Jump to content

Блокбастер (развлекательный)

(Перенаправлено из фильма-блокбастера )
Очередь к фильму «Унесенные ветром» в Пенсаколе, Флорида (1947)

Блокбастер — это развлекательное произведение, обычно используемое для описания художественного фильма, снятого крупной киностудией , а также другими средствами массовой информации, которое пользуется большой популярностью и финансово успешным. Этот термин также стал обозначать любую крупнобюджетную продукцию , предназначенную для статуса «блокбастера», нацеленную на массовый рынок с сопутствующим мерчендайзингом, иногда в таких масштабах, что от этого могло зависеть финансовое состояние киностудии или дистрибьютора.

Этимология

[ редактировать ]

Термин начал появляться в американской прессе в начале 1940-х годов. [1] имея в виду бомбы-блокбастеры , авиационные боеприпасы, способные разрушить целый квартал зданий. [2] Его первое известное использование в отношении фильмов было в мае 1943 года, когда реклама в журнале Variety [3] и Motion Picture Herald охарактеризовали RKO фильм «Бомбардир » как «блокбастер среди всех остросюжетных шоу!» Другая коммерческая реклама 1944 года хвасталась, что документальный фильм о войне « Морские пехотинцы в Тараве » «поражает сердце, как двухтонный блокбастер».

Было выдвинуто несколько теорий происхождения этого термина в контексте фильма. Одно из объяснений относится к практике « блочного бронирования », когда студия продает кинотеатрам пакет фильмов, вместо того, чтобы разрешать им выбирать, какие фильмы они хотят показать. Однако эта практика была объявлена ​​​​вне закона в 1948 году, прежде чем этот термин стал обычным языком; хотя кассовые крупнобюджетные зрелища до 1948 года можно задним числом называть «блокбастерами», в то время они были известны не так. Другое объяснение состоит в том, что отраслевые издания часто рекламируют популярность фильма, включая иллюстрации, показывающие длинные очереди, часто простирающиеся вокруг квартала, но на самом деле этот термин никогда не использовался таким образом. На самом деле этот термин был впервые придуман публицистами, которые опирались на то, что читатели знакомы с бомбами-блокбастерами, и проводили аналогию с огромным воздействием бомбы. Впоследствии отраслевая пресса использовала этот термин как обозначение коммерческого потенциала фильма. На протяжении 1943 и 1944 годов этот термин применялся к таким фильмам, как Батаан , «Нет времени для любви» и Бразилия . [4]

Эпоха Золотого века

[ редактировать ]

Этот термин вышел из употребления после Второй мировой войны , но был возрожден в 1948 году журналом Variety в статье о крупнобюджетных фильмах. К началу 1950-х годов этот термин стал стандартизированным в киноиндустрии и отраслевой прессе для обозначения фильма, который был большим по зрелищности, масштабу и стоимости и в дальнейшем принесет высокие сборы. В декабре 1950 года Daily Mirror предсказала, что «Самсон и Далила» станут «блокбастером по кассовым сборам», а в ноябре 1951 года Variety описал Quo Vadis как «бо-блокбастер [...] прямо на том же уровне с «Рождением нации» и « Унесенными». Ветер для кассового спектакля [...] суперспектакль во всем его значении». [4]

По словам Стивена Принса, фильм Акиры Куросавы 1954 года « Семь самураев» отличался «гоночным, мощным повествовательным двигателем, захватывающим темпом и захватывающим визуальным стилем» (то, что он называет «кинестетическим кинематографическим» подходом к «производству боевиков и захватывающим визуальным дизайном»). «), который был «самым явным предшественником» и стал «моделью» «интуитивного» голливудского «брэнда кинопроизводства» в виде блокбастеров, возникшего в 1970-х годах. По словам Принса, Куросава стал «наставником» для поколения начинающих американских кинематографистов, которые в 1970-е годы продолжали развивать формат голливудских блокбастеров, таких как Стивен Спилберг , Джордж Лукас , Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола . [5]

Эпоха блокбастеров

[ редактировать ]

1970-е годы

[ редактировать ]

В 1975 году использование термина «блокбастер» для фильмов объединилось вокруг « » Стивена Спилберга Челюстей . Его воспринимали как новый культурный феномен: стремительное, захватывающее развлечение, вызывающий интерес и разговор за пределами театра (который позже назовут « кайфом »), повторные просмотры. [6] Этот фильм считается первым фильмом «эры блокбастеров» и положил начало жанру блокбастеров. [7] Два года спустя «Звездные войны» продолжили успех « Челюстей» , установив рекорды кассовых сборов и наслаждаясь театральным тиражом, который длился более года. [8] После успеха «Челюстей» и «Звездных войн » многие голливудские продюсеры попытались создать подобные «событийные» фильмы, имеющие широкую коммерческую привлекательность, а кинокомпании начали давать зеленый свет все более высокобюджетным фильмам, широко полагаясь на массовые рекламные кампании, ведущие к их театральному показу. выпускать. Эти два фильма стали прототипами тенденции «летних блокбастеров». [9] в котором крупные киностудии и дистрибьюторы планировали свою годовую маркетинговую стратегию вокруг большого релиза к 4 июля. [10]

1980–1990-е годы

[ редактировать ]

В следующие пятнадцать лет было выпущено несколько высококачественных блокбастеров, в том числе «Чужой» ( 1979) и его продолжение «Чужие» (1986), первые три фильма об Индиане Джонсе (1981, 1984 и 1989), «Инопланетянин» ( 1982), «Охотники за привидениями» (1984), «Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984), трилогия «Назад в будущее» (1985, 1989 и 1990), Стивеном Спилбергом спродюсированный «Американский хвост» (1986), « Лучший стрелок» (1986), «Крепкий орешек » ( 1988), «Кто подставил кролика Роджера» (1988), «Бэтмен» (1989) и его продолжение «Бэтмен возвращается» (1992), «Русалочка» (1989), «Охота за красным октябрем» (1990), «Король Лев» (1994) и «История игрушек» ( 1995). [11] [12] [13] [14] [15] [16]

Некоторые примеры летних блокбастеров 2000-х включают «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» (2003), «Код да Винчи» (2006), «Трансформеры» (2007) и «Железный человек» (2008). [17] — все они положили начало успешным франшизам — и таким оригинальным, как «Послезавтра» (2004) и Pixar студии «В поисках Немо» (2003), «Валл-И» (2008) и «Вверх» (2009). [18] К жанру супергероев возобновился интерес: «Люди Икс» (2000), «Человек-паук» (2002), «Бэтмен: Начало» (2005) и его продолжение «Темный рыцарь» (2008), оказавшиеся очень популярными. [19]

Среди блокбастеров 2010-х годов — «Начало» (2010), «Гадкий я» (2010), «Тед» (2012), «Заклятие» (2013), «Холодное сердце» (2013). [20] [21] [22] Грань завтрашнего дня (2014) и Чудо-женщина (2017). «Сквозь снег» (2014) оказался редким примером международного блокбастера, который не имел успеха на рынке Северной Америки. Несколько известных франшиз продолжали порождать успешные работы : «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2» (2011), «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014), «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) от Pixar . ), а также «История игрушек 3» (2010) и «Суперсемейка 2» (2018) . Несколько старых франшиз были успешно возрождены в фильмах «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), «Мир юрского периода» (2015), «Человек из стали» (2013), «Рассвет планеты обезьян» (2014) и ее продолжении «Война за планету обезьян » (2015). 2017). Самой успешной франшизой десятилетия, пожалуй, была «Кинематографическая вселенная Marvel» от Disney , особенно сериал «Мстители» . [23]

Среди блокбастеров 2020-х годов — «Человек-паук: Через вселенные» , [24] Фильм Super Mario Bros. и Гретой Гервиг адаптация Барби (каждый из 2023 года). [25] [26]

В конце концов, внимание к созданию блокбастеров стало настолько сильным, что произошла негативная реакция: некоторые критики и кинематографисты осудили преобладание «менталитета блокбастеров». [27] оплакивая смерть авторских , « более художественных » маломасштабных фильмов эпохи Нового Голливуда . Этой точки зрения придерживается, например, киножурналист Питер Бискинд , который писал, что все, что студии хотели, это еще одна « Челюсти », а поскольку затраты на производство росли, они были менее склонны идти на риск и поэтому основывали блокбастеры на «наименьших общих знаменателях» массовый рынок. [28] В своей книге «Длинный хвост » 2006 года Крис Андерсон говорит о фильмах-блокбастерах, заявляя, что общество, движимое хитами и уступающее место только тем фильмам, которые, как ожидается, станут хитами, на самом деле является ограниченным обществом. [29] В 1998 году писатель Дэвид Фостер Уоллес заявил, что на фильмы распространяется действие обратного закона стоимости и качества . [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Просмотрщик Google Ngram» . book.google.com . Проверено 9 января 2018 г.
  2. ^ «Блокбастер | Определение блокбастера на английском языке в Оксфордском словаре» . Оксфордские словари | Английский . Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 9 января 2018 г.
  3. ^ «Реклама фильма «Бомбардир» ». Разнообразие . 12 мая 1943 г. стр. 14–15.
  4. ^ Jump up to: а б Холл, Шелдон (2014). «Передай боеприпасы: краткая этимология слова «Блокбастер» » (PDF) . Архив исследований Университета Шеффилд-Халлам . Проверено 25 апреля 2018 г.
  5. ^ Принс, Стивен (6 ноября 2015 г.). «Международное наследие Куросавы» . В Дэвисе, Блэр; Андерсон, Роберт; Уоллс, Ян (ред.). Эффекты Расёмона: Куросава, Расёмон и их наследие . Рутледж . п. 132. ИСБН  978-1-317-57464-4 . Проверено 21 апреля 2022 г.
  6. ^ Том Шон : Блокбастер (2004). Лондон, Simon & Schuster UK. ISBN   0-7432-6838-5 . См. стр. 27–40.
  7. ^ Нил, Стив. «Голливудские блокбастеры: исторические измерения». Эд. Жюльен Стингер. Голливудские блокбастеры . Лондон: Routeledge, 2003. стр. 48–50. Распечатать.
  8. ^ «Празднование 35-летия оригинальных «Звездных войн»» . сайт CinemaTreasures.org . Проверено 9 января 2018 г.
  9. ^ Грей, Тим (18 июня 2015 г.). « 40-летие «Челюстей»: как фильм Стивена Спилберга стал летним блокбастером» . Разнообразие . Проверено 9 января 2018 г.
  10. ^ Шон (2004), Глава 1.
  11. ^ «Разрушили ли Голливуд «Челюсти» и «Звездные войны»?» . Росс Даутат . 22 июня 2010 г. Проверено 9 января 2018 г.
  12. ^ Круг жизни: 10 закулисных фактов о Короле Льве (1994) | Screen Rant
  13. ^ Игрушки — это история праздничных выходных: «История игрушек» Диснея приносит большие деньги в День Благодарения. Анимационный фильм может способствовать тому, что продажи билетов за пять дней принесут рекордные 152 миллиона долларов. - Лос-Анджелес Таймс
  14. ^ Кто подставил кролика Роджера - Музей движущегося изображения
  15. ^ Файвельское возрождение: 35-летие «Американского хвоста» | Исследование мультфильмов
  16. ^ 1982 и судьба кинематографа | Житель Нью-Йорка
  17. ^ Не вините Барби и Кена в убийстве фильмов - и не вините IP - IPWatchdog.com
  18. ^ Летние блокбастеры 2000-х: «Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Человек-паук» и другие | A.Frame
  19. ^ «Летние блокбастеры, определившие 2000-е» . ЦБ РФ . 22 июля 2020 г.
  20. ^ «Холодное сердце» Диснея становится самым кассовым анимационным фильмом на международных рынках | Афиша
  21. ^ Оскароносный фильм Диснея «Холодное сердце» стал самым кассовым анимационным фильмом | Афиша
  22. ^ «Холодное сердце» становится пятым по величине фильмом в истории кассовых сборов - BBC News
  23. ^ «25 наших любимых блокбастеров 2010-х» . Гизмодо Австралия . 13 июля 2020 г.
  24. Битва кассовых сборов анимационных фильмов на выходных: это «Паучьи вселенные» Sony против «Элементаля» Pixar | Журнал Animation Magazine
  25. ^ Super Mario Bros. Wonder разработали первую игру про Марио после выхода фильма-блокбастера - WBUR
  26. ^ «Барби» стал самым кассовым фильмом 2023 года внутри страны, вскоре за ним последует и во всем мире - The Hollywood Reporter
  27. ^ Стрингер, Джулиан (15 июня 2003 г.). Киноблокбастеры . Психология Пресс. п. 108. ИСБН  9780415256087 – через Google Книги.
  28. ^ Питер Бискинд: Беспечные наездники, бешеные быки: Как поколение секс-наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд . Саймон и Шустер, 1998.
  29. ^ Андерсон, Крис. «Длинный хвост» (PDF) . Крис Андерсон. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2010 года . Проверено 20 апреля 2011 г.
  30. ^ Фостер Уоллес, Дэвид (6 ноября 2012 г.). И Плоть, и Не . Нью-Йорк: Литтл Браун и компания. ISBN  978-0316182379 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73954ab991599c31adcdf1ae722886d3__1721566740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/d3/73954ab991599c31adcdf1ae722886d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blockbuster (entertainment) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)