Jump to content

Грумман HU-16 Альбатрос

(Перенаправлено с Grumman HU-16 )
HU-16 Альбатрос
Грумман ВМС США UF-1 Альбатрос
Роль воздух-море Спасательная летающая лодка
Производитель Грумман
Первый полет 24 октября 1947 г. [ 1 ]
Введение 1949
Ушедший на пенсию 1995 ( ВМС Греции )
Статус В ограниченном использовании
Основные пользователи ВВС США
Береговая охрана США
ВМС США
Королевские ВВС Канады
Греческий флот
Произведено 1949–1961
Количество построенных 466
Разработано на основе Грумман Маллард

Grumman HU-16 Albatross — это большой двухрадиомоторный гидросамолет амфибия - , который использовался ВВС США (USAF), ВМС США (USN), Береговой охраной США (USCG) и Королевскими ВВС Канады. в первую очередь как поисково-спасательный самолет (SAR). Первоначально обозначенный как SA-16 для ВВС США и JR2F-1 и UF-1 для ВМС США и USCG, в 1962 году он был переименован в HU-16. Была предложена новая сборка G-111T Albatross с современной авионикой и двигателями. в 2021 году, а производство в Австралии начнется в 2025 году. [ 2 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Усовершенствованная конструкция Grumman Mallard , Albatross была разработана для приземления в открытом океане и проведения спасательных операций. Его V-образное поперечное сечение корпуса и длина киля позволяют ему приземляться в открытом море. «Альбатрос» был разработан для оптимальной глубины моря 4 фута (1,2 м) и мог приземляться в более суровых условиях, но требовал JATO (реактивный взлет или просто ракеты-носители) для взлета на глубине 8–10 футов (2,4–3,0 м). ) морей или больше.

Операционная история

[ редактировать ]
ВВС США SA-16A во время Корейской войны
Grumman HU-16 Albatross на авиабазе Макдилл во Флориде, 1951 или начало 1952 года.

Большинство «Альбатросов» использовались ВВС США (USAF), в основном для выполнения поисково-спасательных операций (SAR), и первоначально обозначались как SA-16. ВВС США широко использовали SA-16 в Корее для боевых спасательных операций, где он завоевал репутацию прочного и мореходного корабля. Позже переименованный HU-16B (вариант с длинным крылом) «Альбатрос» использовался Аэрокосмической службой спасения и восстановления ВВС США и принимал активное участие в боевых действиях во время войны во Вьетнаме . Кроме того, с 1956 по 1971 год небольшое количество групп воздушных коммандос Национальной гвардии было оснащено HU-16 для скрытного проникновения и вывода спецназа. [ 3 ] Другие экземпляры HU-16 попали в спасательно-восстановительные подразделения резерва ВВС до его вывода из службы ВВС США.

ВМС США также использовали HU-16C/D Albatross в качестве самолета SAR с береговых военно-морских аэродромов как в США, так и за рубежом. Он также использовался в качестве самолета оперативной поддержки по всему миру и для выполнения миссий с бывшей военно-морской авиабазы ​​Агана , Гуам , во время войны во Вьетнаме. полеты доброй воли также были обычным явлением на окружающей подопечной территории Тихоокеанские острова В начале 1970-х годов . Обучение посадке на открытую воду и взлету с воды с использованием JATO также часто проводилось самолетами HU-16 ВМС США из таких мест, как NAS Agana, Гуам; Военно-морская база Гуантанамо , Куба; NAS Barbers Point , Гавайи; NAS Северный остров , Калифорния, NAS Ки-Уэст , Флорида; NAS Джексонвилл , Флорида, и NAS Пенсакола , Флорида, а также другие места.

HU-16 также эксплуатировался Береговой охраной США как прибрежный и дальний поисково-спасательный самолет открытого океана в течение многих лет, пока его не вытеснили HU-25 Guardian и HC-130 Hercules .

Последним полетом ВВС США HU-16 стала доставка самолета с серийным номером 51-5282 в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо, в июле 1973 года после установления рекорда высоты в 32 883 фута ранее в месяц. [ 4 ]

Последний полет HU-16 ВМС США состоялся 13 августа 1976 года, когда «Альбатрос» был доставлен в Национальный музей военно-морской авиации в ВМС Пенсакола, Флорида. [ 5 ]

Последний полет USCG HU-16 состоялся в CGAS Кейп-Код в марте 1983 года, когда USCG списала этот тип самолета. «Альбатрос» продолжал использоваться на военной службе других стран, последний из которых был выведен из эксплуатации ВМС Греции (Греция) в 1995 году.

ВВС Пакистана с 1958 по 1968 год эксплуатировали 4 самолета SA-16A, полученные по программе MAP . Этими гидропланами была оснащена 4-я эскадрилья, базировавшаяся на авиабазе Драй-Роуд . SA-16 использовались для морской разведки и прибрежного патрулирования во время войны с Индией 1965 года . По крайней мере, один SA-16 патрулировал во время 17-дневной войны, совершив 14 вылетов в поддержку ВМФ . Они были сданы на хранение 19 августа 1968 года. [ 6 ] [ 7 ]

Королевские ВВС Канады эксплуатировали самолеты Grumman Albatross под обозначением CSR-110.

Гражданские операции

[ редактировать ]
Альбатрос авиакомпании Chalk's International Airlines прибывает в гавань Майами из Нассау, Багамы, 1987 год.

В середине 1960-х годов Министерство внутренних дел США приобрело у ВМС США три военных самолета Grumman HU-16 и основало в Тихом океане компанию Trust Territory Airlines для обслуживания островов Микронезии. Continental Airlines Pan American World Airways и, наконец, Air Micronesia эксплуатировали «Альбатросы», обслуживающие Яп, Палау, Чуук (Трук) и Понпеи с Гуама до 1970 года, когда на острове были построены адекватные взлетно-посадочные полосы, позволяющие осуществлять наземные операции.

Многие излишки «Альбатросов» были проданы гражданским операторам, в основном частным владельцам. Эти самолеты эксплуатируются либо в экспериментально-выставочной, либо в ограниченной категории и не могут использоваться для коммерческих операций, за исключением очень ограниченных условий.

В начале 1980-х годов компания Chalk's International Airlines, принадлежащая Merv Griffin's Resorts International, перевела 13 Альбатросов в стандартную категорию как G-111. Это дало им право использовать их в регулярных рейсах авиакомпаний. Эти самолеты имели значительные модификации по сравнению со стандартной военной конфигурацией, включая перестроенные крылья с титановыми колпаками лонжеронов, дополнительные двери и модификации существующих дверей и люков, баки для моторного масла из нержавеющей стали, двухмоторные системы пожаротушения на каждом двигателе и системы автоматического оперения винтов. установлен. G-111 эксплуатировались всего несколько лет, а затем были поставлены на хранение в Аризону. Большинство из них все еще припаркованы там, но некоторые вернулись к регулярным полетам частных операторов.

Кабина самолета Grumman Albatross N44RD, совершившего кругосветный полет в 1997 году.

Компания спутниковых технологий Row 44 , теперь известная как Anuvu, купила HU-16B Albatross (регистрация N44HQ) [ 8 ] в 2008 году для тестирования услуги спутникового широкополосного доступа в Интернет в полете. получившая название Albatross One Компания, , выбрала этот самолет для своей деятельности, поскольку его фюзеляж имеет ту же кривизну, что и самолет Boeing 737 , для которого компания производит свое оборудование. Самолет, приобретенный Row 44, одно время использовался НАСА в качестве тренировочного самолета для астронавтов космических шаттлов . На одной из стен кабины можно увидеть автографы космонавтов, тренировавшихся на борту самолета. [ 9 ] [ 10 ]

В 1997 году «Грумман Альбатрос» (N44RD), пилотируемый Ридом Деннисом и Энди Макфи, стал первым «Альбатросом», совершившим кругосветное плавание. Полет вокруг света протяженностью 26 347 морских миль длился 73 дня, включал 38 остановок в 21 стране и составил 190 часов налета. [ 11 ] В 2013 году Рид Деннис подарил N44RD Музею авиации Хиллера . [ 12 ]

Поскольку самолет весит более 12 500 фунтов, пилоты зарегистрированных в США гражданских самолетов «Альбатрос» должны иметь квалификацию типа . Ежегодный полет «Альбатроса» проводится в Боулдер-Сити, штат Невада , где пилоты «Альбатроса» могут получить типовой рейтинг.

Предлагаемая новая постройка

[ редактировать ]

Компания Amphibian Aerospace Industries в Дарвине , Австралия , получила сертификат типа и в декабре 2021 года объявила, что планирует начать производство новой версии Альбатроса с 2025 года. Он будет иметь современную авионику и Pratt & Whitney PT6A-67F, получивший название G-111T. турбовинтовые двигатели с вариантами для пассажиров, грузов, поисково-спасательных операций, прибрежного наблюдения и воздушной медицинской эвакуации. [ 13 ] [ 14 ]

Варианты

[ редактировать ]
Прототип XJR2F-1 на авиабазе NAS Patuxent River в 1940-х годах.
  • XJR2F-1 — обозначение прототипа, построено два
  • HU-16A (первоначально SA-16A ) — версия ВВС США.
  • HU-16A (первоначально UF-1 ) — индонезийская версия
  • HU-16B (первоначально SA-16B ) — версия ВВС США (модифицированная с длинным крылом)
  • ШУ-16Б (модифицированный ХУ-16Б для противолодочной борьбы) - экспортная версия, с АН / АПС-88 в носовой части и стрелой MAD ​​в хвостовой части. [ 15 ]
  • HU-16C (первоначально UF-1 ) — версия ВМС США.
  • LU-16C (первоначально UF-1L ) — версия ВМС США.
  • Ту-16С (первоначально UF-1T ) — версия ВМС США.
  • HU-16D (первоначально UF-1 ) — версия ВМС США (модифицированная с длинным крылом)
  • HU-16D (первоначально UF-2 ) — немецкая версия (с длинным крылом)
  • HU-16E (первоначально UF-2G ) — версия Береговой охраны США (модифицированная с длинным крылом)
  • HU-16E (первоначально SA-16A ) — версия ВВС США (модифицированная с длинным крылом)
  • G-111 (первоначально SA-16A ) — версия для гражданских авиакомпаний, заимствованная из оригиналов USAF, JASDF и Германии.
  • CSR-110 - версия RCAF [ 16 ]
  • Г-111Т - предлагались новые сборки с современной авионикой и турбовинтовыми двигателями.

Операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
HU-16B ВВС Аргентины, LADE в Порт-Стэнли, 1972 г. 1-й полет
 Бразилия
 Канада
Грумман Альбатрос из RCAF
 Чили
 Китайская Республика
 Германия
Сохранившиеся самолеты ВВС Греции на авиабазе Декелия.
 Греция
 Индонезия
 Италия
 Япония
 Малайзия
 Мексика
Испанский HU-16
 Норвегия
 Пакистан
 Перу
 Филиппины
 Португалия
 Испания
Береговая охрана США HU-16E с авиабазы ​​CGAS Кейп-Код , 1970-е годы.
 Таиланд
 Соединенные Штаты

Самолет на выставке

[ редактировать ]
ХУ-16А
HU-16A (индонезийская версия)
UF-1 Альбатрос ВВС Индонезии в музее Диргантара Мандала
ХУ-16Б
BS-02, Национальный музей воздухоплавания Аргентины.
ХУ-16С
ХУ-16Э

Один UF-1G эксплуатируется компанией TP Universal Exports в Миннесоте и летает до сих пор.

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 24 января 1952 г. SA-16A «Альбатрос», номер 51-001 , б/н G-74, [ 73 ] член 480-й воздушной эскадрильи снабжения (описываемой как авиационное подразделение Центрального разведывательного управления ) во время перелета с авиабазы ​​Маунтин-Хоум , штат Айдахо, в Сан-Диего произошел отказ левого двигателя , штат Калифорния, над Долиной Смерти . Экипаж из шести человек успешно спасся около 18:30 без каких-либо травм и прошел около 14 миль (23 км) на юг до Фернес-Крик, Калифорния , где на следующий день их подобрал SA-16 из 42-й воздушно-спасательной эскадрильи. , авиабаза Марч , Калифорния. Брошенный SA-16 врезался в горный хребет Таун-Саммит хребта Панаминт к западу от Стовпайп-Уэллс с все еще работающим правым двигателем. Обломки все еще там. [ 74 ] [ 75 ]
  • 16 мая 1952 года самолет «Грумман Альбатрос» ВМС США, приданный Силам обороны Исландии, разбился на острове Эйяфьятлайокудль в Исландии . Из-за плохих погодных условий спасатели добрались до места крушения только через два с половиной дня. Один член экипажа был найден мертвым среди обломков, однако четверо других не были найдены, несмотря на тщательные поиски. Судя по показаниям на месте происшествия, они пытались задействовать аварийную радиосвязь, но, скорее всего, потерпели неудачу из-за очень плохих погодных условий, а затем попытались спуститься по леднику . [ 76 ] В 1964 году на краю ледника были найдены частичные останки одного из членов экипажа вместе с гравированным обручальным кольцом. [ 77 ] 20 августа 1966 года в том же месте были найдены останки трех оставшихся членов экипажа. [ 78 ] [ 79 ]
  • 18 мая 1957 года HU-16E Albatross береговой охраны США, номер 1278 береговой охраны, заглох и разбился во время демонстрации JATO во время показа Дня вооруженных сил на авиабазе береговой охраны Салема . Пилот и еще один член экипажа погибли. Причиной сваливания стала ошибка пилота. [ 80 ]
  • 22 августа 1957 года самолет береговой охраны США HU-16E Albatross, номер 1259 береговой охраны, разбился при взлете на аэродроме Флойд Беннетт Филд , в результате чего погибли 4 из 6 членов экипажа на борту. Самолет только что завершил проверку, в ходе которой рулевые колонки были сняты и проверены на наличие усталостных трещин. Хотя это и не доказано, считается, что к катастрофе привело плохое техническое обслуживание во время переустановки рулевых колонок. [ 81 ]
  • 3 июля 1964 года HU-16E Albatross береговой охраны США, номер береговой охраны 7233, пропал вместе со всеми пятью членами экипажа, когда возвращался с поисков пропавшего рыболовного судна. Два дня спустя обломки были найдены на склоне горы, в 3 милях (4,8 км) от базы на аэродроме Аннетт, Аляска . [ 82 ]
  • 18 июня 1965 года во время первого полета операции Arc Light, выполненного B-52 Stratofortresses Стратегического авиационного командования с целью поразить цель в Южном Вьетнаме , в темноте столкнулись два самолета. Восемь членов экипажа погибли, но четверо выживших были обнаружены и подобраны самолетом-амфибией HU-16A-GR «Альбатрос», серийный номер ВВС 51-5287. «Альбатрос» был поврежден при взлете из-за сильного волнения на море, и находившимся на борту пришлось пересесть на норвежское грузовое судно и судно ВМФ, после чего самолет затонул. [ 83 ]
  • 9 января 1966 года самолет HU-16 ВВС Китайской Республики, на борту которого находились трое перебежчиков из ВМС материкового Китая, два офицера Министерства обороны и четыре офицера командования обороны Мацу, [ 84 ] был сбит коммунистическими МиГами над Тайваньским проливом , всего через несколько часов после того, как они сдали свой десантный корабль и попросили убежища. «Альбатрос» подвергся нападению всего через 15 минут после вылета с острова Мацу во время полета длиной 135 миль (217 км) в Тайбэй . Согласно заявлению Министерства обороны США, нападение стало быстрым – и, возможно, преднамеренным – возмездием за моряков-коммунистов, убивших семерых членов экипажа во время их предрассветного побега на свободу. [ 85 ]
  • 23 апреля 1966 года самолет Королевских ВВС Канады, Grumman CSR-110 Albatross (9302) служивший в составе составного подразделения № 121 (KU) на станции RCAF в Комоксе, Британская Колумбия, разбился на склоне Хоуп возле Хоупа, Британская Колумбия. Это была единственная потеря RCAF Albatross. Пять из шести членов экипажа погибли (командир эскадрильи Дж. Брейден, летный офицер Кристофер Дж. Кормье, ведущий летчик Роберт Л. Макнотон, лейтенант Филлип Л. Монтгомери и лейтенант Питер Семак). Летный офицер Боб Рид был единственным выжившим. Часть обломков все еще видна, и к ней можно подняться пешком.
  • 18 января 1967 года самолет Grumman HU-16A Albatross, принадлежавший ВВС Республики Индонезия (AURI), военный номер 302, следовавший в аэропорт Маланг Абдул Рахман Салех (MLG/WARA), был объявлен пропавшим без вести. потеря всех 19 пассажиров на борту. [ 86 ] [ 87 ]
  • 5 марта 1967 года HU-16E «Альбатрос» береговой охраны США, номер береговой охраны 1240, номер G-61, находившийся на авиабазе береговой охраны Санкт-Петербург , штат Флорида, был направлен для сброса водоотливного насоса на тонущее 40-футовое (12 футов) место. м) яхта Flying Fish в Мексиканском заливе у Каррабеля, Флорида . Вскоре после того, как он пролетел над тонущим судном, чтобы сбросить насос, летающая лодка разбилась недалеко от него, в результате чего погибли все шесть членов экипажа. Экипаж судна услышал громкий грохот, но из-за тумана ничего не увидел. Затопленный корабль не был идентифицирован до 2006 года. [ 88 ] [ 89 ]
  • 15 июня 1967 года HU-16E Albatross береговой охраны США, номер береговой охраны 7237, базировался на авиабазе береговой охраны острова Аннет на Аляске. Экипаж искал пропавший легкий самолет возле озера Слоко, Британская Колумбия, Канада. Пилот начал следовать по реке до озера Слоко, намереваясь развернуться у озера и улететь обратно из долины. Второй пилот приказал повернуть направо, но самолет по какой-то причине пошел налево. По имеющимся данным, второй пилот крикнул: «Идите направо! Идем прямо!» Самолет врезался в гору и загорелся. Трое наблюдателей сзади смогли выбраться из-под обломков и сообщили, что видели сильный пожар, охвативший переднюю половину самолета. Однако пилот-лейтенант Роберт Браун, второй пилот лейтенант Дэвид Бейн и радист AT2 Роберт Стрифф-младший погибли. Обломки до сих пор можно увидеть на склоне горы в провинциальном парке Атлин. [ 90 ]
  • 7 августа 1967 года HU-16E Albatross береговой охраны США, номер 2128, номер G-355 (бывший USAF SA-16A, 52-128), вылетел из CGAS Сан-Франциско , возвращаясь с миссии по поиску просроченный крейсер с частными каютами Misty (у которого закончилось топливо) в Тихом океане у Сан-Луис-Обиспо врезался в склон горы Марс недалеко от Граница Монтерей округ Сан-Луис-Обиспо , примерно в 0,5 мили (0,80 км) к востоку от шоссе 1 . Планер разломился на две части, в результате чего два члена экипажа погибли сразу и еще четверо получили ранения, а один скончался в больнице несколько дней спустя. [ 91 ]
  • 21 сентября 1973 года самолет береговой охраны США HU-16E Albatross, номер 2123, погиб над Мексиканским заливом. Экипаж сбрасывал сигнальные ракеты над районом поиска, когда одна из них загорелась внутри самолета, выведя из строя пилотов, что привело к тому, что самолет вошел в неконтролируемое вращение. Все семеро находившихся на борту погибли. [ 82 ]
  • 23 января 1986 года самолет HU-16A «Альбатрос» ВВС Индонезии под номером IR-0222 упал в воду в гавани Макассара при попытке вынужденной посадки. В результате аварии погибли пятеро из восьми членов экипажа. Обломки также заблокировали гавань и помешали лайнеру «Пельни» пришвартоваться. [ 92 ]
  • 5 ноября 2009 года самолет Albatross N120FB компании Albatross Adventures разбился вскоре после взлета из международного аэропорта округа Сент-Люси , Форт-Пирс, Флорида . Вскоре после взлета отказал двигатель; самолет был поврежден и не подлежал экономическому ремонту. [ 93 ]

Технические характеристики (ХУ-16Б)

[ редактировать ]
Чертеж Grumman SA-16A Albatross в трех видах
Чертеж Grumman SA-16A Albatross в трех видах
Чертеж самолета Grumman UF-2 Albatross в трех проекциях
Чертеж самолета Grumman UF-2 Albatross в трех проекциях

Данные с «Альбатроса: десантного ангела-амфибии», [ 94 ] Самолеты ВМС США с 1911 года, [ 95 ] Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг. [ 96 ] Грумман Альбатрос: история легендарного гидросамолета [ 97 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4-6 человек
  • Вместимость: 10 пассажиров
  • Длина: 62 фута 10 дюймов (19,15 м)
  • Размах крыльев: 96 футов 8 дюймов (29,46 м)
  • Высота: 25 футов 10 дюймов (7,87 м)
  • Площадь крыла: 1035 кв. футов (96,2 м ). 2 )
  • Профиль крыла : NACA 23017. [ 98 ]
  • Пустой вес: 22 883 фунта (10 380 кг)
  • Полная масса: 30 353 фунтов (13 768 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 37 500 фунтов (17 010 кг)
  • Запас топлива: 675 галлонов США (562,1 имп галлонов; 2555,2 л) внутреннего топлива + 400 галлонов США (333,1 имп галлонов; 1514,2 л) в поплавках на законцовках крыла + два откидных бака на 300 галлонов США (249,8 имп галлонов; 1135,6 л)
  • Силовая установка: 2 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Wright R-1820-76A Cyclone 9 мощностью 1425 л.с. (1063 кВт) каждый на взлете.
1275 л.с. (951 кВт) нормальная мощность от уровня моря до 3000 футов (914 м)
  • Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard с постоянной скоростью и полностью флюгированными гребными винтами с реверсивным шагом.

Производительность

  • Максимальная скорость: 236 миль в час (380 км/ч, 205 узлов)
  • Крейсерская скорость: 124 миль в час (200 км/ч, 108 узлов)
  • Скорость сваливания: 74 миль в час (119 км/ч, 64 узла)
  • Диапазон: 2850 миль (4590 км, 2480 миль)
  • Практический потолок: 21 500 футов (6600 м)
  • Скорость набора высоты: 1450 футов/мин (7,4 м/с).

Авионика

  • Поисковая РЛС АН/АПС-31А

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Пиготт, Питер (2001). Крылья по Канаде: иллюстрированная история канадской авиации . Дандурн Пресс. п. 121 . ISBN  1-55002-412-4 .
  2. ^ «Австралия возобновит производство HU-16 спустя 60 лет» . 14 декабря 2021 г.
  3. ^ Минами, Вэйд. «Альбатрос был классикой воздушной гвардии Мэриленда» . 175-е крыло Воздушной национальной гвардии. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г.
  4. ^ «Грумман HU-16B Альбатрос» . Национальный музей ВВС США. 29 мая 2015 года . Проверено 12 августа 2020 г.
  5. ^ Гроссник, Рой А. «Часть 10: Семидесятые 1970–1980» (PDF) . Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр Департамента ВМФ. стр. 279–330.
  6. ^ Фрикер, Джон (1979). Битва за Пакистан . Издательство Иэна Аллана . ISBN  0711009295 .
  7. ^ Хусейн, Шаббир; Курайши, Тарик (1982). История ВВС Пакистана, 1947-1982 гг . п. 57.
  8. ^ «Реестр самолетов ФАУ N44HQ» . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  9. ^ «Альбатрос Один» . row44.com. Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  10. ^ «Быстрый Wi-Fi в полете, даже во время дикой поездки» . Нью-Йорк Таймс . 17 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г. Проверено 4 декабря 2011 г.
  11. ^ Форман, Херб (11 марта 2013 г.). «Рекордный холдинг «Альбатрос» уходит в музей авиации Хиллера» . В полете США . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
  12. ^ Мурта, Хизер (29 апреля 2013 г.). «Хиллер получает десантный вклад» . Сан-Матео Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
  13. ^ «Летающая лодка «Альбатрос» возвращается и будет построена в Северной Америке» . Австралийская авиация. 13 декабря 2021 г.
  14. ^ «Альбатрос 2.0» . Аэрокосмическая промышленность-амфибия.
  15. ^ Мутца, Уэйн (1996). Грумман Альбатрос: История легендарного гидросамолета . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. п. 27. ISBN  0-88740-913-Х .
  16. ^ Вульф, Рэй. «Список текущего состояния Альбатроса» . Грумман Альбатрос Исследования. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 12 января 2007 г.
  17. ^ «РЕОРГАНИЗОВАННАЯ АВИАЦИОННАЯ РУКА АРГЕНТИНЫ стр. 385» . Flightglobal.com. 1969. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  18. ^ Jump up to: а б Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009).
  19. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 924» . Flightglobal Insight. 1971. Архивировано из оригинала 17 июля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  20. ^ «Самолет – ITPS Канада» . Проверено 9 октября 2020 г.
  21. ^ Канадские боевые птицы послевоенной поршневой эпохи . Пресс-клуб писателей. 2001. ISBN  9780595184200 . Проверено 2 апреля 2018 г.
  22. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 926» . Flightglobal Insight. 1971. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  23. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 92» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  24. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 928» . Flightglobal Insight. 1971. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  25. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 59» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  26. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 930» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  27. ^ ТНИ, ПУСПЕН ТНИ, Штаб-квартира Пуспена. «ИСТОРИЯ ВВС | ВЕБ-САЙТ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ ИНДОНЕЗИИ» . tni.mil.id . Проверено 07.12.2020 . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  28. ^ «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ 1960-1970-е годы — ИНДОНЕЗИЯ И ГОЛЛАНДСКАЯ НОВАЯ ГВИНЕЯ» . Goodall.com.au . Проверено 10 февраля 2021 г.
  29. ^ Jump up to: а б «АЭРОПОРТ СИНГАПУР-СЕЛЕТАР 1981» . Goodall.com.au . Проверено 10 февраля 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д «ГРУММАН СА-16/УФ АЛЬБАТРОС» . uswarplanes.net. 2018. Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  31. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 68» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  32. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 72» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  33. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 934» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  34. ^ «ВОЗДУШНАЯ ЭНЕРГИЯ ПАКИСТАНА стр. 92» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  35. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 935» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  36. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 78» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  37. ^ «Альтимагем: Грумман SA-16 Альбатрос» .
  38. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 937» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  39. ^ «ВВС мира, 1955 г., стр. 664» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  40. ^ «Кабинет историка» . History.uscg.mil. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  41. ^ «ХУ-16Э Альбатрос» . Marchfield.org. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
  42. ^ «HU-16 Альбатрос/51-0006» . Стратегический музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  43. ^ «HU-16 Альбатрос/51-0022» . Музей авиации и космонавтики Пима. Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  44. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7144» . Музей авиации. Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  45. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7163» . Замковый музей авиации. Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  46. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7176» . Пирсовая система. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  47. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7193» . Аэро Веб . Архивировано из оригинала 27 июня 2010 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  48. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7195» . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  49. ^ «ХУ-16А Альбатрос/ММ50-179» . Проверено 22 ноября 2019 г.
  50. ^ «Веб-сайт Grumman Albatross - Альбатросы в музее» . hu-16.com . Проверено 9 февраля 2021 г.
  51. ^ «Авиасалон Бандунг 2017 пройдет в аэропорту Хусейна Састранегара» . jabar.inews.id (на индонезийском языке). 8 ноября 2017 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
  52. ^ «Морские разведчики» . fenomenanews.com (на индонезийском языке). 21 декабря 2018 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  53. ^ «Авиабаза Абд Салех переводит самолеты Альбатрос на беговую дорожку» . tni-au.mil.id (на индонезийском языке). 6 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  54. ^ Эстебан Бреа (13 марта 2012 г.). «Национальный музей воздухоплавания: более полувека сохранности» (на испанском языке). Аэронавигационный вестник. Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 года . Проверено 4 июня 2014 г.
  55. ^ Cater & Caballero (журнал IPMS, май 2013 г.)
  56. ^ «HU-16 Альбатрос/51-5282» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  57. ^ https://www.goodall.com.au/grumman-amphibians/grummanalbatross.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
  58. ^ «Авиафото № 1838634: Grumman HU-16B Albatross — Таиланд — ВМФ» .
  59. ^ «HU-16 Альбатрос/137928» . Мир Баффета . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  60. ^ Хайтон, Скотт. «Виртуальный тур по Grumman Albatross HU-16C» . Музей авиации Хиллера . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 27 августа 2014 г.
  61. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7209» . Аэрокосмический музей Калифорнии. Архивировано из оригинала 12 августа 2012 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
  62. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7216» . Аэро Веб . Архивировано из оригинала 30 мая 2011 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  63. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7228» . Музей авиации Новой Англии. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  64. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7236» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  65. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7245» . Музей авиации Тихоокеанского побережья. Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  66. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7247» . Ресурсная группа Warbirds. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  67. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7250» . HU-16 Музеи. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  68. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7251» . Аэро Веб . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  69. ^ «HU-16 Альбатрос/51-7254» . Музей Джимми Дулитла. 9 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2012 г.
  70. ^ «HU-16 Альбатрос/1280» . Аэро Веб . Архивировано из оригинала 30 июня 2010 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  71. ^ «HU-16 Альбатрос/1293» . Марч Филдский музей авиации. Архивировано из оригинала 30 октября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  72. ^ «HU-16 Альбатрос/2129» . Музей военного корабля США «Алабама». Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
  73. ^ «Серийные номера ВВС США 1951 года» . Джобаугер.com. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 25 ноября 2010 г.
  74. ^ «Место крушения самолета Альбатрос» . Долина Смерти.net. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 25 ноября 2010 г.
  75. ^ «Видео места крушения» . Ютуб . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 1 мая 2020 г.
  76. ^ «Американский спасательный самолет был обнаружен вчера на Эйяфьятлайёкюдле» . Alðiðubladíð (на исландском языке). 20 мая 1952 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  77. ^ «На Эйяфьятлайёкюдле были найдены останки человеческого тела» . Alðiðubladíð (на исландском языке). 26 мая 1964 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  78. ^ «На Эйяфьятлайёкюдле были найдены три тела американских пилотов» . Время (на исландском языке). 22 августа 1966 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  79. ^ «На Эйяфьятлайёкюдле обнаружены тела американских пилотов» . Þjóðviljinn (на исландском языке). 22 августа 1966 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  80. ^ «Авария ко Дню Вооруженных Сил» .
  81. ^ «Четверо погибли во время испытательного полета USCG» .
  82. ^ Jump up to: а б «Смертельные происшествия с самолетами береговой охраны» .
  83. ^ Шлайт, Джон (1988). Война в Южном Вьетнаме: годы наступления, 1965-1968 (ВВС США в Юго-Восточной Азии) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС США. п. 52. ИСБН  0-912799-51-Х .
  84. ^ «Авария самолета ASN Grumman HU-16A Albatross 11021, Тайваньский пролив» . Aviation-safety.net . Проверено 10 февраля 2024 г.
  85. ^ «МиГи [так в оригинале] сбили безоружный китайский самолет». Ежедневные новости детской площадки . Том. 19, нет. 342. Форт-Уолтон-Бич, Флорида. Юнайтед Пресс Интернешнл. 10 января 1966 г. с. 2.
  86. ^ « Стрейтс Таймс ». 21 января 1967 г. с. 1.
  87. ^ «Авария самолета ASN Grumman HU-16A Albatross 302 Java» . Aviation-Safety.net . Фонд безопасности полетов . 1967 год . Проверено 23 октября 2022 г.
  88. ^ Барнетт, Майкл (2008). Кораблекрушения Флориды . Образы Америки. Чарльстон, Южная Каролина: Издательство Arcadia. п. 122. ИСБН  978-0-7385-5413-6 .
  89. ^ «Самолет береговой охраны боится потеряться в Персидском заливе» . Звездные новости . Пасадена, Калифорния. Юнайтед Пресс Интернешнл. 6 марта 1967 года.
  90. ^ «Потери авиации береговой охраны» . 15 июня 1967 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
  91. ^ Фриз, Кен (7 августа 1967 г.). «Крушение HU-16E USCG на Марсе» . Jacksjoint.com. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2011 г.
  92. ^ «Крушение самолета Grumman HUI-16A Albatross у Макассара: 5 погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 26 сентября 2022 г.
  93. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 10 ноября 2009 года . Проверено 7 ноября 2009 г.
  94. ^ Дорр, Роберт Ф. (октябрь 1991 г.). «Альбатрос: воздушный ангел-амфибия». Эйр Интернешнл . 41 (4): 193–201. ISSN   0306-5634 .
  95. ^ Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (второе изд.). Патнэм: Лондон. п. 230. ИСБН  0-370-10054-9 .
  96. ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 311–312.
  97. ^ Мутца, Уэйн (1996). Грумман Альбатрос: История легендарного гидросамолета . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. п. 10. ISBN  0-88740-913-Х .
  98. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner и HU-16 Albatros . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 25. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN  9789872055745 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 января 2015 г.
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео TF 1-5046A – Летная подготовка (Часть 1)
значок видео TF 1-5046B – Летная подготовка (Часть 2)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9676b02b80999c60a9a8c3306b95797__1719381360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/97/c9676b02b80999c60a9a8c3306b95797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grumman HU-16 Albatross - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)