Возвышение (литургия)
В восточно- и западнохристианской литургической практике воздвижение — это ритуальное поднятие освященных Святых Тела и Крови Христовых во время совершения Евхаристии . Этот термин особенно применяется к тому, когда в католическом римском обряде мессы чаша Святое Тело Христово (Хозяин) и , содержащая Драгоценную Кровь Христа , поднимаются и показываются прихожанам сразу после освящения каждого из них. . Этот термин может также относиться к музыкальному произведению, сыгранному или спетому в то время. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]возносится Святое Причастие В некоторых христианских литургиях перед Обрядом Причастия , которое показывает прихожанам, как акт благоговения, Кого они собираются принять. Возвышение практиковалось уже во времена Апостольских постановлений . [ 2 ]
В византийском обряде это возвышение происходит как последний экфонезис , то есть громкое восклицание священника перед Причастием. Он поднимает Агнца (Сонму) немного над дискосом (патеном) и восклицает: Τὰ ἅγια τοῖς ἁγίοις , т. е. Святые (освященные) вещи (Тело и Кровь Христовы) для святых (освященных) людей. В ответ народ, а точнее хор, восклицает: «Один свят, один Господь Иисус Христос во славе Бога Отца» или подобные слова. Фраза «Святыни для святого народа» встречается в Апостольских постановлениях, а также в Мосарабском обряде , но в другом месте. [ 3 ] [ 4 ]
В римском обряде это мессы возвышение сопровождается словами Ecce Agnus Dei. Ecce qui tollit peccata mundi (Вот Агнец Божий. Вот Тот, кто берет на себя грехи мира), перекликаясь со словами Иоанна Крестителя в Иоанна 1:29 . [ 5 ]
Византийский обряд
[ редактировать ]Подобное поклонение Святым Тайнам происходит и при причащении верующих. Священник передает чашу диакону, который, выходя в Святые врата, высоко поднимает ее и восклицает: «В страхе Божием и верою приблизьтесь». В этот момент все присутствующие совершают простирание (если только это не воскресенье или праздник , в этом случае просто делают поясной поклон) и хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне; Бог есть Господь и явился нам».
Единственный другой торжественный подъем чаши после освящения в Восточных Церквах происходит после причащения верующих. Священник поднимает чашу и крестит ею антиминс , тихо произнося: «Благословен Бог наш...». Затем он поворачивается к верующим, поднимает чашу, в которой все еще находятся освященные Тело и Кровь Христовы, и произносит вслух остальную часть благословения: «...Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор отвечает: «Да наполнятся уста наши хвалою Твоей, Господи, чтобы воспевать славу Твою. Ибо Ты удостоил нас причаститься святых, божественных, бессмертных и животворящих Твоих Тайн. Утверди нас. во Святейшество Твое, да во весь день размышляем о правде Твоей Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!»
В Литургии св. Иоанна Златоуста Агнец возносится также непосредственно перед смыканием завесы на иконостасе перед Причастием, когда Священник заявляет: «Святое для Святых», а верующие отвечают: «Едино Свято». Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь». Затем певчие произносят молитвы перед причастием, в то время как епископ(ы), священник(и) и диакон(ы) причащаются в алтаре. [ 6 ]
Римский обряд
[ редактировать ]Возвышения после освящения
[ редактировать ]Назначение двух возвышений, которыми сначала поднимаются Гостия , а затем Чаша после того, как священник произнес Слова установления , указано в рубриках Римского Миссала , который даже для Тридентской Мессы предписывает священнику «показать народу» Гостию и Чашу. [ 7 ]
Поднятие выше уровня головы священника необходимо для того, чтобы священник, не оборачиваясь, показал освященный элемент людям, когда они находятся за его спиной. Соответственно, Тридентский римский Миссал предписывает священнику поднять Гостию или Чашу настолько высоко, насколько это возможно. [ 8 ]
Эти возвышения представляют собой введение в римский обряд позднего средневековья. Обычай зародился в Северной Европе и был принят в Риме только в четырнадцатом веке. [ 3 ] [ 4 ] Поначалу единственным возвышением на этом месте была Гостия без Чаши. Первым епископом, который, как известно, приказал показать Гостию, был епископ Парижский Эуд де Сюлли (1196–1208). [ 9 ] Этот обычай быстро распространился, но показ Чаши появился лишь позже, не был универсальным и никогда не был принят картезианцами. [ 4 ] [ 10 ] Коленопреклонения, сопровождающие возвышения, появились еще позже и стали официальной частью обряда только с появлением Папы Пия V 1570 Римского Миссала года. [ 11 ]
Цель показа Воинства людям состоит в том, чтобы они поклонялись Ему. К двенадцатому веку его для этой цели поднимали с поверхности алтаря на уровень груди священника, пока он произносил слова освящения. Опасаясь, что люди будут поклоняться Гостии еще до ее посвящения, в тринадцатом веке епископы запрещали священникам поднимать ее на виду у других, прежде чем произнести слова. [ 12 ] Практика ясного вознесения Гостии перед их глазами сразу после посвящения была задумана как знак того, что переход от хлеба к Телу Христову произошел на этом этапе, вопреки мнению тех, кто считал, что это изменение произошло только тогда, когда хлеб и Тело Христово произошли. оба вина были освящены. [ 4 ] [ 13 ]
Показ Хозяина и сам вид его привлекли огромное внимание. Рассказы о приобретенных таким образом привилегиях получили широкое распространение: «Его не могла постичь внезапная смерть. Он был застрахован от голода, инфекции, опасности пожара и т. д.». [ 4 ] «Поднимите его выше, сэр священник!» — кричали те, кто жаждал увидеть эту возвышенность. [ 14 ] или «Подождите, сэр священник, подождите». [ 15 ] Видимо, для того, чтобы дать людям возможность прийти в церковь на короткое время, необходимое для того, чтобы увидеть возвышение Гостии, был введен звон предупредительного колокола. [ 4 ] [ 16 ] Дэвид Аерс пишет: «Позднесредневековая месса была для подавляющего большинства христиан зрелищем, где благочестивое посещение показа тела Христа гарантировало целый ряд благ, которые можно бесконечно повторять». [ 17 ] «[T] the Host было чем-то, что можно было увидеть, а не съесть, - объясняет Имон Даффи, - это высшая точка мирского опыта мессы». [ 18 ]
Свеча возвышения
[ редактировать ]До 1960 года тридентская форма Римского Миссала предусматривала, что со стороны алтаря, посвященной Посланию, следует ставить свечу, которая должна была зажигаться на возвышении. [ 19 ] На практике, за исключением монастырей и особых случаев, это вышло из употребления задолго до того, как Папа Иоанн XXIII заменил раздел об общих рубриках Римского Миссала своим Кодексом рубрик . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] который больше не упоминал об этом обычае.
Свечу называли свечой возвышения, свечой освящения или свечой Санктуса. [ 23 ]
Целью зажжения свечи или факела в этот момент было дать людям в плохо освещенных церквях возможность увидеть вознесенную Гостию, по той же причине, по которой за алтарем поместили темную завесу, чтобы создать явный контраст с белым. Хозяин. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Средневековые миниатюры часто изображают возвышение Господня, когда служитель алтаря поднимает ризу священника, чтобы обеспечить максимальную высоту, взяв на себя часть веса облачения, и в то же время держит вверху длинный стержень, увенчанный зажженной свечой, примерно на высоту той же высоты, что и поднятый Хост. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Через Него... вся честь и слава
[ редактировать ]Более древнее возвышение Гостии и Чаши происходит во время Мессы римского обряда, когда священник произносит заключительное славословие Евхаристической молитвы: Per ipsum et cum ipso et in ipso est tibi Deo Patri omnipotenti in unitate Spiritus Sancti omnis Honor et Gloria per omnia saecula saeculorum (Через Него, и с Ним, и в Нем, Боже, Всемогущий Отец, в единстве Святого Духа, вся слава и честь Тебе, во веки веков).
Присутствие этого возвышения в римском обряде можно проследить как минимум до девятого века. [ 4 ]
В форме Тридентской Мессы Гостия и Чаша приподняты лишь незначительно. [ 30 ] и всего на четыре коротких слова: omnis Honor et Gloria . В форме после 1970 года возвышение продолжается на протяжении всего заключительного славословия, а также во время Аминь, которым люди отвечают на Евхаристическую молитву: [ 31 ] и высота, на которую возносятся диск с Гостией и Чашей, не ограничивается рубриками.
В нынешней форме обряда священник поднимает диск с Гостией и Чашей во время пения или произнесения славословия. [ 32 ] диакон, если он есть, поднимает Чашу. Если диакона нет, то на сослуженной Мессе один из сослужителей заменяет диакона. В противном случае празднующий священник поднимает и Гостию, и Чашу вместе.
Вот Агнец Божий
[ редактировать ]Третий из трех случаев Мессы римского обряда, когда священник держит освященную гостию, — это Святое Причастие. [ 33 ] Прежде чем самому причаститься и прежде чем раздать Причастие другим, священник «показывает верующим Евхаристический Хлеб, держа его над диском или над чашей, и приглашает их на трапезу Христову». [ 34 ] При этом он говорит: Ecce Agnus Dei, ecce qui tollit peccata mundi. Beati qui ad cenam Agni vocati sunt (Вот Агнец Божий. Вот Тот, кто берет на себя грехи мира. Блаженны званые на вечерю Агнца). И снова, при раздаче Причастия, «Священник слегка приподнимает дарию и показывает ее каждому из причащающихся, произнося (во II послеватиканской мессе): «Тело Христово». [ 35 ]
Примечание о предложении Тридентской мессы.
[ редактировать ]При приношении Тридентской мессы священник поднимает надколенник с неосвященной гостией и чашу с неосвященным вином на уровень груди в случае надколенника, при этом высота, на которую должна быть поднята чаша, не указана. [ 36 ] произнося молитвы о приношении «этой непорочной жертвы» и «чаши спасения». [ 37 ]
Более поздняя форма Римского Миссала избегает использования подобных молитв-приношений в преддверии Евхаристической молитвы и даже жестов, которые можно было бы истолковать как жесты приношения простого хлеба и вина. При произнесении молитв, сопровождающих возложение на жертвенник диска с хлебом и чаши с вином, священнику велено держать их лишь «слегка приподнятыми». [ 38 ]
Лютеранская практика
[ редактировать ]Сам Мартин Лютер защищал практику возвышения как провозглашение реального присутствия . [ 39 ]
После протестантской Реформации лютеране в основном отказались от возвышения, поместив Евхаристию в категорию бенефициума, а не жертвоприношения, то есть как дар от Бога верным, а не от верных Богу. Однако возобновившийся интерес к литургии вернул эту практику в лютеранские общины.
Во многих лютеранских церквях, где это практикуется, возвышение может происходить как сразу после освящения стихий, так и во время пакса . Это возвышение дает возможность преклониться перед реальным присутствием Христа, либо глубоко поклонившись в поясе, либо преклонив колени . [ 40 ] В «Ежедневном богослужении» говорится: «Прихожане должны перекреститься при вознесении/преклонении колен и тихо приветствовать нынешнего Христа исповеданием святого Фомы: «Господь мой и Бог мой». [ 40 ]
Элементы также могут быть подняты после пения Молитвы Господней , посредством которой служащий может использовать элементы, чтобы перекрестить прихожан .
Точная практика возвышения в лютеранской общине несколько менее единообразна, чем в римско-католической или восточно-православной общине. Поэтому в лютеранской общине существует множество конкретных практик, направленных на возвышение и почитание реальных элементов.
В искусстве
[ редактировать ]-
Возвышение воинства Симоны Мартини в Ассизи, ок. 1325 г., с возвышением свечи
-
Венская миниатюра около 1470 г.
-
Миниатюра около 1479 г.
-
Возвышающаяся свеча на картине около 1500 года в Национальной галерее в Лондоне.
Музыка
[ редактировать ]Марк-Антуан Шарпантье : составил сорок семь возвышений (между 1670 и 1700 годами), каталожные номера от H.233 до H.280.
Галерея
[ редактировать ]-
Папа Бенедикт XVI поднимает гостию
-
Священник возносит Хозяина (действие незавершено)
-
Возвышение Чаши на мессе в Лурде
-
Возвышение воинства в Версальском обряде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Колдуэлл и Бонни Дж. Блэкберн. «Высота». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. 10 января 2011 г. < http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/08705 >.
- ^ Адриан Фортескью, Месса – исследование римской литургии , второе издание (Longmans, Green and Company, Лондон, Великобритания, 1913), стр. 337–8.
- ^ Jump up to: а б Фортескью, с. 338
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герберт Терстон, Возвышение в католической энциклопедии (1909). Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ Хью Генри, Agnus Dei (в литургии) в Католической энциклопедии (1907). Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ Хопко, Томас. Православная вера. Шестое издание. II. Сайосетт, Нью-Йорк: Православная церковь в Америке, 1972. 191. Печать.
- ^ ...он говорит: « Ибо это мое Тело . Сказав эти слова, он тотчас же преклоняет колени и поклоняется освященной Гостии: он встает, показывает людям …» ( Канон Мессы в Римском Миссале 1962 г. , Архив 2020 г. ) -03-08 в Wayback Machine
- ^ «как можно удобнее» ( Обряд следует соблюдать во время служения мессы, VIII, 5 - страница LX в Римском Миссале 1962 года). Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Фортескью, с. 340
- ^ Фортескью, с. 341
- ^ Терстон, с. 341
- ^ Фортескью, с. 339
- ^ Фортескью, стр. 339-340.
- ^ Журнал Time, 29 марта 1948 г., Обзор Грегори Дикса, Форма литургии ; ср. Альфред МакБрайен, Евхаристия, Краткая история . Архивировано 18 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Джим Аллен, Как это было... и когда-либо будет ; Архивировано 31 декабря 2009 г. в Wayback Machine, см. Фортескью, стр. 341–342.
- ^ Фортескью, с. 342
- ^ Фиона Сомерсет, Джилл К. Хэвенс, Деррик Г. Питард (редакторы), лолларды и их влияние в позднесредневековой Англии (Boydell Press, 2003). ISBN 0-85115-995-8 ), стр. 117.
- ^ Даффи, Снятие алтарей (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1992), 95-96
- ^ «Из той же части Послания следует приготовить свечу, которую нужно зажечь для совершения Таинства» (Общие рубрики Миссала, XX)
- ^ Ирландские церковные записи 1905 г., стр. 361)
- ^ Йозеф Андреас Юнгманн, Месса римского обряда (Бензигер, 1955), том. 2, с. 141]
- ^ Арчдейл Артур Кинг, Литургии религиозных орденов (Лонгманс, Грин, 1955)
- ^ Американское церковное обозрение 1956, стр. 135
- ^ Юнгманн 1955, том. 2, с. 209
- ^ Джон Бертрам О'Коннелл, Церковное строительство и отделка (Университет Нотр-Дам, 1955), стр. 211
- ^ П. Броу: «Подъем в мессе» в Ежегоднике литургической науки 9 (1929), стр. 41]
- ^ Джозеф Бауселс и Рейг, Жизнь в средние века (Высший совет научных исследований, Барселона, 2004 г.) ISBN 84-00-08245-1 ), с. 839
- ^ Ричард Маркс, Найджел Дж. Морган, Золотой век английской миниатюрной живописи (Чатто и Виндус, 1981)
- ^ Литургическое искусство, тт. 3-4 (1934)
- ^ "немного поднять"
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 151 г.
- ^ [1] , 151; Евхаристическая молитва I, II, III и IV; 98, 106, 114 и 123.
- ^ Джон Харрис, «Более глубокое понимание массы»
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 84.
- ^ Орден Мессы, 134
- ^ Обряд, который следует соблюдать при совершении Мессы, VII 2 - с. 58 в Римском миссале 1962 года. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ «этот безупречный хозяин... спасительная чаша» – стр. 220-221 в Римском Миссале 1962 года. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 141-142.
- ^ Статья о высоте в христианской циклопедии.
- ^ Jump up to: а б Кертис, Хит (3 февраля 2011 г.). «Евхаристическое поклонение» . Gottesdienst . Проверено 23 апреля 2024 г.