Сканда Пурана
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Сканда Пурана ( IAST : Skanda Purana) — крупнейшая Мукхьяпурана , жанр восемнадцати индуистских религиозных текстов. [ 1 ] Текст содержит более 81 000 стихов и представляет собой шиваитскую литературу. [ 2 ] назван в честь Сканды , сына Шивы и Парвати (который также известен как Муруган в тамильской литературе). [ 3 ] Хотя текст назван в честь Сканды, он не занимает в этом тексте более или менее заметное место, чем в других Пуранах, связанных с Шивой. [ 3 ] Этот текст стал важным историческим свидетельством и оказал влияние на индуистские традиции и ритуалы, связанные с богом войны Скандой. [ 3 ] [ 4 ]
Самый ранний текст под названием «Сканда-пурана», вероятно, существовал в VIII веке нашей эры. [ 5 ] [ 6 ] но «Сканда-пурана» , дошедшая до наших дней, существует во многих версиях. [ 7 ] Его считают живым текстом, который на протяжении многих веков широко редактировался, создавая множество вариантов. [ 8 ] Общие элементы в различных изданиях энциклопедически охватывают космогонию , мифологию , генеалогию , дхарму , фестивали, геммологию, храмы, географию, обсуждение добродетелей и зла, теологии, а также природы и качеств Шивы как Абсолюта и источника истинного знания. . [ 9 ]
Издания текста Скандапураны также представляют собой энциклопедический путеводитель с дотошным Тиртхой Махатмьей (туристическими путеводителями-паломниками), [ 10 ] содержащий географические местоположения центров паломничества в Индии, Непале и Тибете, а также связанные с ними легенды, притчи, гимны и рассказы. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Эту Махапурану , как и другие, приписывают мудрецу Вьясе .
Дата составления
[ редактировать ]Харапрасад Шастри и Сесил Бендалл старую рукопись «Сканда-пураны» на пальмовых листьях примерно в 1898 году обнаружили в библиотеке Катманду в Непале , написанную шрифтом Гупта . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] основаниях они датировали рукопись VIII веком нашей эры На палеографических . Это говорит о том, что первоначальный текст существовал до этого времени. [ 17 ] Р. Адриансен, Х. Баккер и Х. Исааксон датировали самую старую сохранившуюся рукопись Сканда Пураны на пальмовых листьях 810 годом нашей эры, но Ричард Манн добавляет, что более ранние версии текста, вероятно, существовали в 8 веке нашей эры. [ 5 ] [ 18 ] [ 19 ] Ханс Баккер утверждает, что в тексте указаны святые места и подробности о Читраратхе IV и V веков в Андхра-Прадеше , и, таким образом, он может иметь более раннее происхождение. [ 20 ] Самые старые версии текстов Скандапураны были обнаружены в Гималайском регионе Южной Азии, таком как Непал, и в северо-восточных штатах Индии, таких как Ассам . [ 21 ] Критические издания текста для научных исследований основаны на непальских рукописях. [ 21 ]
Дополнительные тексты позиционируют себя как кханды (разделы) Скандапураны, но они появились после XII века. [ 21 ] Неясно, принадлежали ли их коренные тексты Скандапуране и в некоторых случаях заменяли соответствующие главы оригинала. [ 21 ] Версия самой ранней известной редакции была позже расширена в двух более поздних версиях, а именно в редакциях Ревакханды и Амбикаханды . Единственная сохранившаяся рукопись редакции Реваханды датируется 1682 годом. Четыре сохранившиеся рукописи редакции Амбикаххнды относятся к более позднему периоду и содержат гораздо больше изменений. Юдит Торжок говорит, что подобная редакция этих двух редакций, похоже, была известна Ласхмидхаре, поэтому она существовала до 12 века. [ 19 ] Баллала Сена цитирует содержание, найденное только в этих двух редакциях, поэтому известная в то время версия была похожа на древнюю версию этих двух редакций. [ 22 ]
Существует ряд текстов и рукописей, носящих название «Сканда Пурана» . [ 5 ] Некоторые из этих текстов, за исключением названия, имеют мало общего с известной Скандапураной, датируемой I тысячелетием нашей эры. [ 21 ] В первоначальный текст было внесено несколько дополнений, в результате чего появилось несколько различных версий. Поэтому очень трудно установить точную дату написания «Сканда-пураны». [ 23 ] [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Стилистически « Сканда-пурана» родственна «Махабхарате» , и, похоже, ее составители заимствовали из « Махабхараты» . В обоих текстах используются схожие стандартные фразы и соединения, которых нет в Рамаяне . [ 5 ] Часть мифологии, упомянутой в нынешней версии « Сканда-пураны» , несомненно, относится к периоду после Гуптов и соответствует мифологии средневековой Южной Индии . Это указывает на то, что на протяжении веков к исходному тексту было внесено несколько дополнений. [ 17 ] Например, Каши Кханда приобрела свою нынешнюю форму примерно в середине 13 века нашей эры. [ 24 ] Последняя часть текста могла быть составлена еще в 15 веке нашей эры. [ 23 ]
Содержание
[ редактировать ]Тиртха: Священное паломничество
Весь корпус текстов, считающихся частью « Сканда-пураны», сгруппирован двумя способами. Согласно одной из традиций, они сгруппированы в шесть самхит , каждая из которых состоит из нескольких кханд . Согласно другой традиции, они сгруппированы в семь кханд , каждая из которых названа в честь основного региона или места паломничества. Главы представляют собой Махатмии , или путеводители для туристов-паломников. [ 10 ]
Семь кханд
[ редактировать ]Махешвара Кханда состоит из трех разделов: [ 26 ] [ 27 ]
- Кедара Кханда (35 глав, Кедарнатх Тиртха, регион [ 28 ] север Индии)
- Каумарика Кханда или Кумарика Кханда (66 глав, Махисагара-самгама-тиртха или Камбей , регион паломничества [ 28 ] Западная Индия) и
- Аруначала Кханда или Аруначала Махатмья (37 глав, регион Тируваннамалай Тиртха, [ 28 ] юг Индии), далее разделенный на две части:
- Пурвардха (13 глав) и
- Уттарардха (24 главы)
Вишну Кханда или Вайшнав Кханда состоит из девяти разделов: [ 26 ] [ 27 ]
- Венкатачаламахатмья (40 глав, Тирупати Тиртха, регион [ 28 ] юг Индии)
- Пурушоттамакшетрамахатмья (49 глав, регион Пури Одиша Тиртха, [ 28 ] Восточная Индия)
- Бадарикашрамамахатмья (8 глав, регион Бадринатх Тиртха, [ 29 ] север Индии)
- Карттикамасамахатмья (36 глав)
- Маргаширшамасамахатмья , 17 глав, Матхура Тиртха регион [ 29 ] )
- Бхагаватамахатмья (4 главы)
- Вайшакхамасамахатмья (25 глав)
- Айодхьямахатмья (10 глав, регион Айодхья Тиртха) [ 29 ] ) и
- Васудевамахатмья (32 главы)
Брахма Кханда состоит из трех разделов (в некоторых рукописях — четырех): [ 26 ] [ 27 ]
- Сетумахатмья (52 главы, Рама Сету Тиртха, регион [ 29 ] Тамил Наду и в сторону Шри-Ланки )
- Дхармаранья Кханда (40 глав) и
- Уттара Кханда или Брахмоттара Кханда (22 главы)
Каши Кханда (100 глав, Варанаси и Виндхья- Тиртха). регион [ 30 ] ) делится на две части: [ 26 ] [ 27 ]
- Пурвардха (50 глав) и
- Уттарардха (50 глав)
Авантья Кханда состоит из: [ 26 ]
- Авантикшетрамахатмья (71 глава, регион Удджайн Тиртха) [ 31 ] )
- Чатурашитилингамахатмья (84 главы) и
- Рева Кханда (Считается, что в ней 232 главы, Юрген Нойсс утверждает, что рукописи подтверждают, что на самом деле это оригинальная Рева Кханда из Вайю-пураны , которая была ошибочно включена в Сканда-пурану издательством Венкатешвара Steam Press в 1910 году и во все публикации Сканды после нее. один из «Сканды» состоит из 116 глав. [ 31 ] [ 32 ] )
Нагара Кханда (279 глав) состоит из Тиртха-махатмьи (Хатакешвара-кшетра или регион Ваднагар ). [ 26 ] [ 27 ] [ 33 ]
Прабхаса Кханда (491 глава) состоит из четырех разделов: [ 26 ] [ 27 ]
- Прабхасакшетраматмья (365 глав, регион Саураштра и Соманатха Тиртха, [ 34 ] Западная Индия)
- Вастрапатхакшетрамахатмья (19 глав, регион Гинар- Тиртха) [ 34 ] )
- Арвуда Кханда (63 главы, хребет Аравали, регион Раджастхан Тиртха) [ 34 ] ) и
- Дваракамахатмья (44 главы, регион Дварка Гуджарат Тиртха) [ 34 ] )
Шесть самхит
[ редактировать ]Второй тип разделения « Сканда-пураны» встречается в некоторых текстах, таких как «Халашьямахатмья» «Агастья -самхита» или «Шамкари-самхита» , «Самбхава Канда » «Шамкари-самхита» , «Шивамахатмья-кханда » Сута Самхита и Калика Кханда из Санаткумара Самхиты . Согласно этим текстам, «Сканда-пурана» состоит из шести самхит (разделов):
- Санаткумара Самхита
- Сута Самхита
- Шамкари Самхита
- Вайшнавская Самхита
- « Брахми-самхита» и
- Саура Самхита
Рукописи «Санаткумара -самхита» , « Шамкари-самхита» , « Сута-самхита» и « Саура-самхита» дошли до наших дней. рукопись комментария « Сута-самхите» . к Мадхавачарьи Также доступна [ 26 ] В этих текстах обсуждаются космогония, теология, философские вопросы о добродетелях и пороках, такие вопросы, как что такое зло, происхождение зла, как бороться со злом и лечить его. [ 35 ]
Другие тексты
[ редактировать ]Рукописи нескольких других текстов, претендующих на роль части « Сканда-пураны», найдены частично или полностью. Некоторые из примечательных региональных текстов среди них: Химават Кханда , которая содержит Непаламахатмью (30 глав, регион Непал Тиртха), Канакадри Кханда , Бхима Кханда , Шиварахасья Кханда , Сахьядри Кханда , Айодхья. Кханда , Матхура Кханда и Патала Кханда . [ 26 ]
Каверимахатмья представляет истории и путеводитель для паломников по реке Кавери (Карнатака) и региону Кург-Тиртха. [ 14 ] Вивсамитримахатмья представляет мифологию и путеводитель по региону Вадодара Тиртха. [ 14 ]
В самых старых известных рукописях этого текста, написанных на пальмовых листьях I тысячелетия, упоминаются многие крупные места индуистского паломничества, но не описываются Кайлаш-Манасаровар . [ 16 ] В более поздних версиях это так, особенно в «Манасакханде» . [ 16 ]
Повествования
[ редактировать ]« Сканда -пурана» , как и многие Пураны, включает легенды о жертвоприношении Дакши , печали Шивы, пахтании океана ( Самудра мантан ) и появлении Амриты , историю демона Таракасуры , рождения Богини Парвати, ее преследования Шивы. и ее брак с Господом Шивой, среди прочего.
Основная цель текста Скандапураны, утверждает Ханс Баккер, - освятить географию и ландшафт Южной Азии, а также узаконить региональные шиваитские общины по всей стране в том виде, в каком они существовали на момент выпуска издания. [ 36 ] Текст отражает политическую неопределенность, конкуренцию с вайшнавами и культурное развитие индусов пашупата в периоды его написания. [ 37 ]
Рукописи
[ редактировать ]Рукописи Сканда Пураны были найдены в Непале, Тамилнаду ( тамильский : கந்து पुरानाम) и других частях Индии. [ 5 ] « Сканда -пурана» — одна из старейших датированных рукописей, обнаруженных в Непале. Рукопись текста на пальмовом листе хранится в Национальном архиве Непала (NAK 2–229), а его цифровая версия заархивирована Непальско-немецким проектом по сохранению рукописей (NGMCP B 11–4). Вполне вероятно, что рукопись была скопирована писцом в понедельник, 10 марта 811 г. н.э., хотя с этой датой существует некоторая неопределенность, поскольку самват этой рукописи неясен. [ 38 ] Майкл Витцель датирует эту непальскую рукопись примерно 810 годом нашей эры. [ 38 ] [ 39 ] Эта рукопись была обнаружена как один из семи различных текстов, связанных вместе. В группу вошли четырнадцать рукописей, в основном буддийских, шесть из которых являются очень старыми Саддхарма Пундарика Сутры рукописями , один Упалисутры , один китайский буддийский текст и один буддийский текст ямаки Бхаттикавья . « Сканда-пурана» , найденная в этом сборнике рукописей, написана переходным шрифтом Гупта на санскрите. [ 38 ]
Издание 1910 года включало семь кханд (частей): Махешвара , Вишну или Вайшнав , Брахма, Каши , Авантья , Нагара и Прабхаса . [ 26 ] В 1999–2003 годах английский перевод этого текста был опубликован издательством Motilal Banarsidass , Нью-Дели, в 23 томах. Этот перевод также основан на тексте, разделенном на семь кханд .
Критическое издание
[ редактировать ]Сканда Пурана , т. I, главы 1–25, под редакцией Роба Адриансена, Ханса Т. Баккера и Харунаги Исааксона, 1998 г.; том. IIа, главы 26-31.14, изд. Ханс Т. Баккер и Харунага Исааксон, 2005 г.; том. IIб, главы 31-52, изд. Ханс Т. Баккер, Питер К. Бишоп и Юко Ёкочи, 2014 г.; том. III, главы 34.1-61, 53-69, изд. Юко Ёкочи, 2013. Приложение к Groningen Oriental Studies , Гронинген: Эгберт Форстен и Лейден: Brill.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганеш Васудео Тагаре (1996). Исследования Сканда Пураны . Опубликовано Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-1260-3
- ^ Баккер 2014 , стр. 4–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Роше, 1986 , стр. 114, 229–238.
- ^ К.К. Куруккал (1961), Исследование культа Карттикеи, отраженное в эпосе и Пуранах, Обзор Цейлонского университета, Vol. 19, страницы 131-138
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ричард Д. Манн (2011). Возвышение Махасены . БРИЛЛ. п. 187. ИСБН 9789004218864 .
- ^ Баккер 2014 , стр. 1–3.
- ^ Перейти обратно: а б Донигер 1993 , стр. 59–83.
- ^ Венди Донигер. Об индуизме . Издательство Оксфордского университета. п. 234.
Конечно, разные части Сканда-пурана добавлялись в разные периоды, и разные традиции, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких столетий, были объединены в настоящей редакции. Текст часто выдает свое неоднозначное прошлое, несмотря на постоянные попытки интегрировать каждую новую точку зрения. Но в этом его сила, а не слабость. «Сканда-пурана» в действительности является живой пураной, одной из немногих Пуран, дошедших до нас на санскрите, и, конечно же, одной из самых популярных.
- ^ Роше 1986 , стр. 234–238.
- ^ Перейти обратно: а б Глюклих 2008 , с. 146, Цитата: Самые ранние рекламные работы, ориентированные на туристов той эпохи, назывались махатмьями .
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1998). Священное место . Академик Блумсбери. п. 68. ИСБН 978-0-8264-5303-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Кришан Шарма; Анил Кишор Синха; Биджон Гопал Банерджи (2009). Антропологические аспекты паломничества . Северный книжный центр. стр. 3–5. ISBN 978-81-89091-09-5 .
- ^ Виджай Натх (2007), Пуранические тиртхи: исследование их местного происхождения и трансформации (в основном на основе «Сканда-пураны») , Indian Historical Review, Vol. 34, выпуск 1, страницы 1–46.
- ^ Перейти обратно: а б с Роше 1986 , с. 237.
- ^ Округ Колумбия Сиркар (1965). Индийская эпиграфика . Мотилал Банарсидасс. п. 63.ISBN 978-81-208-1166-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Алекс Маккей (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . БРИЛЛ. стр. 134–143. ISBN 978-9004306189 .
- ^ Перейти обратно: а б Фред В. Клоти (1978). Многоликий Мурукан . Вальтер де Грюйтер. п. 224. ИСБН 9789027976321 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Роше 1986 , стр. 229–231.
- ^ Перейти обратно: а б Ханс Баккер, изд. (2004). «Три главы шиваитского материала добавлены к самой ранней известной редакции Сканда Пураны» . Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. стр. 17–18. ISBN 9788120820494 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Баккер 2014 , стр. 3-4 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ханс Баккер (2004). «Структура Варанасимахатмии в Скандапуране 26-3 ». Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 2–3. ISBN 9788120820494 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Юко Ёкоти (2004). «Отношения между Скандапураной и Авантьакандой » Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. п. 79. ИСБН 9788120820494 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Джейкобс (2015). Фонд «Искусство Жизни» . Эшгейт. п. 139. ИСБН 9781472412683 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Джонатан П. Парри (1994). Смерть в Банарасе . Издательство Кембриджского университета. п. 272. ИСБН 9780521466257 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Джеффри Уоринг Мо (1997). Паломники на индуистской Святой Земле: Священные святыни индийских Гималаев . Книга сессий Trust. п. 7. ISBN 978-1-85072-190-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шастри, П. (1995) Введение в Пураны , Нью-Дели: Раштрия санскрит Санстан, стр. 118–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роше 1986 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роше 1986 , с. 230.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роше 1986 , с. 231.
- ^ Роше 1986 , стр. 232–233.
- ^ Перейти обратно: а б Роше 1986 , с. 233.
- ^ Юрген Нойсс, Оливер Хеллвиг, Реваканда из Ваюпураны. Архивировано 30 июня 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Мехта, Р.Н. (1968). Египет, Южная Каролина (ред.). «Нагаракханда - Исследование». Гуманитарные науки. Журнал Университета Махараджи Саяджирао в Бароде . XVII (1). Барода: 103–128.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роше 1986 , с. 234.
- ^ Роше 1986 , с. 236-237.
- ^ Баккер 2014 , стр. 10–11.
- ^ Баккер 2014 , стр. 11–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Кенго Харимото (2011). «В поисках древнейшей непальской рукописи». Журнал востоковедения . 84 :85–90. ;
38-5 Саддхармапундарика (сутра). Архивировано 29 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Гамбургский университет, Германия. - ^ М. Витцель (1986). «Об архетипе Махабхасьи Пантанджали». Индо-иранский журнал . 29 : 249–259.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Баккер, Ганс (2014). Мир Скандапураны . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-27714-4 .
- Донигер, Венди, изд. (1993). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1382-9 .
- Глюклих, Ариэль (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971825-2 .
- Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каур, Джагдиш (1979). «Библиографические источники по гималайским паломничествам и исследованиям туризма: Уттаракханд». Туристско-рекреационные исследования . 4 (1): 13–16. дои : 10.1080/02508281.1979.11014968 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корректура Сканда Пураны (полный) английский перевод Г.В. Тагаре, 1950 г. (включая глоссарий и диакритические знаки IAST)
- Оригинальный санскритский текст
- Отрывки из Сканда Пураны
- Проект Скандапурана
- Скандапурана : Деванагари , Инициатива САРИТ, ПК Бишоп
- Полная Сканда Пурана. Полные 20 томов Сканда Пураны. Английский перевод Г. В. Тагаре, 1950 г.