Jump to content

Либурна

(Перенаправлено с Liburnian (корабль) )

Либурна это небольшая галера, используемая для рейдов и патрулирования. Первоначально использовавшийся либурнами , пиратским племенем из Далмации , позже он стал основным продуктом римского флота . [ 1 ]

Битва между либурнскими и пиценскими судами, изображенная на табличках Новилара (6-5 века до н.э.).

Каменная табличка ( Stele di Novilara ), обнаруженная близ древнего Пизаурума (ныне Пезаро ), изображает либурну в разгар морского сражения. Это изображение, датируемое пятым или шестым веками до нашей эры, вероятно, изображает вымышленное столкновение между флотами Либурнии и Пицены . Либурна изображается как легкое судно с одним рядом весел, одной мачтой, одним парусом и выгнутым наружу носом. Под носом была установлена ​​трибуна для нанесения ударов по кораблям противника ниже ватерлинии.

Первоначально напоминая древнегреческий пентеконтер , [ 1 ] Либурна имела одну скамейку с 25 веслами с каждой стороны. Однако во времена поздней Римской республики она превратилась в бирему с двумя рядами весел, сохранив превосходную скорость, маневренность и маневренность по сравнению с триерами . [ 1 ] Римляне переняли дизайн либурны, сделав его жизненно важным компонентом римского флота , возможно, под влиянием македонского флота. [ объяснить ] во второй половине I века до нашей эры. Либурны сыграли решающую роль в битве при Акциуме в Греции (31 г. до н.э.), закрепив восхождение Августа как непревзойденного правителя Римской империи. [ нужна ссылка ]

Конструкция либурны отличала ее от боевых триер, квадрирем и квинкверем . [ 1 ] [ 2 ] Его длина составляла 109 футов (33 м), ширина - 5 м (16 футов), осадка - 1 м (3 фута 3 дюйма). При двух рядах гребцов на каждой стороне было по 18 весел. Под парусом корабль мог развивать скорость до 14 узлов, а на веслах – более 7 узлов. [ 3 ]

Такое судно, также используемое в качестве торгового судна, могло перевозить пассажиров, как рассказывает Ликин в диалоге II века « Любовные дела» (§6), традиционно приписываемом Лукиану : «У меня было готово быстроходное судно, разновидность биремы, использованная выше. все это либурны Ионического залива». [ нужна ссылка ]

Римские военные корабли-биремы, вероятно, либурны, из Дунайского флота во время Дакийских войн Траяна .

После принятия на вооружение либурны римляне внесли изменения, включив в нее тараны и противоракетную защиту, что повысило ее пригодность для использования на море. Эти улучшения компенсируют небольшое снижение скорости. [ 4 ] Кроме того, регулярная римская воинская часть нуждалась в упрощении, чтобы обеспечить более бесперебойную работу кораблей. Каждый корабль функционировал независимо, что устраняло необходимость в обычно используемой более сложной организационной структуре. [ 5 ] Вполне вероятно, что во флоте либурны разных размеров использовались для конкретных задач, таких как разведка и патрулирование римских вод против пиратства. [ 6 ] Римляне преимущественно использовали либурны в провинциях империи, где эти корабли составляли основу флота. [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] Небольшое количество либурн было также включено в состав флотов Равенны и Мизенума , где служили многие иллирийцы, особенно далматцы, либурны и паннонцы.

Постепенно либурны стали общим термином для различных типов римских кораблей, в том числе грузовых судов поздней античности . Тацит и Светоний использовали его как синоним слова «линкор». В надписях он числился последним среди классов линкоров: гексеры, пентеры, квадриеры, триеры, либурны. [ 9 ]

Либурна дала название естественной бухте на западном побережье Тосканы . Со временем название бухты превратилось в Ливорну, а затем и в Ливорно — название крупного портового города, возникшего на этом месте спустя много времени после исчезновения кораблей этого типа.

См. также

[ редактировать ]

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Кассон, Лайонел (1971). Корабли и мореплавание в древнем мире . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0783705646 .
  • Габриэль, Ричард А. (2007). «Римский флот: хозяева Средиземноморья» . Военная история . 29 (9): 36–43.
  • Моррисон, Дж. С.; Коутс, Дж. Ф. (1996). Греческие и римские военные корабли 399–30 гг . до н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Старр, Честер Г. (1941). Римский императорский флот 31 г. до н.э. – 324 г. н.э. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
  • Занинович, М. (1988). «Либурния Милитарис» . Опуск. Археол . 13 : 43–67.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d2ee04d07e98be14f967a6e74415fa1__1718500200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/a1/3d2ee04d07e98be14f967a6e74415fa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liburna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)