Jump to content

Эволюционная нейробиология

(Перенаправлено из «Эволюционной нейробиологии »)

Эволюционная нейробиология — это научное исследование эволюции нервных систем . Эволюционные нейробиологи исследуют эволюцию и естественную историю структуры нервной системы , функций и возникающих свойств . Эта область опирается на концепции и результаты как нейробиологии , так и эволюционной биологии . Исторически сложилось так, что большая часть эмпирических работ проводилась в области сравнительной нейроанатомии , а современные исследования часто используют сравнительные филогенетические методы . селекции и экспериментальной эволюции . Также все чаще используются подходы [ 1 ]

Концептуально и теоретически эта область связана с такими разнообразными областями, как когнитивная геномика , нейрогенетика , нейробиология развития , нейроэтология , сравнительная психология , эво-дево , поведенческая нейробиология , когнитивная нейробиология , поведенческая экология , биологическая антропология и социобиология .

Эволюционные нейробиологи изучают изменения в генах, анатомии, физиологии и поведении, чтобы изучить эволюцию изменений в мозге. [ 2 ] Они изучают множество процессов, включая эволюцию голосовой , зрительной , слуховой , вкусовой и обучающей систем , а также эволюцию и развитие языка . [ 2 ] [ 3 ] Кроме того, нейробиологи-эволюционисты изучают эволюцию определенных областей или структур мозга, таких как миндалевидное тело , передний мозг и мозжечок , а также моторную или зрительную кору . [ 2 ]

Исследования мозга начались во времена Древнего Египта, но исследования в области эволюционной нейробиологии начались после публикации книги Дарвина « Происхождение видов» в 1859 году. [ 4 ] В то время эволюция мозга в основном рассматривалась в связи с неправильной лестницей природы . Филогения и эволюция мозга по-прежнему считались линейными. [ 4 ] В начале 20 века существовало несколько преобладающих теорий эволюции. Дарвинизм был основан на принципах естественного отбора и изменчивости, ламаркизм был основан на передаче приобретенных признаков, ортогенез был основан на предположении, что тенденция к совершенству управляет эволюцией, а сальтационизм утверждал, что прерывистая изменчивость создает новые виды. [ 4 ] Дарвина стала наиболее общепринятой и позволила людям задуматься о том, как развиваются животные и их мозг. [ 4 ]

Книга «Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных, включая человека» голландского невролога К.У. Ариенса Капперса 1936 года (впервые опубликованная на немецком языке в 1921 году) стала знаковой публикацией в этой области. После «Эволюционного синтеза» изучение сравнительной нейроанатомии проводилось с эволюционной точки зрения, а современные исследования включают генетику развития. [ 5 ] [ 6 ] В настоящее время принято, что филогенетические изменения происходят независимо между видами с течением времени и не могут быть линейными. [ 4 ] Также считается, что увеличение размера мозга коррелирует с увеличением нервных центров и сложностью поведения. [ 7 ]

Основные аргументы

[ редактировать ]

Со временем появилось несколько аргументов, определяющих историю эволюционной нейробиологии. Первый - это спор между Этьеном Жоффро Сент-Илером и Жоржем Кювье по теме «общий план против разнообразия». [ 2 ] Джеффри утверждал, что все животные построены на основе единого плана или архетипа , и подчеркивал важность гомологии между организмами, в то время как Кювье считал, что строение органов определяется их функцией и что знание функции одного органа может помочь обнаружить функции других органов. [ 2 ] [ 4 ] Он утверждал, что существует как минимум четыре разных архетипа. [ 2 ] После Дарвина идея эволюции получила большее признание, а идея Джеффри о гомологичных структурах стала более общепринятой. [ 2 ] Второй важный аргумент – это противопоставление Scala Naturae (масштаба природы) филогенетическому кусту. [ 2 ] Scala Naturae, позже также названная филогенетической шкалой, была основана на предпосылке, что филогении линейны или подобны шкале, в то время как аргумент филогенетического куста был основан на идее, что филогении были нелинейными и больше напоминали куст, чем шкалу. [ 2 ] Сегодня принято считать, что филогении нелинейны. [ 2 ] Третий важный аргумент касался размера мозга и того, какой размер более важен для определения функции: относительный или абсолютный. [ 2 ] В конце 18 века было установлено, что соотношение мозга и тела уменьшается по мере увеличения размера тела. [ 2 ] Однако в последнее время все больше внимания уделяется абсолютному размеру мозга , поскольку он зависит от внутренних структур и функций, степени структурной сложности и количества белого вещества в мозге. Все это позволяет предположить, что абсолютный размер гораздо лучше предсказывает мозг. функция. [ 2 ] Наконец, четвертый аргумент — это естественный отбор (дарвинизм) и ограничения развития (согласованная эволюция). [ 2 ] В настоящее время признано, что именно эволюция развития заставляет взрослые виды проявлять различия, а нейробиологи-эволюционисты утверждают, что многие аспекты функций и структуры мозга сохраняются у разных видов. [ 2 ]

На протяжении всей истории мы видим, как эволюционная нейробиология зависела от развития биологической теории и методов. [ 4 ] Область эволюционной нейробиологии сформировалась благодаря развитию новых методов, которые позволяют открывать и исследовать части нервной системы. В 1873 году Камилло Гольджи разработал метод нитрата серебра, который позволил описать мозг на клеточном уровне, а не просто на грубом уровне. [ 4 ] Сантьяго Рамон и Педро Рамон использовали этот метод для анализа многочисленных частей мозга, расширяя область сравнительной нейроанатомии. [ 4 ] Во второй половине XIX века новые методы позволили ученым идентифицировать группы нейрональных клеток и пучки волокон в мозге. [ 4 ] В 1885 году Витторио Марчи открыл технику окрашивания, которая позволила ученым увидеть индуцированную аксональную дегенерацию в миелинизированных аксонах, в 1950 году «оригинальная процедура Наута» позволила более точно идентифицировать дегенерирующие волокна, а в 1970-х годах было сделано несколько открытий множественных молекулярных волокон. трассеры, которые будут использоваться для экспериментов даже сегодня. [ 4 ] За последние 20 лет кладистика также стала полезным инструментом для изучения изменений в мозге. [ 7 ]

Эволюция мозга

[ редактировать ]

Лиза Фельдман Барретт описывает историю эволюции мозга в своей книге «Семь с половиной уроков о мозге».

Многие ранние годы существования Земли были наполнены безмозглыми существами, и среди них был амфиоксус , которого можно проследить еще 550 миллионов лет назад. [ 8 ] Амфиокси вели значительно более простой образ жизни, поэтому у них не было необходимости иметь мозг. Вместо отсутствия мозга у доисторических амфиокси была ограниченная нервная система , состоящая всего лишь из группы клеток. [ 9 ] Эти клетки оптимизировали свое использование, поскольку многие сенсорные клетки переплетались с клетками, используемыми для очень простой системы перемещения, которая позволяла ему перемещаться через водоемы и реагировать без особой обработки, в то время как оставшиеся клетки использовались для обнаружения света, чтобы объяснить тот факт, что у него не было глаз. [ 8 ] Для этого также не требовался слух. [ 8 ] Несмотря на то, что у амфиокси были ограниченные чувства, они не нуждались в них для эффективного выживания, поскольку их жизнь в основном была посвящена сидению на морском дне и еде. [ 8 ] Хотя «мозг» амфиоксуса может показаться сильно недоразвитым по сравнению с его человеческими собратьями, он хорошо приспособлен к окружающей среде, что позволило ему процветать на протяжении миллионов лет.

Хотя многие учёные когда-то предполагали, что мозг развился, чтобы обрести способность мыслить, сегодня такая точка зрения считается большим заблуждением. [ 10 ] 500 миллионов лет назад Земля вступила в кембрийский период , когда охота стала новой проблемой выживания в среде обитания животных. [ 11 ] В этот момент животные стали чувствительны к присутствию другого, который мог бы служить пищей. [ 11 ] Хотя для охоты по своей сути не требовался мозг, это был один из основных шагов, которые способствовали его развитию по мере того, как организмы развивали развитые сенсорные системы. [ 12 ]

В ответ на постепенно усложняющуюся окружающую среду, где между животными с мозгом начала возникать конкуренция за выживание, животным пришлось научиться управлять своей энергией. [ 13 ] По мере того, как существа приобретали различные органы восприятия, у животных развился аллостаз , который играл роль раннего мозга, заставляя тело собирать прошлый опыт для улучшения прогнозирования. [ 14 ] Поскольку предсказание превосходило реакцию, у организмов, которые планировали свои маневры, было больше шансов выжить, чем у тех, кто этого не делал. Это произошло благодаря адекватному управлению энергией, чему благоприятствовала природа. [ 15 ] Животные, у которых не развился аллостаз, окажутся в невыгодном положении для целей исследования, поиска пищи и размножения, поскольку смерть является более высоким фактором риска. [ 15 ]

По мере того как аллостаз продолжал развиваться у животных, их тела одинаково непрерывно менялись в размерах и сложности. [ 16 ] Они постепенно начали развивать сердечно-сосудистую систему , дыхательную систему и иммунную систему , чтобы выжить в окружающей среде, что требовало от тел чего-то более сложного, чем ограниченное качество клеток, чтобы регулировать себя. [ 16 ] Это способствовало тому, что нервные системы многих существ превратились в мозг, который был огромным и поразительно похожим на то, как мозг большинства животных выглядит сегодня. [ 17 ]

Эволюция человеческого мозга

[ редактировать ]

В книге Чарльза Дарвина « Происхождение человека » утверждается, что разум развивался одновременно с телом. [ 18 ] Согласно его теории, у всех людей есть варварское ядро, с которым они учатся иметь дело. [ 18 ] Теория Дарвина позволила людям задуматься о том, как развиваются животные и их мозг. [ 4 ]

Рептилийный мозг

[ редактировать ]

Взгляд Платона на эволюцию человеческого мозга основывался на идее о том, что все люди когда-то были ящерицами со схожими потребностями выживания, такими как питание, борьба и спаривание. [ 19 ] Платон определил это понятие как мозг ящерицы, который был самым глубоким слоем и одной из трех частей его теории тройственного мозга. [ 19 ] Теорию тройственного мозга затем разработал Пол Маклин . [ 20 ] Хотя современная наука с тех пор доказала, что эта теория неточна. [ 21 ]

Недавние исследования в области молекулярной генетики продемонстрировали доказательства отсутствия различий в нейронах рептилий и млекопитающих по сравнению с людьми. [ 22 ] Вместо этого новые исследования предполагают, что все млекопитающие и, возможно, рептилии, птицы и некоторые виды рыб развиваются по одному и тому же порядку. [ 22 ] Это исследование подтверждает идею о том, что человеческий мозг структурно ничем не отличается от мозга многих других организмов. [ 23 ]

Кора головного мозга рептилий напоминает кору млекопитающих, хотя и упрощена. [ 2 ] Хотя эволюция и функции коры головного мозга человека до сих пор окутаны тайной, мы знаем, что это наиболее радикально изменившаяся часть мозга в ходе недавней эволюции. Мозг рептилий 300 миллионов лет назад был создан для всех наших основных побуждений и инстинктов, таких как борьба, размножение и спаривание. Мозг рептилий развился 100 миллионов лет спустя и дал нам способность чувствовать эмоции. В конце концов, он смог развить рациональную часть, которая управляет нашим внутренним животным.

Визуальное восприятие

[ редактировать ]

Зрение позволяет людям в определенной степени воспринимать окружающий их мир. С помощью длин волн света человеческий мозг может связать их с конкретным событием. [ 24 ] Хотя мозг, очевидно, воспринимает свое окружение в конкретный момент, он в равной степени предсказывает предстоящие изменения в окружающей среде. [ 25 ] Заметив их, мозг начинает готовиться к встрече с новым сценарием, пытаясь выработать адекватную реакцию. [ 26 ] Это достигается за счет использования данных, которые имеет доступ к мозгу, то есть использования прошлого опыта и воспоминаний для формирования правильной реакции. [ 26 ] Однако иногда мозгу не удается точно предсказать, что означает, что разум воспринимает ложную иллюстрацию. [ 27 ] Такое неправильное изображение возникает, когда мозг использует неадекватную память для реагирования на то, с чем он сталкивается, а это значит, что память не коррелирует с реальным сценарием. [ 27 ]

Исследования о том, как зрительное восприятие развивалось в ходе эволюции, сегодня лучше всего понять, изучая современных приматов, поскольку организацию мозга невозможно установить только путем анализа окаменевших черепов.

Мозг интерпретирует визуальную информацию в затылочной доле — области в задней части мозга. Затылочная доля содержит зрительную кору и таламус, которые являются двумя основными участниками обработки визуальной информации. Процесс интерпретации информации оказался более сложным, чем принцип «что видишь, то и получаешь». Неправильная интерпретация визуальной информации встречается чаще, чем считалось ранее.

По мере развития знаний о человеческом мозге исследователи обнаруживают, что наше зрительное восприятие гораздо ближе к конструкции мозга, чем к прямой «фотографии» того, что находится перед нами. Это может привести к неправильному восприятию определенных ситуаций или элементов в попытках мозга обеспечить нашу безопасность. Например, находящийся на грани солдат считает, что маленький ребенок с палкой — это взрослый мужчина с пистолетом, поскольку активируется симпатическая система мозга, или режим «бей или беги». [ 28 ]

Иллюзия кролика и утки — известный неоднозначный образ, на котором можно увидеть кролика или утку. Самая ранняя известная версия - это рисунок без указания авторства из номера немецкого юмористического журнала Blätter от 23 октября 1892 года. Arc.Ask3.Ru

Пример этого явления можно наблюдать в иллюзии Кролика-Утки. В зависимости от того, как на изображение смотрят, мозг может интерпретировать изображение кролика или утки. Не существует правильного или неправильного ответа, но это доказательство того, что увиденное может не соответствовать действительности ситуации.

Слуховое восприятие

[ редактировать ]

По организации слуховая кора человека делится на ядро, пояс и парапояс. Это очень похоже на поведение современных приматов.

Концепция слухового восприятия очень похожа на зрительное восприятие. Наш мозг настроен действовать в соответствии с тем, что он ожидает испытать. Чувство слуха помогает человеку определить местоположение, а также подсказывает, что еще находится вокруг него. Если что-то движется, они примерно знают, где это находится, и по тону мозг может предсказать, что именно двигалось. Если бы кто-то услышал шелест листьев в лесу, мозг мог бы интерпретировать этот звук как звук животного, что могло бы стать опасным фактором, но это был бы просто шаг другого человека. [ 28 ] Мозг может предсказывать многие вещи на основе того, что он интерпретирует, однако не все эти прогнозы могут быть правдой.

Языковое развитие

[ редактировать ]

Доказательства богатой когнитивной жизни у приматов, родственников человека, обширны, и хорошо задокументирован широкий спектр специфического поведения, соответствующего теории Дарвина. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Однако до недавнего времени исследования игнорировали приматов в контексте эволюционной лингвистики, прежде всего потому, что в отличие от птиц, обучающихся вокалу, нашим ближайшим родственникам, по-видимому, не хватает способностей к подражанию. С точки зрения эволюции, есть убедительные доказательства того, что генетическая основа концепции языков существовала на протяжении миллионов лет, как и многие другие способности и модели поведения, наблюдаемые сегодня.

Хотя лингвисты-эволюционисты сходятся во мнении, что волевой контроль над вокализацией и выражением речи является совсем недавним скачком в истории человечества, это не значит, что слуховое восприятие также является недавним достижением. Исследования предоставили убедительные доказательства существования четко определенных нервных путей, связывающих кору головного мозга с целью организации слухового восприятия в мозге. Таким образом, проблема заключается в наших способностях имитировать звуки. [ 32 ]

Помимо того факта, что приматы могут быть плохо приспособлены к запоминанию звуков, исследования показали, что они гораздо лучше усваивают и используют жесты. Зрительные сигналы и двигательные пути развились на миллионы лет раньше в нашей эволюции, что, по-видимому, является одной из причин нашей более ранней способности понимать и использовать жесты. [ 33 ]

Когнитивные специализации

[ редактировать ]

Эволюция показывает, как определенная среда и окружение будут способствовать развитию определенных когнитивных функций мозга, чтобы помочь животному или, в данном случае, человеку успешно жить в этой среде.

Когнитивная специализация — теория, согласно которой когнитивные функции, такие как способность к социальному общению, могут передаваться генетически через потомство. Это принесет пользу видам в процессе естественного отбора. Что касается изучения этого применительно к человеческому мозгу, было высказано предположение, что очень специфические социальные навыки, помимо языка, такие как доверие, уязвимость, навигация и самосознание, также могут передаваться потомству. [ 34 ]

Исследователи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роудс, Дж. С. и Т. Дж. Кавецки. 2009. Поведение и нейробиология. Стр. 263–300 в книге Теодора Гарленда-младшего и Майкла Р. Роуза , ред. Экспериментальная эволюция: концепции, методы и применение селекционных экспериментов. Калифорнийский университет Press, Беркли.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Каас, Джон Х. (28 июля 2009 г.). Эволюционная нейронаука . Академическая пресса. ISBN  9780123751683 .
  3. ^ Платек, Стивен М.; Шекелфорд, Тодд К. (26 февраля 2009 г.). Основы эволюционной когнитивной нейронауки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521884211 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Норткатт, Р. Гленн (1 августа 2001 г.). «Изменение взглядов на эволюцию мозга». Бюллетень исследований мозга . 55 (6): 663–674. дои : 10.1016/S0361-9230(01)00560-3 . ISSN   0361-9230 . ПМИД   11595351 . S2CID   39709902 .
  5. ^ Норткатт, Р. Гленн (август 2001 г.). «Изменение взглядов на эволюцию мозга». Бюллетень исследований мозга . 55 (6): 663–674. дои : 10.1016/S0361-9230(01)00560-3 . ПМИД   11595351 . S2CID   39709902 .
  6. ^ Стридтер, Г.Ф. (2009). «История идей об эволюции мозга» . В Джоне Х. Каасе (ред.). Эволюционная нейронаука . Академическая пресса. ISBN  978-0-12-375080-8 .
  7. ^ Jump up to: а б Норткатт, Р.Г. (1 августа 2002 г.). «Понимание эволюции мозга позвоночных» . Интегративная и сравнительная биология . 42 (4): 743–756. дои : 10.1093/icb/42.4.743 . ISSN   1540-7063 . ПМИД   21708771 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 1. ISBN  9780358157144 .
  9. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 1–2. ISBN  9780358157144 .
  10. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 2. ISBN  9780358157144 .
  11. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 4. ISBN  9780358157144 .
  12. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 4–5. ISBN  9780358157144 .
  13. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 5–6. ISBN  9780358157144 .
  14. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 7–8. ISBN  9780358157144 .
  15. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 8. ISBN  9780358157144 .
  16. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 9. ISBN  9780358157144 .
  17. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 10. ISBN  9780358157144 .
  18. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 17. ISBN  9780358157144 .
  19. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 14. ISBN  9780358157144 .
  20. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 16. ISBN  9780358157144 .
  21. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 15–16. ISBN  9780358157144 .
  22. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 19–21. ISBN  9780358157144 .
  23. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Миффлин Харкорт. п. 21. ISBN  9780358157144 .
  24. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 66. ИСБН  9780358157144 .
  25. ^ Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 72. ИСБН  9780358157144 .
  26. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 66–67. ISBN  9780358157144 .
  27. ^ Jump up to: а б Барретт, Лиза Фельдман (2020). Семь с половиной уроков о мозге . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 75–76. ISBN  9780358157144 .
  28. ^ Jump up to: а б Баррет, Лиза (17 ноября 2020 г.). Семь с половиной уроков о мозге . ХарперКоллинз. ISBN  9780358157120 .
  29. ^ Чейни, Дороти Ливитт (1990). «Как обезьяны видят мир: в сознании другого вида». Издательство Чикагского университета. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  30. ^ Чейни, Дороти Ливитт (2008). «Метафизика павиана: эволюция социального разума». Издательство Чикагского университета. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  31. ^ Херфорд, Джеймс Р. (2007). Истоки смысла . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-152592-6 . OCLC   252685884 .
  32. ^ Борнкессель-Шлезевски, Ина; Шлезевский, Матиас; Смолл, Стивен Л.; Раушекер, Йозеф П. (2014). «Нейробиологические корни языка при слухе у приматов: общие вычислительные свойства» . Тенденции в когнитивных науках . 19 (3): 142–150. дои : 10.1016/j.tics.2014.12.008 . ПМК   4348204 . ПМИД   25600585 .
  33. ^ Робертс, Анна Илона; Робертс, Сэмюэл Джордж Брэдли; Вик, Сара-Джейн (01 марта 2014 г.). «Репертуар и интенциональность жестовой коммуникации у диких шимпанзе» (PDF) . Познание животных . 17 (2): 317–336. дои : 10.1007/s10071-013-0664-5 . hdl : 10034/604606 . ISSN   1435-9456 . ПМИД   23999801 . S2CID   13899247 .
  34. ^ Барон-Коэн, Саймон; Лесли, Алан М.; Фрит, Юта (1 октября 1985 г.). «Есть ли у аутичного ребенка «теория разума»?» . Познание . 21 (1): 37–46. дои : 10.1016/0010-0277(85)90022-8 . ISSN   0010-0277 . ПМИД   2934210 . S2CID   14955234 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be61d93e641de2309486f77994ea83ed__1717307640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/ed/be61d93e641de2309486f77994ea83ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evolutionary neuroscience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)