988 , стр. 43–67
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Кассон, Лайонел (1971). Корабли и мореплавание в древнем мире . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0783705646 .
- Габриэль, Ричард А. (2007). «Римский флот: хозяева Средиземноморья» . Военная история . 29 (9): 36–43.
- Моррисон, Дж. С.; Коутс, Дж. Ф. (1996). Греческие и римские военные корабли 399–30 гг . до н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Старр, Честер Г. (1941). Римский императорский флот 31 г. до н.э. – 324 г. н.э. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Занинович, М. (1988). «Либурния Милитарис» . Опуск. Археол . 13 : 43–67.