Jump to content

Хоукер Сиддей Харриер

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлен от Hawker Siddeley Harrier Gr.3 )

Harrier Gr.1, Gr.3
AV-8A/C Harrier, AV-8S Matador
Харриер летит над авианосцем внизу.
AV-8S Matador в полете
Общая информация
Тип V/ stol
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хоукер Сиддей
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевские ВВС (исторические)
Корпус морской пехоты США (исторический)
Испанский флот (исторический)
Королевский тайский флот (исторический)
Номер построен 278 [ 1 ]
История
Производится 1967–1970 гг
Дата введения 1 апреля 1969 года [ 2 ]
Первый полет 28 декабря 1967 года
Ушедший на пенсию 2006
Разработан из Hawker Siddeley P.1127 /Kestrel
Превратился в Британское аэрокосмическое море Harrier
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II
Британский аэрокосмический Harrier II

Hawker Siddeley Harrier -британский атакующий самолет, разработанный и производимый британской аэрокосмической компанией Hawker Siddeley . Это были первые оперативные наземные атаки и разведывательные самолеты с возможностями вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL), а также единственным действительно успешным дизайном V/Stol в его эпохе.

Это была первая из серии самолетов Harrier , которая разрабатывалась непосредственно с самолета прототипа Hawker Siddeley Kestrel после отмены более продвинутых сверхзвуковых самолетов, Hawker Siddeley P.1154 . В середине 1960 -х годов ) RAF британское правительство приказало британскому правительству ( . Harrier GR.1 совершил свой первый рейс 28 декабря 1967 года и вступил в службу в RAF в апреле 1969 года. В течение 1970-х годов Соединенные Штаты решили закупить самолет как AV-8A ; Он управлял Корпусом морской пехоты США (USMC).

Представленные на службу среди холодной войны , RAF позиционировал большую часть своих борильментов по всей Западной Германии , чтобы защитить от потенциального вторжения в Западную Европу силами Варшавы ; Уникальные способности Харриера позволили ВВС разогнать свои силы от уязвимых авиабаз. USMC использовал свои бортовые в первую очередь для поддержки тесного воздуха , работающих на амфибийных штурмовых кораблях , и, при необходимости, направленные операционные базы . Эквадрильи Харриер увидели несколько развертываний за рубежом. Его способность работать с минимальными наземными средствами и очень короткими взлетно-посадочными полосами позволила использовать в местах, недоступных для других самолетов с фиксированным крылом. Харриер получил критику за то, что он имел высокий уровень аварий и за трудоемкий процесс обслуживания.

В 1970 -х годах Британский аэрокосмический море Harrier был разработан от Harrier для использования Королевским флотом (RN) на непобедимого класса авианосцах . И Морский Харриер, и Харриер сражались в войне Фолклендских островов 1982 года , в которой самолет оказался решающим и универсальным. RN Sea Harriers обеспечили противовоздушную оборону, в то время как Harriers RAF сосредоточились на миссиях по атаке в поддержку продвигающихся британских земельных сил. Харриер также был тщательно переработан как AV-8B Harrier II и British Aerospace Harrier II командой Макдоннелла Дугласа и Британской аэрокосмической промышленности . В конце 1980-х и 1990-х годов самолеты первого поколения были постепенно заменены более новым Harrier IIS.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Дизайн Харриера был получен из Hawker P.1127 . До разработки P.1127 самолеты Hawker работали над заменой Hawker Hunter , The Hawker P.1121 . [ 3 ] P.1121 был отменен после освобождения британского правительства в 1957 году , которая выступала за политический переход от пилотируемых самолетов и к ракетам. Эта политика привела к прекращению большинства проектов по развитию самолетов, которые тогда начались для британских военных. [ 4 ] Hawker стремился быстро перейти к новому проекту и заинтересовался самолетом вертикального сбора/посадки (VTOL), который не нуждался в взлетно -посадочных полосах. [ N 1 ] По словам главного маршала воздуха сэром Патриком Хайном, этот интерес, возможно, был стимулирован наличием требования персонала Air 345, которое требовало истребителя по атаке V/Stol для Королевских ВВС. [ 6 ]

Проектные работы на P.1127 были официально начаты в 1957 году сэром Сидни Каммом , Ральфом Хупера из Hawker Aircraft и Stanley Hooker (позже сэр Стэнли Хукер) из компании Bristol Engine . [ 7 ] Тесное сотрудничество между Hawker, компанией Airframe и Bristol, компанией по двигателю, было рассмотрено инженером проекта Гордоном Льюисом как одним из ключевых факторов, которые позволили развитию Харриера продолжаться, несмотря на технические препятствия и политические неудачи. [ 8 ] Вместо того, чтобы использовать роторы или прямой струйную тягу, у P.1127 был инновационный с перемещением турбовененный двигатель , Pegasus . Пегас я был оценен в 9000 фунтов (40 кН) тяги и впервые пробежал в сентябре 1959 года. [ 9 ] Контракт на два прототипа развития был подписан в июне 1960 года, а первый рейс последовал в октябре 1960 года. [ 9 ] Из шести построенных прототипов три разбились, в том числе один во время воздушного дисплея на авиасалоне 1963 года . [ 10 ]

Трехсторонняя оценка

[ редактировать ]
Самолет приземлился на взлетно -посадочной полосе
Hawker Siddeley XV-6A Kestrel в поздней ВВС США маркировке

В 1961 году Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Западная Германия совместно согласились приобрести девять самолетов, разработанных с P.1127, для оценки эффективности и потенциала самолетов V/Stol. Эти самолеты были построены Hawker Siddeley и были обозначены Kestrel FGA.1 Великобританией. [ 11 ] Кэструль был строго оценочным самолетом, и для сэкономить деньги двигатель Pegasus 5 не был полностью разработан, как предполагалось, имея только 15 000 фунтов (67 кН) тяги вместо прогнозируемых 18 200 фунтов (81 кН). [ 11 ] Трехсторонняя оценка эскадрильи насчитывала десять пилотов; по четыре из Великобритании и США и два из Западной Германии. [ 11 ] Первый рейс Kestrel состоялся 7 марта 1964 года. [ 12 ]

В общей сложности 960 вылетов были сделаны во время испытаний, в том числе 1366 взлетов и посадков, к концу оценки в ноябре 1965 года. [ 13 ] [ 14 ] Один самолет был уничтожен в результате несчастного случая, а шесть других были переведены в Соединенные Штаты, назначили назначение США XV-6A Kestrel и прошли дальнейшие испытания. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Два оставшихся британских кестрели были назначены для дальнейших испытаний и экспериментов в Рей Бедфорде, причем один из них был изменен для использования всплывшего двигателя Pegasus 6. [ 18 ]

Во время разработки P.1127 Hawker и Bristol также проделали значительные работы по разработке над сверхзвуковой версией, The Hawker Siddeley P.1154, для удовлетворения требований организации Северной Атлантической организации (NATO), выданного для такого самолета. [ 19 ] В дизайне использовался один двигатель Bristol Siddeley BS100 с четырьмя поворотными форсунками, похожим на P.1127, и требовал использования сжигания камеры Plenum (PCB) для достижения сверхзвуковых скоростей. [ 20 ] P.1154 выиграл конкуренцию, чтобы удовлетворить требования против сильной конкуренции со стороны других производителей самолетов, таких как Dassault Aviation Mirage IIIV . Французское правительство не приняло решение и не удалось; Требование НАТО было отменено вскоре после 1965 года. [ 21 ] [ N 2 ]

Королевские ВВС и Королевский флот планировали разработать и представить сверхзвуковую P.1154 независимо от отмененного требования НАТО. Эти амбиции были осложнены противоречивыми требованиями между двумя службами, в то время как RAF хотел низкоуровневого сверхзвукового удара, военно-морской флот искал истребителя противовоздушной обороны с двумя двигателями . [ 23 ] После выборов лейбористского правительства 1964 года P.1154 был отменен, так как Королевский флот уже начал закупку McDonnell Douglas Phantom II , а RAF придает большее значение BAC TSR-2 . постоянному развитию [ 23 ] Работа продолжалась над элементами проекта, таких как сверхзвуковая плата, оснащенный PEGASUS Engine, с намерением разработать будущий вариант Harrier на десятилетия после отмены. [ 24 ] [ N 3 ]

Харриер на палубе небольшого авианосца, с носовым колесом с палубы
AV-8C Harrier взлетает с амфибийного транспортного дока корабля

Производство

[ редактировать ]

После краха развития P.1154 RAF начал рассматривать вопрос о простом обновлении существующей дозвуковой вечеринки и выданных требования ASR 384 для самолета V/Stol Ground Attack. [ 23 ] В 1965 году Hawker Siddeley получил приказ на шесть самолетов с предварительным производством, назначенный с.1127 (RAF) , из которого первый совершил свой первый полет 31 августа 1966 года. [ 26 ] Заказ на 60 производственных самолетов, обозначенный как Harrier Gr.1, был получен в начале 1967 года. [ 27 ] [ 28 ] Самолет был назван в честь Харриера , маленькой хищной птицы. [ 29 ]

Harrier GR.1 совершил свой первый рейс 28 декабря 1967 года, и он официально поступил на службу в RAF 1 апреля 1969 года. [ 30 ] Самолет был построен на двух фабриках - один в Кингстоне на Темзе , Юго -Запад Лондона, а другой на аэродроме Dunsfold , Суррей - и проходил первоначальные испытания в Dunsfold. [ 31 ] ТЕХНИКА SKI-JUMP для запуска Harriers из авианосцев Королевского флота была тщательно испытана в RNAS Yeovilton с 1977 года. После этих испытаний лыжные прыжки были добавлены на полевые палубы всех носителей RN с 1979 Военно -морской флот, Морский Харриер. [ 32 ] [ 33 ]

В конце 1960 -х годов британские и американские правительства провели переговоры по производству Harriers в Соединенных Штатах. Хоукер Сиддей и Макдоннелл Дуглас сформировал партнерство в 1969 году в подготовке к американскому производству, [ 34 ] Но конгрессмен Мендель Риверс и Комитет по ассигнованиям Палаты представителей постановили, что было бы дешевле производить AV-8A на ранее существовавших производственных линиях в Соединенном Королевстве-следовательно, все AV-8A Harriers были приобретены у Hawker Siddeley. [ 34 ] Улучшенные версии Harrier с лучшими датчиками и более мощными двигателями были разработаны в последующие годы. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] USMC получил 102 AV-8A и 8 TAV-8A Harriers в период с 1971 по 1976 год. [ 38 ]

Харриер обычно использовался в качестве самолета на земле атаки, хотя его маневренность также позволяет ему эффективно задействовать другие самолеты на короткие диапазоны. [ 39 ] Harrier оснащен одним двигателем Pegasus турбовентированным , установленным в фюзеляже. Двигатель оснащен двумя воздушными приемами и четырьмя векторными сопла для направления генерируемой тяги: два для обходного потока и два для выхлопа струи. Несколько небольших реакционных сопла также установлены в носу, хвосте и крылах, с целью балансировки во время вертикального полета. [ 40 ] У него есть два единицы шасси на фюзеляже и два единицы шасси с авергригером, по одному рядом с каждой кончиком крыла. [ 41 ] Harrier оснащен четырьмя крылами и тремя пилонами фюзеляжа для перевозки разнообразного оружия и внешних топливных баков. [ 42 ]

Harrier в полете, с большим оружием внизу.
RAF Harrier GR.1, в аренде USMC, демонстрируя его нижнюю сторону с полной нагрузкой бомб.

Кэструль и Харриер были похожи по внешнему виду, хотя примерно 90 процентов планера пустрела были перепроектированы для Харриера. [ 43 ] Харриер был оснащен более мощным двигателем Pegasus 6; Новые воздухозаборники со вспомогательными дверями были добавлены для производства требуемого воздушного потока на низкой скорости. Его крыло было модифицировано для увеличения площади, и шасси было укреплено. Было установлено несколько жестких точек , два под каждым крылом и по одной под фюзеляжем; Две 30 мм (1,2 дюйма) Aden Cannon Gun Pod также могут быть установлены на нижней стороне фюзеляжа. Харриер был оснащен обновленной авионикой для замены основных систем, используемых в пустельке; [ N 4 ] Система навигационной атаки, включающая систему инерциальной навигации , первоначально для P.1154, была установлена, и информация была представлена ​​пилоту с помощью головного дисплея и отображения движущейся карты. [ 45 ] [ 46 ]

Способности VTOL Harrier позволили его развернуть из очень мелких приготовленных поляков или вертолетов, а также от обычных аэродромов. [ N 5 ] Считалось, что в конфликте высокой интенсивности воздушные базы будут уязвимы и, вероятно, будут быстро выбиты. [ N 6 ] Возможность разбросить эскадрильи Harrier на десятки небольших «настороженных прокладок» на фронте высоко ценили военные стратеги, а USMC приобрел самолет из -за этой способности. [ 49 ] [ N 7 ] Hawker Siddeley отметил, что операция STOL предоставляет дополнительные преимущества в отношении эксплуатации VTOL, экономия топлива и позволяя самолету носить больше боеприпасов. [ 51 ]

Я до сих пор не верю Харрие. Подумайте о миллионах, которые были потрачены на VTO в Америке и России, и довольно много в Европе, и все же единственное вертикальное самолеты, которое вы можете назвать успехом,-это Harrier. Когда я увидел, как Харриер парят и летел назад под контролем, я считал, что видел все. И не сложно летать.

Харриер, работая на протяжении многих десятилетий в различных формах, подвергался критике по нескольким вопросам; В частности, высокий уровень аварий , хотя Нордин отмечает, что несколько обычных одномолетных ударов, таких как Douglas A-4 Skyhawk и LTV A-7 Corsair II, имели худшие результаты. [ 53 ] В 2003 году Los Angeles Times сообщила, что Harrier "... накопил самый высокий уровень аварий на любом военном самолете, который сейчас находится на службе. Сорок пять морских пехотинцев погибли в 148 несчастных случаях". [ 54 ] Полковник Ли Булланд из USMC объявил, что обслуживание Харриера является «вызовом»; Необходимость удаления крыльев перед выполнением большинства работ над двигателем, включая замену двигателя, означала, что Харриеру потребовалось значительное человеко-часы в техническом обслуживании, больше, чем большинство самолетов. Однако Буланэнд отметил, что трудности с техническим обслуживанием были неизбежны для создания самолета V/STOL. [ 55 ]

Двигатель

[ редактировать ]
Авиационный двигатель, частично обнаруженный как выставка
Двигатель Rolls-Royce Pegasus.

Пегас -турбовентный реактивный двигатель, разработанный в тандеме с P.1127, затем Harrier, был разработан специально для маневрирования V/Stol. Bristol Siddeley разработал его из своего предыдущего обычного турбовентивного двигателя Orpheus в качестве ядра с лопатками с компрессором Olympus для вентилятора. Уталяние двигателя направлено через четыре вращающихся сопел. [ 56 ] Двигатель оснащен для впрыска воды , чтобы повысить тягу и производительность взлета в условиях горячей и высокой высоты; В обычных операциях V/STOL система будет использоваться при посадке вертикально с тяжелым оружием. [ 57 ] Функция впрыска воды изначально была добавлена ​​после вклада полковника ВВС США Билла Чепмена, который работал в команде по развитию взаимного оружия. [ 58 ] Инъекция воды была необходима для получения максимальной тяги, хотя бы в течение ограниченного времени, и обычно использовалась во время посадки, особенно при высоких температурах окружающей среды. [ 55 ]

Самолет первоначально был включен двигателем Pegasus 6, который был заменен более мощным Pegasus 11 во время процесса обновления Harrier GR.1 до GR.3. [ 59 ] Основное внимание на протяжении всего развития двигателя было уделено достижению высокой производительности с максимально небольшим весом, как можно меньше, [ 59 ] сдерживается количеством доступного финансирования. [ 11 ] После записи Харриера для обслуживания фокус переключился на повышение надежности и продление срока службы двигателя; [ 57 ] Формальная совместная программа поддержки США-Пегаса, работающая в течение многих лет, и потратила годовой бюджет на 3 миллиона фунтов стерлингов на улучшение двигателя. [ 59 ] Было выпущено несколько вариантов; Последним является Pegasus 11–61 ( MK 107), который обеспечивает тягу 23 800 фунтов (106 кН), больше, чем любой предыдущий двигатель. [ 60 ]

Управление и обработка

[ редактировать ]
Содзл гарриера, используемый для направления тяги двигателя
Упорная вектора
Расположение сопла
Места четырех сопел по бокам двигателя

Харриер был описан пилотами как «неумолимый». [ 61 ] Самолет способен как к прямому полету (где он ведет себя в виде типичного самолета с фиксированным крылом выше скорости прилавка ), так и маневров VTOL и STOL (где традиционные поверхности подъема и управления бесполезны), требующие навыков и технических Знания обычно связаны с вертолетами. Большинство услуг требуют большой способности и обширной подготовки для пилотов Harrier, а также опыта в пилотировании оба типа самолетов. Пилоты -стажеры часто получают из высокопроизводительных и квалифицированных пилотов вертолетов. [ N 8 ] [ 12 ]

В дополнение к обычным управлению полетом, у Harrier есть рычаг для управления направлением четырех векторизационных форсунок. Старшие офицеры RAF рассматривают как значительный успех в дизайне, который для обеспечения и контроля вертикального полета самолета требовал только одного рычага, добавленного в кабину. [ 62 ] Для горизонтального полета форсунки направляются назад, перемещая рычаг в прямое положение; Для коротких или вертикальных взлетов и посадков рычаг отстраняется, чтобы указать на сопели вниз. [ 63 ] [ 64 ]

У Harrier есть два элемента управления, не найденные в обычных самолетах с фиксированным крылом: вектор тяги и система управления реакцией . Вектор тяги относится к наклону четырех форсунок двигателя и может быть установлен между 0 ° (горизонтальный, указывая непосредственно назад) и 98 ° (указывая вниз и слегка вперед). Вектор на 90 ° обычно развертывается для маневрирования VTOL. Контроль реакции достигается путем манипулирования контрольной палочкой и схож по действию с циклическим контролем вертолета. Несмотря на то, что они не имеют отношения к режиму прямого полета, эти элементы управления необходимы во время маневров VTOL и STOL. [ 65 ]

Направление ветра является критическим фактором в маневрах VTOL. Процедура вертикального взлета включает в себя лицо самолета на ветер. Вектор тяги устанавливается на 90 °, а дроссельная заслонка поднимается до максимума, после чего самолет покидает землю. Дроссель обрезается до тех пор, пока на желаемой высоте не будет достигнуто состояние падения. [ 51 ] Процедура с коротким сбором включает в себя выполнение нормального взлета и затем применение вектора тяги (менее 90 °) на скорости взлетно-посадочной полосы ниже нормальной скорости взлета; Обычно точка применения составляет около 65 узлов (120 км/ч). Для более низких скоростей взлета вектор тяги больше. [ 62 ] Система управления реакцией включает в себя двигатели в ключевых точках фюзеляжа и носа самолета, а также на крылах. Уклон с двигателя может быть временно сифонирован для управления и коррекции шага и рулона самолета во время вертикального полета. [ 66 ]

Вращение насадных форсунок с перемещением в позицию, выходящую перед собой вперед во время обычного полета, называется векторинг в прямом полете или «визинг». Это тактика борьбы с собаками , позволяющая сделать больше внезапного торможения и более высоких показателей поворота. Торможение может привести к тому, что преследование самолета преодолевает и представлена ​​в качестве цели для Harrier, которого он преследовал, боевой метод, официально разработанный USMC для Harrier в начале 1970 -х годов. [ 67 ] [ 68 ]

Различия между версиями

[ редактировать ]

Двумя крупнейшими пользователями Harrier были Королевские ВВС и Корпус морской пехоты США (USMC). Экспортируемая модель самолета, управляемого USMC, была обозначена AV-8A Harrier, которая была в целом похожа на Harrier GR.1 RAF. [ 69 ] Изменения включали удаление всех компонентов магния, которые быстро коррозировали в море, а также интеграцию американских радиоприемников и идентификационных друзей или систем врага (IFF); Кроме того, внешние пилоны, в отличие от самолета RAF, были спроектированы из доставки, оборудованной самооборостойкой AIM-9 Sidewinder, ищущей ракеты с воздухом-воздушным воздухом. [ 38 ] Большинство AV-8A были доставлены с более мощным двигателем Pegasus, используемым в GR.3 вместо того, что использовалось в более раннем GR.1. [ 69 ] Двухместные борильщики были эксплуатированы для учебных целей; Тело было растянуто, и добавил более высокий хвостовой плавник. [ 70 ] RAF, обучающийся в версиях T.2 и T.4, в то время как T.4N и T.8 были обучающими версии морского бортового военно -морского флота с соответствующими фитингами. [ 71 ] США и Испания управляли TAV-8A и TAV-8, соответственно. [ 72 ] [ 73 ]

Все RAF GR.1S и начальные AV-8AS были оснащены инерционным навигационным навигационным набором Ferranti FE541, но они были заменены в USMC Harriers более простым интерфейсом/оружием, нацеленным на компьютер, чтобы помочь быстрое переключение между миссиями. Сиденья для выброса Мартина-Бейкер также были заменены Steancel SEU-3A в американском самолете. [ 74 ] [ 75 ] В RAF были обновлены самолеты GR.1 до стандарта GR.3, в котором были представлены улучшенные датчики, лазерный трекер, установленный на носу, интеграцию систем электронных контрмеров (ECM) и еще один модернизированный Pegasus MK 103. [ 35 ] [ 36 ] USMC обновил свой AV-8AS до конфигурации AV-8C; Эта программа включала установку оборудования ECM и добавление новой инерционной навигационной системы в авионику самолета. Существенными изменениями были устройства улучшения подъема, чтобы повысить производительность VTOL; В то же время несколько компонентов планера были восстановлены или заменены, чтобы продлить срок службы самолета. [ 37 ] Испании, обозначенные AV-8S или VA.1 Matador для одноэтажных и TAV-8S или VAE.1 для двухместных, были почти идентичны USMC Harriers, отличающимися только в установленных радиостанциях. [ 76 ]

Королевского флота Авиационная рука Флота (FAA) управляла существенно модифицированным вариантом Harrier, британского аэрокосмического моря Harrier . Морский Harrier был предназначен для множества военно -морских ролей и был оснащен радарами и ракету для боковых сил для воздушных боевых обязанностей в рамках противовоздушной обороны флота . [ N 9 ] Sea Harrier также был оснащен навигационными средствами для посадков для носителей, модификациями для снижения коррозии морской водой и приподнятой кабиной с пузырькой, покрытой канопией для лучшей видимости. [ 77 ] [ 78 ] Самолеты были позже оснащены для использования AIM-120 Amraam за пределами визуального диапазона зенитных ракет и более продвинутых радаров Blue Vixen для более длительного сбора боя с воздухом-воздушным, а также ракет Sea Eagle для проведения анти-коорных миссий. [ 79 ]

McDonnell Douglas AV-8B Harrier II является последним вариантом Harrier, серией второго поколения, которая заменит первое поколение Jets Harrier Jets, уже в эксплуатации; Все вышеперечисленные варианты Харриера в основном были в отставке, а Харриер II занимал свое место в RAF, USMC и FAA. В 1970 -х годах Соединенное Королевство рассмотрело два варианта замены своих существующих Harriers: присоединение к Макдоннеллу Дугласу (MDC) в разработке Bae Harrier II или независимое развитие «большого крыла» Harrier. Это предложение увеличило бы площадь крыла с 200 до 250 квадратных футов (от 19 до 23 м. 2 ), позволяя значительно увеличить нагрузку на оружие и внутренние запасы топлива. [ 80 ] Вариант сотрудничества с MDC был выбран в 1982 году по сравнению с более рискованным изолированным подходом. [ 81 ] Первоначальный Harrier служил основой для Британского аэрокосмического моря Harrier, так как он должен был выполнить роль истребителя. [ Цитация необходима ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Королевские ВВС

[ редактировать ]

Первая эскадрилья RAF, которая была оснащена эскадрилья № 1 Harrier GR.1 , начала конвертировать в самолет в RAF Wittering в апреле 1969 года. [ 23 ] [ 82 ] Ранней демонстрацией возможностей Харриера стало участие двух самолетов в гонке Daily Mail Transatlantic Air в мае 1969 года, пролетав между железнодорожным вокзалом St Pancras , Лондоном и центральным Манхэттеном с использованием воздушной заправки. Харриер завершил путешествие через 6 часов 11 минут. [ 83 ] [ 84 ] Две эскадрильи Харриера были созданы в 1970 году на авиабазе ВВС в Вильденрате, чтобы стать частью его ВВС в Германии ; Еще одна эскадрилья была сформирована там два года спустя. В 1977 году эти три эскадрильи были перемещены на авиабазу в Гютерслу , ближе к предполагаемой линии фронта в случае вспышки европейской войны. Одна из эскадрильи была расформирована, а его самолет распространялся между двумя другими. [ 85 ]

Харриер на аэродроме
№ 1453 Flight Harrier GR.3 в аэропорту Стэнли в 1984 году

В обслуживании RAF Harrier использовался в поддержке Air (CAS), разведке и других ролях на земле. Гибкость Харриера привела к долгосрочному тяжелому развертыванию в Западной Германии в качестве обычного сдерживающего фактора и потенциального удара против советской агрессии; Из замаскированных грубых оснований Harrier должен был начать атаки на продвинутые колонны брони из Восточной Германии . [ 86 ] Харриеры также были развернуты на базах в Норвегии и Белизе , бывшей британской колонии. [ 86 ] Эскадрилья № 1 была специально предназначена для норвежских операций в случае войны, действующей в рамках союзников Северной Европы . Возможности Харриера были необходимы в развертывании Белиза , так как это был единственный боевой самолет RAF, способный безопасно работать с короткой взлетно -посадочной полосы аэропорта; [ 87 ] Британские войска были размещены в Белизе в течение нескольких лет из -за напряженности по поводу гватемальской претензии на территорию Белиза; Силы были отозваны в 1993 году, через два года после того, как Гватемала признала независимость Белиза. [ 88 ]

В войне Фолклендс ( испанский : Герра де Лас Малвинс ) в 1982 году 10 Harrier Gr.3 из эскадрильи № 1 работали от авианосца HMS Hermes . [ 89 ] Поскольку RAF Harrier GR.3 не был разработан для военно -морского обслуживания, 10 самолетов пришлось быстро модифицировать до отъезда целевой группы. Были применены специальные герметики против коррозии, и была разработана новая инерционная помощь, основанная на палубе, чтобы позволить RAF Harrier приземлиться на носителе так же легко, как и морский Harrier. [ 90 ] Также были установлены транспондеры , чтобы направлять самолеты к перевозчикам во время ночных операций, а также вспышки и диспенсеры . [ 91 ]

Поскольку на перевозчиках было мало места, два реквизиционных торговых контейнерных корабля, атлантического конвейера и атлантического происхождения , были изменены с помощью временных полетов полетов и использовались для перевозки Harriers и вертолетов в Южную Атлантику. [ 92 ] Harrier Gr.3s сосредоточился на обеспечении тесной авиации подземных сил на Фолклендах и атаке аргентинских позиций; Подавление вражеской артиллерии часто было высоким приоритетом. [ 93 ] [ 94 ] Морские боршки также использовались в войне, в первую очередь, проводя авозную оборону флота и боевые воздушные патрули против угрозы нападения на аргентинских бойцов. [ 92 ] Тем не менее, как морские, так и Harrier Gr.3 использовались в миссиях по атаке на главном аэродроме и взлетно-посадочной полосе в Стэнли . [ 95 ]

Если бы большинство морских гарриер были потеряны, GR.3 заменил бы их в обязанностях воздушного патруля, хотя Harrier GR.3 не был предназначен для операций ПВО; Таким образом, у GR.3 быстро были модифицированы свои подвесные пилоны для взять ракеты с воздухом-эфиром. [ 90 ] С 10 по 24 мая 1982 года, до того, как британские силы приземлились в Фолклендах, отряд из трех гр. 3s обеспечил противовоздушную оборону для Остров Вознесения , пока три фантомных IIS F-4 не прибыли, чтобы взять на себя эту ответственность. [ 96 ] Во время войны с Фолклендами самыми большими угрозами для Харриеров считались ракеты поверхности-воздух (SAMS) и стреляющий оружие от земли. [ 97 ] В общей сложности четыре Harrier GR.3 и шесть морских борбиров были потеряны из -за наземного пожара, несчастных случаев или механического сбоя. [ 98 ] более 2000 вылетов Harrier, эквивалентных шестью вылетами в день на самолет. Во время конфликта было проведено [ 99 ]

Харриер хранится на аэродроме
RAF Harrier GR.3 в Белизе, 1990

После войны с Фолклендами Британская аэрокосмическая промышленность исследовала Skyhook, новую технику для управления Harriers с небольших кораблей. Skyhook позволил бы запустить и посадить Harriers с небольших кораблей, удерживая самолет в воздухе с помощью крана; Вторичные краны должны были удерживать оружие для быстрого перерыва. Это потенциально сэкономило бы топливо и позволило бы выполнить работу в более грубых морях. [ 100 ] Система продавалась иностранным клиентам, [ N 10 ] И предполагалось, что Skyhook может быть применен к крупным подводным лодкам, таким как российский класс тайфунов , но система не вызвала интереса. [ 102 ]

Первое поколение Harriers не увидела дальнейшего боя с RAF после войны с Фолклендами, хотя они продолжали служить в течение многих лет. В качестве сдерживающего фактора против дальнейших попыток вторжения в аргентинца, № 1453 Flight RAF был развернут на Фолклендских островах с августа 1983 года по июнь 1985 года. [ 103 ] Однако второе поколение Harrier IIS увидела действия в Боснии, Ираке и Афганистане. Перипские категории «Хоукерс» первого поколения были заменены улучшенным Харриером II, который был разработан совместно между Макдоннеллом Дугласом и Британской аэрокосмической промышленностью. [ 104 ]

Корпус морской пехоты США

[ редактировать ]

«На мой взгляд, AV-8A Harrier был похож на вертолет в Корее. [У него] имели ограниченные возможности, но именно так развивались автомобильные, лодочные или другие крупные системы ... это привело нас в мир гибких базирование и корпус морской пехоты в концепцию вертикального развития "

Генерал -майор Джо Андерсон . [ 105 ]

Корпус морской пехоты Соединенных Штатов начал проявлять значительный интерес к самолетам примерно в то время, когда первая эскадрилья RAF Harrier была основана в 1969 году, и этот мотивированный Hawker Siddeley для дальнейшего развития самолета для поощрения покупки. [ 106 ] Хотя в Конгрессе были опасения по поводу многочисленных совпадающих проектов в роли тесной авиации , [ N 11 ] Корпус морской пехоты с энтузиазмом был в восторге от Харриера и сумел преодолеть усилия по препятствиям за его закупки. [ 108 ]

Корпус морской пехоты принял свой первый AV-8A 6 января 1971 года в Dunsfold Aerodrome , Англия , и начал тестировать его на военно-морской авиационной станции Patuxent River 26 января. [ 109 ] AV-8A поступил в службу в Корпусе морской пехоты в 1971 году, заменив другие самолеты в эскадрильях атаки морских пехотинцев. [ 110 ] Служба заинтересована в выполнении операций с кораблем с Harrier. Адмирал Эльмо ​​Зумвальт продвигал концепцию моряльного корабля , 15 000-тонного светового перевозчика, оснащенного бортовыми и вертолетами, чтобы дополнить более крупные авианосцы военно-морского флота США . Амфибийный штурмовой корабль, USS Guam , был преобразован в промежуточный моревой контрольный корабль и управляется как таковой между 1971 и 1973 годами с целью изучения пределов и возможных препятствий для эксплуатации такого судна. [ 111 ] [ 112 ] С тех пор концепция суда по контролю за морским морем была подвержена периодическим пересмотрам и исследованиям, часто в свете сокращения бюджета и вопросов по поводу использования суперсерристов . [ 113 ] [ 114 ] [ N 12 ]

Два борильщика летят
Пара USMC AV-8A от VMA-513 в полете на формировании в 1974 году.

Другие упражнения были выполнены, чтобы продемонстрировать пригодность AV-8A для работы с различных амфибийных штурмовых кораблей и авианосцев, включая развертывание 14 Harriers на борту USS Franklin D. Roosevelt в течение шести месяцев в 1976 году. [ 111 ] Испытания показали, помимо прочего, что Харриер способен выступить в погоде, где обычные самолеты не могли. [ 111 ] В поддержку военно -морских операций USMC разработал и изучил несколько методов для дальнейшей интеграции Harrier. Одним из результатов стал Арапахо , постоянная система для быстрого превращения гражданских грузовых судов в морские платформы для работы и поддержания горстки гриров, которые будут использоваться для увеличения количества доступных кораблей для развертывания. [ 116 ] [ N 13 ]

Когда была рассмотрена реактивация Айове в линейных корабли , появился радикальный дизайн для гибрида с линкором, который заменил бы заднюю башню корабля на летной палубе, в комплекте с ангаром и двумя прыжками для лыжа, для эксплуатации нескольких Harriers. Тем не менее, USMC считал, что необходимость поддержки военно -морских выстрелов будет более приоритетной, чем дополнительные платформы для операций с перевозчиками, в то время как стоимость и задержка, связанные с такими сложными преобразованием, были значительными, и концепция была отброшена. [ 117 ] [ 118 ]

Концепция морской пехоты по развертыванию Harriers в экспедиционной роли на наземном уровне была сосредоточена на агрессивной скорости. БАСА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ХАРРЕР И СВОБОДНЫЕ МЕСТЕМЫ МОЖЕСТВЕННЫЕ МОЖЕСТАТЕЛЬНО МОЖЕТСЯ МОЖЕТСЯ МОЖЕТ МОТО МОЖЕТСЯ НА 24 ЧАСОВ В ЛЮБОЙ ПРОМЕТИЧЕСКОЙ БАЙСТВО. Передние базы, содержащие от одного до четырех самолетов, должны были быть расположены в 20 милях (32 км) от переднего края битвы (FEBA), в то время как более известная постоянная авиабаза будет расположена примерно в 50 милях (80 км) от FEBA. [ 119 ] [ N 14 ] Непосредственная близость передовых оснований позволила получить гораздо большую скорость вылета и снизить расход топлива. [ 119 ]

Харриеры летят за танкером
Пара usmc av-8a harriers, заправки из Lockheed Martin KC-130 танкера

Способности AV-8A в бою с воздухом-эфиром были протестированы корпусом морской пехоты, проводя фиктивные борьбы с McDonnell Douglas F-4 Phantom IIS ; Эти упражнения побудили пилотов использовать способность векторинг в полете (VIFF) для переворота своих противников и показали, что Harriers могут выступать в качестве эффективных бойцов воздуха-воздух на близком расстоянии. [ 67 ] Успех операций Харриера противостоял скептицизму самолетов V/Stol, который, как считалось, были дорогими неудачами в прошлом. [ 120 ] Сотрудники морской пехоты убедились в военных преимуществах Харриера и преследовали обширное развитие самолета. [ 121 ]

Начиная с 1979 года, USMC начал модернизировать свои AV-8AS до конфигурации AV-8C-работа, была сосредоточена главным образом на протяжении полезных жизней обслуживания и улучшении производительности VTOL. [ 37 ] AV-8C и оставшиеся AV-8A Harriers вышли на пенсию к 1987 году. [ 122 ] Они были заменены Harrier II, обозначенным как AV-8B, который был введен в эксплуатацию в 1985 году. [ 123 ] Выступление Harrier in USMC приводило к призывам ВВС Соединенных Штатов по приобретению Harrier IIS в дополнение к собственным планам USMC, [ 119 ] Но это никогда не приводило к приказу ВВС. С конца 1990-х годов AV-8B должен был быть заменен вариантом F-35B Lockheed Martin F-35 Lightning II , более современного самолета V/Stol Jet. [ 124 ]

Как и в следующем поколении AV-8BS, тем не менее, Harriers AV-8A/C пострадали от многих аварий, примерно 40 потерянных самолетов и около 30 пилотов убиты в 1970-х и 1980-х годах. [ 125 ]

Другие операторы

[ редактировать ]
Припаркованный Харриер
Испанский флот AV-8S Matador самолет

Из-за уникальных характеристик Харриера он привлек большой интерес со стороны других стран, часто, поскольку попытки сделать свои собственные самолеты V/Stol, были неудачными, например, в случаях американского колибри и немецкого VFW Vak 191b . [ N 15 ] Операции USMC на борту USS Nassau в 1981 году и британскими гаррьерами и морскими харрирами в войне Фолклендс доказали, что самолет был высокоэффективным в бою. Эти операции также продемонстрировали, что «носители Harrier» обеспечивали мощное присутствие в море без затрат на большие палубы. [ 126 ] [ N 16 ]

После демонстрации операций Harrier от небольших перевозчиков, военно-морские флоты Испании, а затем Таиланд купили Harrier для использования в качестве основного самолета с фиксированным крылом на основе операторов. [ N 17 ] Покупка Харриеров Испании была осложнена давним политическим трением между британскими и испанскими правительствами той эпохи; Несмотря на то, что Harriers были изготовлены в Великобритании, они были проданы в Испанию, а США выступали в качестве посредника. [ 130 ] Во время испытаний в ноябре 1972 года британский пилот Джон Фарли показал, что деревянная палуба Дедало смогла противостоять температуре газов, генерируемых Харриером. [ Цитация необходима ] С 1976 года испанский флот управлял AV-8S Matador от своего авианосца Dédalo (ранее USS Cabot ); Самолет предоставил как противовоздушную оборону, так и удары для испанского флота. [ 131 ] Позже Испания приобрела пять бортовых непосредственно у британского правительства в основном для замены убытков. [ 132 ]

Hawker Siddeley агрессивно продал Harrier для экспорта. В какой -то момент компания проводила переговоры с Австралией, Бразилией, Швейцарией, Индией и Японией. Из них только Индия стала клиентом, покупая морского харриера. [ 133 ] В какой -то момент Китай очень близок к тому, чтобы стать оператором первого поколения Harrier. После увертюра Великобритании в начале 1970 -х годов, когда отношения с Западом разогревались, Китай заинтересовался самолетом, поскольку он стремился модернизировать свои вооруженные силы; Британский премьер -министр Джеймс Каллаган отметил значительную враждебность со стороны СССР по поводу заявки на продажи. [ 134 ] [ 135 ] Позднее сделка была отменена Великобританией в рамках дипломатической реакции после того, как Китай вторгся в Вьетнам в 1979 году. [ 136 ]

В флоте Испании, Тайский флот, Королевские ВВС и Корпус морской пехоты США все ушли на пенсию своих первых поколений. Испания продала семь одноместных и двух двойных мест в Таиланде в 1998 году. [ 132 ] [ 137 ] [ N 18 ] Матадоры AV-8 в Королевском тайском флоте были доставлены в рамках воздушного крыла, развернутого на новом носителе Light Aircraint Htms Chakri naruebet . [ 139 ] В флоте Таиланда с самого начала были значительные материально -технические проблемы, поддержание работы Harriers из -за нехватки средств для запасных частей и оборудования, в результате чего только несколько Harriers исправны за раз. В 1999 году, через два года после доставки, только один планер был в воздушном состоянии. [ 140 ] [ 141 ] Королевского флота Примерно в 2003 году Таиланд подумал о том, чтобы приобрести бывшие морские морские борильщики , которые были более подходящими для морских операций и лучше оборудованы для противовоздушной обороны, чтобы заменить их AV-8S Harriers; Это расследование не перешло к покупке. [ 142 ] Последние хареры первого поколения были ушли в отставку Таиландом в 2006 году. [ 143 ]

Потенциальные операторы

[ редактировать ]

Некоторые страны почти приобрели Harriers. Британская аэрокосмическая промышленность провела переговоры с Аргентиной, Австралией, Бразилией, Китаем, Швейцарией, Индией и Японией.

Аргентина

[ редактировать ]

Когда в 1968 году аргентинский военно-морской флот искал новых бойцов, правительство США предлагало только старые самолеты A-4A вместо того, чтобы A-4FS Argentina хотела. Аргентина связалась с британским правительством в 1969 году и выразила заинтересованность в покупке с шести до двенадцати Harrier Gr.1. В 1969 году Аргентинский флот получил своего второго перевозчика Ара Вейнтицинко де Мейо из Нидерландов. В своем домашнем путешествии Hawker Siddeley продемонстрировала RAF Harrier GR.MK.1 (XV757), но Аргентина выбрала вместо этого A-4Q Skyhawk. Было несколько проблем, чтобы поставить Аргентину с помощью Джетс и двигателей Харриера, которые помешали закрыть сделку, и когда США узнали о переговорах Харриера, они быстро предложили Аргентину более выгодную сделку. Несколько лет спустя, до войны в 1982 году, британские чиновники снова предложили Аргентине авианосец и самолеты Sea Harrier. [ 144 ] [ 145 ]

Австралия

[ редактировать ]

Планирование замены авианосца Melbourne HMAS началось в 1981 году. После рассмотрения американских, итальянских и испанских проектов правительство Австралии приняло британское предложение о продаже HMS Invincible , которое будет работать с Harriers и вертолетами. [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ] Тем не менее, Королевский флот отозвал предложение после войны с Фолклендами , и в 1983 году выборы Австралийской лейбористской партии привели к отмене планов замены Мельбурна . [ 146 ] [ 147 ]

Уже в 1972 году китайское правительство начало переговорить о покупке до 200 самолетов Harrier. Из -за внутренних политических вопросов Китай приостановил переговоры. В 1977 году Ли Чиан, китайский министр внешней торговли, посетил британскую и британскую аэрокосмическую промышленность организовала демонстрацию летавшей Харриера. В ноябре 1978 года во время его визита в Великобритании была повторена Харриер-Демонизация для китайского вице-президента Ван Чена. Сделка Харриера означала бы, что британское правительство проигнорировало законы Соединенных Штатов, которые запрещали такие продажи коммунистическим странам. Советский Союз также активно выступал против того, чтобы Великобритания продала оружие китайцам. Несмотря на это, British Aerospace убедила Китай в том, что Harrier был эффективным борцом от близкой поддержки и был достаточно хорош, чтобы играть в оборонительной роли. В 1979 году сделка англо-сино была почти завершена, прежде чем была отменена китайско -вьетнамской войной . [ 149 ] [ 150 ]

Швейцария

[ редактировать ]

Швейцарские ВВС были заинтересованы в покупке некоторых гарриьеров, поскольку ее доктрина состояла в том, чтобы работать в скрытых и рассеянных местах во время холодной войны. Британская аэрокосмическая промышленность проводила переговоры со Швейцарией, предлагая AV-8 за замену ядров де Хавилла. Демонстрация была сделана пилотом-испытанием Джоном Фарли и XV742/G-VSTO в 1971 году. [ 151 ]

Варианты

[ редактировать ]
Самолет на выставке
Самолет Royal Air Force Harrier GR.3 припарковался на линии полета во время Air Fete '84 в RAF Mildenhall .
Harrier Gr.1, Gr.1a, Gr.3
Одноместные версии для RAF. [ 35 ] [ 36 ] [ 152 ] RAF заказал 118 серии GR.1/GR.3, [ 153 ] с последней доставкой производственных самолетов в декабре 1986 года. [ 154 ] 122 построено. [ 1 ]
AV-8A, AV-8C Harrier
Одноместные версии для корпуса морской пехоты США. [ 69 ] USMC заказал 102 AV-8AS (обозначение компании: Harrier Mk. 50). [ 153 ] AV-8C был обновлением до AV-8A. [ 37 ] 110 построено. [ 1 ]
AV-8S Matador
Экспортная версия AV-8A Harrier для испанского флота , который назначил их VA-1 Matador; [ 73 ] Позже продан Королевскому тайскому флоту. 10 построено. [ 1 ]
Harrier T.2, T.2A, T.4, T.4A
Двухместные тренировочные версии для RAF, с растянутым телом и более высоким хвостовым плавником. [ 70 ] 25 построено. [ 1 ]
Harrier T.4n, T.8, T.60
Двухместные учебные версии для Королевского флота и флота Индии с авионикой, основанной на морском Harrier. [ 71 ]
TAV-8A Harrier
Двухместная тренировочная версия для USMC, основанная на Pegasus MK 103. [ 72 ]
TAV-8S MATADOR
Двухместная тренировочная версия для испанского флота, а затем продана Королевскому тайскому флоту. [ 73 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Индия
Самолет, готовый к взлету
USMC TAV-8A Harrier из VMAT-203 на линии полета
 Испания
 Таиланд
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
Музейный демонстрация гарриера
Бывший Harrier Gr.1, который разбился в 1971 году и использовался в качестве статического тестового стенда двигателя Rolls-Royce, выставленного на выставке в Bristol Aero Collection, Kemble, England
Гр.3

№ 1417 полета RAF

Av-8a
Harrier GR3 в музее воздуха и космической космос Пекин
Harrier GR3 в музее воздуха и космической космос Пекин
Гр.3

Германия

[ редактировать ]
Гр.1
Гр.3
Гр.3
Гр.3

ZD670 Секция кабины - Музей аэродромов Gütersloh в Gütersloh [ 166 ]

Гр.3

Новая Зеландия

[ редактировать ]
Гр.3
AV-8S Королевский тайский флот в Королевском музее ВВС Таиланда
AV-8S

Великобритания

[ редактировать ]
Гр.1
Гр.3
Mk.52 G-VTOL
T.2
T.4
Av-8a

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Av-8a
TAV-8A
AV-8C

Технические характеристики (Harrier Gr.3)

[ редактировать ]

Данные из Jane's All the World Aircraft 1988–89 [ 203 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 46 футов 10 в (14,27 м)
  • Размах крыльев: 25 футов 5 дюймов (7,75 м)
29 футов 8 в (9 м) с приготовленными на паромных кончиках
  • Высота: 11 футов 11 дюймов (3,63 м)
  • Область крыла: 201,1 кв. Фута (18,68 м. 2 )
216 кв. Футов (20 м 2 ) с приготовленными на паромах кончиков
4.08 с приготовленными на паромных наконечниках
  • Аэродинамическая профиль : корень: Хоукер 10%; Совет: Хоукер 3,3% [ 204 ]
  • Пустой вес: 13 535 фунтов (6 139 кг)
  • Максимальный вес взлета: 25 200 фунтов (11 431 кг)
  • Пропускная способность топлива: 5 060 фунтов (2295 кг) внутренняя
2 × 100 IMP GAL (120 US GAL; 450 л), 790 фунтов (358 кг) капельные банки для боя
2 × 330 IMP GAL (400 US GAL; 1500 л), 2 608 фунтов (1183 кг) капля для паром

Производительность

  • Максимальная скорость: 635 кН (731 миль в час, 1176 км/ч) на уровне моря
  • Максимальная скорость дайвинга : Маха 1.3
  • Боевой диапазон: 360 нми (410 миль, 670 км) Ho-Lo-Hi с 4400 фунтов (1 996 кг) полезная нагрузка
200 нми (230 миль; 370 км) LO-LO с 4400 фунтов (1 996 кг) полезная нагрузка
  • Диапазон паром: 1850 нми (2130 миль, 3430 км) с 330 им. Гал (400 гал; 1500 л) капель
3000 млн. (3500 миль; 5600 км) с одним AAR
  • Выносливость: 1 час 30 минут боевого воздушного патруля 100 нми (120 миль; 190 км) от базы.
7 часов плюс с одним AAR
  • Потолок обслуживания: 51 200 футов (15 600 м)
  • G Ограничения: +7,8 -4,2
  • Время до высоты: 40 000 футов (12 192 м) за 2 минуты 23 секунды от вертикального взлета
  • Взлететь CTOL: 1000 футов (300 м) на макс. К весу

Вооружение

Авионика

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Разработка струи V/STOL не была основной целью Hawker, так как она поставила в совместную ставку с AVRO для удовлетворения требований GOR.339 (что привело к программе разработки BAC TSR-2 ), но было безуспешным. Неспособность получить работу по обычным самолетам в враждебном политическом климате была, пожалуй, самой большой мотивацией для Хоукера продолжить развитие Харриера. [ 5 ]
  2. ^ Мираж IIIV был отвергнут в основном из-за его чрезмерной сложности, используя девять двигателей по сравнению с одномоторным подходом P.1154. [ 22 ]
  3. ^ Суперзвуковой Харриер не следует путать с большим крылом Харриера. Ни одна концепция не приведет к самолету преемника. [ 25 ]
  4. ^ Некоторые системы авионики, используемые в Harrier, были перенесены из отмененного BAC TSR-2 , таких как компьютер, прицеливающий оружие. [ 44 ]
  5. ^ Область, необходимая для комфортного взлета, район, который был меньше, чем теннисный корт, в то время как большинству самолетов потребовалась двухмильная взлетно-посадочная полоса. [ 47 ]
  6. ^ Опыт второй мировой войны прояснил эту уязвимость многим сотрудникам ВВС по всему миру; Это восприятие уязвимости в значительной степени способствовало интересам и развитию самолетов VTOL, таких как Harrier. [ 48 ]
  7. ^ Некоторые офицеры зашли так далеко, что высмеивали обычные самолеты, неблагоприятно сравнивая с линией Магино , как статическое и очень уязвимое. [ 50 ]
  8. ^ При подготовке к полету в пеглере пилотам трехсторонней оценки эскадрильи было предоставлено несколько часов пилотирования вертолета, и все из которых согласились с тем, что усилия стали очень достойной подготовки. [ 12 ]
  9. ^ В то время как у USMC Harriers были ракеты Sidewinder, им все еще не хватало радаров.
  10. ^ В начале 1990 -х годов, после того как японский интерес к приобретению Harriers, Skyhook был предложен в качестве средства для работы на борту их эсминцев вертолета . [ 101 ]
  11. ^ Этими другими проектами были Lockheed AH-56 Cheyenne и Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II . [ 107 ]
  12. ^ Испания будет адаптировать концепцию американского контрольного корабля моря с добавлением прыжков с горнолыжением, запустив судно как Принципи -де-Астурия , в котором AV-8S Matador Harriers. [ 115 ]
  13. ^ Арапахо был бы оперативно похож на британский контейнерный корабль «Атлантический конвейер» , который не только транспортировал Harriers, но и был изменен, чтобы обеспечить также грубые полеты.
  14. ^ Распределенные форвардные базы в значительной степени зависели от эффективного транспорта для заправки и переворачивания харриеры; Имея большой парк воздушных транспортов, вертолетов или наземных транспортных средств для поддержки таких операций, было определено как решающее значение USMC. Было запланировано, что поставки будут регулярно переправляться Sikorsky CH-53E Super Stallions от основных оснований до всех форвардных баз. [ 119 ]
  15. ^ Кевин Браун из популярной механики описал усилия по разработке вертикальных самолетов производительности как «давно ускользнув от всех усилий авиационной промышленности» и отметил, что несколько американских усилий были «впечатляюще безуспешными». [ 40 ]
  16. ^ Политически британское правительство решило не использовать авианосцы после 1960 -х годов из -за затрат. Непобедимые непобедимого авианосцы были разработаны под официальным видом того, чтобы быть антилопмарином через Deck Cruiser, но одобренное развитие морского Harrier и добавление лыжных прыжков к дизайну позволило судам класса для выполнения как легкие авианосцы . [ 127 ] [ 128 ]
  17. ^ Италия также стала оператором «переноса Harrier», но они только управляли McDonnell Douglas AV-8B Harrier II второго поколения . [ 129 ]
  18. ^ Испания продала свои матадоры AV-8S после введения нового самолета Harrier II второго поколения; В результате модели Harrier I были устарели и больше не требуются. [ 138 ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Мейсон 1991, с. 421–432.
  2. ^ "Хоукер Сиддей Харриер" . Самолет месяца . Тангмерский музей военной авиации. Апрель 2008 г. Архивировано с оригинала 9 августа 2020 года . Получено 30 марта 2018 года .
  3. ^ Дэвис и Торнборо 1997, с. 12–13.
  4. ^ Jefford 2006, p. 11
  5. ^ Jefford 2005, с. 11–12, 25.
  6. ^ Jefford 2006, с. 11–12.
  7. ^ Jefford 2006, с. 26–27.
  8. ^ Jefford 2006, p. 23
  9. ^ Jump up to: а беременный Jefford 2006, p. 24
  10. ^ Мейсон 1991, с. 413–416.
  11. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Jefford 2006, p. 39
  12. ^ Jump up to: а беременный в Jefford 2006, p. 41
  13. ^ Spick 2000, p. 362
  14. ^ Jefford 2006, p. 47
  15. ^ Эванс, А. "Американский Харриер - Часть первая". Модельные самолеты ежемесячно , вып. 8, выпуск 4, с. 36–39.
  16. ^ Мейсон, Кеннет Дж. И Чарльз Р. Росбург. «Оценка ВВС США Harrier GR MK 1. - AD0855032». Архивировано 31 марта 2017 года в Wayback центре летных испытаний ВВС Edwards , июнь 1969 года.
  17. ^ Jenkins 1998, p. 16. Получено 31 июля 2011 года.
  18. ^ Мейсон 1991, с. 419–420.
  19. ^ Jefford 2006, p. 12
  20. ^ Buttler 2000, с. 119–120.
  21. ^ Jefford 2006, с. 12–13.
  22. ^ Jefford 2006, p. 19
  23. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Jefford 2006, p. 13
  24. ^ Moxton 1982, p. 1633.
  25. ^ Moxton 1982, p. 1635.
  26. ^ Мейсон 1986, с. 78
  27. ^ Мейсон 1986, с. 81.
  28. ^ "VTOL самолета 1966". Flight International , 26 мая 1966 г. с. 884. Получено 31 июля 2011 года.
  29. ^ Ярриш, Джерри. «Джамп -джам» . Flight Journal . Air Age Media . Получено 13 июня 2019 года .
  30. ^ Джексон, Роберт (2007). Величайший самолет Великобритании . Ручка и меч. п. 213. ISBN  9781473812673 .
  31. ^ Нордин 2006, с. 66
  32. ^ Вода 1990, с.
  33. ^ Эванс 1998, с. 60
  34. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 28
  35. ^ Jump up to: а беременный в Эванс 1998, с. 31, 33.
  36. ^ Jump up to: а беременный в Джексон 1991, с. 54
  37. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Nordeen 2006, p. 35
  38. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 31
  39. ^ Браун 1970, с. 71
  40. ^ Jump up to: а беременный Браун 1970, с. 81.
  41. ^ Браун 1970, с. 80
  42. ^ Spick 2000, pp. 364–371.
  43. ^ Мейсон 1986, с. 75
  44. ^ Jefford 2006, p. 48
  45. ^ Мейсон 1986, с. 73–76.
  46. ^ Эванс 1998, с. 14, 16.
  47. ^ Браун 1970, с. 82
  48. ^ Jefford 2005, p. 9
  49. ^ Браун 1970, с. 82–83.
  50. ^ Тейлор, PW «Влияние V/Stol на тактическую воздушную войну». Архивировано 15 августа 2010 года в обзоре Wayback Machine Air University , ноябрь - декабрь 1977 года. Получено 31 июля 2011 года.
  51. ^ Jump up to: а беременный Браун 1970, с. 83.
  52. ^ «Верблюд - Харриер - Энтони Фоккер - 1979 - 0033 - Архив полета» .
  53. ^ Нордин 2006, с. 155
  54. ^ Алан С. Миллер и Сак, Кевин. «Харриер Crash возобновляет призывы к запросу». Los Angeles Times , 11 декабря 2003 года. Получено 31 июля 2011 года.
  55. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, p. 118
  56. ^ Ганстон, WT «Поклонники Бристоля Сиддели». Полет , 12 августа 1960 года, с. 210–211. Получено 31 июля 2011 года.
  57. ^ Jump up to: а беременный Ганстон 1977, с. 190.
  58. ^ Jefford 2006, p. 27
  59. ^ Jump up to: а беременный в Ганстон 1977, с. 189.
  60. ^ «Пегас - сила для Харриера». Архивировано 15 июля 2011 года в The Wayback Machine Rolls-Royce , 2004. Получено 17 апреля 2010 года.
  61. ^ Нордин 2006, с. 60
  62. ^ Jump up to: а беременный Jefford 2006, p. 42
  63. ^ Markman and Holder 2000, с. 74–77.
  64. ^ Jenkins 1998, p. 25
  65. ^ Jefford 2006, p. 36
  66. ^ «Система управления реакцией Hawker Harrier» Аархивировала 14 октября 2011 года в The Wayback Machine U.S. Centennial of Flight , 2003. Получено 28 августа 2011 года.
  67. ^ Jump up to: а беременный Nordeen 2006, с. 33–34.
  68. ^ Spick 2000, pp. 382–383.
  69. ^ Jump up to: а беременный в Эванс 1998, с. 43
  70. ^ Jump up to: а беременный Эванс 1998, с. 27–28.
  71. ^ Jump up to: а беременный Эванс 1998, с. 67–68, 82.
  72. ^ Jump up to: а беременный Эванс 1998, с. 50
  73. ^ Jump up to: а беременный в Nordeen 2006, p. 14
  74. ^ Jenkins 1998, p. 40
  75. ^ Мейсон 1986, с. 115–119.
  76. ^ Эванс 1998, с. 77–78.
  77. ^ Булл 2004, с. 120.
  78. ^ Jenkins 1998, pp. 51–55.
  79. ^ «Военно -морской флот наносит больше ударов в своих боритовых». [ Постоянная мертвая ссылка ] Новый ученый , 98 (1362), 16 июня 1983 г., с. 780. Получено 31 июля 2011 года.
  80. ^ Jefford 2006, с. 80–81.
  81. ^ Nordeen 2006, с. 66–67.
  82. ^ Мейсон 1986, с. 84
  83. ^ Мейсон 1991, с. 424.
  84. ^ «Интерес США к британскому Jet Jet». Глазго Геральд , 8 мая 1969 г., с. 11
  85. ^ Эванс 1998, с. 22–23.
  86. ^ Jump up to: а беременный «Bae Harrier GR3 История самолетов-самолеты после мировой войны». Архивировано 5 января 2011 года в Wayback Machine музее RAF . Получено: 4 марта 2011 года.
  87. ^ Jefford 2006, с. 79–80.
  88. ^ «Ежедневный отчет. Западная Европа, части 1–15». Соединенные Штаты. Информационная служба иностранного вещания , март 1993 г., с. 10. Получено 31 июля 2011 года.
  89. ^ Даффнер, Роберт В. «Конфликт в Южной Атлантике: влияние воздушной силы». Архивировано 10 января 2010 года в обзоре Wayback Machine Air University, март -апрель 1984. Получено 31 июля 2011 года.
  90. ^ Jump up to: а беременный Брейбрук 1982, с. 15
  91. ^ Jefford 2006, с. 85–86.
  92. ^ Jump up to: а беременный Корум, Джеймс С. "Аргентинская авиабата в Фолклендской войне". Архивировано 2 января 2014 года в журнале Wayback Machine Air & Space Power, 20 августа 2002 года. Получено 31 июля 2011 года.
  93. ^ «Эта великолепная летающая машина». Время, 7 июня 1982 года. Получено 31 июля 2011 года.
  94. ^ Кемп, Лесли Р. «Тяжелая авиационная поддержка сегодня и завтра». Колледж авиации, Максвелл AFB, май 1989 г.
  95. ^ Jefford 2006, p. 89
  96. ^ Freedman 2007, p. 69
  97. ^ Jefford 2006, с. 89–90.
  98. ^ Freedman 2007, с. 788–789
  99. ^ FeeSey, Джон DL "V/Stol: ни миф, ни обещание - но факт". Air University Review , 50 (2). Получено 6 марта 2011 года.
  100. ^ "Skyhooks для Harriers". Популярная механика , октябрь 1983, с. 181. Получено 31 июля 2011 года.
  101. ^ Джейкобс, Гордон. «Репортаж с Востока, Япония продолжает акцентировать свои силы морской обороны». Jane's Defense Weekly , 1990, с. 64
  102. ^ Тредвелл, Терри. «Подводная авиация», Putnam Aeronautical Review , 1991. С. 46–54.
  103. ^ Sturtivant 2007, p. 123.
  104. ^ Jenkins 1998, pp. 88–89.
  105. ^ Нордин 2006, с. 38
  106. ^ Уилсон, Майкл. «Проектирование Пегаса». Flight International , 19 октября 1972 г., с. 531. Получено 31 июля 2011 года.
  107. ^ Нордин 2006, с. 29
  108. ^ Nordeen 2006, с. 29–30.
  109. ^ Паттон, Джон М. (февраль 1972 г.). «Обзор военно -морской авиации 1971 года: год перемен» (PDF) . Военно -морские авиационные новости . Вашингтон, округ Колумбия: Военно -морской исторический центр. п. 12 ​Получено 1 августа 2021 года .
  110. ^ Nordeen 2006, с. 30–32.
  111. ^ Jump up to: а беременный в Nordeen 2006, p. 33.
  112. ^ Baitis, AE и Dennis A. Woolaver. «Результаты испытаний судовых движений и их влияние на эксплуатацию самолетов для ISCS Guam». Архивировано 27 апреля 2014 года в машине Wayback David W. Taylor Naval Ship Research and Development Center, Bethesda, Maryland, декабрь 1975 года. Получено 31 июля 2011 года.
  113. ^ Канадей, Джон Л. "Маленький авианосец: переоценка суда по контролю за морской точки зрения". Архивировано 26 апреля 2014 года в колледже Армии и Генеральной службы Генерального штаба, Форт Ливенуорт, 1 июня 1990 года. Получено 31 июля 2011 года.
  114. ^ Круз, Иниол А. "CV или не быть? Альтернативы для моря на море". Архивировано 26 апреля 2014 года в Wayback Machine Военно -морской аспирантуре , Монтерей, Калифорния, июнь 2008 года. Получено 31 июля 2011 года.
  115. ^ Фридман 1983, с. 357.
  116. ^ Миллер и Миллер 1986, с. 71
  117. ^ Burr and Bull 2010, с. 37–38, 40.
  118. ^ Layman and McLaughlin 1991, с. 159–163.
  119. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бингхэм, Прайс Т. «Улучшение гибкости силы через v/stol». Архивировано 15 августа 2010 года в The Wayback Machine Air University Review , январь -февраль 1985 года. Получено 31 июля 2011 года.
  120. ^ Конгресс 1979, с. 8, 166, 236.
  121. ^ Gilliland, Woody F. «Продолжающееся требование V/STOL в роли тесной авиации». Архивировано 14 октября 2013 года на машине Wayback oai.dtic.mil , 9 июня 1978 года. Получено 31 июля 2011 года.
  122. ^ Jenkins 1998, p. 44
  123. ^ Nordeen 2006, с. 36, 61.
  124. ^ Иден 2004, с. 274
  125. ^ «Больше, чем несколько хороших мужчин». <Los Angeles Times. Получено: 26 января 2016 года.
  126. ^ Nordeen 2006, с. 36–38.
  127. ^ Епископ и пение 2004, с. 24
  128. ^ Фозард, Джон. «Харриер: катализатор изменений в военно -морской авиации». Авиационные машины и аэрокосмические технологии , 56 (12), 1984.
  129. ^ Нордин 2006, с. 98
  130. ^ «Продажа оружия Испании раздражает Уилсон». Архивировано 28 сентября 2015 года в The Wayback Machine The New York Times , 22 августа 1973 года.
  131. ^ Нордин 2006, с. 64
  132. ^ Jump up to: а беременный Jenkins 1998, pp. 48–49.
  133. ^ Авиационная неделя и космическая технология , вып. 99, 1973.
  134. ^ Хэддон, Кэтрин. «Британская заявка на продажу китайского оружия, спровоцированное советским явлением: секретные файлы». China Post , 30 декабря 2008 года. Получено 23 марта 2010 года.
  135. ^ Крэйн, Дэвид (1981), «Спектакль и китайско-британские отношения Harrier», Азиатские отношения , 8 (4): 227–250, doi : 10.1080/00927678.1981.10553811 , JSTOR   30173489
  136. ^ «1979: Китай вторгается в Вьетнам». BBC News . Получено 23 марта 2010 года.
  137. ^ Нордин 2006, с. 183.
  138. ^ Нордин 2006, с. 162.
  139. ^ Нордин 2006, с. 164.
  140. ^ Carpenter & Wiencek, Asian Security Handbook 2000, p. 302
  141. ^ «Харриер создает проблемы для королевского тайского флота». Flight International , 5 ноября 1997 года.
  142. ^ Фулбрук, Дэвид. «Тайский флот рассматривает бывшие морские борильщики, чтобы заменить AV-8». Flight International , 15 апреля 2003 года.
  143. ^ Купер, Питер. «Конец легенды - Harrier Parewell» Аархивировал 14 июля 2012 года на Archive.today . Журнал Pacific Wings, 8 марта 2011 года.
  144. ^ Оливера, Дженнифер П. (19 января 2018 г.). «В тот день, когда английский Харриер позировал на обложке аргентинского перевозчика » .
  145. ^ «Британские чиновники хотели продать оружие в Аргентину до вторжения» . 28 декабря 2012 года. Архивировано с оригинала 2 января 2013 года - через www.telegraph.co.uk.
  146. ^ Jump up to: а беременный Райт, австралийские решения для перевозчиков , с. 167
  147. ^ Jump up to: а беременный Хоббс, HMAS Melbourne - 25 лет спустя , с. 9
  148. ^ Джонс, во флоте Королевского Австралии , с. 226–7
  149. ^ Харви, Эдвард (декабрь 2013 г.). «Модернизация Китая и Harrier« Jump-Jet »: китайско-британские отношения во время« открытия »Китая к миру» . Берлинский исторический обзор: 1 (2013) - через www.academia.edu.
  150. ^ Крейн, Дэвид (3 января 1981 года). «Джамп-реактивные и китайско-британские отношения». Азиатские дела: американский обзор . 8 (4): 227–250. doi : 10.1080/00927678.1981.10553811 .
  151. ^ «Скрытые воздушные силы» . Migflug.com блог . 12 сентября 2014 года.
  152. ^ Джексон 1991, с. 51
  153. ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1988, с. 290.
  154. ^ Эванс 1998, с. 174, 176.
  155. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 90» . FlightGlobal.com . Получено 12 мая 2019 года .
  156. ^ «Всемирные воздушные силы 2000 стр. 91» . FlightGlobal.com . Получено 12 мая 2019 года .
  157. ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 343» . FlightGlobal.com . Получено 12 мая 2019 года .
  158. ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 344» . FlightGlobal.com . Получено 12 мая 2019 года .
  159. ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 382» . FlightGlobal.com . Получено 12 мая 2019 года .
  160. ^ "Gr.3 Harrier" jetphotos.com. Получено: 30 августа 2019 года.
  161. ^ "AV-8 Harrier/158966." Архивировано 16 октября 2013 года в Музее авиации и космоса Канады и космоса. Получено: 4 апреля 2013 года.
  162. ^ Гейнор, Дерек. «Hawker Siddeley Harrier GR3, XZ965 / 712201, Пекинский университетский музей авиации» . abpic.co.uk .
  163. ^ "Gr.1 Harrier/xv278." Музей ВВС Бундесвера. Получено: 4 апреля 2013 года.
  164. ^ «Воздушные визуальные эффекты - досье планера - Hawker Siddeley Harrier Gr.3, S/N XZ996 RAF, C/N 712219» .
  165. ^ "Gr.3 Harrier/xz998." Архивировано 31 декабря 2015 года в машин Wayback списке самолетов на выставке. Получено: 3 марта 2011 года.
  166. ^ «Воздушные визуальные эффекты - досье планера - Hawker Siddeley Harrier Gr.3, S/N ZD670 RAF, C/N 712231» .
  167. ^ "Gr.3 Harrier/xw919." jetphotos.net . Получено: 6 марта 2011 года.
  168. ^ "Gr.3 Harrier/xz129." Эшбертонский авиационный музей. Получено: 6 марта 2011 года.
  169. ^ "Gr.1 Harrier/xv277." Архивировано 27 марта 2013 года в Wayback Machine Национальном музее полета . Получено: 4 апреля 2013 года.
  170. ^ "Hawker Harrier Gr.1 XV741" . Бруклендский музей . Получено 16 августа 2021 года .
  171. ^ "Gr.3 Harrier/xv774." Архивировано 22 февраля 2015 года в авиационном музее Tantback Machine . Получено: 8 мая 2013 года.
  172. ^ "Gr.3 Harrier/xv748." Архивировано 29 июля 2013 года в Machine Wayback Machine Yorkshire Air Museum. Получено: 4 апреля 2013 года.
  173. ^ "Gr.3 Harrier/xv751." Архивировано 31 мая 2014 года в Machine Wayback Machine Gatwick Aviation Museum. Получено: 4 апреля 2013 года.
  174. ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира» . Южный Йоркширский музей самолетов . Получено 1 мая 2016 года .
  175. ^ « Архивировано 9 апреля 2015 года в Wayback Classic, Ньюквей. музее ВВС
  176. ^ "Gr.3 Harrier/xv779." Реестр Warbird. Получено: 4 апреля 2013 года.
  177. ^ "Gr.3 Harrier/xz133." Архивировано 24 июня 2012 года в Machine Machine Machine Imperial War Museum. Получено: 4 апреля 2013 года.
  178. ^ Музей королевских инженеров
  179. ^ "Gr.3 Harrier/xz968." Архивировано 10 августа 2013 года в Macherback Machine коллекции Muckleburgh . Получено: 4 апреля 2013 года.
  180. ^ "Gr.3 Harrier/xz997." Архивировано 24 сентября 2014 года в музее RAF Wayback Machine . Получено: 4 апреля 2013 года.
  181. ^ «Хоукер Сиддей Харриер Гр3» . ABPIC . Получено 20 июля 2023 года .
  182. ^ «Музейные самолеты и транспортные средства - BCWM» . Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Получено 1 апреля 2022 года .
  183. ^ "Mk52 Harrier/Za250." Бруклендский музей. Получено: 4 апреля 2013 года.
  184. ^ "T.4 Harrier/XW934." Архивировано 26 ноября 2014 года в The Wayback Machine Farnborough Air Sciences Trust. Получено: 4 апреля 2013 года.
  185. ^ «Аэрокосмические инженерные и авиационные курсы бакалавриата» .
  186. ^ «Музей авиации города Норвич» . Город Норвичский авиационный музей .
  187. ^ "AV-8A Harrier/158695". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  188. ^ "AV-8A Harrier/159239". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  189. ^ "AV-8A Harrier/158963". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  190. ^ "AV-8A Harrier/158976". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  191. ^ "TAV-8A HARRIER/159381." Архивировано 26 марта 2013 года в музее Aviation Machine Wayback Oakland. Получено: 4 апреля 2013 года.
  192. ^ "TAV-8A HARRIER/159382." Архивировано 22 декабря 2015 года в музее Air & Space Pima Machine Pima. Получено: 10 декабря 2015 года.
  193. ^ [1] Архивировано 4 октября 2021 года в музее Aviation Machine Leatherneck. Получено: 4 октября 2021 года.
  194. ^ "AV-8C Harrier/158710." Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  195. ^ "AV-8C Harrier/158959". Архивировано 18 декабря 2015 года в Machine Wayback Machine Pacific Coast Museum. Получено: 10 декабря 2015 года.
  196. ^ "AV-8C Harrier/158975." Архивировано 16 июля 2014 года в Национальном музее военно -морской авиации Wayback Machine . Получено: 10 декабря 2015 года.
  197. ^ "AV-8C Harrier/158977". Музей полета. Получено: 4 апреля 2013 года.
  198. ^ "AV-8C Harrier/159232." Архивировано 19 декабря 2015 года в музее Wayback Intrepid Sea, Air & Space. Получено: 10 декабря 2015 года.
  199. ^ "AV-8C Harrier/159238". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  200. ^ "AV-8C Harrier/159241." Архивировано 22 декабря 2015 года в музее Air & Space Pima Machine Pima. Получено: 10 декабря 2015 года.
  201. ^ "AV-8C Harrier/159247". Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  202. ^ "AV-8C Harrier/159249." Aerialvisuals.ca. Получено: 10 декабря 2015 года.
  203. ^ Тейлор 1988, с. 290–291.
  204. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Епископ, Крис и Крис Сонт. Авианосцы . Гранд -Рапидс, Мичиган, США: Zenith Imprint, 2004. ISBN   0-7603-2005-5 .
  • Брейбрук, Рой. Битва за Фолклендс: воздушные силы . [ Постоянная мертвая ссылка ] Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1982. ISBN   0-85045-493-X .
  • Браун, Кевин. «Самолет, который делает аэродромы устаревшими». Популярная механика , 133 (6), июнь 1970 г., с. 80–83.
  • Бык, Стивен. Энциклопедия военной рекнологии и инноваций . Westport, Connecticut, US: Greenwood Publishing, 2004. ISBN   1-57356-557-1 .
  • Берк, Дэвид Дж. Харриерс и закрытая авиационная поддержка . Энтузиаст воздуха 115, январь -февраль 2005 г., с. 75 ISSN   0143-5450
  • Берр, Лоуренс и Питер Булл. US Fast Battleships 1938–91: класс Айовы . Нью -Йорк, США: Osprey Publishing, 2010. ISBN   1-84603-511-2 .
  • Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители реактивных веществ с 1950 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2000. ISBN   1-85780-095-8 .
  • Карпентер, Уильям М.; WIENCEK, Дэвид Г. (2000). Азиатский справочник безопасности 2000 . Я Шарп. ISBN  978-0-7656-0715-7 .
  • Песнь, Крис. Воздушная война в Фолклендах 1982 (Asprey Combat Aircraft #28) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN   978-1-84176-293-7 .
  • Конгресс комитет по ассигнованиям. «Ассигнования Министерства обороны на 1979 год: часть 5». Вашингтон, округ Колумбия, США: Правительственная типография США, 1979.
  • Дэвис, Питер и Энтони М. Торнборо. История Харриера . Аннаполис, Мэриленд, США: Военно -морской институт Пресс, 1997. ISBN   978-1-55750-357-2 .
  • Эллис, Кен. Обломки и реликвии, 21 -е издание . Манчестер, Великобритания: Crécy Publishing, 2008. ISBN   978-0-85979-134-2 .
  • Эванс, Энди. Bae/McDonald Douglas Harrier . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 1998. ISBN   1-86126-105-5 .
  • Фридман, Лоуренс. Официальная история кампании Фолклендс. Том II: война и дипломатия . Лондон, Великобритания: Routledge, 2007. ISBN   978-0-415-41911-6 .
  • Фридман, Норман. Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд, США: Военно -морской институт Пресс, 1983. ISBN   0-87021-739-9 .
  • Гудрум, Аластер (январь -февраль 2004 г.). «Диапазон вниз: потери по поводу стирки в 1960 -х и 1970 -х годах». Энтузиаст воздуха (109): 12–17. ISSN   0143-5450 .
  • Ганстон, WT «Пегас обновляет перспективы». Flight International , 22 января 1977 года, с. 189–191.
  • Джексон, Пол. «Британская аэрокосмическая промышленность/Макдоннелл Дуглас Харриер». World Air Power Journal , том 6, лето 1991. С. 46–105.
  • Jefford, CG, ed. История RAF Harrier . Лондон, Великобритания: Историческое общество Королевских ВВС, 2006. ISBN   0-9530345-2-6 .
  • Дженкинс, Деннис Р. Боинг / Бэ Харриер . Северный филиал, Миннесота, США: Специальная пресса, 1998. ISBN   1-58007-014-0 .
  • Лейман, Р.Д. и Стивен Маклафлин. Гибридный военный корабль . Лондон: Конвей, 1991. ISBN   0-85177-555-1 .
  • Маркман, Стив и Билл Холдер. Прямо вверх: история вертикального полета . Atglen, PA: Schiffer Publishing, 2000. ISBN   0-7643-1204-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Харриер . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Limited, третье издание, 1986. ISBN   0-85059-801-X .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Хоукер Самолет с 1920 года . Лондон, Великобритания: Путнэм, 1991. ISBN   0-85177-839-9 .
  • Миллер, Дэвид Мо и Крис Миллер. «Современный военно -морской бой». Полумесяц, 1986. ISBN   0-517-61350-6 .
  • Монстон, Джулиан. «Supersonic Harrier: на один шаг ближе». Flight International , 4 декабря 1982 года, с. 1633–1635.
  • Nordeen, Lon O. Harrier II, Validating V/STOL . Annapolis, Maryland, US: Naval Institute Press, 2006. ISBN   1-59114-536-8 .
  • Spick, Mike, ed. Великая книга современных военных самолетов . Сент -Пол, Миннесота, США: MBI Publishing, 2000. ISBN   0-7603-0893-4 .
  • Стертивант, Рэй. Флот воздушный рука с фиксированным крылом с 1946 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: воздушный британский (историки), 2004. ISBN   0-85130-283-1 .
  • Стертивант, Рэй. Раф Летающих тренировок и подразделения поддержки с 1912 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: воздушный британский (историки), 2007. ISBN   0-85130-365-X .
  • Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1988–89 . Coulsdon, Великобритания: Данные по защите Джейн, 1988. ISBN   0-7106-0867-5 .
  • Ванн, Фрэнк. Harrier Jump Jet . Нью -Йорк, США: BDD Promotional Book Co, 1990. ISBN   0-7924-5140-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фарли, Джон Обэ. Взгляд из падения: моя жизнь в авиации. Бат, Великобритания: Seager Publishing/Flyer Books, 2010, First Edition 2008. ISBN   978-0-9532752-0-5 .
  • Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой: самолеты, тактика и оружие, используемые сегодня в воздушной войне . Нью -Йорк: Полумесяц, 1983. ISBN   0-517-41265-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис. Hawker Aircraft с 1920 года . Лондон: Putnam Publishing, 1971. ISBN   0-370-00066-8 .
  • Полмар, Норман и Дана Белл. Сто лет мировых военных самолетов . Аннаполис, Мэриленд, США: Военно -морской институт Пресс, 2003. ISBN   1-59114-686-0 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4033c2f06e98a5c0646870cbb78479a6__1726411680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/a6/4033c2f06e98a5c0646870cbb78479a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Siddeley Harrier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)