Jump to content

Эвенкийский народ

(Перенаправлено с Эвенкиса )
Эвенки
Эвенкилл
Семья эвенков в начале 1900-х годов.
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 39,226 [ 1 ]
Китай 30,875 [ 2 ]
 Монголия 537 [ 3 ]
 Украина 48 [ 4 ]
Языки
Evenki , Yakut , Russian , Chinese
Религия
Шаманизм , Восточное православие , Тибетский буддизм [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Родственные этнические группы
Эвены , Орокены , Ороч
Эвенкийский народ
Китайское имя
Упрощенный китайский Эвенки
Традиционный китайский Эвенки
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinÈwēnkè Zú
Альтернативное китайское название
китайский Эвенки
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinĀiwénjī Zú
Монгольское имя
Монгольская кириллица Хамниган
Транскрипции
SASM/GNCKhamnigan
Русское имя
Русский Эвенки
Романизация Эвенки
Эвенки по имени
Эвенки Эвэнкил / Evenkīl / ᠧᠸᠧᠩᠺᠢ

Эвенки , [ а ] также известные как эвенки , а ранее как тунгусы , — тунгусский народ Северной Азии . В России эвенки признаны одним из коренных народов Русского Севера , численность населения составляет 38 396 человек ( перепись 2010 года ). В Китае эвенки составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой , с населением 30 875 человек ( перепись 2010 года ). [ 2 ] проживает 537 эвенков В Монголии (перепись 2015 года), называемых Хамниган на монгольском языке . [ 3 ]

Источник

[ редактировать ]

Иногда предполагают, что эвенки или эвенки связаны с народом шивэй , населявшим Большой Хинган в V-IX веках, хотя родина большинства эвенков находится в обширных регионах Сибири между озером Байкал и Амуром. Река . Эвенкийский язык образует северную ветвь маньчжурско -тунгусской языковой группы и тесно связан с эвенами и негидальцами в Сибири . К 1600 году эвенки или эвенки из долин рек Лены и Енисея были успешными оленеводами . Напротив, солоны (предки эвенков в Китае) и хамниганы (эвенки Забайкалья ) переняли коневодство и монгольский дэл у монголов . Солоны кочевали по реке Амур . Они были тесно связаны с народом даур . На западе хамниганы были еще одной группой коневодческих эвенков в Забайкалье. эвенкиязычных людей ороченами Также в долине Амура маньчжуры называли группу сибирских .

Историческое распространение

[ редактировать ]

Предки юго-восточных эвенков, скорее всего, жили в Прибайкалье Южной Сибири (недалеко от современной границы с Монголией) еще с эпохи неолита .

Рассматривая северо-западных эвенков, Василевич утверждает: «Происхождение эвенков есть результат сложных, различных во времени процессов, предполагающих смешение разных древних аборигенных племен севера Сибири с племенами, родственными по языку тюркам и монголам». .Язык этих племен взял верх над языками аборигенного населения». Элементы более современной эвенкийской культуры, в том числе конические палаточные жилища, костяные приманки для рыбы и берестяные лодки, присутствовали на стоянках, которые предположительно относятся к эпохе неолита. Из озера Байкал «они распространились в Амурское и Охотское моря   ... в бассейн Лены   ... и в бассейн Енисея ». [ 8 ]

Контакт с россиянами

[ редактировать ]

В 17 веке Российская империя установила контакт с эвенками. Казаки , служившие своеобразным «пограничником» царского правительства , обложили сибирские племена пушным налогом. Казаки эксплуатировали родовую иерархию эвенков, захватывая заложников из высших членов, чтобы обеспечить уплату налога. Несмотря на некоторое восстание против местных властей, эвенки в целом признавали необходимость мирных культурных связей с русскими. [ 9 ] Русские и их постоянные требования налога на мех оттеснили эвенков на восток вплоть до острова Сахалин , где некоторые из них живут до сих пор. В 19 веке некоторые группы мигрировали на юг и восток, в Монголию и Маньчжурию. [ 10 ] Сегодня еще существуют эвенкийские популяции на Сахалине, в Монголии и Маньчжурии и, в меньшей степени, в их традиционном Прибайкалье. Российское вторжение в эвенков вызвало у них (и других коренных народов) языковую эрозию , упадок традиций и потерю идентичности, среди прочего. Особенно это было актуально во времена советской власти. Советская политика коллективизации , принудительной оседлости (иногда называемой оседлостью ), « бесперспективных деревень » и русификации системы образования поставила под угрозу социальное, культурное и психическое благополучие эвенков. [ 11 ] [ 12 ]

Эвенки России

[ редактировать ]
Эвенкийский чум в этнографическом музее в Улан-Удэ , Россия.

Эвенки раньше назывались тунгусами . Это обозначение распространили русские , перенявшие его от якутов (на якутском языке тонгус ) в 17 веке. У эвенков имеется несколько самоназваний, из которых наиболее известное — эвенк . Это стало официальным обозначением народа в 1931 году. Некоторые группы называют себя орочен («житель реки Оро»), орочон («разводчик оленей »), иле («человек») и т. д. В качестве самоназваний использовались также временные или иные племенные обозначения и топонимы, например манджагир , бирачен , солон и т. д. Некоторые из них даже принимались за отдельные этнические образования.

Существует также одноименная сибирская группа, называемая эвенами ( ранее известная как ламуты ). Несмотря на то, что эвены связаны с эвенками, сейчас они считаются отдельной этнической группой.

Эвенки распространены на огромной территории сибирской тайги от реки Оби на западе до Охотского моря на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до Маньчжурии и Сахалина на юге. Общая площадь их обитания составляет около 2 500 000 км2. 2 . Во всей России только русские населяют большую территорию. По административному устройству эвенки проживают с запада на восток в:

Однако территория, на которой они являются титульной нацией, приурочена исключительно к Эвенкийскому автономному округу, где проживают 3802 из 35 527 эвенков (по данным переписи 2002 года). проживает более 18,2 тыс. эвенков В Республике Саха .

Эвенки — самый крупный из северной группы маньчжурско -тунгусоязычных языков , в группу которой входят также эвены и негидальцы .

Многие эвенки в России до сих пор ведут традиционный образ жизни, занимаясь разведением оленей, рыбной ловлей и охотой. [ 13 ]

Результаты переписи населения

[ редактировать ]

По переписи 2021 года в России проживало 39 226 эвенков.

Эвенки в России
Административная единица Эвенкийское население (перепись 2021 г.) [ 14 ]
Республика Саха (Якутия) 24,334
Красноярский край (включая Эвенкию ) 3,612
Эвенкийский автономный округ (Эвенкия) 3,118
Красноярский край (без Эвенкии ) 494
Хабаровский край 3,709
Амурская область 1,405
Сахалинская область 171
Республика Бурятия 2,995
Иркутская область 1,144
Забайкальский край 957

Эвенки Китая

[ редактировать ]
Земли солонов ( Солоненов ) близ Хайлара ( Чайлара ) в поздней империи Цин.
Эвенкийский чум из бересты, Хэйлунцзян
Эвенкийский музей в Эвенкийском автономном знамени

По переписи 2000 года в Китае проживало 30 505 эвенков, в основном состоявших из солонов и хамниганцев . 88,8% эвенков Китая проживают в районе Хулунбуир на севере провинции Внутренняя Монголия , недалеко от города Хайлар . Эвенкийское автономное знамя также расположено недалеко от Хулунбуира. также проживает около 3000 эвенков В соседней провинции Хэйлунцзян .

Маньчжурский император Хун Тайцзи в 1640 году покорил эвенков и казнил их вождя Бомбогора . После маньчжурского завоевания эвенки были включены в состав Восьмизнамён .

В 1763 году цинское правительство переселило 500 солонских эвенкийских и 500 даурских семей в Тачэн и Кульджа районы Синьцзяна , чтобы укрепить западную границу империи. еще 1020 семей Сибе В следующем году приехали (около 4000 человек). Однако с тех пор солоны Синьцзяна ассимилировались с другими этническими группами и больше не идентифицируются как таковые. [ 15 ] [ 16 ]

Японская оккупация привела к многочисленным убийствам эвенков, а мужчины-эвенки были призваны японской секретной службой в качестве разведчиков и рейнджеров в 1942 году. [ 17 ] Некоторые эвенки бежали в советскую Сибирь через реку Амур после убийства японского офицера, чтобы избежать наказания со стороны японцев.

Эвенки Китая сегодня, как правило, являются оседлыми скотоводами и земледельцами. [ 13 ]

По округу

[ редактировать ]
Карта автономных префектур и уездов, определенных эвенками в Китае
Уездное распространение эвенков

(Включает только уезды или их эквиваленты, в которых проживает >0,1% эвенкийского населения Китая.)

Административное деление провинциального уровня Подразделение на уровне префектуры Отделение уездного уровня Эвенки Население % эвенкийского населения Китая
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Эвенкийское автономное знамя 9,733 31.91%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Баннер автономного цикла Морин Дава 5,126 16.8%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Орокенское автономное знамя 3.155 10.34%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Арун Баннер 2,144 7.03%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Старые знамённые казармы 1,906 6.25%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Жалантун 1,201 3.94%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Менструальный район 971 3.18%
Хэйлунцзян Цицикар Старый 778 2.55%
Хэйлунцзян Улей Нэньцзян 678 2.22%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Якеши 405 1.33%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Генхэ 369 1.21%
Внутренняя Монголия АР Хух-Хото Сайханский район 158 0.52%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Маньчжурия 141 0.46%
Хэйлунцзян Цицикар Мейлиси-Даурский район 135 0.44%
Хэйлунцзян Дасинъаньлин Джагдаки 129 0.42%
Внутренняя Монголия АР Хух-Хото Синьчэнский район 128 0.42%
Хэйлунцзян Цицикар Фую 111 0.36%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Эргун 110 0.36%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Левое знамя Нового Барага 103 0.34%
Муниципалитет Пекина Хайдяньский район 68 0.22%
Хэйлунцзян Цицикар Цзяньхуа 65 0.21%
Хэйлунцзян Цицикар Тифенг 65 0.21%
Внутренняя Монголия АР До Лиги Уланхот 60 0.20%
Хэйлунцзян Цицикар Каннаньский район 59 0.19%
Хэйлунцзян Дасинъаньлин Мохэ 55 0.18%
Хэйлунцзян Цицикар Хулан Эрги 54 0.18%
Внутренняя Монголия АР Хулунбуир Правое знамя Нового Барага 54 0.18%
Хэйлунцзян Дасинъаньлин Они есть 52 0.17%
Внутренняя Монголия АР Хух-Хото Хуйминьский район 48 0.16%
Хэйлунцзян Цицикар Лунцзян 44 0.14%
Хэйлунцзян Цицикар Лунша 36 0.12%
Внутренняя Монголия АР Баотоу Циншань 35 0.11%
Внутренняя Монголия АР Тунляо Хоркинский район 35 0.11%
Внутренняя Монголия АР До Лиги Джалайд Баннер 34 0.11%
Внутренняя Монголия АР Улей Удалянчи 32 0.10%
Другой 2,228 7.33%

Эвенки Украины

[ редактировать ]

проживало 48 эвенков По переписи 2001 года в Украине . Большинство (35) заявили, что их родным языком является русский ; четверо указали родным языком эвенкийский, а трое — украинский . [ 18 ]

Традиционная жизнь

[ редактировать ]

Традиционно они представляли собой смесь скотоводов и охотников-собирателей — они полагались на домашних оленей в качестве источника молока и транспорта, а также охотились на другую крупную дичь ради мяса. [ 19 ] Сегодня «[т] эвенки разделены на две большие группы   ... занимающиеся разными видами хозяйства. Это эвенки, занимающиеся охотой и оленеводством   ... и эвенки, занимающиеся конным и скотоводством, а также некоторые эвенки, занимающиеся земледелием». [ 20 ] Эвенки жили в основном в тайге или бореальном лесу. Жили они в конических палатках из бересты или оленьих шкур, привязанных к березовым шестам. При переезде лагеря эвенки оставляли эти конструкции и несли только более переносные покрытия. Зимой, в сезон охоты, большинство стоянок состояло из одной или двух палаток, а весенние стоянки насчитывали до 10 дворов. [ 21 ]

Их умение ездить на домашних оленях позволило эвенкам «колонизировать обширные территории восточной тайги , которые раньше были непроходимы». [ 22 ] Эвенки использовали уникальное для своей культуры седло, надеваемое на плечи оленя, чтобы уменьшить нагрузку на животное, и использовали палку, а не стремена, чтобы балансировать. [ 23 ] Оленьи упряжки у эвенков появились сравнительно недавно. [ 24 ] Вместо этого они использовали оленей в качестве вьючных животных и часто преодолевали большие расстояния пешком, на снегоступах или лыжах. [ 25 ] Эвенки охотились и ели диких оленей, но не домашних оленей, которых они держали ради молока. [ 26 ]

Большие стада оленей были большой редкостью. У большинства эвенков было около 25 голов оленей, поскольку их разводили в основном для перевозки. В отличие от ряда других соседних племен, оленеводство эвенков не имело «выпаса оленей собаками и каких-либо других особенностей». [ 27 ] В самом начале весеннего сезона зимние стоянки распались и переместились в места, пригодные для отела. Несколько домохозяйств вместе пасли своих животных в течение всего лета, стараясь держать «[отдельные] зоны   … огороженными   … чтобы защитить новорожденных телят от того, чтобы их затоптали в большом стаде». [ 28 ]

Эвенки в традиционной одежде

Эвенки носили характерную одежду, «приспособленную к холодному, но довольно сухому климату Средней Сибири и к подвижной жизни   ... они носили короткие одежды из мягкой оленьей или лосиной шкуры вокруг бедер, а также гетры и мокасины или же длинные гибкие сапоги, доходящие до бедра» (49). Они также носили пальто из оленьей шкуры, которое не закрывалось спереди, а было покрыто тканью, напоминающей фартук. Некоторые эвенки украшали свою одежду бахромой или вышивкой (50). Традиционный костюм эвенков всегда состоял из этих элементов: набедренной повязки из шкуры животных, гамаш и сапог различной длины. [ 29 ] Татуировки на лице также были очень распространены.

Картина 1862 года с изображением эвенкийской охоты.

Традиционное хозяйство эвенков представляло собой смесь скотоводства (лошадей или оленей), рыболовства и охоты. Эвенки, жившие у Охотского моря, охотились на тюленя, но для большинства таёжников важнейшими промысловыми животными были лось, дикий северный олень и домашняя птица. Среди других животных были «косуля, медведь, росомаха, рысь, волк, сибирский сурок, лисица и соболь». [ 30 ] Отлов не стал важным до тех пор, пока царское правительство не ввело пушной налог. До того как обзавестись ружьями в XVIII веке, эвенки пользовались стальными луками и стрелами. Наряду с основным охотничьим инвентарем охотники всегда имели при себе «щуку» — «большой нож на длинной рукоятке, который использовался вместо топора при проходе через густую тайгу или как копье при охоте на медведя». [ 31 ] Эвенки с глубоким уважением относятся к животным и ко всем стихиям природы: «Запрещается мучить животное, птицу или насекомое, а раненое животное должно быть немедленно добито. Запрещается проливать кровь убитого животного или осквернять его». Запрещается убивать животных или птиц, спасшихся от преследования хищников или пришедших к человеку за помощью при стихийном бедствии». [ 32 ]

Костюм эвенкийского шамана в Красноярске.

До контакта с русскими верования эвенков были анимистическими . Многие приняли тибетский буддизм . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Эвенки, как и большинство кочевых, скотоводческих и земледельческих народов, большую часть своей жизни проводят в очень тесном контакте с природой. Благодаря этому у них развивается то, что А. А. Сирина называет «экологической этикой». Под этим она подразумевает «систему ответственности людей перед природой и ее духами-хозяевами, и природы перед людьми» (9). Сирина взяла интервью у многих эвенков, которые до недавнего времени, как и их предки, большую часть времени проводили в тайге оленеводами. В том же духе говорили и эвенки: о своем уважении к природе и вере в то, что природа – живое существо.

Эта идея «воплощение, одушевление и персонификация природы — то, что до сих пор называют анимистическим мировоззрением, — является ключевым компонентом традиционного мировоззрения охотников-собирателей» [ 33 ] Хотя большинство эвенков были «оседланизированы», то есть вынуждены жить в оседлых общинах вместо традиционного кочевого образа жизни. [ 34 ] — «[м]акие учёные считают, что мировоззрение, характерное для обществ охотников-собирателей, сохраняется, даже если они совершают переход к новым экономическим моделям. [ 35 ]

Несмотря на номинальную христианизацию в 18 веке, эвенки сохраняют многие из своих исторических верований, особенно шаманизм. [ 36 ] Христианские традиции «ограничивались формальным совершением православных обрядов, которые обычно приурочивались к приходу священника в тайгу». [ 37 ]

Религиозные верования и обычаи эвенков представляют большой исторический интерес, поскольку сохраняют некоторые архаичные формы верования. К числу наиболее древних идей относятся одухотворение и олицетворение всех явлений природы, вера в верхний, средний и нижний мир, вера в душу ( оми ) и некоторые тотемистические представления. Существовали также различные магические ритуалы, связанные с охотой и охраной стад. Позже эти ритуалы проводили шаманы. Шаманизм привел к развитию взглядов духов-хозяев. [ 38 ]

Источников по шаманизму эвенкийских народов ниже рек Амур/Хэлонгзян в Северном Китае немного. Существует краткий отчет о полевых исследованиях, проведенных Ричардом Ноллом и Кун Ши в 1994 году, о жизни шаманки Дулар (эвенкийское имя), также известной как Ао Юн Хуа (ее ханьское китайское имя). [ 39 ] Она родилась в 1920 году и проживала в селе Иминг Гаца Эвенкийского Знамени (уезда) Хулунбуирской префектуры Внутренней Монгольской автономной области. Хотя она и не была особенно хорошим информатором, она описала свою начальную болезнь, свое многолетнее ученичество у монгольского шамана, прежде чем ей разрешили исцелиться в возрасте 25 или 26 лет, и муки, которые она пережила во время Культурной революции 1960-х годов, когда большая часть ее шаманских занятий атрибутика была уничтожена. Влияние монголов и буддийских ламаистов на ее местную практику шамансима было очевидно. Она спрятала свое призовое имущество — шаманскую маску Абагалди (дух медведя), которая также была зарегистрирована у монголов и дауеров в этом регионе. Полевой отчет и цветные фотографии этого шамана доступны в Интернете. [ 40 ]

Ольга Кудрина (ок. 1890–1944) была шаманкой среди оленеводческих эвенков северной Внутренней Монголии вдоль Большой излучины реки Амур (сегодня под юрисдикцией Генхэ , Хулунбуир ). [ 41 ]

Генетика

[ редактировать ]

40 процентов мужчин-эвенков являются носителями гаплогруппы С-М217 . Их вторая по распространенности гаплогруппа Y-ДНК — N (34 %). 18 процентов принадлежат к ее подгруппе N1b-P43 и 16 процентов принадлежат к подгруппе N1c . Среди них обнаружены и другие отцовские гаплогруппы: R1a (14 %), R1b (6 %), F (4 %) и I (2 %). [ 42 ]

Известные эвенки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • ДО Чаоке (эвенк), ВАН Лижень (2002). Религиозные верования и культура эвенков Пекин: Китайского университета Минцзу . ISBN  978-7-81056-700-8 . Архивировано из оригинала (Zipped NLC (Modified JBIG )) 20 июля 2011 г. Проверено 31 марта 2011 г.
  • «Алтайский». Колумбийская электронная энциклопедия. 6-е изд. 2009. Премьера академического поиска. ЭБСКО. Веб. 4 ноября 2009 г.
  • Андерсон, Дэвид Г. «Находится ли в сибирском оленеводстве кризис? Жизнь с оленями через пятнадцать лет после конца государственного социализма». Кочевые народы NS 10.2 (2006): 87–103. ЭБСКО. Веб. 6 ноября 2009 г.
  • Булатова, Надежда и Ленор Гренобль. Эвенки. Мюнхен: LINCOM Europa, 1999. Печать. Языки мира.
  • «Эвенки». Народы, нации и культуры Касселла. Вайденфельд и Николсон, 2005. EBSCO. Веб. 4 ноября 2009 г.
  • «Эвенки». Этнолог: Языки мира, шестнадцатое издание. Эд. Пол М. Льюис. SIL International, 2009. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 43 ]
  • Фондаль, Гейл. Завоевывает позиции? Эвенки, земли и реформы в юго-восточной Сибири. Бостон: Аллин и Бэкон, 1998. Печать.
  • Форсайт, Джеймс. История народов Сибири: Североазиатская колония России, 1581–1990. Кембридж: Кембриджский университет, 1992. Печать.
  • Георг, Стефан, Питер А. Михалов, Алексис М. Рамер и Пол Дж. Сидвелл. «Рассказывая лингвистам об алтайском языке». Журнал лингвистики 35.1 (1999): 65–98. ДЖСТОР. Веб. 8 декабря 2009 г.
  • Халлен, Синтия Л. «Краткое исследование алтайской гипотезы». Кафедра лингвистики. Университет Бригама Янга, 6 сентября 1999 г. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 44 ]
  • Янхунен, Юха. «Эвенки». Интерактивный атлас языков мира, находящихся под угрозой. Эд. Кристофер Мозли. Сектор культуры ЮНЕСКО, 31 марта 2009 г. Интернет. 8 декабря 2009 г. [ 45 ]
  • Недяльков Игорь. Эвенки. Лондон: Рутледж, 1997. Печать. Описательные грамматики.
  • Сирина, Анна Александровна Катанга Эвенки в ХХ веке и упорядочивание их жизненного мира , пер. из 2-го российского издания (2002 г.), Серия исследований северных охотников-собирателей 2 , Эдмонтон: CCI Press и проект археологии Байкала, 2006.
  • Сирина Анна Александровна «Люди, чувствующие землю: Экологическая этика эвенков и эвенов». Пер. Джеймс Э. Уокер. Антропология и археология Евразии 3-я сер. 47. Зима 2008–2009 гг. (2009): 9–37. EBSCOHost. Веб. 27 ноября 2009 г.
  • Туров, Михаил Георгиевич Эвенкийское хозяйство в среднесибирской тайге на рубеже XX века: принципы землепользования , пер. из 2-го российского издания (1990), Серия исследований северных охотников-собирателей 5 , Эдмонтон: CCI Press и Байкальский археологический проект, 2010.
  • Василевич Г.М. и Смоляк А.В. «Эвенки». Народы Сибири. Эд. Стивен Данн. Пер. Скрипта Техника, Инк. Чикаго: Чикагский университет, 1964. 620–54. Распечатать.
  • Витебский, Пирс . Оленеводы: Жизнь с животными и духами в Сибири. Бостон: Houghton Mifflin, 2005. Печать.
  • Вуд, Алан и Р.А. Френч, ред. Развитие Сибири: люди и ресурсы. Нью-Йорк: Св. Мартина, 1989. Печать.

В литературе

[ редактировать ]
  • Чи, Цзыцзянь (2013). «Правобережье реки Эргун» [ Последняя четверть Луны ]. Перевод Хьюмса, Брюса . Харвилл Секер. . [ 46 ]
  • Лось из Эвенки книга с картинками , написанная , Блэккраном Герелчимегом иллюстрированная Джиу Эр , , перевод Хелен Микстер (Greystone Kids, 2019). [ 47 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Китайское правительство использует английское написание Ewenki .
  1. Этнические группы в России. Архивировано 23 декабря 2021 г. в Wayback Machine , перепись 2010 г., Росстат. Проверено 15 февраля 2012 г. (на русском языке).
  2. ^ Перейти обратно: а б «Эвенкийские архивы – Межконтинентальный крик» . Межконтинентальный крик . Архивировано из оригинала 05 января 2018 г. Проверено 30 июня 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МОНГОЛИИ 2015 ГОДА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ» . Национальное статистическое управление Монголии . 20 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 30 июня 2017 г.
  4. ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 17 января 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Эвенки, Солон» (PDF) . Asiaharvest.org . Проверено 17 августа 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Перейти обратно: а б «Эвенки, тунгусы» (PDF) . Asiaharvest.org . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Проверено 17 августа 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Шубин А. Ц. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVIII-XX век). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. С. 64, 65 (in Russian)
  8. ^ Василевич (623)
  9. ^ (Василевич, 624)
  10. ^ (Василевич, 625)
  11. ^ Клоков, К.Б., Хрущев, С.А. (2010). Демографическая динамика коренных малочисленных народов Русского Севера, 1897–2002 гг. Сибирица, 9, 41–65
  12. ^ Вахтин, Н. (1992). Коренные народы Крайнего Севера России. Лондон
  13. ^ Перейти обратно: а б Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 428. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  14. ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
  15. ^ Герольд Дж. Винс «Изменение в этнографии и землепользовании Илийской долины и региона, Китайский Туркестан» , Анналы Ассоциации американских географов, Vol. 59, № 4 (декабрь 1969 г.), стр. 753–775 ( JSTOR ) требуется доступ
  16. ^ Tianshannet / Окно в Синьцзян / Народности, не относящиеся к тюркской группе Tianshannet Archived 2009-04-30 at the Wayback Machine (Window to Xinjiang / Non-Turkic peoples) (in Russian)
  17. ^ Колос, Ошильд; Се, Юаньюань, ред. (2005). Возвращение леса: оленеводы-эвенки из Аолугуя . Книги Бергана. п. 2. ISBN  1-78238-631-9 .
  18. ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 г. (украинский)
  19. ^ (Василевич, 620-1)
  20. ^ (620)
  21. ^ (Василевич, 637).
  22. ^ (Витебский, 31).
  23. ^ (31–32)
  24. ^ (32).
  25. ^ (Василевич, 627)
  26. ^ (Форсайт, 49–50).
  27. ^ (Василевич, 629)
  28. ^ (629).
  29. ^ (Василевич, 641).
  30. ^ (Василевич, 626).
  31. ^ (626)
  32. ^ (Сирина, 24).
  33. ^ (Сирина, 13).
  34. ^ (Фондал, 5)
  35. ^ (Сирина, 30 лет, цитирует Барнарда 1998, Ли 1999, Петерсона 1999)
  36. ^ (Василевич, 624).
  37. ^ (647).
  38. ^ (Василевич 647).
  39. ^ Ричард Нолл и Кун Ши, эвенкийская шаманка Солон и ее маска шамана Абгалди. Шаман, 2007, 15(1–2):167–174.
  40. ^ Нолл, Ричард. «Шаманка Солон Эвенки и ее маска Абагалдая», Шаман (2007), 15 (1–2)» . Академия.edu . Проверено 17 августа 2018 г.
  41. ^ Хейн, Ф. Георг (2007), «Заметки о кровавой мести среди оленей-эвенков Маньчжурии» (PDF) , Asian Folklore Studies , 66 (1/2): 165–178, заархивировано из оригинала (PDF) в 2012 г. 20 марта , получено 12 ноября 2014 г.
  42. ^ Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN   1474-760X . ПМК   6151024 . ПМИД   30241495 .
  43. ^ «Эвенки» . Этнолог.com . Проверено 17 августа 2018 г.
  44. ^ «Краткое исследование алтайской гипотезы» . Linguistics.byu.edu . Проверено 17 августа 2018 г.
  45. ^ «Сектор культуры ЮНЕСКО – нематериальное наследие – Конвенция 2003 г.: Интерактивный атлас ЮНЕСКО языков мира, находящихся под угрозой» . 22 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. Проверено 17 августа 2018 г.
  46. ^ Хьюмс, Брюс (01 февраля 2018 г.). «Последняя четверть Луны» Чи Цзыцзяня: Путеводитель по ссылкам по теме» . Фэй Пяо – Переход от Китая к Африке . Архивировано из оригинала 28 августа 2019 г. Проверено 28 августа 2019 г.
  47. ^ ангуч (27 августа 2019 г.). «85. Лось Эвенки» . Китайские книги для юных читателей . Проверено 28 августа 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 289c4585a8fc028555026b4ca3280ea4__1718811960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/a4/289c4585a8fc028555026b4ca3280ea4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evenki people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)