Римлянам Холокост
Римлянам Холокост | |
---|---|
Часть Второй мировой войны | |
![]() Европейская цыганка и Синти в Асперге , нацистская Германия , 22 мая 1940 года нацистской немецкой власти. | |
Расположение | Германии, занятая Европой |
Дата | 1939–1945 [ 1 ] [ 2 ] |
Цель | Европейская цара и Синти |
Тип атаки | Геноцид , этническая чистка , массовое убийство , голода , массовые стрельбы , концентрационные лагеря , лагеря смерти |
Летальные исходы | Не менее 150 000. Другие оценки дают цифры, такие как 500 000 [ 3 ] 800,000 [ 4 ] или даже до 1,5 миллиона. [ 5 ] : 383–396 |
Преступники | Нацистская Германия и ее союзники |
Мотив | Антизиганизм , германизация , пангерманизм , расизм , нацистская расовая политика |
Часть серии на |
Холокост |
---|
![]() |

Романи Холокост [ 6 ] Было ли запланированные усилия нацистской Германии и ее Второй мировой войны союзников и сотрудников , чтобы совершить этническое очищение и в конечном итоге геноцид против европейских цыган и Синти народов в эпоху Холокоста . [ 7 ]
В соответствии с Адольфом Гитлером дополнительный указ законов в Нюрнберге 26 ноября 1935 года был издан , классифицировав римья (или цыгане) как «враги государства, основанного на расе », тем самым помещая их в ту же категорию, что и евреи . Таким образом, судьба цыган в Европе параллела от евреев в Холокосте . [ 3 ]
По оценкам историков, что от 250 000 до 500 000 цыган и Синти были убиты нацистскими немцами и их сотрудниками - от 25% до более чем 50% от оценки чуть менее 1 миллиона цыганов в Европе в то время. [ 3 ] Позднее исследование, процитированное Яном Хэнкоком, подсчитало, что число погибших составляет около 1,5 миллиона из примерно 2 миллионов европейских цыган. [ 5 ]
В 1982 году Западная Германия официально признала, что нацистская Германия совершила геноцид против римья. [ 8 ] [ 9 ] В 2011 году Польша официально приняла 2 августа как день поминовения геноцида романи . [ 10 ]
Внутри нацистского немецкого государства сначала преследование , затем истребление , было направлено главным образом на сидячие «цыганские монрезы». В декабре 1942 года Генрих Гиммлер приказал депортации всех цыган из Большого Германского Рейха , и большинство из них были отправлены в специально созданный цыганский концентрационный лагерь в Освиц-Биркенау . Другие рома были депортированы там с оккупированных нацистами западных европейских территорий . Приблизительно 21 000 из 23 000 европейских цыган и Синти, присланные туда, не выжили. В районах, находящихся за пределами досягаемости систематической регистрации, например, в окрестностях немецких районах Восточной и Юго-Восточной Европы, цыгане, которым наиболее угрожали, были те, кто, по сути, был « бродяги », хотя некоторые были на самом деле беженцами или перемещенными. люди . Здесь они были убиты в основном в результате массовых убийств, совершенных немецкими военными и полицейскими формами , а также целевыми группами Schutzstaffel (SS), а также в вооруженном сопротивлении против нацистской немецкой оккупации Европы . [ 3 ]
Альтернативные термины
[ редактировать ]Термин Porrajmos or pharrajimos—literally, "devouring" or "destruction" in some dialects of the Romani languageсказал [ 11 ] был представлен Яном Хэнкоком в начале 1990 -х годов. [ 12 ] Хэнкок решил использовать этот термин, придуманный ROM Kalderash , из ряда предложений, которые были даны во время «неформального разговора в 1993 году». [ 13 ]
Термин в основном используется активистами, и в результате его использование неизвестно большинству цыган, включая родственников жертв и выживших. [ 12 ] Некоторые русские и балканские активисты романи протестуют против использования слова Porajmos . [ 13 ] На различных диалектах Porajmos является синонимом Poravipe , что означает «нарушение» и «изнасилование», термин, который некоторые цыганы считают оскорбительным. János Bársony и Agnes Daróczi, новаторские организаторы движения за гражданские права в Романи в Венгрии, предпочитают использовать термин Pharrajimos , римское слово, которое означает «разрезание», «фрагментация», «разрушение». Они выступают против использования термина Porrajmos , говоря, что это Мархим (нечистый, неприкасаемый): «[P] Орраджмос не является неопонятием в сообществе цыган, и, таким образом, он неспособен передать страдания рома». [ 14 ]
Активисты Балканского римля предпочитают использовать термин Самударипен («Массовое убийство»), [ 15 ] Впервые представил лингвист Марсель Куртиад в 1970 -х годах в Югославии в контексте Освенцима и Ясеновака. Это неологизм SA (Romani для «All») и Mudaripen (убийство). Это может быть переведено как «убийство всех» или «массовое убийство». Международный профсоюз романи теперь использует этот термин. [ 16 ] Ян Хэнкок отклоняет это слово, утверждая, что оно не соответствует морфологии языка романи . [ 13 ] Некоторые активисты Ruska Roma предлагают использовать термин Kali TroШ (« Black Fear»). [ 17 ] Другая альтернатива, которая была использована, - это Берша Бибахтале («несчастные годы»). [ 13 ] Наконец, адаптированные займы, такие как Холокосто , Холокаусто и т. Д. Также в некоторых случаях используются на языке романи. [ Цитация необходима ]
Лингвистически, термин Porajmos состоит из корня глагола - и абстрактного номинального окончания - imos . Это окончание имеет диалект Romani Vlax , тогда как другие сорта обычно используют - ibe (n) или - ipe (n) . [ 18 ] Для самого глагола наиболее часто данным значением является «открывать/растягивать» или «разорвать», тогда как значение «открывать рот, пожирание» происходит в меньших диалектах. [ 19 ]
История
[ редактировать ]Дискриминация против романи до 1933 года
[ редактировать ]Появление научного расизма
[ редактировать ]В конце 19 -го века появление научного расизма и социального дарвинизма , связывающих социальные различия с расовыми различиями, обеспечило немецкому общественности псевдонаучные оправдания предрассудков против евреев и цыган . В течение этого периода «концепция расы систематически использовалась для объяснения социальных явлений». Сторонники этого подхода пытались подтвердить веру в то, что расы не были вариациями одного вида человека, потому что у них было явно различное биологическое происхождение. Сторонники этого подхода установили расовую иерархию с научной точки зрения , которая, по их мнению, определила определенные группы меньшинств как другие на основе биологии. [ 20 ]
Помимо того, что расовая лженаука широко продвигалась, конец 19-го века был периодом спонсируемой государством модернизации в Германии. Промышленное развитие изменило многие аспекты общества. В частности, изменения, которые произошли в течение этого периода, привели к сдвигу социальных норм работы и жизни. Для рома этот сдвиг в социальных нормах работы и жизни привел к отрицанию их традиционного образа жизни как мастеров и ремесленников. Янос Барсони отмечает, что «промышленное развитие обесценило их услуги как мастеров, что привело к распаду их сообществ и социальной маргинализации». [ 21 ]
Преследование немецкой империи и Республики Веймара
[ редактировать ]События расовой лжиуки и модернизации привело к вмешательствам антиромани-государства, проводимых как Германской империей , так и Республикой Веймар . В 1899 году штаб -квартира имперской полиции в Мюнхене создала информационные услуги на Романи полицией безопасности. Его целью было вести записи (идентификационные карты, отпечатки пальцев, фотографии и т. Д.) И непрерывное наблюдение за сообществом Рома. В 1904 году Пруссия приняла резолюцию, призывающую к регулированию цыганского движения. В 1911 году Министерство внутренних дел Баварии организовало конференцию в Мюнхене для обсуждения «цыганской проблемы» и координации усилий против цыган. [ 22 ] Рома в Республике Веймар было запрещено входить в общественные бассейны, парки и другие развлекательные районы, а также изображены по всей Германии и Европе как преступники и шпионы. [ 23 ]
«Закон о борьбе с цыганами, бродягами и рабочими» в 1926 году был исполнен в Баварии и стал национальной нормой к 1929 году. В нем предусматривалось, что группы, идентифицирующие «цыган», избегают всех путешествий в регион. Те, кто уже жил в этом районе, должны были быть «держались под контролем, чтобы больше не было никакого боязни в отношении безопасности на земле». [ 24 ] Им было запрещено «roam [ing] о или лагере [в группах», и те, кто «неспособен доказать регулярную работу», рискуют быть отправленными на принудительный труд на срок до двух лет. Хербет Хусс отмечает, что «[t] его баварское право стало моделью для других немецких государств и даже для соседних стран». [ 25 ]
Спрос на Рому отказаться от своих кочевых способов и поселиться в определенном регионе, часто было центром антиромани-политики как в немецкой империи, так и в Республике Веймар. После урегулирования сообщества были сосредоточены и изолированы в одном районе города или города. [ 26 ] Эта сегрегация облегчила практику наблюдения за государством и «профилактику преступности».
После принятия закона за борьбу с цыганами, бродяги и рабочей, государственной политики все больше нацеливались на Рому на явной основе расы. В 1927 году Пруссия приняла закон, который требовал, чтобы все цыганки имели личность. Восемь тысяч цыган были обработаны таким образом и подверглись обязательным спечаткам пальцев и фотографированием. [ 27 ] Два года спустя основное внимание стало более явным. В 1929 году немецкий штат Гессен предложил «Закон о борьбе с цыганской угрозой». В том же году был открыт центр борьбы с цыган в Германии. Это тело взимало ограничения на поездку без документов рома и «позволило производить произвольный арест и задержание цыган в качестве средства профилактики преступности». [ 28 ]
Арийская расовая чистота
[ редактировать ]
На протяжении веков романские племена подвергались преследованию и унижению антизиганистов в Европе. [ 29 ] Они были стигматизированы как привычные преступники, социальные неудачи и бродяги . [ 29 ] Когда Гитлер пришел к национальной власти в 1933 году, законы о антикопсиях в Германии остались в силе. В соответствии с «Законом против опасных привычных преступников» в ноябре 1933 года полиция арестовала многих цыганов, а также с другими нацистами считали «асоциальными» - проститутками, нищими, бездомными блюдами и алкоголиками - и заключили их в лагерях для интернирования.
После подъема Гитлера к власти, законодательство против Романи все чаще основывалось на риторике расизма. Первоначально политика, основанная на предпосылке «борьбы с преступностью», была перенаправлена на «борьбу с людьми». [ 25 ] Целевые группы больше не определялись на юридических соображениях, а вместо этого стали жертвами расовой политики. [ 25 ]
Департамент расовой гигиены и биологии населения начал экспериментировать на Романи, чтобы определить критерии для их расовой классификации. [ 30 ]
Нацисты создали Отдел исследований расовой гигиены и демографической биологии ( rassenhygienische und bevölkerungsbiologische forschungsstelle , департамент L3 Департамента здравоохранения Рейх) в 1936 году. Во главе с Робертом Риттер и его помощником Ава Джастин , эта подразделение было предназначено для проведения ввидущего исследования. «Цыганский вопрос ( Zigeunerfrage )» и для предоставления данных Требуется для разработки нового Reich "Цыганский закон". После обширных полевых работ весной 1936 года, состоящей из интервью и медицинских осмотров, чтобы определить расовую классификацию цыганов чистота и должна быть депортирована или устранена. Не было принято никакого решения относительно остальной части (около 10 процентов от общего числа романи в Европе), в первую очередь, в первую очередь Синти племена и Лалери, живущие в Германии. Было сделано несколько предложений. Reichsführer-Ss Heinrich Himmler предложил депортировать цыган Безунижение , как Соединенные Штаты сделали с коренными американцами, где «чистые цыгане» могли продолжить их кочевой образ жизни. По его словам:
Целью мер, предпринятых государством по защите однородности немецкой нации, должна быть физическое отделение цыган от немецкой нации, профилактику смешения и, наконец, регулирование образа жизни чистых и частичных-гип. Необходимый юридический фонд может быть создан только посредством цыганского закона, который предотвращает дальнейшее смешение крови, и который регулирует все самые насущные вопросы, которые идут вместе с существованием цыган в жилом пространстве немецкой нации. [ 31 ]
Гиммлер проявлял особое интерес к «арийскому» происхождению цыган и различал «урегулированные» (ассимилированные) и «нерешенные» цыган. В мае 1942 года был издан приказ, в соответствии с которым все «цыган», живущие на Балканах, должны были быть арестованы.
Хотя нацистский режим никогда не произвел «цыганский закон», желаемый Гиммлером, [ 32 ] Были приняты политики и указы, которые подвергались дискриминации в отношении цыганского народа. [ 33 ] Рома были классифицированы как «асоциальный» и «преступники» нацистским режимом. [ 34 ] С 1933 года рома были помещены в концентрационные лагеря . [ 35 ] После 1937 года нацисты начали проводить расовые экзамены на роме, живущую в Германии. [ 33 ] В 1938 году Гиммлер издал приказ относительно «цыганского вопроса», который явно упомянул «расу», в котором говорилось, что было «целесообразно справиться с цыганским вопросом на основе расы». [ 33 ] Указ сделал закон, чтобы зарегистрировать все цыгане (в том числе Мишлинг - смешанная раса), а также тех людей, которые «путешествуют в цыганке» в возрасте старше шести лет. [ 33 ] Хотя нацисты считали, что рома изначально была арийской, со временем, по словам нацистов, они стали смешанной гонкой и были классифицированы как «неарийцы» и «инопланетную расу». [ 36 ]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Законы о гонках Нюрнберга приняли 15 сентября 1935 года. Первый закон Нюрнберга, «Закон о защите немецкой крови и чести» запретил брак и внебрачный общение между евреями и немцами. Второй закон Нюрнберга, «Закон о гражданстве Рейх», лишил евреев их Германского гражданства. 26 ноября 1935 года Германия расширила Нюрнбергские законы, чтобы также применить к роме. Романи, как и евреи, потеряли право голоса 7 марта 1936 года. [ 32 ]
Преследование и геноцид
[ редактировать ]

Правительство Третьего Рейха начало преследовать Романи еще в 1936 году, когда они начали передавать людей в муниципальные лагеря для интернированных на окраине городов, что является прелюдией к их депортации к концентрационным лагерям. Указ декабря 1937 года на «Преступление преступности» обеспечил предлог для основных обзоров Ромы. Девять представителей романи в Германии попросили составить списки «чистокровных» романиса, которые будут спасены от депортации. Тем не менее, немцы часто игнорировали эти списки, и некоторые люди, идентифицированные на них, все еще были отправлены в концентрационные лагеря. [ 38 ] Примечательные лагеря для интернирования и концентрации включают Dachau , Dieselstrasse, Marzahn (который развивался из муниципального лагеря для интернированных) и Веннхаузена.
Первоначально римья были загнаны в так называемых гетто , включая варшавский гетто (апрель-июнь 1942 года), где они сформировали отдельный класс по отношению к евреям. Диарист из гетто Эммануэль Рингельблум предположил, что Романи были отправлены в варшавский гетто, потому что немцы хотели:
... чтобы бросить в гетто все, что характерно, грязное, потертое, странное, из которого следует испугаться, и который в любом случае должен быть уничтожен. [ 39 ]
Первоначально в нацистских кругах были разногласия о том, как решить «цыганский вопрос». В конце 1939 и начале 1940 года Ганс Франк , генеральный губернатор оккупированной Польши, отказался принять 30 000 немецких и австрийских цыган, которые должны были быть депортированы на его территорию. Генрих Химмлер «лоббировал, чтобы спасти горсть чистокровной цыган», которую, как он считал древним арийским народом, за его «этническую резервацию», но против Мартина Бормана , который предпочитал депортацию для всех цыганов. [ 23 ] Дискуссия закончилась в 1942 году, когда Гиммлер подписал приказ начать массовую депортацию рома в концентрационный лагерь Освенцима. Во время операции Рейнхард (1941–1943) было убито неопределенное количество цыган, таких как Треблинка . [ 40 ]

Нацистское преследование рома не было последовательным в регионе. Во Франции от 3000 до 6000 цыганок были депортированы в немецкие концентрационные лагеря в роли Дахау, Равенсбрюк, Бухенвальд и другие лагеря. [ 23 ] [ страница необходима ] В дальнейшем восток, в Балканских Штатах и Советском Союзе, Энсацггппен , мобильные отряды убийства, отправились из деревни, чтобы добраться до деревни, убивающих жителей, где они жили, и обычно не оставляя немногих от записей о количестве рома, убитых таким образом. В некоторых случаях было получено значительные документальные доказательства массового убийства. [ 41 ] Тимоти Снайдер отмечает, что только в Советском Союзе было 8 000 документированных случаев рома, убитых Эинсатцгруппен на востоке. [ 42 ]
В обмен на иммунитет от судебного преследования за преступления военные Эрих фон Дем Бах-Зелевский заявил на суде Энсацггппена, что «основной задачей энсацггппена SD было уничтожение евреев, цыган и политических комиссий » ». [ 43 ] Рома в Словацкой Республике была убита местными сотрудничающими вспомогательными. [ 23 ] Примечательно, что в Дании и Греции местные популяции не участвовали в охоте за рома, как они это сделали в других местах. [ 44 ] [ 45 ] Болгария и Финляндия, хотя и союзники Германии, не сотрудничали с Porajmos, так же, как они не сотрудничали с антивхишным Шоа .

16 декабря 1942 года Гиммлер приказал, чтобы кандидаты в романи на истребление были переданы из гетто в учреждения уничтожения Освенцим-Биркенау . 15 ноября 1943 года Гиммлер приказал, чтобы Романи и «частично-романские» должны были быть установлены «на том же уровне, что и евреи и помещены в концентрационные лагеря». [ 47 ] В властях лагеря находились Рома в специальном комплексе, который назывался «Цыганский семейный лагерь». Около 23 000 цыган, Синти и Лалери были депортированы в Освенцим. [ 3 ] В концентрационных лагерях, таких как Auschwitz, Рома носил коричневые или черные треугольные участки, символ «асоциал» или зеленые, символ для профессиональных преступников и реже буква «Z» (означающее зигёунер , немецкое слово для цыган).
Сибил Милтон , ученый нацистскую Германию и Холокост, [ 48 ] предположил, что Гитлер был вовлечен в решение депортировать все Романи в Освенцим, поскольку Гиммлер дал приказ через шесть дней после встречи с Гитлером. Для этой встречи Гиммлер подготовил отчет по предмету Фюрера: Aufstellung wer Sind Zigeuner . [ 49 ] В некоторых случаях цыгане пытались противостоять истреблению нацистов. В мае 1944 года в Освенциме охранники SS пытались ликвидировать семейный лагерь цыган и «встретили с неожиданным сопротивлением». Когда они приказали выйти, они отказались, предупреждая и вооружая себя грубым оружием: железными трубами, лопатами и другими инструментами. SS решил не противостоять роме напрямую и не выходить в течение нескольких месяцев. После перевода до 3000 цыганов, которые были способны к принудительному труду Auschwitz I и другим концентрационным лагерям, SS переехал против оставшихся 2898 заключенных 2 августа. СС убили почти всех оставшихся заключенных, большинство из которых больны, пожилые мужчины, женщины и дети, в газовых камерах Биркенау. Там было убито не менее 19 000 из 23 000 цыган, отправленных в Освенцим. [ 23 ]
Общество под угрозой угрозы оценивает смерть Романи в 277 100. [ 50 ] По оценкам Мартина Гилберта , было убито более 220 000 из 700 000 романи в Европе, в том числе 15 000 (в основном от Советского Союза) в Маутхаузене в январе - мая 1945 года. [ 51 ] цитирует Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов ученых, которые оценивают количество убитых Синти и Рома в составе 220 000 и 500 000 человек. [ 32 ] Сибил Милтон оценил количество погибших жизней как «нечто между полумиллионом и миллионами». [ 5 ] [ 52 ]
Преследование на другой оси и оккупированных странах
[ редактировать ]Правительства некоторых нацистских немецких союзников, а именно Словакия , Финляндия, Италии , Виши Франции , Венгрии и Румынии , также способствовали нацистскому плану истребления романи, но большинство цыган, которые проживали в этих странах проживал в Усташе Хорватию или в те цыган, которые проживали в районах, которыми управлял нацистская Германия (например, оккупированная Польша). Венгерская стрела пересекает правительство от депортации от 28 000 до 33 000 романи из населения, которое, по оценкам, составляет от 70 000 до 100 000 человек. [ 53 ]
Независимое состояние Хорватии
[ редактировать ]Романи также преследовали марионеточные режимы, которые сотрудничали с третьим рейхом во время войны, особенно пресловутым режимом Усташе в Независимом штате Хорватия . Десятки тысяч римья были убиты в концентрационном лагере Джасеновака , а также сербами , евреями и антифашистскими мусульманами и хорватами . По оценкам Яд Вашем , что Porajmos был наиболее интенсивным в Югославии , где было убито около 90 000 романи. [ 44 ] Правительство Усташе практически уничтожило романское население страны, убив около 25 000 человек, а также депортировало около 26 000. [ 3 ]
В мае 1942 года был издан приказ Усташе , согласно этому, депортация мусульманской цыган , проживающих в Боснии, и Герцеговина должна остановиться. [ 54 ]
24 апреля 1945 года солдаты Усташе жестоко убили между 43 и 47 членами Синти и цыгана в путешествующем цирке под названием «Брача Винтер», когда они временно поселились в Крадж Донджи по пути в Словении. Зверство известно как резня в Храстине и, возможно, является последним массовым убийством Синти и Ромы в Европе во время Второй мировой войны. В 1977 году на местном кладбище Мария Горица была установлена статуя, в честь жертв. [ 55 ]
Сербия
[ редактировать ]На территории военного командира в Сербии , немецкие оккупанты и серб -коллаборационистское правительство национального спасения погибли тысячи цыган в концентрационном лагере Банджики , концентрационный лагерь Crveni KRST и концентрационный лагерь Topovske šupe вместе с евреями. [ 56 ] В августе 1942 года Харальд Тернер сообщил своему начальству, что «Сербия - единственная страна, в которой были решены еврейский вопрос и цыганский вопрос». [ 57 ]
Сербские цыган были сторонами неудачного иска об иске в классе против Ватикана Банка и других в федеральном суде США, в котором они обратились за возвращением добычи военного времени. [ 58 ]
Румыния
[ редактировать ]Румынское правительство Ион Антонеску систематически не уничтожило рома, которая проживала на своей территории. Некоторые резиденты Рома были депортированы в оккупированную Transnistria . [ 3 ] Из примерно 25 000 заключенных романи этих лагерей умерли около 11 000 (44%или почти половина). [ 59 ] (См. Также исследование Мишель Келсо, представленное в ее фильме « Скрытые печали » [ 60 ] Основываясь на исследованиях среди выживших и в архивах.)
Италия
[ редактировать ]В фашистской Италии, а также в Словении и Черногории, территориях, которые находились под итальянской оккупацией, большинство цыганов проживал в тех частях Европы, которые были заняты нацистской Германией . Многие из них были депортированы в Сардинию, причем многие из них давали итальянские удостоверения личности, которые избавляются от истребления со стороны нацистов и Усташе. В результате подавляющему большинству цыганов, проживающих в Италии, и ее оккупированных территориях удалось пережить войну. [ 61 ]
Протекторат богемии и Моравии
[ редактировать ]В протекторате богемии и Моравии римни интернировали в концентрационные лагеря в Лети и Ходонин, прежде чем их перевели в Освенцим-Биркенау для массового убийства-ядовитым газом. Что делает лагерь Лети уникальным, так это тот факт, что он был укомплектован чешскими охранниками, которые могли бы быть еще более жестокими, чем немцы, как показали в книге Пола Поланского « Черное молчание» . Геноцид на был настолько тщательным, что подавляющее большинство романи, которые в настоящее время проживают в Чешской Республике, самом деле являются потомками мигрантов, которые перешли из Словакии к тому, что тогда было Чехословакией и станет Чехией в послевоенные годы.
Франция
[ редактировать ]От 16 000 до 18 000 цыган из оккупированной нацистами Франции были убиты в немецких лагерях. [ 44 ]
Дания
[ редактировать ]Небольшое романское население в Дании не подвергалось массовым убийствам нацистскими оккупантами; Вместо этого он был просто классифицирован как «асоциальный». Ангус Фрейзер приписывает это «сомнениям в этнических разграничениях в путешествующем населении». [ 62 ]
Греция
[ редактировать ]Романис из Греции был взят в заложники и подготовлена к депортации в Освенцим, но они были спасены апелляциями от архиепископа Афинского и премьер -министра Греции. [ 63 ]
Норвегия
[ редактировать ]В 1934 году 68 Романи, большинству из них Норвежских граждан, было отказано в вступлении в Норвегию, и им также было отказано в транзите через Швецию и Данию, когда они хотели покинуть Германию. Зимой 1943–1944 годов 66 членов семей Джозефа, Кароли и Моди были интернированы в Бельгии и депортированы в цыганский отдел в Освенциме. Только четыре члена этой группы выжили. [ 64 ] [ 65 ]
Крым
[ редактировать ]В Крыму мусульманские цыгане были защищены крымскими татарами от убийства. Тем не менее, позже он послужил Сталину депортировать крымский мусульманский романи вместе с крымскими татарами в Сибири, поскольку они были зарегистрированы как татары. [ 66 ]
Предполагаемое количество жертв
[ редактировать ]Следующие цифры взяты из Гида Колумбии по Холокосту и онлайн -энциклопедии Мемориального музея Холокоста Соединенных Штатов. [ 67 ] [ 68 ]
Страна | Рома население, 1939 | Количество жертв, по крайней мере, убитых | Оценка Мемориального музея Холокоста Соединенных Штатов |
---|---|---|---|
Албания | 20,000 | ? | ? |
Австрия | 11,200 | 6,800 | 8,250 |
Бельгия | 600 | 350 | 500 |
Болгария | 80,000 | 0 | 0 |
Чешская Республика ( протекторат богемии и Моравии ) | 13,000 | 5,000 | 6,500 |
Эстония | 1,000 | 500 | 1,000 |
Франция | 40,000 | 15,150 | 15,150 |
Германия | 20,000 | 15,000 | 15,000 |
Греция | ? | 50 | 50 |
Венгрия | 100,000 | 1,000 | 28,000 |
Италия | 25,000 | 1,000 | 1,000 |
Латвия | 5,000 | 1,500 | 2,500 |
Литва | 1,000 | 500 | 1,000 |
Люксембург | 200 | 100 | 200 |
Нидерланды | 500 | 215 | 500 |
Польша | 50,000 | 8,000 | 35,000 |
Румыния | 262,501 | 19,000 | 36,000 |
Словакия | 80,000 | 400 | 10,000 |
Советский Союз (границы 1939 года) | 200,000 | 30,000 | 35,000 |
Югославия | 100,000 | 26,000 | 90,000 |
Общий | 947,500 | 130,565 | 285,650 |
Тем не менее, новые выводы и документы, обнаруженные экспертами по исследованиям, показали, что число погибших в рома Как Ян Хэнкок , директор Центра архива и документации Романи в Техасском университете в Остине , [ 69 ] В его выводах обнаружили, что почти вся романская популяция была убита в Хорватии , Эстонии , Литве , Люксембурге и Нидерландах . [ 70 ] Рудольф Раммел , покойный профессор почетного профессора на политологии Гавайском университете , который провел свою карьеру, собирая данные о коллективном насилии правительствами по отношению к своему народу (за что он придумал термин демоцид ), подсчитал, что в общей сложности 258 000 были убиты. Нацистский режим в Европе, [ 71 ] 36 000 в Румынии при Ион Антонеску [ 72 ] и 27 000 в Усташе -Контролированной Хорватии. [ 73 ]
В публикации 2010 года Ян Хэнкок заявил, что соглашается с мнением, что число убитых римских лиц было недооценено в результате сгруппированного с другими в нацистских записях под заголовками, такими как «остаток, чтобы быть ликвидированными», «Верхты». и «партизаны». [ 74 ] Он отмечает недавние доказательства, такие как ранее неясный концентрационный лагерь LETY в Чешской Республике и пересмотренные оценки Акковича [ 75 ] Романи, убитого Усташе до 80 000–100 000. Эти цифры предполагают, что предыдущие оценки были сильно недопредставлены. [ 76 ]
Zbigniew Brzezinski подсчитал, что 800 000 человек цыгане были убиты благодаря нацистским действиям. [ 4 ]
Медицинские эксперименты
[ редактировать ]Еще одной отличительной особенностью как Porajmos, так и Холокоста было широкое использование людей в медицинских экспериментах. [ 77 ] Самым известным из этих врачей был Джозеф Менгеле , который работал в концентрационном лагере Освенцима . Его эксперименты включали в себя размещение субъектов в камеры давления, тестирование на них лекарства, замораживание, пытаясь изменить цвет глаза, внедряя химические вещества в глаза детям и выполняя различные ампутации и другие жестокие операции. [ 77 ] Полная степень его работы никогда не будет известна, потому что грузовик с записями, которые он отправил Отмару фон Вершер в Институте Кайзера Вильгельма, был уничтожен фон Вершер. [ 78 ] Собственные журналы Mengele, состоящие из примерно 3300 страниц, вероятно, никогда не будут опубликованы. [ 79 ] Субъекты, которые пережили эксперименты Менгеле, почти всегда были убиты и рассечены вскоре после этого. [ 80 ] Одним из оставшихся в живых из цыган медицинские эксперименты была Маргарет Краус . [ 81 ]
Менгеле, казалось, особенно заинтересована в работе с детьми Романи. Он принес им сладости и игрушки и лично взял их в газовую камеру. Они назвали его "Onkel Mengele". [ 82 ] Вера Александр была еврейским заключенным в Освенциме, который присматривал за 50 наборами романи -близнецов:
Я помню, в частности, один набор близнецов: Гвидо и Ина, в возрасте около четырех человек. Однажды Менгеле забрал их. Когда они вернулись, они были в ужасном состоянии: они были сшиты вместе, спиной, как сиамские близнецы. Их раны были заражены и сочились гной. Они кричали днем и ночью. Тогда их родители - я помню, что мать звали Стелла - управляла тем, чтобы получить немного морфина, и они убили детей, чтобы положить конец своим страданиям. [ 82 ]
Признание и память
[ редактировать ]
Правительство Германии оплатило военные репарации еврейским выжившим из Холокоста, но не ценам. В Нюрнберге или на какой -либо другой международной конференции не было никаких консультаций о какой -либо другой международной конференции относительно того, имели ли суть Синти и Рома, как евреи на репарации ». [ 83 ] Министерство внутренних дел Уэртберга утверждало, что «цыгане [были] преследованы под нацистами не по какой -либо расовой причине, а из -за асоциальной и судимости». [ 84 ] В ходе суда за его руководство Einsatzgruppen в СССР Отто Олендорф назвал массовые убийства народа цыган во время тридцатилетней войны в качестве исторического прецедента. [ 85 ]
Европейский центр прав Рома в 2017 году дал более подробную информацию о хронологии признания и репараций:
После Второй мировой войны цыган также были исключены из права на реституцию, потому что федеральные немецкие власти отрицали, что цыгане были преследованы по расистским причинам. что нацистское преследование цыганов После небольшого шага в этом направлении в 1963 году реституции стали возможными в небольших количествах только в 1979 году, когда федеральный парламент Западной Германии заявил , единого платежа. Официальное принятие Porajmos как геноцида Федеративной Республикой Германия последовало только в 1982 году с выступлением канцлора Гельмута Шмидта. В августе 2016 года соглашение между Министерством финансов Германии и министерством иностранных дел Чешской Республики определило компенсацию за выжившие за оставшихся в живых по Porajmos в Чешской Республике. Это соглашение, которое даст 2500 евро каждому из горстки выживших, было приветствовано как символическое подтверждение, но также подвергалось критике за его задержку и низкую сумму. Тем не менее, это соглашение уже привело к возобновлению претензий от жертв романи от бывшей Югославии и других регионов «ромоцида». [ 86 ]
В историографии Восточной Германии (ГДР) преследование Синти и Рома под национальным социализмом было в значительной степени табу. Немецкий историк Анн-Кэтлин Тилак-Граф заявляет, что в ГДР, Синти и Рома не упоминались как заключенные в концентрационном лагере во время официальных празднования освобождения на трех национальных мемориальных местах Бухенвальд , Сачсенхаузен и Равенсбрюк , как гомосексуалисты , Иегова, Иегова и Равенсбрюк, как гомосексуали Свидетели и асоциальные задержанные . [ 87 ] Западная Германия признала геноцид цыган в 1982 году, [ 88 ] И с тех пор Porajmos все чаще признается геноцидом, совершенным одновременно с Шоа. [ 89 ] Американский историк Сибил Милтон написал несколько статей, утверждающих, что Пораджмос заслужил признание как часть Холокоста. [ 90 ] В Швейцарии комитет экспертов исследовал политику швейцарского правительства во время Porajmos. [ 91 ]
Нико Фортуна, социолог и активист рома, объяснил различие между еврейской коллективной памятью о Холокосте и опытом Рома:
Существует разница между депортистами евреев и рома ... евреи были шокированы и могут вспомнить год, дату и время. Рома отмахнулась от этого. Они сказали: «Конечно, меня депортировали. Я цыгане; эти вещи случаются с цапкой». Менталитет рома отличается от еврейского менталитета. Например, ко мне пришла цыганка и спросила: «Почему вас так сильно заботится об этих депортациях? Ваша семья не была депортирована». Я стал: «Я забочусь как цыгана», и парень сказал в ответ: «Мне все равно, потому что моя семья была смелой, гордой цыганом, которые не были депортированы».
Для евреев это было полное, и все знали это - от банкиров до ломбарков. Для рома это было избирательно и не всеобъемлющее. Рома были уничтожены только в нескольких частях Европы, таких как Польша, Нидерланды, Германия и Франция. В Румынии и в большей части Балкан были депортированы только кочевые цыгане и социальные изгои. Это имеет значение и влияет на менталитет рома. [ 92 ]
Ян Хэнкок также наблюдал нежелание Рома признать свою виктимизацию третьим рейхом. Рома «традиционно не склоняется к тому, чтобы сохранить ужасные воспоминания из их истории - ностальгия - это роскошь для других». [ 23 ] Влияние неграмотности, отсутствия социальных институтов и безудержной дискриминации, с которой сегодня сталкиваются Рома в Европе, создали людей, у которых, по словам Фортуны, отсутствует «национальное сознание ... и историческая память о Холокосте, потому что нет Рома Элита ". [ 92 ]
Акты празднования
[ редактировать ]
Первый мемориал, в котором отмечаются жертвы Романи Холокоста, был построен 8 мая 1956 года в польской деревне Шурова , посвященная резне Шуровы . С 1996 года мемориал цыганского каравана путешествует среди основных мест воспоминаний в Польше, из Тарноу через Освенцим, Штуроу и Борзчин Долни , собирая романи и хорошо пожилых людей в воспоминании о Пораджмосе. [ 93 ] Несколько музеев посвящают часть своей постоянной выставки документированию этой истории, такой как музей романи культуры в Чешской Республике и Этнографический музей в Тарнове в Польше. Некоторые политические организации пытались заблокировать установку мемориалов Романи возле бывших концентрационных лагерей, о чем свидетельствуют дебаты о Лети и Ходонине в Чешской Республике.
23 октября 2007 года президент Трайан Бэсеску публично извинился за роль своей страны в Porajmos, когда впервые сделал румынский лидер. Он призвал к преподаванию Porajmos в школах, заявив, что «мы должны сказать нашим детям, что шесть десятилетий назад, как они, нравились им, было послано румынским государством, чтобы умереть от голода и холода». Часть его извинений была выражена на языке романи . Бэсеску присудил трем выжившим по Porajmos заказ на верные услуги. [ 94 ] Прежде чем признавать роль Румынии в Porajmos, Трайан Бэсеску широко цитировался после инцидента 19 мая 2007 года, в котором он оскорбил журналиста, назвав ее «вонючей цыганкой». Президент впоследствии извинился. [ 95 ]
27 января 2011 года Зони Вайс стала первым почетным гостем на официальной церемонии в День памяти в Германии . Голландский рожденный Вейс сбежал из смерти во время нацистского обстановки, когда полицейский позволил ему сбежать. Нацистская несправедливость против цыгана была отозвана на церемонии, в том числе в том, что направлено на сито -боксер Иоганн Троллманн . [ 96 ] [ 97 ]
В июле 2011 года польский парламент принял резолюцию по официальному признанию 2 августа в качестве дня празднования геноцида. [ 10 ]
5 мая 2012 года мировая премьера Реквиема за Освенцим композитор Роджер Морено Рэтгеб была исполнена Роджер Морено Ратгеб в Амстердаме в Амстердаме, режиссер Риккардо М Сахити. Philharmoniker-это пан-европейский оркестр рома и синту-музыкантов, обычно используемых другими классическими оркестрами; Это сосредоточено на вкладе культуры рома в классическую музыку. Голландский швейцарский Синто Морено Ратжб написал свой реквием для всех жертв Освенцима и нацистского террора. Повод премьеры был связан с конференцией, ромами между прошлым и будущим. С тех пор Реквием был исполнен в Тилбурге , Праге, Будапеште , Франкфурте, Кракове и Берлине .
24 октября 2012 года мемориал Синти и цыган -жертвам национального социализма . в Берлине был обнародован [ 98 ] С 2010 года Ternype-International Roma Youth Network организовала неделю походоника под названием «Dikh He Na Bister» (смотрите и не забывайте) около 2 августа в Кракове и Освенциркенау. В 2014 году они организовали крупнейшую церемонию празднования молодежи в истории, привлекая более 1000 молодых цыган и не-рома из 25 стран. Эта инициатива сети Ternype была проведена в соответствии с высоким покровительством Европейского парламента, предоставленным президентом Мартином Шульцем. [ 99 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В документальном фильме 2011 года « Люди без разрядов : невыразимая история о цыгане» , режиссер Аарон Йегер рассказывает о богатой, но сложной истории римля народа , от древних времен до геноцида романи, которая была совершена нацистами во время Второй мировой войны, а затем, а затем, а затем, а затем, а затем и затем Это ведет хронику истории римля -народа с конца Второй мировой войны до наших дней. Выжившие в Холокосте Романи разделяют свои необработанные, подлинные истории жизни в концентрационных лагерях, предоставляя из первых рук отчеты об опыте этой группы меньшинств, о которой общественность не знает.
- В 2009 году Тони Гатлиф , французский режиссер романи, снял фильм Коркоро , который изображает побег Романи Талоча с нацистов, с помощью французского нотариуса, Justes и его трудности в попытке вести усадочную жизнь. [ 100 ] Другой главный герой фильма, Мадемуазель Лиз Лунди, вдохновлен Иветт Ланди , учительница, которая работала в Гонесе и активно участвовал во французском сопротивлении . [ 101 ]
- Польский фильм 1988 года, и скрипки перестали играть , также имеет Porajmos в качестве его предмета. Это было критиковано за то, что он показал убийство цыган как метод удаления свидетелей убийства евреев . [ 102 ]
- Сцена на французском фильме «Поезд де Ви (поезд жизни») , режиссер Раду Михайлю , изображает группу романи, поющих и танцы с евреями на остановке по пути в концентрационный лагерь.
- « Графический В романе «Люди Икс» роман « Магнито Завет » Макс Эйзенхардт , который впоследствии станет Магнето, влюблена в римья-девушку, которую называют Магда. Позже он снова встречает ее в Освенциме, где она находится в цыганском лагере, и вместе они планируют побег. Porajmos описан подробно. [ 103 ]
- В 2019 году Роз Мортимер снял «Бездомную женщину» , «гибридный документальный» фильм, который является и историей о призраке, и отчетом о свидетельствах от первого лица об исторических преступлениях, которые были совершены против цыгановки во время Второй мировой войны (и современные преступления). Призрачный рассказчик, озвученный в Романи Айетой Кокиова, подвергает сомнению отсутствие своей истории в архивах и музеях. [ 104 ]
Литература
[ редактировать ]Несколько выживших из Романи Холокоста писали об их опыте. Они включают в себя: Philomena Franz , Отто Розенберг , Ceija Stojka , Walter Winter , Alfred Lansing и других. [ 105 ] [ 106 ] Первая из этих произведений появилась в 1980 -х годах как молчание по поводу воздействия Холокоста на общины романи, начало обсуждаться. [ 107 ] [ 108 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Спасение рома во время Porajmos
- Рома Холокост День памяти
- Цыганский семейный лагерь (Auschwitz)
- Антироманские чувства
- Романи исследования
- Романи народ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Benz, Wolfgang (1999). Холокост: немецкий историк исследует геноцид (1 -е изд.). Издательство Колумбийского университета. С. 119–131. ISBN 0-231-11215-7 .
- ^ «Геноцид европейской цыгана (римья народ), 1939–1945» . Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов . Получено 12 апреля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин «Энциклопедия Холокоста - геноцид европейской цыган (цыгане), 1939–1945» . USHMM . Архивировано из оригинала 19 июня 2024 года . Получено 9 августа 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный Brzezinski, Zbigniew (2010). Вне контроля: глобальная суматоха накануне 21 -го века . Simon & Schuster (Touchstone). п. 10. ISBN 978-1-4391-4380-3 . ,
- ^ Jump up to: а беременный в Хэнкок, Ян (2005), «Истинные римские и Холокост: переоценка и обзор» , Историография Холокоста , Палгрейв Макмиллан , с. 383–396, ISBN 978-1-4039-9927-6 , архивировано с оригинала 28 сентября 2011 года
- ^ также известный как Porajmos ( Romani произношение: IPA: [pʰoɽajˈmos] , означающий «пожирание»), pharrajimos (что означает «резание», «фрагментация», «разрушение») и самударипен («массовое убийство»)
- ^ Дэвис, Марк (5 мая 2015 г.). «Как Вторая мировая война сформировала современную Германию» . Euronews .
- ^ «Германия открывает Мемориал Рома Холокоста» . Аль Джазира . 24 октября 2012 года. Архивировано с оригинала 11 июля 2023 года . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ «День памяти Холокоста:« Забытый Холокост »Рома, наконец, признан в Германии» . Ежедневный телеграф . 27 января 2011 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2015 года . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Руководитель по правам человека ОБСЕ приветствует декларацию официального дня воспоминаний о геноциде цыгана в Польше» . ОБСЕ. 29 июля 2011 г. Получено 7 мая 2017 года .
- ^ Hancock 1997 , p. 339: «Porajmos: Romani Holocaust (1933–1945), также Baro Porajmos, Lit.« Великолепная пожирание » .
- ^ Jump up to: а беременный Матрас 2004 , с. 195.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хэнкок, Ян. «О интерпретации слова: porrajmos как Холокост» . Романи -архив и центр документации - Radoc. Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ Bársony & Daróczi 2008 , p. х
- ^ "Что означает" самударипен "?" Полем Доста! (Совет Европы) . 5 сентября 2006 года. Архивировано с оригинала 20 июня 2006 года.
- ^ «Геноцид, Холокост, Пораджмос, Самударипен» . Ромархив . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года.
- ^ Mazikina, Lilit. "Romany Kul'tury i Dzhiipen" Романы Культуры и Джиипэн [Романи культура и жизнь]. Romanykultury.info (на русском языке). Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года.
- ^ Борецкий, Норберт; Igla, Birgit (2005). Прокомментировал Romani Dialect Atlas. Часть 1: Сравните диалекты [ аннотированный диалектный атлас Романи. Часть 1: Сравнение диалектов ] (на немецком языке). Висбаден: Харасковиц. ISBN 978-3-447-05073-9 .
- ^ "Romlex: лексическая база данных" . Romani.uni-rag.at. Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Получено 4 сентября 2015 года .
- ^ Heuss 1997 , p. 19
- ^ Bársony & Daróczi 2008 , p. 7
- ^ Фицпатрик, Мэтью (2015). Очистка империи: массовые высылки в Германии, 1871–1914 . Издательство Оксфордского университета . С. 195–199. ISBN 978-0-19-103852-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Rom-Rymer, Symi. «Рома в Холокосте» . Moment Magazine (июль -август 2011) . Получено 30 июня 2011 года .
- ^ Отчет о Баварском Ландтеге 1925/6, III Conference; Юридическая и рецептурная газета для бесплатного штата Бавария, № 17, 22 июля 1926 года. Как цитируется в Heuss 1997 , p. 24
- ^ Jump up to: а беременный в Heuss 1997 , p. 24
- ^ Щасение 1997 , с. 39–40.
- ^ Hancock 1991 , p. 14
- ^ Джесси 2010 .
- ^ Jump up to: а беременный Hancock 2002 .
- ^ Tyrnauer 1992 , p. 19
- ^ Берли, Майкл; Wippermann, Wolfgang (1991). Расовое государство: Германия 1933–1945 . Издательство Кембриджского университета . п. 121 . ISBN 978-0-521-39802-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Синти и Рома: жертвы нацистской эры» (PDF) . Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Longeich 2012 , с. 230.
- ^ Longerich 2012 , с. 229
- ^ Америка неосвязные люди . Национальная академическая пресса . 1 января 1972 года. DOI : 10.17226/20212 . ISBN 978-0-309-02026-8 .
- ^ Lewy 2000 , p. 36
- ^ «Вопросы: треугольники» . Проект истории Холокоста . 16 мая 2000 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года.
- ^ Фейн, Хелен (1979). Учет геноцида: национальный ответ и еврейская виктимизация во время Холокоста . Нью -Йорк: Свободная пресса. С. 140–141. ISBN 978-0-02-910220-6 .
- ^ «Из дневника Рингельблума: встреча между цыганами и евреями в гетто» (PDF) . Яд Вашем . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2023 года.
- ^ Арад, Ицхак (1999). Бельцек, СОБИБОР, ТРЕБЛИНКА: Операция Рейнхард Смерти Лагеря . Издательство Университета Индианы . С. 152 –153. ISBN 978-0-253-21305-1 Полем
Операция Рейнхард Гипси.
- ^ Headland, Ronald (1992). Сообщения об убийстве: исследование сообщений о EinsatzGruppen о безопасности полиции и службы безопасности, 1941–1943 . Fairleigh Dickinson University Press . п. 63. ISBN 978-0-8386-3418-9 Полем Получено 17 февраля 2010 года .
- ^ Снайдер, Тимоти (2010). БЛОБЕНИКА: Европа между Гитлером и Сталином . Основные книги . п. 276. ISBN 978-0-465-00239-9 Полем Получено 30 июня 2011 года .
- ^ «Суд над крупными военными преступниками Германии, заседающим в Нюрнберге, Германия с 7 января по 19 января 1946 года» . Проект Низкор . 2009 Получено 17 февраля 2010 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "Гипси" (PDF) . Shoah Resource Center, Международная школа по исследованиям Холокоста . Получено 8 марта 2015 года .
- Ян Хэнкок сказал, что в Дании или Греции не было записей о роме. Источник: Edelheit, Abraham J.; Edelheit, Hershel (1995). История Холокоста: Справочник и словарь . Вествью. п. 458. ISBN 978-0-8133-2240-7 .
- ^ Беневенто, Джина (2 августа 2017 г.). «Вспоминая жертвы цыгана в Холокосте» . Аль Джазира . Al Jazeera Media Network.
В течение десятилетий лицо Сеттелы было иконой детей в Холокосте. Ее имя неизвестно, ее просто называли «девушкой с головным убором».
- ^ Гилберт 2004 , с. 474.
- ^ Хонан, Уильям Х. (24 октября 2000 г.). «Сибил Милтон, 59 лет, ученый нацистов и Холокоста» . New York Times .
- ^ Милтон 2009 , с. 172.
- ^ Вердорфер, Марта (1995). Неизвестные люди: Синти и Рома [ Неизвестные люди: Синти и Рома ] (на немецком языке). Общество для угроз народа) . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ Гилберт 2002 , карта 182 с. 141 (со смертью по стране); Карта 301 с. 232.
- ^ Hancock 2002 , p. 48
- ^ Кроу, Дэвид М. (2000). «Рома Холокост». В Шварце, Бернард; Decoste, Фредерик Чарльз (ред.). Призрак Холокоста: Писания по искусству, политике, закону и образованию . Эдмонтон: Университет Альберты Пресс . С. 178–210. ISBN 978-0-88864-337-7 .
- ^ «Босния и Герцеговина» . Ромархив .
- ^ Симункович, Марио (2021). Резня Рома и греха в Храстине в 1945 году: преступления Любуричевчи в районе Запрехича . Мемориал общественного учреждения Джазеновак.
- ^ Миша Гленни. Балканы: национализм, война и великие державы, 1804–1999 . Стр. 502: «Нацистам помогали несколько тысяч этнических немцев, а также сторонники югославского фашистского движения Джимитрея Льотика, и администрации Генерала Милана Недика. Но главным энгином был регулярная армия . Евреи дают ложь Вермачту утверждают, что он не принимал участия в геноцидных программах Нацисты.
- ^ Кей, Алекс Дж .; Стахель, Дэвид (2018). Массовое насилие в оккупированной нацистами в Европе . Издательство Университета Индианы . п. 84. ISBN 978-0253036834 .
- ^ «Ватикан Банк претендует» . Истон и Леви . Архивировано из оригинала 6 июля 2000 года . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ " PDF . Яд Вашем 2015Марш
- ^ Келсо, Мишель (2014). «Скрытые печали - рома, депортированные цыганки» . YouTube . (56:00).
- ^ Рейнхарц, Деннис (1999). «Могилы без опознавательных знаков: разрушение югославской цыган в Балканском Холокосте, 1941–1945 гг.» . Журнал исследований геноцида . 1 (1): 81–89. doi : 10.1080/14623529908413936 . Получено 25 апреля 2022 года .
- ^ Фрейзер 1992 , с. 267.
- ^ Фрейзер 1992 , с. 268.
- ^ День и время , 20 февраля 2015 г., с.
- ^ Гури Хьелнес : норвежское государство заплатило нацистскую Германию за перевозку норвежских комнат , Дагбладет , 13 февраля 2015 года.
- ^ https://riowang.com/2014/06/crimean-gypsies.html [ только URL ]
- ^ Niewyk, Donald L. (2000). Гид Колумбии по Холокосту . Издательство Колумбийского университета . п. 422 . ISBN 978-0-231-11200-0 .
- ^ «Европейское цыган (цыганка) население» . Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов: Энциклопедия Холокоста . USHMM . Получено 8 января 2016 года .
- ^ Карант, Дилип (2009). "Ян Хэнкок" . Техасский университет в Остине . Получено 6 ноября 2015 года .
- ^ Хэнкок, Ян (23 сентября 2000 г.). «Преуменьшение Porrajmos: тенденция к минимуму римского Холокоста» . Патрин веб -журнал (в веб -сайте) . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года . Получено 5 ноября 2015 года .
- ^ Rummel 1992 , Таблица 1.1 .
- ^ Rummel 1997 , Таблица 14.1d Line 1881 .
- ^ Rummel 1997 , Таблица 9.1 Линии 195–201 .
- ^ Hancock 2010 , с. 243.
- ^ Эссе "страдания рома в Ясеноваке" в Литучи, Барри М. (2006). Ясеновак и Холокост в Югославии . Нью -Йорк: Научно -исследовательский институт Ясеновака. ISBN 978-0-9753432-0-3 .
- ^ Hancock 2010 , с. 244-5.
- ^ Jump up to: а беременный Харран, Мэрилин Дж. (2002). Холокост хроники . Линкольнвуд : Publications International. п. 384 . ISBN 978-0-7853-2963-3 .
- ^ Мюллер-Хилл, Бенно (1998). Убийственная наука: устранение научным отбором евреев, цыган и других в Германии, 1933–1945 . PlainView : Cold Spring Harbor Laboratory Press. п. 22. ISBN 978-0-87969-531-6 .
- ^ «Освенцим» Ангел смерти »неизвестные писания Йозефа Менгеле, которые будут продаваться с аукциона» . PR Newswire . 30 июня 2011 г.
- ^ Лифтон, Роберт Джей (1986). Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида . Нью -Йорк: Основные книги . п. 351. ISBN 978-0-465-04905-9 .
- ^ Кац, Бригит. «Лондонская библиотека в центре внимания нацистского преследования Ромы и Синти» . Смитсоновский журнал . Получено 5 апреля 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Беренбаум, Майкл (1993). Мир должен знать: история Холокоста, как сказано в Мемориальном музее Холокоста Соединенных Штатов . USHMM . п. 196 ISBN 978-0-316-09135-0 .
- ^ Wippermann, Wolfgang (2006). «Компенсация удержана: отказ в репарациях Синти и Роме» . В Кенрике, Дональд (ред.). Цыган во время Второй мировой войны - 3 Последняя глава . Университет Хертфордшир Пресс . С. 171–177. ISBN 978-1-902806-49-5 .
- ^ Гилберт 1989 , с. 734.
- ^ Гилберт 1989 , с. 735.
- ^ Рома и конфликт: понимание влияния войны и политического насилия, стр. 42–43, 2017, Европейский центр прав цара
- ^ Tillack-Graf, Anne-Kathleen (2012). Политика памяти Гдр. Показано в сообщении о ежедневной газете «Новая Германия» о национальных даннинге и мемориальных площадках Бухенвальд, Равенсбрюк и Саксенхаузен [ Политика памяти ГДР. Иллюстрированный отчетностью «Новая Германия» на национальных мемориальных площадках Бухенвальд, Равенсбрюк и Саксенхаузен ] (на немецком языке). Франкфурт Am Main: Питер Лэнг. Стр 978-3-631-63678-7 .
- ^ Барани, Золтан Д. (2002). Восточно -европейские цыгане: смена режима, маргинальность и этнополитика . Издательство Кембриджского университета . С. 265–266. ISBN 978-0-521-00910-2 .
- ^ Дуна, Уильям А. (1985). Гипсы: преследуемая раса . Duna Studios - Via Center of Holocast и геноцид , Университет Миннесоты .
- ^ Милтон 1992 ; Милтон 2009 .
- ^ «Рома, Синти и Джениш. Швейцарская цыганская политика во время национального социализма» [Рома, Синти и Дженше. Швейцарская цыганская политика во время национального социализма] (PDF) . That.ch (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а беременный Иуда, Бен. "Невидимая цыганка" . Moment Magazine (июль -август 2011) . Получено 30 июня 2011 года .
- ^ «Porajmos в воспоминаниях о ромах в Чешской Республике, Венгрии и Польше» . Geschichtswerkstatt-Europa . evz. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- ^ «Румынский лидер извиняется перед цыганами» . USA сегодня . 23 октября 2007 г.
- ^ «Насилие в отношении цыган: Румыния» . Права человека в первую очередь . Архивировано из оригинала 11 ноября 2009 года.
- ^ Эванс, Стивен (27 января 2011 г.). «Рома апелляция против дискриминации в День Холокоста» . BBC News . Получено 27 января 2011 года .
- ^ «Президент Германии произносит историческую речь в Освенциме» . Deutsche Welle. 27 января 2011 года . Получено 27 января 2011 года .
- ^ «Инициатива по воспоминаниям о геноциде рома» . Тернип - Международная рома молодежная сеть . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ «Патронаж Европейского парламента за« Dik i na bistar - смотри и не забывайте » . Европейский парламент . Получено 8 марта 2015 года .
- ^ Nyiri, Mary (2010). «Это всего лишь фильм: обзор фильма Кокоро (свобода)» . Kinocritics.com .
- ^ «Иветт Ланди, вдохновляет фильм в Тони Гатлиф» . Франция 3 Шампань-Арденн (по-французски). Франция Телевизии . 8 апреля 2012 года . Получено 8 ноября 2015 года .
- ^ Hancock 2010 , с. 256
- ^ «X-Men: Magneto-Цифровые комиксы Magneto-Marvel Comics» . comicstore.marvel.com . Получено 3 мая 2016 года .
- ^ Мортимер, Роз (6 октября 2019 г.), «Бездомная женщина » (документальный фильм), Wonderdog Productions (II) , извлеченная 14 апреля 2022 года.
- ^ Французский, Лори; Hertrampf, Марина Ортруд М. (20 ноября 2023 г.). Подходы к «новой» мировой литературе: Романи литература (ов) как (пере) написание и самоповреждение . Академическое издательское сообщество Мюнхен AVM. С. ISBN 978-3-95477-157-8 .
- ^ Stojka, Ceja (2022). Мемуары Eeija Stojka, выжившего ребенка из Romani slocausest Бойделл и Брюер. П. 2. ISBN 978-1-64014-121-6 .
- ^ Французский, Лори; Hertrampf, Марина Ортруд М. (20 ноября 2023 г.). Подходы к «новой» мировой литературе: Романи литература (ов) как (пере) написание и самоповреждение . Академическое издательское сообщество Мюнхен AVM. С. ISBN 978-3-95477-157-8 .
- ^ Баер, Элизабет Робертс; Гольденберг, Мирна (2003). Опыт и выражение: женщины, нацисты и Холокост . Уэйн Государственный университет издательство. С. 53–54. ISBN 978-0-8143-3063-0 .
Библиография
- Бархат, Джон; Daróczi, Agnes (2008). Phararahimos: Судьба цыган во время Холокоста . Идея. ISBN 978-1-932716-30-6 .
- Кроу, Дэвид; Колсти, Джон, ред. (1991). Цыгане Восточной Европы . Армонк, Нью -Йорк: Я Шарп ( Routledge ). ISBN 978-0-87332-671-1 :
- Хэнкок, Ян (1991). «Цыганская история в Германии и соседних землях: хронология Холокоста и за его пределами». Национальные документы . 19 (3): 395–412. doi : 10.1080/00905999108408210 . S2CID 129039283 .
- Tyrnauer, Gabrielle (1992). Судьба цыган во время Холокоста .
- Фрейзер, Ангус (1992). Цыгане . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-19605-1 .
- Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война . Лондон: издательство гильдии.
- Гилберт, Мартин (2002). Рутледж Атлас Холокоста . Лондон: Routledge. ISBN 978-0-415-28145-4 Полем ПРИМЕЧАНИЕ: ранее Атлас в Дент Холокоста ; 1982, 1993.
- Гилберт, Мартин (2004). Вторая мировая война: полная история . Пересмотренное издание. Henry Holt & Co. ISBN 978-0-8050-7623-3 .
- Хэнкок, Ян (1997). «Глоссарий романи терминов». Американский журнал сравнительного права . 45 (2): 329–344. doi : 10.2307/840853 . JSTOR 840853 .
- Хэнкок, Ян (2002). Мы - римени народ . Хэтфилд : Университет Хертфордширской прессы. ISBN 978-1-902806-19-8 .
- Хэнкок, Ян (2010). Карант, Дилип (ред.). Опасность! Образованная цыган. Выбранные очерки . Университет Хертфордшир Пресс. ISBN 978-1-902806-98-3 .
- Хусс, Герберт; Щасение, Фрэнк; Fings, Карола; и др., ред. (1997). Цыгане во время Второй мировой войны . Тол. 1 от "Race Science" до лагерей. Цыганский исследовательский центр и Университет Хертфордширской Прессы . ISBN 978-0-900458-78-1 :
- Heuss, Herbert (1997). Немецкая политика цыганского преследования (1870–1945) .
- Щаринг, Фрэнк (1997). Цыганские лагеря - создание, характер и значение инструмента для преследования Синти и Римских под национальным социализмом .
- Кенрик, Дональд, изд. (1999). Цыгане во время Второй мировой войны . Тол. 2 в тени свастики. Цыганский исследовательский центр и Univ. Хертфордширской прессы. ISBN 978-0-900458-85-9 .
- Кенрик, Дональд, изд. (2006). Цыгане во время Второй мировой войны . Тол. 3 Последняя глава. Цыганский исследовательский центр и Univ. Хертфордширской прессы. ISBN 978-1-902806-49-5 .
- Джесси, Эрин (3 февраля 2010 г.). Нацистские злодеяния: геноцид рома/Синти . Лекция в Университете Конкордии. Монреаль, Квебек.
- Lewy, Guenter (2000). Нацистское преследование цыган . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512556-6 .
- Longerich, Peter (2012). Генрих Химмлер: жизнь . УП Оксфорд. ISBN 978-0-19-965174-0 .
- Matras, Yaron (2004). «Конфликт парадигм: обзорная статья (обзор Ярона Матраса)» (PDF) . Романи исследования . 14 (2): 193–219. doi : 10.3828/Rs.2004.7 .
- Милтон, Сибил (1992). Нацистская политика в отношении Ромы и Синти, 1933–1945 . Тол. 2. Общество цыган. ASIN B0006RI6NA . Предварительный просмотр в ProQuest .
- Милтон, Сибил (2009). «Холокост: цыгане». В Тоттен, Самуил; Парсонс, Уильям С. (ред.). Век геноцида (3 -е изд.). Routledge.
- Rummel, Rudolph J. (1992). Демоцид: нацистский геноцид и массовое убийство . Нью -Брансуик : издатели транзакций .
- Rummel, Rudolph J. (1997). Статистика демоцида: геноцид и массовое убийство с 1900 года . Центр закона о национальной безопасности, Университет Вирджинии и издательства по сделкам.
Дальнейшее чтение
- Бернадак, Кристиан (ред.) (1980). Забытый Холокост. Мученичество цыган Фаму (по -французски).
- Фонсека, Изабель (1996). Похороните меня, стоя: цыгане и их путешествие . Глава 7, пожирание . Лондон: винтаж. ISBN 978-0-679-73743-8 .
- Кенрик, Дональд; Puxon, Grattan (2009). Цыгане под свастикой . Univ of Hertfordshire Press. ISBN 978-1-902806-80-8 .
- Клампер, Элизабет (1993). Преследование и уничтожение цыган и Синти в Австрии, 1938–1945 . Журнал Общества цыган 5, 3 (2).
- Корб, Александр (2010). «Многократное нападение: преследование Усташ на сербов, евреев и цыгане в военное время Хорватия». Исключение различий: лечение меньшинств в нацистской в Европе . Newcastle On Tyne: Cambridge Scholars Publishing. С. 145–163. ISBN 978-1-4438-2449-1 .
- Милтон, Сибил (2001). « Гипси» как социальные посторонние в нацистской Германии ». В жанке, Роберт ; Столцфус, Натан (ред.). Социальные посторонние в нацистской Германии . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-0-691-08684-2 Полем В книгах Google .
- Монтемарано, Майк (22 апреля 2015 г.). Случай для наследия: Романи . Искусство в журнале Banks.
- Pamieci, Ksiega (1993). Мемориальная книга: цыгане в Освенцим-Биркенау . ВВЕДЕНИЕ Парцем Ян. KG Saur Verlag для Государственного музея Освенцим-Биркенау. ISBN 978-3-598-11162-4 .
- Поланский, Пол (1998). Черное молчание: выжившие Лети говорят . G Plus G. ISBN 978-0-89304-241-7 .
- Рамати, Александр (1986). И скрипки перестали играть: история цыганской Холокост . Время войны биография римской (Dymitr) Мирги, на которой одноименное фильм . основан
- Роуз, Романи , изд. (1995). Нацистский геноцид Синти и Рома . Гейдельберг: документальный и культурный центр немецкого Синти и Рома.
- Sonneman, Toby (2002). Общие печали: цыганская семья помнит Холокост . Хэтфилд: Университет Хертфордширской прессы. ISBN 978-1-902806-10-5 .
- Tyrnauer, Gabrielle (1989). Гипсы и Холокост: библиография и вступительное эссе . Университет Конкордии - Монреальский институт исследований геноцидов.
- Зима, Уолтер (2004). Зимнее время: мемуары немецкого синто, который пережил Освенцим (переведен и аннотированные Струан Робертсоном). Хэтфилд: Университет Хертфордшир Пресс ISBN 978-1-902806-38-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Цифровая выставка: «Расовый диагноз: цыган». Нацистский геноцид Синти и Рома и долгая борьба за признание
- Историческая амнезия: римля -Холокост - деприцитика
- Обширный онлайн -ресурс о Холокосте римлян из проекта «Выжившие и воспоминания о Холокосте»: «Не забудь вас»
- Нееврейские жертвы преследования в Германии -о Холокосте, Яд Вашем
- Истории, повествования и документы Ромы и Синти (Гипси) , Центр исследований Холокоста и Геноцида, Университет Миннесоты
- Документация и культурный центр Германии Синти и Рома (немецкий) (английский)
- Краткая хронология романи Холокоста
- Genocide (PARAJMOS) Ресурсы Genocide
- Мемориал Полеймоса (Романи)
- - Проект Яхада - в достоинстве Unum и Roma
- Рома и Синти недостаточно изучали жертвы нацизма (Симпозиум-разбирательство), PDF, 98 р.
- Преследование и сопротивление цыган в рамках национализации (на немецком языке)
- Цыгане: преследуемая раса
- Люди не были. Невыразимая история рома . Режиссер Аарон Егер. 2011. Фильм.
- «Цифровой тур: места и формы геноцида: буквы Ромы и Синти» . Ромархив (на английском, немецком и романском).