Jump to content

McDonnell Douglas AV-8B Harrier II

(Перенаправлен с Boeing AV-8B Harrier II )

AV-8B Harrier II
Вид порта серых реактивных самолетов, парящих с вытянутыми шасси. Две выхлопные форсунки двигателя с каждой стороны и направлены вниз.
Итальянский AV-8B плюс парящий
Роль V/ stol
Национальное происхождение Соединенные Штаты / Великобритания
Производитель McDonnell Douglas / British Aerospace
Boeing / Bae Systems
Первый полет Perplet: 9 ноября 1978 г. [ 1 ]
AV-8B: 5 ноября 1981 г. [ 2 ]
Введение Январь 1985 [ 2 ]
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Корпус морской пехоты США
Итальянский флот
Испанский флот
Производится 1981–2003 [ 3 ]
Номер построен AV-8B: 337 (исключая YAV-8B) [ N 1 ]
Разработан из Хоукер Сиддей Харриер
Варианты Британский аэрокосмический Harrier II

McDonnell Douglas (ныне Boeing ) AV-8B Harrier II -это одномоторный самолет наземной атаки , который составляет второе поколение семьи Харриера , способное к вертикальному или короткому взлету и посадке (V/STOL). Самолет в основном используется на легкой атаке или многоуровневых миссиях, начиная от близкой авиационной поддержки наземных войск до вооруженной разведки . AV-8B используется Корпусом морской пехоты США (USMC), испанским флотом и итальянским флотом . Вариант AV-8B, британской аэрокосмической Harrier II , был разработан для британских военных, в то время как другой, TAV-8B, является специальным двухместным тренером .

Проект, который в конечном итоге привел к созданию AV-8B, начался в начале 1970-х годов в качестве совместной работы между Соединенными Штатами и Великобританией, направленным на решение оперативных недостатков первого поколения Сиддели Харриера . Ранние усилия были сосредоточены на более крупном, более мощном двигателе Pegasus, чтобы значительно улучшить возможности Harrier. Из-за бюджетных ограничений Великобритания отказалась от проекта в 1975 году. После ухода Великобритании Макдоннелл Дуглас широко перепроектировал более ранний AV-8A Harrier для создания AV-8B. Сохраняя общую компоновку своего предшественника, самолет включает в себя новое, более крупное композитное крыло с дополнительной жесткой точкой с каждой стороны, повышенной кабиной , модернизированным фюзеляжем и другими структурными и аэродинамическими усовершенствованиями. Самолет оснащен модернизированной версией Pegasus. AV-8B совершил свой первый полет в ноябре 1981 года и поступил на службу в USMC в январе 1985 года. Позднее обновления добавили ночную атаку и радар, что привело к версиям AV-8B (NA) и AV-8B Harrier II Plus, в версиях, соответственно. Расширенная версия под названием Harrier III также была изучена, но не преследовала. Великобритания, через Британская аэрокосмическая промышленность , воссоединившись с улучшенным проектом Harrier в качестве партнера в 1981 году, что дало ему значительную работу в проекте. После корпоративных слияний в 1990 -х годах Boeing и BAE Systems совместно поддержали программу. Приблизительно 340 самолетов были произведены в 22-летней производственной программе, которая закончилась в 2003 году.

Обычно управляемые из малых авианосцев , больших амфибийных штурмовых кораблей и простых направленных операционных баз , AV-8BS участвовали в многочисленных военных и гуманитарных операциях , доказывая себя универсальными активами. армии США Генерал Норман Шварцкопф назвал USMC Harrier II одним из нескольких важных оружия в войне в Персидском заливе . Он также послужил в операции в сфере свободы в Афганистане, войне в Ираке и последующей войне в Ираке , а также операции «Одиссея рассвет в Ливии» в 2011 году. Итальянский и испанский Harrier IIS приняли участие в зарубежных конфликтах совместно с НАТО коалициями . В ходе своей истории обслуживания AV-8B имел высокий уровень несчастных случаев, связанный с процентом времени, проведенного на критических этапах взлета и посадки. USMC и итальянский флот AV-8BS заменяются Lockheed Martin F-35B Lightning II , причем первые ожидают управления своими Harriers до 2025 года.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В конце 1960-х и начале 1970-х годов Харриеры первого поколения вошли в службу в Королевских ВВС (RAF) и USMC, но были инвалидом в диапазоне и полезной нагрузке . Короче говоря, конфигурация взлета и посадки, AV-8A (американское обозначение для Harrier) несло менее половины 4000 фунтов (1800 кг) полезной нагрузки меньшего Skyhawk A-4 , более ограниченного радиуса. [ 6 ] Чтобы решить эту проблему, Хоукер Сиддели и Макдоннелл Дуглас начали совместную разработку более способной версии Harrier в 1973 году. Ранние усилия, сконцентрированные на улучшенном двигателе Pegasus, обозначенный Pegasus 15, который проверялся Бристолем Сиддели . [ 7 ] Несмотря на более мощный, диаметр двигателя был слишком велик на 2,75 дюйма (70 мм), чтобы легко вписаться в Harrier. [ 8 ]

В декабре 1973 года совместная американская и британская команда завершила проектный документ, определяющий продвинутый Harrier, основанный на двигателе Pegasus 15. Advanced Harrier был предназначен для замены оригинальных RAF и USMC Harriers, а также A-4 Skyhawk's USMC. [ 8 ] [ 9 ] Цель Advanced Harrier состояла в том, чтобы удвоить полезную нагрузку и диапазон AV-8 и поэтому была неофициально названа AV-16. Британское правительство вышло из проекта в марте 1975 года из-за снижения финансирования обороны, роста затрат и недостаточного требования RAF. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] С затратами на разработку, по оценкам, составит около 180–200 миллионов фунтов стерлингов (британские фунты 1974 года), [ 11 ] Соединенные Штаты не хотели финансировать развитие само по себе и прекратили проект в том же году. [ 12 ]

Несмотря на прекращение проекта, обе компании продолжали идти по -разному в сторону расширенного Харриера. Hawker Siddeley сосредоточился на новом более крупном крыле, которое можно было бы модифицировать для существующих операционных самолетов, в то время как Макдоннелл Дуглас независимо преследовал менее амбициозные, хотя и все еще дорогие, проектные, удовлетворяющие потребности американских военных. Используя знания, полученные из усилий AV-16, хотя отбрасывая некоторые предметы-такие как более крупный двигатель Pegasus-McDonnell Douglas сохранил базовую структуру и двигатель для самолета, адаптированных для USMC. [ 7 ] [ 13 ]

Проектирование и тестирование

[ редактировать ]

Поскольку USMC хотел, чтобы значительно улучшил Harrier без разработки нового двигателя, план разработки Harrier II был уполномочен Министерством обороны США (DOD) в 1976 году. [ 14 ] [ 15 ] Военно -морской флот Соединенных Штатов (USN), который традиционно приобретал военные самолеты для USMC, настаивал на том, чтобы новый дизайн был проверен с помощью летных испытаний. [ 16 ] McDonnell Douglas модифицировал два Av-8as с новыми крыльями, пересмотренные потребления, переработанные выхлопные форсунки и другие аэродинамические изменения; Модифицированный форвардный фюзеляж и кабина, найденная на всех последующих самолетах, не были включены в эти прототипы. [ 17 ] [ 18 ] Обозначенный YAV-8B, первый переоборудованный самолет пролетел 9 ноября 1978 года. Самолет выполнил три вертикальных взлета и в течение семи минут парил в Ламберте. Международный аэропорт Луи . [ 19 ] Второй самолет последовал 19 февраля 1979 года, но потерпел крах в ноябре из -за пламени двигателя ; Пилот выбросил безопасно. [ 18 ] [ 20 ] Летные испытания этих модифицированных AV-8 продолжались в 1979 году. [ 14 ] Результаты показали больше, чем ожидалось , затрудняя максимальную скорость самолета. Дальнейшие усовершенствования аэродинамического профиля принесли небольшое улучшение. [ 18 ] Положительные результаты испытаний в других областях, включая полезную нагрузку, диапазон и V/Stol, привели к заключению контракта на разработку в 1979 году. В договоре первоначально было закупки 12 самолетов, за которым следует еще 324. [ 2 ] [ 21 ]

Three-quarter black and white view of a jet aircraft undergoing construction
YAV-8B подвергается преобразованию из AV-8A, и поэтому не включает в себя поднятую кабину, найденную на AV-8BS.

В период с 1978 по 1980 год DOD и USN неоднократно пытались прекратить программу AV-8B. Ранее был конфликт между USMC и USN по поводу бюджетных вопросов. В то время USN хотела закупить A-18 за свои силы наземной атаки и, чтобы сократить расходы, дал давление на USMC, чтобы принять аналогично разработанного истребителя F-18 вместо AV-8B, чтобы выполнить роль близкого воздуха ( Оба конструкции были в конечном итоге объединены для создания мультирола F/A-18 Hornet ). [ 22 ] Несмотря на эти бюрократические препятствия, в 1981 году DOD включал Harrier II в свой годовой бюджет и пятилетний план обороны. USN отказался участвовать в закупках, сославшись на ограниченный диапазон и полезную нагрузку по сравнению с обычным самолетом. [ 23 ]

В августе 1981 года программа получила повышение, когда британская аэрокосмическая промышленность (BAE) и Макдоннелл Дуглас подписали меморандум о понимании , отмечая повторное вступление Великобритании в программу. [ 7 ] Британское правительство было соблазнено более низкой стоимостью приобретения Harriers, обещанных крупным производственным пробежком, и тем фактом, что США затрагивали расходы на развитие. [ 24 ] Согласно соглашению, BAE был переведен на должность субподрядчика, а не статус полного партнера, который был бы так, если бы Великобритания не покинула программу. Следовательно, компания получила в часах человека 40% от работы с планером. [ 7 ] Производство самолетов проходило на учреждениях McDonnell Douglas в пригороде Сент -Луиса , штат Миссури , и производства Bae на его Kingston и Dunsfold объектах в Суррее , Англия. [ 25 ] Между тем, 75% -ная работа для двигателя отправилась в Rolls-Royce , который поглотил Бристоль Сиддей, а оставшиеся 25% были назначены Pratt & Whitney . [ 7 ] Две компании планировали производство 400 Harrier IIS, а USMC ожидал, что он закупит 336 самолетов и RAF для закупок 60. [ 26 ] [ 27 ]

Были построены четыре полномасштабные самолеты разработки (FSD). Первый из них, используемый в основном для тестирования производительности и качеств управления, совершил свой первый полет 5 ноября 1981 года. [ 28 ] Второй и третий самолет FSD, который вводил передовые растяжения корней крыла и пересмотренные потребления двигателя, впервые пролетел в апреле следующего года; Четвертое последовало в январе 1984 года. [ 2 ] Первая производственная AV-8B была доставлена ​​в эскадрилью Training Marine Attack 203 (VMAT-203) на аэродроме Морской пехоты Черри-Пойнт 12 декабря 1983 года, [ 29 ] и официально передал через месяц. [ 30 ] Последняя из первоначальной партии из 12 была доставлена ​​в январе 1985 года на фронт-линии морской атаки 331 . [ 2 ] [ 31 ] Эти самолеты имели двигатели F402-RR-404A с 21 450 фунтов (95,4 кН) тяги; Самолеты с 1990 года получили модернизированные двигатели. [ 2 ]

Обновления

[ редактировать ]
Duration: 30 seconds.
USMC AV-8B Harrier II, демонстрирующий свои возможности наклонения

Во время первоначального курса конверсии пилота стало очевидно, что AV-8B демонстрировали характеристики полета, отличные от AV-8A. Эти различия, а также цифровая кабина, установленная вместо аналоговой кабины TAV-8A, потребовало дополнительного обучения пилотов. [ 32 ] В 1984 году финансирование для восьми AV-8BS было направлено на разработку двухместного тренера TAV-8B. Первый из 28 TAV-8BS в конечном итоге закупился 21 октября 1986 года. [ 32 ] [ 33 ] [ N 2 ] Этот самолет был доставлен в VMAT-203 24 июля 1987 года; [ 32 ] [ 34 ] TAV-8B также был заказан Италией и Испанией. [ 33 ]

Благодаря экспортному интересу в Бразилии, Японии и Италии, служащим источником поощрения для продолжения развития Harrier II, Макдоннелл Дуглас начал работу над вариантом ночной атаки в 1985 году. [ 35 ] С добавлением инфракрасного датчика и улучшений интерфейса кабины, [ 36 ] 87-й производственный одноместный AV-8B стал первым Harrier II, который был модифицирован для ночных атак, оставив производственную линию McDonnell Douglas в июне 1987 года. Летные испытания оказались успешными, а возможность ночной атаки была подтверждена. Первый из 66 AV-8B (NA) S был доставлен в USMC в сентябре 1989 года. Эквивалентная версия AV-8B (NA) также служила с RAF под обозначением GR7; Ранее самолеты GR5 были впоследствии обновлены до стандартов GR7. [ 37 ] [ 38 ]

В июне 1987 года в качестве частного предприятия BAE, McDonnell Douglas и Smiths Industries согласились на разработку того, что должно было стать AV-8B Plus с добавлением радара и повышенной совместимости ракет. Соглашение было одобрено USMC, и, после долгих рассмотрений, испанские и итальянские флоты разработали совместное требование для флота бортовых борьбы с воздушным управлением. [ 39 ] Соединенные Штаты, Испания и Италия подписали меморандум о взаимопонимании в сентябре 1990 года для определения обязанностей трех стран и создания совместного программного офиса для управления программой. 30 ноября 1990 года USN, выступая в качестве агента для трех стран -участвующих стран, заключил Макдоннелла Дугласа контракт на разработку улучшенного Harrier. [ 40 ] За этой премией последовал заказ USMC в декабре 1990 года на 30 новых самолетов и 72 восстановления из более старых самолетов. [ 41 ] Италия заказала 16 Harrier II Plus и два самолета TAV-8B с двумя сиденьями, в то время как Испания подписала контракт на восемь самолетов. [ 42 ] Производство AV-8B Harrier II Plus было проведено, в дополнение к заводу Макдоннелла Дугласа, на Севилье заводе CASA в , Испании и Alenia Aeronautica объекте в Турине , Италия. Великобритания также участвовала в программе путем производства компонентов для AV-8B. [ 42 ]

Starboard view of gray jet aircraft in-flight against a blue sky
Испанский флот AV-8B Plus в полете. В носу находится Hughes APG-65 радар .

Производство было уполномочено 3 июня 1992 года. Девы прототипа проходил 22 сентября, что ознаменовало начало успешной программы тестирования полета. [ 42 ] Первый производственный самолет совершил свой первоначальный рейс 17 марта 1993 года. [ 43 ] Поставки новых самолетов состоялись с апреля 1993 года по 1995 год. [ 44 ] В то же время, план по восстановлению существующих AV-8BS к стандарту плюс продолжался. 11 марта 1994 года Совет по приобретению обороны утвердил программу, [ 45 ] Первоначально включал 70 самолетов, с четырьмя преобразованными в 1994 финансовом году . [ 46 ] Программа планировала использовать новые и отремонтированные компоненты для восстановления самолетов по более низкой цене, чем производство новых. [ 46 ] Преобразование началось в апреле 1994 года, и первый самолет был доставлен в USMC в январе 1996 года. [ 47 ]

Конец производства и дальнейшие улучшения

[ редактировать ]

США В марте 1996 года Генеральное бухгалтерское управление (GAO) заявило, что было бы дешевле покупать самолеты Harrier II Plus, чем восстановить существующие AV-8BS. По оценкам USN, стоимость восстановления каждого самолета составляет 23–30 млн. Долл. США, вместо 30 млн. Долл. США для каждого нового самолета, в то время как GAO оценил стоимость за новый самолет в размере 24 миллионов долларов. [ 47 ] Тем не менее, программа продолжалась, и в 2003 году 72-й и последний AV-8B был восстановлен для USMC. [ 41 ] [ N 3 ] Испания также участвовала в программе, в декабре 2003 года была доставлена ​​его последнего отремонтированного самолета, что ознаменовало конец производства AV-8B; Последний новый AV-8B был доставлен в 1997 году. [ 45 ] [ 49 ]

В 1990 -х годах Boeing и Bae Systems приняли управление семейством Харриера после корпоративных слияний, которые приобрели Boeing McDonnell Douglas и Bae приобретать электронные системы Marconi для формирования систем BAE. В период с 1969 по 2003 год было доставлено 824 Harriers из всех моделей. [ 49 ] В 2001 году Flight International сообщил, что Тайвань может удовлетворить свои требования для самолета V/Stol, приобретая AV-8BS, оснащенный радаром F-16 Fightcy Falcon APG -66 . Тайваньская покупка позволила бы производственной линии оставаться открытой после 2005 года. [ 50 ] Несмотря на возможность аренды AV-8BS, [ 51 ] Интерес к самолету ослабевался, когда страна переключилась на намерения закупить F-35 и модернизировать свой флот F-16. [ 52 ] [ 53 ]

Несмотря на то, что в 1990 году McDonnell Douglas и British Aeroscace и British Aeroscace и British Aeroscace и British Aeroscace начали обсуждения на промежуточном самолете между AV-8B и следующим поколением самолетов V/Stol. многие из структур, используемых на морском Harrier и AV-8B. Harrier III представил бы «эволюционный подход, чтобы получить максимальную отдачу от существующего самолета», так как будут использоваться [ 54 ] Крыло и коробка кручения должны были быть увеличены, чтобы вместить дополнительное топливо и жесткие точки, чтобы улучшить выносливость самолета. Из -за увеличения размера крыло было бы складывалось . Чтобы достичь более тяжелого веса самолета, ожидается, что Rolls-Royce спроектировал бы вариант двигателя Pegasus, который произвел бы 4000 фунтов (18 кН) больше тяги, чем последний производственный вариант в то время. Harrier III несет такое оружие, как AIM-120 Amraam и AIM-132 ракет Asraam. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Boeing и Bae Systems продолжали изучать дизайн до начала 2000 -х годов, когда проект был заброшен. [ 57 ]

В 2013 году USMC изучал потенциальные усовершенствования, чтобы поддерживать AV-8B Harrier IIS актуальным до настоящего времени до его запланированного выхода на пенсию, такой как система репликации, установленная на шлеме. Также предсказано, что может пройти дополнительная работа над радарами и датчиками самолета. Флот USMC Harrier II должен был оставаться на службе до 2030 года из-за задержек с F-35B и того факта, что у Harriers осталось больше сроков обслуживания , чем Horets USMC F/A-18. [ 58 ] Тем не менее, к 2014 году USMC решил уйти в отставку AV-8B раньше, потому что изменение заказа на переход Harrier II и флота Хорнета на Lightning II сэкономит 1 миллиард долларов (~ 1,27 миллиарда долларов в 2023 году). F-35B начал заменять AV-8B в 2016 году, а AV-8B, как ожидается, продолжит обслуживание до 2025 года. Между тем, AV-8B должен получить обновленные меры защиты, обновленную возможность считывания данных и датчики нацеливания, а также улучшенные ракеты и ракеты, среди других улучшений. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]

Bottom view of jet aircraft showing its many under-wing pylons for weapons carriage. Two fences run along the length of the underside of the fuselage.
Нижняя сторона AV-8B Harrier II

AV-8B Harrier II-это дозвуковая атака самолета из металла и композитной конструкции, которая сохраняет основную планировку Hawker Siddeley Harrier, с горизонтальными стабилизаторами и крыльями, установленными на плече с видными анеджерами (вниз по склону). Самолет оснащен одним Pegasus Pegasus Rolls-Royce турбовентиром , который имеет два потребления и четыре синхронизированных векторируемых сопел, близких к ее турбине. Две из этих сопла расположены недалеко от переднего, холодного конца двигателя, а два находятся рядом с задней частью, горячим концом двигателя. Это расположение контрастирует с большинством самолетов с фиксированным крылом, которые имеют сопели двигателя только сзади. У Harrier II также есть меньшие форсунки, контролируемые клапанами в носу, хвосте и крылах, чтобы обеспечить контроль при низкой скорости воздушной скорости. [ 63 ]

AV-8B оснащен одной центральной линией фюзеляжа и шестью жесткими точками крыла (по сравнению с четырьмя жесткими точками крыла на оригинальном Harrier), [ 64 ] Наряду с двумя станциями фюзеляжа для 25 - мм пушки и пакет боеприпасов. [ 65 ] [ 66 ] Эти жесткие точки дают ему возможность перевозить в общей сложности 9 200 фунтов (4200 кг) оружия, включая ракеты с воздухом-воздушным , воздуха и анти-корабли , а также не управляемые и управляемые бомбы . [ 49 ] [ 67 ] Внутренняя мощность топлива самолета составляет 7500 фунтов (3400 кг), что на 50% больше по сравнению с его предшественником. , совместимых с жесткой точкой Емкость топлива может быть переносится в внешних резервуарах , которые придают самолету максимальный диапазон паром 2100 миль (3300 км) и радиус боевого радиуса 300 миль (556 км). [ 49 ] [ 67 ] AV-8B также может получать дополнительное топливо с помощью воздушной заправки, используя систему зонда и-дрейга. Британский аэрокосмический Harrier II, вариант, адаптированный для RAF, использует разные авионики и имеет один дополнительный ракетный пилон на каждом крыле. [ 68 ]

Harrier II сохраняет тандемную компоновку шасси в первом поколении Harriers, хотя каждая снаряжения нога шасси- была перемещена с поединка крыла в середину раздачи для более плотного радиуса поворота при такси . [ 69 ] Потребление двигателя больше, чем потребление Harrier первого поколения, и имеет пересмотренный вход. На нижней стороне фюзеляжа Макдоннелл Дуглас добавил устройства для подъема подъема, которые захватывают отраженный выхлоп двигателя приблизиться к земле, что дает эквивалент до 1200 фунтов (544 кг) дополнительного подъема. [ 69 ] [ 70 ]

Технологические достижения, включенные в Harrier II, по сравнению с оригинальным Harrier, значительно снижая рабочую нагрузку на пилоте. Суперкритичный крылом принцип управления практическим и палкой (HOTAS) и повышенная инженерная боковая стабильность облегчают летать самолет. [ 71 ] [ 72 ] Эд Харпер, генеральный директор по программе разработки McDonnell Douglas Harrier II, суммирует: «AV-8B очень похож на оригинального Harrier, и он использует те же основные основы. Он просто использует их намного лучше». [ 73 ] Большой катодной трубкой многоцелевой дисплей с , взятый из F/A-18, составляет большую часть приборной панели в кабине. Он имеет широкий спектр функций, в том числе информация о предупреждении о радаре и контрольный список доставки оружия. [ 67 ] Пилоты сидят на выбросах EUCK/Stencel 10B с нулевым выбросом , что означает, что они могут выбросить с стационарного самолета на нулевой высоте. [ 74 ] [ 75 ]

Для AV-8B МакДоннелл Дуглас переименовал весь планер Harrier, включив многочисленные структурные и аэродинамические изменения. Чтобы улучшить видимость и лучше приспособить экипаж и оборудование для авионики, Макдоннелл Дуглас поднял кабину на 10,5 на (27 см) и перепроектировал навес. Это улучшило вперед (17 ° вниз), сторону (60 °) и задней видимости. [ 76 ] [ 77 ] Передняя фюзеляж состоит из формованной кожи с ядром на основе эпоксидной смолы, зажатой между двумя листами из углеродного волокна. [ 77 ] Чтобы компенсировать изменения в переднем фюзеляже, задний фюзеляж был расширен на 18 дюймов (46 см), и использовался более высокий вертикальный стабилизатор морского гарриера. [ 77 ] Хвостовая сборка состоит из композитов, чтобы уменьшить вес. [ 76 ]

Возможно, самым тщательным редизайном был крыла, целью соответствия производительности отмененного AV-16 при сохранении двигателя Pegasus AV-8A. [ 78 ] Инженеры разработали новое, цельное суперкритическое крыло, которое улучшает круизные характеристики , задерживая рост сопротивления и увеличивая соотношение подъема к драге. [ 78 ] Изготовленное из композитов, крыло толще и имеет более длинный пролет, чем у AV-8A. По сравнению с крылом AV-8A, оно имеет более высокое соотношение сторон , уменьшение развертки (с 40 ° до 37 °), а область увеличилась с 200 кв. Футов (18,6 м. 2 ) до 230 кв. Футов (21,4 м 2 ) Крыло имеет высокую конфигурацию, используя закрылки , которые развертываются автоматически при маневрировании, и опускают элероны . Используя удлинение корней переднего края, крыло позволяет увеличить полезную нагрузку на 6700 фунтов (3035 кг) по сравнению с гарриьерами первого поколения после розыгрыша взлета 1000 футов (300 м). [ 79 ] Поскольку крыло почти исключительно составлено, оно на 330 фунтов (150 кг) легче, чем меньшее крыло AV-8A. [ 78 ]

Yellow crane hoisting a wing of an aircraft, with several people standing below securing the wing. This takes place inside an aircraft hangar.
Морские пехотинцы заменяют цельное суперкритическое крыло AV-8B в лагере Бастион , Афганистан (2012)

Harrier II был первым боевым самолетом, который широко использовал композитные материалы из углеродного волокна , используя их легкий вес и высокую прочность; [ 80 ] [ 81 ] Они используются в крыльях, рулевом , клапанах, носе, переднем фюзеляже и хвосте. Двадцать шесть процентов структуры самолета изготовлены из композитов, снижая его вес на 480 фунтов (217 кг) по сравнению с обычной металлической структурой. [ 76 ]

Различия между версиями

[ редактировать ]

Большая часть первой «Дневной атаки» AV-8B Harrier IIS была обновлена ​​до ночной атаки Harrier или Harrier II Plus, а остальная часть была отменена с службы. Кабина AV-8B также использовалась для ранней проверки прямого голосового ввода , который позволяет пилоту использовать голосовые команды для выдачи инструкций для самолета, используя систему, разработанную Smiths Industries. [ 82 ] Основной авиационной системой авиации в оригинальном самолете была установленная носом Hughes An/ASB-19-базовая система бомбардировки. [ 66 ] Система объединила телевизионную имидж и лазерный трекер, чтобы обеспечить очень точную возможность таргетинга. Оборонительное оборудование включает в себя несколько дозаторов AN/ALE-39 - диспенсеры Flare , AN/ALR-67- радарный приемник и капсул AN/ALQ-126 C Jammer . [ 81 ]

Тренерская версия AV-8B-TAV-8B, сидящий двух пилотов в тандеме. Среди других изменений прямое фюзеляж имеет расширение 3 фута 11 в (1,19 м) для размещения второй кабины. [ 33 ] Чтобы компенсировать небольшую потерю стабильности направления, площадь вертикального стабилизатора была увеличена за счет увеличения аккорда (длина корня стабилизатора) и высоты. [ 32 ] [ 33 ] USMC TAV-8BS оснащены цифровой кабиной AV-8B и новыми системами, но имеет только две жесткие точки и не способны к бою. [ 33 ] Первоначальные TAV-8Bs работали на 21 450 фунтов (95,4 кН) F402-RR-406A, в то время как более поздние примеры были оснащены 23 000 фунтов (105,8 кН) F402-RR-408A. [ 33 ] В начале 2000-х годов 17 TAV-8B были модернизированы, чтобы включить ночную атаку, двигатель F402-RR-408, а также программное обеспечение и структурные изменения. [ 83 ]

Выставленная в 1991 году, ночная атака Харриер стал первым обновлением AV-8B. Он отличался от исходного самолета, когда ​​инфракрасная конуса добавлена к вершине носового (FLIR) камера (HUD), провизости для очков ночного видения и карты перемещения Honeywell Digital Moving система. FLIR использует тепловая визуализация для идентификации объектов по их тепловым сигнатурам. [ 36 ] [ 84 ] Вариант питался двигателем F402-RR-408, который имел электронную систему управления и была более мощной и надежной. [ 85 ] Диспенсоры вспышки и чафф были перемещены, а потребление Ram-Air было удлинено у основания плавника. Первоначально известный как AV-8D, вариант ночной атаки был обозначен AV-8B (NA). [ 86 ] [ 87 ]

Harrier II Plus очень похож на вариант ночной атаки, с добавлением APG-65 многомодового радара с мультимодом в расширенном носу, что позволяет ему запускать продвинутые ракеты, такие как ракеты AIM-120, такие как AIM-120 Амраам. [ 49 ] Чтобы сделать дополнительное пространство для радара, была удалена система бомбардировки угловой скорости. Используемые радары были взяты с ранних самолетов F/A-18 , которые были обновлены с соответствующим APG-73. По словам автора авиации Лон Нордин, изменения «имели небольшое увеличение сопротивления и немного дополнительного веса, но на самом деле не было большой разницы в производительности между ночной атакой [–408] и самолетом Radar Harrier II Plus». [ 88 ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Корпус морской пехоты США

[ редактировать ]

AV-8B прошел стандартную оценку, чтобы подготовиться к службе USMC. В оперативной оценке (Opeval), продолжительностью 31 августа 1984 года по 30 марта 1985 года, четыре пилота и группа обслуживания и вспомогательного персонала проверили самолеты в боевых условиях. Самолет был оценен за его способность удовлетворить требования к миссии для навигации, приобретения целей, доставки оружия, а также уклонения и выживания действий противника, все это за указанный диапазон и пределы полезной нагрузки. Первый этап Опеваля, работающего до 1 февраля 1985 года, требовал, чтобы AV-8B выполнял как глубокие, так и близкие миссии по поддержке воздуха (миссии по вспомогательной поддержке. а также летящие поля битвы и вооруженные разведывательные миссии. Самолет вылетел из военных инсталляций в базовом лагере морской пехоты Пендлтон и военно -морской станции воздушного оружия Китай озеро в Калифорнии; Канадские силы базы базы холодного озера в Канаде; и аэродрома морской пехоты Юма в Аризоне. [ 89 ]

USMC AV - 8B парят

Второй этап Опеваля, который состоялся в MCAS Yuma с 25 февраля по 8 марта, потребовал, чтобы AV-8B выполнял сопровождение истребителей, боевого воздушного патруля и миссий по перехвату, запутанных на палубе. Хотя оценка определила недостатки в проекте (впоследствии исправлено), Опевал был признан успешным. [ 90 ] AV-8B Harrier II достиг первоначальной эксплуатационной возможности (МОК) в январе 1985 года с USMC-эскадрилья VMA-331 . [ 91 ] [ 92 ] [ N 4 ]

AV-8B увидел обширные действия в войне в Персидском заливе 1990–91 года. Самолеты, основанные на USS Nassau и Tarawa , и на базах на берегу, первоначально пролетели обучающие и поддерживая вылеты , а также практикуют с силами коалиции. AV-8B должны были содержаться в резерве во время начальной фазы подготовительного воздушного нападения операции «Буря пустыни». AV-8B был впервые использован в войне утром 17 января 1991 года, когда призыв к авиационной поддержке от авиапортера Bronco Bronco против иракской артиллерии, который обстреливал Хафджи и прилегающий нефтеперерабатывающий зан. 8b в бой. [ 93 ] На следующий день USMC AV-8BS атаковал иракские позиции в южном Кувейте. На протяжении всей войны AV-8BS выполнял вооруженную разведку и работал совместно с силами коалиции, чтобы уничтожить цели. [ 93 ]

Во время операций Desert Shield и Desert Storm 86 AV-8BS собрал 3380 рейсов и около 4100 летных часов, [ 94 ] [ 95 ] с долю доступа к миссии более 90%. [ 96 ] Пять AV-8B были потеряны для вражеских ракет поверхности-воздуха , и два пилота USMC были убиты. У AV-8B была скорость истощения 1,5 самолета на каждые 1000 вылетов. армии США Генерал Норман Шварцкопф позже назвал AV-8B среди семи оружия-вместе с F-117 Nighthawk и AH-64 Apache -которые сыграли решающую роль в войне. [ 97 ] [ 98 ] После войны, с 27 августа 1992 года по 2003 год, USMC AV-8BS и другие самолеты патрулировали иракское небо в поддержку операции Southern Watch . AV-8BS запущен с амфибийных штурмовых кораблей в Персидском заливе и с передовых операционных баз, таких как авиабаза Али аль Салем , Кувейт. [ 99 ]

В 1999 году AV-8B принял участие в бомбардировке НАТО в Югославии во время операции «Союзные силы» . Двенадцать Harriers были равномерно разделены между 24 -м и 26 -м морскими экспедиционными подразделениями (MEU). AV-8B 24-го MEU были введены в бой 14 апреля, и в течение следующих 14 дней пролетел 34 миссии боевых авиаперевозок над Косово. Во время их шестимесячного развертывания на борту USS Nassau 24-й MEU Harriers в среднем составляли высокую оценку миссии 91,8%. [ 100 ] 28 апреля 24 -й MEU был освобожден 26 -м MEU, основанным на USS Kearsarge . Первые боевые соревнования AV-8Bs подразделения произошли через два дня, потерпев один самолет. 26 -й MEU оставался в театре операций до 28 мая, когда он был перемещен в Бриндиси , Италия. [ 100 ]

USMC AV-8BS принял участие в операции «Переживание свободы» в Афганистане с 2001 года. 15-й USMC MEU прибыл с побережья Пакистана в октябре 2001 года. Работая с кораблей подразделения, четыре AV-8BS начали атаку в Афганистан 3 ноября 2001 года. 26-й MEU и его AV-8BS присоединились к 15-м MEU позже в том же месяце. В декабре 2001 года два AV-8BS впервые развернулись на форвардной базе в Кандагаре в Афганистане. Больше AV-8B было развернуто с другими единицами USMC в регион в 2002 году. эскадрилья VMA-513 ночных атак AV-8BS в Баграм. В октябре 2002 года Каждый из этих самолетов несет литчинг-целевой развернула шесть Другие миссии, в основном ночью. [ 101 ]

A jet aircraft hovering above flight deck of a large military ship, with several aircraft visible on the deck.
USMC AV-8B колеблется, так как многие другие припаркованы на палубе амфибийного штурмового корабля USS Bataan , через месяц после начала войны в Ираке

Самолет участвовал в войне в Ираке в 2003 году, действовав в основном в поддержку наземных подразделений USMC. Во время первоначального действия 60 AV-8B были развернуты на таких кораблях, как USS Bonhomme Richard и Bataan , из которых было вылетало более 1000 вылетов на протяжении всей войны. Когда это было возможно, наземные точки вооружения и заправки на наземном форварде были созданы для обеспечения операций с быстрыми операциями. [ 102 ] Командир USMC Генерал Эрл Б. Хейлстон сказал, что Харриеры смогли оказать 24-часовую поддержку сухопутных войск и отметили, что «самолет ... стал зависти пилотов даже с моего прошлого ... есть ужасное много Вещи на Harrier, что я нашел пилотов Хорнета, просящих меня [для] ... мы не могли бы попросить лучшую запись ». [ 102 ]

Источники USMC задокументировали Harrier, в которой было 85% рекорд доступности самолетов в войне в Ираке; Всего за месяц боя самолет пролетел более 2000 вылетов. При использовании, литенинг II, нацеленный на POD, достигли более 75% эффективности убийства на целях. [ 102 ] В одном вылетом от USS Bonhomme Richard волна Harriers нанесла тяжелый ущерб республиканскому батальону танкового батальона в преддверии крупного атаки на Аль -Кут . [ 103 ] Harriers регулярно работали в тесной поддержке для дружественных танков, один из самолетов, обычно неся литенизирующий стручок. Несмотря на высокие оценки Харриера, ограниченное количество времени, в течение которого каждый самолет мог оставаться на станции, около 15–20 минут, что привело к некоторым звонкам из USMC для закупок орудийных кораблей AC-130 , которые могли бы крутиться в течение шести часов и имели более тяжелая возможность поддержки с близким воздухом, чем AV-8B. [ 104 ] AV-8BS позже использовались в сочетании с артиллерией для обеспечения постоянной пожарной поддержки сухопутных войск во время тяжелых боев в 2004 году вокруг повстанческой оплота Фаллуджи . В городской среде требовалась чрезвычайная точность для авиаударов. [ 105 ]

20 марта 2011 года USMC AV-8BS была запущена из USS Kearsarge в поддержку операции Odyssey Dawn , обеспечивая соблюдение зоны без лета в Ливии. [ 106 ] Они совершили авиаудары на SIRTE 5 апреля 2011 года. [ 107 ] Многочисленные AV-8B были вовлечены в защиту сбитого пилота F-15E , атакуя приближающееся к ливийцам до извлечения пилота MV -22 Osprey . [ 108 ] В дополнение к крупным конфликтам USMC AV-8BS были развернуты в поддержку непредвиденных и гуманитарных операций, обеспечивая воздушное покрытие с фиксированным крылом и вооруженную разведку. Самолет служил в Сомали в течение 1990 -х годов, Либерия (1990, 1996 и 2003 год), Руанда (1994), Центральная Африканская Республика (1996), Албания (1997), Заир (1997) и Сьерра -Леоне (1997). [ 109 ] [ 110 ]

AV-8B Harrier переполняет во время тренировок с фиксированным крылом.

AV-8B должен быть заменен версией F-35B Lockheed Martin F-35 Lightning II , которая должна была вступить в службу в 2012 году. [ 111 ] USMC искал замену с 1980 -х годов [ 112 ] [ 113 ] и решительно выступил в пользу развития F-35B. Производительность Харриера в Ираке, включая его способность использовать форвардные операционные базы, усилила необходимость в самолете V/Stol в арсенале USMC. [ 103 ] В ноябре 2011 года USN приобрел флот Великобритании 72 отставного Bae Harrier IIS (63 одноместного GR.7/9/9AS плюс 9 T.12/12AS) с двойным сиденьем) [ 114 ] и запасные двигатели для предоставления запчастей для существующего флота USMC Harrier II. [ 115 ] [ 116 ] Несмотря на март 2012 года в выпуске журнала Air Fory, ежемесячно утверждается, что USMC намеревался летать на некоторых из бывших британских Harrier IIS вместо их использования только для запасных частей, [ 114 ] С тех пор командование Naval Air Systems (NAVAIR) заявило, что USMC никогда не планировал управлять этими грирами. [ 117 ]

14 сентября 2012 года рейд талибов уничтожил шесть AV-8B и сильно повреждал двух других, когда они были припаркованы на рампе в лагере в бастионе в провинции Афганистан . Весь самолет принадлежал VMFA-211 . Два поврежденных AV-8B были вылечены из Афганистана в часы после нападения. [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ] Атака была описана как «худшая потеря авиации США в одном инциденте после войны во Вьетнаме ». [ 121 ] Потерянные самолеты были быстро заменены от VMA-231 . [ 122 ]

27 июля 2014 года USS Bataan начал развертывание USMC AV-8BS над Ираком, чтобы обеспечить наблюдение за силами Исламского государства (IS). Операции наблюдения продолжились после начала операции, присущей решающему решению, против боевиков. В начале сентября 2014 года USMC Harrier из 22 -го MEU ударил AN AN IS Target возле плотины Хадиты в Ираке, отмечая, что подразделение USMC сбросило боеприпасы в операции. [ 123 ] 1 августа 2016 года USMC Harriers из USS WASP начали забастовки против ИГИЛ в Ливии в рамках пилотируемых и беспилотных авиаударов по целям возле Сирте , запуская по крайней мере пять раз в течение двух дней. [ 124 ] В январе 2024 года во время кризиса Красного моря один из Харриер был изменен для противовоздушной обороны; Сообщается, что его пилотный капитан Эрл Эрхарт сбил семь беспилотников самоубийства. [ 125 ]

Итальянский флот

[ редактировать ]

В конце 1960 -х годов, после демонстрации Hawker Sidley Harrier на итальянского военно -морского флота ( Marina Mivitare авиакомпании вертолета ) Андреа Дория , страна начала исследовать возможность приобретения Харриера. [ 126 ] Ранние усилия были затруднены итальянским законом 1937 года, который запрещал военно-морскому флоту эксплуатировать самолет с фиксированным крылом, потому что они были доменом ВВС. В начале 1989 года закон был изменен, чтобы военно-морской флот управлял любым самолетом с фиксированным крылом с максимальным весом более 3300 фунтов (1500 кг). [ 127 ] [ 128 ] После длительной оценки морского Харриера и AV-8B был размер приказ для двух TAV-8BS в мае 1989 года. Вскоре был подписан контракт на еще 16 самолетов AV-8B Plus. [ 128 ] После того, как TAV-8BS и первые три AV-8BS все последующие итальянские военно-морские флоты были местными [ 129 ] Двухесы, первые, которые будут доставлены, прибыли в Гроттгли в августе 1991 года. Они использовались для доказательства рейсов с перевозчиками вертолетов военно-морского флота и на легком авианосце Джузеппе Гарибальди . [ 126 ] [ 130 ]

В начале 1994 года первоначальная партия самолетов, построенных в США, прибыла в MCAS Cherry Point для обучения пилотным преобразованию. Первый итальянский сборник Харриер был развернут в следующем году. [ 129 ] В середине января 1995 года Джузеппе Гарибальди отправился из Таранто в Сомали с тремя бортами на борту, чтобы поддерживать стабильность после отмены сил ООН. [ 131 ] Харриеры, летавшие пятью итальянскими пилотами, накопили более 100 летных часов и достигли 100% доступности во время трехмесячного развертывания, выполняя разведку и другие миссии. Эскадрилья вернулась в порт 22 марта. [ 126 ] [ 129 ] [ 132 ]

Взгляд на самолет, взлетающий с рампы на корабле. Корабль находится в море.
Итальянский флот AV-8B Plus Harrier II взлетает из Cavour

В 1999 году итальянские AV-8BS были использованы впервые в боевых миссиях, когда они были развернуты на борту Джузеппе Гарибальди , которая участвовала в операции «Союзные силы» в Косово . Итальянские пилоты провели более 60 вылетов вместе с другими самолетами НАТО, атаковав югославскую армию и военизированные формы и бомбардировали инфраструктуру страны с обычными и лазерными бомбами . [ 133 ]

В 2000 году итальянский военно -морской флот стремился приобрести 7 дополнительных восстановленных самолетов для оборудования Джузеппе Гарибальди и нового перевозчика, Кавур . Тем временем существующие самолеты были обновлены, чтобы позволить им нести AIM-120 Amraams и совместные боевые бомбы с прямыми атаками. [ 57 ] [ 129 ] С ноября 2001 года по март 2002 года восемь AV-8B были отправлены на борту Джузеппе Гарибальди и были развернуты в Индийском океане в поддержку операции «Переживающая свобода». Самолет, оснащенный LGBS, работал в течение января и февраля 2002 года, в течение которых 131 миссии были зарегистрированы в общей сложности 647 полетов. [ 134 ]

В 2011 году итальянские Харриеры, работающие из Джузеппе Гарибальди , работали вместе с итальянскими тайфунами и самолетами других стран во время операции «Объединенные защитники» , часть военного вмешательства 2011 года в Ливии . [ 135 ] Они проводили авиаперевозок, а также разведывательные и разведывательные вылеты по Ливии, используя литенинг-целевые стручки, вооруженные AIM-120 Amraams и AIM-9 Sidewinders . [ 135 ] В общей сложности итальянские военные самолеты доставляли 710 бомб с гидом и ракеты во время вылетов: итальянские торнадо и истребители AMX доставили 550 бомб и ракеты, в то время как восемь итальянских военно-морских военно-морских военно-морских флотов AV-8BS, летающие из Джузеппе Гарибальди, упали на 160 бомб с гидом в течение 1221 полета. [ 136 ]

Итальянский флот AV-8Bs планируется заменить на 15 (первоначально 22) F-35B, которые образуют воздушное крыло Cavour . [ 137 ]

Испанский флот

[ редактировать ]
EAV-8B Harrier II, выступающий в Riat в 2019 году

Испания, уже используя AV-8S Matador, стала первым международным оператором AV-8B, подписав заказ на 12 самолетов в марте 1983 года. [ 138 ] Этот вариант , обозначенный VA-2 Matador II, испанским флотом ( Armada Española ), известен как EAV-8B от McDonnell Douglas. [ 139 ] Пилотное преобразование состоялось в США 6 октября 1987 года, первые три Matador II были доставлены на военно -морскую станцию ​​Rota . [ 139 ] Новые самолеты были окрашены в двухцветную матовую серую отделку, похожие на самолеты ВМС США, а доставки были завершены к 1988 году. [ 139 ]

Пилоты испытаний BAE очистили авианосец Príncipe de Asturias эпохи Второй мировой войны для операций Harrier в июле 1989 года. Отнесенный перевозчик, который заменил дедало , имеет рампу с лыжным прыжком на 12 ° . [ 138 ] [ 139 ] Первоначально было запланировано, что первым подразделением для эксплуатации самолета будет 8 а Escuadrilla . Это подразделение было расформировано 24 октября 1986 года после продаж AV-8S Matadors в Таиланд. [ 139 ] Вместо этого 9 а Escuadrilla была сформирована 29 сентября 1987 года, чтобы стать частью Alpha Carrier Air Group и управлять EAV-8B. [ 139 ]

EAV-8B+ Harrier II

В марте 1993 года, под сентябрьским трехсторонним меморанным появлением в сентябре 1990 года между США, Италией и Испанией, было заказано восемь EAV-8B Plus Matadors вместе с TAV-8B с двумя сиденьями. [ 138 ] [ 139 ] Поставки самолета Plus Standard начались в 1996 году. [ 138 ] 11 мая 2000 года Boeing и Navair завершили контракт на восстановление испанского EAV-8BS, чтобы поднять их до стандарта. Боинг сказал, что сделка требовала, чтобы она восстановила два EAV-8BS, с опцией для еще семи самолетов; [ 140 ] Другие источники говорят, что общее количество было 11 самолетов. [ 138 ] Восстановление позволило самолету нести четыре AIM-120 Amraams, повысил ситуационную осведомленность пилота за счет установки новых радаров и авионики и обеспечил новый двигатель. [ 138 ] [ 140 ] В конце концов, 5 самолетов были изменены, последнее, что было доставлено 5 декабря 2003 года. [ 141 ]

Испанский EAV-8BS присоединился к операции DENY FLAILE , обеспечивая соблюдение безумной зоны ООН над Боснии и Герцеговиной. [ 138 ] Испания не отправила своего авианосца для участия в войне в Ираке в 2003 году, вместо этого развернув F/A-18 и другие самолеты в Турцию, чтобы защитить эту страну от потенциальных атак Ирака. [ 142 ] Начиная с 2007 года, Испания стремилась заменить своего Harrier IIS-на вероятный вариант-F-35B. [ 143 ] [ 144 ] Однако в мае 2014 года правительство испанского языка объявило, что решило продлить срок службы самолета до 2025 года из -за отсутствия средств для замены самолета. [ 145 ]

Февраль 2013 года [ 146 ] Единственная военно -морская платформа, из которой может работать испанский Harrier IIS, - это амфибийный штурмовый корабль Хуан Карлос I. [ 147 ]

Варианты

[ редактировать ]
Полный 8b
Два прототипа, преобразованные в 1978 году из существующих самолетов AV-8A ( Buno 158394 и 158395). [ 18 ]
AV-8B Harrier II
Первоначальный вариант «дневной атаки». [ 148 ]
Вариант тренера TAV-8B в Harrier
AV-8B Harrier II Ночная атака
Улучшенная версия с FLIR, обновленная кабина с совместимостью с ночным звеном и более мощный двигатель Rolls-Royce Pegasus 11. [ 149 ]
AV-8B Harrier II Plus
Аналогично варианту ночной атаки, с добавлением радара APG-65 и отдельного целевого стручка. Он используется USMC, испанским флотом и итальянским флотом. Сорок шесть были построены. [ 150 ]
TAV-8B Harrier II
Двухместная версия тренера. [ 150 ]
EAV-8B MATADOR II
Обозначение компании для испанской версии ВМС. [ 150 ]
EAV-8B Matador II Plus
AV-8B Harrier II Plus, заказанный для испанского флота. [ 150 ]
Harrier GR5, GR7, GR9
См. Британский аэрокосмический Harrier II .

Операторы

[ редактировать ]
 Италия
  • Группа самолетов началась (1991 - присутствует) [ 151 ]
 Испания
  • 9 -й приседания самолетов (1987 -Престут) [ 152 ]
 Соединенные Штаты

Несчастные случаи

[ редактировать ]

Во время его службы в USMC у Харриера в три раза больше происходило аварию, чем в F/A-18. По состоянию на июль 2013 года , приблизительно 110 самолетов были повреждены вне ремонта с момента вступившего в службу типа в 1985 году, [ 163 ] Первая авария, произошедшая в марте 1985 года. [ 164 ] В 2003 году Los Angeles Times сообщила, что у семьи Харриеров был самый высокий уровень крупных аварий среди военных самолетов в то время, с 148 аварий и 45 человек убиты. [ 165 ] Автор Лон Нордин отмечает, что несколько других ударов USMC, таких как A-4 Skyhawk и A-7 Corsair II , имели более высокие показатели несчастных случаев. [ 166 ]

В частности, несчастные случаи были связаны с пропорциональным количеством времени, которое самолет тратит на взлету и посадку, которые являются наиболее важными этапами в полете. [ 98 ] [ 167 ] AV-8 был назван « производителем вдовы » некоторыми в армии. [ 98 ] [ 168 ] Дальнейший анализ показывает, что старшие офицеры США никогда не понимали уникальность самолета. Сокращения в старшем обслуживании и пилотных ошибках оказали катастрофическое влияние на безопасность американского управляемого AV-8B, и несправедливо приобрела его негативную репутацию в прессе США. [ 169 ]

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
AV-8B

Технические характеристики (AV-8B Harrier II Plus)

[ редактировать ]
Контуры самолета, состоящие из вида спереди, вида верхнего вида и вида сбоку.
Orthographic projection of the AV-8B Harrier II
Два члена экипажа осматривают бомбу на тележке перед самолетом.
Отдельный 25 -мм пушечный стручок, над которой работал наземная команда

Данные из Нордина, [ 172 ] Boeing, [ 95 ] и Airforce-technology.com [ 49 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 585 кН (673 миль в час, 1083 км/ч)
  • Максимальная скорость: Маха 0,9
  • Диапазон: 1200 нм (1,400 миль, 2,200 км)
  • Боевой диапазон: 300 нми (350 миль, 556 км)
  • Диапазон паром: 1,800 нми (2,100 мили, 3,300 км)
  • Уровень подъема: 14 700 футов/мин (75 м/с)
  • Загрузка крыла: 94,29 фунта/кв. Фута (460,4 кг/м 2 )
  • Тяга/вес : 0,948

Вооружение

Авионика

  • Raytheon APG-65 радар
  • Ан/AAQ-28V Litinging Pod (на ночной атаке AV-8B и вариантах AV-8B, оснащенных радаром), варианты AV-8B)
[ редактировать ]

В рамках своей маркетинговой кампании Pepsi Stuff Pepsi Pepsi Pepsi развел рекламу, обещающую самолет Harrier любому, кто собрал 7 миллионов очков Pepsi, что приводило в обратные последствия, когда участник попытался воспользоваться возможностью покупать дополнительные очки за 10 центов каждый на Претендуйте на самолет за 700 000 долларов США (~ 1,26 млн. Долл. США в 2023 году). Когда Пепси отказался от него, последовал иск , в котором судья постановил, что любой разумный человек сделает вывод, что реклама была шуткой. [ 175 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Лон Нордина, 507 Harrier IIS был завершен, в том числе 96 British Aerospace Harrier IIS и 74 восстановленного USMC Harrier IIS, что означает 337 новых AV-8BS. Два прототипа YAV-8B были также преобразованы из AV-8AS. [ 4 ] Цитата из Сент-Луиса Post-Dispatch (2003): «Boeing и его предшественник в Сент-Луисе, McDonnell Douglas Corp. I. [ 5 ]
  2. ^ По словам Лон Нордина, первый TAV-8B пролетел 21 ноября 1986 года. [ 34 ]
  3. ^ Цитата из Nordeen 2006: «Корпус морской пехоты поддержал эту концепцию как экономичный способ обновления своей силы Harrier II V/Stol и достижения рабочих требований для 72-радарских оборудованных AV-8BS. Поставки восстановленных самолетов Harrier II Plus продолжались с 1996 2003. " [ 45 ] Часть 1 Приложения B утверждает, что 74 AV-8B были восстановлены для USMC. [ 48 ]
  4. ^ По словам Лон-Нордина, эскадрилью USMC VMA-331 была переназначена в AV-8B в январе 1985 года и достиг МОК в августе 1985 года. [ 31 ]
  1. ^ Нордин 2006, с. 49
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Wilson 2000, p. 29
  3. ^ Nordeen 2006, Приложение А.
  4. ^ Nordeen 2006, с. 48, 165.
  5. ^ Кэри, Кристофер (6 декабря 2003 г.). «Финал самолета Harrier снимается с производственной линии Boeing в Сент -Луисе» . Сент-Луис Пост-Диспетч . Архивировано с оригинала 11 ноября 2013 года . Получено 5 ноября 2013 года .
  6. ^ Дональд и март 2004 г., с. 55
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Wilson 2000, p. 26
  8. ^ Jump up to: а беременный Jenkins 1998, с. 69–70.
  9. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 41
  10. ^ Иден 2004, с. 288
  11. ^ Flight International 1974, p. 762.
  12. ^ Джексон 1987, с. 138.
  13. ^ Jenkins 1998, pp. 70–72.
  14. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, с. 42–44, 48–49.
  15. ^ Готовы ли самолеты AV-8B Advanced Harrier для полномасштабного развития? (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Общий бухгалтерский офис. 30 января 1979 г. с. 1. OCLC   4711266 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 декабря 2014 года . Получено 24 декабря 2013 года .
  16. ^ Nordeen 2006, с. 41–43.
  17. ^ Jenkins 1998, pp. 69–70, 72–73.
  18. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Wilson 2000, p. 28
  19. ^ Flight International 1978, p. 1844.
  20. ^ Flight International 1979, p. 1743.
  21. ^ Nordeen 2006, с. 48–49.
  22. ^ Нордин 2006, с. 46
  23. ^ Lehman 2001, p. 157
  24. ^ Jenkins 1998, p. 73.
  25. ^ Гейнс 1985, с. 148.
  26. ^ Flight International 1981, с. 705.
  27. ^ Нордин 2006, с. 52
  28. ^ Flight International 1981, с. 1456.
  29. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 59
  30. ^ Jenkins 1998, p. 76
  31. ^ Jump up to: а беременный в Nordeen 2006, p. 61.
  32. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Jenkins 1998, pp. 76–77.
  33. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Wilson 2000, p. 39
  34. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 60
  35. ^ Grove 1990, pp. 141–142.
  36. ^ Jump up to: а беременный Elliot 1990, p. 56
  37. ^ Нордин 2006, с. 92
  38. ^ Jenkins 1998, p. 81.
  39. ^ Nordeen 2006, с. 98–99.
  40. ^ Нордин 2006, с. 99
  41. ^ Jump up to: а беременный Уилсон 2000, с. 30–31.
  42. ^ Jump up to: а беременный в Nordeen 2006, p. 100
  43. ^ Нордин 2006, с. 101.
  44. ^ Уилсон 2000, с. 31
  45. ^ Jump up to: а беременный в Nordeen 2006, p. 103
  46. ^ Jump up to: а беременный Лопес 1993, с. 17
  47. ^ Jump up to: а беременный Лопес 1996, с. 19
  48. ^ Nordeen 2006, Приложение B.
  49. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Harrier II Plus (AV-8B) истребитель VSTOL и атака, США» . Airforce-technology.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Получено 5 июля 2011 года .
  50. ^ Дойл 2001, с. 26
  51. ^ Говиндасами, Шива (11 июля 2007 г.). «Тайваньские глаза апачи за требованиями армии» . Flightglobal . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Получено 21 октября 2011 года .
  52. ^ Чен, Эдвард (5 октября 2011 г.). «Большой рот Китая, возможно, помог Тайвану» . Тайбэй времена . Архивировано из оригинала 5 октября 2011 года . Получено 21 октября 2011 года .
  53. ^ «Тайвань говорит нам, что хочет купить самолеты F-35 для защиты» . Тайбэй времена . 12 июля 2013 года. Архивировано с оригинала 24 июля 2013 года . Получено 10 декабря 2013 года .
  54. ^ Jump up to: а беременный Flight International 1990, p. 12
  55. ^ Норрис 1991, с. 25
  56. ^ Elliot 1990, p. 57
  57. ^ Jump up to: а беременный Native 2000, p. 26
  58. ^ Маджамдар, Дэйв (22 мая 2013 г.). «Американский морской пехотинец изучает усовершенствования Гарриера» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 10 июня 2013 года . Получено 30 августа 2013 года .
  59. ^ Маджамдар, Дэйв (3 ноября 2014 г.). «Морские пехотинцы США, чтобы уйти в отставку Харриер Флот раньше, чем планировалось, продлить жизнь Хорнетс» . Военно -морской институт США. Архивировано с оригинала 18 ноября 2014 года . Получено 18 ноября 2014 года .
  60. ^ «Нам, чтобы купить 72 пенсионеров в Великобритании» . BBC News . 24 ноября 2011 года. Архивировано с оригинала 15 января 2021 года . Получено 31 января 2020 года .
  61. ^ Команда Naval Air Systems (3 марта 2015 г.). «Harriers Go Digital: новые технологии позволяют морским самолетам расширять миссию» . ВМС США. Архивировано с оригинала 6 марта 2015 года . Получено 6 марта 2015 года .
  62. ^ Jump up to: а беременный Дрю, Джеймс (31 марта 2016 года). «Rockets Bae's Apkws идут на войну с AV-8B Harrier» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 11 апреля 2016 года . Получено 8 апреля 2016 года .
  63. ^ «Как видит Харриер» . Harrier.org.uk . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Получено 17 апреля 2010 года .
  64. ^ Тейлор 1988, с. 290–291.
  65. ^ Ламберт 1993, с. 166
  66. ^ Jump up to: а беременный Командование Naval Air Systems (октябрь 1986 г.). «Стандартные характеристики самолета: модель модели AV-8B Harrier II» . ВМС США. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2012 года . Получено 24 ноября 2011 года .
  67. ^ Jump up to: а беременный в Warwick 1979, p. 2132.
  68. ^ Jenkins 1998, pp. 88–89.
  69. ^ Jump up to: а беременный Wilson 2000, p. 27
  70. ^ Уокер 1986, с. 25
  71. ^ Уокер 1986, с. 24
  72. ^ Nordeen 2006, с. 119–120.
  73. ^ Эшли 1988, с. 59
  74. ^ Эванс 1998, с. 92
  75. ^ Spick 2000, pp. 402–409.
  76. ^ Jump up to: а беременный в Уокер 1986, с. 23–25.
  77. ^ Jump up to: а беременный в Warwick 1979, p. 2128.
  78. ^ Jump up to: а беременный в Warwick 1979, p. 2127.
  79. ^ Для развертки крыла, посмотрите «Харриер II: Взгляд на Макдоннелл Дуглас/AV-8B» . Усовершенствованные материалы и процессы . 1 марта 2003 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Получено 10 ноября 2013 года .
    • Для конфигурации крыла и расстояния взлета, см. Walker 1986, с. 24–25.
    • Для района крыла см. Warwick 1979, p. 2127.
    • Также см. Wilson 2000, стр. 26–27 и Eden 2004, p. 289
  80. ^ Уилсон 2000, с. 26–27.
  81. ^ Jump up to: а беременный «Харриер II: Взгляд на Макдоннелл Дуглас/AV-8B» . Усовершенствованные материалы и процессы . 1 марта 2003 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Получено 10 ноября 2013 года .
  82. ^ Адамс, Шарлотта (14 декабря 1997 г.). «Технология распознавания голоса: ожидание выдоха» . Федеральная компьютерная неделя . Вена, Вирджиния: 1105 СМИ. ISSN   0893-052X . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Получено 19 июля 2011 года .
  83. ^ Командование Naval Air Systems (2 августа 2001 г.). «Сначала завершен TAV-8B Harrier» . ВМС США. Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 года . Получено 10 ноября 2013 года .
  84. ^ Нордин 2006, с. 88
  85. ^ Nordeen 2006, с. 92–93.
  86. ^ Дональд и март 2004 г., с. 89
  87. ^ Уилсон 2000, с. 29–30.
  88. ^ Nordeen 2006, с. 100–101.
  89. ^ Nordeen 2006, с. 57–59.
  90. ^ Nordeen 2006, стр. 58.
  91. ^ Pollmar 2005, p. 400.
  92. ^ Grossnick 1997, p. 343.
  93. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 81.
  94. ^ Нордин 2006, с. 87
  95. ^ Jump up to: а беременный «AV-8B Harrier II V/STOL самолеты» . Boeing. Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 года . Получено 29 сентября 2013 года .
  96. ^ "AV-8B Harrier" . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 4 августа 2011 года . Получено 18 июля 2011 года .
  97. ^ Уилсон 2000, с. 43
  98. ^ Jump up to: а беременный в Миллер, Алан С; Сак, Кевин (15 декабря 2002 г.). «Вдали от поля битвы, морские пехотинцы теряют одну треть флота Харриера» . Los Angeles Times . Архивировано с оригинала 5 августа 2016 года . Получено 21 июля 2011 года . Одна эскадрилья с трагедией, получившая название самолета, «вдова производителя.
  99. ^ Nordeen 2006, с. 127–128.
  100. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 111.
  101. ^ Nordeen 2006, с. 144–151.
  102. ^ Jump up to: а беременный в Cordesman 2003, p. 333.
  103. ^ Jump up to: а беременный Cordesman 2003, p. 334.
  104. ^ Cordesman 2003, с. 334–335.
  105. ^ Нордин 2006, с. 142
  106. ^ Совместные силы морских компонентов командиров Одиссея Дон (20 марта 2011 г.). «Военно -морской флот, самолеты морской пехоты поражают Ливию» (пресс -релиз). ВМС США. Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Получено 30 августа 2013 года .
  107. ^ «Американские самолеты запускают нападение на ливийские города» . News.com.au. Ассошиэйтед Пресс. 5 апреля 2011 года. Архивировано с оригинала 30 августа 2013 года . Получено 19 июля 2011 года .
  108. ^ Ламот, Дэн (16 июля 2011 г.). «Морские пилоты рассказывают о смелой спасательной миссии» . Морской корпус времена . Спрингфилд, Вирджиния: правительственные средства массовой информации Ганнетта. ISSN   1522-0869 . Архивировано из оригинала 6 мая 2013 года . Получено 19 июля 2011 года .
  109. ^ Nordeen 2006, с. 63, 115–116.
  110. ^ Бернс, Роберт (26 июля 2003 г.). «Буш приказывает корабли направляться в Либерию» . Запись . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Получено 7 октября 2013 года .
  111. ^ Иден 2004, с. 274
  112. ^ «AV-8B Super Harrier: отделение мифа от реальности» . Командовый колледж Университета Морского Корпуса и Колледж персонала. 1988. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Получено 30 августа 2013 года .
  113. ^ Уилсон, Джордж С. (22 января 2002 г.). «Двигатель, который мог» . Правительственная исполнительная власть . Вашингтон, округ Колумбия: Атлантические СМИ. ISSN   0017-2626 . Архивировано с оригинала 19 октября 2013 года . Получено 31 августа 2013 года .
  114. ^ Jump up to: а беременный Парсонс 2012, с. 5
  115. ^ Кавас, Кристофер с. (13 ноября 2011 г.). «Нам, чтобы купить из эксплуатации британских Jets Harrier Jets» . Защитные новости . Спрингфилд, Вирджиния: правительственные средства массовой информации Ганнетта. ISSN   0884-139x . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Получено 31 декабря 2013 года .
  116. ^ Перри, Доминик (24 ноября 2011 г.). «Британский флот Harrier продал запасные запчасти на сумму 115 миллионов фунтов стерлингов» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 6 марта 2016 года . Получено 7 декабря 2011 года .
  117. ^ Маджамдар, Дэйв (9 июня 2012 г.). «USMC надеется, что новый метод отслеживания усталости поможет продлить Харриера до 2030 года» . Flightglobal . Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года . Получено 9 июня 2012 года .
  118. ^ Timperlake, ed (21 сентября 2012 г.). «Дань лагерю -бастиону упала; Талибы нацелились на Харриерса, их« самая большая угроза » » . Нарушая защита . Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Получено 30 августа 2013 года .
  119. ^ «Лагерь Бастион нападение: подробности появляются в атаке талибов» . BBC News . 24 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 27 сентября 2012 года . Получено 24 сентября 2012 года .
  120. ^ Лондон, Эрнесто (22 сентября 2012 г.). «Действия убитого морского командира в Афганистане назвали героическим» . Вашингтон пост . Архивировано из оригинала 20 июня 2013 года . Получено 24 сентября 2013 года .
  121. ^ «Атака на лагерь Бастион: разрушение VMA-211» . Defense Media Network . 20 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 25 октября 2012 года . Получено 24 сентября 2012 года .
  122. ^ Грешам, Джон Д. (27 сентября 2012 г.). «Атака на лагерь Бастион: VMA-211 вернулся в бой» . Defense Media Network . Архивировано с оригинала 1 ноября 2012 года . Получено 21 декабря 2013 года .
  123. ^ Стюарт, Джошуа (10 сентября 2014 г.). «Морской Харриер ударяет в Исламское государство возле плотины Хадиты» . Морской корпус времена . Спрингфилд, Вирджиния: правительственные средства массовой информации Ганнетта. ISSN   1522-0869 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 года . Получено 25 сентября 2014 года .
  124. ^ Лагроне, Сэм (3 августа 2016 г.). «Морские Харриеры поражают цели ИГИЛ в Ливии из USS Wasp» . Военно -морской институт США. Архивировано с оригинала 4 августа 2016 года . Получено 6 августа 2016 года .
  125. ^ «Пилоты -истребители охотятся на беспилотных летательных аппаратов на красном море» . 12 февраля 2024 года . Получено 16 февраля 2024 года .
  126. ^ Jump up to: а беременный в Eden 2004, p. 295
  127. ^ Geisenheyner 1986, p. 34
  128. ^ Jump up to: а беременный Wilson 2000, p. 44
  129. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Wilson 2000, p. 45
  130. ^ Спинелли 1992, с. 27
  131. ^ Спинелли 1995, с. 17
  132. ^ Нордин 2006, с. 102
  133. ^ Нордин 2006, с. 109
  134. ^ Нордин 2006, с. 148.
  135. ^ Jump up to: а беременный Перуцци, Лука (31 марта 2011 г.). «Ливия: итальянские еврофии, Харриеры летают первые миссии боевых воздушных патрулей» . Flightglobal . Архивировано из оригинала 31 октября 2011 года . Получено 31 октября 2011 года .
  136. ^ Кингтон, Том (14 декабря 2011 г.). «Италия дает статистику бомбардировки для кампании Ливии» . Защитные новости . Спрингфилд, Вирджиния: правительственные средства массовой информации Ганнетта. ISSN   0884-139x . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Получено 27 сентября 2013 года .
  137. ^ Нативи, Энди; Менон, Джей; Свитман, Билл (5 апреля 2012 года). «Военно-морские военно-морские силы инвестиции в море». Авиационная неделя и космическая технология . Нью -Йорк: Penton Media. ISSN   0005-2175 .
  138. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Wilson 2000, p. 46
  139. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Eden 2004, p. 294
  140. ^ Jump up to: а беременный Мороз, Патриция (11 мая 2000 г.). «Boeing для производства восстановленных Harriers для испанского флота» (пресс -релиз). Boeing. Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Получено 6 июля 2011 года .
  141. ^ Кук, Кэтлин; Лемонд-Хольман, Эллен (5 декабря 2003 г.). «Нации занимаются совместным программным офисом для управления глобальным флотом Boeing Harrier II» (пресс -релиз). Boeing. Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Получено 2 августа 2011 года .
  142. ^ Гудман, Ал (18 марта 2003 г.). «Испания: нет боевой роли в войне в Ираке» . CNN. Архивировано из оригинала 30 августа 2013 года . Получено 30 августа 2013 года .
  143. ^ Вольф, Джим (27 февраля 2009 г.). «Локхид говорит, что интерес растут в F-35-боец» . Рейтер . Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Получено 20 июля 2011 года .
  144. ^ Хойл, Крейг (20 июля 2010 г.). «Фарнборо: Познакомьтесь с фактами со Стивом О'Брайан» . Flightglobal . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Получено 31 октября 2011 года .
  145. ^ Инг, Дэвид (28 мая 2014 г.). «Испания, чтобы расширить AV-8B Harrier Service Life». Защита Джейн еженедельно . 51 (27). Суррей, Великобритания: информационная группа Джейн. ISSN   0265-3818 .
  146. ^ «Испания осталась без принца Астурий » . Цифровая традиция (на испанском). 6 февраля 2013 года. Арчндд из оригинала 21 декабря 2013 года . Получено 21 декабря 2013 года .
  147. ^ «Посадочные корабли и вертолетные доки: новые проекты для нескольких обязанностей» . Armada International . Бангкок, Таиланд: СМИ Transasi. 1 августа 2013 года. ISSN   0252-9793 . Архивировано с оригинала 25 декабря 2013 года . Получено 25 декабря 2013 года . С пенсией 17 700 тонн Принципи-де-Астурия в феврале 2013 года, Buque de Proyección Estratégica (BPE) или стратегический проекционный корабль Хуан Карлос я буду единственным авианосцем Испании.
  148. ^ Nordeen 2006, с. 94, 156, Приложение C.
  149. ^ Nordeen 2006, с. 92–94, 103.
  150. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Wilson 2000, p. 48
  151. ^ Монтелеоне, Стефано. «20-летие AV-8B+ Harrier II самолетов Grupus итальянского флота» . Департаменты Aeronaval (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  152. ^ «AV-8B Harrier II Plus-9ª Escuadrilla Aeronaves» (на испанском). Испанский флот. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  153. ^ «Эскадрилья морской атаки 211: история» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  154. ^ «Эскадрилья морской атаки 214: история» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  155. ^ «Морская атака эскадрилья 214 переходит на F-35B» . Морские пехотинцы.mil . 28 марта 2022 года. Архивировано с оригинала 2 июля 2022 года . Получено 2 июля 2022 года .
  156. ^ «Эскадрилья морской атаки 223: История VMA-223» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  157. ^ «Эскадрилья морской атаки 231: история» (PDF) . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2013 года . Получено 26 сентября 2013 года .
  158. ^ Барисон, Габриэле (21 октября 2020 г.). «VMA-311 деактивирован, когда USMC выходит на пенсию знаменитой Jet Harrier Joot. Tomcats будет реактивировать как VMFA-311, работающий на F-35C Lightning II» . theaviationgeekclub.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Получено 25 октября 2020 года .
  159. ^ МакДэниэль, Крис (12 июля 2013 г.). « Летающие кошмары» Конечное обслуживание с гордостью » . Юма солнце . Архивировано с оригинала 24 сентября 2013 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  160. ^ «История морской эскадрильи 542» (PDF) . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2013 года . Получено 25 сентября 2013 года .
  161. ^ "VX-9: история" . ВМС США. Архивировано с оригинала 21 ноября 2014 года . Получено 20 октября 2013 года .
  162. ^ Команда военно -морских воздушных систем. "AV-8B и TAV-8B Harrier" . ВМС США. Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Получено 20 октября 2013 года .
  163. ^ «Вопросы Харриера» . Авиационная сеть безопасности . 11 октября 2013 года. Архивировано с оригинала 14 октября 2013 года . Получено 12 октября 2013 года . Примечание. Поиск "AV-8B".
  164. ^ «ASN Wikibase Acdurence # 77543» . Авиационная сеть безопасности . 12 октября 2013 года. Архивировано с оригинала 14 октября 2013 года . Получено 12 октября 2013 года .
  165. ^ Миллер, Алан С; Сак, Кевин (11 декабря 2003 г.). «Харриер Crash возобновляет призывы к запросу» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года.
  166. ^ Нордин 2006, с. 155
  167. ^ Jenkins 1998, p. 4
  168. ^ « Молитва Nightmare»: миссии реактивного истребителя » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 24 октября 2010. Архивировано с оригинала 26 октября 2010 года . Получено 28 октября 2010 года . Это называется производителем вдовы, потому что он убил много морских пехотинцев.
  169. ^ Нордин, Lon. «Проблемы поддержки и безопасности Harrier II», стр. 118–125, Harrier II: проверка V/Stol (2014), Press Naval Institute
  170. ^ "AV-8 Harrier/161396" . Национальный музей морской пехоты. Архивировано с оригинала 22 января 2013 года . Получено 4 апреля 2013 года .
  171. ^ "AV-8 Harrier/161397" . Авиационный музей Каролины. Архивировано с оригинала 27 сентября 2013 года . Получено 4 апреля 2013 года .
  172. ^ Nordeen 2006, Приложение C.
  173. ^ «USMC Harriers, Hornets и Hueys могут сделать EW» . Защита технологий . 13 сентября 2011 года. Архивировано с оригинала 28 сентября 2011 года . Получено 13 октября 2011 года .
  174. ^ «Стандартные характеристики самолета, AV-8B Harrier II» (PDF) . Октябрь 1986 г. Архивировал (PDF) с оригинала 29 февраля 2020 года . Получено 22 ноября 2019 года .
  175. ^ Эпштейн 2006, с. 55

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6826a8feec91fd530e66100c1c0fec41__1725973800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/41/6826a8feec91fd530e66100c1c0fec41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)