Интеллектуальная танцевальная музыка
Интеллектуальная танцевальная музыка | |
---|---|
Другие имена | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Начало 1990-х, Великобритания. |
Производные формы | |
Другие темы | |
Интеллектуальная танцевальная музыка ( IDM ) — это стиль электронной музыки , возникший в начале 1990-х годов и определяемый своеобразными экспериментами, а не конкретными жанровыми ограничениями. [ 3 ] Он возник из культуры и звуковой палитры таких электронных стилей, как эмбиент-техно , эйсид-хаус , детройтское техно и брейкбит ; [ 4 ] [ 5 ] Считалось, что он больше подходит для домашнего прослушивания, чем для танцев. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Среди выдающихся артистов, связанных с ним, — Aphex Twin , Autechre , μ-Ziq , The Black Dog , Future Sound of London и Orbital . [ 6 ] [ 7 ]
Термин «интеллектуальная танцевальная музыка», вероятно, был вдохновлен сборником « Warp Искусственный интеллект» 1992 года и, как говорят, возник в США. [ 9 ] [ 10 ] в 1993 году с формированием «списка IDM», электронного списка рассылки, первоначально созданного для обсуждения английских артистов, фигурирующих в сборнике. [ 11 ] Этот термин подвергся широкой критике и отвергнулся большинством связанных с ним художников, включая Aphex Twin, Autechre и μ-Ziq. Лейбл Rephlex Records , созданный совместно с Aphex Twin, в качестве альтернативы придумал термин «Braindance». В 2014 году музыкальный критик Саша Фрер-Джонс заметила, что этот термин «широко осуждается, но все еще широко используется». [ 12 ]
История
[ редактировать ]Интеллектуальное техно и электроника
[ редактировать ]В конце 1980-х годов, оседлав волну эйсид-хауса и ранних рейв-тусовок, британские группы, такие как Orb и KLF, создали эмбиент-хаус — жанр, в котором сочеталась хаус-музыка (особенно кислот-хаус) с эмбиент-музыкой . [ 13 ] К началу 1990-х годов все более отчетливая музыка, связанная с экспериментами в танцевальной музыке, приобрела известность благодаря релизам на различных звукозаписывающих лейблах, в основном базирующихся в Великобритании, включая Warp (1989), Black Dog Productions (1989), R&S Records (1989), Carl Rising Planet E Крейга, High Records (1991), Ричарда Джеймса ( Rephlex Records 1991), Кирка Деджорджио Applied Rhythmic Technology (1991), Eevo Lute Muzique (1991), General Production Recordings (1989), Soma Quality Recordings (1991), Peacefrog Records (1991) и Metamorphic Recordings (1992).
В 1992 году Warp выпустила Artificial Intelligence , первый альбом из Artificial Intelligence серии . Пластинка с подзаголовком «электронная музыка для прослушивания от Warp» представляла собой сборник треков таких исполнителей, как Autechre, B12 , Black Dog Productions, Aphex Twin и the Orb, под разными псевдонимами. [ 14 ] Это помогло бы создать эмбиент-техно-звучание начала 1990-х годов. [ 15 ] Стив Беккет, совладелец Warp, сказал, что электронная музыка, которую тогда выпускал лейбл, была ориентирована на постклубную аудиторию для домашнего прослушивания. [ 16 ] [ 17 ] После успеха серии «Искусственный интеллект » термин « интеллектуальное техно » стал излюбленным термином, хотя «эмбиент » — без уточняющего хауса или суффикса техно , но все же относящийся к гибридной форме — был распространенным синонимом. [ 17 ]
В тот же период (1992–93) использовались и другие названия, например «арт-техно», «арт-техно». [ 18 ] «кабинное техно» и « электроника », [ 19 ] но все это были попытки описать новое ответвление электронной танцевальной музыки, которое нравилось тем, кто «вел сидячий образ жизни и сидел дома». [ 20 ] В то же время британский рынок был насыщен все более неистовыми брейкбитами и насыщенными сэмплами хардкорными техно- записями, которые быстро стали шаблонными. Рэйв стал «грязным словом», поэтому в качестве альтернативы лондонские ночные клубы часто рекламировали, что они играют «интеллектуальное» или «чистое» техно, обращаясь к «проницательной» публике, которая считала хардкорное звучание слишком коммерческий. [ 17 ]
В 1993 году появился ряд новых звукозаписывающих компаний «интеллектуального техно» и «электроники», в том числе New Electronica, Mille Plateaux и Ferox Records. [ нужна ссылка ]
Список IDM
[ редактировать ]появилась фраза «интеллектуальное техно» В ноябре 1991 года в Usenet в отношении Coil группы EP The Snow . [ 21 ] За пределами Интернета одна и та же фраза появилась в музыкальной прессе США и Великобритании в конце 1992 года в отношении альбома Jam & Spoon 's Tales from a Danceographic Ocean и музыки Future Sound of London. [ 22 ] [ 23 ] Другой экземпляр этой фразы появился в Usenet в апреле 1993 года в отношении альбома Bytes группы Black Dog . [ 24 ] А в июле 1993 года в своем обзоре этно-танцевальной компиляции для NME Бен Уиллмотт заменил техно танцевальной музыкой , написав: «...сегодняшняя «интеллектуальная» танцевальная музыка в гораздо большей степени обязана восточным мантраподобным повторениям и нео-эмбиентным инструментам. чем эпоха диско, которая предшествовала появлению кислоты и техно». [ 25 ]
Более широкое публичное использование таких терминов в Интернете произошло в августе 1993 года, когда Алан Парри объявил о существовании нового электронного списка рассылки для обсуждения «интеллектуальной» танцевальной музыки: «Список интеллектуальной танцевальной музыки», или для краткости «Список IDM». . [ 26 ] [ 27 ]
Первое сообщение, отправленное 1 августа 1993 года, было озаглавлено «Могут ли тупые люди тоже наслаждаться IDM?». [ 28 ] Ответ системного администратора сервера рассылки и основателя Hyperreal.org Брайана Белендорфа показал, что Парри изначально хотел создать список, посвященный обсуждению музыки на лейбле Rephlex, но они вместе решили расширить его устав, включив в него музыку. похоже на то, что было на Rephlex, или на то, что было в разных жанрах, но сделано с использованием схожих подходов. Они выбрали слово «интеллектуальный», потому что оно уже появлялось в «Искусственном интеллекте» и потому что оно означало нечто большее, чем просто танцевальная музыка, но при этом оставалось открытым для интерпретации. [ 29 ]

Искусственный интеллект Том. 2
[ редактировать ]Warp Второй «Искусственный интеллект» сборник был выпущен в 1994 году. В альбом вошли фрагменты сообщений из списка рассылки IDM, включенные в типографские иллюстрации Designers Republic . В заметках на обложке Дэвида Тупа признается множество музыкальных и культурных влияний этого жанра, и предлагается считать ни одно из них более важным, чем любое другое. [ 4 ]
В этот период электронная музыка, созданная такими артистами Warp Records, как Aphex Twin (псевдоним Ричарда Д. Джеймса), Autechre, LFO, B12, Seefeel и Black Dog, приобрела популярность среди поклонников электронной музыки, как и музыка исполнителей. на этикетках Rephlex и Skam. Менее известные артисты лейбла Likemind и Кирка Деджорджио лейблов ART и Op-Art , в том числе сам Деджорджио под разными именами (As One, Future/Past и Esoterik), Стив Пиктон (Stasis) и Нурмад Джусат (Nuron) также нашли аудитория, а также более известные артисты разных жанров, такие как Бьорк и Future Sound of London.
IDM по всему миру
[ редактировать ]Североамериканская аудитория приветствовала IDM, и к началу-концу 1990-х годов было основано множество звукозаписывающих компаний IDM, в том числе Drop Beat, Isophlux, Suction, Schematic и Cytrax. [ 30 ]
В 2007 году журнал Igloo Magazine заметил, что «IDM в том виде, в каком мы его знали, — это далекое воспоминание, а напоминания со стороны громких имен сейчас удручающе редки, однако IDM в том виде, в каком мы его теперь знаем, очень жив, хотя и в менее влиятельном и популярном, но все же респектабельная форма», а третья волна художников начала активную деятельность примерно в 2004 году. [ 31 ]
В 2018 году Fact журнал сосредоточил внимание на Майами как на главном импортере/экспортере IDM в США. Среди талантов, вышедших из Майами, были такие люди, как Ричард Дивайн (схема/ деформация ), Alpha 606 , Prefuse-73 (схема/ деформация ), объекты с кнопкой , Отто фон Ширах (схема) и многие другие. В 1993 году Ромуло Дель Кастильо и Омар Клеметсон (Supersoul) начали продюсировать как трип-хоп, так и IDM. Два года спустя Дель Кастильо и Джош Кей позже сформировали дуэт Soul Oddity, который в конечном итоге выпустил свой дебютный альбом Tone Capsule на Astralwerks ( дочерней компании EMI ) в 1996 году. [ 32 ]
Критика термина
[ редактировать ]Британские исполнители электронной музыки и техно , в том числе Aphex Twin, Cylob и Майк Парадинас (AKA μ-Ziq), раскритиковали термин IDM. Парадинас заявил, что термин IDM использовался только в Северной Америке. В критике преобладает использование термина «интеллектуальный» в названии жанра, а также часто обращают внимание на то, что артисты, работающие под этим названием, часто создают музыку, под которую нелегко танцевать.
AllMusic Guide описывает имя IDM как
Яркий термин, предназначенный для обозначения электронной музыки 90-х и более поздних годов, которая одинаково удобна как на танцполе, так и в гостиной, IDM (Intelligent Dance Music) в конечном итоге приобрел значительную негативную огласку, не в последнюю очередь среди легиона танцевальных продюсеров и фанаты, исключение которых из сообщества вызвало вопрос о том, создают ли они танцевальную музыку "Stupid". [ 33 ]
В интервью в сентябре 1997 года Aphex Twin прокомментировал лейбл Intelligent Dance Music:
Я просто думаю, что это действительно забавно — иметь такие термины. По сути, это говорит: «Это разумно, а все остальное глупо». Это действительно противно по отношению к чужой музыке. (смеется) Меня это заставляет смеяться и тому подобное. Я не использую имена. Я просто говорю, что мне что-то нравится или нет. [ 34 ]
Официальное общее название жанра Rephlex Records Aphex Twin - Braindance , о котором Дэйв Сигал из журнала Stylus Magazine спросил, было ли это «ехидной раскопкой насмешливого тега IDM Intelligent Dance Music?» [ 35 ]
Малыш 606 сказал:
Это ярлык, придуманный пиар-компаниями, которым нужны крылатые фразы. Мне нравятся звуки, но я ненавижу то, что люди придают звукам. [ 36 ]
Матмос заметил в Perfect Sound Forever, что
Я состою в веб-списке под названием «IDM» и иногда получаю удовольствие от дискуссий там, потому что мне нравятся некоторые художники, которых относят к этой категории (не говоря уже о том, что мы иногда тоже относимся к этой категории), и потому что вы можете время от времени узнаю об интересных записях в этом списке... Matmos - это IDM, если это означает только "о нем можно говорить в списке IDM" - но я не одобряю этот термин "интеллектуальная танцевальная музыка", потому что это смешно. [ 37 ]
В интервью Resident Advisor в 2016 году Шон Бут из Autechre сказал, что:
Все эти разговоры о том, что мы «умны» и термин «IDM» просто глупы. Я не особо умный человек, я. Я прилежный, я довольно трудолюбивый, но я не настолько умный. У меня нет никакой квалификации, я просто собираю вещи, которые кажутся мне интересными на тот момент... Был также тег «искусственный интеллект», придуманный Варпом, но для меня, как для слушателя, он никогда не говорил: « это более разумно». Это было просто признаком того, что это научно-фантастическая музыка... Дело в том, что почти все артисты того первого сборника AI такие же, как и мы, они были обычными детьми, не особенно умными людьми. Ричард [Д. Джеймс] чертовски болван, Ричи Хотин тоже... Я не знаю, как, черт возьми, ему сходит с рук то, что он делает! [ 38 ]
Отвечая на некоторые из этих критических замечаний, Майк Браун из Hyperreal.org в 2018 году прокомментировал:
Даже в период с 93 по 4 слово «IDM» никто из нас не воспринимал всерьез. Это были всего лишь три буквы, не несущие никакого особого смысла, кроме того, как наше маленькое занудное сообщество называло любую музыку, которая нам нравилась, из области электронной танцевальной музыки. Никто не собирался придумывать название жанра или утверждать, что артисты и фанаты гении. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кардью, Бен (3 июля 2017 г.). «Машины любящей грации: как искусственный интеллект помог техно вырасти» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уинфилд, Адам (24 ноября 2007 г.). «IDM мертв?» . Журнал Иглу . Архивировано из оригинала 1 февраля 2020 года . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ «…лейбл IDM (для авангарда, «интеллектуальная танцевальная музыка»), кажется, основан больше на ассоциации с индивидуалистическими экспериментами, чем на определенном наборе музыкальных характеристик». Батлер, М.Дж., Открытие ритма: ритм, размер и музыкальный дизайн в электронной танцевальной музыке , Indiana University Press, 2006, (стр. 80).
- ^ Перейти обратно: а б «Электронная музыка девяностых годов является ярким примером формы искусства, возникшей из бесчисленных влияний и стимулируемой ими. Пристрастные анализы этой музыки заявляют о поразительном разнообразии основных источников (детройтское техно, нью-йоркское электро + чикагский эйсид, Ино + Боуи). , Кейдж + Райх, Гэри Ньюман + Мандариновая мечта), но это не имеет значения. Заявлять о превосходстве одного источника над другим — значит отрицать лабиринтные переплетения культур: уходит корнями в политическую историю + развитие науки + технологии, но при этом выходит за рамки общества + языка». Туп, Дэвид, в Искусственный интеллект II» примечаниях на обложке журнала « . Архивировано 7 июля 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Туп, Д. (1995), Океан звука , Змеиный хвост, стр. 215-216. ( ISBN 978-1-85242-743-6 ).
- ^ Перейти обратно: а б Поллард, Винсент. «Переводчик» . Восклицайте! . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ИДМ» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Гоббс, диджей (26 февраля 2013 г.). «Клубный словарь: IDM, также известная как интеллектуальная танцевальная музыка» . Список . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 6 июня 2017 г.
- ^ Уинфилд, Адам (24 ноября 2007 г.). «IDM мертв?» . журнал иглу . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
…использование этой идиомы началось в Интернете с появлением в 1993 году списка рассылки IDM, который служил форумом для обсуждения ведущих исполнителей IDM и искусственного интеллекта. Между прочим, когда я спросил Майка Парадинаса (μ-Ziq) о его отношении к этому термину, он прямо ответил: «Никто не использует и не использовал его в Великобритании». Только американцы когда-либо использовали этот термин. Его изобрел Алан Пэрри, который создал список рассылки IDM».
- ^ «Здесь никто на самом деле не слушает IDM», — говорит Майк Парадинас из своего дома в Ворчестере, Великобритания. «Вы просто говорите что-то вроде Aphex Twin, и они, возможно, слышали о нем». Это смелое заявление для Парадинаса, который вместе с друзьями и современниками, такими как Ричард Джеймс (Aphex Twin) и LFO, был одним из определяющих артистов этого жанра в плодородном лондонском танцевальном музыкальном сообществе начала 1990-х». «Никто в Англии не говорит IDM? Нет, только на досках объявлений, когда разговаривают с американцами!» Бен Стирлинг (2003), Junkmedia.org. Архивировано 24 мая 2011 года на Wayback Machine , опубликовано 28 июля 2003 года.
- ^ «Развитие IDM (Интеллектуальная танцевальная музыка) тесно связано со списком рассылки, созданным для обсуждения работы таких выдающихся пост-техно-продюсеров, как Autechre и Aphex Twin; фактически, название «IDM» произошло от списка рассылки, но теперь регулярно применяется рецензентами, лейблами и фанатами». Шерберн, П. (2001:172), Organized Sound (2001), 6: 171–176 Cambridge University Press, 2002.
- ^ Фрер-Джонс, Саша (6 октября 2014 г.). «Принцип удовольствия. Aphex Twin сглаживает края» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ «Амбиентный дом» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Руководство AllMusic, Обзор искусственного интеллекта
- ^ Рейнольдс, Саймон (2012). Energy Flash: путешествие по рейв-музыке и танцевальной культуре . Мягкий пресс для черепа. стр. 156–7.
- ^ …танцевальная сцена менялась, и мы слышали би-сайды, которые не были танцевальными, но были интересными и вписывались в экспериментальный, прогрессивный рок, поэтому мы решили сделать компиляцию «Artificial Intelligence», которая стала важной вехой… это было похоже на мы лидировали на рынке, а не он вел нас, музыка была ориентирована на домашнее прослушивание, а не на клубы и танцполы: люди приходили домой, в ярости, и проводили самую интересную часть ночи, слушая совершенно потрясающую музыку. Звук питал сцену. Бирке С. (2007), «Профиль лейбла: Warp Records» , The Independent (Великобритания), Music Magazine (приложение), газетная статья, опубликованная 11 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс, С. (1999). Экстаз поколения: В мир техно и рейв-культуры , Рутледж, Нью-Йорк (стр. 180-205)
- ^ «Арт-техно Фавориты». Мега-журнал «Реактор» (4): 21 декабря 1992 г.
- ^ «Из всех терминов, придуманных для современной неакадемической электронной музыки (в том смысле, который здесь заложен), слово «электроника» является одним из самых загруженных и противоречивых. Хотя, с одной стороны, это действительно кажется наиболее удобной всеобъемлющей фразой, под при любом анализе он начинает разрушаться. В своем первоначальном смысле 1992-93 годов он во многом совпадал с более явно элитарным «интеллектуальным техно», термином, используемым для установления дистанции и подразумевания. отвращение ко всем другим типам техно, более ориентированным на танцпол, игнорируя тот факт, что многие из его исполнителей, такие как Ричард Джеймс (Aphex Twin), были столь же искусны в брутальных танцевальных треках, как и в том, что его недоброжелатели представляют как потакание своим желаниям эмбиентную «лапшу». . Блейк, Эндрю, Жизнь через поп-музыку , Routledge, 1999. стр. 155.
- ^ Рейнольдс (1998), стр. 181.
- ^ "Coil _The Snow_ EP - Rec.music.industrial | Группы Google" . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Потребности, Крис (26 сентября 1992 г.). «На кончике: маршируя по параду техно-любви в Германии». Рекламный щит . п. 45.
- ^ Макканн, Ян (14 ноября 1992 г.). «Короткое замыкание: Разное: Earth Beat [обзор]». Новый Музыкальный Экспресс : 32.
- ^ «Многообзоров MiniREVIEWS (пожалуйста, без хардкора, мы финны). — alt.rave | Группы Google» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Уиллмотт, Бен (10 июля 1993 г.). «Разное – Global Sweatbox [обзор]». Новый Музыкальный Экспресс : 33.
- ^ [Интеллектуальная танцевальная музыка] «является форумом для обсуждения того, что было названо« интеллектуальной »музыкой, то есть музыкой, которая движет разумом, а не только телом. Однако конкретного определения интеллекта в музыке не существует, артисты Подходящими я считаю FSOL, Orb, Orbital, Richard James (он же Aphex Twin), Black Dog, B12 и другие из серии Warp «Искусственный интеллект». Конечно, список открыт для любых интерпретаций. интеллектуальной танцевальной музыки». Цитата Алана Пэрри из объявления в списке рассылки IDM, размещенного на alt.rave , датированного августом 1993 года.
- ^ «Объявление списка: IDM — alt.rave | Группы Google» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ « Могут ли тупые люди тоже наслаждаться IDM?», первый пост в списке IDM» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ « О: Могут ли тупые люди тоже получать удовольствие от IDM?» Сообщение Брайана Белендорфа в списке IDM» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2007 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ IDM, AllMusic
- ^ Уинфилд, Адам (24 ноября 2007 г.). «IDM мертв?» . журнал иглу . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Финтони, Лоран (1 марта 2018 г.). «Поездка в Майами: Как IDM завоевала США» . Журнал «Факты» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ↑ Страница IDM. Архивировано 23 декабря 2014 г. в Wayback Machine на AllMusic.
- ^ «Интервью Aphex Twin - Perfect Sound Forever» . Furious.com . Архивировано из оригинала 11 июня 2008 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Дэйв Сигал (20 ноября 2003 г.). « Рефлексии!: Сборник Braindance » . Stylusmagazine.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Фестиваль Kid606 Ultrahang» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Посо, Карлос М. (сентябрь 1999 г.). «Интервью Матмоса» . Furious.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
Тем не менее, я состою в веб-списке под названием «IDM» и время от времени получаю удовольствие от дискуссий там, потому что мне нравятся некоторые артисты, которые попадают в эту категорию (не говоря уже о том, что мы тоже иногда попадаем в эту категорию), и потому что время от времени вы можете узнать об интересных записях в этом списке. Как и любое другое сообщество, оно позволяет создавать сети и обмениваться информацией, которая действительно полезна, продуктивна и мощна, но, как и любое сообщество, оно всегда должно определять себя через исключение, кликовость и создание некоторых «других» исключенных терминов: рок-музыка, женщины, нойз, «настоящая» танцевальная музыка. Я заметил, что всякий раз, когда в этом списке обсуждаются вопросы пола или сексуальности, фактор невежества резко возрастает. Matmos — это IDM, если это означает только то, что «о нем можно говорить в списке IDM», но я не одобряю этот термин «интеллектуальная танцевальная музыка», потому что это смехотворно.
- ^ Маггс, Джо (6 июня 2016 г.). «Обзор: Autechre — сеансы NTS 1–4» . Постоянный советник . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Сэм Дэвис (1 августа 2018 г.). «Список IDM дал интеллектуальной танцевальной музыке свое имя и вызывающее наследие» . Порок . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 года . Проверено 3 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рамзи, Бен. « Инструменты, методы и композиция: соединение акустики и IDM ». Электронный контакт! 14.4 – TES 2011: Электроакустический симпозиум в Торонто / Электроакустический симпозиум в Торонто (март 2013 г.). Монреаль: ЦИК .
- Рейнольдс, С. , Energy Flash: путешествие через рейв-музыку и танцевальную культуру , Pan Macmillan, 1998 [также опубликовано в сокращенном виде как Generation Ecstasy: Into the World of Techno and Rave Culture , Routledge, New York 1999] ( ISBN 978-0-330-35056-3 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список рассылки интеллектуальной танцевальной музыки - информация о списке
- Архив сообщений в списке рассылки IDM (1993–2008 гг.)
- оригинальное объявление списка [ постоянная мертвая ссылка ] на alt.rave, 8 августа 1993 г.
- IDM в Керли
- Группа Last.fm для обсуждения исполнителей IDM. Архивировано 21 февраля 2013 г. на Wayback Machine.