Jump to content

Ученик, которого любил Иисус

Фраза « μαθητὴς ὃν ἠγαπα ὁ Ἰησοῦς ученик, которого любил Иисус » ( древнегреческий : , латинизированный : ho mathētēs hon ēgapā ho Iēsous ) или в Иоанна 20:2 ; « любил Иисус » ( Другой ученик, которого ton allon mathētēn hon ephilei ho Iēsous ), используется шесть раз в Евангелии от Иоанна : [ 1 ] но ни в каких других в Новом Завете рассказах об Иисусе . Иоанна 21:24 [ 2 ] утверждает, что Евангелие от Иоанна основано на письменном свидетельстве этого ученика.

С конца первого века любимого ученика принято отождествлять с Иоанном Богословом . [ 3 ] Ученые спорят об авторстве Иоанновой литературы (Евангелия от Иоанна, Посланий Иоанна и Книги Откровения ) по крайней мере с третьего века, но особенно со времен Просвещения . Авторство Иоанна Богослова отвергается многими современными учёными. [ 4 ] [ 5 ] но не совсем. [ 6 ] Среди иоаннических ученых существует единодушие в том, что любимый ученик был реальной исторической личностью. [ 7 ] но нет единого мнения о том, кем был любимый ученик. [ 8 ]

Источники

[ редактировать ]
Святые Петр и Святой Иоанн бегут ко Гробу , картина Джеймса Тиссо ок. 1886–1894 гг.

Ученик, которого любил Иисус, упоминается в Евангелии от Иоанна шесть раз:

  • Именно этот ученик, возлежа рядом с Иисусом на Тайной вечере , спрашивает Иисуса, кто предаст его, после того как Петр попросил об этом. [ 9 ]
  • Позже, во время распятия , Иисус говорит своей матери : «Женщина, вот твой сын», а любимому ученику он говорит: «Вот твоя мать». [ 10 ]
  • Когда Мария Магдалина обнаруживает пустую гробницу, она бежит сообщить об этом любимому ученику и Петру. Двое мужчин устремляются к пустой гробнице, и любимый ученик достигает ее первым. Однако Питер входит первым. [ 11 ]
  • В Иоанна 21: [ 12 ] В последней главе Евангелия от Иоанна любимый ученик — один из семи рыбаков, совершивших чудесный улов 153 рыб . [ 13 ] [ 14 ]
  • Также в последней главе книги, после того как Иисус намекает на то, каким образом Петр умрет, Петр видит, что любимый ученик следует за ними, и спрашивает: «А что насчет него?» Иисус отвечает: «Если Я хочу, чтобы он оставался, пока Я не приду, что тебе до того? Следуй за Мной». [ 15 ]
  • Опять же, в последней главе Евангелия говорится, что сама книга основана на письменном свидетельстве ученика, которого любил Иисус. [ 16 ]

В других Евангелиях не упоминается ни один человек в параллельных обстоятельствах, который мог бы быть напрямую связан с любимым учеником. Например, в Луки 24:12: [ 17 ] Петр бежит ко гробу. Матфей, ​​Марк и Лука не упоминают ни одного из 12 учеников, ставших свидетелями распятия. [ нужна ссылка ]

В Новом Завете также есть две ссылки на неназванного «другого ученика» в Иоанна 1:35–40 и Иоанна 18:15–16: [ 18 ] что может относиться к одному и тому же человеку, исходя из формулировки Иоанна 20:2. [ 19 ] [ 20 ]

Личность

[ редактировать ]

Иоанн Апостол

[ редактировать ]
Иисус и Иоанн на Тайной вечере , картина Валентина Булонского.

В заключительных словах Евангелия от Иоанна о возлюбленном ученике прямо говорится: «Именно этот ученик свидетельствует об этом и написал это, и мы знаем, что свидетельство его истинно». [ 21 ]

Евсевий , писавший в четвертом веке, записал в своей «Истории Церкви» письмо, которое, по его мнению, было написано Поликратом Эфесским ( ок. 130–196 ) во втором веке. Поликрат считал, что Иоанн был тем, кто «возлежал на груди Господней», предполагая отождествление с любимым учеником:

Иоанн, который был и свидетелем, и учителем, «возлежавшим на груди Господней» и, будучи священником, носил священническое облачение. Он заснул в Эфесе . [ 22 ]

Августин Гиппопотамский также считал, что Иоанн был любимым учеником (354–430 гг. н.э.) в своих «Трактатах о Евангелии от Иоанна» . [ 23 ]

Предположение о том, что любимый ученик был одним из Апостолов, основано на наблюдении, что он, очевидно, присутствовал на Тайной вечере , а Матфей и Марк утверждают, что Иисус ел с Двенадцатью. [ 24 ] Таким образом, наиболее частая идентификация происходит с Иоанном Апостолом , который тогда был бы тем же, что и Иоанн Богослов . [ 25 ] Меррил Ф. Унгер обосновывает это методом исключения. [ 26 ]

Тем не менее, хотя некоторые современные ученые продолжают разделять точку зрения Августина и Поликрата, [ 27 ] [ 28 ] растущее число [ нужна ссылка ] не верьте, что Иоанн Апостол написал Евангелие от Иоанна или какое-либо другое произведение Нового Завета, традиционно приписываемое ему, что затрудняет поддержание этой связи «Иоанна» с любимым учеником. [ 4 ]

Некоторые ученые [ ВОЗ? ] [ ласковые слова ] дополнительно предложили гомоэротическую интерпретацию отношений Иисуса с любимым учеником, хотя такое прочтение Священных Писаний оспаривается другими. [ 29 ] [ 30 ] Тилборг предполагает, что портрет в Евангелии от Иоанна «положительно настроен на развитие возможного гомосексуального поведения». Однако он предупреждает, что «в кодексе   [...] такое воображаемое гомосексуальное поведение не является выражением гомосексуализма». Между тем, теолог Исмо Дундерберг также исследовал этот вопрос и утверждает, что отсутствие общепринятых греческих терминов для «любовника» и «возлюбленного» обесценивает эротическое прочтение. [ 31 ] [ 32 ]

Отношения между Иисусом и Иоанном, безусловно, интерпретировались некоторыми [ ВОЗ? ] [ ласковые слова ] как имеющая физическую эротическую природу еще в 16 веке (хотя и в еретическом контексте) - это задокументировано, например, в суде по делу о богохульстве над Кристофером Марлоу , которого обвиняли в утверждении, что «св. Иоанн Богослов был сожителем Христос и склонялся всегда к груди Своей, чтобы Он использовал Его, как грешников Содомских » . [ 33 ] Обвиняя Марлоу в «греховной природе» гомосексуальных действий, Яков I Английский неизбежно вызывал сравнения с его собственными эротическими отношениями с герцогом Бекингемом , которые он также сравнивал с отношениями любимого ученика. [ 34 ] Наконец, Франческо Кальканьо , монах Венеции , [ 35 ] Христа предстал перед судом и был казнен в 1550 году за утверждение, что «св. Иоанн был катамитом ». [ 30 ]

Уэйн Дайнс также делает ссылку на современность, когда в 1970-х годах в Нью-Йорке была создана популярная религиозная группа под названием «Церковь любимого ученика» с намерением дать позитивное прочтение отношений и поддержать уважение к однополой любви. . [ 30 ]

Любимый ученик также отождествляется с Лазарем из Вифании , на основании Иоанна 11:5: [ 36 ] «Иисус возлюбил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» и Иоанна 11:3, [ 37 ] «Поэтому сестры его послали к Нему сказать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен». [ 38 ]

Согласно Бену Уизерингтону III, также важен тот факт, что характер любимого ученика не упоминается до воскрешения Лазаря (Лазарь воскрес в Иоанна 11 , тогда как любимый ученик впервые упоминается в Иоанна 13 ). [ 39 ]

Фридрих Бальц утверждает, что идентификация Лазаря, свидетельства того, что любимый ученик был священником, и древняя традиция Иоанна - все верно. Бальц говорит, что семья детей Боэта , известная из Иосифа Флавия и раввинской литературы, — это одна и та же семья в 11-й главе Евангелия: Лазарь, Марфа и Мария из Вифании. Согласно Иоанна 11:5, это любимая семья. Историческим Лазарем был Елеазар, сын Боэта, который когда-то был первосвященником Израиля и происходил из клана, в котором было несколько первосвященников. Традиционно приписываемый автор Евангелия Иоанн не был членом Двенадцати, а был сыном Марфы (Сукка 52б). Он очень соответствует описанию, данному епископом Поликратом в его письме, священника, приносящего жертвы и носившего петалон (т. е. эмблему первосвященника). Этот Иоанн «Старший» был последователем Иисуса, о котором упоминает Папий Иерапольский , и очевидцем его служения. Он был подходящего возраста, чтобы дожить до времен Траяна (по словам Иринея). Бальц говорит, что Джон, вероятно, ученик «Иисус любит» , а Елеазар — ученик, которого «Иисус любит» в Евангелии. [ 40 ]

Мария Магдалина

[ редактировать ]
Кающаяся Магдалина , Мария Магдалина, Эль Греко , ок. 1580 г.

Рамон К. Джузино (1998) предположил, что любимой ученицей Евангелия от Иоанна изначально была Мария Магдалина . [ 41 ] Но, как отмечают Маткин и другие, Мария и возлюбленный ученик появляются в одной и той же сцене в 20-й главе Евангелия от Иоанна. [ 42 ]

Чтобы сделать это утверждение и сохранить согласованность с Священным Писанием, предлагается теория, что отдельное существование Марии в двух общих сценах с любимым учеником, Иоанна 19: 25–27. [ 43 ] и Иоанна 20:1–11, [ 44 ] связано с более поздними изменениями, поспешно внесенными для утверждения Евангелия в конце 2-го века (в частности, Иоанна 19: 25–27, поскольку присутствие любимого ученика у подножия креста упоминается только сразу после того, как Мария Магдалина упоминается в списке). женщин также присутствовали, а не были первыми, и он не указан сопровождающим мать Иисуса на кресте раньше перечисленных женщин только после того, как Иисус признал его и поручил ему присматривать за своей матерью, если установлено присутствие любимого ученика); Утверждается, что обе сцены имеют несоответствия как внутри, так и по отношению к синоптическим Евангелиям. [ 20 ] Таким образом, это грубое редактирование могло быть сделано для того, чтобы Мария Магдалина и ее любимая ученица выглядели разными людьми. [ нужна ссылка ]

В Евангелии от Марии , являющемся частью апокрифов Нового Завета (в частности, библиотеки Наг-Хаммади ), некая Мария, которую обычно называют Марией Магдалиной, постоянно упоминается как любимая Иисусом больше, чем другие. [ 45 ] В Евангелии от Филиппа , другом гностическом тексте Наг-Хаммади, то же самое конкретно говорится о Марии Магдалине. [ 46 ]

Неизвестный священник или ученик

[ редактировать ]

Брайан Дж. Кэппер утверждает, что любимый ученик был священником квазимонашеской, мистической и аскетической еврейской аристократии, расположенной на престижном юго-западном холме Иерусалима, которая устроила в этом месте последний ужин Иисуса. [ 47 ] цитируя ученого Д.Э. Уайтли, который пришел к выводу, что возлюбленный ученик был хозяином тайной вечери. [ 48 ] Чтобы объяснить характерное обозначение любимого ученика как человека, которого любит Иисус, Кэппер предполагает, что язык «любви» был особенно связан с еврейскими группами, которые выявили отличительные социальные характеристики «виртуозной религии» в аскетических общинах. [ 49 ] Британский ученый Ричард Бокэм [ 50 ] приходит к аналогичному выводу, что любимый ученик, который также является автором Евангелия, приписываемого Иоанну, вероятно, был искушенным в литературе членом удивительно обширного семейного клана первосвященников.

Герд Тайссен и Аннет Мерц предполагают, что свидетельство могло исходить от менее известного ученика, возможно, из Иерусалима. [ 51 ]

Иаков, брат Иисуса

[ редактировать ]

Джеймс Д. Табор [ 52 ] утверждает, что любимый ученик — Иаков, брат Иисуса (тип родственника Иисуса, брата или двоюродного брата, зависит от того, как переводить это слово). Одним из нескольких доказательств, предлагаемых Фавором, является буквальное толкование Иоанна 19:26: [ 53 ] «Тогда, когда Иисус увидел Матерь Свою и ученика, которого Он любил, стоящего рядом, Он сказал Матери Своей: Жено! се, сын твой». Однако в другом месте Евангелия любимый ученик называет воскресшего Иисуса «Господом», а не «моим братом». [ 54 ]

Табор также цитирует отрывок, в котором Иисус называет Иакова «моим возлюбленным» (дважды) в апокрифическом Втором Апокалипсисе Иакова II века , как указание на то, что Иаков является любимым учеником. [ 55 ] Этот отрывок гласит:

И Иисус поцеловал меня в рот. Он схватил меня и сказал: «Моя любимая! Вот, я открою вам то, что знали небеса и ангелы. Вот, я открою тебе все, возлюбленный мой. Вот, я открою вам то, что сокрыто. Но теперь протяни руку. Теперь держи меня».

Причины сокрытия личности по имени

[ редактировать ]
Святой Иоанн на Патмосе , Питер Пауль Рубенс , ок. 1611

Теории об отсылке часто включают попытку объяснить, почему вообще используется эта анонимизирующая идиома, а не указывать личность.

Предложений по этому поводу множество. Одно из распространенных предположений состоит в том, что автор скрыл свое имя просто из скромности. Другая причина заключается в том, что сокрытие служило политическим соображениям или причинам безопасности, необходимыми из-за угрозы преследований или затруднений во время публикации Евангелия. Автор мог быть высокопоставленным человеком в Иерусалиме, скрывавшим свою принадлежность к христианству. [ 50 ] или анонимность могла быть уместна для человека, ведущего замкнутую жизнь аскета, и один из многих безымянных учеников в Евангелии мог быть либо самим любимым учеником, либо другими под его руководством, которые из смирения своего аскетического посвящения скрыли свою личность или отнесли свое свидетельство к свидетельству своего духовного учителя. [ 56 ]

Мартин Л. Смит, член Общества св. Иоанна Богослова , пишет, что автор Евангелия от Иоанна, возможно, намеренно скрыл личность любимого ученика, чтобы читатели Евангелия могли лучше идентифицировать отношения ученика с Иисусом. :

Возможно, ученик никогда не называется по имени, никогда не индивидуализируется, чтобы нам было легче принять, что он свидетельствует о близости, предназначенной для каждого из нас. Близость, которой он наслаждался, является знаком моей и вашей близости, потому что мы во Христе и Христос в нас. [ 57 ]

Искусство

[ редактировать ]

В искусстве любимый ученик часто изображается в виде безбородого юноши, обычно в образе одного из Двенадцати Апостолов на Тайной вечере или вместе с Марией при распятии. В некоторых средневековых произведениях искусства любимый ученик изображается с головой на коленях Христа. Многие художники по-разному интерпретировали Иоанна 13:25: [ 58 ] в котором ученик, которого любил Иисус, «возлежал рядом с Иисусом» (ст. 23; более буквально, «на/на груди/лоне Его», en to kolpo ). [ 59 ]

  1. ^ Иоанна 13:23 , Иоанна 19:26 , 20:2 , Иоанна 21:7 , Иоанна 21:20
  2. ^ Иоанна 21:24
  3. ^ Евсевий Кесарийский, церковной истории Книга III. Глава XXII.
  4. ^ Jump up to: а б Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии: введение для читателя (2-е изд.). Пало-Альто: Мэйфилд. п. 355. ИСБН  978-0-87484-696-6 . Хотя древние традиции приписывают апостолу Иоанну Четвертое Евангелие, Книгу Откровения и три послания Иоанна, современные ученые полагают, что он не написал ни одного из них.
  5. ^ Келли, Джозеф Ф. (1 октября 2012 г.). История и ересь: как исторические силы могут создавать доктринальные конфликты . Литургическая пресса. п. 115. ИСБН  978-0-8146-5999-1 .
  6. ^ Вагнер, Рихард; Хелер, Ларри Р. (2011). Книга Откровения для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 26. ISBN  9781118050866 . другие современные ученые энергично защищают традиционный взгляд на апостольское авторство.
  7. ^ Нейринк, Франс (1991). Евангелика II: 1982–1991: Сборник очерков . Питерс Паблишинг. ISBN  9789061864530 .
  8. ^ Маткин, Дж. Майкл (2005). Полный справочник идиота по гностическим евангелиям . Пингвин. ISBN  9781440696510 . но нет единого мнения относительно настоящей личности Возлюбленного ученика.
  9. ^ Иоанна 13: 23–25.
  10. ^ Иоанна 19: 26–27.
  11. ^ Иоанна 20: 1–10.
  12. ^ Джон 21
  13. ^ Иоанна 21: 1–25.
  14. ^ Джеймс Д.Г. Данн и Джон Уильям Роджерсон, Комментарий Эрдмана к Библии , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003, с. 1210, ISBN   0-8028-3711-5 .
  15. ^ Иоанна 21: 20–23.
  16. ^ Иоанна 21:24
  17. ^ Луки 24:12
  18. ^ Иоанна 1:35–40 и Иоанна 18:15–16.
  19. ^ Иоанна 20:2
  20. ^ Jump up to: а б Браун, Раймонд Э. 1970. «Евангелие от Иоанна (xiii-xxi)». Нью-Йорк: Doubleday & Co., страницы 922, 955.
  21. ^ Иоанна 21:24
  22. ^ «NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, жизнь Константина, хвалебная речь Константина - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org .
  23. ^ Трактат 119 (Иоанна 19:24-30). Цитата: «Евангелист говорит: «И с того часа ученик взял ее к себе», говоря о себе. Таким образом, действительно, он обычно называет себя учеником, которого любил Иисус: который, несомненно, любил их. все, кроме него, выше других, и с более близким расположением, так что Он даже заставил его прислоняться к Своей груди во время ужина, чтобы, я полагаю, таким образом более высоко оценить божественное превосходство этого самого Евангелия; После этого он должен был проповедовать с его помощью».
  24. ^ Матфея 26:20 и Марка 14:17.
  25. ^ "'любимый ученик'" в Кросс, Флорида ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  26. ^ Меррилл Ф. Унгер, Новый библейский словарь Унгера , Чикаго: Moody, 1988; п. 701
  27. ^ Хан, Скотт (2003). Евангелие от Иоанна: Католическая учебная Библия Игнатия . Игнатиус Пресс. п. 13. ISBN  978-0-89870-820-2 .
  28. ^ Моррис, Леон (1995). Евангелие от Иоанна . Вм. Б. Эрдманс. п. 12. ISBN  978-0-8028-2504-9 .
  29. ^ Ниссинен, Мартти (2004). Гомоэротизм в библейском мире: историческая перспектива . Крепость Пресс. ISBN  978-1-4514-1433-2 .
  30. ^ Jump up to: а б с Дайнс, Уэйн Р. (2016). Энциклопедия гомосексуализма . Тейлор и Фрэнсис. стр. 125–6. ISBN  978-1-317-36811-3 .
  31. ^ Тилборг, Сьеф ван (1993). Образная любовь у Джона . ОЧКИ. стр. 109 и 247–8. ISBN  90-04-09716-3 .
  32. ^ Дандерберг, Исмо (2006). Любимый ученик в конфликте?: Возвращаясь к Евангелиям от Иоанна и Фомы . ОУП Оксфорд. п. 176. ИСБН  978-0-19-928496-2 .
  33. ^ MJ Троу, Талиесин Троу, Кто убил Кита Марлоу?: Контракт на убийство в елизаветинской Англии , Лондон, 2002, стр. 125
  34. ^ Бержерон, Дэвид М. (2002). Король Джеймс и письма гомоэротического желания . Университет Айовы Пресс. ISBN  978-1-58729-272-9 . [ не удалось пройти проверку ]
  35. ^ Такер, Скотт (1997). Странный вопрос: очерки о желаниях и демократии . Саут-Энд Пресс. ISBN  978-0-89608-577-0 .
  36. ^ Иоанна 11:5
  37. ^ Иоанна 11:3
  38. ^ WRF Браунинг, Библейский словарь , Oxford University Press, 1996, стр. 207.
  39. ^ Уизерингтон III, Бен. OneBook Daily-Weekly, Евангелие от Иоанна, издательство Seedbed, 2015 г. ISBN   978-1-62824-203-4
  40. ^ Бальц, Фредерик В. (2011). Тайна любимого ученика: новые доказательства, полный ответ . Паб Инфинити. ISBN  978-0-7414-6205-3 .
  41. ^ 1998. «Мария Магдалина, автор Четвертого Евангелия?»
  42. ^ Дж. Майкл Маткин · Полное руководство идиота по гностическим евангелиям 2005 г. «Евангелие от Иоанна, как и все евангелия Нового Завета, анонимно. Единственными намеками на личность его автора являются загадочные ссылки на «ученика, которого Иисус любил», который считается источником евангельской истории.   [...] Некоторые даже предполагают, что Мария Магдалина, но Мария и любимый ученик появляются в одной и той же сцене у Иоанна. 20, так что это очень маловероятно».
  43. ^ Иоанна 19: 25–27.
  44. ^ Иоанна 20: 1–11.
  45. ^ Кинг, Карен Л. Почему все эти споры? Мария в Евангелии от Марии. «Какая Мария? Марии раннехристианской традиции» с. 74. Ф. Стэнли Джонс, изд. Брилл, 2003 г.
  46. ^ См . http://www.gnosis.org/naghammam/gop.html.
  47. ^ «С самыми старыми монахами...» Свет из ессейской истории о карьере любимого ученика?, Журнал теологических исследований 49 (1998), стр. 1–55.
  48. ^ DEH Уайтли, «Был ли Иоанн написан саддукеем?», «Взлет и упадок римского мира», II.25.3 (под ред. Х. Темпорини и В. Хаазе, Берлин: Де Грюйтер, 1995), стр. 2481–2505, эта цитата со стр. 2494
  49. ^ Брайан Дж. Кэппер, «Иисус, виртуозная религия и сообщество товаров». В книге Брюса Лонгенекера и Келли Либенгуд, ред., «Увлекательная экономика: сценарии Нового Завета и раннехристианская интерпретация», Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2009, стр. 60–80.
  50. ^ Jump up to: а б Бокэм, Ричард. Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2008. ISBN   978-0-8028-3162-0
  51. ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). Глава 2. Христианские источники об Иисусе.
  52. ^ Табор, Джеймс Д. Династия Иисуса: скрытая история Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства , Саймон и Шустер (2006) ISBN   978-0-7432-8724-1
  53. ^ Иоанна 19:26
  54. ^ Иоанна 21:7
  55. ^ Питер Кирби
  56. ^ Брайан Дж. Кэппер, Иисус, виртуозная религия и сообщество товаров. В книге Брюса Лонгенекера и Келли Либенгуд, ред., «Увлекательная экономика: сценарии Нового Завета и раннехристианская интерпретация», Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2009, стр. 60–80.
  57. ^ Смит, Мартин Л., SSJE (1991). «Прилегая к груди Иисуса» . Сезон для духа (изд. К десятой годовщине). Кембридж, Массачусетс: Публикации Коули . п. 190 . ISBN  1-56101-026-Х . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  58. ^ Иоанна 13:25
  59. ^ Родни А. Уитакр, «Иисус предсказывает свое предательство». Комментарии IVP к Новому Завету, Intervarsity Press, 1999. ISBN   978-0-8308-1800-6

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бальц, Фредерик В. Тайна любимого ученика: новые доказательства, полный ответ . Издательство «Бесконечность», 2010. ISBN   0-7414-6205-2 .
  • Чарльзуорт, Джеймс Х. Любимый ученик: чье свидетельство подтверждает Евангелие от Иоанна? . Тринити Пресс, 1995. ISBN   1-56338-135-4 .
  • Смит, Эдвард Р. Ученик, которого любил Иисус: раскрытие автора Евангелия от Иоанна. Книги Штайнера/Антропософская пресса, 2000. ISBN   0-88010-486-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd6937c09a41a7f09fead49aa0654425__1722804660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/25/dd6937c09a41a7f09fead49aa0654425.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Disciple whom Jesus loved - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)