Дуглас F4D Скайрей
F4D (F-6) Скайрей | |
---|---|
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 23 января 1951 г. |
Введение | 1956 |
Ушедший на пенсию | 1964 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВМС США Корпус морской пехоты США |
Произведено | 1950–1958 |
Количество построенных | 422 |
Развитый в | Дуглас F5D Скайлансер |
Douglas F4D Skyray (позже переименованный в F-6 Skyray ) — американский палубный сверхзвуковой истребитель - перехватчик, разработанный и производимый компанией Douglas Aircraft Company . Это был первый военно-морской истребитель, превысивший скорость звука в горизонтальном полете, и последний истребитель, произведенный компанией Douglas Aircraft Company до ее слияния с McDonnell Aircraft и переименованной в McDonnell Douglas .
Разработка Skyray была начата Дугласом в конце 1940-х годов как проектное исследование D-571-1 . Это был перехватчик с треугольным крылом, способный развивать высокую скороподъемность, что позволяло быстро перехватывать приближающиеся бомбардировщики противника. Предложение Дугласа было выбрано официальными лицами ВМФ для выполнения формального требования, выпущенного в 1948 году. Решение использовать двигатель Westinghouse J40 для него турбореактивный в дальнейшем привело бы к значительным трудностям, поскольку этот двигатель был бы отменен до запуска в производство. Аэродинамические проблемы также привели бы к длительному циклу разработки: значительные изменения в конструкцию были внесены даже после того, как в июне 1954 года состоялся первый полет серийного стандартного Skyray. Skyray был объявлен готовым к вводу в эксплуатацию флота в апреле 1956 года, что позволило ввести его в эксплуатацию. Вскоре после этого как с ВМС США (USN), так и с Корпусом морской пехоты США (USMC).
У Skyray был относительно короткий срок службы, в течение которого он ни разу не участвовал в реальных боевых действиях. Несмотря на это, это был первый авианосный самолет, установивший в мире абсолютный рекорд скорости, достигнув максимальной скорости 752,943 миль в час. [1] [2] (1 211,744 км/ч). [3] Он также установил новый рекорд времени набора высоты, пролетев с места на высоту 49 221 фут (15 003 м) за две минуты 36 секунд, причем все это при полете с углом тангажа 70 °. Последние Skyrays были выведены из эксплуатации в феврале 1964 года, хотя некоторые из них продолжали эксплуатироваться в экспериментальных целях Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (NACA) до конца десятилетия. F5D Skylancer представлял собой усовершенствованную разработку F4D Skyray, которая в конечном итоге не поступила на вооружение.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Skyray возник в результате исследования конструкции D-571-1 , выполненного Дугласом и профинансированного ВМС США (USN). Это был скороподъемный чистый перехватчик с треугольным крылом и парой двигателей Westinghouse J34 турбореактивных , оснащенных форсажными камерами для дополнительного ускорения. [4] У D-571-1 было относительно толстое крыло без обычного фюзеляжа, за исключением капсулообразной кабины в переднем положении. Всего впереди передней кромки крыла выступали четыре 20-мм пушки; Альтернативное вооружение состояло из ракет со стабилизированным вращением. [5] В исследовании дизайна использовались разработки и исследования немецкого аэродинамика Александра Липпиша , который переехал в Соединенные Штаты после окончания Второй мировой войны и чьи работы были изучены несколькими членами команды дизайнеров Дугласа. [6] В июне 1947 года ВМС заключили с Дугласом контракт на проведение предварительного расследования и инженерных работ по концепции вплоть до стадии макета. [5]
По мере доработки конструкции было решено существенно уменьшить толщину крыла, чтобы увеличить его скоростные возможности. [7] Двойной двигатель J34 также был заменен на один двигатель Westinghouse J40 . Была включена только одна гидравлическая система, поэтому были также предусмотрены меры, позволяющие выполнить реверс вручную в случае отказа гидравлической системы. [8] Основным вооружением также стали ракеты, которые размещались в контейнерах на пилонах под крылом. Официальное эксплуатационное требование было выпущено ВМФ в 1948 году, однако, по словам автора авиации Томми Х. Томасона, то, что контракт будет присужден Дугласу с самого начала, было, по-видимому, предрешено. [8] Особенностью этого требования была возможность перехватить и уничтожить самолет противника на высоте 50 000 футов (15 240 м) в течение пяти минут после подачи сигнала тревоги. [9] В то время стратеги ВМФ были особенно обеспокоены угрозой, которую представляли для его авианосных боевых групп высотные советские бомбардировщики; кроме того, поскольку ранние реактивные самолеты нуждались в топливе и имели ограниченную продолжительность полета, чтобы максимально увеличить время нахождения самолета-перехватчика на станции, ВМС хотели, чтобы такой самолет обладал относительно высокой скороподъемностью, чтобы его можно было запустить и быстро достичь рабочей высоты. [10]
Из-за многочисленных изменений в конструкции рассмотрение макета было отложено почти на год и состоялось в марте 1949 года. [11] Одна из критических замечаний, высказанных на этом этапе, заключалась в том, что положение носа вверх было больше, чем ожидалось, что потребовало внесения изменений в носовую часть и обтекатель самолета для улучшения внешней видимости пилота. [11] Более актуальным вопросом будет двигатель J40, предназначенный для установки на самолет. Группа разработчиков Дугласа решила предусмотреть приспособления, облегчающие использование других двигателей в качестве меры на случай непредвиденных обстоятельств; [12] этот подход оказался весьма удачным, поскольку у J40 были особенно трудные разработки, и в конечном итоге его отменили, а серийные экземпляры так и не были поставлены. [13] В качестве временной меры прототип пришлось оснастить двигателем Allison J35 . [6]
Долгосрочной заменой J40 на серийных самолетах стал Pratt & Whitney J57 , более мощный, но значительно больший двигатель. Поскольку первоначальная конструкция воздухозаборника не подходила для J57, ее пришлось изменить. [14] Последующие задержки в программе привели к тому, что несколько других самолетов, таких как North American F-100 Super Sabre и МиГ-19 Микояна-Гуревича , были приняты на вооружение. [6]
В июне 1954 года состоялся первый полет серийного стандартного Skyray, после чего последовал интенсивный период летных испытаний и ремонтно-конструкторских работ. [12] Кормовую часть пришлось перепрофилировать, чтобы устранить нежелательную тряску, а также уменьшить лобовое сопротивление . В сентябре 1955 года на борту авианосца «Тикондерога» были проведены первоначальные испытания на пригодность авианосца . [12] До начала 1956 года серийные самолеты не поставлялись, в апреле того же года о готовности к вводу в эксплуатацию было объявлено. [12] 419 самолетов F4D-1 (позже получивших обозначение F-6 по единой системе обозначений Всего до окончания производства в 1958 году будет произведено ).
Skyray представлял собой широкое треугольное крыло с длинными, резко стреловидными и закругленными крыльями. Свое название он получил за сходство со скатом манта . [15] В толстых корнях крыла находились воздухозаборники, питавшие единственный турбореактивный двигатель. Топливо находилось как в крыльях, так и в глубокой части фюзеляжа. Предкрылки на передней кромке были установлены для увеличения подъемной силы при взлете и посадке, а задняя кромка состояла в основном из элевонных рулей. [8] Дополнительные тангажа триммеры были установлены внутри самолета рядом с выхлопной трубой и фиксировались вверх при взлете и посадке. У него была относительно уникальная для того времени конструкция, которая стала ключевым фактором в том, что Skyray стал одним из самых известных первых реактивных истребителей. Его ласково называли «Форд» (по буквам «Четверка» и «D» в его обозначении). [16] В 1953 году Эдвард Х. Хайнеманн был награжден Collier Trophy в знак признания его работы над дизайном F4D. [17]
Операционная история
[ редактировать ]В апреле 1956 года VC-3 стала первой эскадрильей, достигшей боевого статуса с F4D-1. [1] Позже это подразделение было переименовано в VFAW-3 и передано в состав NORAD , став единственной истребительной эскадрильей ВМС США в составе преимущественно ВВС США (USAF) и Королевских ВВС Канады (RCAF). VFAW-3 постоянно базировался на авиабазе NAS North Island в Сан-Диего.
Корпус морской пехоты США (USMC) также эксплуатировал Skyray. Когда в сентябре 1962 года Министерство обороны приняло единую систему обозначения самолетов, созданную по образцу системы обозначения самолетов ВВС США, F4D был переименован в F-6A Skyray . F4D Douglas (старое обозначение) не следует путать с F-4D (новое обозначение) — последний представляет собой вариант «D» McDonnell F-4 Phantom II, эксплуатируемого ВВС США. [18]
Skyray был разработан исключительно для выполнения задач перехвата на большой высоте, с высокой скоростью и углом набора высоты. Он установил новый рекорд времени набора высоты, пролетев с места на высоту 49 221 фут (15 003 м) за две минуты 36 секунд, при этом летая под углом тангажа 70 °. [1] Как специализированный перехватчик, F4D не подходил для выполнения многоцелевых задач, которые становились все более востребованными, поэтому у этого типа была относительно короткая карьера на службе как в USN, так и в USMC. Помимо многочисленных эскадрилий ВМФ и Корпуса морской пехоты, эскадрильи военно-морского и воздушного резерва VF-881, VF-882 и VMF-215 на Skyray также летали . Последней действующей эскадрильей была VMF(AW)-115 , которая летала на Skyray до февраля 1964 года. Всего четыре самолета использовались в экспериментальных целях Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (NACA) (который позже был переименован в NASA ) до 1969 года. [19]
F5D Скайлансер
[ редактировать ]F5D Skylancer был создан на основе F4D и должен был стать преемником Skyray, способным развивать скорость 2 Маха. Хотя было построено и запущено в эксплуатацию четыре прототипа, проект был отменен как слишком похожий по параметрам миссии на F8U Crusader , а также для уменьшения зависимости от Douglas Aircraft, которая также производила несколько других самолетов для ВМС США. [19] [20] Это решение фактически отстранило Дугласа от активной разработки истребителей. [21]
Варианты
[ редактировать ]- XF4D-1
- Прототипы; переименован в YF-6A в 1962 году, построено два.
- Ф4Д-1
- Одноместный истребитель, серийная модель; переименован в F-6A в 1962 году, построено 420 штук.
- Ф4Д-2
- Модернизированный F4D-1 на J57-F-14, заказ на 100 экземпляров отменен.
- Ф4Д-2Н
- Версия F4D-2 с удлиненным носовым корпусом с двумя радиолокационными сканерами, проект превратился только в F5D Skylancer .
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- XF4D-1
- 124587 — Перед главными воротами военно-морской базы воздушного вооружения Чайна-Лейк , Калифорния . Он предоставлен Национальным музеем военно-морской авиации , военно-морской авиабазой Пенсакола , Флорида . [22]
- Ф4Д-1 (Ф-6А)
- 134748 - Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . Он предоставлен Национальным музеем морской авиации. [23]
- 134764 — военно-морская авиабаза Патаксент-Ривер в округе Сент-Мэри, штат Мэриленд . Он предоставлен Национальным музеем морской авиации. [24]
- 134806 — Национальный музей военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [25]
- 134836 – Музей моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» в Нью-Йорке . Первоначально выставлялся в Музее авиации Новой Англии, а затем переехал в Интрепид в 2021 году. [26]
- 134936 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд в Мемориальном аэропорту Пуэбло , Колорадо . [27]
- 134950 — Парк авиационного наследия на авиабазе ВМС Океана в Вирджиния-Бич, Вирджиния . Он предоставлен Национальным музеем морской авиации. [28]
- 139177 – Музей авиации «Летающий Лезернек» на авиабазе морской пехоты Мирамар в Сан-Диего, Калифорния . Он предоставлен Национальным музеем морской авиации. [29]
Технические характеристики (Ф4Д-1)
[ редактировать ]Данные американского истребителя [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 45 футов 3 дюйма (13,79 м)
- Размах крыльев: 33 фута 6 дюймов (10,21 м)
- Высота: 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
- Площадь крыла: 557 кв. футов (51,7 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 0007-63/30-9,5 ; наконечник: NACA 0004-5 63/30-9,5 [30]
- Пустой вес: 16 024 фунта (7 268 кг)
- Полная масса: 22 648 фунтов (10 273 кг)
- Максимальный взлетный вес: 27 116 фунтов (12 300 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney J57-P-8 , -8A или -8B турбореактивный с форсажной камерой, тяга 10 200 фунтов силы (45 кН) всухую, 16 000 фунтов силы (71 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 627 узлов (722 миль в час, 1161 км/ч) на уровне моря.
- Диапазон: 610 миль (700 миль, 1130 км)
- Перегоночная дальность: 1040 миль (1200 миль, 1930 км)
- Практический потолок: 55 000 футов (17 000 м)
- Скорость набора высоты: 18 300 футов/мин (93 м/с).
- Нагрузка на крыло: 41 фунт/кв. фут (200 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,71
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм пушки Colt Mk 12 , по две на каждом крыле сразу за передней кромкой, в середине крыла, внизу, боезапас 65 снарядов на орудие.
- Ракеты:
- 6 блоков по 7 неуправляемых ракет диаметром 2,75 дюйма (70 мм) или
- 4 блока по 19 неуправляемых ракет диаметром 2,75 дюйма (70 мм)
- Ракеты: 4 AIM-9 Sidewinder. ракеты класса «воздух-воздух»
- Бомбы: 2 бомбы по 2000 фунтов (907 кг).
Авионика
- РЛС APQ-50А
- Aero 13F РЛС управления огнем
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дассо Супер Мистер
- Грумман F-9 Кугар
- Грумман F-11 Тайгер
- Макдоннелл F3H Демон
- Североамериканский FJ-4 Ярость
- Сабля Vought F7U
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ангеллючи 1987, с. 92.
- ^ Кэйгилл 2006, с. 175.
- ^ Франсильон 1979, с. 480.
- ^ Томасон 2008, стр. 129, 143.
- ^ Jump up to: а б Томасон 2008, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Кэйгилл 2006, с. 157.
- ^ Томасон 2008, стр. 143-144.
- ^ Jump up to: а б с Томасон 2008, с. 144.
- ^ Ангеллючи 1987, с. 91.
- ^ Томасон 2008, стр. 128-129, 143.
- ^ Jump up to: а б Томасон 2008, с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д Томасон 2008, с. 152.
- ^ Томасон 2008, с. 129.
- ^ Томасон 2008, стр. 151-152.
- ^ Ганстон 1981, с. 67.
- ^ Ганстон 1981, с. 70.
- ^ "Награды Collier Trophy". Архивировано 11 декабря 2008 года в Wayback Machine Национальной ассоциации аэронавтики . Проверено: 27 февраля 2008 г.
- ^ Томасон 2008, с. 266.
- ^ Jump up to: а б Ганстон 1981, с. 73.
- ^ Томасон 2008, стр. 230-231.
- ^ Томасон 2008, с. 262.
- ^ Прогулка вокруг Skyray. Очень необычный самолет , найден 22 марта 2024 г.
- ^ "F4D Skyray/134748." Архивировано 7 апреля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F4D Skyray/134764." aerialvisuals.ca Дата обращения: 27 января 2015 г.
- ^ "F4D Skyray/134806." Архивировано 18 марта 2015 года в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "Бесстрашный музей Скайрей". Музей моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный». Проверено: 24 апреля 2022 г.
- ^ "F-4D Skyray/134936." Архивировано 30 октября 2013 года в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod . Проверено: 29 февраля 2008 г.
- ^ "F4D Skyray/134950." aerialvisuals.ca Дата обращения: 27 января 2015 г.
- ^ "F4D Skyray/139177." Архивировано 11 октября 2017 года в Музее авиации Wayback Machine Flying Leatherneck. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN 0-85429-635-2 .
- Кейгилл, Питер (2006). Звуковой барьер: тернистый путь к MACH 1.0+ . Издательство «Каземат». ISBN 1-84415-456-4 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-370-00050-1 .
- Франкель, Марк (2010). Killer Rays: История Douglas F4D Skyray и F5D Skylancer . Северный филиал, Миннесота, США: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-155-0 .
- Грин, Уильям; Поллинджер, Джеральд (1955). Самолеты мира . Лондон, Великобритания: Макдональд.
- Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 0-85059-463-4 .
- Поузи, Карл (июль 2006 г.). «Красивая альпинистка». Воздух и космос .
- Уильямс, Ник; Гинтер, Стив (1986). «Дуглас F4D Скайрей». Морские истребители №13 . Сими-Вэлли, Калифорния, США: Ginter Books. ISBN 0-942612-13-2 .
- Винчестер, Джим, изд. (2006). «Дуглас F4D Скайрей». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон, Великобритания: Grange Books. ISBN 1-84013-929-3 .
- Винчестер, Джим (2006). Истребитель: лучший в мире боевой самолет с 1913 года по настоящее время . Нью-Йорк, США: Barnes & Noble Publishing и Parragon Publishing. ISBN 0-7607-7957-0 .
- Ру, Элоди (2007). Турбореактивные и турбореактивные двигатели: справочник по базе данных . Эд. Элоди Ру. ISBN 978-2-9529380-1-3 . Проверено 28 января 2019 г.
- Иллюстрированная энциклопедия авиации № 196 - Издания Атлас
- Томасон, Томми Х. (2008). Превосходство ВМС США в воздухе: развитие корабельных реактивных истребителей, 1943-1962 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-58007-110-9 .