Эвенкийский народ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2010 г. ) |
Эвенкилл | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 39,226 [ 1 ] |
Китай | 30,875 [ 2 ] |
Монголия | 537 [ 3 ] |
Украина | 48 [ 4 ] |
Языки | |
Evenki , Yakut , Russian , Chinese | |
Религия | |
Шаманизм , Восточное православие , Тибетский буддизм [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] | |
Родственные этнические группы | |
Эвены , Орокены , Ороч |
Эвенкийский народ | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Упрощенный китайский | Эвенки | ||
Традиционный китайский | Эвенки | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Эвенки | ||
| |||
Монгольское имя | |||
Монгольская кириллица | Хамниган | ||
| |||
Русское имя | |||
Русский | Эвенки | ||
Романизация | Эвенки | ||
Эвенки по имени | |||
Эвенки | Эвэнкил / Evenkīl / ᠧᠸᠧᠩᠺᠢ |
Эвенки , [ а ] также известные как эвенки , а ранее как тунгусы , — тунгусский народ Северной Азии . В России эвенки признаны одним из коренных народов Русского Севера , численность населения составляет 38 396 человек ( перепись 2010 года ). В Китае эвенки составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой , с населением 30 875 человек ( перепись 2010 года ). [ 2 ] проживает 537 эвенков В Монголии (перепись 2015 года), называемых Хамниган на монгольском языке . [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Иногда предполагают, что эвенки или эвенки связаны с народом шивэй , населявшим Большой Хинган в V-IX веках, хотя родина большинства эвенков находится в обширных регионах Сибири между озером Байкал и Амуром. Река . Эвенкийский язык образует северную ветвь маньчжурско -тунгусской языковой группы и тесно связан с эвенами и негидальцами в Сибири . К 1600 году эвенки или эвенки из долин рек Лены и Енисея были успешными оленеводами . Напротив, солоны (предки эвенков в Китае) и хамниганы (эвенки Забайкалья ) переняли коневодство и монгольский дэл у монголов . Солоны кочевали по реке Амур . Они были тесно связаны с народом даур . На западе хамниганы были еще одной группой коневодческих эвенков в Забайкалье. эвенкиязычных людей ороченами Также в долине Амура маньчжуры называли группу сибирских .
Историческое распространение
[ редактировать ]Предки юго-восточных эвенков, скорее всего, жили в Прибайкалье Южной Сибири (недалеко от современной границы с Монголией) еще с эпохи неолита .
Рассматривая северо-западных эвенков, Василевич утверждает: «Происхождение эвенков есть результат сложных, различных во времени процессов, предполагающих смешение разных древних аборигенных племен севера Сибири с племенами, родственными по языку тюркам и монголам». .Язык этих племен взял верх над языками аборигенного населения». Элементы более современной эвенкийской культуры, в том числе конические палаточные жилища, костяные приманки для рыбы и берестяные лодки, присутствовали на стоянках, которые предположительно относятся к эпохе неолита. Из озера Байкал «они распространились в Амурское и Охотское моря ... в бассейн Лены ... и в бассейн Енисея ». [ 8 ]
Контакт с россиянами
[ редактировать ]В 17 веке Российская империя установила контакт с эвенками. Казаки , служившие своеобразным «пограничником» царского правительства , обложили сибирские племена пушным налогом. Казаки эксплуатировали родовую иерархию эвенков, захватывая заложников из высших членов, чтобы обеспечить уплату налога. Несмотря на некоторое восстание против местных властей, эвенки в целом признавали необходимость мирных культурных связей с русскими. [ 9 ] Русские и их постоянные требования налога на мех оттеснили эвенков на восток вплоть до острова Сахалин , где некоторые из них живут до сих пор. В 19 веке некоторые группы мигрировали на юг и восток, в Монголию и Маньчжурию. [ 10 ] Сегодня еще существуют эвенкийские популяции на Сахалине, в Монголии и Маньчжурии и, в меньшей степени, в их традиционном Прибайкалье. Российское вторжение в эвенков вызвало у них (и других коренных народов) языковую эрозию , упадок традиций и потерю идентичности, среди прочего. Особенно это было актуально во времена советской власти. Советская политика коллективизации , принудительной оседлости (иногда называемой оседлостью ), « бесперспективных деревень » и русификации системы образования поставила под угрозу социальное, культурное и психическое благополучие эвенков. [ 11 ] [ 12 ]
Эвенки России
[ редактировать ]Эвенки раньше назывались тунгусами . Это обозначение распространили русские , перенявшие его от якутов (на якутском языке тонгус ) в 17 веке. У эвенков имеется несколько самоназваний, из которых наиболее известное — эвенк . Это стало официальным обозначением народа в 1931 году. Некоторые группы называют себя орочен («житель реки Оро»), орочон («разводчик оленей »), иле («человек») и т. д. В качестве самоназваний использовались также временные или иные племенные обозначения и топонимы, например манджагир , бирачен , солон и т. д. Некоторые из них даже принимались за отдельные этнические образования.
Существует также одноименная сибирская группа, называемая эвенами ( ранее известная как ламуты ). Несмотря на то, что эвены связаны с эвенками, сейчас они считаются отдельной этнической группой.
Эвенки распространены на огромной территории сибирской тайги от реки Оби на западе до Охотского моря на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до Маньчжурии и Сахалина на юге. Общая площадь их обитания составляет около 2 500 000 км2. 2 . Во всей России только русские населяют большую территорию. По административному устройству эвенки проживают с запада на восток в:
- Тюменская область
- Tomsk Oblast
- Krasnoyarsk Krai
- Эвенкийский район (старый Эвенкийский автономный округ )
- Иркутская область
- Читинская область
- Амурская область
- Республика Бурятия
- Мы строим республику
- Хабаровский край
- Сахалинская область .
Однако территория, на которой они являются титульной нацией, приурочена исключительно к Эвенкийскому автономному округу, где проживают 3802 из 35 527 эвенков (по данным переписи 2002 года). проживает более 18,2 тыс. эвенков В Республике Саха .
Эвенки — самый крупный из северной группы маньчжурско -тунгусоязычных языков , в группу которой входят также эвены и негидальцы .
Многие эвенки в России до сих пор ведут традиционный образ жизни, занимаясь разведением оленей, рыбной ловлей и охотой. [ 13 ]
Результаты переписи населения
[ редактировать ]По переписи 2021 года в России проживало 39 226 эвенков.
Административная единица | Эвенкийское население (перепись 2021 г.) [ 14 ] |
---|---|
Республика Саха (Якутия) | 24,334 |
Красноярский край (включая Эвенкию ) | 3,612 |
Эвенкийский автономный округ (Эвенкия) | 3,118 |
Красноярский край (без Эвенкии ) | 494 |
Хабаровский край | 3,709 |
Амурская область | 1,405 |
Сахалинская область | 171 |
Республика Бурятия | 2,995 |
Иркутская область | 1,144 |
Забайкальский край | 957 |
-
Расселение эвенков в России по муниципальным районам и городским округам в процентах от общей численности этого народа в Российской Федерации. По переписи 2010 года
-
Расселение эвенков в Сибирском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
-
Расселение эвенков в Дальневосточном федеральном округе по городским и сельским населенным пунктам в %, перепись 2010 г.
Эвенки Китая
[ редактировать ]По переписи 2000 года в Китае проживало 30 505 эвенков, в основном состоявших из солонов и хамниганцев . 88,8% эвенков Китая проживают в районе Хулунбуир на севере провинции Внутренняя Монголия , недалеко от города Хайлар . Эвенкийское автономное знамя также расположено недалеко от Хулунбуира. также проживает около 3000 эвенков В соседней провинции Хэйлунцзян .
Маньчжурский император Хун Тайцзи в 1640 году покорил эвенков и казнил их вождя Бомбогора . После маньчжурского завоевания эвенки были включены в состав Восьмизнамён .
В 1763 году цинское правительство переселило 500 солонских эвенкийских и 500 даурских семей в Тачэн и Кульджа районы Синьцзяна , чтобы укрепить западную границу империи. еще 1020 семей Сибе В следующем году приехали (около 4000 человек). Однако с тех пор солоны Синьцзяна ассимилировались с другими этническими группами и больше не идентифицируются как таковые. [ 15 ] [ 16 ]
Японская оккупация привела к многочисленным убийствам эвенков, а мужчины-эвенки были призваны японской секретной службой в качестве разведчиков и рейнджеров в 1942 году. [ 17 ] Некоторые эвенки бежали в советскую Сибирь через реку Амур после убийства японского офицера, чтобы избежать наказания со стороны японцев.
Эвенки Китая сегодня, как правило, являются оседлыми скотоводами и земледельцами. [ 13 ]
По округу
[ редактировать ]- Уездное распространение эвенков
(Включает только уезды или их эквиваленты, в которых проживает >0,1% эвенкийского населения Китая.)
Эвенки Украины
[ редактировать ]проживало 48 эвенков По переписи 2001 года в Украине . Большинство (35) заявили, что их родным языком является русский ; четверо указали родным языком эвенкийский, а трое — украинский . [ 18 ]
Традиционная жизнь
[ редактировать ]Традиционно они представляли собой смесь скотоводов и охотников-собирателей — они полагались на домашних оленей в качестве источника молока и транспорта, а также охотились на другую крупную дичь ради мяса. [ 19 ] Сегодня «[т] эвенки разделены на две большие группы ... занимающиеся разными видами хозяйства. Это эвенки, занимающиеся охотой и оленеводством ... и эвенки, занимающиеся конным и скотоводством, а также некоторые эвенки, занимающиеся земледелием». [ 20 ] Эвенки жили в основном в тайге или бореальном лесу. Жили они в конических палатках из бересты или оленьих шкур, привязанных к березовым шестам. При переезде лагеря эвенки оставляли эти конструкции и несли только более переносные покрытия. Зимой, в сезон охоты, большинство стоянок состояло из одной или двух палаток, а весенние стоянки насчитывали до 10 дворов. [ 21 ]
Их умение ездить на домашних оленях позволило эвенкам «колонизировать обширные территории восточной тайги , которые раньше были непроходимы». [ 22 ] Эвенки использовали уникальное для своей культуры седло, надеваемое на плечи оленя, чтобы уменьшить нагрузку на животное, и использовали палку, а не стремена, чтобы балансировать. [ 23 ] Оленьи упряжки у эвенков появились сравнительно недавно. [ 24 ] Вместо этого они использовали оленей в качестве вьючных животных и часто преодолевали большие расстояния пешком, на снегоступах или лыжах. [ 25 ] Эвенки охотились и ели диких оленей, но не домашних оленей, которых они держали ради молока. [ 26 ]
Большие стада оленей были большой редкостью. У большинства эвенков было около 25 голов оленей, поскольку их разводили в основном для перевозки. В отличие от ряда других соседних племен, оленеводство эвенков не имело «выпаса оленей собаками и каких-либо других особенностей». [ 27 ] В самом начале весеннего сезона зимние стоянки распались и переместились в места, пригодные для отела. Несколько домохозяйств вместе пасли своих животных в течение всего лета, стараясь держать «[отдельные] зоны … огороженными … чтобы защитить новорожденных телят от того, чтобы их затоптали в большом стаде». [ 28 ]
Одежда
[ редактировать ]Эвенки носили характерную одежду, «приспособленную к холодному, но довольно сухому климату Средней Сибири и к подвижной жизни ... они носили короткие одежды из мягкой оленьей или лосиной шкуры вокруг бедер, а также гетры и мокасины или же длинные гибкие сапоги, доходящие до бедра» (49). Они также носили пальто из оленьей шкуры, которое не закрывалось спереди, а было покрыто тканью, напоминающей фартук. Некоторые эвенки украшали свою одежду бахромой или вышивкой (50). Традиционный костюм эвенков всегда состоял из этих элементов: набедренной повязки из шкуры животных, гамаш и сапог различной длины. [ 29 ] Татуировки на лице также были очень распространены.
Охота
[ редактировать ]Традиционное хозяйство эвенков представляло собой смесь скотоводства (лошадей или оленей), рыболовства и охоты. Эвенки, жившие у Охотского моря, охотились на тюленя, но для большинства таёжников важнейшими промысловыми животными были лось, дикий северный олень и домашняя птица. Среди других животных были «косуля, медведь, росомаха, рысь, волк, сибирский сурок, лисица и соболь». [ 30 ] Отлов не стал важным до тех пор, пока царское правительство не ввело пушной налог. До того как обзавестись ружьями в XVIII веке, эвенки пользовались стальными луками и стрелами. Наряду с основным охотничьим инвентарем охотники всегда имели при себе «щуку» — «большой нож на длинной рукоятке, который использовался вместо топора при проходе через густую тайгу или как копье при охоте на медведя». [ 31 ] Эвенки с глубоким уважением относятся к животным и ко всем стихиям природы: «Запрещается мучить животное, птицу или насекомое, а раненое животное должно быть немедленно добито. Запрещается проливать кровь убитого животного или осквернять его». Запрещается убивать животных или птиц, спасшихся от преследования хищников или пришедших к человеку за помощью при стихийном бедствии». [ 32 ]
Религия
[ редактировать ]До контакта с русскими верования эвенков были анимистическими . Многие приняли тибетский буддизм . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Эвенки, как и большинство кочевых, скотоводческих и земледельческих народов, большую часть своей жизни проводят в очень тесном контакте с природой. Благодаря этому у них развивается то, что А. А. Сирина называет «экологической этикой». Под этим она подразумевает «систему ответственности людей перед природой и ее духами-хозяевами, и природы перед людьми» (9). Сирина взяла интервью у многих эвенков, которые до недавнего времени, как и их предки, большую часть времени проводили в тайге оленеводами. В том же духе говорили и эвенки: о своем уважении к природе и вере в то, что природа – живое существо.
Эта идея «воплощение, одушевление и персонификация природы — то, что до сих пор называют анимистическим мировоззрением, — является ключевым компонентом традиционного мировоззрения охотников-собирателей» [ 33 ] Хотя большинство эвенков были «оседланизированы», то есть вынуждены жить в оседлых общинах вместо традиционного кочевого образа жизни. [ 34 ] — «[м]акие учёные считают, что мировоззрение, характерное для обществ охотников-собирателей, сохраняется, даже если они совершают переход к новым экономическим моделям. [ 35 ]
Несмотря на номинальную христианизацию в 18 веке, эвенки сохраняют многие из своих исторических верований, особенно шаманизм. [ 36 ] Христианские традиции «ограничивались формальным совершением православных обрядов, которые обычно приурочивались к приходу священника в тайгу». [ 37 ]
Религиозные верования и обычаи эвенков представляют большой исторический интерес, поскольку сохраняют некоторые архаичные формы верования. К числу наиболее древних идей относятся одухотворение и олицетворение всех явлений природы, вера в верхний, средний и нижний мир, вера в душу ( оми ) и некоторые тотемистические представления. Существовали также различные магические ритуалы, связанные с охотой и охраной стад. Позже эти ритуалы проводили шаманы. Шаманизм привел к развитию взглядов духов-хозяев. [ 38 ]
Источников по шаманизму эвенкийских народов ниже рек Амур/Хэлонгзян в Северном Китае немного. Существует краткий отчет о полевых исследованиях, проведенных Ричардом Ноллом и Кун Ши в 1994 году, о жизни шаманки Дулар (эвенкийское имя), также известной как Ао Юн Хуа (ее ханьское китайское имя). [ 39 ] Она родилась в 1920 году и проживала в селе Иминг Гаца Эвенкийского Знамени (уезда) Хулунбуирской префектуры Внутренней Монгольской автономной области. Хотя она и не была особенно хорошим информатором, она описала свою начальную болезнь, свое многолетнее ученичество у монгольского шамана, прежде чем ей разрешили исцелиться в возрасте 25 или 26 лет, и муки, которые она пережила во время Культурной революции 1960-х годов, когда большая часть ее шаманских занятий атрибутика была уничтожена. Влияние монголов и буддийских ламаистов на ее местную практику шамансима было очевидно. Она спрятала свое призовое имущество — шаманскую маску Абагалди (дух медведя), которая также была зарегистрирована у монголов и дауеров в этом регионе. Полевой отчет и цветные фотографии этого шамана доступны в Интернете. [ 40 ]
Ольга Кудрина (ок. 1890–1944) была шаманкой среди оленеводческих эвенков северной Внутренней Монголии вдоль Большой излучины реки Амур (сегодня под юрисдикцией Генхэ , Хулунбуир ). [ 41 ]
Генетика
[ редактировать ]40 процентов мужчин-эвенков являются носителями гаплогруппы С-М217 . Их вторая по распространенности гаплогруппа Y-ДНК — N (34 %). 18 процентов принадлежат к ее подгруппе N1b-P43 и 16 процентов принадлежат к подгруппе N1c . Среди них обнаружены и другие отцовские гаплогруппы: R1a (14 %), R1b (6 %), F (4 %) и I (2 %). [ 42 ]
Известные эвенки
[ редактировать ]- Бомбогор (умер в 1640 г.), лидер Эвенкийской федерации.
- Ольга Кудрина (ок. 1890–1944), шаманка.
- Семен Номоконов (1900–1973), снайпер времен Великой Отечественной войны.
- Nikita Sakharov (1915–1945), poet, prose writer
- Алитет Немтушкин (1939–2006), поэт.
- Maria Fedotova-Nulgynet (born 1946), poet, children's writer, storyteller
- Галина Варламова (1951–2019), писательница, филолог, фольклорист.
- Урелту (1952 г.р.), писатель
- Д.О. Чаоке (1958 г.р.), лингвист
Галерея
[ редактировать ]-
Костюм шамана
-
Фольклорный ансамбль Осиктакан
-
Дерево духов в Гэньхэ, Китай.
-
Эвенкийское ремесло
-
Эвенкийские инструменты
-
Эвенкийские инструменты
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ДО Чаоке (эвенк), ВАН Лижень (2002). Религиозные верования и культура эвенков Пекин: Китайского университета Минцзу . ISBN 978-7-81056-700-8 . Архивировано из оригинала (Zipped NLC (Modified JBIG )) 20 июля 2011 г. Проверено 31 марта 2011 г.
- (Интернет-изданию требуется Book Reader для NLC. [ постоянная мертвая ссылка ] и ZIP-архиватор)
- «Алтайский». Колумбийская электронная энциклопедия. 6-е изд. 2009. Премьера академического поиска. ЭБСКО. Веб. 4 ноября 2009 г.
- Андерсон, Дэвид Г. «Находится ли в сибирском оленеводстве кризис? Жизнь с оленями через пятнадцать лет после конца государственного социализма». Кочевые народы NS 10.2 (2006): 87–103. ЭБСКО. Веб. 6 ноября 2009 г.
- Булатова, Надежда и Ленор Гренобль. Эвенки. Мюнхен: LINCOM Europa, 1999. Печать. Языки мира.
- «Эвенки». Народы, нации и культуры Касселла. Вайденфельд и Николсон, 2005. EBSCO. Веб. 4 ноября 2009 г.
- «Эвенки». Этнолог: Языки мира, шестнадцатое издание. Эд. Пол М. Льюис. SIL International, 2009. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 43 ]
- Фондаль, Гейл. Завоевывает позиции? Эвенки, земли и реформы в юго-восточной Сибири. Бостон: Аллин и Бэкон, 1998. Печать.
- Форсайт, Джеймс. История народов Сибири: Североазиатская колония России, 1581–1990. Кембридж: Кембриджский университет, 1992. Печать.
- Георг, Стефан, Питер А. Михалов, Алексис М. Рамер и Пол Дж. Сидвелл. «Рассказывая лингвистам об алтайском языке». Журнал лингвистики 35.1 (1999): 65–98. ДЖСТОР. Веб. 8 декабря 2009 г.
- Халлен, Синтия Л. «Краткое исследование алтайской гипотезы». Кафедра лингвистики. Университет Бригама Янга, 6 сентября 1999 г. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 44 ]
- Янхунен, Юха. «Эвенки». Интерактивный атлас языков мира, находящихся под угрозой. Эд. Кристофер Мозли. Сектор культуры ЮНЕСКО, 31 марта 2009 г. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 45 ]
- Недяльков Игорь. Эвенки. Лондон: Рутледж, 1997. Печать. Описательные грамматики.
- Сирина, Анна Александровна Катанга Эвенки в ХХ веке и упорядочивание их жизненного мира , пер. из 2-го российского издания (2002 г.), Серия исследований северных охотников-собирателей 2 , Эдмонтон: CCI Press и проект археологии Байкала, 2006.
- Сирина Анна Александровна «Люди, чувствующие землю: Экологическая этика эвенков и эвенов». Пер. Джеймс Э. Уокер. Антропология и археология Евразии 3-я сер. 47. Зима 2008–2009 гг. (2009): 9–37. EBSCOHost. Веб. 27 ноября 2009 г.
- Туров, Михаил Георгиевич Эвенкийское хозяйство в среднесибирской тайге на рубеже XX века: принципы землепользования , пер. из 2-го российского издания (1990), Серия исследований северных охотников-собирателей 5 , Эдмонтон: CCI Press и Байкальский археологический проект, 2010.
- Василевич Г.М. и Смоляк А.В. «Эвенки». Народы Сибири. Эд. Стивен Данн. Пер. Скрипта Техника, Инк. Чикаго: Чикагский университет, 1964. 620–54. Распечатать.
- Витебский, Пирс . Оленеводы: Жизнь с животными и духами в Сибири. Бостон: Houghton Mifflin, 2005. Печать.
- Вуд, Алан и Р.А. Френч, ред. Развитие Сибири: люди и ресурсы. Нью-Йорк: Св. Мартина, 1989. Печать.
В литературе
[ редактировать ]- Чи, Цзыцзянь (2013). «Правобережье реки Эргун» [ Последняя четверть Луны ]. Перевод Хьюмса, Брюса . Харвилл Секер. . [ 46 ]
- Лось из Эвенки книга с картинками , написанная , Блэккраном Герелчимегом иллюстрированная Джиу Эр , , перевод Хелен Микстер (Greystone Kids, 2019). [ 47 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайское правительство использует английское написание Ewenki .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Этнические группы в России. Архивировано 23 декабря 2021 г. в Wayback Machine , перепись 2010 г., Росстат. Проверено 15 февраля 2012 г. (на русском языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Эвенкийские архивы – Межконтинентальный крик» . Межконтинентальный крик . Архивировано из оригинала 05 января 2018 г. Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МОНГОЛИИ 2015 ГОДА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ» . Национальное статистическое управление Монголии . 20 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Эвенки, Солон» (PDF) . Asiaharvest.org . Проверено 17 августа 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Эвенки, тунгусы» (PDF) . Asiaharvest.org . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шубин А. Ц. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVIII-XX век). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. С. 64, 65 (in Russian)
- ^ Василевич (623)
- ^ (Василевич, 624)
- ^ (Василевич, 625)
- ^ Клоков, К.Б., Хрущев, С.А. (2010). Демографическая динамика коренных малочисленных народов Русского Севера, 1897–2002 гг. Сибирица, 9, 41–65
- ^ Вахтин, Н. (1992). Коренные народы Крайнего Севера России. Лондон
- ^ Перейти обратно: а б Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 428. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ^ Герольд Дж. Винс «Изменение в этнографии и землепользовании Илийской долины и региона, Китайский Туркестан» , Анналы Ассоциации американских географов, Vol. 59, № 4 (декабрь 1969 г.), стр. 753–775 ( JSTOR ) требуется доступ
- ^ Tianshannet / Окно в Синьцзян / Народности, не относящиеся к тюркской группе Tianshannet Archived 2009-04-30 at the Wayback Machine (Window to Xinjiang / Non-Turkic peoples) (in Russian)
- ^ Колос, Ошильд; Се, Юаньюань, ред. (2005). Возвращение леса: оленеводы-эвенки из Аолугуя . Книги Бергана. п. 2. ISBN 1-78238-631-9 .
- ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 г. (украинский)
- ^ (Василевич, 620-1)
- ^ (620)
- ^ (Василевич, 637).
- ^ (Витебский, 31).
- ^ (31–32)
- ^ (32).
- ^ (Василевич, 627)
- ^ (Форсайт, 49–50).
- ^ (Василевич, 629)
- ^ (629).
- ^ (Василевич, 641).
- ^ (Василевич, 626).
- ^ (626)
- ^ (Сирина, 24).
- ^ (Сирина, 13).
- ^ (Фондал, 5)
- ^ (Сирина, 30 лет, цитирует Барнарда 1998, Ли 1999, Петерсона 1999)
- ^ (Василевич, 624).
- ^ (647).
- ^ (Василевич 647).
- ^ Ричард Нолл и Кун Ши, эвенкийская шаманка Солон и ее маска шамана Абгалди. Шаман, 2007, 15(1–2):167–174.
- ^ Нолл, Ричард. «Шаманка Солон Эвенки и ее маска Абагалдая», Шаман (2007), 15 (1–2)» . Академия.edu . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Хейн, Ф. Георг (2007), «Заметки о кровавой мести среди оленей-эвенков Маньчжурии» (PDF) , Asian Folklore Studies , 66 (1/2): 165–178, заархивировано из оригинала (PDF) в 2012 г. 20 марта , получено 12 ноября 2014 г.
- ^ Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN 1474-760X . ПМК 6151024 . ПМИД 30241495 .
- ^ «Эвенки» . Этнолог.com . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Краткое исследование алтайской гипотезы» . Linguistics.byu.edu . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Сектор культуры ЮНЕСКО – нематериальное наследие – Конвенция 2003 г.: Интерактивный атлас ЮНЕСКО языков мира, находящихся под угрозой» . 22 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Хьюмс, Брюс (01 февраля 2018 г.). «Последняя четверть Луны» Чи Цзыцзяня: Путеводитель по ссылкам по теме» . Фэй Пяо – Переход от Китая к Африке . Архивировано из оригинала 28 августа 2019 г. Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ ангуч (27 августа 2019 г.). «85. Лось Эвенки» . Китайские книги для юных читателей . Проверено 28 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с эвенками, на Викискладе?
- Сапрунова, Наталья (3 октября 2023 г.). «Эвенки – хранители богатств Якутии – фоторепортаж» . Хранитель .
- «Эвенки» . Красная книга народов Российской империи .