R38 Дирижабль класса
R38 Дирижабль класса (класс А ) | |
---|---|
![]() | |
R.38/ZR-2 провел свои первые летные испытания 23 июня 1921 года. | |
Роль | Патрульный дирижабль |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Короткие братья |
Первый полет | 23 июня 1921 г. |
Статус | Разрушен 24 августа 1921 г. |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | 1 |
Количество построенных | 1 (заказы еще на 3 отменены) |
Класс R.38 класс также известный как А ( ) жестких дирижаблей Великобритании был разработан для Королевского флота в последние месяцы Первой мировой войны и предназначался для патрулирования на большие расстояния над Северным морем . Четыре подобных дирижабля изначально были заказаны Адмиралтейством , но заказы на три из них ( Р.39 , Р.40 и Р.41 ) были отменены после перемирия с Германией и Р.38 продан головной корабль класса . в ВМС США в октябре 1919 года до завершения.
24 августа 1921 года R.38 (обозначенный в ВМС США ZR-2 ) был разрушен из-за разрушения конструкции во время полета над городом Халл . Он упал в устье реки Хамбер , в результате чего погибли 44 из 49 членов экипажа на борту и один черный кот по кличке Снежок. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] На момент своего первого полета это был самый большой дирижабль в мире. [ 4 ] Его разрушение было первой из крупнейших катастроф дирижаблей, за ним последовали построенный в Италии американский полужесткий дирижабль «Рома» в 1922 году (34 погибших), французский «Диксмуд» в 1923 году (52 погибших), военный корабль США «Шенандоа» в 1925 году (14 погибших), британский R101 в 1930 г. (48 погибших), военный корабль США «Акрон» в 1933 г. (73 погибших), военный корабль США «Мейкон» в 1935 г. (2 погибших) и немецкий Гинденбург в 1937 г. (36 погибших).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Класс R.38 был разработан с учетом требований Адмиралтейства от июня 1918 года о дирижабле, способном патрулировать в течение шести дней на расстоянии до 300 миль от базы и на высоте до 22 000 футов (6700 м). [ 4 ] Была предусмотрена большая нагрузка вооружения, позволяющая использовать дирижабль для сопровождения надводных кораблей. Проектные работы выполняла группа Адмиралтейства под руководством командира-конструктора CIR Кэмпбелла из Королевского корпуса военно-морских конструкторов. [ 5 ] Контракт на строительство был заключен с Short Brothers в сентябре 1918 года, но расторгнут 31 января 1919 года, еще до начала работ. Затем 17 февраля заказ на него был повторен: в тот же день Освальду Шорту сообщили, что завод в Кардингтоне, Бедфордшир , недавно построенный как специализированное предприятие по производству дирижаблей, должен быть национализирован . [ 6 ] Строительство R.38 началось в Кардингтоне в феврале 1919 года. Он должен был последовать за R.38 с заказами на три дирижабля того же класса: R.39 , идентичный R.38 , который должен был быть построен компанией Armstrong-Whitworth , и два другие, R.40 и R.41 , имеют вариант конструкции с длиной, уменьшенной до 690 футов (210,31 м) из-за ограниченного размера существующих производственных цехов. [ 7 ] Перемирие в сочетании с передачей дирижаблей Адмиралтейства Королевским ВВС и решением национализировать завод дирижаблей Шортс в Королевский завод дирижаблей запутало вопрос о том, кто за что несет ответственность. Конструктор-командир Кэмпбелл стал одновременно менеджером и главным конструктором Королевского завода дирижаблей. [ 8 ]
Позже, в 1919 году, несколько заказов на дирижабли были отменены в качестве меры экономии в мирное время, в том числе три запланированных корабля класса R.38 . [ 4 ] В ходе дальнейшего раунда сокращений отмена незавершенного проекта R.38 также казалась неизбежной, но еще до того, как это произошло, проект был предложен Соединенным Штатам. ВМС США потребовали значительных изменений в дирижабле, включая модификацию носовой части, чтобы обеспечить возможность швартовки к мачте, доступа к мачте с киля и увеличения веса кормы для обеспечения баланса. [ 9 ]
В корпусе находились 14 газовых баллонов, наполненных водородом. 13-сторонние основные рамы находились на расстоянии 49 футов (15 м) друг от друга и состояли из ромбовидных ферм, соединенных 13 основными и 12 вторичными продольными балками и трапециевидным килем. Между каждой парой мэйнфреймов было два вторичных кольцевых кадра. Передняя машина управления крепилась непосредственно к корпусу. Крестообразное оперение представляло собой нераскрепленное консольное оперение и несло аэродинамически сбалансированные рули высоты и рули направления. Шесть двигателей Sunbeam Cossack , каждый из которых приводил в движение двухлопастной толкающий винт, размещались в отдельных машинах, расположенных тремя парами: одна пара в кормовой части машины управления, одна пара в миделе и третья пара в кормовой части. [ 10 ]
Продажа в США
[ редактировать ]ВМС США решили, что хотят пополнить свой флот жесткими дирижаблями, и первоначально надеялись получить два цеппелина в качестве военных репараций , но они были намеренно уничтожены их экипажами в 1919 году. [ 11 ] в действиях, связанных с затоплением немецкого флота в Скапа-Флоу . У компании «Цеппелин» был размещен заказ на новый корабль, который должен был оплатить немцы (который стал военным кораблем « Лос-Анджелес» ), и в связи с этим они также планировали построить один в Соединенных Штатах (который стал военным кораблем « Шенандоа»). ). После известия о предстоящем прекращении R.38 строительства была изучена возможность принятия проекта на себя. В октябре 1919 года было достигнуто соглашение о его покупке за 300 000 фунтов стерлингов. [ 12 ] и работы над дирижаблем возобновились. По мере продвижения работ ВМС США начали проверять документацию, предоставленную им британцами. После серьезных поломок балок во время испытаний командир Джером Хансакер и Чарльз Берджесс подняли вопросы по поводу прочности R.38 . Берджесс пришел к выводу, что «это исследование показывает, что поперечные части R.38 достаточно прочны и не имеют никакого фактора безопасности » . [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Дирижабль должен был пройти сокращенную серию испытаний перед передачей ВМС США, которые должны были перелететь на нем через Атлантику. Дж. Э. Притчард , офицер, отвечающий за летные испытания, предложил провести 100 часов летных испытаний, включая полеты в непогоду, а затем еще 50 часов, проведенных американским экипажем, прежде чем пересечь Атлантику. [ 14 ] Командир отряда «Хауден» Максфилд не согласился и призвал завершить испытания R.38 за один день. Коммодор авиации Эдвард Мейтленд, как человек, наиболее ответственный за испытания R.38, был потрясен и не согласился с этим. Он протестовал против сокращенного графика испытаний. Ему сказали не давать советов, пока его не попросят. [ 15 ] Министерство авиации постановило, что 50 часов будет достаточно. [ 16 ] Решение было принято по незнанию чиновниками, незнакомыми с дирижаблями, а также знающими офицерами, которые не хотели выпускать дирижабль с недоказанной прочностью, подстрекаемые стремлением командира Максфилда вернуться в Америку. [ 17 ]
R.38 совершил свой первый полет 23–24 июня 1921 года, когда он был зарегистрирован как R.38 , но имел американское обозначение ZR-2; [ 18 ] семичасовой полет выявил проблемы с разбалансировкой рулей. С уменьшением площади равновесия верхнего руля направления 17–18 июля был выполнен второй испытательный полет. Проблема с балансировкой управления осталась, и по возвращении в Кардингтон площадь всех рулей уменьшилась. 17–18 июля был совершен третий полет, во время которого дирижабль перелетел из Кардингтона в Хауден, а затем над Северным морем, где скорость была увеличена до 58 миль в час (93 км/ч), в результате чего корабль начал движение. охота на расстоянии около 500 футов (150 м). Многоопытный Притчард взял на себя управление от американского рулевого и уменьшил колебания, но несколько балок в районе мидельмоторных машин уже вышли из строя. Рулевые поверхности все еще были чрезмерно сбалансированы. Что еще более важно, балки промежуточной рамы 7b, а также продольная балка F вышли из строя в одном месте, тогда как рама 7a и продольная F' вышли из строя в двух местах. [ 19 ] R.38 вернулся в Хауден на пониженной скорости. [ 20 ] Работы по усилению прогнутых балок были проведены и завершены к 30 июля на заводе Howden. [ 21 ] По поводу конструкции высказывалось все больше сомнений, в том числе некоторых, высказанных коммодором авиации Э. М. Мейтлендом , очень опытным командиром базы Хауден. Мейтленд призвал, чтобы все будущие скоростные испытания проводились на большей высоте, как это было принято немцами при испытаниях хрупких цеппелинов, на которых была основана конструкция R.38. [ 22 ] Значительную обеспокоенность выразил адмирал Гриффен, глава Бюро паровой техники. Берджесс из Бюро строительства и ремонта также был обеспокоен. [ 23 ] Старр Траскотт из Бюро строительства и ремонта полагал, что отрицательной поддержки адмиралов Гриффина и Тейлора будет достаточно для продления испытаний ZR-2 (R.38), но вскоре он оказался неправ. Адмирал Тейлор поддержал оптимистичный доклад командующего Максфилда от 20 июля. [ 22 ] Позже Траскотт согласился с этим решением, написав: «Мы должны принять корабль в соответствии с британской практикой, то есть, если оно приемлемо для Министерства авиации, оно должно быть и для нас. Вопрос о начале полета зависит от людей в Англии». [ 24 ]
Фатальная авария
[ редактировать ]
23 августа из-за плохой погоды дирижабль был выведен из эксплуатации и ранним утром отправился в свой четвертый полет. [ 25 ] предполагаемым пунктом назначения которого была авиабаза RNAS Pulham в Норфолке, где его можно было пришвартовать к мачте (объект, недоступный в Хаудене). Однако швартовка оказалась невозможной из-за низкой облачности, поэтому дирижабль вернулся на ночь в море. На следующий день, после короткого испытания на скорость (в ходе которого была достигнута скорость 71,9 миль в час (115,7 км/ч)) была начата серия испытаний на поворотах на скорости 62,7 миль в час (100,9 км/ч) и высоте 2500 футов (760 м). [ 26 ] Пролетая над Халлом, началась серия смен управления, которую немцы никогда бы не предприняли на такой малой высоте. Ванн, находившийся в гондоле управления, заявил, что управление никогда не превышало 15 градусов, в то время как Бэйтман из Национальной физической лаборатории, регистрировавший давление на вертикальные плавники, ясно заявил, что рули направления быстро перемещались из жесткого положения в вертикальное. жесткий, при котором было бы от 25 градусов с одной стороны до 25 градусов с другой. [ 27 ] В 17:37, когда корабль находился недалеко от берега недалеко от Халла и на глазах у тысяч зрителей, конструкция рухнула на миделе корабля. Очевидцы сообщили, что видели складки по диагонали вдоль корпуса в сторону кормы. Оба конца поникли. Затем R.38 раскололся, из него выпали люди и предметы. [ 28 ] Две секции разделились, передняя часть загорелась, после чего последовали два колоссальных взрыва. [ 29 ] В результате двух взрывов были разбиты окна на большой площади, при этом пылающая носовая часть быстро упала, а кормовая часть медленно опустилась. [ 30 ] Останки упали на мелководье устья Хамбера . 16 из 17 американцев и 28 из 32 британцев в экипаже погибли, включая Мейтленда и Притчарда. [ 31 ] [ 32 ] Единственным выжившим американцем был Риггер Норман Отто Уокер. [ 33 ] Четверо из выживших находились в хвостовой части, лейтенант полета Арчибальд Герберт Ванн, британский командир R.38, находился в гондоле управления и выжил. [ 34 ] [ 4 ]
В Халле был установлен мемориал. [ 4 ] прошла поминальная служба по случаю столетия а в 2021 году в Халл-Минстере . [ 35 ]
Последствия
[ редактировать ]Потеря R.38, который олицетворял надежду дирижаблей Великобритании, привела к трем официальным расследованиям катастрофы. Первое заседание под председательством вице-маршала авиации сэра Джона Салмонда и состоящее в основном из личного состава британских ВВС было созвано 27 августа. В его компетенцию входило рассмотрение общих обстоятельств аварии, и, хотя он пришел к выводу, что конструкция разрушилась при приложении экстремальных сил управления, было сочтено необходимым провести более детальное техническое исследование конструкции дирижабля. В отчете также подвергалась критике система, согласно которой один орган отвечал как за постройку дирижабля, так и за проверку работ, и, учитывая большие различия между R.38 и предыдущими британскими проектами, считалось, что проект должен был быть подвергнут проверке. более тщательная проверка. [ 36 ]
Адмиралтейство провело второе расследование истории проектирования дирижабля и его конструкции вплоть до того момента, когда он был передан от Адмиралтейства Министерству авиации. В отличие от предыдущего расследования, в этом был сделан вывод, что конструкция не включала в себя никаких новых особенностей, влияющих на прочность дирижабля, и далее утверждалось, что «в то время не существовало органа, который мог бы быть вызван для консультирования по вопросам конструкции». сила Р.38». [ 37 ]
Технический комитет по расследованию под председательством Мервина О'Гормана не были учтены аэродинамические пришел к выводу, что в конструкции нагрузки и что, хотя во время испытаний на конструкцию не было возложено никаких нагрузок, которые не были бы соблюдены при нормальном использовании, последствия совершенных маневров ослабили корпус. Никто не был обвинен, поскольку это не входило в компетенцию комитета. [ 38 ]
Катастрофа R.38 привела к тщательному исследованию конструкции дирижаблей, предшествовавшему проектированию следующих двух дирижаблей, построенных в Великобритании, R.100 и более радикального R.101 . Любопытно то, что практика ответственности за проектирование и, в конечном итоге, оценки летной годности этой конструкции осталась в одних и тех же руках. [ 39 ] Невил Шут Норвеж (писатель Невил Шут ) работал над проектом дирижабля R.100 для Vickers Ltd. с 1924 года. Когда он исследовал предыдущие расчеты дирижабля и прочитал отчеты о крушении R.38 в 1921 году, он «не смог поверьте словам, которые он читал, о том, что «заинтересованные государственные служащие не предприняли никаких попыток рассчитать аэродинамические силы…», и он спросил одного из своих начальников, «может ли это быть правдой». он только подтвердил это, но указал, что никто за это не был уволен и даже не подвергся никакому порицанию». [ 40 ] Для людей, построивших R.38, его продажа ВМС США представляла собой последний шанс спасти что-то от жесткой программы дирижаблей Королевского флота и ее захвата и отказа от ВВС Великобритании. Требования Министерства финансов и командующего ВМС США Максвелла совпали, что привело к риску, который в то время подвергался сомнению и игнорировался, что привело к фатальным последствиям. [ 41 ]

Технические характеристики ( Р.38 /ЗР-2)
[ редактировать ]Данные рейса 6 июня 1921 г.: ZR.2 («R.38»). [ 42 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 28–30 человек
- Длина: 695 футов (212 м)
- Диаметр: 85 футов 4 дюйма (26,01 м)
- Объемы: 2 700 000 куб футов (76 000 м ). 3 )
- Запас топлива: 30 длинных тонн (67 200 фунтов; 30 481 кг)
- Полезный подъемник: 185 900 фунтов (84 300 кг)
- Силовая установка: 6 поршневых двигателей Sunbeam Cossack III V-12 водяного охлаждения мощностью 350 л.с. (260 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 70 миль в час (110 км/ч, 61 узел)
- Крейсерская скорость: 60 миль в час (97 км/ч, 52 узла)
- Дальность: 6500 миль (10500 км, 5600 миль) на крейсерской скорости.
- 5000 миль (4300 миль; 8000 км) при максимальной продолжительной мощности
- Практический потолок: 22 000 футов (6 700 м)
Вооружение
- Орудия: * 1 однофунтовая насадка (предназначена)
- 14 × пушек Льюиса (предполагается)
- Бомбы: * 4 бомбы по 520 фунтов (236 кг) (предназначенные)
- 6 бомб по 230 фунтов (105 кг) (предназначено)
Мемориальная премия R.38
[ редактировать ]В декабре 1922 года Совет Королевского авиационного общества решил учредить ежегодную премию за технические работы по дирижаблям, открытые для международного конкурса. Это будет известно как Мемориальная премия R.38. [ 43 ] Первая Мемориальная премия R.38 была присуждена К.П. Берджессу, Джерому Хансакеру и Старру Траскотту, представившим свою работу «Прочность жестких дирижаблей». [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Список аварий дирижаблей
- Список дирижаблей ВМС США
- Список катастроф в Великобритании и Ирландии по числу погибших
Примечания
[ редактировать ]- ^ , «Снежок». Кошки на флоте, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2022, стр.152.
- ^ Историческая Англия . «Памятник дирижаблю в Халле (1512866)» . Записи исследований (ранее PastScape) . Проверено 12 января 2013 г. «Запись включает в себя подробные сведения о корабле, полете и крушении».
- ^ Дриггс, Лоуренс Ла Туретт (7 сентября 1921 г.). «Падение дирижабля» . Перспективы . Том. 129. Нью-Йорк. стр. 14–15 . Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Р38/ЗР2» . Фонд наследия дирижаблей . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Суинфилд 2012, с. 78
- ^ Хайэм 1961, стр. 204–205.
- ^ Хайэм 1961, с. 207.
- ^ Джеймисон 1994, с. 57.
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. «Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 34
- ^ Робинсон 1973, стр. 168–169.
- ^ Суонборо, Г. и Бауэрс, премьер-министр авиации ВМС США с 1912 года (2-е изд.), стр. 587. Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 978-0-370-10054-8 .
- ^ Робинсон 1973, с. 169
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер (1982). «Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 35.
- ^ Джеймисон 1994, с. 77
- ^ Джеймисон 1994, с. 78
- ^ Робинсон 1974, с. 170
- ^ Джеймисон 1994, с. 79
- ^ «Дирижабль Р-38» . Исторический отдел ВМФ . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 39
- ^ Хайэм 1961, с. 221
- ^ «Катастрофа дирижабля» (PDF) . Инженер . 2 сентября 1921 г. с. 231 . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 40
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 41
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 42
- ^ Альтхоф 2004, с. 4
- ^ Хайэм 1961, с. 222
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 45
- ^ Джеймисон 1994, с. 101.
- ^ Джеймисон 1994, с. 102.
- ^ Джеймисон 1994, с. 104.
- ^ Фотография мемориальной доски ВМС США, показывающая потери США.
- ^ Фотография мемориальной доски ВМС США, показывающая британские потери.
- ^ Дуглас Х. Робинсон и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982, стр. 220, примечание 36
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (25 августа 1921 г.). «Вечерний мир. [том] (Нью-Йорк) 1887–1931, 25 августа 1921 года, окончательное издание Уолл-стрит, изображение 2» . п. 2. ISSN 1941-0654 . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «В Халл-Минстере состоится церемония, посвященная 100-летию со дня катастрофы дирижабля Хамбер» . Халл Дейли Мейл . 17 августа 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Следственная комиссия Р.38» . Полет . 13 октября 1921 г. с. 671.
- ^ «Редакционный комментарий» . Полет . 19 января 1922 г., стр. 31–32.
- ^ «Авария с дирижаблем HM R.38» . Полет . 2 марта 1922 г. с. 139.
- ^ Джеймисон 1994, с. 121.
- ^ Правило слайда 1954 , стр. 55–57.
- ^ Джеймисон 1994, с. 124.
- ^ « ZR.2 («Р.38»): Посещение Королевского завода дирижаблей» . Полет . XIII (650 (Том XIII № 23)): 387–389. 9 июня 1921 г.
- ^ «Приз памяти R38» . Аэронавигационный журнал . 26 (144): 461. Декабрь 1922 г. - через Cambridge Core.
- ^ Джеймисон 1994, с. 138.
Ссылки
[ редактировать ]- Дирижабльонлайн. 2006. Airshipsonline - Airship Heritage Trust: R38 , последний доступ 28 июня 2008 г.
- Альтхоф, Уильям Ф. Военный корабль США «Лос-Анджелес: почтенный дирижабль и авиационные технологии ВМФ» . Брасси, 2004, с. 4
- Робинсон, Дуглас Х. и Чарльз Л. Келлер. « Вверх, корабль!»: Жесткие дирижабли ВМС США, 1919–1935 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982. ISBN 0-87021-738-0
- Гриль, Манфред и Дрессель Йоахим, Цеппелин! История немецкого дирижабля , 1990 г. ISBN 1-85409-045-3
- Хайэм, Робин. Британский дирижабль 1908–1931 гг . Хенли-он-Темз: Фулис, 1961.
- Джеймисон, Т. В. Икар над Хамбером , Lampada Press, 1994 г. ISBN 1-873811-03-9
- Моуторп, Сес. Боевые сумки: британские дирижабли Первой мировой войны , 1995 г. ISBN 0-905778-13-8
- Норвегия, Невилл Шют (1954). Слайд-правило . Лондон: Уильям Хайнеманн.
- Суинфилд, Джон. Дирижабль: проектирование, разработка и катастрофа . Лондон: Конвей, 2012. ISBN 978-1-84486-138-5
- Лорд Вентри и Юджин Колесник. Карманная книга Джейн 7 - Разработка дирижабля , 1976 г. ISBN 0-356-04656-7
- Лорд Вентри и Юджин Колесник. Сага о дирижаблях: История дирижаблей глазами людей, которые их проектировали, строили и управляли ими , 1982 год. ISBN 0-7137-1001-2
- Статья BBC Humber о катастрофе R38
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Катастрофа «Р.38»» . Полет . Том. XIII, нет. 35. 1 сентября 1921. стр. 589–592. № 662 . Проверено 27 апреля 2012 г. Подробный современный отчет об аварии R38, включая рассказы выживших, ранние предположения о причине и отчеты об официальной реакции. Редакционная версия находится на страницах 581–582 .
- «Почитание умерших» . Полет . Том. XIII, нет. 36. 8 сентября 1921. с. 606. № 663 . Проверено 27 апреля 2012 г. Современный отчет о похоронах жертв R38.
- « Р.38 «Следственная суд» . Полет . Том. XIII, нет. 41. 13 октября 1921. с. 671. № 668 . Проверено 28 апреля 2012 г. Отчет следственной комиссии по делу об аварии R38. Редакционный комментарий находится на страницах 667–668 .
- Смит, Альфред Эмануэль (21 сентября 1921 г.). «Уроки ЗР-2» . Перспективы . Том. 129. С. 80, 82 . Проверено 30 июля 2009 г. Фотография места крушения.
- Дирижабли Соединенного Королевства
- Жесткие дирижабли ВМС США
- Авиационные происшествия и происшествия в Англии
- История Кингстонапон-Халла
- Авиационные происшествия и происшествия в 1921 году
- 1921 год в Англии
- Британский патрульный самолет 1920-х годов
- Аварии и инциденты с воздушными шарами и дирижаблями
- Катастрофы 1921 года в Соединенном Королевстве
- 1920-е годы в Восточном райдинге Йоркшира.