Келпи

Келпи ирландском , или вода-келпи ( шотландский гэльский : каждый уис ), представляет собой дух изменяющего форму, населяющий Лох, на и шотландском фольклоре . Обычно описывается как серый или белый [ 1 ] лошадь, способное принять человеческую форму. В некоторых рассказах говорится, что Kelpie сохраняет свои копыты, когда он появляется как человек, что приводит к ее связи с христианской идеей сатаны , на которую ссылается Роберт Бернс в его стихотворении 1786 года « обращение с дьяволом ».
Почти у каждого значительного водоснабжения в Шотландии есть связанная история Келпи, но наиболее широко сообщается, что это является то, что он является из Лох -Несс . У Келпи есть коллеги по всему миру, такие как германская Никси , Вихвин Центральной Америки и австралийский Бунип . Происхождение повествований о существе неясно, но практические цели - удержать детей подальше от опасных участков воды и предупреждения о том, чтобы молодые женщины опасались красивых незнакомцев, были отмечены во вторичной литературе.
Келпи были изображены в их различных формах в области искусства и литературы, в том числе две 30-метровые (100-футовые) стальные скульптуры в Фолкерке , Келпи , завершенные в октябре 2013 года.
Этимология
[ редактировать ]Этимология шотландского слова Kelpie неясна, но она может быть получена из гэльской кальпа или Cailpeach , что означает «телка» или «colt». Первое записанное использование термина для описания мифологического существа, а затем написано Кэлпи , появляется в рукописи Оды Уильяма Коллинза , составленного некоторое время до 1759 года. [ 2 ] и воспроизводится в сделках Королевского общества Эдинбурга 1788 года. [ 3 ] Место имена Келпи Хоалл и Келпи Гул, сообщаются в словаре старшего шотландского языка, который появляется в записях Burgh 1674 года для Кирккудбрайта . [ 4 ]
Народные убеждения
[ редактировать ]Описание и общие атрибуты
[ редактировать ]Келпи является наиболее распространенным водным духом в шотландском фольклоре, и это название приписывается нескольким различным формам в повествованиях, записанных по всей стране. [ 5 ] В конце 19 -го века появился интерес к транскрибированию фольклора, и регистраторы были непоследовательны в орфографии и часто англицизированных словах, которые могли бы привести к различным именам для того же духа. [ 6 ]
Комментаторы не согласились с водной средой обитания Келпи. Фольклористы, которые определяют Kelpies как духи, живущие рядом с реками, в том числе от кельтской лохсайской воды ( каждый уис ), входят министр 19-го века Тири Джон Грегорсон Кэмпбелл и авторы 20-го века Льюис Спенс и Катарин Бриггс . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако это различие не применяется повсеместно; Например, сэр Уолтер Скотт утверждает, что диапазон Kelpie может распространяться на Лох. [ 10 ] [ 11 ] Словарь Маккиллопа примиряет несоответствие, утверждая, что Келпи «первоначально считался обитанием ... потоками, а затем и любой водоемовой водоемов». [ 12 ] Но это различие должно стоять, утверждает один аннотатор, который предполагает, что люди сбиваются с пути, когда каждый UISGE в «общей практике перевода» называется Келпи в английских счетах, [ 13 ] и, таким образом, ошибочно приписывая привычки, проживающие Лох, последнее.
Другие связывают термин Келпи с широким спектром легендарных существ. [ 5 ] Аналогии в некоторых регионах Шотландии включают в себя Shoopiltee и Nuggle [ 14 ] Шетландии и Танги Оркни ; В других частях Британских островов они включают валлийский Чеффил-Динр и Манкс Кэббил-Ошти . параллели с общей германской шеей и скандинавским баккахастером Наблюдались ; Ник Миддлтон отмечает, что «келпи шотландского фольклора является прямой параллелью [sic] bäckahästen [скандинавского фольклора]». [ 15 ] Wihwin Центральной Америки [ 16 ] и австралийский Bunyip [ 17 ] рассматриваются как похожие существа в других частях света.
Келпи обычно описывается как мощная и красивая черная лошадь, населяющая глубокие лужи рек и ручьев Шотландии, охотятся на любых людей, с которыми он сталкивается. [ 16 ] [ 18 ] Одна из общих идентификационных характеристик воды в водопроводной зоне заключается в том, что его копыта обращаются по сравнению с товами нормальной лошади, черта, также разделяемая Никуром Исландии . [ 16 ] [ 19 ] Вариация Абердиншира изображает Келпи как лошадь с гривой змеев, [ 20 ] Принимая во внимание, что резидентский лошадиный дух реки был белым и мог соблазнить жертв на спину, пение. [ 17 ]
Природа существа была описана Уолтером Грегором , фольклористом и одним из первых членов фольклорного общества , [ 21 ] как «полезный», «обидный» или ищет «человеческое общение»; [ 22 ] В некоторых случаях, Келпи, которые берут своих жертв в воду, пожирают их и бросают внутренности на край воды. [ 23 ] В своей конной форме Kelpie может расширить длину спины, чтобы перенести много гонщиков в глубину; [ 24 ] Общая тема в рассказах - несколько детей, кажущихся на спине существа, пока кто -то остается на берегу. Обычно маленький мальчик, он затем жалет лошадь, но его рука прилипает к его шее. В некоторых вариациях парень отрезает пальцы или руку, чтобы освободить себя; Он выживает, но другие дети уводят и утонут, причем только некоторые из их внутренностей обнаруживаются позже. Такое существо, которое, как говорят, живет Глен Келтни в Пертшире, считается келпи фольклористка 20-го века Кэтрин Мэри Бриггс , [ 5 ] Но аналогичная история также в Пертшире имеет каждую UISGE в качестве виновника и опускает украшения молодого мальчика. [ 25 ] Парень действительно отрезал палец, когда событие проходит в Турсо , где водяной келпи идентифицируется как виновник. [ 26 ] Та же сказка, установленная в Сунарте в высокогорье, дает конкретную фигуру из девяти детей, потерянных, из которых только внутренности одного из них восстановлены. Выживший мальчик снова сохраняется, отрезая его палец, и дается дополнительная информация, что у него в кармане была Библия. Грегорсон Кэмпбелл считает, что существо, ответственное за то, что он был водной лошадью, а не келпи, а рассказ «очевидно - благочестивым мошенничеством, чтобы не дать детям бродить по воскресеньям». [ 27 ]
Мифы Келпи обычно описывают одиночное существо, но сказочная история, записанная Джоном Ф. Кэмпбеллом в «Популярных рассказах о Западном Хайленде» (1860), имеет другую перспективу. Под названием Drocht na Vougha или Fuoah , который дается перевод моста фей или келпи , в нем есть группа Voughas . Духи приступили к строительству моста через Дорнох Ферта после того, как устали путешествовать по воде в коклзах. Это было великолепное произведение, великолепное с золотыми опорами и постами, но погрузился в воду, став предательской областью зыбучих песков после того, как благодарный зритель попытался благословить «Келпи» за свою работу. [ 28 ] Та же история записана членом Фольклорного общества и коллекционером фольклора Шарлоттой Демпстер просто как мост Келпи (1888) без упоминания о Воуасе или Фуоах. [ 29 ] Цитируя тот же повествование Дженнифер Вествуд , автор и фольклорист, [ 30 ] Использует дескрипторные водные кельпии , добавляя, что, по ее мнению, «Келпи, здесь и в нескольких других случаях, используются в свободном смысле, чтобы означать что -то вроде« беседы » ». [ 31 ]
Потомство, вызванное спариванием между колютой и обычной лошадью, невозможно утонуть, и их можно было распознавать их короче, чем обычные уши, характерные, разделяющие мифический водяной бык или тарбх в шотландском гэльском языке, похожих на Манкс Тарро Ушти . [ 32 ] [ 33 ]
Форсирование
[ редактировать ]

Келпии имеют способность превращаться в нефтяные формы и могут принять внешний вид человеческих фигур. [ 34 ] В котором облика они могут предавать себя присутствием водяных сорняков в своих волосах. [ 16 ] Грегор описал Келпи, принимающий визгнутый старика, постоянно бормотая про себя, сидя на мосту, сшивая пару брюк. Полагая, что это будет келпи, проходящий местный, ударил его по голове, заставляя его вернуться к своей форме лошадей и ударить обратно к своему ломуту в соседнем пруду. [ 35 ] Другие рассказы описывают Келпи, когда он появляется в человеческой форме как «грубого, мохнатого человека, который прыгает за уединенным гонщиком, сжимает и раздавит его», или как разрывается и пожирает людей. [ 12 ]
Народная сказка от Барры рассказывает о одинокой Келпи, которая превращается в красивого молодого человека, чтобы ухаживать за красивой молодой девушкой, которую она была полна решимости взять для своей жены. Но девушка узнает молодого человека как келпи и снимает свое серебряное ожерелье (его уздечка), пока он спит. Келпи немедленно возвращается к своей конной форме, и девушка возвращает его домой на ферму своего отца, где она работает на год. В конце этого времени девушка катается на Келпи, чтобы проконсультироваться с мудревым человеком, который говорит ей вернуть серебряное ожерелье. Затем мудрый человек спрашивает Келпи, снова превратился в красивого молодого человека, которого девушка сначала встретила, независимо от того, если бы он был выбором, он решил быть Келпи или Смертным. Келпи, в свою очередь, спрашивает девушку, если бы он был мужчиной, она согласилась бы быть его женой. Она подтверждает, что она сделает, после чего Келпи решит стать смертным, а пара замужем. [ 36 ]
Традиционно, келпи в их человеческой форме - мужчины. Одна из немногих историй, описывающих существо в женской форме, установлена в Конон Хаус в Росс и Кромарти . Он рассказывает о «высокой женщине, одетой в зеленый цвет», с «засохшим, скудным лицом, когда -либо искаженной злокачественным хмурым», который одолел и утопил мужчину и мальчика после того, как она выпрыгнула из ручья. [ 37 ]
Прибытие христианства в Шотландию в 6 -м веке привело к тому, что некоторые народные истории и убеждения были записаны писцами, обычно христианскими монахами, вместо того, чтобы увековечены из уст в уста . [ 6 ] В некоторых рассказах говорится, что Kelpie сохраняет свои копыта даже в человеческой форме, что приводит к его связи с христианским понятием сатаны , как и греческим богом с . [ 16 ] Роберт Бернс относится к такой сатанинской ассоциации в своем « обращении к дьяволу » (1786):
Когда загад
And 'float jinglin icy boord
Затем водяные куки преследуют подкладку
По вашему направлению
«Ночные травллеры» Allur'd
К их разрушению.
Захват и убийство
[ редактировать ]Когда в своей конной личности появился kelpie без какого -либо привязки , его можно было захватить, используя недостаток, отмеченный знаком креста , и его сила может быть использована в таких задачах, как транспортировка тяжелых мельничных камней. [ 38 ] Одна народная сказка описывает, как Laird of Morphie захватил келпи и использовал его для нести камней, чтобы построить свой замок. Как только работа была завершена, Laird выпустил Kelpie, который, очевидно, был недоволен его лечением. Проклятие, которое оно выпустило до ухода - «Саир назад и Саир Банса/ Дривин Стейнс Лэрд Морфи,/ Морфий Лейрд никогда не будет процветать/ как жив Ланг Считалось, что «Властелин Стоунз Морфи», «Повелитель Морфи». в исчезновении семьи Лэрд. [ 39 ] Говорят, что некоторые колючки были оснащены уздечкой, а иногда и седлом, и казались приглашающими готовы к катаниям, но если они будут сбежать и утопить своих гонщиков. Если келпи уже носил уздечку, экзорцизм может быть достигнут путем его удаления. [ 40 ] Удеженность, взятая из Келпи, была наделена волшебными свойствами, и, если размахиваться кому -то, смогла превратить этого человека в лошадь или пони. [ 41 ]
Как и в случае с кинематографическими оборотнями , [ 42 ] Келпи может быть убит, когда его застрелили с серебряной пулей, после чего, как видно, он состоит только из «газона и мягкой массы, такой как желе-рыба», согласно учетной записи, опубликованной Spence. [ 43 ] Когда семья кузнеца испугалась неоднократными появлениями водяного келпи в их летнем коттедже, кузнецам удалось превратить его в «кучу крахмала или что -то вроде его», проникнув в фланги духа двумя острыми железными копьями был нагрет в огне. [ 44 ]
Лох Несс
[ редактировать ]Почти у каждого значительного шотландского водоснабжения связана история с ним, связана с этим [ 11 ] [ 38 ] Но наиболее широко известным является келпи Лох -Несс . Несколько историй о мифических духах и монстрах привязаны к окрестностям Лоха, начиная с докладами 6-го века о том, что Святой Колумба победил монстра на берегах реки Несс . [ 45 ] В начале 19-го века Келпи, которая преследовала леса и берега Лох-Несс, была связана с собственным седлом и уздечкой. Басня, прикрепленная к общеизвестному сущности, заставляет горного Джеймса Макгригора застать его врасплох и отрезать его уздечку, источник своей силы и жизни, без которого он умер бы в течение двадцати четырех часов. Поскольку у Келпи была сила речи, она попыталась безуспешно торговаться с Макгригором для возвращения своей уздечки. После того, как Макгригор к своему дому Келпи утверждал, что Макгригор не сможет войти в его дом, находясь во владении уздечкой из -за присутствия креста над входной дверью. Но Макгригор превзошел существо, бросив уздечку через окно, поэтому Келпи принял свою судьбу и ушла, ругая и ругая. [ 40 ] [ 46 ] Миф увековечен дальнейшими рассказами о уздечке, когда она передается через семью. Называемый «мяч и уздечку Уиллоса», он обладал магическими способностями исцеления; Было сделано заклинание путем размещения предметов в воду во время пения «во имя Отца, Сына и Святого Духа»; Вода может быть использована в качестве лекарства. [ 47 ] [ 48 ]
Популярное и более недавнее объяснение монстра Лох-Несс среди верующих заключается в том, что он принадлежит линии долгосрочных плезиоооров , [ 49 ] Но миф о Келпи все еще выживает в детских книгах, таких как жемчужина Молли Хантера « Жемчужина Келпи» (1966) и Дик Кинг-Смит « Водяной лошадь» (1990).
Происхождение
[ редактировать ]По словам Дерека Гата Уитли (1911), связь с лошадьми может иметь свои корни в жертвах лошадей, исполненных в древней Скандинавии . [ 50 ] Истории злобных водных духов послужили практической целью удержать детей вдали от опасных районов воды и предупреждения женщин -подростков, чтобы они опасались привлекательных молодых незнакомцев. [ 5 ] Истории также использовались для обеспечения соблюдения моральных стандартов, поскольку они подразумевали, что существа взяли возмездие за плохое поведение, осуществляемое по воскресеньям. [ 23 ] Вмешательство демонов и духов, возможно, было способом рационализировать утопление детей и взрослых, которые случайно упали в глубокую, быстро текущую или турбулентную воду. [ 51 ]
Историк и символ Чарльз Милтон Смит предположил, что миф о Келпи может возникнуть с носиками воды , которые могут образуются на поверхности шотландских озраков, создавая впечатление живой формы, когда они движутся по воде. [ 52 ] Сэр Уолтер Скотт намекает на аналогичное объяснение в своем эпическом стихотворении «Леди озера» (1810), которая содержит линии
Он смотрел, как кипятят вихревые вихри,
До их пены его ослепительные глаза
Познакомился с рекой демоном:
в котором Скотт использует «речный демон», чтобы обозначить «келпи». [ 10 ] Скотт, возможно, также намекнул на альтернативное рациональное объяснение, назвав предательную область зыбки и «поток Келпи» в своем романе «Невеста Ламмермура » (1818). [ 53 ]

Художественные представления
[ редактировать ]Пиктса-камни, датируемые 6-м по 9-го века, в том числе то, что было названо « Пиктиш-зверь», может быть самым ранним представлением о существе, подобном келпи. [ 54 ]
Викторианский художник Томас Милли Доу нарисовал «Келпи» в 1895 году как меланхоличная темноволосая дева, сбалансированная на скале, [ 55 ] Общее изображение для художников того периода. [ 56 ] Другие изображения показывают келпи в качестве девиц у бассейна, как и в нефтяном холсте Draper 1913 года на холсте. [ 56 ] Фольклорист Никола Баун предположил, что такие художники, как Милли Доу и Дрейпер, преднамеренно проигнорировали более ранние рассказы о Келпи и заново изобрели его, изменив его пол и природу. [ 57 ]
Две 30-метровые (100 футов) стальные скульптуры в Фолкерке на обратном и Клайдском канале , названные Келпи , заимствуют имя мифического существа, чтобы связать с силой и выносливостью лошади; Разработанные скульптором Энди Скоттом , они были построены в качестве памятников для индустриального наследия Шотландии. Строительство было завершено в октябре 2013 года, и скульптуры были открыты для публичного доступа с апреля 2014 года. [ 58 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Список вымышленных лошадей
- Водяной лошадь
- Nuckelavee
- Гиппокамп (мифология)
- Пальто (фольклор)
- Шея (водный дух)
- Пег Паулер
- Selkie
- Vodyanoi
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ « The Kelpies»: древний миф в современном искусстве | Art UK » .
- ^ "Келпи, № 1." , Oxford English Dictionary (Online Ed.), Oxford University Press, 2014 , получен 4 мая 2014 года
- ^ Карлайл (1788) , с. 72
- ^ «Kelpie, N » , словарь старшего шотландского языка (до 1700) (онлайн -ред.) , Получено 6 июля 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Westwood & Kingshill (2012) , p. 364
- ^ Jump up to: а беременный Месяц (2009) , с. IX, XV, XV
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 215
- ^ Спенс, Л. (4 марта 1933 г.), «Мифические звери: в шотландском фольклоре», шотландец , ProQuest 489688325
- ^ Бриггс, Кэтрин, Энциклопедия фей , цитируемая в Bown 2001 , с. 177–178
- ^ Jump up to: а беременный
Скотт, Уолтер (1884) [1810], Леди озера: стихотворение , Липпинкотт, с. 277 (примечание V to St. VII, стр. 89),
речный демон или речный лошадь ... - это келпи низмены ... он часто посещает большинство озер и реки Хайленд; и один из его самых запоминающихся подвигов, исполненных на берегах Лох Венначара.
- ^ Jump up to: а беременный Грэм (1812) , с. 245
- ^ Jump up to: а беременный Mackillop, James (2004), «Kelpie, Kelpy, Waterkelpie», словарь кельтской мифологии (онлайн -ред.), Oxford University Press, ISBN 9780198609674 , Получено 6 мая 2014 года
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (2008) , с. 320
- ^ Слепой (1881) , с. 189
- ^ Мидлтон (2012) , с. 44
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Варнер (2007) , с. 24
- ^ Jump up to: а беременный Макферсон (1929) , с. 61
- ^ Грегор (1881) , с. 38
- ^ Слепой (1881) , с. 200
- ^ Макферсон (1929) , с. 63
- ^ Buchan & Olson (1997)
- ^ Грегор (1883) , с. 292
- ^ Jump up to: а беременный Аноним (1887) , с. 513
- ^ Кэмпбелл (1860) , с. 86
- ^ Mackillop, James (2004), «Каждый UISCE, каждый UISGE, AUGHISKY» , Словарь кельтской мифологии (онлайн изд.), Oxford University Press, ISBN 9780198609674 , Получено 22 мая 2014 года
- ^ Аноним (1887) , с. 512
- ^ Грегорсон Кэмпбелл (1900) , с. 208–209
- ^ Кэмпбелл (1860a) , с. 64
- ^ Демпстер (1888) , с. 172
- ^ Боуман (2008) , с. 346–348
- ^ Westwood & Kingshill (2012) , p. 356
- ^ Mackillop, James (2004), «Tarroo Ushtey, Theroo Ushta», Словарь кельтской мифологии (онлайн -ред.), Издательство Оксфордского университета, ISBN 9780198609674 , Получено 17 мая 2014 года
- ^ Ламонт-Браун (1996) , с. 19
- ^ Макферсон (1929) , с. 62
- ^ Грегор (1883) , с. 293–294
- ^ McNeil (2001) , с. 68–72
- ^ Westwood & Kingshill (2012) , с. 423–424
- ^ Jump up to: а беременный Спенс (1999) , с. 91
- ^ Камеры (1870) , с. 334–335.
- ^ Jump up to: а беременный Mackinlay (1893) , p. 174
- ^ Спенс (1999) , с. 19
- ^ Варнер (2007) , с. 23
- ^ Спенс (1999) , с. 95
- ^ Грегор (1881) , с. 66
- ^ Westwood & Kingshill (2012) , p. 458
- ^ Стюарт (1823) , с. 102–107
- ^ Черный (1893) , с. 501
- ^ Стюарт (1823) , с. 102
- ^ Harmsworth (2010) , p. 310
- ^ Гат Уитли (1911) , с. 147
- ^ Кэмпбелл (2002) , с. 1
- ^ Милтон Смит (2009) , с. 44
- ^ Скотт, Мэгги (ноябрь 2010 г.), «Слово сезона шотландцев: Келпи» , бутылка Имп (8), Университет Глазго , архивное из оригинала 8 мая 2014 года , полученная 17 мая 2014 года
- ^ Cessford, Craig (июнь 2005 г.), Раган, Элизабет (изд.), «Пиктиш-искусство и море» , «Героический век » , 8 (4): 3, ISSN 1526-1867 , архивировано с оригинала 20 марта 2017 12 мая 2017 года
- ^ Мартин (1902) , с. 12
- ^ Jump up to: а беременный Келпи , национальные музеи Ливерпуль , художественная галерея Lady Lever , архивная из оригинала 8 мая 2014 года , извлеченная 5 мая 2014 г.
- ^ Bown (2001) , p. 218
- ^ Броклехерст, Стивен (6 мая 2014 г.), «Человек, который создал келпи» , BBC News , архивировано с оригинала 9 мая 2014 года , полученная 8 мая 2014 года.
Библиография
[ редактировать ]- Anonymous (1887), «Сказки о воде-келпи» , журнал Celtic , XII , Mackenzie art url
- Блэк, Джордж Ф. (1893), «Шотландские чары и амулеты», Труды Общества антикваров Шотландии , 27
- Слепой, Карл (1881), «Шотландские, шетландские и германские водные сказки» , «Современное обзор» , XL , Strahan
- Боуман, Марион (2008), «Дженнифер Вествуд (1940–2008)», Фольклор , 119 (3): 346–348, doi : 10.1080/00155870802352293 , s2cid 161378473
- Bown, Nicola (2001), Феи в искусстве и литературе XIX века , издательством Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-79315-5
- Бьюкен, Дэвид; Олсон, Ян А. (1997), «Уолтер Грегор (1825–97): жизнь и предварительная библиография», Фольклор , 108 (1–2): 115–117, doi : 10.1080/00155887x.1997.9715949
- Кэмпбелл, Стеуарт (2002), Лох -Несс Монстр: Доказательства , Бирлинн
- Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1860), Популярные рассказы о Западном Хайленде , том. Я, Эдмонстон и Дуглас
- Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1860a), Популярные рассказы о Западном Хайленде , том. II, Эдмонстон и Дуглас
- Карлайл, Александр (1788), «Ода популярных суеверий нагорья. Написано покойным Уильямом Коллинзом», Труды Королевского общества Эдинбурга , вып. я
- Chambers, Robert (1870), Популярные рифмы Шотландии , Chambers
- Демпстер, Шарлотта (1888), Фольклорский журнал , Vol. VI
- Гэт Уитли, Дерек (1911), «Божественность моря Корниш», « Записи прошлого» , вып. 10
- Грэм, Патрик (1812) [1810], Эскизы Пертшира (2 -е изд.), Джеймс Баллантайн и Ко.
- Грегор, Уолтер (1881), Заметки о народных знаниях Северо -Восточной Шотландии , Эллиот Сток
- Грегор, Уолтер (1883), The Folk-Lore Journal , Vol. 1
- Грегорсон Кэмпбелл, Джон (1900), Суеверия нагорья и островов Шотландии , Джеймс МакЛейхос
- Gregorson Campbell, John (2008) [1990 и 1902], Black, Ronald (ed.), Gaelic Dotherworld: суеверия нагорья и островов и колдовства и второе зрелище на высокогорье и островах Шотландии , Бирлинн, ISBN 978-1-84158-733-2
- Harmsworth, Tony (2010), Loch Ness, Nessie & Me , CreateSpace, ISBN 978-1-4563-8023-6
- Ламмон-Браун, Рэймонд (1996), шотландский фольклор , Бирлинн, Анбн 978-1-874744-58-0
- Мартин, Дэвид (1902), Школа живописи Глазго , Джордж Белл и сыновья
- Макинлей, Джеймс М. (1893), Фольклор шотландских Лохс и Спрингс , В. Ходж, ISBN 978-0-7661-8333-9
- McNeil, Heather (2001), Celtic Breeze: Истории потустороннего мира из Шотландии, Ирландии и Уэльса , библиотеки Unlimited, ISBN 978-1-56308-778-3
- МакФерсон, Джозеф Маккензи (1929), «Примитивные убеждения на северо-востоке Шотландии» , Nature , 124 (3118), Longmans, Green: 175, Bibcode : 1929natur.124q.175. , doi : 10.1038/124175A0 , S2CID 4089570
- Миддлтон, Ник (2012), Риверс: очень короткое введение , издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-958867-1
- Милтон Смит, Чарльз (2009), Наше духовное путешествие: язык жизни , Dreamstairway Books, ISBN 978-1-907091-02-5
- Монаган, Патриция (2009), Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора , издательство Infobase, ISBN 978-1-4381-1037-0
- Спенс, Льюис (1999) [1945], «Волшебное искусство в Сельтской Британии» , «Публикации курьер -Дувры», ISBN 978-0-486-40447-9
- Стюарт, Уильям Грант (1823), популярные суеверия и праздничные развлечения горцев Шотландии , А. Констебл, ISBN 9780841479210
- Варнер, Гэри Р. (2007), существа в тумане: маленькие люди, дикие люди и духовные существа по всему миру: исследование в сравнительной мифологии , Algora, ISBN 978-0-87586-545-4
- Вествуд, Дженнифер; Kingshill, Sophia (2012), Lore of Scotland: руководство по шотландским легендам , Random House, ISBN 978-1-4090-6171-7