фильмы о кунг-фу
Фильм о кунг-фу ( китайский : 功夫片 ; пиньинь : Gōngfu piàn ; Jyutping : Gung 1 это было 1 приколоть 3 ) — поджанр фильмов о боевых искусствах и гонконгских боевиков, действие которых происходит в современный период и демонстрирует реалистичные боевые искусства. В нем отсутствуют элементы фэнтези, присущие уся , родственному жанру боевых искусств, в котором используются исторические декорации, основанные на древнем Китае . [ 1 ] Игра на мечах также менее распространена в фильмах о кунг-фу , чем в уся , а бои ведутся рукопашным боем. [ 2 ]
Фильмы о кунг-фу — важный продукт гонконгского кинематографа и западного мира , куда он экспортировался. [ 3 ] Студии Гонконга производят фильмы как об уся, так и о кунг-фу.
История
[ редактировать ]Жанр кунг-фу зародился в Гонконге как реакция на сверхъестественные образы уся . [ 4 ] Уся того периода, называемое шэнгуай уся , сочетало в себе фантазию шэнгуай с боевыми искусствами уся. Продюсеры уся полагались на специальные эффекты, чтобы привлечь большую аудиторию, например, на использование анимации в боевых сценах. Популярность шэньгуай-уся пошла на убыль из-за его дешевых эффектов и фэнтезийных клише, что открыло путь к подъему фильмов о кунг-фу. [ 5 ] Новый жанр по-прежнему имел многие черты уся. Главные герои кунг-фу были образцами рыцарства, родственными древним юся , странствующим рыцарям китайской художественной литературы об уся. [ 6 ]
Самый старый фильм в этом жанре, «Приключения Фонг Сайюка» (Часть 1: Фонг Сайюк дерется на ринге; Часть 2: второй том Фонг Сайюка: Ху Хуэйцянь дерется в машинном отделении), снят в 1938–1938 гг. 39 двухсерийный фильм о приключениях народного героя Фонг Сайюка . Копий фильма не сохранилось. [ 7 ] Серия фильмов, драматизирующих жизнь Вонг Фей-хуна , исторического кантонского мастера боевых искусств, стала еще одним пионером этого жанра. [ 8 ] Первые два фильма из серии «Вонг» режиссера У Панга с Кван Так Хином в главной роли вышли на экраны в 1949 году. [ 9 ] Главным нововведением фильмов Вонг Фей-хун было сосредоточение внимания на реалистичных боях или чжэнь гунфу , что отличалось от более ранних фильмов уся. Бои по-прежнему были поставлены, но были призваны сделать их более правдоподобными. [ 10 ] Джет Ли сыграл Вонга в более позднем возрождении сериала в 1990-х годах, Цуя Харка » «Однажды в Китае , а также Фонга в фильме «Фонг Сай-Юк» . [ 11 ]
Возрождение в 1970-е годы
[ редактировать ]Жанр кунг-фу достиг своего апогея в 1970-х годах, что совпало с экономическим бумом Гонконга. [ 12 ] Он обогнал по популярности фильмы уся новой школы ( синпай ), которые преобладали в Гонконге на протяжении 1950-х и 1960-х годов. [ 13 ] Уся была возрождена в газетных сериалах 1950-х годов, а в 1960-х годах ее популярность распространилась на кинотеатры. [ 14 ] Он вытеснил инсценировки кунг-фу Вонг Фей-хуна и вернул сверхъестественные темы традиционного кино уся. [ 15 ] Соперничество между студиями Shaw Brothers , Golden Harvest и Seasonal Films стимулировало рост фильмов о кунг-фу в киноиндустрии Гонконга. [ 16 ] «Китайский боксер» (1970) режиссера Ван Юя и «Месть» режиссера Чан Че в 1970 году были первыми фильмами возрождающегося жанра кунг-фу. [ 17 ] [ 18 ]
Новая волна фильмов о кунг-фу достигла международной аудитории после финансового успеха Брюса Ли первого полнометражного фильма «Большой босс » в 1971 году. [ 19 ] [ 20 ] Ли провел большую часть своего детства в Гонконге, где он изучал Вин Чун боевые искусства и выступал в качестве детского актера . Он уехал в Соединенные Штаты, на место своего рождения, и продолжил обучение боевым искусствам, будучи учеником средней школы. В Америке он создал Джит Кун До , стиль боевых искусств, вдохновленный Вин Чун, и некоторое время работал в Голливуде актером кино и телевидения. [ 21 ]
Он вернулся в Гонконг и исполнил свою прорывную роль в фильме «Большой босс» , за которым последовали еще пять фильмов. Фильмы Брюса Ли положили начало тенденции использования настоящих практиков боевых искусств в качестве актеров в фильмах о боевых искусствах. [ 22 ] Фильмы о кунг-фу имели международный успех и популярность на Западе, где увлечение кунг-фу пустило корни. [ 23 ] Антиимпериалистические темы его фильмов привлекли широкую аудиторию групп, которые чувствовали себя маргинализированными, и способствовали его популярности в Юго-Восточной Азии, а также среди афроамериканских и азиатско-американских сообществ городской Америки. [ 24 ] [ 25 ] Зрители с пониманием отнеслись к роли Ли как представителя меньшинства, борющегося и преодолевающего предрассудки, социальное неравенство и расовую дискриминацию. [ 26 ]
комедии о кунг-фу
[ редактировать ]Жанр пришел в упадок после внезапной смерти Брюса Ли в 1973 году. В том же году крах фондового рынка привел Гонконг к рецессии. [ 27 ] Во время экономического спада аудитория в Гонконге переключилась на комедии и сатиру. [ 28 ] В конце 1970-х годов комедия кунг-фу появилась как новый жанр, объединивший боевые искусства фильмов о кунг-фу с комедией кантонской сатиры. [ 29 ] Фильмы Лау Кар-Люна , Юэнь Ву-пина и Саммо Хунга последовали этой тенденции. [ 30 ] Юэня «Пьяный мастер» в 1978 году имел финансовый успех, превративший Джеки Чана , ведущего актера, в крупную гонконгскую кинозвезду. [ 31 ]
Смесь фарса с боевыми искусствами вдохнула новую жизнь в жанр кунг-фу. Джеки Чан был первым героем боевиков и мастером боевых искусств, приехавшим из Гонконга после смерти Брюса Ли. [ 32 ] В фильмах Джеки Чана и Саммо Хунга сочетаются приемы Пекинской оперы , которым оба обучались до работы каскадерами и статистами в гонконгской студийной системе. [ 33 ] [ 34 ] Они были студентами Китайской драматической академии, пекинской оперной школы , которой руководил Ю Джим-юэнь , которая привнесла элементы боя и танца из Пекина в кантонскую оперу . [ 35 ] Боевые искусства комедий о кунг-фу, вдохновленные Пекинской оперой, были более плавными и акробатическими, чем традиционные фильмы о кунг-фу. [ 36 ] В 1980-х Джеки Чан и Саммо Хунг перешли к фильмам о кунг-фу, действие которых происходит в городских условиях. [ 37 ]
Современные фильмы о кунг-фу
[ редактировать ]Реализм жанра кунг-фу был размыт из-за широкого использования компьютерных изображений в индустрии (CGI). Технологии позволили актерам, не имеющим опыта боевых искусств, сниматься в фильмах о кунг-фу. [ 38 ] В последние годы фильмы Уся пережили возрождение благодаря фильмам Энга Ли и Чжан Имоу . [ 39 ] Комедии о кунг-фу остаются популярными в гонконгском кино, а фильмы о кунг-фу Стивена Чоу стали кассовыми хитами. Его фильм 2001 года «Шаолиньский футбол» сочетает в себе кунг-фу, модифицированное с помощью компьютерной графики, со спортивным и комедийным жанрами. [ 40 ] Фильм Чоу «Kung Fu Hustle» 2004 года , поставленный режиссерами боевых искусств Саммо Хунгом и Юэнь Ву-пином, представлял собой аналогичную смесь кунг-фу и комедии, которая достигла международного успеха. [ 41 ] Донни Йен , появившийся в начале 1990-х годов в фильме Джета Ли « Однажды в Китае-2» , в настоящее время является самым высокооплачиваемым актером Гонконга, снявшись в нескольких фильмах, которые помогли ему добиться международного признания, таких как «Ип Ман» трилогия и «Легенда о Кулак: Возвращение Чэнь Чжэня .
Глобальное влияние
[ редактировать ]Конкурирующие студии Shaw Brothers и Golden Harvest вышли на западные рынки в 1970-х годах, выпуская дублированные фильмы о кунг-фу в США и Европе . Такие фильмы, как «Большой босс» ( «Кулаки ярости» ) и «Король-боксер» ( «Пять пальцев смерти ») имели кассовые сборы на Западе. [ 42 ] К 1980-м и 1990-м годам американское кино впитало в себя влияние гонконгского кино на боевые искусства. [ 43 ] «Матрицы» , поставленной Вачовски Хореографию , поставил режиссер боевых искусств Юэнь Ву-Пин . Звезды боевых искусств, такие как Джеки Чан и Джет Ли, покинули Гонконг, чтобы сниматься в американских фильмах, но время от времени возвращались в Гонконг. [ 44 ]
Известные актеры
[ редактировать ]- Jimmy Wang Yu (1943–2022)
- Дэвид Чан (1947 г.р.)
- Ло Ли (1939–2002)
- Гордон Лю (1955 г.р.)
- Лау Кар-люн (1934–2013)
- Александр Фу Шэн (1954–1983)
- Вонг Юэ (1955–2008)
- Ли Хой Сан (1941 г.р.)
- Чи Куан-чунь (1949 г.р.)
- Ти Лунг (1946 г.р.)
- Джонни Ван (1949 г.р.)
- Ло Манг (1952 г.р.)
- Чан Шэн (1951–1991)
- Чин Сиу Хо (1963 г.р.)
- Брюс Ли (1940–1973)
- Джеймс Тьен (1942 г.р.)
- Тони Лю (1952 г.р.)
- Лам Чинг-ин (1947–1997)
- Джеки Чан (1954 г.р.)
- Саммо Хунг (1952 г.р.)
- Юэнь Бяо (1957 г.р.)
- Анджела Мао (1950 г.р.)
- Кара Вай (1960 г.р.)
- Чэнь Куань-тай (1945 г.р.)
- Кен Ло (1957 г.р.)
- Синтия Ротрок (1957 г.р.)
- Донни Йен (1963 г.р.)
- У Цзин (1974 г.р.)
- Юкари Осима (1963 г.р.)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тео 2009, с. 6
- ^ Тео 2009, с. 5
- ^ Тео 2009, с. 5
- ^ Тео 2010, с. 104
- ^ Тео 2009, с. 58
- ^ Тео 2009, с. 59
- ^ Тео 2009, с. 59
- ^ Тео 2009, с. 58
- ^ Тео 2009, с. 60
- ^ Тео 2009, с. 70
- ^ Тео 2009, с. 60
- ^ Ли 1996, с. 708
- ^ Тео 2009, с. 70
- ^ Тео 2009, с. 87
- ^ Тео 2009, с. 86
- ^ Сзето 2011, стр. 26.
- ^ Тео 2009, с. 78
- ^ Сзето 2011, стр. 25.
- ^ Сзето 2011, стр. 25.
- ^ Ли 1996, с. 708
- ^ Тео 2009, с. 75
- ^ Ли 1996, с. 708
- ^ Сзето 2011, стр. 26.
- ^ Тео 2009, с. 77
- ^ Сзето 2011, стр. 27.
- ^ Сзето 2011, стр. 28.
- ^ Ли 1996, с. 708
- ^ Ли 1996, стр. 708–709.
- ^ Ли 1996, с. 709
- ^ Ли 1996, с. 709
- ^ Ли 1996, с. 709
- ^ Сзето 2011, стр. 28.
- ^ Сзето 2011, стр. 29.
- ^ Ли 1996, с. 709
- ^ Сзето 2011, стр. 29.
- ^ Сзето 2011, стр. 29–30
- ^ Ли 1996, стр. 710–711.
- ^ Тео 2010, с. 104
- ^ Тео 2010, с. 109
- ^ Кляйн 2010, с. 193
- ^ Кляйн 2010, стр. 193–194.
- ^ Тео 2009, с. 77
- ^ Сзето 2011, стр. 25.
- ^ Тео 2009, с. 159
Библиография
[ редактировать ]- Ли, Чеук-То (1996). Оксфордская история мирового кино . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-811257-0 .
- Кляйн, Кристина (2008). «Кунг-фу Хастл: транснациональное производство и глобальный китайскоязычный фильм». Журнал китайского кино . 1 (3): 189–208. дои : 10.1386/jcc.1.3.189_1 . S2CID 191495247 .
- Сзето, Кин-Ян (2011). Кино боевых искусств китайской диаспоры: Энг Ли, Джон Ву и Джеки Чан в Голливуде . Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN 978-0-8093-8620-8 .
- Тео, Стивен (2010). Искусство, политика и коммерция в китайском кино . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-962-209-176-4 .
- Тео, Стивен (2009). Китайское кино о боевых искусствах: традиция Уся . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3286-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Стивена Чина о фильмах о кунг-фу , Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук