Jump to content

Келпи

(Перенаправлено из Kelpies )

Один из шести Келпи в фонтане Globe в Шаттл -Роу рядом с Блантире, Южный Ланаркшир, Шотландия

Келпи ирландском , или вода-келпи ( шотландский гэльский : каждый уис ), представляет собой дух изменяющего форму, населяющий Лох, на и шотландском фольклоре . Обычно описывается как серый или белый [ 1 ] лошадь, способное принять человеческую форму. В некоторых рассказах говорится, что Kelpie сохраняет свои копыты, когда он появляется как человек, что приводит к ее связи с христианской идеей сатаны , на которую ссылается Роберт Бернс в его стихотворении 1786 года « обращение с дьяволом ».

Почти у каждого значительного водоснабжения в Шотландии есть связанная история Келпи, но наиболее широко сообщается, что это является то, что он является из Лох -Несс . У Келпи есть коллеги по всему миру, такие как германская Никси , Вихвин Центральной Америки и австралийский Бунип . Происхождение повествований о существе неясно, но практические цели - удержать детей подальше от опасных участков воды и предупреждения о том, чтобы молодые женщины опасались красивых незнакомцев, были отмечены во вторичной литературе.

Келпи были изображены в их различных формах в области искусства и литературы, в том числе две 30-метровые (100-футовые) стальные скульптуры в Фолкерке , Келпи , завершенные в октябре 2013 года.

Этимология

[ редактировать ]

Этимология шотландского слова Kelpie неясна, но она может быть получена из гэльской кальпа или Cailpeach , что означает «телка» или «colt». Первое записанное использование термина для описания мифологического существа, а затем написано Кэлпи , появляется в рукописи Оды Уильяма Коллинза , составленного некоторое время до 1759 года. [ 2 ] и воспроизводится в сделках Королевского общества Эдинбурга 1788 года. [ 3 ] Место имена Келпи Хоалл и Келпи Гул, сообщаются в словаре старшего шотландского языка, который появляется в записях Burgh 1674 года для Кирккудбрайта . [ 4 ]

Народные убеждения

[ редактировать ]

Описание и общие атрибуты

[ редактировать ]

Келпи является наиболее распространенным водным духом в шотландском фольклоре, и это название приписывается нескольким различным формам в повествованиях, записанных по всей стране. [ 5 ] В конце 19 -го века появился интерес к транскрибированию фольклора, и регистраторы были непоследовательны в орфографии и часто англицизированных словах, которые могли бы привести к различным именам для того же духа. [ 6 ]

Комментаторы не согласились с водной средой обитания Келпи. Фольклористы, которые определяют Kelpies как духи, живущие рядом с реками, в том числе от кельтской лохсайской воды ( каждый уис ), входят министр 19-го века Тири Джон Грегорсон Кэмпбелл и авторы 20-го века Льюис Спенс и Катарин Бриггс . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако это различие не применяется повсеместно; Например, сэр Уолтер Скотт утверждает, что диапазон Kelpie может распространяться на Лох. [ 10 ] [ 11 ] Словарь Маккиллопа примиряет несоответствие, утверждая, что Келпи «первоначально считался обитанием ... потоками, а затем и любой водоемовой водоемов». [ 12 ] Но это различие должно стоять, утверждает один аннотатор, который предполагает, что люди сбиваются с пути, когда каждый UISGE в «общей практике перевода» называется Келпи в английских счетах, [ 13 ] и, таким образом, ошибочно приписывая привычки, проживающие Лох, последнее.

Другие связывают термин Келпи с широким спектром легендарных существ. [ 5 ] Аналогии в некоторых регионах Шотландии включают в себя Shoopiltee и Nuggle [ 14 ] Шетландии и Танги Оркни ; В других частях Британских островов они включают валлийский Чеффил-Динр и Манкс Кэббил-Ошти . параллели с общей германской шеей и скандинавским баккахастером Наблюдались ; Ник Миддлтон отмечает, что «келпи шотландского фольклора является прямой параллелью [sic] bäckahästen [скандинавского фольклора]». [ 15 ] Wihwin Центральной Америки [ 16 ] и австралийский Bunyip [ 17 ] рассматриваются как похожие существа в других частях света.

Келпи обычно описывается как мощная и красивая черная лошадь, населяющая глубокие лужи рек и ручьев Шотландии, охотятся на любых людей, с которыми он сталкивается. [ 16 ] [ 18 ] Одна из общих идентификационных характеристик воды в водопроводной зоне заключается в том, что его копыта обращаются по сравнению с товами нормальной лошади, черта, также разделяемая Никуром Исландии . [ 16 ] [ 19 ] Вариация Абердиншира изображает Келпи как лошадь с гривой змеев, [ 20 ] Принимая во внимание, что резидентский лошадиный дух реки был белым и мог соблазнить жертв на спину, пение. [ 17 ]

Природа существа была описана Уолтером Грегором , фольклористом и одним из первых членов фольклорного общества , [ 21 ] как «полезный», «обидный» или ищет «человеческое общение»; [ 22 ] В некоторых случаях, Келпи, которые берут своих жертв в воду, пожирают их и бросают внутренности на край воды. [ 23 ] В своей конной форме Kelpie может расширить длину спины, чтобы перенести много гонщиков в глубину; [ 24 ] Общая тема в рассказах - несколько детей, кажущихся на спине существа, пока кто -то остается на берегу. Обычно маленький мальчик, он затем жалет лошадь, но его рука прилипает к его шее. В некоторых вариациях парень отрезает пальцы или руку, чтобы освободить себя; Он выживает, но другие дети уводят и утонут, причем только некоторые из их внутренностей обнаруживаются позже. Такое существо, которое, как говорят, живет Глен Келтни в Пертшире, считается келпи фольклористка 20-го века Кэтрин Мэри Бриггс , [ 5 ] Но аналогичная история также в Пертшире имеет каждую UISGE в качестве виновника и опускает украшения молодого мальчика. [ 25 ] Парень действительно отрезал палец, когда событие проходит в Турсо , где водяной келпи идентифицируется как виновник. [ 26 ] Та же сказка, установленная в Сунарте в высокогорье, дает конкретную фигуру из девяти детей, потерянных, из которых только внутренности одного из них восстановлены. Выживший мальчик снова сохраняется, отрезая его палец, и дается дополнительная информация, что у него в кармане была Библия. Грегорсон Кэмпбелл считает, что существо, ответственное за то, что он был водной лошадью, а не келпи, а рассказ «очевидно - благочестивым мошенничеством, чтобы не дать детям бродить по воскресеньям». [ 27 ]

Мифы Келпи обычно описывают одиночное существо, но сказочная история, записанная Джоном Ф. Кэмпбеллом в «Популярных рассказах о Западном Хайленде» (1860), имеет другую перспективу. Под названием Drocht na Vougha или Fuoah , который дается перевод моста фей или келпи , в нем есть группа Voughas . Духи приступили к строительству моста через Дорнох Ферта после того, как устали путешествовать по воде в коклзах. Это было великолепное произведение, великолепное с золотыми опорами и постами, но погрузился в воду, став предательской областью зыбучих песков после того, как благодарный зритель попытался благословить «Келпи» за свою работу. [ 28 ] Та же история записана членом Фольклорного общества и коллекционером фольклора Шарлоттой Демпстер просто как мост Келпи (1888) без упоминания о Воуасе или Фуоах. [ 29 ] Цитируя тот же повествование Дженнифер Вествуд , автор и фольклорист, [ 30 ] Использует дескрипторные водные кельпии , добавляя, что, по ее мнению, «Келпи, здесь и в нескольких других случаях, используются в свободном смысле, чтобы означать что -то вроде« беседы » ». [ 31 ]

Потомство, вызванное спариванием между колютой и обычной лошадью, невозможно утонуть, и их можно было распознавать их короче, чем обычные уши, характерные, разделяющие мифический водяной бык или тарбх в шотландском гэльском языке, похожих на Манкс Тарро Ушти . [ 32 ] [ 33 ]

Форсирование

[ редактировать ]
Келпи Герберт Джеймс Дрейпер , 1913
Меланхоличная келпи, набросанная на скале
Келпи Томас Милли Доу , 1895

Келпии имеют способность превращаться в нефтяные формы и могут принять внешний вид человеческих фигур. [ 34 ] В котором облика они могут предавать себя присутствием водяных сорняков в своих волосах. [ 16 ] Грегор описал Келпи, принимающий визгнутый старика, постоянно бормотая про себя, сидя на мосту, сшивая пару брюк. Полагая, что это будет келпи, проходящий местный, ударил его по голове, заставляя его вернуться к своей форме лошадей и ударить обратно к своему ломуту в соседнем пруду. [ 35 ] Другие рассказы описывают Келпи, когда он появляется в человеческой форме как «грубого, мохнатого человека, который прыгает за уединенным гонщиком, сжимает и раздавит его», или как разрывается и пожирает людей. [ 12 ]

Народная сказка от Барры рассказывает о одинокой Келпи, которая превращается в красивого молодого человека, чтобы ухаживать за красивой молодой девушкой, которую она была полна решимости взять для своей жены. Но девушка узнает молодого человека как келпи и снимает свое серебряное ожерелье (его уздечка), пока он спит. Келпи немедленно возвращается к своей конной форме, и девушка возвращает его домой на ферму своего отца, где она работает на год. В конце этого времени девушка катается на Келпи, чтобы проконсультироваться с мудревым человеком, который говорит ей вернуть серебряное ожерелье. Затем мудрый человек спрашивает Келпи, снова превратился в красивого молодого человека, которого девушка сначала встретила, независимо от того, если бы он был выбором, он решил быть Келпи или Смертным. Келпи, в свою очередь, спрашивает девушку, если бы он был мужчиной, она согласилась бы быть его женой. Она подтверждает, что она сделает, после чего Келпи решит стать смертным, а пара замужем. [ 36 ]

Традиционно, келпи в их человеческой форме - мужчины. Одна из немногих историй, описывающих существо в женской форме, установлена ​​в Конон Хаус в Росс и Кромарти . Он рассказывает о «высокой женщине, одетой в зеленый цвет», с «засохшим, скудным лицом, когда -либо искаженной злокачественным хмурым», который одолел и утопил мужчину и мальчика после того, как она выпрыгнула из ручья. [ 37 ]

Прибытие христианства в Шотландию в 6 -м веке привело к тому, что некоторые народные истории и убеждения были записаны писцами, обычно христианскими монахами, вместо того, чтобы увековечены из уст в уста . [ 6 ] В некоторых рассказах говорится, что Kelpie сохраняет свои копыта даже в человеческой форме, что приводит к его связи с христианским понятием сатаны , как и греческим богом с . [ 16 ] Роберт Бернс относится к такой сатанинской ассоциации в своем « обращении к дьяволу » (1786):

Когда загад
And 'float jinglin icy boord
Затем водяные куки преследуют подкладку
По вашему направлению
«Ночные травллеры» Allur'd
К их разрушению.

Захват и убийство

[ редактировать ]

Когда в своей конной личности появился kelpie без какого -либо привязки , его можно было захватить, используя недостаток, отмеченный знаком креста , и его сила может быть использована в таких задачах, как транспортировка тяжелых мельничных камней. [ 38 ] Одна народная сказка описывает, как Laird of Morphie захватил келпи и использовал его для нести камней, чтобы построить свой замок. Как только работа была завершена, Laird выпустил Kelpie, который, очевидно, был недоволен его лечением. Проклятие, которое оно выпустило до ухода - «Саир назад и Саир Банса/ Дривин Стейнс Лэрд Морфи,/ Морфий Лейрд никогда не будет процветать/ как жив Ланг Считалось, что «Властелин Стоунз Морфи», «Повелитель Морфи». в исчезновении семьи Лэрд. [ 39 ] Говорят, что некоторые колючки были оснащены уздечкой, а иногда и седлом, и казались приглашающими готовы к катаниям, но если они будут сбежать и утопить своих гонщиков. Если келпи уже носил уздечку, экзорцизм может быть достигнут путем его удаления. [ 40 ] Удеженность, взятая из Келпи, была наделена волшебными свойствами, и, если размахиваться кому -то, смогла превратить этого человека в лошадь или пони. [ 41 ]

Как и в случае с кинематографическими оборотнями , [ 42 ] Келпи может быть убит, когда его застрелили с серебряной пулей, после чего, как видно, он состоит только из «газона и мягкой массы, такой как желе-рыба», согласно учетной записи, опубликованной Spence. [ 43 ] Когда семья кузнеца испугалась неоднократными появлениями водяного келпи в их летнем коттедже, кузнецам удалось превратить его в «кучу крахмала или что -то вроде его», проникнув в фланги духа двумя острыми железными копьями был нагрет в огне. [ 44 ]

Лох Несс

[ редактировать ]

Почти у каждого значительного шотландского водоснабжения связана история с ним, связана с этим [ 11 ] [ 38 ] Но наиболее широко известным является келпи Лох -Несс . Несколько историй о мифических духах и монстрах привязаны к окрестностям Лоха, начиная с докладами 6-го века о том, что Святой Колумба победил монстра на берегах реки Несс . [ 45 ] В начале 19-го века Келпи, которая преследовала леса и берега Лох-Несс, была связана с собственным седлом и уздечкой. Басня, прикрепленная к общеизвестному сущности, заставляет горного Джеймса Макгригора застать его врасплох и отрезать его уздечку, источник своей силы и жизни, без которого он умер бы в течение двадцати четырех часов. Поскольку у Келпи была сила речи, она попыталась безуспешно торговаться с Макгригором для возвращения своей уздечки. После того, как Макгригор к своему дому Келпи утверждал, что Макгригор не сможет войти в его дом, находясь во владении уздечкой из -за присутствия креста над входной дверью. Но Макгригор превзошел существо, бросив уздечку через окно, поэтому Келпи принял свою судьбу и ушла, ругая и ругая. [ 40 ] [ 46 ] Миф увековечен дальнейшими рассказами о уздечке, когда она передается через семью. Называемый «мяч и уздечку Уиллоса», он обладал магическими способностями исцеления; Было сделано заклинание путем размещения предметов в воду во время пения «во имя Отца, Сына и Святого Духа»; Вода может быть использована в качестве лекарства. [ 47 ] [ 48 ]

Популярное и более недавнее объяснение монстра Лох-Несс среди верующих заключается в том, что он принадлежит линии долгосрочных плезиоооров , [ 49 ] Но миф о Келпи все еще выживает в детских книгах, таких как жемчужина Молли Хантера « Жемчужина Келпи» (1966) и Дик Кинг-Смит « Водяной лошадь» (1990).

Происхождение

[ редактировать ]

По словам Дерека Гата Уитли (1911), связь с лошадьми может иметь свои корни в жертвах лошадей, исполненных в древней Скандинавии . [ 50 ] Истории злобных водных духов послужили практической целью удержать детей вдали от опасных районов воды и предупреждения женщин -подростков, чтобы они опасались привлекательных молодых незнакомцев. [ 5 ] Истории также использовались для обеспечения соблюдения моральных стандартов, поскольку они подразумевали, что существа взяли возмездие за плохое поведение, осуществляемое по воскресеньям. [ 23 ] Вмешательство демонов и духов, возможно, было способом рационализировать утопление детей и взрослых, которые случайно упали в глубокую, быстро текущую или турбулентную воду. [ 51 ]

Историк и символ Чарльз Милтон Смит предположил, что миф о Келпи может возникнуть с носиками воды , которые могут образуются на поверхности шотландских озраков, создавая впечатление живой формы, когда они движутся по воде. [ 52 ] Сэр Уолтер Скотт намекает на аналогичное объяснение в своем эпическом стихотворении «Леди озера» (1810), которая содержит линии

Он смотрел, как кипятят вихревые вихри,
До их пены его ослепительные глаза
Познакомился с рекой демоном:

в котором Скотт использует «речный демон», чтобы обозначить «келпи». [ 10 ] Скотт, возможно, также намекнул на альтернативное рациональное объяснение, назвав предательную область зыбки и «поток Келпи» в своем романе «Невеста Ламмермура » (1818). [ 53 ]

Ранние произведения искусства показывают несколько кельтских фигур
Pictish Beast показан в линейном рисунке первого камня

Художественные представления

[ редактировать ]

Пиктса-камни, датируемые 6-м по 9-го века, в том числе то, что было названо « Пиктиш-зверь», может быть самым ранним представлением о существе, подобном келпи. [ 54 ]

Викторианский художник Томас Милли Доу нарисовал «Келпи» в 1895 году как меланхоличная темноволосая дева, сбалансированная на скале, [ 55 ] Общее изображение для художников того периода. [ 56 ] Другие изображения показывают келпи в качестве девиц у бассейна, как и в нефтяном холсте Draper 1913 года на холсте. [ 56 ] Фольклорист Никола Баун предположил, что такие художники, как Милли Доу и Дрейпер, преднамеренно проигнорировали более ранние рассказы о Келпи и заново изобрели его, изменив его пол и природу. [ 57 ]

Две 30-метровые (100 футов) стальные скульптуры в Фолкерке на обратном и Клайдском канале , названные Келпи , заимствуют имя мифического существа, чтобы связать с силой и выносливостью лошади; Разработанные скульптором Энди Скоттом , они были построены в качестве памятников для индустриального наследия Шотландии. Строительство было завершено в октябре 2013 года, и скульптуры были открыты для публичного доступа с апреля 2014 года. [ 58 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ « The Kelpies»: древний миф в современном искусстве | Art UK » .
  2. ^ "Келпи, № 1." , Oxford English Dictionary (Online Ed.), Oxford University Press, 2014 , получен 4 мая 2014 года
  3. ^ Карлайл (1788) , с. 72
  4. ^ «Kelpie, N » , словарь старшего шотландского языка (до 1700) (онлайн -ред.) , Получено 6 июля 2014 года.
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Westwood & Kingshill (2012) , p. 364
  6. ^ Jump up to: а беременный Месяц (2009) , с. IX, XV, XV
  7. ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 215
  8. ^ Спенс, Л. (4 марта 1933 г.), «Мифические звери: в шотландском фольклоре», шотландец , ProQuest   489688325
  9. ^ Бриггс, Кэтрин, Энциклопедия фей , цитируемая в Bown 2001 , с. 177–178
  10. ^ Jump up to: а беременный Скотт, Уолтер (1884) [1810], Леди озера: стихотворение , Липпинкотт, с. 277 (примечание V to St. VII, стр. 89), речный демон или речный лошадь ... - это келпи низмены ... он часто посещает большинство озер и реки Хайленд; и один из его самых запоминающихся подвигов, исполненных на берегах Лох Венначара.
  11. ^ Jump up to: а беременный Грэм (1812) , с. 245
  12. ^ Jump up to: а беременный Mackillop, James (2004), «Kelpie, Kelpy, Waterkelpie», словарь кельтской мифологии (онлайн -ред.), Oxford University Press, ISBN  9780198609674 , Получено 6 мая 2014 года
  13. ^ Грегорсон Кэмпбелл (2008) , с. 320
  14. ^ Слепой (1881) , с. 189
  15. ^ Мидлтон (2012) , с. 44
  16. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Варнер (2007) , с. 24
  17. ^ Jump up to: а беременный Макферсон (1929) , с. 61
  18. ^ Грегор (1881) , с. 38
  19. ^ Слепой (1881) , с. 200
  20. ^ Макферсон (1929) , с. 63
  21. ^ Buchan & Olson (1997)
  22. ^ Грегор (1883) , с. 292
  23. ^ Jump up to: а беременный Аноним (1887) , с. 513
  24. ^ Кэмпбелл (1860) , с. 86
  25. ^ Mackillop, James (2004), «Каждый UISCE, каждый UISGE, AUGHISKY» , Словарь кельтской мифологии (онлайн изд.), Oxford University Press, ISBN  9780198609674 , Получено 22 мая 2014 года
  26. ^ Аноним (1887) , с. 512
  27. ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 208–209
  28. ^ Кэмпбелл (1860a) , с. 64
  29. ^ Демпстер (1888) , с. 172
  30. ^ Боуман (2008) , с. 346–348
  31. ^ Westwood & Kingshill (2012) , p. 356
  32. ^ Mackillop, James (2004), «Tarroo Ushtey, Theroo Ushta», Словарь кельтской мифологии (онлайн -ред.), Издательство Оксфордского университета, ISBN  9780198609674 , Получено 17 мая 2014 года
  33. ^ Ламонт-Браун (1996) , с. 19
  34. ^ Макферсон (1929) , с. 62
  35. ^ Грегор (1883) , с. 293–294
  36. ^ McNeil (2001) , с. 68–72
  37. ^ Westwood & Kingshill (2012) , с. 423–424
  38. ^ Jump up to: а беременный Спенс (1999) , с. 91
  39. ^ Камеры (1870) , с. 334–335.
  40. ^ Jump up to: а беременный Mackinlay (1893) , p. 174
  41. ^ Спенс (1999) , с. 19
  42. ^ Варнер (2007) , с. 23
  43. ^ Спенс (1999) , с. 95
  44. ^ Грегор (1881) , с. 66
  45. ^ Westwood & Kingshill (2012) , p. 458
  46. ^ Стюарт (1823) , с. 102–107
  47. ^ Черный (1893) , с. 501
  48. ^ Стюарт (1823) , с. 102
  49. ^ Harmsworth (2010) , p. 310
  50. ^ Гат Уитли (1911) , с. 147
  51. ^ Кэмпбелл (2002) , с. 1
  52. ^ Милтон Смит (2009) , с. 44
  53. ^ Скотт, Мэгги (ноябрь 2010 г.), «Слово сезона шотландцев: Келпи» , бутылка Имп (8), Университет Глазго , архивное из оригинала 8 мая 2014 года , полученная 17 мая 2014 года
  54. ^ Cessford, Craig (июнь 2005 г.), Раган, Элизабет (изд.), «Пиктиш-искусство и море» , «Героический век » , 8 (4): 3, ISSN   1526-1867 , архивировано с оригинала 20 марта 2017 12 мая 2017 года
  55. ^ Мартин (1902) , с. 12
  56. ^ Jump up to: а беременный Келпи , национальные музеи Ливерпуль , художественная галерея Lady Lever , архивная из оригинала 8 мая 2014 года , извлеченная 5 мая 2014 г.
  57. ^ Bown (2001) , p. 218
  58. ^ Броклехерст, Стивен (6 мая 2014 г.), «Человек, который создал келпи» , BBC News , архивировано с оригинала 9 мая 2014 года , полученная 8 мая 2014 года.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5423c324260c8adb8929bc711812fa3f__1723591260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/3f/5423c324260c8adb8929bc711812fa3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kelpie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)