Джамаат Хана

Jamatkhana или Jamat Khana (от персидского : جماعت خانه , буквально «конгрегационное место») - это объединение, полученное от арабского слова Jama'a (собрание) и персидского слова хана (дом, место). Это термин, используемый некоторыми мусульманскими общинами по всему миру, особенно суфийски , в место собрания. [ 1 ] Среди некоторых общин мусульман этот термин часто используется взаимозаменяемо с арабским словом Мусаллы (место поклонения, которое не было официально освящено как Масджид [ 2 ] или это место, которое временно используется в качестве места поклонения мусульманином). Сообщество Низари Исмаили использует термин «Джамаат хана» , чтобы обозначить их места поклонения. [ 3 ]
Джаматхана как место сбора и молитвы
[ редактировать ]В то время как Масджид (буквально: место мусульманского суджада или прострации перед Богом) или мечеть (на английском языке) - это термин, используемый Кораном для обозначения основного пространства Салаата (общинные мусульманские молитвы), ряд пространств для Исламские общинные цели могут быть найдены в настоящее время во всем мире мусульман . [ 4 ] Некоторые сосредоточены в определенных географических регионах, в то время как другие используются конкретными сообществами. Некоторые из них включают: Husayniyyas [ 5 ] (также известен как Ашуркханас , [ 6 ] Имамбар , [ 7 ] Матамс , [ 8 ] или Takyehs в Иране [ 9 ] ) используется общинами Ашари Шии; Кханька , [ 10 ] рибалы , [ 11 ] Такья [ 12 ] и Zawiyas [ 13 ] Используется мистически ориентированными мусульманскими общинами, обычно называемыми суфиями ; Cemevi [ 14 ] турецкого алевиса ; Кемсан [ 15 ] курдского алевиса ; и Маджлис и Халвас из друзы . [ 16 ] Для Низари Имаилис основным пространством религиозного и общественного собрания является Джаматхана . [ 3 ] Термин Jamatkhana также используется для обозначения пространств, используемых рядом других мусульманских общин с базами в Южной Азии , таких как Chisti Sufi Tariqa , [ 17 ] и различные филиалы Исмаили сообщества [ 18 ] в том числе Dawoodi Bohras и Alavi Bohras .
Chisti PIR Sufi Tariqa использует свои джаматханы в качестве места для встреч для разговора и совета с или учителем. [ Цитация необходима ] Общины шииев боры исмаилисты используют этот термин для обозначения своего пространства для общественных собраний и общих блюд . [ 3 ] Среди многих общин Исмайли в Южной Азии и их диаспорах обычно есть джаматхана в тех же комплексах, что и их масжиды . [ Цитация необходима ] В то время как последний является основным местом для официальной религиозной деятельности различных ветвей Бохра Исмаилис, в том числе дауди, Сулеймани и Алеви - Джаматхана выступает в качестве места для менее формализованных религиозных собраний, свадеб, праздников и других событий, связанных с Особые дни. Среди суннитских мусульман, известных как меморанты , термин «Джаматхана» используется для обозначения пространства для культурных собраний и особых случаев. [ 19 ] Пространства, обозначенные как джаматханы, также можно увидеть в комплексах Моголов , таких как тадж -махал в Агре . [ Цитация необходима ]
Джаматхана в Низари Ишма '
[ редактировать ]Часть серии об исламе Исмаализм |
---|
![]() |
![]() |
Точное происхождение использования Джаматханы в традиции Низари Исмаили еще не ясны. Тем не менее, общая память, устные традиции и отдельные гинаны (индо-мусульманские религиозные стихи) рассказывают о том, что пирс шамс (fl. Между 13 и 15 веками) [ 20 ] и Садр Аль-Дин ( фл. 14 век), [ 21 ] назначенные исмаилитным имамом в Персии и отправленные в на веры, создали первые такие зарождающих для службе места Азию Эмиссары , Южную [ 22 ] и Китай [ 23 ] в течение их жизни. Джаннатпури , длинная композиция, известная как Грант и принадлежащий жанру гинанов , Сайид Имамшах (ум. После 1473 г.) располагает одним из самых ранних из этих джаматхан в место по имени Котда, который, как полагают, есть в Современный Синд в Пакистане. [ 24 ] В той же композиции также упоминается, что главный деревня, Мухи ( санскрит : Мухья ) был тесно связан с Джаматханой в качестве чиновника. [ 24 ]
Самые ранние джаматханы
[ редактировать ]Джаматхана была пространством, особенно для нескольких локализованных общин Исмаилина Южной Азии , в основном в регионах Дельта. [ 25 ] Впоследствии он был принят более широким спектром индийских общин Исмаилитов в последующие десятилетия и столетия. [ Цитация необходима ] Эти разнообразные группы, каждая из которых со своими собственными историями, идентичностью и социальной организацией определили себя, используя различные имена, такие как Momin (или Mumna), [ 26 ] Шами, [ 27 ] Ходжа [ 28 ] и Гупти. [ 29 ] В совокупности эти общины приняли практику Сатпанта (Lit. True Path), обозначения для шиитского исмаилизма этого периода на субконтиненте, которое включало общее собрание в Джаматкхане . [ 30 ]
Термин, кажется, использовался для обозначения места религиозного собрания Сатпантхи , возможно, только в течение последних десятилетий 18 -го или ранних лет 19 -го веков. [ Примечание 1 ] Наиболее распространенным термином, используемым в Низари Имаили Джинане для обозначения этих пространств, является термин GAT. [ Примечание 2 ]
Эволюция джаматханы
[ редактировать ]К середине 19-го века, когда общины Низари Исмаили мигрировали из городов и деревень в городские центры по всему литору в Индийском океане, хана , кажется, стала отдельным пространством, размещенным в отдельной структуре, обычно расположенном в Мохалле или анклавском , верующих Сатпанти . [ Цитация необходима ] Несколько из самых старых существующих примеров джаматхан возвращаются к этому периоду. [ Цитация необходима ] Большинство, однако, впоследствии были отремонтированы и добавлены, чтобы приспособить меняющиеся функциональные потребности и ритуальные практики джамат ( собрания), которые они обслуживают. [ Цитация необходима ] Самые старые из этих городских сооружений можно найти в таких местах, как Гвадар (современный Пакистан), Занзибар и Бомбей (нынешняя Индия). [ Цитация необходима ] Более скромные примеры, дату этого периода, также можно найти по всему Кутчу и в Джерруке во внутренней части Синда, резиденции Ага Хана I по прибытии в Южную Азию . Архитектура и организация этих мест говорят нам, что не было единого архитектурного шаблона или модели джаматханы , а скорее каждый был построен на основе ряда обстоятельств, включая такие вещи, местоположение, культурная среда, архитектурные практики периода и доступные ресурсы Полем Различия от одного джаматханы к другой также дают нам подсказки о природе практик, использовании и распределении пространства, а также природе и функциям социальных отношений. Некоторые из них были связаны с культурной средой, в которой были расположены джаматханы , в то время как другие следовали за общими традициями питотической и религиозной культуры, которые, в свою очередь, информировали правила приличия и этикета в этих местах.
В 1870 году Бомбейский Джаматхана в Хадаке стал первой Джаматханой, назначенной в качестве Даркханы. [ Примечание 3 ] Термин был первоначально использован для обозначения главной резиденции имама. Однако в последующие годы это стало выступить за главного Джаматхана в национальном контексте. Сегодня восемь стран имеют Джаматхана в Традиции Низари Имаили . К ним относятся Индия, Танзания, Кения, Уганда, Канада, Пакистан, Англия и Португалия. [ 31 ]
Джаматхана как центр низари в практике Исмаили
[ редактировать ]
В то время как Джаматхана изначально начинался как пространство общины, специфичное для общин Сатпантхи , в конечном итоге это было принято Исмаилитными общинами с различными географическими, культурными и лингвистическими и историческими опытами, которые до этого собрались в пространствах с различными траекториями и номенклатурами. [ 32 ] В течение семи десятилетий сэра Султана Мохаммеда Шаха, имамата Ага Хан III (ум. 1957), формальные отношения с Исмаилитными общинами, живущими в Таджикистане, Афганистане, Китае, северных районах Пакистана, Персии и Сирии, были укреплены. [ 33 ]
Исмаилицы северных районов Пакистана, а именно Читрала, Гизра, Гилгита, Хунзы, а также пограничных регионов Китая, были одними из первых общин, которые приняли Джаматхану в свою ритуальную жизнь. Но эти Джамат Хана не были открытыми пространствами, как другие Джамат Хана, из -за политических ограничений, последователи используют для встречи в назначенном доме и выполнять все ритуалы. Они используют, чтобы практиковать свою веру в сокрытие.
Семена этих учреждений были посажены в 1923 году, когда миссионер по имени Рамзанали Сабзали (ум. 1938) был отправлен в эти различные общины Ага Хан III. [ Примечание 4 ] Джаматханы были также введены в Сирии в период 1940 -х годов. [ Цитация необходима ] Однако не было до тех пор, пока пребывание и лидерство нынешнего имама Исмаилисов, его Высочество принц Карим Ага Хан (р. 1936), аналогичные места также были представлены в Иране (1960 -е), Афганистан (1960 и 2001 год) и Таджикистан ( 2009). [ 34 ] В некоторых частях Ирана пространства, называемые хане-у Колона [ 35 ] и ханка [ 36 ] предшествовал Джаматхана .
Низар в центрах Исмаили
[ редактировать ]В 1979 году был заложен фонд Камень для того, что должно было стать первым «Исмайлиским центром» в лондонском районе Южного Кенсингтона. [ 37 ] Высокое здание, которое было открыто премьер-министром Маргарет Тэтчер (1925–2013; р. 1979–1990). [ 38 ] [ 39 ] Несколько месяцев спустя, в августе, в округе Бернаби (Канада) был открыт еще один Исмайлиский центр в Ванкувере (Канада) премьер -министром Брайаном Малруни (1939–2024; р. 1984–1993). [ Примечание 5 ] Каждый архитектурно уникальный, эти целевые центры, построенные международными известными архитекторами функции. Здания были предназначены не только для того, чтобы выступать в качестве символических маркеров присутствия сообщества Исмаили, но и посла, который будет продолжать помогать им развивать и поддерживать отношения с другими группами вера и организациями гражданского общества. [ 41 ] [ 42 ]
В 1998 году третий такой «Центр Исмаили» . в Лиссабоне, Португалия, был открыт [ 43 ] [ 44 ] Центр черпает вдохновение в региональном влиянии мавританского архитектурного наследия, такого как Альгамбра в Гранаде, а также другие мусульманские культурные формы, такие как Фатехпур Сикри в Индии. [ 45 ] В частности, взаимодействие и сочетание наружных и внутренних пространств дали зданию другую эстетику и ощущение от других исмайлиских центров, которые были разработаны двумя десятилетиями ранее, еще больше демонстрируя, как время и пространство влияют на современную религиозную архитектуру Исмаистов. [ 46 ]
Первый Исмайлиский центр на Ближнем Востоке был открыт в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты 26 марта 2008 года Ага Ханом в присутствии старших членов правящей семьи Дубая. [ 47 ] Центр, построенный на земле, пожертвованной шейхом Мухаммедом б. Рашид аль-Мактум, правитель Дубая в 1982 году, является первым таким центром на Ближнем Востоке. [ Цитация необходима ] Здание черпает вдохновение из Каира Фатимидской архитектуры , династии, основанной предками Ага Хана и предыдущими имамами общины Низари Исмаили в десятом веке. [ 48 ] [ 49 ]
Исмайлиский центр в Душанбе , столице Таджикистана . , твердо расположенный в персидском говорящем мусульманском мире, отражает и отмечает века присутствия Исмаили в Центральной Азии и окружающих регионах [ 50 ] [ 51 ] Открыт 12 октября 2009 года президентом Республики Эмамоли Рахмон и Ага Хан, ее архитектура сочетает в себе широкий спектр ремесленных и ремесленных традиций региона и опирается на вдохновение великих дворов Самарканда и Хивы в Узбекистане, а также Десятый век Саманид Мавзолей. [ Цитация необходима ] Технические инновации включают в себя устойчивость к землетрясениям, которая передает структурное напряжение, систему отопления и кондиционирования воздуха на основе тепловых насосов источника воды, а также колесо тепла для энергоэффективности. [ 52 ]
Второй Исмайлиский центр, построенный в Канаде, Исмайлиский центр, Торонто , был открыт в 2014 году в районе Дон Миллс в Торонто. [ 53 ] и следует за схемой более ранних зданий, представляющих функционально и символически присутствие исмаилиских сообществ в Европе и Северной Америке. Исмайлиский центр в Торонто является крупнейшим таким центром в англоязычном мире. [ 54 ] Центр Торонто Исмаилит разделяет свои основания в музее Ага Хана , оба из которых расположены в парке Ага Хана . [ 55 ]
Далее исмайлиские центры, на разных этапах развития вскоре, будут следовать в ближайшее время: центры в Хьюстоне, штат Техас и Лос -Анджелес, штат Калифорния, планируются. [ 56 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Гимхана , англо-индийский термин, полученный из персидского слова джамат-хана
Примечания
[ редактировать ]- ^ Префикс «Джамат», кажется, не появляется перед термином «хана» среди низари исмаили в устных исполнениях или самых ранних письменных текстах. Первая ссылка на английском языке на Джаматхана , по -видимому, связана с судебным делом, поданным против Ходжа в Бомбее Ага Хан I в 1829 году, но которое впоследствии было отброшено, предполагая, что к этому моменту термин был в обращении. См. Дело Ага Хан , с. 352, 363, 363а. Термин Darkhana , применяемый к джаматхане , и не просто резиденция имама, впервые был замечен в использовании в 1870 году, когда он был применен к Джаматхане в Бомбейском районе Хадак. Среди имамшахи термин «хана» все еще используется для обозначения пространства, используемого для общинных практик сообщества. Термин «Джаматхана» отсутствует в их дискурсах. Термин Gatjamat , относящийся к собранию, собравшейся в этом общинном пространстве, можно найти во многих гинанах .
- ^ Один из наиболее часто упоминаемых гинанов , который включает в себя эту ссылку,-это «Gat Maa (n) He Aavine» (приходите в пространство общинного собрания), приписываемый Пиру Садру аль-Дину в традиции Ходжа Низари Исмаили и Сайид Имамшах в Традиция Имамшахи. Многочисленные другие гинаны также ссылаются на «GAT» как об собраний сообщества и важность ритуалов, которые происходят в нем.
- ^ Тем не менее, возможно, что этот термин использовался несколько раньше. В Кахаке, Иран, есть ряд надгробий, которые говорят об одном «Камадии Датардина Вандани из Дархана Джамат », который пришел в гости в имам. Надпись Гуджарати на языке Хойки помещает смерть Вандани в 1803 году. См. Иванов, W. «Могилы некоторых персидских исмаилиских имамов», журнал Британского Бомбейского Королевского азиатского общества, New Serial, vol. 14 (1938), с. 58-59. В современный период, Исмайлиский центр, Лондон, был посвящен первой Darkhana 24 апреля 1985 года после его открытия.
- ^ Дневник миссионерского сабзали, посмертно наделенный титулом Пира имамом Султаном Маромед Шах, существует. Впервые он был опубликован в Гуджарати как «миссионерский алижа Сабзалибахини Мусафар», в еженедельном исмаили (Бомбей) в период с 17 февраля 1924 года по 5 декабря 1926 года. Значительно отредактированная версия текста также была опубликована по -серийно в Исмаили -Кромеса (Crescenti (Ismaili Crentc Дар -эс -Салам) с 8 января 1967 года по 2 апреля 1968 года. Это снова было воспроизведено в журнале «Двух недель сообщества» ( Карачи) в период с 15 февраля 1967 года по 15 апреля 1970 года и снова в Исмаили с 21 марта по 6 октября, 1967. Эта версия завершилась публикацией сериализации «Путешествия» как книги, напечатанной печатной прессой Исмаилита в Бомбее в 1968 году под названием « Пир Сабзали» Мадхайя Азиани Мусафари ». Версия, подготовленная личным секретарем Сабзали, Рамзан Али Алибхай, впервые появилась в платиновом юбилейном бюллетене (Бомбей) в период с 15 июля по 1 октября 1953 года и был отредактирован Джафаром Али Х. Лахани. Английский перевод доступен в Интернете как «Путешествие Пир Сабзали в Центральной Азии», перевод Mumtaz Tajddin
- ^ Каменная церемония фундамента была проведена 24 июля 1982 года, и здание было официально открыто 23 августа 1985 года. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азим Нанджи и Разия Нандзи, Словарь Ислама Пингвина (Лондон: Пингвин, 2008), С.В. Джамат Хана .
- ^ Fiqh of Masjid & Musalla Archived 2011-10-19 в The Wayback Machine
- ^ Jump up to: а беременный в Сами Насиб Макарем, Доктрина Исмаилисов (Бейрут: Арабский институт исследований и публикации, 1972), 70.
- ^ Ренар, Джон. Семь двери в ислам: духовность и религиозная жизнь мусульман . Университет Калифорнийского университета, 1996, с. 168-175
- ^ Диб, Лара. Зачарованный современный: пол и общественное благочестие в Шии Ливане . Princeton University Press, 2006, с. С. 144.
- ^ Пино, Дэвид. Шииты: ритуальное и популярное благочестие в мусульманской общине . Palgrave Macmillan: 1992, p. 80
- ^ Дас, Нита. Архитектура Лакхнау: имамабы и карбалы Brupdishers 2008.
- ^ Фуллер, Грэм Э. и Ренд Рахима Франке. Арабские шииты: забытые мусульмане . Palgrave Macmillan: 2000, p. 122–123.
- ^ Aghaie, Kamran Scot. Мученики Карбалы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Университет Вашингтонской прессы, 2004.
- ^ Петерс, Фрэнсис Э. Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и соревновании - Vol. 2 - Слова и воля Бога. Издательство Принстонского университета: 2003, с. 278-279.
- ^ Боннер, Майкл Дэвид. Джихад в исламской истории: доктрины и практика . Издательство Принстонского университета, 2008., с. 136
- ^ Норрис, HT I Clam на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Университет Южной Каролины Пресс: 1993.
- ^ Моджуэтан, Бенсон Акутце. История и недостаточно развитие в Марокко: структурные корни союза . Lit Verlag: 1995, p. 41
- ^ Sökefeld, Martin. Движение Алеви в Германии и в транснациональном пространстве . Berghahn Books: 2008, с. 144-177.
- ^ Дениз, Дилша (декабрь 2015 г.). «Путь: Dızgun Bawa, в качестве примера отношения между убеждением и стилем жизни» (PDF) . Религиозные запросы . 4 (8): 63–82 - через религиозные запросы.
- ^ Абу-Изеддин, Нейла М. Друзы: новое исследование их истории, веры и общества. EJ Brill: 1993.
- ^ Мохамед, Малик. Основы композитной культуры в Индии. Книги Аакара: 2007, с. 179
- ^ Рой, Шибани. Dawoodi Bohras: антропологическая перспектива .br Publishing: 1984, p. 77
- ^ "Cutchi Memon Jamat из Северной Америки - Круг студентов Cutchi Memon, Мумбаи" .
- ^ Р. Песни мудрости и круги танца: гимны Сэтанта Кассам, Тазим Святого Святого, Пир Шамс . Suny Press: 1995.
- ^ Асани, Али. Экстаз и просветление . IB Tauris: 2002, с. 33.
- ^ Дафтар, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . 2 -е издание. Издательство Кембриджского университета, 2007, с. 443.
- ^ Пир Шамс. «Мансамджхани» (сценарий Ходжки). Khoja Sindhi Press, 1912, с. 259, v. 4
- ^ Jump up to: а беременный Сайид Имамшах, Джаннатпури . Гуджаратская языковая композиция, написанная напечатано в сценарии Ходжки Лалджи-бхай Деврадж, Бомбей, Бомбей: 1905, V. 84
- ^ Крупный рогатый скот, Мишель. Исмаилис в Южной Азии: управление наследия и идентификационные производства . Издания L'harmattan: 2008, p. 85
- ^ Али Асани. Экстази и просветление: религиозная литература Исмаилита Южной Азии. IB Tauris: Лондон, 2002, с. 2
- ^ См., Например, Доминик-Сила Хан, пересекающий порог: понимание религиозной идентичности в Южной Азии . IB Tauris: Лондон, 2004, с. 47
- ^ Азим Нанджи. Традиция Низари Имаили на субконтиненте Индо -Пакистана. Дельмар: Нью -Йорк, 1978.
- ^ См., Например, преобразование и смещение идентичности Domique-Sila Khan: Рамдев Пир и Исмаилисы Раджастхан . Манохар, Дели: 2003, с. 54
- ^ Азим Нанджи. Традиция Низари Имаили на субконтиненте Индо -Пакистана . Дельмар: Нью -Йорк, 1978.
- ^ См. Aga Khan IV, «Конституция шиитских имами имаилитов мусульман», статья 10 и Приложение 6. Оригинальная версия в 1986 году и пересмотр в 1998 году.
- ^ Дафтар, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . Второе изд. Издательство Кембриджского университета: 2007, с. 474.
- ^ См . Мемуары Ага Хана: Мир достаточно и время . Cassel & Company, London: 1954 и переиздан как: Мир достаточно и время: мемуары сэра Султана Мохаммеда Шах Ага Хан III в 2 томах в рамках серии «Карачи под радж 1843-1947», «Осне Попечители музея Мохатта Дворца и публикаций Пакистана «Геральд», 2005 г., в переиздании, см., Например, «Глава VIII: Исламская концепция и моя роль в качестве имама», стр. II: 1-39 и «Глава XIV: мои недавние путешествия», С. II: 177-189.
- ^ Дафтар, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . 2 -е издание. Издательство Кембриджского университета, с. 494-496.
- ^ Мусиззи, Марьям. «Исмаилицы Ирана: с падения Аламута до настоящего времени с особой ссылкой на современный период», Массачусетс, факультет истории, Университет Машхад, Машхад, 1992-3.
- ^ Keshavjee, Rafique. «Стремление к гнозису« Звонок истории: модернизация среди исмаилитов Ирана », неопубликованная кандидатская диссертация. Гарвардский университет, 1981, с. IV: 10.
- ^ "Церемония фонда Исмаилизи Джамат Хана и Центр Лондона Великобритания"
- ^ «Его Высочество Ага Хан в Соединенном Королевстве, чтобы отметить Золотой Юбилейский визит - Сеть развития Ага Хана» .
- ^ Фотографии и речь Маргарет Тэтчер
- ^ «Бруно Фрески, архитектор Исмайлиского центра в Бернаби, в разговоре с Симергом» . СИМЕРГ - Понимание со всего мира . 8 апреля 2009 г.
- ^ Дарэш Мухаммед Бедный, Управление без территории: Сеть развития Ага Хан и Имайлист Исмаилита (Нью -Йорк: Palgrave Macmillan, 2014), с. 137.
- ^ «О в центрах исмаилитов» . Исмаили . Получено 17 июня 2016 года .
- ^ "Речь" . iis.ac.uk.
- ^ «Ага Хан и президент Сампайо говорят о вере и гражданском обществе - сети развития Ага Хан» . Архивировано из оригинала на 2009-12-24.
- ^ Ричардсон, Филлис. «Исмаилитный центр, Лиссабон, Португалия», Новая Священная Архитектура , с. 86-91. Лондон: Laurence King Publishing, 2004. Также см. Meade, Martin, «Ислам в Иберии». Архитектурный обзор (март 2003 г.)
- ^ «Архитектурная запись» .
- ^ Открытие Центра Исмаилита Дубая, которое включает в себя ссылки на выступления, пресс -релизы и фотографии, освещающие событие
- ^ «Фундаментальная церемония задержки камня в Центре Исмаили, Дубай - Сеть развития Ага Хан» .
- ^ «Ага Хан объявляет первый Исмайлиский центр на Ближнем Востоке - Сеть развития Ага Хан» .
- ^ «Фундаментная церемония задержки камня Исмаилитного центра - сеть развития Ага Хан» . Архивировано из оригинала на 2009-12-24.
- ^ «Ага Хан объявляет первый Исмайлиский центр в Центральной Азии - сеть развития Ага Хан» . Архивировано из оригинала на 2009-12-24.
- ^ «Пресс -релиз: Первый Исмайлиский центр в Центральной Азии открывается» . Исмаили .
- ^ «Открытие Исмаилитного центра, Торонто» .
- ^ «Мастер создания развития »
- ^ «Музей и место» .
- ^ «О в центрах исмаилитов» . Исмаили .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Веб -сайт Ismaili Centres [ 1 ]
- ^ «Исмаилитные центры: исмаилистые центры» . Архивировано из оригинала на 2009-10-12.