Jump to content

Канадэйр CF-5

(Перенаправлено с CF-116 Freedom Fighter )

CF-5/CF-116/NF-5 Борец за свободу
Истребитель свободы CF-5A канадских вооруженных сил на выставке в Трентоне, Онтарио
Роль Истребитель-бомбардировщик
Производитель Канадэйр
Первый полет 6 мая 1968 г.
Введение 5 ноября 1968 г. [ нужна ссылка ]
Статус Уволен со службы в Канаде в 1995 году, до сих пор находится на вооружении некоторых стран.
Основные пользователи Канадские вооруженные силы (ранее)
Королевские ВВС Нидерландов
Венесуэльские ВВС
Турецкие ВВС
Количество построенных 240
Разработано на основе Нортроп F-5

Canadair CF-5 (официальное обозначение CF-116 Freedom Fighter ) — это построенный по лицензии канадский истребитель Northrop F-5 Freedom Fighter. Это легкий сверхзвуковой двухмоторный дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе, предназначенный в первую очередь для канадских вооруженных сил (как CF-5) и Королевских ВВС Нидерландов (как NF-5). CF-5 периодически модернизировался на протяжении всего срока службы в Канаде. Хотя канадские вооруженные силы сняли этот самолет с вооружения в 1995 году, он продолжает использоваться другими странами.

CF-5 был заказан Королевскими ВВС Канады , которые вошли в состав канадских вооруженных сил 1 февраля 1968 года. Новые объединенные силы получили первые CF-5 (их почти повсеместно называли CF-5, за исключением в официальной документации [ 1 ] ) в конце 1968 года. Компания Canadair произвела для канадских вооруженных сил 89 одноместных самолетов, 46 двухместных самолетов и 75 одноместных самолетов и 30 двухместных самолетов для Королевских ВВС Нидерландов, всего было произведено 240 самолетов. Двадцать излишков канадских самолетов были проданы Венесуэле. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
CF-5A в Музее наследия канадских военных самолетов

Первоначально разработанный компанией Northrop как недорогой и неприхотливый истребитель, F-5 предназначался для использования военно-воздушными силами, располагавшими ограниченными ресурсами и техническими знаниями. В 1964 году Королевские ВВС Канады , ища замену как обычному ударному истребителю CF-104, так и ядерному ударному перехватчику CF-101 , предложили заключить с Великобританией соглашение о совместном производстве на постройку более 100 F-4 Phantom. II (который Королевский флот стремился приобрести), но он был отклонен как слишком дорогостоящий. [ 5 ] В феврале 1965 года начальник оперативной готовности и будущий CDS генерал-лейтенант Жан Виктор Аллард оценил четыре возможные замены: Northrop F-5 , Grumman A-6 Intrumer , Douglas A-4 Skyhawk и LTV A-7 Corsair II . [ 6 ] В то время как Королевский военно-морской флот Канады хотел использовать A-4 Skyhawk в качестве замены своего палубного McDonnell F2H Banshee , единственным самолетом, который был признан «неподходящим», был F-5, и был рекомендован A-7 Corsair. [ 7 ] Тем не менее, министр обороны Пол Хеллиер «поставил под сомнение озабоченность RCAF истребителями в целом, отверг необходимость и полезность роли ядерного удара в частности» и изменил требования, «гарантируя, что CF-5 будет выбран в качестве нового тактического оружия». и что RCAF должен был принять на вооружение доступный самолет, способный выполнять обычные штурмовые задачи», хотя позже он написал в своей биографии, что F-5 был «не более чем учебно-тренировочным самолетом с пушками». повис на нем». [ 8 ] [ 9 ] В Канаде, где существовала развитая аэрокосмическая промышленность, выбор менее сложного F-5 вызвал разочарование и был «явно непопулярным» среди членов RCAF. [ 10 ] Эскадрильи CF-5, выбранные для выполнения роли тактической поддержки и базирующиеся в Канаде, но передислоцированные в Европу, также были направлены на северный фланг НАТО, чтобы действовать в качестве сил быстрого развертывания. Однако роль CF-5 на протяжении всей службы в RCAF часто менялась, и в конечном итоге миниатюрный истребитель стал служить ударным истребителем , разведывательной платформой и учебно-тренировочным самолетом . [ 3 ]

По сравнению с Northrop F-5, канадский CF-5 претерпел несколько модификаций, делающих его более подходящим для действий на театрах военных действий канадских вооруженных сил. Чтобы устранить жалобы на длинные разбеги, версия Canadair имела двухпозиционное носовое шасси; в сжатом состоянии он действовал как оригинал, а в расширенном (перед взлетом) поднимал нос и тем самым увеличивал угол атаки и увеличивал подъемную силу. Система сократила взлетную дистанцию ​​почти на 20%. Был установлен зонд для дозаправки в воздухе, Orenda производства General Electric J85-15 использовались двигатели с тягой 4300 фунтов силы (19 кН), а также была добавлена ​​​​более сложная навигационная система. Носовая часть CF-5 также была взаимозаменяема со специально разработанным разведывательным комплексом с четырьмя фотокамерами. За время своего существования он получил множество обновлений авионики и возможностей.

В начале 1967 года был подписан заказ на 105 самолетов для Королевских ВВС Нидерландов: 75 одноместных самолетов для замены Republic F-84 и 30 двухместных самолетов для замены Lockheed T-33 . План использовать несколько одноместных самолетов для фоторазведки взамен истребителей Lockheed F-104G Starfighter так и не был реализован. Первоначально производство F-5 в Европе планировалось компаниями Fokker и SABCA для ВВС Нидерландов и Бельгии, но нерешительность Бельгии привела к тому, что правительство Нидерландов заказало самолет в соответствии с соглашением о разделе продукции с Канадой. [ 11 ] В рамках соглашения о разделе продукции между правительствами Канады и Нидерландов центральные фюзеляжи для всех самолетов, кроме первого 31, были построены компанией Fokker в Нидерландах. [ 12 ]

Первый CF-5 был официально представлен на церемонии на заводе в Картьервилле 6 февраля 1968 года. [ 13 ] Первый NF-5 был выпущен 5 марта 1969 года. [ 14 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Значок CF-5, который носили летные и наземные экипажи канадских вооруженных сил в середине 1970-х годов.

Первоначально 433-я и 434-я эскадрильи были единственными двумя эскадрильями, эксплуатирувшими CF-5. Предполагалось, что на этих самолетах будут летать три эскадрильи, но из-за бюджетных ограничений излишки самолетов были помещены на хранение в CFB North Bay и CFB Trenton , а некоторые позже были проданы другим странам. 434-й эскадрилье было поручено провести тактическую подготовку истребителей для канадского истребителя CF-104 Starfighter , но она была переведена на роль эскадрильи быстрого реагирования, готовой в кратчайшие сроки переброситься в Европу в случае боевых действий. Эскадрилья на короткое время перебралась в CFB Bagotville в составе 433-й эскадрильи, а затем в CFB Chatham . [ 3 ]

Учебную роль взяла на себя 419-я эскадрилья в CFB Cold Lake ; он будет продолжать обеспечивать подготовку реактивных самолетов, иную подготовку по воздушному бою (окрашенную в советских схемах «агрессора») и служить в качестве ведущего учебно-тренировочного истребителя для McDonnell Douglas CF-18 Hornet до выхода на пенсию в 1995 году. Все оставшиеся планеры были сданы на вооружение. на хранение в CFD Mountain View .

Первоначально предполагалось, что CF-5 будет развернут в Европе, но из-за бюджетных ограничений он стал подкреплением быстрого развертывания, которое во время войны будет переброшено в Центральную Европу или позднее в Норвегию. CF-5 много раз отправлялись в Европу по нескольким причинам Во время холодной войны : в 1970 году шесть CF-5A были отправлены в CFB Баден-Зёллинген в Германии, а затем в начале 1971 года вылетели в Норвегию; в 1973 году восемь CF-5A и CF-5R перелетели в Норвегию; в 1974 году четыре самолета CF-5A и CF-5R участвовали в разведывательных учениях НАТО в Леке, Германия; два Canadair CF-5R посетили Леуварден, Нидерланды, в 1974 году; шестнадцать CF-5A полетели в Европу в 1977 году; НАТО « Арктический экспресс» в 1978 году восемь самолетов CF-5A были отправлены в Норвегию для участия в учениях ; в 1980 году восемь CF-5A участвовали в учениях Anorak Express в Норвегии; в 1985 и 1986 годах CF-5A были развернуты на учениях НАТО ( «Brave Lion» ) в Норвегии, и, наконец, последнее развертывание в Европе было в 1987 году, когда четыре CF-5A прибыли в CFB Baden-Soellingen ; В июне 1988 года CF-5A был заменен в силах быстрого развертывания на Макдоннелл Дуглас CF-18 Хорнет . [ 15 ] Кроме того, фоторазведчик CF-5R участвовал в учениях Best Focus в Европе в 1978, 1980 и 1985 годах, а канадский пилот выиграл «Фотодерби» НАТО в 1985 году. [ 15 ]

Нидерланды

[ редактировать ]

Королевские ВВС Нидерландов получили свой первый самолет (двухместный NF-5B) в октябре 1969 года, при этом первой эскадрильей, которая должна была быть сформирована, стала 313-я эскадрилья в Твенте . Первоначальной ролью 313-й эскадрильи было переоборудование для обучения пилотов новому типу. NF-5 будет служить в составе четырех оперативных эскадрилий: 313-й и 315-й эскадрилий в Твенте, 316-й эскадрильи в Гильзе-Риене и 314-й эскадрильи в Эйндховене . Последний NF-5 был поставлен в марте 1972 года.

С 1986 года эскадрильи начали переоснащаться на построенные по лицензии General Dynamics F-16 , а последний NF-5 был снят с эксплуатации в марте 1991 года.

Большая часть излишков самолетов была продана Турции (большая часть - компании Turkish Stars ) и Венесуэле (смесь CF-5A и CF-5D - 18 в 1972 году, 2 новых CF-5D в 1974 году и 7 бывших RNAF NF-5A/B в 1990 году; все служил в Grupo de Caza 12) или оставлялся для поддержки запасных частей. [ 16 ] Дюжина самолетов была передана в дар Греции .

Венесуэла

[ редактировать ]
ВВС Венесуэлы Northrop (Канада) VF-5A (CL-226)

После реорганизации ВВС Венесуэлы в конце 1960-х годов правительство осознало, что пришло время заменить действующие на тот момент устаревшие самолеты De Havilland Vampires и Venoms , а также последние уцелевшие F-86 Sabre, находившиеся на действительной службе. В 1971 году 54 CF-5A канадской постройки были поставлены на хранение после того, как RCAF не смог принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5A и два CF-5D. В 1972 году, после того как все самолеты были доставлены, F-86, «Веномы» и «Вампиры» были окончательно списаны.

F-5 стал первым военным самолетом в Венесуэле, способным летать на сверхзвуковых скоростях. После юридического спора между Canadair и Northrop еще два CF-5D были построены и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой оперативной базой стала авиабаза имени генерала Рафаэля Урданеты в Маракайбо . После 1974 года флот был передислоцирован на авиабазу Теньенте Висенте Ландаэта Хиль в Баркисимето .

В 1979 году, после нескольких модернизаций оборудования связи, навигации и приближения флота, самолеты были переименованы в VF-5, получив обозначение CF-5A как VF-5A, а CF-5D как VF-5D. Венесуэльские F-5 также могут нести такое вооружение, как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы Mk.82 и M117, а также 70-мм ракетные установки.

В 1991 году, после того как напряженность в отношениях между Колумбией и Венесуэлой едва не привела к конфликту, ВВС начали еще одну программу модернизации F-5 под названием «Proyecto Grifo» (Проект «Грифон»). Некоторые самолеты (VF-5D номер 5681 и VF-5A номер 9124) были отправлены в Сингапур для испытаний, а затем возвращены для модернизации остальных планеров. В том же году небольшой парк из четырех самолетов NF-5B и одного NF-5A был приобретен в Нидерландах для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.

В 1992 году во время попытки государственного переворота против президента Карлоса Андреса Переса управляемого повстанцами OV-10 Bronco 3 F-5 были потеряны в результате бомбардировки авиабазы ​​​​Баркисимето . Неудавшийся переворот отложил программу модернизации на год, и наконец она была завершена в 1993 году. Парк был оснащен инерциальными лазерными навигационными системами (аналогичными тем, что есть на венесуэльских F-16), устройствами IFF, HUD, зондами-дозаправщиками и модернизированными двигателями с расчетным сроком службы. от 22 лет.

В 2002 году оставшиеся F-5 подверглись небольшой модернизации. Парк оставался в рабочем состоянии до 2010 года, когда в качестве замены им была поставлена ​​партия Hongdu JL-8 . К концу 2010 года стало известно, что как минимум один VF-5D находится в летном состоянии; неизвестно, находятся ли еще самолеты в рабочем состоянии.

Всего с 1972 по 2002 год было потеряно 9 венесуэльских F-5. [ 17 ] [ 18 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • CF-5A : вариант одноместного истребителя для канадских вооруженных сил , обозначение CF-116A . построено 89. 13 проданы в Ботсвану и 16 проданы в Венесуэлу.
  • CF-5A(R) : одноместный разведывательный вариант для канадских вооруженных сил . 50 сменных носиков для камер, предназначенных для замены носовой части двойной 20-мм пушки CF-5A на с четырьмя 70-мм пушками Vinten носовую часть . Предварительное обозначение канадских вооруженных сил CF-116A(R) . [ 3 ]
  • CF-5D : двухместный учебный вариант для канадских вооруженных сил, CF-116D . построено 46. 5 продано в Ботсвану и 4 — в Венесуэлу.
  • NF-5A : вариант одноместного истребителя для Королевских ВВС Нидерландов . построено 75. 1 продан Венесуэле и 10 переданы в дар Греции.
  • NF-5B : двухместный учебный вариант для Королевских ВВС Нидерландов. 30 построено. 6 продано Венесуэле и 2 переданы в дар Греции.
  • VF-5A : версия одноместного истребителя, проданная ВВС Венесуэлы .
  • VF-5D : двухместный учебный вариант, проданный ВВС Венесуэлы.

Операторы

[ редактировать ]
CF-5 Сил обороны Ботсваны
Истребитель CF-116 Freedom Fighter ВВС Канады, представленный на выставке CFB Borden
Греческий истребитель свободы CF-5B
NF-5A ВВС Турции.
ВВС Венесуэлы Northrop (Канада) VF-5A (CL-226)
 Ботсвана
 Турция
  • Турецкие ВВС
    • По состоянию на 2021 год на вооружении находились 19 истребителей NF-5A/B 2000 Freedom Fighter, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и летали в составе 133-й пилотажной эскадрильи Turkish Stars . [ 21 ]
 Соединенные Штаты

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Греция
  • Греческие ВВС
    • 12 NF-5 (10 NF-5A, один NF-5B и один NF-5B на запчасти) были переданы Нидерландами Греции в 1991 году для использования в составе 349-й эскадрильи «Кронос». Они были отозваны в 2001 году. [ 24 ]
 Нидерланды
  • Королевские ВВС Нидерландов [ 3 ] 105 NF-5 (75 одноместных и 30 двухместных) были приняты на вооружение в период с 1969 по 1972 год, списаны в 1991 году. [ нужна ссылка ]
    • 313-я эскадрилья; Авиабаза Твенте (переведена на F-16 в 1987 г.)
    • 314-я эскадрилья; Авиабаза Эйндховен (переведена на F-16 в 1990 г.)
    • 315-я эскадрилья, Оперативное преобразование (OCU); Авиабаза Твенте (переведена на F-16 в 1986 г.)
    • Нет. 316-я эскадрилья; Авиабаза Гильзе-Риен (переведена на F-16 в 1991 г.)
    • Отряд полевой технической подготовки НФ-5 (1971–1984); Авиабаза Твенте
 Венесуэла

Самолет на выставке

[ редактировать ]
CF-5A на выставке в Музее ВВС Колд-Лейк
NF-5A на выставке в Национальном военном музее

Технические характеристики (CF-116)

[ редактировать ]
Орфографическая проекция истребителя F-5 Freedom Fighter.
Orthographically projected diagram of an F-5 Freedom Fighter

Общие характеристики

  • Экипаж: один-два
  • Длина: 47 футов 2 дюйма (14,38 м)
  • Размах крыльев: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
  • Высота: 13 футов 2 дюйма (4,01 м)
  • Площадь крыла: 186 кв. футов (17,28 м 2 )
  • Пустой вес: 8681 фунт (3938 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 20 390 фунтов (9 249 кг)
  • Силовая установка: 2 GE J85-15 производства Orenda турбореактивных двигателя , тяга 2925 фунтов силы (13,01 кН) каждый всухую, 4300 фунтов силы (19 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 978 миль в час (1575 км/ч, 850 узлов) [ 46 ]
  • Максимальная скорость: 1,3 Маха.
  • Диапазон: 875 миль (1400 км, 760 миль)
  • Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
  • Скорость набора высоты: 34 400 футов/мин (175 м/с).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вооруженные силы Канады (5 марта 2010 г.). «Исторический самолет» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 28 мая 2016 г.
  2. ^ CF-5 с Венесуэлой
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аэровар (2012). «Канадэр CF-116 CF-5» . canadianwings.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 28 мая 2016 г.
  4. ^ Вооруженные силы Канады (6 апреля 2004 г.). «Канадский истребитель свободы CF-5» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 28 мая 2016 г.
  5. Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСТРЕБИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.66
  6. ^ Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСПРАВИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.68
  7. ^ Там же.
  8. ^ Там же.
  9. ^ Пол Хеллиер, К черту торпеды: моя борьба за объединение вооруженных сил Канады, (Торонто: McClelland & Stewart, 1990), стр. 131.
  10. Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСПРАВИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.63
  11. ^ «Канадские F-5 для RNAF» . Рейс Интернешнл . 91 (3022): 223. 9 февраля 1967 г.
  12. ^ «Канадское производство CF-5» . Рейс Интернешнл . 94 (3113): 759. 7 ноября 1968 г.
  13. ^ «Оборона» . Рейс Интернешнл . 93 (3076): 280. 22 февраля 1968 г.
  14. ^ «Подпись к фотографии» . Рейс Интернешнл . 95 (3133). Илифф: 459. 20 марта 1969 г.
  15. ^ Jump up to: а б Канадский профиль Canadair CF-5 (Самолет № 4), автор Боб Макинтайр, SMS Publishing, Оттава, 1985 г. ( ISBN   0-920375-02-2 ), стр. 34-43, 47.
  16. ^ «CF-5 с Венесуэлой» . www.joebaugher.com .
  17. ^ Jump up to: а б «Легкий истребитель-бомбардировщик VF-5 в ВВС Венесуэлы — ФАВ-Клуб» . 19 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 25 марта 2017 г.
  18. ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-modern-air-force
  19. ^ «Силы обороны Ботсваны» . Scramble.nl. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 9 июля 2012 года .
  20. ^ Всемирный каталог самолетов, 2022 г. (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021 г.), стр. 14.
  21. ^ Всемирный каталог самолетов, 2022 г. (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021 г.), стр. 31.
  22. ^ Галоп, Джерри (5 марта 2013 г.). «Запуск предприятия по продаже запчастей Ф-5» . Тактическая воздушная поддержка Inc. Проверено 22 сентября 2015 г.
  23. ^ Оттава, (22 апреля 2006 г.). «Заставляет сдать в утиль детали для самолетов на сумму 200 миллионов долларов» . Канада.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 9 июля 2012 года .
  24. ^ «Исторический самолет ВВС Греции» . Официальный сайт ХАФ . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
  25. ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-modern-air-force
  26. ^ Голдсборо, Гордон. «Исторические места Манитобы: Музей наследия ВВС и авиапарк (Air Force Way, Виннипег)» . www.mhs.mb.ca. ​Проверено 5 октября 2018 г.
  27. ^ Музей авиации Атлантической Канады. «Канадэйр (Нортроп) CF-5 Freedom Fighter» . Atlanticcanadaaviationmuseum.com . Проверено 10 августа 2013 г.
  28. ^ Канадский музей авиации и космонавтики (nd). «Канадэр CF-116 (CF-5А)» . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 14 октября 2012 г.
  29. Канадский военный музей , Где люди и история оживают. Архивировано 13 августа 2013 года в Wayback Machine , датировано 2003-4 годом, получено 10 августа 2013 года.
  30. ^ Канадский музей наследия военных самолетов. "Старинный истребитель Northrop CF-5A Freedom Fighter" . Warplane.com . Проверено 10 августа 2013 г.
  31. ^ «Музей Холодного озера – F5» . Проверено 21 февраля 2017 г.
  32. ^ «Обломки и реликвии онлайн — обломки или реликвии самолета в Колд-Лейк, Альберта, Канада» .
  33. ^ Кентер, Питер (2012). «Стальной ключ от памятника истребителю CF-5 на оборонном объекте Торонто» . Ежедневные коммерческие новости . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года.
  34. ^ Бойко, Стив. «На посеребренных смехом крыльях». Flickr , 12 ноября 2012 г.
  35. ^ Мемориальный военный музей
  36. ^ Мемориальный военный музей АВРОЛАНД - Кэмпбеллфорд
  37. ^ «Самолеты – Национальный музей ВВС Канады» . Airforcemuseum.ca . Проверено 10 августа 2013 г.
  38. ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
  39. ^ Военные музеи (2020). «ЦФ-5» . themilitarymuseums.ca . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 4 августа 2020 г.
  40. ^ Хеннигер. «Особенность: Канадский музей авиации, суши и моря». .webshots.com, август 2005 г. Дата обращения: 27 января 2010 г.
  41. ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
  42. ^ Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Королевских ВВС.
  43. ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
  44. ^ «Истребитель-бомбардировщик/учебно-бомбардировщик Northrop NF-5B 'Freedom Fighter' с регистрационным номером K-4011 (на голландском языке)» .
  45. ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
  46. ^ "Канадский истребитель свободы CF-5 (Нортроп)". ednet.ns.ca. Проверено: 23 июля 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Макинтайр, Боб. Canadair CF-5 (Канадский профиль: Самолет № 4) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN   0-920375-02-2 .
  • Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN   0-921022-07-7 .
  • Стачив, Энтони Л. Canadair CF-5 Freedom Fighter (канадский служебный самолет № 1). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing, 2003. ISBN   1-55125-073-X .
  • Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Нидерландах . Алкмаар, Нидерланды: Уитгеверий Де Алк, 1992. ISBN   90-6013-518-0 .
  • Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Королевских ВВС Нидерландов . Одорн, Нидерланды: Уитгеверий Ланаста, 2020. ISBN   978-90-8616-179-9 .
  • Ван Гент CJ «Звездный истребитель: История истребителя в Нидерландах» . Маарссен, Нидерланды: Уитгеверий Джероми, 2012. ISBN   9789081893619 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56fb5f0e024a85b2d1288e492ab963b9__1719498240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/b9/56fb5f0e024a85b2d1288e492ab963b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair CF-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)