Бристоль Британия
Тип 175 Британия | |
---|---|
![]() BOAC Britannia Model 312 во время трансатлантического рейса в аэропорту Манчестера в 1962 году. | |
Общая информация | |
Тип | Турбовинтовой авиалайнер |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Дизайнер | Доктор Арчибальд Э. Рассел [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | БОАК |
Количество построенных | 85 |
История | |
Изготовлено | 1952–1960 |
Дата введения | 1 февраля 1957 года в составе BOAC. |
Первый полет | 16 августа 1952 г. |
Варианты | Canadair CP-107 Аргус Canadair CL-44/Canadair CC-106 Юкон Конрой Скаймонстр |
Bristol Type 175 Britannia — вышедший из эксплуатации британский средней и дальней дальности, авиалайнер построенный компанией Bristol Airplane Company в 1952 году для удовлетворения потребностей британской гражданской авиации. Во время разработки два прототипа были потеряны, а турбовинтовые двигатели оказались подвержены обледенению воздухозаборников , что задержало ввод в эксплуатацию, пока искали решения.
К моменту завершения разработки «чистые» реактивные авиалайнеры из Франции, Великобритании и США собирались поступить в эксплуатацию, и, следовательно, до окончания производства в 1960 году было построено только 85 самолетов Britannia. Тем не менее, Britannia считается одним из из вех в конструкции турбовинтовых авиалайнеров и пользовался популярностью у пассажиров. Он стал известен как «Шепчущий гигант» за тихий внешний шум и плавный полет, хотя пассажирский салон оставался менее спокойным. [ 2 ] [ 3 ]
Canadair приобрела лицензию на строительство Britannia в Канаде, добавив еще 72 самолета в двух вариантах. Это были удлиненные самолеты Canadair CL-44/Canadair CC-106 Yukon и сильно модифицированный Canadair CP-107 Argus морской патрульный самолет .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1942 году, во время Второй мировой войны , авиастроение союзников привело к тому, что Великобритания по необходимости сконцентрировалась на тяжелых бомбардировщиках , оставив производство транспортных самолетов США. [ 4 ] В результате в конце войны у Великобритании осталось бы мало опыта в транспортном строительстве, поэтому в 1943 году комитет под руководством лорда Брабазона из Тары исследовал будущий британский рынок гражданских авиалайнеров. Комитет Брабазона призвал разработать несколько самолетов в соответствии с его спецификациями для нужд гражданской авиации Великобритании. [ 5 ]
«Бристоль» выиграла контракты Типа I и Типа III, поставив в 1949 году модель Типа I — Bristol Brabazon . [ 6 ] Требования к требованиям империи средней дальности (MRE) British Overseas Airways Corporation (BOAC) 1946 года совпадали с Типом III, Спецификацией C.2/47 , выпущенной в апреле 1947 года министром снабжения . [ 7 ] В спецификациях предусматривался авиалайнер, способный перевозить 48 пассажиров и оснащенный Bristol Centaurus радиальными двигателями или Napier Nomad с турбонаддувом дизельным двигателем . [ 8 ] Рассматривались также турбовинтовые варианты, но они были настолько новыми, что «Бристоль» не мог гарантировать их работоспособность. [ 8 ] [ 9 ]
Хотя в конце 1946 года рассматривались внутренние предложения компании «X» по переоборудованию Lockheed Constellations в силовые установки Centaurus 662 или «Y» по лицензионному производству Constellation, BOAC решила, что предпочтение отдается совершенно новой конструкции. [ 7 ] После споров между Министерством снабжения и BOAC по поводу затрат, в июле 1948 года проекту было присвоено обозначение Model 175. [ 10 ] Было заказано три прототипа, первый из которых был Mk 1 (Centaurus 662), а второй и третий прототипы получили обозначение Mk 2 (которые будут конвертированы в турбовинтовые двигатели Bristol Proteus , которые тогда находились в стадии разработки). [ 1 ]
В октябре 1947 года, когда работы уже шли, Бристоль остановился на конструкции с двигателем «Центавр» полной массой 103 000 фунтов (47 000 кг) и полезной нагрузкой 13 300 фунтов (6 000 кг). Ожидаемый рейс Карачи - Каир потребовал ограничения на 48 мест, включая достаточное количество топлива для длительного этапа. 5 июля 1949 года Министерство снабжения заказало пять таких прототипов при том понимании, что BOAC заключит контракт на производство 25 единиц. [ 8 ] 28 июля BOAC приобрела варианты для 25 самолетов с двигателями Bristol Centaurus, которые должны были быть переоборудованы на Bristol Proteus, когда они появятся. [ 10 ]
Переопределение и прототипы
[ редактировать ]В ноябре 1948 года Тип 175 был снова переработан, чтобы вместить 74 пассажира и иметь больший размах крыла в предполагаемой дальнемагистральной версии, предназначенной для дальнемагистральных и трансатлантических маршрутов, а не для среднемагистральных маршрутов Empire, первоначально запланированных. [ 11 ] Поразмыслив, BOAC решил, что жизнеспособным является только двигатель Proteus, что потребовало дальнейшей переработки конструкции, исключающей вариант Centaurus. Однако высокопоставленные деятели BOAC, такие как заместитель председателя Уитни Стрейт , считали двигатель Proteus «устаревшим изобретением». [ 12 ] [ № 1 ] Несмотря на желание BOAC иметь турбовинтовой двигатель, проект Type 175 зависел от прохождения Proteus 150-часовых типовых испытаний. [ 13 ]

В апреле 1950 года авиалайнеру было выбрано название «Британия» . Обозначение Britannia 101 было присвоено первой паре прототипов, оснащенных ранним Proteus 625, преемником двигателя серии 600, который уже прошел типовые испытания. [ 14 ]
Первый прототип, получивший номер G-ALBO главного летчика-испытателя Бристоля Эй Джей «Билла» Пегга , под управлением , впервые поднялся в воздух 16 августа 1952 года на аэродроме Филтон . [ 3 ] [ 15 ] Во время первого полета слишком чувствительное управление полетом привело к резкой качке, прежде чем Пегг восстановил контроль. Во время захода на посадку кабину заполнил дым, и тележка основного шасси временно застряла, полностью развернувшись лишь за несколько секунд до приземления. [ 15 ] Проблемы были решены, и к сентябрю прототип был допущен к участию в выставке SBAC Display 1952 года в Фарнборо , где зрители отмечали «бесшумность» гигантского авиалайнера. [ 1 ] В ноябре 1952 года журнал Popular Science сообщил, что к 1954 году BOAC будет иметь 25 таких самолетов на таких маршрутах, как Лондон-Токио через Арктику и Северный полюс . [ 16 ]
Задержки
[ редактировать ]После того, как в 1953 и 1954 годах три кометы де Хэвилленд разбились без объяснения причин, министерство авиации потребовало, чтобы «Британия» прошла длительные испытания. [ 17 ] Дальнейшие задержки были связаны с проблемами в работе двигателя, что привело к потере в феврале 1954 года второго прототипа, G-ALRX , из-за отказа редуктора, что привело к возгоранию двигателя и посадке самолета на илистые отмели в устье реки Северн. [ Н 2 ] Наконец, было потеряно время на решение проблем с обледенением воздухозаборников (путем выбора другой крейсерской высоты), которые были обнаружены при доставке первого самолета в BOAC. Они были преувеличены BOAC, подорвали будущие продажи и задержали выпуск Britannia на два года. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Первый прототип G-ALBO был модифицирован, чтобы более точно соответствовать производственному стандарту, но был оставлен компанией для прохождения испытаний и разработки двигателя. [ 21 ] Бристоль переработал проект и превратил его в более крупный трансатлантический авиалайнер для BOAC, в результате чего появились серии 200 и 300; Britannia 300LR (дальнего действия) считался «в высшей степени подходящим» для рейсов BOAC между Лондоном и Сиднеем. [ 22 ] Покупная цена каждого самолета Britannia 100-й серии была согласована BOAC в 1955 году в размере 768 000 фунтов стерлингов. [ 23 ]
Австралийская авиакомпания Qantas рассматривала возможность приобретения парка самолетов Britannia, однако его длительное развитие подорвало любое конкурентное преимущество перед Douglas DC-8 и de Havilland Comet 4 . [ 24 ] были в наличии Испытания по проверке маршрута продолжались до 1955 года, хотя заказы от El Al и Canadian Pacific Air Lines наряду с постоянным заказом, размещенным BOAC. [ 21 ]
В течение первых восьми месяцев эксплуатационных испытаний [ Н 3 ] В общей сложности 16 отказов двигателей в полете и 49 внеплановых замен двигателей усугубили продолжающуюся проблему с двигателем и отложили ввод Британии в эксплуатацию до февраля 1957 года, что примерно на два года позже. [ 25 ] [ 26 ] «Британия» получила значительное внимание как в популярной прессе, так и в британской Палате общин , особенно когда выяснилось, что BOAC рассматривала возможность установки Rolls-Royce Tynes в свой парк самолетов Douglas DC-7 в качестве временной меры, пока «Британия» не будет допущен к обслуживанию. [ 1 ]
В 1956 году управляющий директор Бристоля Питер Мейсфилд совершил мировое коммерческое турне на десятом серийном самолете Britannia G-ANBJ. Американский интерес был сильным, поскольку Britannia казалась более быстрой, дальнобойной и мощной сестрой Vickers Viscount , который уже имел маркетинговый успех на внутренних маршрутах США, и, по сравнению с DC-7C с поршневым двигателем, Будучи новым типом, «Британия» предлагала аналогичную трансконтинентальную или трансатлантическую дальность полета с большей скоростью и привлекательностью для публики более современных силовых установок. И Eastern Air Lines , и TWA пожелали разместить заказы, что могло заставить конкурентов последовать их примеру. Мажоритарный владелец TWA Говард Хьюз взял на себя управление Britannia на один рейс и немедленно запросил 30 самолетов. Однако американцы хотели поставки в течение нескольких лет, а Бристоль с его ограниченными производственными мощностями и предшествующей приверженностью заказу BOAC не мог удовлетворить это требование, поэтому с Boeing 707 и Douglas DC-8 ожидаемыми на вооружении самолетами к 1958–1959 годам такая возможность упущена. [ 27 ]
Историк авиации Питер Пиготт резюмировал последствия задержек:
Если бы «Британия» появилась в 1950 году, когда она была быстрее любого американского самолета, это поставило бы Британию в авангарде продаж коммерческой авиации. Теперь, конкурируя с Боингом 707, турбовинтовой авиалайнер вышел в прошлое. [ 28 ] [ Н 4 ]
Связанные события
[ редактировать ]
была выдана лицензия В 1954 году компании Canadair на постройку производных Canadair CL-28/CP-107 Argus и Canadair CL-44 / Canadair CC-106 Yukon . [ 29 ] Морской патрульный и противолодочный военный самолет Argus, созданный на базе Britannia, был оптимизирован для выносливости при дальнем патрулировании, а не для скорости, и использовал четыре двигателя Wright R-3350-32W Turbo-Compound. [ Н 5 ] который потреблял меньше топлива на малой высоте. [ 30 ] В отличие от своего предшественника Britannia, Argus представлял собой гибрид, в котором использовались крылья Britannia, хвостовое оперение и шасси, соответствующие «специально построенному» негерметичному фюзеляжу. Он заменил британские детали североамериканскими материалами и стандартными деталями. [ 31 ]
Салон «Аргуса» был хорошо оборудован для ведения противолодочной борьбы — навигационное, коммуникационное и тактическое электронное оборудование, а также вооружение, включающее бомбы, торпеды, мины и глубинные бомбы. [ 30 ] Всего было построено 33 самолета Argus двумя сериями (Mk 1 и Mk 2), которые служили Королевским ВВС Канады (RCAF) и канадским вооруженным силам с 1957 по 1982 год. [ 32 ]
Canadair построила 39 турбовинтовых самолетов Canadair CL-44/Canadair CC-106 Yukon с двигателями Rolls-Royce Tyne, в том числе 12 CC-106 Yukon для RCAF и 27 пассажирских/грузовых вариантов CL-44D4 для гражданского рынка. Гражданские операторы обычно эксплуатировали этот тип как грузовые суда . Четыре CL-44D4 были переоборудованы в CL-44J с удлиненными фюзеляжами для эксплуатации исландской «бюджетной» авиакомпанией Loftleiðir . Все самолеты CL-44D4 имели поворотное оперение, позволяющее осуществлять погрузку грузов прямо, и обслуживались различными авиаперевозчиками, в первую очередь Flying Tiger Line . [ 32 ] [ 33 ] Аналогичный CC-106 Yukon использовался ВВС США исключительно в пассажирской конфигурации. [ 34 ]
Последней «единичной» разработкой стал Conroy Skymonster по прозвищу Guppy , созданный на базе Canadair CL-44D4 N447T. Заметной модификацией был увеличенный фюзеляж, как у Mini Guppy , который производилась предыдущей компанией Джека Конроя, Aero Spacelines. [ 35 ] После долгой карьеры в качестве грузового судна « Гуппи» хранился в аэропорту Борнмута в 2003 году, а затем был продан. [ 36 ]
Операционная история
[ редактировать ]
После длительного периода летных испытаний без происшествий и установки модифицированного двигателя серии Proteus 765, который значительно уменьшил количество поломок, в конце 1955 года был выдан полный сертификат летной годности. [ 26 ] Первые две модели 102 были доставлены в BOAC 30 декабря 1955 года для обучения экипажей. [ 37 ] Модель 102 начала регулярные рейсы 1 февраля 1957 года рейсом BOAC из Лондона в Йоханнесбург. [ 38 ] рейсы в Сидней в марте и в Токио в июле. К августу 1957 года первые 15 самолетов модели 102 были доставлены BOAC. [ 39 ] Последние 10 самолетов заказа были построены как самолеты серии 300 для трансатлантических перелетов. [ 39 ]
В апреле 1959 года модель 102 Britannia была арендована BOAC компанией Ghana Airways для полетов между Аккрой и Лондоном, а в начале 1960-х годов авиакомпания приобрела еще несколько самолетов Britannia. [ 40 ] Модель 102 в конечном итоге была предоставлена другим партнерам BOAC, включая авиакомпании Cathay Pacific, Central Africa, East African, Niger и Malayan Airlines. [ 41 ]

Следующая производственная серия была основана на дальнемагистральной смешанной пассажирско-грузовой серии Model 200, которая предназначалась для использования гражданскими авиакомпаниями, но в конечном итоге вместо этого Бристоль предложил эту серию Королевским ВВС (RAF). [ 41 ] Серийная серия из трех самолетов Model 252 и 20 Model 253 была приобретена Транспортным командованием Королевских ВВС в 1959 году и получила обозначение Britannia C.2 (первая серия Model 252) и C.1 (серия Model 253). [ 42 ] Состоящим на службе Королевских ВВС были присвоены имена звезд, таких как «Арктур», «Сириус» и «Вега». После выхода из ВВС Великобритании в 1975 году многие модели модели 200 впоследствии использовались независимыми гражданскими операторами для грузовых операций, возвращаясь к своей первоначальной предназначенной роли. [ 3 ] [ 43 ]
Хотя модель Bristol Model 302 была построена первой в рамках первоначального заказа BOAC, BOAC выпустила эту серию для других авиакомпаний; Aeronaves de Mexico взяла на вооружение два самолета Model 302, которые поступили на вооружение в декабре 1957 года. [ 41 ] 18 самолетов Bristol Britannia 312 для BOAC были поставлены с сентября 1957 года, а их эксплуатация была введена в эксплуатацию на первом в истории беспосадочном рейсе из Лондона в Канаду 19 декабря 1957 года. [ 38 ] В конце декабря 1957 года BOAC начала регулярные рейсы Britannia из Лондона в Нью-Йорк. [ 44 ] Другие авиакомпании, такие как израильская , El Al также эксплуатировали Britannia на трансатлантических маршрутах. [ 45 ]
В 1959 году BOAC начала летать на «Британии» через Тихий океан в Токио и Гонконг, расширив таким образом свою сеть по всему миру. [ 38 ] В 1959 году маршрут на запад для межконтинентальных рейсов BOAC Britannia между Великобританией и Азией был Лондон-Нью-Йорк-Сан-Франциско-Гонолулу-Айленд-Уэйк-Токио-Гонконг. [ 46 ]

1 апреля 1958 года компания Canadian Pacific Air Lines получила первую из шести самолетов модели 314 Britannia. [ 29 ] еще две модели 324 (построенные по стандарту 320) прибыли позже и были проданы Cathay Pacific в 1961 году. [ 47 ] BOAC заказала семь моделей 302, но так и не получила поставку, вместо этого их взяли на вооружение такие авиакомпании, как Aeronaves de México и Ghana Airways. [ 42 ] [ 48 ] Основной дальнемагистральной серией были 310-е, из которых BOAC взяла 18 и после начала поставок в сентябре 1957 года ввела их в эксплуатацию между Лондоном и Нью-Йорком ; в марте 1964 года BOAC владела 50 самолетами, 10 из которых были Britannia 312. [ 49 ] Последний регулярный рейс BOAC Britannia состоялся в апреле 1965 года. [ 50 ]
Серия 310 (модель 318) также осуществляла трансатлантические рейсы с компанией Cubana de Aviación , начиная с 1958 года. Несмотря на кубинскую революцию, у авиакомпании было специальное соглашение с британскими авиастроительными компаниями о техническом обслуживании этой модели самолетов. [ 51 ] В 1975 году несколько кубинских «Британий» использовались для перевозки сотен солдат Кубинских революционных вооруженных сил в Анголу в ходе операции «Карлота» , прокси-войны . [ 52 ] Cubana de Aviación продолжала эксплуатировать свой флот Britannias до марта 1990 года. [ 53 ]

После закупки оставшихся запасных частей у Королевского авиационного завода и Кубаны заирские авиакомпании продолжали эксплуатировать несколько самолетов Britannia до начала 1990-х годов на регулярных грузовых рейсах из аэропорта Нджили в различные пункты назначения внутри страны. [ 54 ]
Большинство самолетов было построено компанией «Бристоль» в Филтоне, но 30 самолетов были построены в Белфасте компаниями «Шорт Бразерс» и «Харланд» . [ 55 ] [ 56 ] Из-за расширенной разработки вместо запланированного производства 180 Britannia было продано только 80. [ 25 ] Негативный опыт разработки Britannia заставил BOAC более осторожно относиться к другим самолетам британского производства, таким как Vickers VC10 . [ 57 ] На протяжении всего срока службы «Британии» обледенение двигателя оставалось «постоянной потенциальной опасностью», с которой летные экипажи в конечном итоге научились справляться с помощью режима полета «высокая-низкая», сводившего опасность к минимуму. [ 58 ] Командир эскадрильи Дэвид Берри, налетевший на этом самолете 5000 часов, охарактеризовал его как полет «Красавицы и чудовища». [ 59 ] В фильме «100 великих британских самолетов» (2008 г.) говорится, что «Британия» входит в число «великих». [ 60 ]
Варианты
[ редактировать ]Бристоль Модель 175
[ редактировать ]- Мк 1
- Прототип с двигателем Bristol Centaurus 662, длина фюзеляжа 114 футов (35 м), размах 120 футов (36,5 м), вместимость 48 пассажиров, не построен. [ 1 ]
- Мк 2
- Два прототипа с двигателями Bristol Centaurus 662 или Bristol Proteus 600; у Proteus длина фюзеляжа 114 футов (35 м) была оснащена увеличенным размахом крыла (140 футов (43 м)) и уменьшенным количеством сидячих мест для 36 пассажиров, запланировано два прототипа, но ни один не построен. [ 1 ]

Серия 100
[ редактировать ]Семьдесят четыре пассажирских авиалайнера с фюзеляжем длиной 114 футов (35 м) и четырьмя двигателями Bristol Proteus 705.
- 101
- Прототипы, два из которых первоначально были оснащены двигателем Proteus 625, а вскоре после этого были модернизированы на Proteus 755, позже первый прототип G-ALBO использовался для опытно-конструкторских испытаний Bristol Orion в 1956 году и Proteus 765 в 1957 году. [ 61 ]
- 102
- Серийные самолеты для BOAC, заказано 25 самолетов, последние 10 отменены в пользу серии 300, построено 15. [ 62 ] [ 63 ]

Серия 200
[ редактировать ]Полностью грузовой вариант с фюзеляжем длиной 124 фута 3 дюйма (38 м), вариант BOAC на пять был отменен, ни один не построен. [ 62 ]
Серия 250
[ редактировать ]Похож на серию 200, но смешанный пассажирский и грузовой. [ 62 ]
- 252
- Первоначально был заказан Министерством снабжения для сдачи в аренду чартерным операторам, но доставлен в Королевские ВВС под обозначением Britannia C2. Оснащен сверхпрочным полом в носовой части фюзеляжа и грузовой дверью, построено три. [ 64 ]
- 253
- Грузопассажирский вариант для Королевских ВВС, получивший обозначение Britannia C1. Оснащен прочным полом во всю длину и возможностью установки сидений, обращенных назад, как предпочитают Королевские ВВС. Вместимость 115 военнослужащих или эквивалентная грузовая единица, построено 20 единиц. [ 65 ] Позже самолеты продавались на гражданском рынке как грузовые самолеты, получившие обозначение Series 253F.

Серия 300
[ редактировать ]«Удлиненная» версия самолета 200-й серии, предназначенная только для пассажиров, с фюзеляжем длиной на 123 дюйма (3,1 м), способным перевозить до 139 (первоначально 99) пассажиров, со средним запасом топлива. [ 66 ]
- 301
- Один прототип, построенный компанией Filton, использовал то же крыло и запас топлива, что и Модель 100; первый полет: 31 июля 1956 г. [ 41 ]
- 302
- Производство построено в Белфасте, 10 заказано BOAC, но отменено в пользу 305; семь были начаты по этому стандарту, два из них были доставлены в Aeronaves de Mexico . [ 41 ]
- 305
- Пять самолетов 302, построенных в Белфасте, модифицированных для большей дальности полета, но с ограниченной взлетной массой из-за более тонкой обшивки фюзеляжа и более легкого шасси. Первоначально заказ был сделан у Capital Airlines , который был отменен, а затем у Northeast Airlines , который также был отменен. Все изменено на другие варианты. [ 41 ]
- 306
- Один бывший самолет Series 305 сдан в аренду компании El Al в ожидании поставки последней Series 313. Позже преобразован в Series 307. [ 63 ]
- 307
- Два самолета бывшего BOAC Northeast 305 (один ранее El AL Series 306) были заказаны Air Charter Limited в сентябре 1958 и марте 1959 года с новым обозначением: Модель 307. Позже - British United Airways . [ 41 ] [ 67 ]
- 307F
- Переоборудование 307-го самолета в грузовое судно в 1960-х годах (оба переоборудованы). [ 63 ]
- 308
- Два бывших самолета 305 заказаны аргентинской компанией Transcontinental SA в конфигурации на 104 пассажира. [ 64 ]
- 308F
- Переоборудование 308-го самолета в грузовое судно компании British Eagle в 1960-х годах (оба переоборудованы). [ 63 ]
- 309
- Один бывший 305 (сдан в аренду Ghana Airways). [ 63 ]
Серия 310
[ редактировать ]Как 305-я серия, но с усиленной обшивкой фюзеляжа и ходовой частью. Большой запас топлива и первоначально был известен как 300LR.
- 311
- Один прототип, первоначально известный как 300LR. [ 68 ]
- 312
- Серийные самолеты для BOAC, построено 18 штук. [ 69 ]
- 312Ф
- 1960-е годы переоборудование 312 самолетов в грузовые (пять переоборудованы).
- 313
- Серийный самолет для Эль-Аля , построено четыре. [ 63 ]
- 314
- Серийные самолеты Canadian Pacific Air Lines, построено шесть. [ 63 ]
- 317
- Серийный самолет для воздушного транспорта Охотничьего клана в конфигурации на 124 пассажира, построено два. [ 64 ]
- 318
- Серийный самолет для Cubana de Aviación , построено четыре. Поставка состоялась 15 декабря 1958 года, позже один из них был сдан в аренду компании Cunard Eagle в 1960–1961 годах, а этот же авиалайнер был передан в аренду CSA в 1962 году. [ 47 ]
- 319
- Переоборудование 312 самолетов в 1960-е годы для Ghana Airways (один самолет).
- 320
- Вариант для рынка Северной Америки, заказ для Trans World Airlines не завершен, два построенных самолета были построены как Series 324.
- 324
- Два самолета Series 320, построенные для Canadian Pacific Air Lines, позже приобретенные Cunard Eagle Airways в 1961 году. [ 47 ]
Операторы
[ редактировать ]


Гражданские операторы
[ редактировать ]- Аэротранспортес Энтре-Риос
- Трансконтиненталь СА
- Южный Крест Интернэшнл (в аренде)
- Молодой груз
- Центр Эйр Африка
- Аэрокарибский бассейн
- Кубинская авиация
- Гана Эйрвэйз
- Близнецы Воздушный транспорт
- Индонезийский гражданский воздушный транспорт Ангкаса
- Воздушный тур
- Интерконэйр
- Эль-Аль - Эль-Аль-Бристоль Британия использовался Израилем для вывоза нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана из Аргентины после его захвата в 1960 году.
- Африканские грузовые авиалинии
- Африканские сафари Эйрвэйз
Кения ,
Уганда ,
Танганьика и
Занзибар
- East African Airways (арендовано у BOAC)
- Либерия Уорлд Эйрвэйз
- В период с 1964 по 1967 год Globe Air эксплуатировала два бывших самолета El Al 313. [ 70 ]
- Gaylan Air Cargo (Объединённые Арабские Эмираты)
- Воздушный чартер
- Вода Фейсал
- БКС Эйр Транспорт
- Британская корпорация Overseas Airways (BOAC)
- Британия Эйрвэйз
- Британский орел
- Британские Юнайтед Эйрвэйз
- Каледониан Эйрвэйз
- Катай Пасифик
- Кунард Игл Эйрвэйз
- Дональдсон Интернэшнл Эйрвэйз
- Воздушный транспорт Охотничьего Клана
- Международные воздушные перевозки
- Инвикта Интернэшнл Эйрлайнз
- Ллойд Интернэшнл Эйрвэйз
- Монарх Эйрлайнз
- Redcoat Air Cargo
- Трансглоб Эйрвэйз
- Катале Эстейт
- Катале Воздушный транспорт
- Закрытие авиаперевозок
- Трансэйр Карго
Военные операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]В период с 1954 по 1980 год было потеряно четырнадцать Britannia, в общей сложности погибло 365 человек. Самой страшной аварией стала катастрофа в Никосии Britannia в 1967 году , в результате которой погибло 126 человек. [ 71 ]
- 4 февраля 1954 года второй прототип «Британии» находился в испытательном полете и разбился в Северн-Бич , Глостершир . Двигатель № 3 показал потерю давления масла, поэтому экипаж заглушил его. Экипаж перезапустил № 3, но вспыхнул пожар, который не удалось локализовать. Затем в качестве меры предосторожности двигатель № 4 был остановлен. При подлете к аэропорту Филтон возникли опасения, что неконтролируемый пожар приведет к выходу из строя основного лонжерона , поэтому пилот Уильям «Билл» Пегг решил совершить аварийную посадку на илистом берегу устья Северна. Погибших не было. [ 72 ]
- 6 ноября 1957 года прототип 300-й серии разбился во время испытательного полета , в результате чего погибли 15 пассажиров. [ 73 ]
- 24 декабря 1958 года BOAC Britannia 312 во время испытательного полета разбился в Винктоне , в результате чего погибли девять пассажиров и экипаж на борту. [ 74 ]
- 5 июля 1960 года кубинский самолет Bristol Britannia 138 был угнан двумя вторыми пилотами и направился в Майами.
- 22 июля 1962 года рейс 301 и Britannia 314 компании Canadian Pacific Air Lines был уничтожен во время попытки ухода на второй круг после захода на посадку с тремя двигателями в аэропорту Гонолулу , Гавайи. [ 70 ]
- 29 февраля 1964 года рейс 802 авиакомпании British Eagle International Airlines врезался в гору Глунгезер недалеко от Инсбрука, в результате чего погибли все 83 человека на борту. [ 75 ]
- 1 сентября 1966 года рейс 105 авиакомпании Britannia Airways разбился при посадке в Любляне , Словения (тогда Югославия), в результате чего погибло в общей сложности 98 человек из 117 пассажиров и членов экипажа. Вероятная причина заключалась в том, что летный экипаж не смог установить высотомер на QFE вместо QNH , что привело к ошибке в 980 футов (300 м) в указанной высоте. [ 76 ]

- 20 апреля 1967 года самолет Globe Air Britannia 313 выполнял рейс из Бангкока в Базель с промежуточными остановками в Коломбо, Бомбее (Мумбаи) и Каире. Экипаж не полетел в Каир, а вместо этого решил полететь в Никосию, где уход на второй круг и последующее заход на посадку закончились столкновением недалеко от периметра аэропорта. [ 77 ]
- 12 октября 1967 года «Сириус» — самолет C1 Королевских ВВС — был поврежден и не подлежал ремонту после выхода за пределы взлетно-посадочной полосы британских ВВС Хормаксар в Адене. [ 70 ]
- 30 сентября 1977 года самолет Interconair Britannia 253G выполнял паромный рейс. При подлете к аэропорту Шеннон на высоте 300 футов ощущалась сильная вибрация. От подхода отказались, и началось перерегулирование. Самолет продолжал тонуть и столкнулся с землей недалеко от взлетно-посадочной полосы и справа от нее. Самолет отскочил, и правое крыло отломилось. Затем самолет занесло и загорелся. Все шесть человек, находившиеся на борту, выжили. [ 78 ]
- 16 февраля 1980 года самолет Britannia 253F авиакомпании Redcoat Air Cargo разбился в Биллерике, штат Массачусетс, вскоре после взлета из Бостона. Вероятная причина заключалась в скоплении льда и снега на корпусе планера перед взлетом и в дальнейшем скоплении льда при последующем полете в условиях обледенения от умеренного до сильного. Этому способствовали сдвиги ветра, нисходящие потоки и турбулентность во время набора высоты. Из восьми членов экипажа и пассажиров семеро погибли и один получил серьезные ранения. [ 79 ]
Выжившие
[ редактировать ]- Britannia 101 ( G-ALRX ) — передняя часть фюзеляжа находится в Aerospace Bristol . Это второй прототип самолета, поврежденный при крушении в устье реки Северн.
- Britannia 308F ( G-ANCF ) — снята с Кембла и заново собрана в начале 2007 года в Ливерпуле , Англия. Находится на реставрации бывший в контролируемой зоне перрон за отелем Crowne Plaza Liverpool John Lennon Airport Hotel , который был первоначальным зданием терминала аэропорта Ливерпуля Спик . [ 80 ]
- Britannia 312 ( G-AOVF ) — выставлен в Музее Королевских ВВС в Косфорде , Англия, в командования воздушной поддержки Королевских ВВС цветах как XM497 « Schedar ». [ 3 ]
- Britannia 312F ( G-AOVS ) — заброшенный фюзеляж на полигоне пожарной подготовки в лондонском аэропорту Лутон , Лутон , Англия, в Redcoat Air Cargo цветах как G-AOVS « Christian ». Виден с игровых полей парка Вигмор-Вэлли. [ 81 ]
- Britannia 312 ( G-AOVT ) — выставлен в Имперском военном музее в Даксфорде , Англия, в Monarch Airlines . цветах [ 82 ]
- Britannia C.1 ( XM496 ) Regulus — выставлен в аэропорту Котсуолд , Англия, в цветах Королевских ВВС. [ 53 ]
- Britannia 307F ( 5Y-AYR ) — сохранившаяся кабина в Бернем-он-Си , Сомерсет , Англия. [ 81 ]
Технические характеристики (серия 310)
[ редактировать ]
Данные из Британии... Последний представитель Бристольской линии [ 83 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4–7 человек
- Вместимость: 139 пассажиров (тренерный класс) [ 84 ]
- Длина: 124 фута 3 дюйма (37,87 м)
- Размах крыльев: 142 фута 3 дюйма (43,36 м)
- Высота: 37 футов 6 дюймов (11,43 м)
- Площадь крыла: 2075 кв. футов (192,8 м ). 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 25017 ; совет: NACA 4413 [ 85 ]
- Пустой вес: 86 400 фунтов (39 190 кг) [ 84 ]
- Максимальный взлетный вес: 185 000 фунтов (83 915 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Bristol Proteus 765 турбовинтовых мощностью 4450 л.с. (3320 кВт) каждый эквивалент.
- Гребные винты: 4-лопастные
Производительность
- Максимальная скорость: 397 миль в час (639 км/ч, 345 узлов) [ 86 ]
- Крейсерская скорость: 357 миль в час (575 км/ч, 310 узлов) на высоте 22 000 футов (6700 м)
- Диапазон: 4430 миль (7130 км, 3850 миль)
- Практический потолок: 24000 футов (7300 м) [ 87 ]
Авионика
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-10
- Ильюшин Ил-18
- Локхид L-188 Электра
- Lockheed L-1249 Super Constellation (R7V-2/YC-121F)
- Викерс Авангард
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Proteus все еще использовался на судах на воздушной подушке SR.N4 через Ла-Манш еще в 2000 году и все еще использовался на некоторых военных кораблях в 1982 году, во время Фолклендской войны .
- ↑ Персонал на борту не пострадал. Самолет был уничтожен при спасательных операциях: он приземлился на брюхо и погрузился в мягкую грязь устья, несмотря на все попытки извлечь его неповрежденным.
- ↑ Историк авиации Роджер Карвелл охарактеризовал этот опыт как «Вокруг света за 80 задержек», взяв за основу популярный припев, придуманный во время проблемных испытательных полетов «Британии».
- ↑ Britannia могла бы стать доступной только к 1950 году, если бы она была заказана раньше. Первый в мире турбовинтовой авиалайнер Vickers Viscount поступил на вооружение только в 1953 году. BOAC проявила аналогичную нерешительность с более ранним Avro Tudor .
- ^ Райт R-3350 впервые был использован на Boeing B-29 Superfortress .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Карвелл 2005, с. 68.
- ^ Литтлфилд 1992, стр. Обложка, предисловие.
- ^ Jump up to: а б с д «Бристоль Британия 312». Архивировано 6 декабря 2010 года в музее Wayback Machine RAF в Косфорде . Проверено: 19 октября 2010 г.
- ^ Хейворд 1989, стр. 38–39.
- ^ Хейворд 1989, с. 40.
- ^ Вудли 2003, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Оутон 1973, с. 96.
- ^ Jump up to: а б с Суонборо 1962, с. 26.
- ^ Оутон 1973, с. 97.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1964, с. 344.
- ^ Тейлор 1982, стр. 33–34.
- ^ Ганн 1988, с. 22.
- ^ Карвелл 2005, с. 70.
- ^ Карвелл 2005, стр. 68, 70.
- ^ Jump up to: а б Карвелл 2005, с. 67.
- ^ «Турбовинтовой двигатель для ускорения туристов, прыгающих с шеста». Popular Science , 161(5), ноябрь 1952 г., с. 73.
- ^ «Гигантская ванна оказывает давление на турбовинтовой авиалайнер». Popular Science , 167 (4), октябрь 1955 г., с. 112.
- ^ Ганстон 2006, с. 37.
- ^ Ганн 1988, с. Х.
- ^ «Решение для Британии». The New Scientist, , 2(50), 31 октября 1957 г., с. 5.
- ^ Jump up to: а б Карвелл 2005, с. 71.
- ^ Ганн 1988, с. 43.
- ^ "Британия 100". Полет , 18 ноября 1960 года.
- ^ Ганн 1988, стр. 39–39.
- ^ Jump up to: а б Орлебар 2002, с. 27.
- ^ Jump up to: а б Карвелл 2005, с. 74.
- ^ Гамильтон-Патерсон 2010, стр.268.
- ^ Пиготт 2005, с. 138.
- ^ Jump up to: а б Пигготт 2005, с. 139.
- ^ Jump up to: а б Пиггот 2005, с. 168.
- ^ Пиклер и Милберри 1995, стр. 145–155.
- ^ Jump up to: а б Пиклер и Милберри 1995, стр. 148–149.
- ^ Вудли 2003, с. 130.
- ^ Пиггот 2005, с. 146.
- ^ Сэвидж, Дарен. «Конрой Самолет CL-44-O Skymonster (Гуппи CL44)». Все о гуппи, 2008. Дата обращения: 20 октября 2010 г.
- ^ "Ассоциация Cl-44". swingtail44.blogspot.com. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ Джексон 1974, с. 265.
- ^ Jump up to: а б с «Изучите наше прошлое: 1950–1959 годы». Британские авиалинии . Проверено: 19 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1964, с. 347.
- ^ Guttery 1998, стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Суонборо 1962, с. 27.
- ^ Jump up to: а б Орлебар 2002, с. 28.
- ^ Берри 1996, с. 603.
- ^ «Новый учёный: 20 лет назад». The New Scientist, 76(1082), 15 декабря 1977 г., с. 687.
- ^ Ван Рипер 2004, с. 90.
- ^ «Расписание BOAC на 1 сентября 1959 г.». Изображения расписания авиакомпаний , 18 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Суонборо 1962, с. 29.
- ^ "Британия Аэронавес де Мехико". Неделя авиации и космических технологий (МакГроу-Хилл), 1959. с. 49.
- ^ Ганн 1988, с. 314.
- ↑ Рейс 29 апреля 1965 г.
- ^ «Обновление о Кубе: публикация Центра кубинских исследований». Центр кубинских исследований , 11 (1–2), 1990, с. 12.
- ^ Джордж 2005, стр. 60, 67.
- ^ Jump up to: а б «XM496 Регулус». Архивировано 3 сентября 2011 года в Wayback Machine XM496 Preservation Society , дата обращения: 19 октября 2010 года.
- ^ "Профиль: Катале Аэро Транспорт". Банк данных Аэротранспорта , 2013.
- ^ Карвелл 2005, с. 78.
- ^ "Британия". Flight International , 82, 1962, с. 861.
- ^ Орлебар 2002, с. 29.
- ^ Карвелл 2005, с. 86.
- ^ Карвелл 2005, с. 84.
- ^ Оки 2008, с. 81.
- ^ Джексон 1974, с. 268.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 1962, с. 348.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейлор 1982, с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982, с. 44.
- ^ Тейлор 1982, стр. 44–45.
- ^ Суонборо, 1962, стр. 26–27.
- ^ Тейлор 1982, стр. 43–44.
- ^ Барнс 1962, с. 350.
- ^ Барнс 1962, с. 349.
- ^ Jump up to: а б с д Иствуд 1990, стр. 70–76.
- ^ «Крушение Британии: погибло 126 человек: ураган на Кипре». The Times, выпуск 56921, 21 апреля 1967 г., с. 4, столбец Д.
- ^ «Авария в Бристоле, Британия: 4 февраля 1954 года». Aviation-safety.net. Проверено: 3 февраля 2011 г.
- ^ 15 человек погибли в результате крушения испытательного полета «Британии». The Times , выпуск 53992, 7 ноября 1957 г., стр. 10, столбец E.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Описание катастрофы: Бристоль 175 Британия 312, Оператор: British Eagle International Airlines». Aviation-safety.net. Проверено: 17 июля 2010 г.
- ^ "Крушение в Любляне". [узурпировал] База данных авиационных происшествий . Проверено: 17 июля 2010 г.
- ^ «Отчет об аварии ASN Бристоль 175 Британия 313 HB-ITB Аэропорт Никосии». Aviation-safety.net. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ «Авиакатастрофа Бристоль 175 Британия 253 EI-ДБЯ Аэропорт Шеннон (SNN)» Aviation-safety.net. Проверено: 27 января 2016 г.
- ^ Отчет Национального совета по безопасности на транспорте, NTSB-AAR-81-3.
- ^ "Британский фонд сохранения самолетов". Архивировано 3 сентября 2011 года в Wayback Machine Фонде консервации самолетов Britannia . Проверено: 19 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Старые фотографии Bristol Britannia». Фотографии Oldprops Bristol Britannia . Проверено: 29 мая 2011 г.
- ^ "Авиационное общество Даксфорда". Архивировано 18 июля 2011 года в Wayback Machine Имперском военном музее в Даксфорде . Проверено: 19 октября 2010 г.
- ^ Тейлор 1982, с. 41.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1964, с. 360.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Дональд 1997, с. 207.
- ^ Ангелуччи 1984, с. 316.
- ^ «Погодный радар» . Полет . 71 (2516): 494–495. 12 апреля 1957 года.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Всемирная энциклопедия гражданской авиации . Лондон: Willow Books, 1984. ISBN 0-00-218148-7 .
- Барнс, CH Bristol Aircraft с 1910 года . Лондон: Патнэм, первое издание, 1964.
- Берри, Дэвид. RAF Britannia и ее люди: 1959–1975 годы. Стартли, Чиппенхэм, Великобритания: Keyham Books, 1996. ISBN 0-9527715-4-3 .
- Карвелл, Роджер. «База данных: Бристоль Тип 175 Британия». Аэроплан, Том 33, № 8, август 2005 г.
- Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировых самолетов. Лестер, Великобритания: Blitz Editions, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Иствуд, Тони и Джон Роуч. Список производства турбовинтового авиалайнера . Вест-Дрейтон, Великобритания: Магазин авиационных товаров для хобби, 1990. ISBN 0-907178-32-4 .
- Джордж, Эдвард. Кубинская интервенция в Анголе, 1965–1991: от Че Гевары до Куито Куанавале. Лондон: Рутледж, 2005. ISBN 0-415-35015-8 .
- Ганн, Джон. Высокие коридоры: Кантас, 1954–1970 гг. Самостоятельная публикация, Джон Ганн, 1988. ISBN 0-7022-2128-7 .
- Ганстон, Билл . Всемирная энциклопедия авиационных двигателей – 5-е издание . Лондон: Издательство Sutton Publishing, 2006. ISBN 1-85260-163-9 .
- Гаттери, Бен Р. Энциклопедия африканских авиалиний. Самостоятельная публикация, Бен Гаттери, 1998. ISBN 0-7864-0495-7 .
- Гамильтон-Патерсон, Джеймс. Империя облаков: когда британские самолеты правили миром. Лондон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN 978-0-571-24795-0 .
- Хейворд, Кейт. Британская авиационная промышленность. Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета, 1989. ISBN 0-7190-2816-7 .
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года: Том I. Лондон: Патнэм, 1974. ISBN 0-370-10006-9 .
- Литтлфилд, Дэвид. История Бристольской Британии: Шепчущий гигант. Тивертон, Великобритания: Халсгроув, 1992. ISBN 1-874448-01-9 .
- Оки, Майкл, изд. I00 Великий британский самолет. Журнал «Самолет» , Лондон: IPC Media Ltd., 2008. ISSN 0143-7240.
- Орлебар, Кристофер. История Конкорда. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-85532-667-1 .
- Оутон, Джеймс Д. Бристоль: Альбом самолетов. Лондон: Ian Allan Ltd., 1973. ISBN 0-7110-0387-4 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Пиггот, Питер. На канадских крыльях: столетие полета. Торонто: Dundurn Press Ltd., 2005. ISBN 1-55002-549-X .
- Суонборо, Ф.Г. Турбинные авиалайнеры мира. Лондон: Temple Press Books, 1962.
- Тейлор, HA «Британия... Конец Бристольской линии». Двадцатка авиационных энтузиастов, декабрь 1982 г. - март 1983 г.
- Ван Рипер, А. Боудойн. Воображая полет: авиация и популярная культура (выпуск 7 серии «Столетие полета»). Колледж-Стейшн, Техас: издательство A&M University Press, 2004. ISBN 1-58544-300-X .
- Вудли, Чарльз. Бристоль Британия (серия Crowood Aviation). Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2003. ISBN 1-86126-515-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Bristol 175 Britannia на площадке BAE Systems
- Фонд сохранения самолетов Британии. Архивировано 8 марта 2018 года в Wayback Machine.
- Бристоль Британия XM496 Общество охраны природы
- "Бристоль Британия", 1955 года. о полете статья Билла Ганстона
- Самолет Бристольской авиастроительной компании
- Британские авиалайнеры 1950-х годов
- Британский грузовой самолет 1950-х годов
- Британский военно-транспортный самолет 1950-х годов.
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Низкоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1952 году.