Канадэйр CF-5
CF-5/CF-116/NF-5 Борец за свободу | |
---|---|
![]() | |
Истребитель свободы CF-5A канадских вооруженных сил на выставке в Трентоне, Онтарио | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Канадэйр |
Первый полет | 6 мая 1968 г. |
Введение | 5 ноября 1968 г. [ нужна ссылка ] |
Статус | Уволен со службы в Канаде в 1995 году, до сих пор находится на вооружении некоторых стран. |
Основные пользователи | Канадские вооруженные силы (ранее) Королевские ВВС Нидерландов Венесуэльские ВВС Турецкие ВВС |
Количество построенных | 240 |
Разработано на основе | Нортроп F-5 |
Canadair CF-5 (официальное обозначение CF-116 Freedom Fighter ) — это построенный по лицензии канадский истребитель Northrop F-5 Freedom Fighter. Это легкий сверхзвуковой двухмоторный дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе, предназначенный в первую очередь для канадских вооруженных сил (как CF-5) и Королевских ВВС Нидерландов (как NF-5). CF-5 периодически модернизировался на протяжении всего срока службы в Канаде. Хотя канадские вооруженные силы сняли этот самолет с вооружения в 1995 году, он продолжает использоваться другими странами.
CF-5 был заказан Королевскими ВВС Канады , которые вошли в состав канадских вооруженных сил 1 февраля 1968 года. Новые объединенные силы получили первые CF-5 (их почти повсеместно называли CF-5, за исключением в официальной документации [ 1 ] ) в конце 1968 года. Компания Canadair произвела для канадских вооруженных сил 89 одноместных самолетов, 46 двухместных самолетов и 75 одноместных самолетов и 30 двухместных самолетов для Королевских ВВС Нидерландов, всего было произведено 240 самолетов. Двадцать излишков канадских самолетов были проданы Венесуэле. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально разработанный компанией Northrop как недорогой и неприхотливый истребитель, F-5 предназначался для использования военно-воздушными силами, располагавшими ограниченными ресурсами и техническими знаниями. В 1964 году Королевские ВВС Канады , ища замену как обычному ударному истребителю CF-104, так и ядерному ударному перехватчику CF-101 , предложили заключить с Великобританией соглашение о совместном производстве на постройку более 100 F-4 Phantom. II (который Королевский флот стремился приобрести), но он был отклонен как слишком дорогостоящий. [ 5 ] В феврале 1965 года начальник оперативной готовности и будущий CDS генерал-лейтенант Жан Виктор Аллард оценил четыре возможные замены: Northrop F-5 , Grumman A-6 Intrumer , Douglas A-4 Skyhawk и LTV A-7 Corsair II . [ 6 ] В то время как Королевский военно-морской флот Канады хотел использовать A-4 Skyhawk в качестве замены своего палубного McDonnell F2H Banshee , единственным самолетом, который был признан «неподходящим», был F-5, и был рекомендован A-7 Corsair. [ 7 ] Тем не менее, министр обороны Пол Хеллиер «поставил под сомнение озабоченность RCAF истребителями в целом, отверг необходимость и полезность роли ядерного удара в частности» и изменил требования, «гарантируя, что CF-5 будет выбран в качестве нового тактического оружия». и что RCAF должен был принять на вооружение доступный самолет, способный выполнять обычные штурмовые задачи», хотя позже он написал в своей биографии, что F-5 был «не более чем учебно-тренировочным самолетом с пушками». повис на нем». [ 8 ] [ 9 ] В Канаде, где существовала развитая аэрокосмическая промышленность, выбор менее сложного F-5 вызвал разочарование и был «явно непопулярным» среди членов RCAF. [ 10 ] Эскадрильи CF-5, выбранные для выполнения роли тактической поддержки и базирующиеся в Канаде, но передислоцированные в Европу, также были направлены на северный фланг НАТО, чтобы действовать в качестве сил быстрого развертывания. Однако роль CF-5 на протяжении всей службы в RCAF часто менялась, и в конечном итоге миниатюрный истребитель стал служить ударным истребителем , разведывательной платформой и учебно-тренировочным самолетом . [ 3 ]
По сравнению с Northrop F-5, канадский CF-5 претерпел несколько модификаций, делающих его более подходящим для действий на театрах военных действий канадских вооруженных сил. Чтобы устранить жалобы на длинные разбеги, версия Canadair имела двухпозиционное носовое шасси; в сжатом состоянии он действовал как оригинал, а в расширенном (перед взлетом) поднимал нос и тем самым увеличивал угол атаки и увеличивал подъемную силу. Система сократила взлетную дистанцию почти на 20%. Был установлен зонд для дозаправки в воздухе, Orenda производства General Electric J85-15 использовались двигатели с тягой 4300 фунтов силы (19 кН), а также была добавлена более сложная навигационная система. Носовая часть CF-5 также была взаимозаменяема со специально разработанным разведывательным комплексом с четырьмя фотокамерами. За время своего существования он получил множество обновлений авионики и возможностей.
В начале 1967 года был подписан заказ на 105 самолетов для Королевских ВВС Нидерландов: 75 одноместных самолетов для замены Republic F-84 и 30 двухместных самолетов для замены Lockheed T-33 . План использовать несколько одноместных самолетов для фоторазведки взамен истребителей Lockheed F-104G Starfighter так и не был реализован. Первоначально производство F-5 в Европе планировалось компаниями Fokker и SABCA для ВВС Нидерландов и Бельгии, но нерешительность Бельгии привела к тому, что правительство Нидерландов заказало самолет в соответствии с соглашением о разделе продукции с Канадой. [ 11 ] В рамках соглашения о разделе продукции между правительствами Канады и Нидерландов центральные фюзеляжи для всех самолетов, кроме первого 31, были построены компанией Fokker в Нидерландах. [ 12 ]
Первый CF-5 был официально представлен на церемонии на заводе в Картьервилле 6 февраля 1968 года. [ 13 ] Первый NF-5 был выпущен 5 марта 1969 года. [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]
Первоначально 433-я и 434-я эскадрильи были единственными двумя эскадрильями, эксплуатирувшими CF-5. Предполагалось, что на этих самолетах будут летать три эскадрильи, но из-за бюджетных ограничений излишки самолетов были помещены на хранение в CFB North Bay и CFB Trenton , а некоторые позже были проданы другим странам. 434-й эскадрилье было поручено провести тактическую подготовку истребителей для канадского истребителя CF-104 Starfighter , но она была переведена на роль эскадрильи быстрого реагирования, готовой в кратчайшие сроки переброситься в Европу в случае боевых действий. Эскадрилья на короткое время перебралась в CFB Bagotville в составе 433-й эскадрильи, а затем в CFB Chatham . [ 3 ]
Учебную роль взяла на себя 419-я эскадрилья в CFB Cold Lake ; он будет продолжать обеспечивать подготовку реактивных самолетов, иную подготовку по воздушному бою (окрашенную в советских схемах «агрессора») и служить в качестве ведущего учебно-тренировочного истребителя для McDonnell Douglas CF-18 Hornet до выхода на пенсию в 1995 году. Все оставшиеся планеры были сданы на вооружение. на хранение в CFD Mountain View .
Первоначально предполагалось, что CF-5 будет развернут в Европе, но из-за бюджетных ограничений он стал подкреплением быстрого развертывания, которое во время войны будет переброшено в Центральную Европу или позднее в Норвегию. CF-5 много раз отправлялись в Европу по нескольким причинам Во время холодной войны : в 1970 году шесть CF-5A были отправлены в CFB Баден-Зёллинген в Германии, а затем в начале 1971 года вылетели в Норвегию; в 1973 году восемь CF-5A и CF-5R перелетели в Норвегию; в 1974 году четыре самолета CF-5A и CF-5R участвовали в разведывательных учениях НАТО в Леке, Германия; два Canadair CF-5R посетили Леуварден, Нидерланды, в 1974 году; шестнадцать CF-5A полетели в Европу в 1977 году; НАТО « Арктический экспресс» в 1978 году восемь самолетов CF-5A были отправлены в Норвегию для участия в учениях ; в 1980 году восемь CF-5A участвовали в учениях Anorak Express в Норвегии; в 1985 и 1986 годах CF-5A были развернуты на учениях НАТО ( «Brave Lion» ) в Норвегии, и, наконец, последнее развертывание в Европе было в 1987 году, когда четыре CF-5A прибыли в CFB Baden-Soellingen ; В июне 1988 года CF-5A был заменен в силах быстрого развертывания на Макдоннелл Дуглас CF-18 Хорнет . [ 15 ] Кроме того, фоторазведчик CF-5R участвовал в учениях Best Focus в Европе в 1978, 1980 и 1985 годах, а канадский пилот выиграл «Фотодерби» НАТО в 1985 году. [ 15 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Королевские ВВС Нидерландов получили свой первый самолет (двухместный NF-5B) в октябре 1969 года, при этом первой эскадрильей, которая должна была быть сформирована, стала 313-я эскадрилья в Твенте . Первоначальной ролью 313-й эскадрильи было переоборудование для обучения пилотов новому типу. NF-5 будет служить в составе четырех оперативных эскадрилий: 313-й и 315-й эскадрилий в Твенте, 316-й эскадрильи в Гильзе-Риене и 314-й эскадрильи в Эйндховене . Последний NF-5 был поставлен в марте 1972 года.
С 1986 года эскадрильи начали переоснащаться на построенные по лицензии General Dynamics F-16 , а последний NF-5 был снят с эксплуатации в марте 1991 года.
Большая часть излишков самолетов была продана Турции (большая часть - компании Turkish Stars ) и Венесуэле (смесь CF-5A и CF-5D - 18 в 1972 году, 2 новых CF-5D в 1974 году и 7 бывших RNAF NF-5A/B в 1990 году; все служил в Grupo de Caza 12) или оставлялся для поддержки запасных частей. [ 16 ] Дюжина самолетов была передана в дар Греции .
Венесуэла
[ редактировать ]
После реорганизации ВВС Венесуэлы в конце 1960-х годов правительство осознало, что пришло время заменить действующие на тот момент устаревшие самолеты De Havilland Vampires и Venoms , а также последние уцелевшие F-86 Sabre, находившиеся на действительной службе. В 1971 году 54 CF-5A канадской постройки были поставлены на хранение после того, как RCAF не смог принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5A и два CF-5D. В 1972 году, после того как все самолеты были доставлены, F-86, «Веномы» и «Вампиры» были окончательно списаны.
F-5 стал первым военным самолетом в Венесуэле, способным летать на сверхзвуковых скоростях. После юридического спора между Canadair и Northrop еще два CF-5D были построены и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой оперативной базой стала авиабаза имени генерала Рафаэля Урданеты в Маракайбо . После 1974 года флот был передислоцирован на авиабазу Теньенте Висенте Ландаэта Хиль в Баркисимето .
В 1979 году, после нескольких модернизаций оборудования связи, навигации и приближения флота, самолеты были переименованы в VF-5, получив обозначение CF-5A как VF-5A, а CF-5D как VF-5D. Венесуэльские F-5 также могут нести такое вооружение, как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы Mk.82 и M117, а также 70-мм ракетные установки.
В 1991 году, после того как напряженность в отношениях между Колумбией и Венесуэлой едва не привела к конфликту, ВВС начали еще одну программу модернизации F-5 под названием «Proyecto Grifo» (Проект «Грифон»). Некоторые самолеты (VF-5D номер 5681 и VF-5A номер 9124) были отправлены в Сингапур для испытаний, а затем возвращены для модернизации остальных планеров. В том же году небольшой парк из четырех самолетов NF-5B и одного NF-5A был приобретен в Нидерландах для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.
В 1992 году во время попытки государственного переворота против президента Карлоса Андреса Переса управляемого повстанцами OV-10 Bronco 3 F-5 были потеряны в результате бомбардировки авиабазы Баркисимето . Неудавшийся переворот отложил программу модернизации на год, и наконец она была завершена в 1993 году. Парк был оснащен инерциальными лазерными навигационными системами (аналогичными тем, что есть на венесуэльских F-16), устройствами IFF, HUD, зондами-дозаправщиками и модернизированными двигателями с расчетным сроком службы. от 22 лет.
В 2002 году оставшиеся F-5 подверглись небольшой модернизации. Парк оставался в рабочем состоянии до 2010 года, когда в качестве замены им была поставлена партия Hongdu JL-8 . К концу 2010 года стало известно, что как минимум один VF-5D находится в летном состоянии; неизвестно, находятся ли еще самолеты в рабочем состоянии.
Всего с 1972 по 2002 год было потеряно 9 венесуэльских F-5. [ 17 ] [ 18 ]
Варианты
[ редактировать ]- CF-5A : вариант одноместного истребителя для канадских вооруженных сил , обозначение CF-116A . построено 89. 13 проданы в Ботсвану и 16 проданы в Венесуэлу.
- CF-5A(R) : одноместный разведывательный вариант для канадских вооруженных сил . 50 сменных носиков для камер, предназначенных для замены носовой части двойной 20-мм пушки CF-5A на с четырьмя 70-мм пушками Vinten носовую часть . Предварительное обозначение канадских вооруженных сил CF-116A(R) . [ 3 ]
- CF-5D : двухместный учебный вариант для канадских вооруженных сил, CF-116D . построено 46. 5 продано в Ботсвану и 4 — в Венесуэлу.
- NF-5A : вариант одноместного истребителя для Королевских ВВС Нидерландов . построено 75. 1 продан Венесуэле и 10 переданы в дар Греции.
- NF-5B : двухместный учебный вариант для Королевских ВВС Нидерландов. 30 построено. 6 продано Венесуэле и 2 переданы в дар Греции.
- VF-5A : версия одноместного истребителя, проданная ВВС Венесуэлы .
- VF-5D : двухместный учебный вариант, проданный ВВС Венесуэлы.
Операторы
[ редактировать ]




- ВВС Ботсваны [ 3 ]
- Всего в 1996 и 2000 годах поставлено 18 бывших канадских истребителей; (13 CF-5A и 5 CF-5D). Все они приписаны к эскадрилье Z28 и дислоцированы на авиабазе Мапарангване . [ 19 ] По состоянию на 2021 год 11 CF-5A и 4 CF-5D все еще использовались. [ 20 ]
- Турецкие ВВС
- По состоянию на 2021 год на вооружении находились 19 истребителей NF-5A/B 2000 Freedom Fighter, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и летали в составе 133-й пилотажной эскадрильи Turkish Stars . [ 21 ]
- Тактическая воздушная поддержка, Inc.
- В 2013 году компания пополнила свой парк четырьмя истребителями Canadair CF-5D Freedom Fighter и запасными частями F-5 на 20 лет. [ 22 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Воздушное командование канадских вооруженных сил
- Испытательное учреждение аэрокосмической техники [ 3 ]
- 8 самолетов CF-5D переданы в состав AETE с 1968 по 1996 год.
- Продажа 28 бывших в употреблении канадских CF-5, предложенных Греции за 75 миллионов долларов в 2001 году, оказалась неудачной, самолеты использовались для обучения авионике, а запасные части были списаны. [ 23 ]
- Греческие ВВС
- 12 NF-5 (10 NF-5A, один NF-5B и один NF-5B на запчасти) были переданы Нидерландами Греции в 1991 году для использования в составе 349-й эскадрильи «Кронос». Они были отозваны в 2001 году. [ 24 ]
- Королевские ВВС Нидерландов [ 3 ] 105 NF-5 (75 одноместных и 30 двухместных) были приняты на вооружение в период с 1969 по 1972 год, списаны в 1991 году. [ нужна ссылка ]
- 313-я эскадрилья; Авиабаза Твенте (переведена на F-16 в 1987 г.)
- 314-я эскадрилья; Авиабаза Эйндховен (переведена на F-16 в 1990 г.)
- 315-я эскадрилья, Оперативное преобразование (OCU); Авиабаза Твенте (переведена на F-16 в 1986 г.)
- Нет. 316-я эскадрилья; Авиабаза Гильзе-Риен (переведена на F-16 в 1991 г.)
- Отряд полевой технической подготовки НФ-5 (1971–1984); Авиабаза Твенте
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Музей наследия ВВС и авиапарк , Виннипег, Манитоба [ 26 ]
- Музей авиации Атлантической Канады [ 27 ]
- Канадский музей авиации и космонавтики , Оттава, Онтарио [ 28 ]
- Канадский военный музей Оттава , Онтарио – разведывательная версия [ 29 ]
- Музей наследия канадских военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио [ 30 ]
- Музей ВВС Колд-Лейк [ 31 ]
- CFB Cold Lake — CF-5A «116736», установленный на столбе возле входа на базу. [ 32 ]
- Министерство оборонных исследований и разработок Канады - Торонто (DRDC) (установлен на Шеппард-авеню Вест), Торонто, Онтарио [ 33 ]
- Камлупс аэропорт [ 34 ]
- Мемориальный военный музей в Кэмпбеллфорде, Онтарио (серийный номер 116730). [ 35 ] [ 36 ]
- Национальный музей ВВС Канады , Трентон, Онтарио [ 37 ]
- Музей Рейнольдса-Альберты , Ветаскивин, Альберта [ 38 ]
- Военные музеи Калгари, Альберта [ 39 ]
- Аэропорт Торонто/Маркхэм 2 расположен в Маркхэме, Онтарио. [ 40 ]
Европа
[ редактировать ]- NF-5A «К-3003» на выставке на авиабазе Гильзе-Риен , Нидерланды. [ 41 ]
- NF-5A «К-3020» на выставке в Национальном военном музее , бывшая авиабаза Состерберг , Нидерланды. [ 42 ]
- NF-5A «К-3068» на выставке на авиабазе Эйндховен , Нидерланды. [ 43 ]
- NF-5B «К-4011» на хранении в Национальном военном музее , бывшая авиабаза Состерберг , Нидерланды. [ 44 ]
- NF-5B «К-4012» в качестве учебного планера в Делционском колледже Зволле , Нидерланды. [ 45 ]
Технические характеристики (CF-116)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: один-два
- Длина: 47 футов 2 дюйма (14,38 м)
- Размах крыльев: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
- Высота: 13 футов 2 дюйма (4,01 м)
- Площадь крыла: 186 кв. футов (17,28 м 2 )
- Пустой вес: 8681 фунт (3938 кг)
- Максимальный взлетный вес: 20 390 фунтов (9 249 кг)
- Силовая установка: 2 GE J85-15 производства Orenda турбореактивных двигателя , тяга 2925 фунтов силы (13,01 кН) каждый всухую, 4300 фунтов силы (19 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 978 миль в час (1575 км/ч, 850 узлов) [ 46 ]
- Максимальная скорость: 1,3 Маха.
- Диапазон: 875 миль (1400 км, 760 миль)
- Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 34 400 футов/мин (175 м/с).
Вооружение
- Орудия: 2 20-мм (0,787 дюйма) пушки Pontiac M39A2 в носовой части, 280 патронов на орудие.
- Узлы подвески: 5 грузоподъемностью 7000 фунтов (3200 кг), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 2 CRV7. ракетные блоки
или 2 ракетные блоки ЛАУ-10 с 4 ракетами Зуни калибра 127 мм каждая
или 2 ракетные блоки «Матра» по 18 СНЭБ калибра 68 мм в каждой. ракет - Бомбы: различные боеприпасы класса «воздух-земля», такие как Mark 80 серия неуправляемых железных бомб (включая учебные бомбы массой 3 и 14 кг), американские кассетные бомбы CBU-24 /49/52/58 и британские BL755 кассетные бомбы , Бомба М129 Листовка
- Другое: сбрасываемые баки для увеличенной дальности полета.
- Ракеты: 2 CRV7. ракетные блоки
- Ракеты: 2 AIM-9 Sidewinder. ракеты класса «воздух-воздух»
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вооруженные силы Канады (5 марта 2010 г.). «Исторический самолет» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ CF-5 с Венесуэлой
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аэровар (2012). «Канадэр CF-116 CF-5» . canadianwings.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Вооруженные силы Канады (6 апреля 2004 г.). «Канадский истребитель свободы CF-5» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ↑ Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСТРЕБИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.66
- ^ Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСПРАВИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.68
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Пол Хеллиер, К черту торпеды: моя борьба за объединение вооруженных сил Канады, (Торонто: McClelland & Stewart, 1990), стр. 131.
- ↑ Майор Рэй Стоуффер, ВЫБОР ВВС ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ RCAF: ПОЛ ХЕЛЛИЕР И ВЫБОР ИСПРАВИТЕЛЯ СВОБОДИ CF-5 , Canadian Military Journal, осень 2006 г., стр.63
- ^ «Канадские F-5 для RNAF» . Рейс Интернешнл . 91 (3022): 223. 9 февраля 1967 г.
- ^ «Канадское производство CF-5» . Рейс Интернешнл . 94 (3113): 759. 7 ноября 1968 г.
- ^ «Оборона» . Рейс Интернешнл . 93 (3076): 280. 22 февраля 1968 г.
- ^ «Подпись к фотографии» . Рейс Интернешнл . 95 (3133). Илифф: 459. 20 марта 1969 г.
- ^ Jump up to: а б Канадский профиль Canadair CF-5 (Самолет № 4), автор Боб Макинтайр, SMS Publishing, Оттава, 1985 г. ( ISBN 0-920375-02-2 ), стр. 34-43, 47.
- ^ «CF-5 с Венесуэлой» . www.joebaugher.com .
- ^ Jump up to: а б «Легкий истребитель-бомбардировщик VF-5 в ВВС Венесуэлы — ФАВ-Клуб» . 19 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-modern-air-force
- ^ «Силы обороны Ботсваны» . Scramble.nl. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ Всемирный каталог самолетов, 2022 г. (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021 г.), стр. 14.
- ^ Всемирный каталог самолетов, 2022 г. (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021 г.), стр. 31.
- ^ Галоп, Джерри (5 марта 2013 г.). «Запуск предприятия по продаже запчастей Ф-5» . Тактическая воздушная поддержка Inc. Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Оттава, (22 апреля 2006 г.). «Заставляет сдать в утиль детали для самолетов на сумму 200 миллионов долларов» . Канада.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ «Исторический самолет ВВС Греции» . Официальный сайт ХАФ . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ https://www.key.aero/article/insight-venezuelas-modern-air-force
- ^ Голдсборо, Гордон. «Исторические места Манитобы: Музей наследия ВВС и авиапарк (Air Force Way, Виннипег)» . www.mhs.mb.ca. Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Музей авиации Атлантической Канады. «Канадэйр (Нортроп) CF-5 Freedom Fighter» . Atlanticcanadaaviationmuseum.com . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ Канадский музей авиации и космонавтики (nd). «Канадэр CF-116 (CF-5А)» . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 14 октября 2012 г.
- ↑ Канадский военный музей , Где люди и история оживают. Архивировано 13 августа 2013 года в Wayback Machine , датировано 2003-4 годом, получено 10 августа 2013 года.
- ^ Канадский музей наследия военных самолетов. "Старинный истребитель Northrop CF-5A Freedom Fighter" . Warplane.com . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Музей Холодного озера – F5» . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Обломки и реликвии онлайн — обломки или реликвии самолета в Колд-Лейк, Альберта, Канада» .
- ^ Кентер, Питер (2012). «Стальной ключ от памятника истребителю CF-5 на оборонном объекте Торонто» . Ежедневные коммерческие новости . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года.
- ^ Бойко, Стив. «На посеребренных смехом крыльях». Flickr , 12 ноября 2012 г.
- ^ Мемориальный военный музей
- ^ Мемориальный военный музей АВРОЛАНД - Кэмпбеллфорд
- ^ «Самолеты – Национальный музей ВВС Канады» . Airforcemuseum.ca . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Военные музеи (2020). «ЦФ-5» . themilitarymuseums.ca . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Хеннигер. «Особенность: Канадский музей авиации, суши и моря». .webshots.com, август 2005 г. Дата обращения: 27 января 2010 г.
- ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
- ^ Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Королевских ВВС.
- ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
- ^ «Истребитель-бомбардировщик/учебно-бомбардировщик Northrop NF-5B 'Freedom Fighter' с регистрационным номером K-4011 (на голландском языке)» .
- ^ «Spottingmode.com Обломки и реликвии» .
- ^ "Канадский истребитель свободы CF-5 (Нортроп)". ednet.ns.ca. Проверено: 23 июля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Макинтайр, Боб. Canadair CF-5 (Канадский профиль: Самолет № 4) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN 0-920375-02-2 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Стачив, Энтони Л. Canadair CF-5 Freedom Fighter (канадский служебный самолет № 1). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing, 2003. ISBN 1-55125-073-X .
- Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Нидерландах . Алкмаар, Нидерланды: Уитгеверий Де Алк, 1992. ISBN 90-6013-518-0 .
- Ван Гент, CJ Northrop NF-5: История NF-5 в Королевских ВВС Нидерландов . Одорн, Нидерланды: Уитгеверий Ланаста, 2020. ISBN 978-90-8616-179-9 .
- Ван Гент CJ «Звездный истребитель: История истребителя в Нидерландах» . Маарссен, Нидерланды: Уитгеверий Джероми, 2012. ISBN 9789081893619 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- CF-5 (CF-116) Freedom Fighter - Музей авиации Атлантической Канады