Jump to content

Буровая установка (парусная)

Такелаж парусного фрегата

парусного судна Оснащение – это расположение мачт , парусов и такелажа . [1] Примеры включают шхуну, катер, мусорную установку и т. д. [2] В общих чертах буровую установку можно разделить на «продольную» , «квадратную» или их комбинацию. В продольной категории существует множество треугольных и четырехугольных форм парусов. лонжероны или рейки Для придания формы парусу определенного типа можно использовать . Каждую установку можно описать планом парусности — формально это рисунок судна, вид сбоку.

Современные образцы одноместных парусных судов, такие как виндсерферы , ледоходы и сухопутные парусные суда , обычно имеют несложные оснастки с одним парусом на мачте с гиком.

Введение

[ редактировать ]

В английском языке корабли до конца восемнадцатого века обычно описывались по типу конструкции корпуса. Использование типа буровой установки в качестве основного идентификатора типа судна стало обычным явлением только в девятнадцатом веке. [3] : 29  Это иллюстрируется терминологией кораблей большого флота угольщиков, которые торговали в Лондон из угольных портов северо-востока Англии ( HMS Endeavour хорошо известным примером которых был ). Многие из этих кораблей с полным вооружением (квадратное вооружение на всех трех мачтах) имели корпус типа «кора» - еще одна распространенная классификация - «кошка». Во второй половине восемнадцатого века от квадратных парусов на бизани часто отказывались. Получившаяся установка получила название по типу корпуса: сначала «барк», а затем «барк». в Королевском флоте Это объясняет описание Endeavour как «кошачий лай». [3] : 51, 57-61 

План паруса шлюпа

Каждую установку можно описать с помощью плана парусов — рисунка судна, вид сбоку, с изображением его парусов, лонжеронов, на которых они закреплены, и некоторых оснасток, поддерживающих снаряжение. [4] В более широком смысле «план парусов» описывает расположение парусов на судне. [5] [6] Хорошо спроектированный план парусного вооружения должен быть сбалансированным, требующим лишь легких усилий на руле, чтобы удерживать парусное судно на курсе. Центр продольного усилия на плане паруса обычно находится немного позади центра сопротивления корпуса. [а] так что парусное судно будет стремиться развернуться против ветра, если руль останется без присмотра. [7] Высота центра усилия плана паруса над поверхностью ограничена способностью парусного судна избежать опрокидывания, которая зависит от формы его корпуса, балласта или расстояния между корпусами (в случае катамаранов и тримаранов ). [8]

Типы оснастки

[ редактировать ]
  • Носовая оснастка представляет собой паруса, которые движутся вперед и назад (по длине парусного судна), контролируемые линиями, называемыми «листами», которые меняют стороны, когда нос проходит сквозь ветер от одной стороны судна к другой. другой. Варианты продольной установки включают в себя:
    • Бермудская установка (также известная как установка Маркони ) имеет трехсторонний грот .
    • Оснастка Gaff представляет собой четырехсторонний грот, верхний край которого прикреплен к лонжерону, называемому гафелем. [9]
    • Оснащение Spritsail представляет собой четырехсторонний грот, задний верхний угол которого поддерживается диагональным лонжероном, называемым спритом, нижний конец которого соединяется с мачтой возле подножия паруса.
    • Латинская оснастка представляет собой трехсторонний парус, установленный на длинной рее, установленный под углом на мачте и движущийся в продольном направлении.
    • Парус «Крабовый коготь» (также известный как Oceanic sprit или Oceanic lateen ) представляет собой трехсторонний парус с лонжеронами как на ступне, так и на голове. Он либо безмачтовый, поддерживается «подпоркой», либо устанавливается на съемных или фиксированных мачтах.
    • Парус Танджа (также известный как скошенный квадратный/прямоугольный парус , балансировочный парус или грузоподъемный парус ) представляет собой четырехсторонний парус с лонжеронами как на ноге, так и на голове. Устанавливается на съемных или фиксированных мачтах.
  • В квадратной установке в качестве основных парусов судна используются квадратные паруса. Суда с квадратным вооружением обычно включают носовые и кормовые паруса, например стаксели. Мачту можно назвать мачтой с квадратным вооружением, где преобладают квадратные паруса - это будет отличать ее от других мачт на том же судне, имеющих продольное вооружение, например, на барке .
    Квадратные паруса обычно подвешиваются на реях , которые в состоянии покоя расположены под прямым углом («квадрат») к осевой линии судна. Это отличает их от продольных парусов, которые в состоянии покоя выровнены по центральной линии. [10] : 2  С практической точки зрения это означает, что квадратные паруса всегда представляют ветру одну и ту же поверхность паруса при движении судна вперед: у них есть передняя и задняя части. Во время использования передние и кормовые паруса могут быть обращены любой поверхностью к ветру. Следовательно, любой вертикальный край квадратного паруса может быть передним (при движении против ветра), но передние паруса всегда имеют один и тот же вертикальный край спереди.

Виды паруса

[ редактировать ]

Для каждой формы снаряжения требуется свой тип парусов. Среди них:

  • Стаксель (произносится как Stays'l ) — это продольный парус, передняя кромка которого (или передняя шкаторина) прикреплена к штагу .
  • Передний парус это любой парус, расположенный впереди передней мачты парусной лодки. Обычно это продольный парус, но на старых парусных судах использовался квадратный парус на бушприте . [11]
  • Стаксель - это передний парус, который устанавливается перед любыми другими передними парусами или, в современном использовании, может быть единственным передним парусом. Его можно прикрепить к штагу, использовать при рифлении роликами или поставить в полет (как в более традиционных катерных снастях). [12] : 28–29  На большом судне с множеством передних парусов вы можете, например, найти летающий кливер, внешний кливер, внутренний кливер, а затем фор-стаксель. [10] : 64, 94 
  • Генуя — это большой кливер, который увеличивает площадь за счет выступания назад от мачты.
  • Спинакер это полный парус из легкого материала, предназначенный для плавания по ветру при слабом ветре. Во время использования стрела или генуя опускаются.
  • Генакер . – парус, представляющий собой нечто среднее между генуей и спинакером
  • Грот . («мейнсл») — парус, прикрепленный к грот-мачте К основным типам относятся:
    1. Грот с квадратным вооружением представляет собой квадратный парус, прикрепленный к нижней части главной мачты.
    2. Грот Бермудского вооружения представляет собой треугольный парус с передней шкаториной, прикрепленной к мачте, а подошва или нижний край обычно прикреплены к гику.
    3. Грот с гафовым вооружением представляет собой четырехсторонний парус, головка которого поддерживается багром.
    4. Грот со спритселем представляет собой четырехсторонний парус, кормовая часть которого поддерживается спритом.
  • Парус с проушинами представляет собой асимметричный четырехсторонний парус, подвешенный на рангоуте и поднятый на мачту как продольный парус.
  • Бизань - парус — небольшой треугольный или четырехугольный парус на корме лодки.
  • Стабилизирующий парус это бизань-парус на теплоходах, таких как старомодные дрифтеры и военные корабли (такие как HMS Prince Albert ). Основная функция паруса — уменьшать качку, а не обеспечивать тягу.

Европейские и американские суда

[ редактировать ]

Корабли, приплывшие из Европы и Америки, можно было классифицировать по-разному: по количеству мачт и парусному вооружению.

К одномачтовым парусным судам относятся катер , катер и шлюп . К двухмачтовым судам относятся биландер , бриг , бригантина , кеч , шхуна , снег и ял . К трехмачтовым судам относятся барк , баркентина , полякр и полнотакетажный корабль . Люггеры могли иметь одну или две мачты, а шхуны - две и более мачт.

Мачты с квадратным вооружением

[ редактировать ]
Иерархия возможных парусов на мачте с квадратным вооружением

Трехмачтовое судно имеет спереди назад фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту. У двухмачтового судна есть грот-мачта, вторая — фок-мачта или бизань. Корабли с более чем тремя мачтами могут просто нумеровать их или использовать другую схему, как в случае с пятимачтовым « Пройссеном» .

На судне с квадратным парусом паруса каждой мачты называются по мачте и положению на мачте. Например, на грот-мачте (снизу вверх):

На многих кораблях паруса над вершиной (платформа чуть выше самого нижнего паруса на носовой, грот-мачте и бизань-мачте) устанавливались на отдельных сегментах мачты - «стень-мачтах» или «стенго-мачтах», которые удерживались в деревянных гнездах, называемых «эстакадами». Эти мачты и их стойки можно было установить или ударить в зависимости от погодных условий или для технического обслуживания и ремонта. [13]

При слабом ветре рабочие квадратные паруса дополнялись шипованными парусами («оглушающими») на концах реев. Их называли обычным парусом с добавлением «шипов». Например, основной парус с верхней шиповкой . [13]

Между грот-мачтой и бизанью, а также между грот-мачтой и фок-мачтой стаксели между мачтами называются по имени паруса, находящегося непосредственно под самой высокой точкой крепления штага, удерживающего этот стаксель. Таким образом, бизань-штагель можно найти свисающим со штага, ведущего сверху бизань главной (третьей) мачты от бритвенного паруса (т. е. от бизань-стеньги) по крайней мере к одному, а обычно к двум парусам вниз от паруса на мачте ( наклон верхней кромки всех стакселей идет от более высокой точки ближе к корме к нижней точке по направлению к носу). [13]

Стаксели (стаксели между фок-мачтой и бушпритом ) называются (от внутреннего к внешнему) фор-стеньго-стакселем (или фор-штагом), внутренним кливером, внешним кливером и летающим кливером. Многие стойки кливеров соединяются с фок-мачтой чуть выше фор-стеньги. Также может быть установлен носовой королевский стаксель. [13]

Австронезийские и восточноазиатские суда

[ редактировать ]

Австронезийские буровые установки включают в себя так называемые крабовые клешни (также ошибочно называемые «океаническим латином » или «океаническим духом ») и установки танджа . Они использовались для конфигураций лодок с двойным каноэ ( катамаран ), с одной опорой (с наветренной стороны) или с двумя опорами , в дополнение к однокорпусным кораблям . [15] [16] Эти оснастки были независимо разработаны австронезийскими народами в эпоху неолита , начиная с паруса с крабовыми когтями примерно в 1500 году до нашей эры. Они используются на всем протяжении Австронезийской экспансии , от Приморья Юго-Восточной Азии до Микронезии , острова Меланезия , Полинезии и Мадагаскара . [17]

Крабовая клешня

[ редактировать ]

Существует несколько различных типов оснасток с крабовыми когтями, но, в отличие от западных оснасток, они не имеют фиксированных условных названий. [18] Паруса «крабовые клешни» установлены продольно и могут наклоняться и вращаться относительно ветра. Они произошли от V-образных перпендикулярных квадратных парусов , в которых два лонжерона сходятся у основания корпуса. Самая простая форма паруса «крабовый коготь» (также получившая самое широкое распространение) состоит из треугольного паруса, поддерживаемого двумя легкими лонжеронами (иногда ошибочно называемыми « шпритами ») с каждой стороны. Изначально они были безмачтовыми, и всю сборку снимали при опускании парусов. [17]

Необходимость приводить в движение более крупные и тяжелонагруженные лодки привела к увеличению вертикального паруса. Однако это привело к большей нестабильности судов. Помимо уникального изобретения аутригеров для решения этой проблемы, паруса также были наклонены назад, а точка схождения по корпусу переместилась дальше вперед. Эта новая конфигурация требовала свободной «подпорки» в середине корпуса для удержания лонжеронов, а также веревочных опор с наветренной стороны. Это позволило увеличить площадь парусов (и, следовательно, увеличить мощность), сохраняя при этом центр усилия низко и, таким образом, делая лодки более устойчивыми. Позже опора была преобразована в фиксированные или съемные наклонные мачты, где лонжероны парусов фактически подвешивались на фале к топ-мачте. Этот тип паруса наиболее совершенен у микронезийских проа , которые могут развивать очень большую скорость. Эти конфигурации иногда называют «шпритом журавля» или «шпритом журавля». [17] [18]

Еще одна эволюция базового паруса с крабовыми когтями - это преобразование верхнего лонжерона в фиксированную мачту. В Полинезии это придало парусу большую высоту, а также сделало его более узким, придав ему форму, напоминающую клешни краба (отсюда и парус «крабовая клешня»). Это также обычно сопровождалось более изогнутым нижним лонжероном. [17] [18]

Микронезийские, островные меланезийские и полинезийские суда с одной опорой также использовали наклонную конфигурацию мачты для уникального развития маневровых операций . [17] У маневровых судов оба конца одинаковы, и лодка плывет в обе стороны, но имеет фиксированную подветренную и наветренную стороны. Лодку перемещают от одного луча к другому, чтобы изменить направление, при боковом ветре - процедура с малой силой. Нижний угол паруса «крабовая клешня» перемещается на другой конец, который становится носовой частью, когда лодка отправляется обратно тем же путем, которым пришла. Мачта обычно шарнирно регулируется, регулируя наклон или угол мачты. Конфигурация крабовой клешни, используемая на этих судах, представляет собой установку с низким напряжением , которую можно построить с помощью простых инструментов и низкотехнологичных материалов, но при этом она работает очень быстро. По дальности действия луча это может быть самая быстрая простая установка.

Преобразование опоры в фиксированную мачту в парусе «крабовый коготь» привело к гораздо более позднему изобретению паруса танджа (также известного по-разному и ошибочно как скошенный квадратный парус, скошенный прямоугольный парус, гик или балансировочный парус). Паруса Танджа были оснащены так же, как паруса с крабовыми клешнями, а также имели лонжероны как в верхней, так и в нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, а лонжероны не сходились в точку. [17] [18] Обычно они устанавливаются на одной или двух (реже трех и более) сошках или мачтах-треногах, обычно сделанных из толстого бамбука . [19] [20] [21] Мачты имеют изогнутые головки с пазами для крепления фалов . В нижней части двух бамбуковых шестов мачты есть отверстия, которые крепятся к концам поперечных бревен на палубе и действуют как шарнир. Передняя часть мачты имела шплинт. Разблокировав его, мачту можно опустить поперек корабля. [19]

Несмотря на сходство внешнего вида с западными квадратными парусными вооружениями, танджа представляет собой продольную оснастку, похожую на парусник . Парус подвешивался к верхнему лонжерону («рею»), а нижний лонжерон выполнял функцию гика. [19] При установке вперед-назад лонжероны выступают вперед от мачты примерно на треть своей длины. При движении против ветра их устанавливают перпендикулярно корпусу, подобно квадратному снаряжению. [22] Парус можно вращать вокруг мачты (уменьшая необходимость управления рулями) и наклонять для перемещения центра тяги вперед или назад. Парус можно даже наклонить полностью горизонтально, приняв форму крыла, чтобы поднять нос над набегающими волнами. Парус зарифляется путем прокатывания его вокруг нижнего лонжерона. [19]

В дополнение к парусам танджа, корабли с оснасткой танджа также имеют бушприты с четырехсторонним передним парусом , иногда также скошенным, как это изображено на кораблях Боробудура . [22] В колониальную эпоху они были заменены треугольными стакселями в западном стиле (часто несколькими в более поздние периоды), а сами паруса танджа постепенно заменялись западными оснастками, такими как гафельные . [19]

Самое старое бесспорное изображение мусорной установки находится в храме Байон ( ок. 12-13 века ) в Ангкор-Томе , Камбоджа , где изображен корабль с килем и ахтерштевнем, что указывает на то, что он принадлежит Юго-Восточной Азии. [23] : 188–189  : 458  [24] Историки Пол Джонстон и Джозеф Нидхэм предполагают австронезийское (в частности, индонезийское ) происхождение буровой установки. [25] : 179  [26] : 599, 612–613  [27] : 191–192  Мусорные буровые установки были приняты китайцами примерно в 12 веке. [28] Иконографические находки показывают, что китайские корабли до XII века использовали квадратные паруса. [29] : 456–457, табличка CDIII–CDVI. Это также в дальнейшем распространилось на другие восточноазиатские традиции судостроения, особенно в Японию . [30]

В своей наиболее традиционной форме мусорная установка перевозится на нештанговой мачте (т. е. мачте без вантов или штанг , поддерживаемой только на ступеньке кильсона и партнеров); однако какой-либо стоячий такелаж не является редкостью. Обычно фалы (тросы, используемые для подъема и опускания паруса) и шкоты (тросы, используемые для обрезки паруса) обычно прокладывают к сходному трапу на лодке с мусорным вооружением. Это означает, что обычное управление парусами можно выполнять из относительной безопасности кокпита или даже когда экипаж находится под палубой. [ нужна ссылка ]

Мусорные паруса обычно носят на мачте, которая наклонена вперед на несколько градусов от вертикали. Это приводит к тому, что парус раскачивается наружу при отсутствии толкающего его ветра, что делает ненужным использование превентора (троса, удерживающего парус в растянутом состоянии) . [ нужна ссылка ]

Суда Южной Азии и Ближнего Востока

[ редактировать ]

Закрывать

[ редактировать ]

В отличие от европейских кораблей, суда Южной Азии и Ближнего Востока называются не по типу такелажа, а по форме корпуса. классифицируются как дау Все они имеют одинаковое вооружение, поэтому большинство этих судов в европейской терминологии . Считается, что дау родом из Индии . со свободными ногами У них четырехсторонние диванные паруса (иногда также полностью треугольные латинские паруса ). Паруса нельзя было зарифить , вместо этого на корабле обычно имелось два главных паруса: один для ночи и плохой погоды, а другой для дневной и ясной погоды. Рей обычно был очень длинным по сравнению с реальной длиной лодки и иногда состоял из двух бревен, соединенных между собой укрепляющим элементом. Фал был продет в два отверстия на рее , чтобы он не соскальзывал по длине. Мачта была вставлена ​​в ступеньку мачты, установленную над палубой. [31] .

Представлено в алфавитном порядке по разделам:

вперед и назад

[ редактировать ]

С квадратными парусами на каждой мачте

Комбинация

[ редактировать ]

Некоторые мачты имеют исключительно продольные паруса.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примечание: не все парусные суда являются лодками; У сухопутных яхт есть колеса, а у ледяных — полозья. Для ясности в этой статье обычно рассматриваются только водные суда.
  2. ^ С начала девятнадцатого века марсели и марсели часто разделялись на нижний и верхний парус, чтобы с ними было легче обращаться. Из-за этого кажется, что у мачты больше «парусов», чем официально.
  1. ^ «Риг» . Словарь Мерриама-Вебстера . 2023 . Проверено 15 апреля 2023 г. отличительная форма, количество и расположение парусов и мачт корабля или оснащение его такелажем
  2. ^ Кемп, Диксон (1882). Руководство по плаванию на яхте и лодке . Х. Кокс. п. 559.
  3. ^ Jump up to: а б МакГрегор, Дэвид Р. (1985). Торговые парусные суда 1775-1815: Суверенитет парусного спорта . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-323-0 .
  4. ^ «План паруса» . Словарь английского языка Коллинза . 2023.
  5. ^ Фолкард, Генри Коулман (2012). Парусные лодки со всего света: классический трактат 1906 года . Дувр Приморский. Курьерская компания. п. 576. ИСБН  9780486311340 .
  6. ^ Комитет Круизного клуба Америки Технический (1987). Желательные и нежелательные характеристики морских яхт . WW Нортон и компания. п. 161. ИСБН  978-0-393-03311-3 .
  7. ^ Ройс, Патрик М. (1997). Иллюстрированный парусный спорт Ройса . Публикации ПроСтар. п. 74. ИСБН  978-0-911284-07-2 .
  8. ^ Убийство, Стив; Хантер, Дуглас (1998). Объяснение дизайна яхт: Руководство моряка по принципам и практике проектирования . WW Нортон и компания. п. 153. ИСБН  978-0-393-04646-5 .
  9. ^ Кожа, Джон (11 января 2001 г.). Справочник по буровой установке Gaff: история, конструкция, методы, разработки . Книги о деревянных лодках. ISBN  978-0-937822-67-8 .
  10. ^ Jump up to: а б Андерхилл, Гарольд (1946) [1938]. Мачта и такелаж, корабль-клипер и океанский перевозчик (переиздание 1958 года). Глазго: Brown, Son and Ferguson, Ltd.
  11. ^ «Определение термина «стакссель» » . Коллинз . Проверено 12 мая 2019 г.
  12. ^ Канлифф, Том (2016). Рука, риф и управление: традиционные навыки управления классическими лодками (второе изд.). Адлард Коулз. ISBN  978-1472925220 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Нэрс, Джордж Стронг (1897). Морское дело: включая названия основных частей судна . Гриффин и компания. стр. 106–256.
  14. ^ Доран, Эдвин Б. (1981). Вангка: Австронезийское происхождение каноэ . Издательство Техасского университета A&M. ISBN  9780890961070 .
  15. ^ Хорридж А. (2008). «Происхождение и взаимосвязь тихоокеанских каноэ и буровых установок» (PDF) . На Di Piazza A, Pearthree E (ред.). Каноэ Великого океана . BAR International Series 1802. Археопресс. ISBN  9781407302898 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  16. ^ Лачина, Лигая (2016). Изучение доколониального судостроения в Юго-Восточной Азии: археологическое исследование лодок Бутуан и использование обшивки с соединенными краями в местных и региональных строительных технологиях (доктор философии). Университет Флиндерса.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR   20078617 .
  18. ^ Jump up to: а б с д Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR   25168892 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и Пелрас, Кристиан (1997). Буги . Джон Уайли и сыновья. стр. 258–259. ISBN  9780631172314 .
  20. ^ Бернингем, Ник (2019). «Судоходство Индийского океана». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана. Том 2: Обмен идеями, религиями и технологиями . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–202. ISBN  9783319978017 .
  21. ^ Чаудхури, КН (1985). Торговля и цивилизация в Индийском океане: экономическая история от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН  9780521285421 .
  22. ^ Jump up to: а б Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 286. ИСБН  9780307962256 .
  23. ^ Бернингем, Ник (2019). «Глава 6: Судоходство в Индийском океане». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана, Том II: Обмен идеями, религиями и технологиями . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–201.
  24. ^ Инглис, Дуглас Эндрю (2014). Сосуды Боробудура в контексте (Диссертация). Техасский университет A&M.
  25. ^ Джетт, Стивен С. (2017). Древние переходы через океан: новый взгляд на контакты с доколумбовой Америкой . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. ISBN  9780817319397 .
  26. ^ Нидхэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть III: Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  27. ^ Джонстон, Пол (1980). Морское судно доисторических времен . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674795952 .
  28. ^ Л. Фам, Шарлотта Мин-Ха (2012). Азиатские технологии судостроения . Бангкок: Бангкокское Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро ЮНЕСКО по образованию. стр. 20–21. ISBN  978-92-9223-413-3 . Проверено 15 февраля 2023 г.
  29. ^ Нидхэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть III: Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  30. ^ Кроссли, Памела Кайл, Дэниел Р. Хедрик, Стивен В. Хирш, Лайман Л. Джонсон и Дэвид Нортруп. «Династия Сун». Земля и ее народы . Ричард В. Буллиет. 4-е изд. Бостон: Houghton Mifflin, 2008. 279–80. Распечатать.
  31. ^ «История и строительство дау» . Набатея.нет . Проверено 21 мая 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e27697be8ec33d12fbddf009282f490__1719530280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/90/8e27697be8ec33d12fbddf009282f490.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rig (sailing) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)