Jump to content

История кофе

Страница полузащищена
(Перенаправлено из «Кофе в исламских империях» )

Кофейник Джона Фредерика Льюиса (1857)
Кофейник Kaffa kalid работы французского серебряника Франсуа-Тома Жермена , 1757 год, серебро с ручкой из черного дерева, Метрополитен-музей.

История кофе насчитывает столетия в Эфиопии и Йемене . Он был известен в Мекке уже в 15 веке. Кроме того, в 15 веке суфийские монастыри в Йемене использовали кофе как средство для концентрации во время молитв. [ 1 ] кофе распространился в Леванте Позже, в начале 16 века, ; это вызвало некоторые разногласия по поводу того, было ли это халяльным в османском и мамлюкском обществе. Кофе прибыл в Италию во второй половине 16 века по коммерческим торговым путям Средиземноморья , а жители Центральной и Восточной Европы узнали о кофе от османов. К середине 17 века он достиг Индии и Ост-Индии .

Кофейник (cafetière "campanienne"), часть сервиза, 1836 г., твердый фарфор, Метрополитен-музей.

Кофейни были созданы в Западной Европе к концу 17 века, особенно в Голландии, Англии и Германии. Одно из первых выращиваний кофе в Новом Свете произошло, когда Габриэль де Клие привез саженцы кофе на Мартинику в 1720 году. Из этих зерен позже выросло 18 680 кофейных деревьев, что позволило ему распространиться на другие острова Карибского бассейна, такие как Сен-Доминго , а также в Мексику. К 1788 году Сен-Доминго поставлял половину кофе в мире. [ 2 ]

К 1852 году Бразилия стала крупнейшим в мире производителем кофе и с тех пор сохраняет этот статус. В период с 1950 года игровое поле расширилось благодаря появлению нескольких других крупных производителей, в частности, Колумбии, Кот-д'Ивуара, Эфиопии и Вьетнама; последний обогнал Колумбию и стал вторым по величине производителем в 1999 году. Современные технологии производства наряду с массовым производством кофе сегодня сделали его предметом домашнего обихода.

Сегодня кофе является одним из самых популярных напитков в мире, имеющим значительное культурное и экономическое влияние во всем мире.

Этимология

Слово «кофе» вошло в английский язык в 1582 году через голландское слово «кофи» , заимствованное из османско-турецкого «кахве» ( قهوه ), заимствованного, в свою очередь, из арабского «кахва» ( قَهْوَة ). [ 3 ] Средневековые арабские лексикографы традиционно считали, что этимология слова «кахва » означает « вино », учитывая его отчетливо темный цвет, и происходит от глагола «кахия» ( قَهِيَ ), « не иметь аппетита ». [ 4 ] Слово «кахва», скорее всего, означало «темный», имея в виду отвар или бобы. В семитских языках был корень qhh — «темный цвет», который стал естественным обозначением напитка. [ 4 ] Нет никаких доказательств того, что слово qahwah было названо в честь эфиопской провинции Каффа (часть происхождения кофе: Абиссиния ). [ 4 ] или какой-либо значительный авторитет, утверждающий обратное, или что это восходит к арабскому quwwa («власть»). [ 3 ] [ 1 ] Другой термин для обозначения «кофе», широко распространенный в языках Эфиопии , — это буна , булочка , бун или буни (в зависимости от языка). Чаще всего предполагалось, что группа слов произошла от арабского Bunn ( بن ), что означает конкретно кофейное зерно, но коренное происхождение кушитского языка . также предполагалось, что [ 5 ] [ 6 ]

Термины «кофейник» и «кофе-брейк» возникли в 1705 и 1952 годах соответственно. [ 7 ]

Слово «кофе» имеет корни в нескольких языках. Оно произошло от арабского слова « кахва », которое изначально обозначало сорт вина. Этот термин попал в Османскую империю, где на турецком языке стал « кахве ». Оттуда оно вошло в европейские языки, став « кафе » на итальянском и « кафе » на французском языке. Английское слово «кофе» произошло от голландского « koffie », что отражает распространение напитка по Европе.

Генетика

Исследования генетического разнообразия были проведены на сортах Coffea arabica , которые оказались малоразнообразными, но с сохранением некоторой остаточной гетерозиготности от предкового материала, а также на близкородственных диплоидных видах Coffea canephora и C. liberica ; [ 8 ] однако никогда не было найдено никаких прямых доказательств того, где в Африке рос кофе или кто из местных жителей мог использовать его в качестве стимулятора или знать о нем раньше, чем в семнадцатом веке. [ 1 ] Говорят, что первоначальное одомашненное растение кофе было родом из Харара , а коренное население, как полагают, происходит из Эфиопии с отдельными соседними популяциями в Судане и Кении. [ 9 ] [ 10 ]

История

Французский план Мокко XVIII века, Йемен. Сомалийский, еврейский и европейский кварталы расположены за пределами цитадели. Голландские, английские, турецкие и французские торговые фактории находятся внутри городских стен.
Сирийский бедуин из деревни-улья в Алеппо , Сирия, потягивает традиционный кофе мурра (горький), 1930 год.
Палестинские женщины мелют кофе, 1905 год.

Самое раннее упоминание о кофе принадлежит литературному торговцу кофе Филиппу Сильвестру Дюфуру. [ 11 ] является отсылкой к бункуму в работах персидского врача X века нашей эры Мухаммада ибн Закарии ар-Рази, известного на Западе как Разес. [ 12 ] Более точные сведения о кофейном дереве и приготовлении напитка из обжаренных кофейных ягод относятся к концу 15 века. Известно, что суфийский имам Мухаммад ибн Саид ад- Дхабхани импортировал товары из Эфиопии в Йемен . [ 1 ] Кофе был впервые экспортирован из Эфиопии в Йемен сомалийскими купцами из Берберы и Зейлы , который был закуплен в Хараре и во внутренних районах Абиссинии. По словам капитана Хейнса, который был колониальным администратором Адена (1839–1854), мокко исторически импортировал до двух третей своего кофе от купцов из Берберы до того, как торговля кофе в мокко была захвачена контролируемым британцами Аденом в 19-м веке. век. После этого большая часть эфиопского кофе экспортировалась в Аден через Берберу. [ 13 ]

Бербера не только снабжает Аден крупным рогатым скотом и овцами, но и торговля между Африкой и Аденом с каждым годом неуклонно растет. Только кофе экспортируется в значительной степени, и кофе «Бербера» продается на рынке Бомбея теперь раньше, чем Мокко. Кофе, поставляемый в Берберу, поставляется издалека, из Хуррара, Абиссинии и Каффы. Всем будет выгодно, чтобы торговля шла в Аден через один порт, а Бербера — единственное место на побережье, имеющее защищенный порт, где суда могут стоять в спокойной воде. [ 14 ]

Одним из наиболее важных из первых писателей о кофе был аль-Кадир аль-Джазири , который в 1587 году составил труд, прослеживающий историю и юридические споры о кофе, под названием « Умдат аль-Сафва фи Хилл аль-Кахва». Абд [ 15 ] [ 16 ] прослеживая распространение кофе из Аравии Феликса (современный Йемен) на север до Мекки и Медины , а затем до более крупных городов Каира , Дамаска , Багдада и Константинополя . Он сообщил, что один шейх , Джамаль-ад-Дин ад-Дхабхани (ум. 1470), муфтий Адена, был первым, кто начал употреблять кофе (около 1454 г.).

Он обнаружил, что среди его свойств было то, что оно снимало усталость и вялость и придавало телу определенную бодрость и энергию. [ 1 ]

Рукописная работа Аль-Джазири также представляет значительный интерес с точки зрения истории кофе в Европе. частично перевел ее Копия попала во французскую королевскую библиотеку, где Антуан Галлан как De l'origine et du progrès du cafe (1699).

Средний Восток

Суфии в Йемене использовали этот напиток как средство для концентрации и как своего рода духовное опьянение, когда они повторяли имя Бога. [ 17 ] Суфии использовали его, чтобы сохранять бдительность во время ночных молитв. К 1414 году растение было известно в Мекке, а в начале 1500-х годов распространилось в мамлюкский султанат Египта и Северной Африки из йеменского порта Мокко . [ 9 ] [ 17 ] Связанные с суфизмом появилось множество кофеен , в Каире (Египет) вокруг религиозного университета Азхар . Подобные кофейни открывались и в Сирии, особенно в космополитичном городе Алеппо. [ 17 ] а затем в Константинополе, столице Османской империи , в 1554 году. [ 17 ] Кофе также был отмечен в Алеппо немецким врачом-ботаником Леонардом Раувольфом , первым европейцем, упомянувшим его как чаубе , в 1573 году; За Раувольфом внимательно следили описания других европейских путешественников. [ 18 ] : 2? 

В 1511 году он был запрещен из-за его стимулирующего эффекта консервативными ортодоксальными имамами на теологическом суде в Мекке . [ 15 ] Однако эти запреты должны были быть отменены в 1524 году по приказу османско-турецкого султана Сулеймана I , когда великий муфтий Мехмет Эбуссууд эль-Имади издал фетву, разрешающую употребление кофе. [ 19 ] В Каире аналогичный запрет был введен в 1532 году: кофейни и склады с кофейными зернами были разграблены. [ 20 ] В 16 веке он уже достиг остальной части Ближнего Востока, империи Сефевидов и Османской империи . С Ближнего Востока употребление кофе распространилось в Италию, затем в остальную Европу, а кофейные растения были перевезены голландцами в Ост-Индию и Америку. [ 21 ]

Регулирование кофе в Эфиопии

Кофе был запрещен Эфиопской православной церковью где-то до 18 века. [ 22 ] Однако во второй половине XIX века отношение эфиопов к употреблению кофе смягчилось, и в период с 1880 по 1886 год его потребление быстро распространилось; по словам Ричарда Панкхерста , «во многом это произошло благодаря императору Менелику , который сам пил его, и Абуне Матевосу , который многое сделал, чтобы развеять убеждение духовенства в том, что это мусульманский напиток». [ 23 ] : 198 

Кофе в Исламе

Ранние практики исламской медицины и науки боролись против представления о том, что эффект кофе аналогичен эффекту гашиша или алкоголя, и вместо этого доказывали пользу напитка, который стимулирует ум, одновременно защищая от привлекательности алкоголя и гашиша. [ 24 ] Популярность кофеен в Мекке, Йемене и Каире начала стремительно расти, и они стали центрами общественной жизни в разросшихся городах исламских империй. Кофейни иногда действовали как Бейт аль-Хакима или медресе, которые были центрами исламской жизни, искусства и мышления. Неха Верами из Шекспировской библиотеки Фолджера сказала, что «история этих кофеен предлагает три взаимосвязанных открытия: появление публичной сферы, участие больших слоев населения в политической жизни исламских империй раннего Нового времени и бессмысленность обвинений в деспотизме, выдвигаемых западными наблюдателями против «восточных» обществ». [ 25 ] Кофе стал неотъемлемой частью исламской культуры на долгие века.

Вопреки своей роли в последние столетия, кофе для некоторых стал предметом споров. Когда в 1532–1533 годах вступила в силу фетва , кофе и его употребление были признаны харамом . [ 26 ] Это решение, скорее всего, было вызвано идеей о том, что, как и алкоголь, кофе оказывает влияние на когнитивные функции, хотя и другое и более мягкое. Вполне возможно, что это регулирование было введено в действие в попытке ограничить потребление других рекреационных веществ, таких как табак и алкоголь, в Османской империи и империи Сефевидов. [ 27 ] Также презиралось употребление кофе в общественных местах. Мало того, что публичное потребление считалось табу, люди часто пили из общей чаши так же, как пьют вино. [ 28 ] Скорее всего, это способствовало пренебрежению к кофе, поскольку схожий стиль его потребления снова связывал его с алкоголем.

Была предпринята попытка остановить растущую популярность кофе. Пока Сулейман I был у власти, налоги были введены в попытке помешать как бюрократам, так и безработным употреблять кофе. [ 28 ] Дальнейшие попытки происходили как во время правления султана Селима II в 1567 году, так и во время правления султана Мурада III в 1583 году, когда кофе начинали пить люди с более скромным достатком, включая самые разные профессии: от ремесленников до владельцев магазинов и местных солдат. [ 28 ] Несмотря на попытку запретить людям пить кофе, фетва в конечном итоге провалилась, поскольку кофе не мог сравниться с воздействием алкоголя. [ 26 ] Поскольку кофе также рассматривался как вещество, изменяющее сознание, как и алкоголь, это означало, что запрет был скорее непониманием этого вещества или попыткой контролировать потребление на основе православных верований. Этот неоднозначный сценарий вписывается в дискуссию о том, является ли кофе халяльным или харамом . [ 26 ] Хотя это, безусловно, вызвало споры, многие продолжали искать кофе.

В Османской империи магазины, известные как тахмисхане на османском турецком языке, использовались для приготовления кофе с использованием традиционного метода обжарки и измельчения кофейных зерен в ступках. [ 28 ] Кофейни, расположенные в таких местах, как Мекка, посещали люди со всего мира: мусульмане из мечетей, те, кто приезжал издалека, чтобы торговать и продавать, или простые путешественники, пробиравшиеся через них. [ 26 ]

Несмотря на разногласия по поводу кофе, он был одним из ключей к экономике Красного моря с середины 15 до середины 17 века. [ 29 ] В прошлом племя оромо в Эфиопии готовило продукты из кофейных растений, такие как бунна кела , приготовленную из масла, соли и жареных бобов. [ 29 ] Такая смесь будет использоваться в качестве основы и изменяться со временем. Более современный напиток, известный по-арабски как кишр , изготавливается из переработанных сушеных вишневых шкурок, которые обычно выбрасываются после использования для приготовления напитка « буна» . [ 29 ] Эти вишневые кожуры затем использовали для приготовления фруктового чая. Кишр или каскара по-испански продается фермерами, выращивающими кофе, даже сегодня. [ 29 ]

Легендарные аккаунты

Существует несколько легендарных рассказов о происхождении потребления кофе. Согласно одной из легенд, предки сегодняшнего народа Кафичо в Королевстве Каффа были первыми, кто осознал энергетический эффект кофейного растения. [ 1 ] В одном из рассказов рассказывается об эфиопском пастухе , 9-го века Калди который, заметив бодрящий эффект, когда его стадо грызло ярко-красные ягоды определенного куста, сам жевал плоды. Его воодушевление побудило его принести ягоды монаху в соседний монастырь. Но монах не одобрил их использование и бросил их в огонь, от которого исходил соблазнительный аромат, заставивший других монахов прийти и заняться расследованием. Обжаренные зерна быстро очистили от углей, измельчили и растворили в горячей воде, в результате чего была приготовлена ​​первая в мире чашка кофе. Поскольку неизвестно, появилась ли эта история в письменной форме до написания римским маронитом Фаустом Найроном книги « De Saluberrima potione Cahue seu Cafe nuncupata Discurscus» в 1671 году, через 800 лет после того, как она должна была произойти, весьма вероятно, что она является апокрифом. [ 1 ]

Другой рассказ касается марокканского суфийского мистика XIII века Готула Акбара Нуруддина Абу аль-Хасана аль-Шадхили . [ 30 ] Легенда гласит, что, путешествуя по Эфиопии, он наблюдал птиц необычайной жизненной силы, питающихся ягодами, и, попробовав ягоды, ощутил такую ​​же жизненную силу. Еще один приписывает открытие кофе ученику шейха Абу аль-Хасана аш-Шазили Омару. Согласно древней хронике (сохранившейся в рукописи Абд-Аль-Кадира), Омар, известный своей способностью исцелять больных посредством молитвы, однажды был сослан из Мекки в пустынную пещеру недалеко от города Усаб. Умирая от голода, Омар жевал ягоды из близлежащего кустарника, но обнаружил, что они слишком горькие. Он попробовал обжарить зерна, чтобы улучшить вкус, но они стали слишком твердыми. Затем он попробовал их варить, чтобы смягчить бобы, в результате чего получилась ароматная коричневая жидкость. Выпив жидкость, Омар ожил и прожил несколько дней. Когда истории об этом «чудодейственном лекарстве» достигли Мекки, Омара попросили вернуться, и в конце концов он был причислен к лику святых. [ 18 ] :  9–10

Непенте / n ɪ ˈ p ɛ n θ i / ( древнегреческий : νηπενθές , nēpenthés ), возможно, происходит из-за неправильного понимания кофе в гомеровском цикле. Упоминается, что он возник в Египте . [ 31 ] Слово непенте впервые появляется в четвертой книге « Гомера » Одиссеи :

В переносном смысле непента означает «то, что прогоняет печаль». Буквально оно означает «не-печаль» или «анти-печаль»: νη- , nē- , т.е. «не» ( привативная приставка ), [ 33 ] и πενθες , от πενθος , pénthos , т.е. «горе, скорбь или траур». [ 34 ]

В Одиссее » νηπενθές φάρμακον: nēpenthés phármakon (то есть лекарство от печали ) — волшебное снадобье, данное Елене Полидамной « , женой знатного египтянина Тона,

Кофе изначально употреблялся в исламском мире и был напрямую связан с религиозными практиками. [ 35 ] Например, кофе помог потребителям поститься днем ​​и бодрствовать ночью во время мусульманского празднования Рамадана. [ 36 ] : 88–89 

Он [кофе] стал ассоциироваться с днем ​​рождения Мухаммеда. Действительно, различные легенды приписывают происхождение кофе Мухаммеду, который через архангела Гавриила принес его человеку, чтобы заменить вино, запрещенное исламом. [ 36 ] : 89 

Европа

Голландская гравюра с изображением Мокко 1692 года.

Кофе впервые появился в Европе в Венгрии, когда турки вторглись в Венгрию в битве при Мохаче в 1526 году . В течение года кофе достиг Вены теми же турками, которые сражались с европейцами при осаде Вены (1529 г.) . [ 37 ] Позже, в 16 веке, кофе был завезен на остров Мальта через рабство. Турецкие рабы-мусульмане были заключены в тюрьму рыцарями Святого Иоанна в 1565 году — в год Великой осады Мальты — и использовали их для приготовления своего традиционного напитка. Доменико Магри упомянул в своей работе «Вирту дель кафе» : «Турки — самые искусные производители этой смеси». Также немецкий путешественник Густав Зоммерфельдт в 1663 году писал «умение и трудолюбие, с которыми турецкие пленные зарабатывают деньги, особенно приготовлением кофе, порошка, напоминающего нюхательный табак, с водой и сахаром». Кофе был популярным напитком в высшем обществе Мальты – было открыто множество кофеен. [ 38 ]

Первое упоминание о кофе в европейском тексте содержится в книге Шарля де Л'Эклюза « Aromatum et simplicium aliquot medica-mentorum apud Indos nascientum historia» 1575 года. Он узнал о кофе от Альфонция Пансия в Падуе . [ 39 ] Англичане, проезжавшие через Сефевидов и Османскую империю в конце 16 века, отмечали, что кофе «очень полезен для пищеварения, улучшает настроение и очищает кровь». [ 40 ]

Активная торговля между Венецианской республикой и народами Северной Африки, Египта и Востока принесла в этот ведущий европейский порт большое разнообразие африканских товаров, включая кофе. с кофе Венецианские купцы познакомили богатых жителей Венеции , взяв с них высокую плату за напиток. [ 41 ] Таким образом кофе попал на материковую Европу. В 1591 году венецианский ботаник-врач Просперо Альпини первым опубликовал описание кофейного растения в Европе. [ 42 ] Первая европейская кофейня , помимо Османской империи и Мальты, была открыта в Венеции в 1645 году. [ 21 ]

Первый путь транспортировки кофе пролегал через обширную и разросшуюся Османскую империю, что позволяло транспортировке таких товаров, как кофе, проникать в Европу, а второй маршрут путешествия пролегал из порта Мокка в Йемене. [ 43 ] где Ост-Индская торговая компания массово закупала кофе и транспортировала его обратно в материковую Европу. Кофе стал важной частью культуры в большинстве стран Европы: королевы, короли и широкая публика были в восторге от этого продукта. Проникновение кофе в западный мир, скорее, через термин «кофе арабика» или транспортировку напитка во многом напоминает распространение научных знаний и открытий, переданных исламскими империями.

Австрия

Культура кофеен между Веной и Триестом : кофе, газета, стакан воды и мраморная столешница.

Первая кофейня в Австрии открылась в Вене в 1683 году после Венской битвы за счет добычи, полученной после победы над турками. Офицер, получивший кофейные зерна, Ежи Францишек Кульчицкий (Георг Франц Кольшицкий), польский военный, открыл кофейню и помог популяризировать обычай добавлять в кофе сахар и молоко. [ 44 ] Меланж — это типичный венский кофе, который смешивают с горячим вспененным молоком и обычно подают со стаканом воды.

Особая культура венских кофеен возникла в Вене в 19 веке, а затем распространилась по всей Центральной Европе . Ученые, художники, интеллектуалы, бонвиваны и их финансисты встретились в этом особом микрокосме венских кофеен империи Габсбургов . такие всемирно известные личности, как Густав Климт , Зигмунд Фрейд , Джеймс Джойс и Эгон Шиле Сегодня в венской кофейне черпали вдохновение . В этой разнообразной культуре кофеен мультикультурной империи Габсбургов также развивались различные способы приготовления кофе. Именно так всемирно известный капучино из венского кофе Капуцинер распространился в италоязычных частях северной Итальянской империи. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Великобритания

Афиша 1652 года, рекламирующая кофе, выставленный на продажу на улице Святого Михаила в Лондоне.

Первая кофейня в Англии была открыта на улице Сент-Майклс в Корнхилле, Лондон . Владельцем был Паскуа Розе , слуга Дэниела Эдвардса, торговца турецкими товарами. Эдвардс импортировал кофе и помог Розе открыть заведение. Кофе также был завезен через Британскую Ост-Индскую компанию и Голландскую Ост-Индскую компанию в 17 веке. Оксфордская кофейня Queen's Lane , основанная в 1654 году, существует до сих пор. К 1675 году по всей Англии насчитывалось более 3000 кофеен, но между 1660-ми и 1670-ми годами в прогрессивном движении кофеен произошло множество сбоев. [ 48 ] В эпоху Просвещения эти ранние английские кофейни стали местами сбора, используемыми для глубоких религиозных и политических дискуссий среди населения, поскольку это была редкая возможность для трезвых дискуссий. [ 49 ] Эта практика стала настолько распространенной и потенциально подрывной, что Карл II предпринял попытку разрушить кофейни в 1670-х годах. [ 39 ]

Запрет женщинам посещать кофейни не был повсеместным, например, женщины часто посещали их в Германии, но, похоже, это было обычным явлением в других странах Европы, в том числе в Англии. [ 50 ]

Многие в то время считали, что кофе обладает лечебными свойствами. Известные и выдающиеся врачи часто рекомендовали кофе в лечебных целях, а некоторые прописывали его как средство от нервных расстройств. [ 51 ] 1661 года, В трактате озаглавленном «Характер кофе и кофеен», написанном одним «депутатом», перечислены некоторые из этих предполагаемых преимуществ:

Его превозносят за то, что он сушит желудок и выгоняет дым из головы. Отличная Берри! который может очистить желудок англичанина от слизи и изгнать головокружение из его головы.

Однако этот новый товар вызвал споры среди некоторых субъектов. Например, в анонимной «Петиции женщин против кофе» 1674 года говорилось:

Чрезмерное употребление этого новомодного, отвратительного, языческого напитка под названием КОФЕ ... привело к ... евнухту наших мужей и калеке наших более добрых галантных людей , так что они стали такими же бессильными , как и возраст. [ 52 ]

Франция

Антуан Галлан (1646–1715) в своем вышеупомянутом переводе описал ассоциацию мусульман с кофе, чаем и шоколадом : «Мы в долгу перед этими великими [арабскими] врачами за то, что они познакомили современный мир с кофе, а также с сахаром , чаем и кофе. и шоколад». Однако в отношении последнего он сильно ошибался, поскольку шоколад был завезен в Европу из Америки испанцами. Галлан сообщил, что г-н де ла Круа, переводчик короля Франции Людовика XIV , сообщил ему, что кофе был привезен в Париж неким г-ном Тевено , путешествовавшим по Востоку. По возвращении в этот город в 1657 году Тевено отдал часть бобов своим друзьям, одним из которых был де ла Круа.

В 1669 году Сулейман-ага , посол султана Мехмеда IV , прибыл в Париж со своей свитой, привезя с собой большое количество кофейных зерен. Они не только напоили своих французских и европейских гостей кофе, но и пожертвовали немного зерен королевскому двору. В период с июля 1669 по май 1670 года послу удалось прочно утвердить среди парижан обычай пить кофе.

Германия

В Германии кофейни впервые были открыты в портах Северного моря, включая Вупперталь-Ронсдорф (1673 г.) и Гамбург (1677 г.). Первоначально этот новый напиток был написан в английской форме «кофе» , но в течение 1700-х годов немцы постепенно переняли французское слово «кафе» , а затем медленно изменили написание на «каффи» , которое и является нынешним словом. В 18 веке популярность кофе постепенно распространилась по немецким землям и была подхвачена правящими классами. Кофе подавался при дворе Великого курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского еще в 1675 году, но первая общественная кофейня в Берлине открылась только в 1721 году. [ 53 ]

Кафе Циммерманн, Лейпциг (гравюра Иоганна Георга Шрайбера, 1732 г.)

Композитор Иоганн Себастьян Бах , который был кантором церкви Св. Фомы в Лейпциге , в 1723–1750 годах дирижировал музыкальным ансамблем в местном кафе «Циммерманн» . Где-то в 1732–1735 годах он сочинил светскую « Кофейную кантату » Schweigt Stille, Plaudert Nicht ( BWV 211 ), в которой молодая женщина Лишен умоляет своего неодобрительного отца принять ее преданность употреблению кофе, что тогда было новомодной модой. В либретто вошли такие строки, как:

Яйцо! какой сладкий вкус у кофе,
Прекраснее тысячи поцелуев,
Мягче мускатного вина.
Кофе, кофе мне нужно выпить,
И если кто-то захочет меня освежить,
Ой, так налей мне кофе!

(О! Какой сладкий вкус у кофе,
Лучше тысячи поцелуев,
Мягче мускатного вина.
Кофе, кофе, мне нужно его выпить,
А если кто-то захочет меня подбодрить, *
Ой, просто дайте мне чашечку кофе!)

Италия

Папа Климент VIII: Папа, который популяризировал кофе в Европе среди христиан.

В Италию, как и в большую часть Европы, кофе попал во второй половине 16 века по торговым путям Средиземного моря . В 1580 году венецианский ботаник и врач Просперо Альпини импортировал кофе в Венецианскую республику из Египта. [ 18 ] :  610? и вскоре кофейни начали открываться одна за другой, когда кофе распространился и стал напитком интеллектуалов, общественных собраний и даже влюбленных, поскольку тарелки шоколада и кофе считались романтическим подарком. К 1763 году в одной только Венеции насчитывалось более 200 кофеен. [ 54 ] и многие отмечали пользу для здоровья чудодейственного напитка. Некоторые представители католической церкви выступили против кофе при его первом появлении в Италии, считая его «напитком дьявола». [ 18 ] :  24? но Папа Климент VIII , сам попробовав ароматный напиток, дал ему свое благословение, тем самым способствуя дальнейшему его коммерческому успеху и распространению. Попробовав кофе, папа Климент VIII заявил: «Да ведь этот сатанинский напиток настолько вкусен, что было бы жаль предоставить его в исключительное пользование неверным». [ 55 ] Климент якобы благословил бобы, потому что они казались людям полезнее алкогольных напитков. [ 56 ] Часто упоминается 1600 год. Неясно, правдива ли эта история, но в то время она могла показаться забавной. [ 57 ]

В Турине в 1933 году Альфонсо Бьялетти изобрел первую кастрюлю для приготовления мока , наблюдая за lisciveuse , [ 58 ] пароварка, использовавшаяся в то время для стирки. В 1946 году его сын Ренато начал промышленное производство, продав миллионы кофеварок для приготовления мока за год, тогда как его отец продал всего 70 000 за предыдущие 10, что сделало кофеварку (как и кофе) символом Италии в мире. Неаполь , хотя сегодня и известен как город кофе, увидел это позже, вероятно, благодаря кораблям, заходящим в порты Сицилии и самого Неаполя. Некоторые относят открытие кофе в Неаполе к 1614 году, когда композитор, исследователь и музыковед Пьетро Делла Валле отправил новости из Святой Земли в своих письмах дорогому другу, врачу, поэту, греческому ученому и Марио Скипано и его группе интеллектуалов. , напитка (называемого кахве ) [ 59 ] арабские мусульмане варили пиво в горячих котлах.

Некоторые полагают, что кофе прибыл в Неаполь раньше, из Салерно и его Schola Medica Salernitana , где это растение стало использоваться из-за его лечебных свойств между 14 и 15 веками. Прославленный неаполитанским искусством, литературой, музыкой и повседневной общественной жизнью, кофе вскоре стал главным героем в Неаполе, где его с большой осторожностью готовили в «куккумелле», типичном неаполитанском кофейнике с фильтром, изобретенном парижанином Моризе в 1819 году. Неаполитанские ремесленники познакомились с ним, когда их снова по морским торговым путям доставили в порт Неаполя. Показателем подхода неаполитанцев к кофе как социальному напитку практика подвешивания кофе (акт предоплаты за кофе, который будет употреблен следующим клиентом). является изобретенная там и определенная неаполитанским философом и писателем Лучано Де Крещенцо — кофе, «подаренный человеком человечеству». [ 60 ]

Нидерланды

Гонка среди европейцев за получением живых кофейных деревьев или зерен в конечном итоге была выиграна голландцами в 1616 году. Питер ван ден Броке , голландский торговец, приобрел несколько тщательно охраняемых кофейных кустов из Мокко, Йемен, в 1616 году. Он привез их обратно в Амстердаме и нашел для них дом в Ботаническом саду, где они и начали процветать. Это, казалось бы, незначительное событие не получило особой огласки, но оказало большое влияние на историю кофе.

Бобы, которые ван дер Броке приобрел у компании Mocha сорок лет назад, хорошо приспособились к условиям теплиц Амстердамского ботанического сада и дали многочисленные здоровые Coffea arabica кусты . В 1658 году голландцы впервые использовали их для выращивания кофе на Цейлоне (ныне Шри-Ланка), а затем и на юге Индии. Они отказались от этого выращивания, чтобы сосредоточиться на своих яванских плантациях, чтобы избежать снижения цен из-за избыточного предложения. [ 61 ]

За несколько лет голландские колонии ( Ява в Азии, Суринам в Америке) стали основными поставщиками кофе в Европу.

Польша

Кофе попал в Речь Посполитую в 17 веке, в основном через купцов, торгующих с соседней Османской империей. [ 62 ] Первые кофейни открылись столетие спустя. [ 63 ] Потребление кофе выросло после смены правительства в 1989 году, хотя потребление на душу населения ниже, чем в большинстве европейских стран. [ 64 ] В коммунистический период, когда был дефицит всего, включая кофе, поляки разработали свой собственный заменитель кофе, инка , приготовленный из жареных злаков . В настоящее время Польша переживает взрыв потребления кофе из-за быстрого расширения кафе и новых тенденций, таких как спешелти-кофе.

Америка

Кофейная плантация

Габриэль де Клие привез саженцы кофе на Мартинику в Карибском море в 1720 году. Эти ростки процветали, и 50 лет спустя на Мартинике выросло 18 680 кофейных деревьев, что позволило распространить выращивание кофе на Сен-Доминго ( Гаити ), Мексику и другие острова Карибского моря. На французской территории Сен-Доминго кофе выращивали начиная с 1734 года, а к 1788 году поставляли половину кофе в мире. Кофе оказал большое влияние на географию Латинской Америки. [ 65 ] Французские колониальные плантации в значительной степени зависели от африканских рабов. Однако ужасные условия, в которых работали рабы на кофейных плантациях, стали фактором, который вскоре последовал за Гаитянской революцией . Кофейная индустрия там так и не восстановилась полностью. [ 2 ] : 16 

Кофе также попал на остров Бурбон , ныне известный как Реюньон, в Индийском океане . Растение давало зерна меньшего размера и считалось разновидностью арабики, известной как вар. Бурбон . Кофе Сантос в Бразилии и кофе Оахака в Мексике являются потомками этого дерева Бурбона. Примерно в 1727 году король Португалии отправил Франсиско де Мело Пальета во Французскую Гвиану, чтобы получить семена кофе, чтобы стать частью кофейного рынка. Поначалу Франциско испытывал трудности с получением этих семян, но он очаровал жену французского губернатора, и она прислала ему достаточно семян и побегов, чтобы начать кофейную промышленность в Бразилии. Однако культивирование не набирало обороты до обретения независимости в 1822 году. [ 2 ] : 19  что привело к расчистке огромных участков Атлантического леса , сначала в окрестностях Рио, а затем и в Сан-Паулу, под кофейные плантации. [ 2 ] : 20–24  В 1893 году кофе из Бразилии был завезен в Кению и Танзанию (Танганьика), недалеко от места его происхождения в Эфиопии, за 600 лет до этого, завершив свое трансконтинентальное путешествие. [ 66 ]

После Бостонского чаепития большое количество американцев перешло на употребление кофе, 1773 года во время Американской революции поскольку пить чай стало непатриотично. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]

Во второй половине XIX века земледелием начали заниматься во многих странах, и почти во всех из них оно сопровождалось крупномасштабным перемещением и эксплуатацией коренного населения. Тяжелые условия привели к многочисленным восстаниям, переворотам и кровавым подавлениям крестьян. [ 2 ] : 33–34  Например, Гватемала начала производить кофе в 1500-х годах, но ей не хватало рабочей силы для сбора кофейных зерен. В результате правительство Гватемалы заставило коренное население работать на полях. Это привело к напряжению в отношениях между коренными народами и гватемальцами, которое существует до сих пор. [ 73 ] [ 74 ] Заметным исключением является Коста-Рика , где нехватка готовой рабочей силы не позволила создать крупные фермы. Меньшие фермы и более эгалитарные условия смягчили волнения в 19 и 20 веках.

В 20 веке страны Латинской Америки столкнулись с возможным экономическим коллапсом. До Второй мировой войны Европа потребляла большое количество кофе. С началом войны Латинская Америка потеряла 40% своего рынка и оказалась на грани экономического краха. Кофе был и остается латиноамериканским товаром. США это увидели, поговорили со странами Латинской Америки и в результате производители договорились о справедливом разделе рынка США. Правительство США следило за выполнением этого соглашения. За период реализации этого плана стоимость кофе выросла вдвое, что принесло большую пользу производителям кофе и странам Латинской Америки. [ 75 ]

К 1852 году Бразилия стала крупнейшим производителем кофе в мире и с тех пор сохраняет этот статус. С 1850 по 1950 год он доминировал в мировом производстве, экспортируя больше кофе, чем весь остальной мир вместе взятый. В период с 1950 года игровое поле расширилось благодаря появлению нескольких других крупных производителей, в частности, Колумбии , Кот-д'Ивуара , Эфиопии, и, совсем недавно, Вьетнам , который обогнал Колумбию и стал вторым по величине производителем в 1999 году, а к 2011 году достиг 15% доли рынка. [ 76 ]

Недавними новинками на рынке кофе стали латте , фраппучино и другие сладкие кофейные напитки. Это позволило кофейням использовать в своем кофе более дешевые кофейные зерна.

Азия

Во время выращивания заваренный кофе предназначался исключительно для духовенства и врачей; врачи использовали этот напиток для пациентов, испытывающих потребность в улучшении пищеварения, а священники использовали его, чтобы оставаться бодрыми во время долгих ночей учебы в церкви. [ 77 ]

Индия

Муссонная малабарская арабика по сравнению с зелеными бобами Йиргачефе из Эфиопии.

Кофе пришел в Индию задолго до Ост-Индской компании.

Появление кофе в Индии относят к « эпохе Великих Моголов », в частности, благодаря суфийскому святому по имени Баба Будан .

В 17 веке первая запись о выращивании кофе в Индии появилась после того, как кофейные зерна были завезены из Йемена во время его паломничества в Мекку. Он посадил эти бобы на холмах Чандрагири теперь называются Баба Будан Гири в Карнатаке, которые в его честь . Этот акт ознаменовал начало выращивания кофе в Индии, простирающегося на юг до Кодагу . [ 78 ]

В Индии кофе называется « каапи » на нескольких южноиндийских языках, таких как тамильский, телугу и каннада.

Производство кофе в Индии преобладает в горных районах южноиндийских штатов: на штат Карнатака приходится 53%, за ним следуют Керала 28% и Тамилнад 11% с объемом производства 8200 тонн . Говорят, что индийский кофе — лучший кофе, выращенный в тени, а не под прямыми солнечными лучами в любой точке мира. [ 79 ] В Индии около 250 000 производителей кофе; 98% из них — мелкие производители. [ 80 ] По состоянию на 2009 год производство кофе в Индии составляло всего 4,5% от общего производства в мире. Почти 80% производства кофе в стране идет на экспорт. [ 81 ] Из того, что экспортируется, 70% направляется в Германию, Российскую Федерацию, Испанию, Бельгию, Словению, США, Японию, Грецию, Нидерланды и Францию, а на Италию приходится 29% экспорта. Большая часть экспорта отправляется через Суэцкий канал . [ 79 ]

Кофе выращивается в трех регионах Индии: Карнатака, Керала и Тамил Наду, образующие традиционный регион выращивания кофе в Южной Индии, за которыми следуют новые районы, развитые в нетрадиционных районах Андхра-Прадеш и Орисса на восточном побережье страны, а также с третьим регионом, включающим штаты Ассам , Манипур, Мегхалая , Мизорам, Трипура , Нагаленд и Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии , широко известный как «Семь братских штатов Индии». [ 82 ]

Индийский кофе, выращиваемый в основном на юге Индии в условиях муссонных дождей, также называют «индийским муссонным кофе». Его вкус определяется так: «Лучший индийский кофе достигает вкусовых характеристик тихоокеанского кофе, но в худшем случае он просто пресный и скучный». [ 83 ] Два известных вида выращиваемого кофе — это арабика и робуста . Первый сорт, который был завезен на холмы Баба Будан Гири в Карнатаке в 17 веке. [ 84 ] на протяжении многих лет продавался под торговыми марками Kent и S.795 . Кофе подается в характерном капельном « фильтрованном кофе » по всей Южной Индии .

Чикмагалур

Кофе является краеугольным камнем экономики Чикмагалура . Чикмагалур – родина кофе в Индии, где семена были впервые посеяны около 350 лет назад. Coffee Board — это отдел, расположенный в городе Чикмагалур, который курирует производство и сбыт кофе, выращиваемого в этом районе.

Кофе выращивается в районе Чикмагалур на площади около 85 465 гектаров, при этом арабика является доминирующим сортом, выращиваемым на верхних холмах, а робуста - основным сортом на нижних холмах. В этом районе насчитывается около 15 000 производителей кофе, 96% из которых являются мелкими производителями с земельными участками менее или равными 4 гектарам. Средний объем производства составляет 55 000 тонн: 35 000 тонн арабики и 20 000 тонн робусты.

Средняя урожайность с гектара составляет 810 кг арабики и 1110 кг робусты, что выше среднего показателя по стране.

Арабика – это сорт кофе, который также известен как « кофейный кустарник Аравии» , «горный кофе» или «кофе арабика». Считается, что Coffea arabica является первым выращенным сортом кофе, который выращивается на юго-западе Аравии уже более 1000 лет. Считается, что он дает лучший кофе, чем другой крупный коммерчески выращиваемый вид кофе, Coffea canephora (Robusta). Арабика содержит меньше кофеина, чем любой другой коммерчески выращиваемый сорт кофе. Робуста – это сорт кофе, родом из Западной Африки. Его выращивают в основном в Африке и Бразилии, где его часто называют Конильоном. Его также выращивают в Юго-Восточной Азии, куда его завезли французские колонисты в конце 19 века. В последние годы Вьетнам, который производит только робусту, обогнал Бразилию, Индию и Индонезию и стал крупнейшим в мире экспортером. Примерно треть кофе, производимого в мире, составляет Робуста.

Япония

Кофе был завезен в Японию голландцами в 17 веке, но оставался диковинкой до снятия торговых ограничений в 1858 году. Первая кофейня в европейском стиле открылась в Токио в 1888 году и закрылась четыре года спустя. [ 85 ] К началу 1930-х годов по всей стране насчитывалось более 30 000 кофеен; доступность в военное время и сразу после войны упала почти до нуля, а затем быстро возросла по мере устранения импортных барьеров. Появление сублимированного растворимого кофе, кофе в банках и таких франшиз, как Starbucks и Doutor Coffee, в конце 20-го века продолжило эту тенденцию до такой степени, что Япония в настоящее время является одним из ведущих потребителей кофе на душу населения в мире. [ 86 ]

Южная Корея

Первыми известными корейскими энтузиастами кофе были императоры 19-го века Сунджон и Годжонг , которые предпочитали употреблять его после банкетов в западном стиле. [ 87 ] К 1980-м годам растворимый кофе и кофе в банках стали довольно популярными, с менее значимой традицией независимых кофеен в крупных городах; К концу века рост таких франшиз, как Caffe Bene и Starbucks, привел к увеличению спроса на кофе в европейском стиле. [ 88 ]

Индонезия

Кофе был впервые завезен голландцами во время колонизации в конце 17 века. Через несколько лет кофе был посажен на архипелаге Индонезия. Многие сорта кофе родом из Индонезийского архипелага. Разговорное название кофе Ява пришло к нам из тех времен, когда большая часть кофе в Европе и Америке выращивалась на острове Ява. Сегодня Индонезия является одним из крупнейших производителей кофе в мире, в основном на экспорт. Однако на архипелаге кофе подают по-разному, например, традиционный « копи тубрук ».

Филиппины

Филиппины — одна из немногих стран, производящих четыре сорта коммерчески жизнеспособного кофе: арабика, либерика (барако), эксельса и робуста. [ 89 ] Хотя обычно говорят, что кофе был представлен Липе в 1740 году испанским монахом -францисканцем . [ 90 ] На самом деле существует мало свидетельств из первых рук, подтверждающих это. [ 91 ] Тем не менее, к началу 19 века кофе выращивался на всей территории Филиппин и впоследствии экспортировался в Америку и Австралию, а затем в Европу с открытием Суэцкого канала . [ 90 ] Липа обычно считается центром этого выращивания примерно до 1889 года, когда ее промышленность внезапно пришла в упадок, вероятно, из-за вредителей, кофейной ржавчины (которой Филиппинам удавалось избегать дольше, чем остальному миру) и политических факторов. . [ 91 ]

После этого разрушения место Филиппин в глобальной цепочке поставок кофе пошатнулось, и восстановление будет происходить медленно. На протяжении ХХ века предпринимались различные правительственные инициативы по возрождению отрасли. [ 92 ] несмотря на это, Филиппины постепенно начнут импортировать больше растворимого кофе, чем экспортируют. Тем не менее, кофейная культура развивается с 1990-х годов, после того как Филиппины присоединились к Международной организации кофе в 1980 году, и теперь по всей стране можно найти множество специализированных кофеен. [ 93 ]

Вьетнам

Вьетнам является одним из крупнейших экспортеров кофе в мире. [ 94 ] Арабика — первый сорт кофе, импортированный во Вьетнам с 1857 года. [ нужна ссылка ] Первоначально выращивался в северных провинциях. [ нужна ссылка ] выращивание кофе распространилось, пока не достигло Центрального и Западного нагорья, где сейчас производится большая часть кофе во Вьетнаме. [ 95 ] [ 96 ] Среди них наиболее примечательным является город Буонметхут , известный как «кофейная столица Вьетнама». [ 97 ]

Компания Trung Nguyen Coffee была основана в 1996 году Данг Ле Нгуен Ву и по сей день является ведущим кофейным брендом во Вьетнаме.

Производство

Первый шаг в борьбе европейцев за средства производства был сделан Николаесом Витсеном , предприимчивым бургомистром Амстердама и членом правления Голландской Ост-Индской компании , который убеждал Джоана ван Хорна , голландского губернатора в Батавии , чтобы некоторые кофейные заводы были уничтожены. получен в экспортном порту Мокка в Йемене, источнике поставок в Европу, и установлен в Голландской Ост-Индии; [ 98 ] проект по выращиванию множества растений из семян первой партии увенчался таким успехом, что Голландская Ост-Индская компания смогла удовлетворить спрос Европы «яванским кофе» к 1719 году. [ 99 ] Воодушевленные своим успехом, они вскоре основали кофейные плантации на Цейлоне , Суматре и других Зондских островах. [ 100 ] Кофейные деревья вскоре стали выращивать под стеклом в Ботаническом саду Лейдена , откуда семена были щедро распространены в другие ботанические сады. Представители Нидерландов на переговорах, которые привели к заключению Утрехтского договора, подарили своим французским коллегам кофейное растение, выращенное в Саду дю Руа , предшественнике Сада растений , в Париже.

Введение кофе в Америку было осуществлено капитаном Габриэлем де Клие , который получил черенки от упрямого ботаника Антуана де Жюссье , который не хотел уродовать кофейное дерево короля. [ 101 ] Клие, когда во время трудного путешествия запасы воды истощились, поделился своей порцией со своими драгоценными растениями и защитил их от голландца, возможно, агента провинций, завидовавшего батавской торговле. [ 102 ] Клие вырастил растения по прибытии в Вест-Индию и посадил их на Гваделупе и Сен-Доминго , а также на Мартинике , где фитофтороз поразил плантации какао , которые в течение трех лет были заменены кофейными плантациями. во Францию ​​посредством колонизации многих частей континента, начиная с Мартиники и колоний Вест-Индии, где были основаны первые французские кофейные плантации.

Первая кофейная плантация в Бразилии возникла в 1727 году, когда подполковник Франсиско де Мело Палета контрабандой переправил семена, все еще по существу состоящие из зародышевой плазмы, первоначально доставленной из Йемена в Батавию. [ 103 ] из Французской Гвианы . К 1800-м годам урожаи Бразилии превратили кофе из привилегии элиты в напиток для масс. Бразилия, которая, как и большинство других стран, выращивает кофе как коммерческий товар, в значительной степени полагалась на рабский труд из Африки для жизнеспособности плантаций до отмены рабства в 1888 году . Успех кофе в Европе 17 века совпал с распространением привычки курить табак по всему континенту во время Тридцатилетней войны (1618–1648).

На протяжении многих десятилетий в 19 и начале 20 веков Бразилия была крупнейшим производителем кофе и фактическим монополистом в его торговле. Однако политика поддержания высоких цен вскоре открыла возможности для других стран, таких как Венесуэла , Колумбия , [ 104 ] Гватемала , Никарагуа , Индонезия и Вьетнам сейчас занимают второе место после Бразилии в качестве крупнейшего производителя кофе в мире. Крупномасштабное производство во Вьетнаме началось после нормализации торговых отношений с США в 1995 году. [ 105 ] Почти весь выращиваемый здесь кофе — это Робуста. [ 106 ]

Несмотря на то, что выращивание кофе зародилось в Эфиопии, до двадцатого века эта страна производила лишь небольшое его количество на экспорт, и большая часть этого кофе не с юга страны, а из окрестностей Харара на северо-востоке. По оценкам, в 1880-х годах Королевство Каффа , где находится завод, производило от 50 000 до 60 000 килограммов кофейных зерен. Коммерческое производство фактически началось в 1907 году с основанием внутреннего порта Гамбела . В 1908 году из Гамбелы было экспортировано 100 тысяч килограммов кофе, а в 1927–1928 годах через этот порт прошло более 4 миллионов килограммов. [ 23 ] : 202  были также созданы кофейные плантации В то же время в провинции Арси , которые в конечном итоге экспортировались по железной дороге Аддис-Абеба-Джибути . Хотя по железной дороге было перевезено всего 245 000 килограммов, к 1922 году это количество подскочило до 2 240 000 килограммов, превзошло экспорт кофе «Харари» к 1925 году и достигло 9 260 000 килограммов в 1936 году. [ 23 ] : 203 

Австралия является второстепенным производителем кофе, и ее продукция на экспорт невелика, но ее история кофе восходит к 1880 году, когда первые из 500 акров (2,0 км2) 2 ) начал разрабатываться в районе между севером Нового Южного Уэльса и Куктауном . Сегодня в Австралии есть несколько производителей кофе арабика, которые используют механическую систему сбора урожая, изобретенную в 1981 году. [ 107 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вайнберг, Беннетт Алан; Билер, Бонни К. (2001). «Происхождение слова». Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2004 г.). стр. 3–4 . ISBN  978-1-13595817-6 . Выразительная этимология слова «кофе» связывает его с регионом Каффа (сейчас обычно пишется как «Кефа») в Эфиопии, который сегодня является одним из самых быстрорастущих районов Африки. [...] Некоторые говорят, что, поскольку растение было впервые выращено в этом регионе и, возможно, впервые было приготовлено там как напиток, арабы назвали его в честь этого места. Другие, столь же малоавторитетные, переворачивают эту историю с ног на голову и утверждают, что район был назван в честь фасоли.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Пендерграст, Марк (2001) [1999]. Необычные основания: история кофе и как он изменил наш мир . Лондон, Великобритания: Тексере. стр. 16, 19, 20–24, 33–34. ISBN  1-58799-088-1 .
  3. ^ Перейти обратно: а б "Кофе". Оксфордский словарь английского языка . Том. 2 (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1933. с. 589, столбец 3. Текст в Интернет-архиве.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Кэй, Алан С. (1986). «Этимология слова «кофе»: темное пиво» . Журнал Американского восточного общества . 106 (3): 557–558. дои : 10.2307/602112 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   602112 .
  5. ^ Сассе, Ханс-Юрген (1982). Этимологический словарь Бурджи . Гамбург, Германия: Буске. п. 43.
  6. ^ Эпплярд, Дэвид Л. (2006). Сравнительный словарь языков агав . Кёльн, Германия: Рюдигер Кёппе. п. 46.
  7. ^ "кофе" . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 г. Проверено 18 ноября 2015 г.
  8. ^ Штайгер, Дениз Л.; Нагал, Чифуми; Мур, Пол Х.; Морден, Клиффорд В. [на испанском языке] ; Осгуд, Роберт В.; Мин, Рэй (2002). «AFLP-анализ генетического разнообразия внутри и среди Coffea arabica сортов » . Теоретическая и прикладная генетика . 105 (2–3): 209–215. дои : 10.1007/s00122-002-0939-8 . ПМИД   12582521 . S2CID   12303865 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2019 г. Проверено 29 декабря 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис, Джон К. «Coffea arabica L. Rubiaceae» (PDF) . Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства США, Лесная служба. Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2007 г. Проверено 27 июля 2007 г.
  10. ^ Уайлд, Энтони (2003). «Кофе: Темная история» . Базовый справочник . 28 . США: Четвертая власть: 217–229. ISBN  9781841156491 . Проверено 27 апреля 2012 г.
  11. ^ Дюфур, Разговор с новыми и любопытными людьми о кофе, чае и шоколаде (Лион, 1684 и др.).
  12. В более поздних изданиях Дюфур ставит под сомнение идентичность бунчума Разеса , который разделяет Эдвард Форбс Робинсон, «Ранняя история кофеен в Англии» (Лондон, 1893), отмеченный Укерсом в 1922 году:
  13. ^ Роберт Дж., Гэвин (1975). Аден под британским правлением, 1839–1967 гг . Издательство C. Hurst & Co. п. 53.
  14. ^ Краткое изложение документов, касающихся Адена, стр. 166, 1838–1872 гг.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Умда ас-Сафва фи Сол аль-Кахва – ресурс арабских книг » . alwaraq.net .
  16. Востоковед XIX века Антуан Исаак Сильвестр де Саси отредактировал первые две главы рукописи аль- Джазири и включил их во второе издание своей «Арабской хрестоматии» (Париж, 1826, 3 тома). Недавно была переиздана книга Антуана Галлана « De l’origine et du progrès du Café» (1699) (Париж: Editions La Bibliothèque, 1992).
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Кофе и кахва: как напиток арабских мистиков стал глобальным» . Новости Би-би-си . 18 апреля 2013 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Укерс, Уильям Харрисон (1935). Все о кофе . Нью-Йорк, США: The Tea & Coffee Trade Journal Company. стр. 9–10 . 610? 24?
  19. ^ Шнайдер, Ирен (2001). «Эбуссууд». В Столлейсе, Майкл (ред.). Юристы: биографический лексикон; от древности до 20 века (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен, Германия: Бек. п. 193. ИСБН  3-406-45957-9 .
  20. ^ Ханауэр, Джеймс Эдвард (1907). «О кофе». Фольклор Святой Земли. Мусульманин, христианин и иудей . стр. 291–. [Все] кофейни [были] закрыты, а их хозяев забросали осколками горшков и чашек. Это было в 1524 году, но по приказу Селима I указы ученых были отменены, волнения в Египте утихли, употребление кофе было объявлено совершенно ортодоксальным.
  21. ^ Перейти обратно: а б Мейерс, Ханна (7 марта 2005 г.). « 'Учтивые молекулы мокко' – кофе, химия и цивилизация» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2007 г. Проверено 3 февраля 2007 г.
  22. ^ Арегей, Мерид В. (1988). «Ранняя история торговли кофе в Эфиопии и возникновение Шавы». Журнал африканской истории . 29 (1, специальный выпуск в честь Роланда Оливера): 20. doi : 10.1017/s0021853700035969 . JSTOR   182236 . S2CID   154548717 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Ричард (1968). Экономическая история Эфиопии . Аддис-Абеба: Университет Хайле Селассие I. стр. 198, 202–203.
  24. ^ «История кофе, связанная с исламом» . Ежедневные факты о Редлендсе . 24 апреля 2013 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
  25. ^ «Ранняя современная кофейная культура и история в исламском мире» . Шекспир и не только . 14 мая 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Ахмед, Хердн Ибрагим (2018). «Культура кофеен в Эрбиле: обзор» . Калаайский занистский научный журнал . 3 (4): 897–903. дои : 10.25212/lfu.qzj.3.4.33 . ISSN   2518-6566 . S2CID   181980608 .
  27. ^ Дурстелер, Эрик (июнь – сентябрь 2014 г.). «Плохой хлеб и «возмутительное пьянство «таин»: еда и идентичность в отчетах европейских путешественников раннего Нового времени, посетивших Османскую империю» . Журнал всемирной истории . 1 (1 – Том 28, № 3/4) : 215.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Тушерер, Мишель. «Кофе и кофейни в Османской империи». В Энциклопедии ислама, ТРИ под редакцией Кейт Флит, Гудрун Кремер, Дениса Матринджа, Джона Наваса и Эверетта Роусона. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24410 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Моррис, Джонатан (2019). Кофе: глобальная история . Лондон, Великобритания: ISBN Reaktion Books Ltd.  978-1-78914026-2 .
  30. ^ «Открытие кофе» . shazuli.com . Архивировано из оригинала 16 января 2010 г. Проверено 30 марта 2010 г.
  31. ^ νηπενθές . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  32. ^ Гомер (1919). Одиссея . Перевод Мюррея, Огастеса Табера . 4.219–4.221. ; от Гомер. Одиссея (на греческом языке) – через проект Персей .
  33. ^ νη- . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  34. ^ πένθος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  35. ^ Григг, Дэвид (2002). «Миры чая и кофе: модели потребления». Геожурнал . 57 (4): 283–294. дои : 10.1023/b:gejo.0000007249.91153.c3 . JSTOR   41147739 . S2CID   154113244 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Топик, Стивен (2009). Культурная критика, № 71, Наркотики в движении: вещества, изменяющие сознание и тело, в мировой культурной экономике . Миннесота: Университет Миннесоты Press. стр. 88–89.
  37. ^ Дуйкер, Уильям Дж.; Шпильфогель, Джексон Дж. (2014). Всемирная история . Рутледж . стр. 189–190. ISBN  978-1-31789570-1 .
  38. ^ «Мальтийская история через сладкоежек» . tenzo.fr . Проверено 23 августа 2016 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Коуэн, Брайан (01 октября 2008 г.). Социальная жизнь кофе: появление британской кофейни . Издательство Йельского университета. стр. 16, 188, 223. ISBN.  978-0-300-13350-9 .
  40. ^ «Ранняя современная кофейная культура и история в исламском мире» . Шекспир и не только . 14 мая 2021 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  41. У венецианского купца, умершего в 1575 году, в поместье было оборудование для приготовления кофе. https://www.bbc.co.uk/sounds/play/m000c4x1
  42. ^ «Де плантис Аегипти» . Мумак . 01.03.2018. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 27 сентября 2019 г.
  43. ^ «Кофе и кахва: как напиток арабских мистиков стал глобальным» . Новости Би-би-си . 18 апреля 2013 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
  44. ^ Видака, Хана. «Ежи Францишек Кульчицкий – основатель первого кафе в Вене» . www.wilanow-palac.pl . Проверено 27 сентября 2019 г.
  45. ^ Фридрих Торберг «Кофейня была повсюду» (1982) с. 8.
  46. Хельмут Лютер «Почему пить кофе в Триесте так сложно» В: Die Welt, 16 февраля 2015 г.
  47. ^ Риха, Фриц «Старое венское кафе» (1987), с. 12.
  48. ^ «История кофе» . Нестле Профессионал . Архивировано из оригинала 15 августа 2012 г. Проверено 31 декабря 2009 г.
  49. ^ Уфберг, Макс (01 июля 2020 г.). «Кофейни находятся на грани потери своего места в американской культуре» . ГЕН . Проверено 20 марта 2021 г.
  50. ^ «История кофе» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2007 г. Проверено 27 октября 2007 г.
  51. ^ Коуэн, Брайан (2005). Социальная жизнь кофе: появление британской кофейни . Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 49.
  52. ^ «Женская петиция против кофе представляет на всеобщее обозрение огромные неудобства, причиняемые их полу чрезмерным употреблением этого высушивающего, ослабляющего напитка» . Архивировано из оригинала 10 августа 2006 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  53. ^ «8. Появление кофе в Германии» . www.web-books.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2019 г. Проверено 27 сентября 2019 г.
  54. ^ Ори, Кэл (2012). Целебная сила кофе: полное руководство по удивительным природным суперпродуктам . Kensington Publishing Corp. ISBN  978-0-75827997-2 .
  55. ^ Коул, Адам (17 января 2012 г.). «Коул, Адам. «Пей кофе? Отрубить тебе голову!», Salt , NPR, 17 января 2012 г. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  56. ^ Валлин, Нильс-Бертиль. «Кофе: долгий путь из Эфиопии», Yale Global , 5 ноября 2002 г. Архивировано 1 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
  57. ^ «Факты и статистика о кофе» . Архивировано из оригинала 1 июня 2010 г. Проверено 8 июня 2010 г.
  58. ^ Морганти, Виттория (2015). Я хотел яблочный пирог. Маленькое сентиментальное путешествие за столом: Маленькое сентиментальное путешествие за столом (на итальянском языке). Франко Анджели. ISBN  978-8-89172076-4 .
  59. ^ Баузилио, Джованни (2018). Происхождение (на итальянском языке). Ключевой издатель. ISBN  978-8-82790138-0 .
  60. ^ Крещенцо, Лучано Де (2010). Суспендированный кофе (по-итальянски). Издания Мондадори. ISBN  978-8-85201416-1 .
  61. ^ «От «Кофейной лихорадки» до «Разрушительной Эмили»: история цейлонского кофе» . serendib.btoptions.lk . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 г. Проверено 25 июня 2021 г.
  62. ^ «Кава в Польше – история и стиль рисования» . www.koneserzy.pl . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 30 ноября 2015 г.
  63. ^ «Открытие кафе Дюваля в Варшаве» . мужп.пл. ​Польский исторический музей. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 30 ноября 2015 г.
  64. ^ «Продажа кофе в Польше» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  65. ^ Райс, Роберт А. (1999). «Неподходящее место: кофейная ферма Северной Латинской Америки». Географическое обозрение . 89 (4): 554–579. Бибкод : 1999GeoRv..89..554R . дои : 10.2307/216102 . JSTOR   216102 . ПМИД   20662186 .
  66. ^ Кеннет Дэвидс, Кофе: руководство по покупке, завариванию и наслаждению , 2001 г., ISBN   0-312-24665-X , с. 13.
  67. ^ Адамс, Джон (6 июля 1774 г.). «Джон Адамс Эбигейл Адамс» . Документы Адамса: цифровые издания: переписка семьи Адамса, том 1 . Массачусетское историческое общество . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г. Кажется, я забыл рассказать вам один анекдот: когда я впервые приехал в этот Дом, был поздний день, и я проехал по крайней мере 35 миль. «Мадам, — сказал я миссис Хьюстон, — законно ли уставшему путешественнику освежиться чаем чая, при условии, что он был честно провезен контрабандой или не уплачен пошлинами?» «Нет, сэр, — сказала она, — мы в этом месте отказались от всякого чая. Я не умею заваривать чай, но я приготовлю тебе кофе». Соответственно, с тех пор я пил кофе каждый день и переносил его очень хорошо. От чая необходимо повсеместно отказаться. Меня надо отучить от груди, и чем скорее, тем лучше.
  68. ^ Стоун, Уильям Л. (1867). «Продолжение приключений госпожи генерала Ридезель» . Г-жа генерал Ридезель : Письма и журналы, касающиеся войны за независимость и захвата войск в Саратоге (перевод с оригинального немецкого языка) . Олбани: Джоэл Манселл. п. 147. Затем она стала мягче и предложила мне хлеб и молоко. Я заварила себе чай. Женщина с тоской посмотрела на нас, потому что американцы это очень любят; но они решили больше не пить его, так как знаменитый долг за чай стал причиной войны. В Google Книгах . Примечание: Фредрика Шарлотта Ридезель была женой генерала Фридриха Адольфа Ридезеля , командующего всеми немецкими и индийскими войсками в американского и кампании генерала Джона Бургойна в Саратоге военнопленного во время Американской революции .
  69. ^ Хейсс, Мэри Лу; Хейсс, Роберт Дж. (2007). «История чая: Бостонское чаепитие» . История чая: история культуры и руководство по питью . Кларксон Поттер/Десять Скоростей. стр. 21–24. ISBN  978-1-60774172-5 . В Google Книгах .
  70. ^ Зурав, Лидия (24 апреля 2013 г.). «Как кофе повлиял на ход истории» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  71. ^ ДеРупо, Джозеф (3 июля 2013 г.). «Американская революция: звезды, полосы и бобы?» . Новости НКА . Национальная ассоциация кофе . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  72. ^ Латтинджер, Нина; Дикум, Грегори (2006). Кофейная книга: анатомия отрасли от урожая до последней капли . Новая Пресса. п. 33. ISBN  978-1-59558724-4 . В Google Книгах .
  73. ^ МакКрири, Дэвид. «Кофе и труд коренных народов в Гватемале». Глобальная экономика кофе в Африке, Азии и Латинской Америке, 1500–1989 : 192–208.
  74. ^ Кортассель, Джефф; Холдер, Синди (2008). «Кто теперь сожалеет? Извинения правительства, комиссии по установлению истины и самоопределение коренных народов в Австралии, Канаде, Гватемале и Перу». Обзор прав человека . 9 (4): 465–489. дои : 10.1007/s12142-008-0065-3 . S2CID   53969690 .
  75. ^ Уильямсон, Уильям Ф. (1942). «Место кофе в торговле с Латинской Америкой». Журнал маркетинга . 6 (4): 149–151. дои : 10.2307/1246099 . JSTOR   1246099 .
  76. ^ «ЮНКТАД – История производства кофе» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 г.
  77. ^ Аксельрод, Лорен. «Древняя археология копателей» . Проверено 7 декабря 2022 г.
  78. ^ Уайлд, Энтони (1995). Книга кофе Ост-Индской компании . Харпер Коллинз. ISBN  0004127390 .
  79. ^ Перейти обратно: а б Йебоа, Саломей (08 марта 2005 г.). «Добавочная стоимость кофе в Индии» . Корнеллское образование: Intag 602 . Проверено 5 октября 2010 г.
  80. ^ Ли, Хау Люн; Ли, Чунг-Йи (2007). Повышение качества цепочки поставок в странах с развивающейся экономикой . Спрингер. стр. 293–294. ISBN  978-0-387-38428-3 .
  81. ^ Или, Андреа; Виани, Ринантонио (2005). Кофе эспрессо: наука о качестве . Академическая пресса. п. 47. ИСБН  0-12-370371-9 .
  82. ^ «Кофейные регионы – Индия» . Организация индийского кофе. Архивировано из оригинала 25 декабря 2008 г. Проверено 6 октября 2010 г.
  83. ^ «Индийский кофе» . Организация по исследованию кофе. Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 г. Проверено 6 октября 2010 г.
  84. ^ Робертсон, Кэрол (2010). Маленькая книга кофейного закона . Американская ассоциация адвокатов. стр. 77–79. ISBN  978-1-60442-985-5 . Проверено 29 ноября 2010 г.
  85. ^ «Краткая история кофе в Японии» . d-клетка . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 г. Проверено 22 октября 2012 г.
  86. ^ «Сравнение стран по образу жизни Еда и напитки > Кофе > Потребление. Международная статистика на NationMaster.com» . nationmaster.com .
  87. ^ «Миф о корейском кофе» . Нора Сурка . Архивировано из оригинала 16 января 2013 г.
  88. ^ Ли, Хё Сик (11 апреля 2012 г.). «Почему кофейни продолжают появляться?» . Корея Таймс . Проверено 6 мая 2012 г.
  89. ^ «Будущее филиппинского кофе по мнению трех поставщиков» . vogue.ph . 15 октября 2022 г. Проверено 31 мая 2024 г.
  90. ^ Перейти обратно: а б «Филиппинский кофе: наше кофейное наследие: богатая история кофе на Филиппинах» . Филиппинский кофейный совет . Филиппинский Кофейный Совет, Inc. Проверено 4 августа 2024 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б Сантос Кастро, Мария (декабрь 2003 г.). «Демифологизация истории кофе в Липе, Батангас, в девятом веке» (PDF) . стр. 35–39 . Проверено 4 августа 2024 г.
  92. ^ Бамбер, Пенни; Дейли, Джек (апрель 2017 г.). «Филиппины в глобальной цепочке создания стоимости кофе» (PDF) . Проверено 4 августа 2024 г.
  93. ^ Джозеф, М. (8 июня 2015 г.). «Является ли филиппинская кофейная индустрия «третьей волной»? Инсайдерские наблюдения» . Идеальная ежедневная работа . Проверено 4 августа 2024 г.
  94. ^ «Кофе: мировые рынки и торговля» (PDF) . Министерство сельского хозяйства США: Иностранная сельскохозяйственная служба . Июнь 2024 года . Проверено 4 августа 2024 г.
  95. ^ «Кофе, деградация окружающей среды и средства к существованию мелких землевладельцев» . www.unep.org . ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде. 22 января 2021 г. Проверено 4 августа 2024 г.
  96. ^ Трин, Фап (1 января 2009 г.). «Растительно-паразитические нематоды, связанные с кофе во Вьетнаме» . Российский журнал нематологии .
  97. ^ «Буон Ма Туот — кофейное направление для всего мира» . vietnam.vnanet.vn (на вьетнамском языке). 19 мая 2023 г. Проверено 4 августа 2024 г.
  98. ^ Уильям Лоу, История кофе, включая главу о цикории (Лондон) 1850:14, по данным Германа Бурхааве , директора ботанического сада в Лейдене.
  99. ^ Элс М. Джейкобс, Торговец в Азии: торговля Голландской Ост-Индской компании во время «Кофе из Мокко и высокогорья Батавии»: 260ff подробно описывает появление кофейных плантаций.
  100. ^ Генри Миллс Олден, «Чашка кофе», новый ежемесячный журнал Харпера 44 (1872:241).
  101. ^ Туссен-Самат 2008: 530.
  102. История появилась в книге Игнаса Казимира Губа [ фр ] , Histoire du duché de Normandie (1815, том III: 191), переведенный отрывок из которой был опубликован в журнале The Gentleman's Magazine (февраль 1840: 136). «Щедрость господина Дескльё – Кофейное дерево на Мартинике». Дата этого события сообщается по-разному: в Губе это 1726 год.
  103. ^ «Отрезок Де Клиё был предком всех кофейных деревьев Мартиники, Вест-Индии, Бразилии и Колумбии, и некоторые из них вернулись через Атлантику, чтобы стать источником дохода для африканских колоний, которые теперь обрели независимость» (Туссен-Самат 2008:531).
  104. ^ Паласиос, Марко (2002). Кофе в Колумбии, 1850–1970: экономическая, социальная и политическая история . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-52859-3 .
  105. ^ Вьетнам: Тихая глобальная кофейная сила Алекса Скофилда
  106. ^ Международная организация кофе. Общий объем производства стран-экспортеров: урожайные годы с 2000/2001 по 2005/2006 годы. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июля 2010 г. Проверено 13 января 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . Проверено 8 декабря 2006 г.
  107. ^ «История австралийского кофе» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г. Проверено 21 марта 2011 г.

Дальнейшее чтение

  • «Благословенный боб – история кофе» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2006 г. Проверено 19 июня 2006 г.
  • Британская энциклопедия 1949 года. Отис, Макаллистер и Ко. 1954 год
  • Аллен, Стюарт Ли (1999). Чашка Дьявола: кофе – движущая сила истории . Сохо Пресс.
  • Бирсель, Салах. – Кофейная книга. – 1-е издание. – Стамбул: Koza Publications, 1975. – (События-документы-воспоминания; 8).
  • Берн, Джейкоб Генри (1869). Описательный каталог жетонов лондонских торговцев, таверн и кофеен, актуальный в семнадцатом веке (1855 г.) . 2-е изд. Лондон.
  • Чу, Сэмюэл К. (1974). Полумесяц и Роза . Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.
  • Дарби, Майкл (1983) Исламская перспектива, аспект британской архитектуры и дизайна в 19 веке . Галерея Лейтон Хаус, Лондон.
  • Дэвидс, Кеннет (1991). Кофе .
  • Де Крещенцо, Лучано (2008). Подвешенный кофе . Арнольдо Мондадори Редактор, Милан.
  • Эллис, Айтун (1956). Пенни-университеты: история кофеен. Лондон: Секер и Варбург.
  • Галланд, Антуан (1699) О происхождении и развитии кофе , Ред. оригинал Ж. Кавелье Париж, 1992 – La Bibliothèque, сб. Путешествующий писатель
  • Йоханнессен, Силье; Уилхайт, Гарольд. «Кому действительно выгодна справедливая торговля? Анализ распределения стоимости кофе, продаваемого по справедливой торговле». Глобализации 7, вып. 4 (декабрь 2010 г.): 525–544.
  • Малецка, Анна (2015). «Как турки и персы пили кофе: малоизвестный документ социальной истории отца Я. Т. Крусинского» . Турецкий исторический обзор . 6 (2): 175–193. дои : 10.1163/18775462-00602006 .
  • Лисс, Дэвид. Торговец кофе (2003). Хорошо изученный исторический роман о (помимо прочего) зарождении кофейного бизнеса в Амстердаме 17 века . Включает обширную библиографию.
  • «Справедливая торговля — это несправедливо», видео на YouTube, 09:33, «Почему справедливая торговля — это плохо», 1 декабря 2009 г., опубликовано «Питером Гриффитсом», 5 октября 2017 г.
  • МакКрири, Дэвид. «Кофе и труд коренных народов в Гватемале, 1871–1980». В книге «Глобальная экономика кофе в Африке, Азии и Латинской Америке, 1500–1989 гг .» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. стр. 192–208.
  • Шнайдер-в. Вальдкирх, Антуанетта (осень 1988 г.). Хазенкамп, Хольгер (ред.). Как Европа обнаружила отчеты о кофейных путешествиях периода барокко как источники истории кофе . Публикации Музея Джейкобса Сушарда по истории культуры кофе (на швейцарском верхненемецком языке). Том 1 (1-е изд.). Цюрих, Швейцария: Музей Джейкобса Сухарда [ de ] . ISBN  3-90655-4-02-3 . (255+1 стр.)
  • Топик, Стивен С. «Кто-нибудь пьет кофе? Недавние исследования латиноамериканских кофейных обществ». Испано-американское историческое обозрение 80, вып. 2 (май 2000 г.): 225–266. Humanities International Complete, EBSCOhost (по состоянию на 27 декабря 2017 г.).
  • Витингтон, Фил. «Общественные и частные удовольствия». History Today (июнь 2020 г.) 70 № 6 стр. 16–18. охватывает Лондон с 16:30 по 18:00.
  • Витингтон, Фил. «Где был кофе в ранней современной Англии?» Журнал современной истории 92.1 (2020): 40–75.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eaa7cd538312b4fc2cc1604a2a52b064__1724871480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/64/eaa7cd538312b4fc2cc1604a2a52b064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of coffee - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)