Архетип
Концепция архетипа ( / ːr k ; ɪ t aɪ p / ar -Ki -type от древнегреческого ἄρχω árkhō ', чтобы начать' и τύπος Túpos 'Sort, Type') появляется в областях, касающихся поведения , исторической психологии , философии и литературного анализа .
Архетип может быть любым из следующих:
- Заявление, шаблон поведения, прототип , «первая» форма или основная модель, в которую другие утверждения, модели поведения и объекты копируют, эмулируют или «слияют». Неформальные синонимы, часто используемые для этого определения, включают «Стандартный пример», «Основной пример» и более длинный «Архетипический пример»; Математические архетипы часто появляются как « канонические примеры».
- Платоническая концепция формы чистой , которая , как полагают, воплощает фундаментальные характеристики вещи.
- Юнгианская психология концепция унаследованной бессознательной предрасположенности, поведенческой черты или тенденции («инстинкт»), разделяющая среди членов вида; Как любая поведенческая черта, тенденция приходит к тому, чтобы быть посредством моделей мышления, изображений, аффект или пульсий, характеризующихся его качественным сходством с различными повествовательными конструкциями; В отличие от личностных черт, многие из фундаментальных характеристик архетипа общины с коллективом и не определены преимущественно из -за представления человека о них; и тенденция к использованию архетипических представлений постулирована, возникающая в результате эволюционного стремления установить конкретные сигналы, соответствующие исторической эволюционной среде, чтобы лучше адаптироваться к нему. Такие эволюционные диски: выживание и процветание в физической среде, связанная функция, приобретение знаний и т. Д. Это графически сообщается как архетипические «фигуры».
- Постоянно восходящий символ или мотив в литературе , живописи или мифологии. Это определение относится к повторению персонажей или идей, обмениваясь аналогичными признаками во всех различных, казалось бы, не связанных случаях в классическом рассказывании историй, средств массовой информации Д. и т .
Архетипы также являются очень близкими аналогиями с инстинктами , поскольку, задолго до развития какого -либо сознания, это безличные и унаследованные черты людей, которые представляют и мотивируют человеческое поведение. [ 1 ] Они также продолжают влиять на чувства и поведение даже после некоторой степени сознания позже. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово архетип «Оригинальный шаблон, из которого сделаны копии», впервые вступило в английское использование в 1540 -х годах. [ 2 ] Он вытекает из в латинском существительном архетипа , латинизации греческого ), что означает существительного ἀρχέτυπον ( архетипон ), прилагательная форма которой- ἀρχέτυπος ( архетипос «первое соглашение», [ 3 ] который представляет собой соединение ἀρχή Archḗ , «Начало, происхождение», [ 4 ] и τύπος týpos , что может означать, среди прочего, «шаблон», «модель» или «тип». [ 5 ] Таким образом, он относится к началу или происхождению шаблона, модели или типа. [ 6 ]
Архетипы в литературе
[ редактировать ]Функция
[ редактировать ]Использование архетипов в конкретных произведениях письма является целостным подходом , который может помочь в том, чтобы выиграть универсальное принятие. Это связано с тем, что читатели могут относиться и идентифицировать себя с персонажами и ситуацией, как в социальном, так и в культурном отношении. Развертывая общие архетипы контекста, писатель стремится передать реализм своей работе. [ 7 ] По словам многих литературных критиков, архетипы имеют стандартное и повторяющееся изображение в конкретной человеческой культуре или в целой человеческой расе, которая в конечном итоге накладывает конкретные столбы и может формировать всю структуру в литературном произведении. [ Цитация необходима ]
История архетипов
[ редактировать ]Кристофер Букер , автор «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» , утверждает, что следующие основные архетипы лежат в основе всех историй: [ 8 ]
- Преодоление монстра
- Тряпки для богатства
- Квест
- Путешествие и возвращение
- Комедия
- Трагедия
- Перерождение
Эти темы совпадают с персонажами архетипов Юнга.
Литературная критика
[ редактировать ]Архетипическая литературная критика утверждает, что архетипы определяют форму и функцию литературных произведений и что значение текста формируется культурными и психологическими мифами. Культурные архетипы являются непостижимыми основными формами, олицеленными или изготовленными конкретными, повторяющимися изображениями , символами или узорами (которые могут включать в себя такие мотивы, как « квест » или « небесное восхождение »; узнаваемые типы символов, такие как « обманщик », « святой ». « Мученик » или « Герой »; [ Цитация необходима ]
Архетипы показывают, что общие роли универсальны среди обществ, такие как роль матери в ее естественных отношениях со всеми членами семьи. Эти архетипы создают общие образы, которые определяются многими стереотипами, которые не отделялись от традиционной, биологической, религиозной и мифической структуры. [ 9 ]
Платонические архетипы
[ редактировать ]Происхождение архетипической гипотезы датируется еще до Платона . Платона Эйдос , или идеи , были чистыми умственными формами, которые были запечатлены в душе до того, как она родилась в мире. Некоторые философы также переводят архетип как «сущность», чтобы избежать путаницы в отношении концептуализации форм Платона. [ 10 ] Хотя заманчиво думать о формах как о умственных сущностях (идеях), которые существуют только в нашем уме, философ настаивал на том, что они не зависят от любых умов (реальных). [ 10 ] Эйдос был коллективным в том смысле, что они воплощали фундаментальные характеристики вещи, а не ее конкретные особенности. В семнадцатом веке сэр Томас Браун и Фрэнсис Бэкон используют слово архетип в своих работах; Браун в саду Сад Сайруса (1658) попытался изобразить архетипы в своем использовании символических правильных названий. [ Цитация необходима ]
Юнгианские архетипы
[ редактировать ]Концепция психологических архетипов была продвинута швейцарским психиатром Карлом Юнгом , c. 1919. Юнг признал, что на его концептуализацию архетипа влияет Эйдос Платона , который он назвал «сформулированным значением изначального образа, с помощью которого он был символически представлен». [ 11 ] Согласно Юнгу, термин архетип является объяснительной перефразой платонической эйдоса слова , также считается, что он представляет форму . [ 11 ] Он утверждал, что платонические архетипы - это метафизические идеи, парадигмы или модели, и что реальные вещи считаются только копиями этих модельных идей. [ 11 ] Тем не менее, архетипы нелегко узнавать в работах Платона так, как Юнг имел в виду их. [ 12 ]
В психологических рамках Юнга архетипы являются врожденными, либидино- коллективными схемами , универсальными прототипами для идей -сенсорных впечатлений и могут использоваться для интерпретации наблюдений. [ 13 ] [ 6 ] Группа воспоминаний и интерпретаций, связанных с архетипом, является комплексом (например, материнский комплекс, связанный с матерью -архетипом). Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, аналогичные физическим в том, что оба являются морфологическими конструкциями, которые возникли посредством эволюции . [ 14 ] В то же время также наблюдалось, что эволюция сама может считаться архетипической конструкцией. [ 15 ]
Юнг заявляет в первой части человека и его символов , что:
Мои взгляды на «архаичные остатки», которые я называю «архетипами» или «изначальными образами», постоянно подвергались критике со стороны людей, которым не хватает достаточных знаний о психологии снов и мифологии. Термин «архетип» часто неправильно понимается как означает определенные определенные мифологические образы или мотивы, но это не что иное, как сознательные представления. Такие переменные представления не могут быть унаследованы. Архетип - это тенденция формировать такие представления о мотивах - представленных предложениях, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя своего основного моделя.
Хотя существует множество категоризаций архетипов, конфигурация Юнга, пожалуй, самая известная и служит основой для многих других моделей. Четыре основных архетипа, которые выходят из его работы, которые Юнг изначально называет первичные изображения, включают в себя аниму/анимус, «я», «Тень» и «Персона». Кроме того, Юнг ссылался на изображения мудрых старика, ребенка, матери и девы. [ 16 ] Он считал, что каждый человеческий разум сохраняет это основное бессознательное понимание состояния человека и коллективное знание нашего вида в конструкции коллективного бессознательного .
Нео-джунгические концепции
[ редактировать ]Другие авторы, такие как Кэрол Пирсон и Маргарет Марк, приписали 12 различных архетипов Юнгу, организованные в трех общих категориях, основанных на фундаментальной движущей силе. К ним относятся: [ 17 ]
- Типы эго :
- Невиновный
- Сирота/обычный парень или галлон
- Герой
- Попечитель
- Типы души :
- Исследователь
- Мятежник
- Возлюбленный
- Создатель
- Типы самостоятельного :
- Штуковина
- Мудрец
- Маг
- Правитель
Другие авторы, такие как Маргарет Хартвелл и Джошуа Чен, идут дальше, чтобы дать этим 12 архетипам семей по 5 архетипам каждый. Они следующие: [ 18 ]
- Невинная семья :
- Невиновный
- Ребенок
- Мечтатель
- Идеалист
- Муза
- Гражданская семья :
- Гражданин
- Адвокат
- Каждый
- Networker
- Слуга
- Герой семья :
- Герой
- Спортсмен
- Освободитель
- Спасатель
- Воин
- Семья попечителей :
- Попечитель
- Ангел
- Опекун
- Целитель
- Самаритянин
- Семья исследователей :
- Исследователь
- Авантюрист
- Пионер
- Универсальный
- Искатель
- Семья повстанцев :
- Мятежник
- Активист
- Игрок
- Маверик
- Реформатор
- Семья любовников :
- Возлюбленный
- Товарищ
- Гедонист
- Сваха
- Романтик
- Семья создателей :
- Создатель
- Художник
- Предприниматель
- Рассказчик
- Провидца
- Семья Шута :
- Штуковина
- Клоун
- Артист
- Провокатор
- Форсифтер
- Семья мудрецов :
- Мудрец
- Детектив
- Наставник
- Шаман
- Переводчик
- Волшебная семья :
- Маг
- Алхимик
- Инженер
- Новатор
- Ученый
- Суверенная семья :
- Суверенный
- Посол
- Судить
- Патриарх
- Правитель
Другое использование архетипов
[ редактировать ]Существует также положение о том, что использование архетипов по -разному возможно, потому что каждый архетип имеет несколько проявлений, каждый из которых имеет различные атрибуты. [ 19 ] Например, существует положение о том, что функция архетипа должна подходить в соответствии с контекстом биологических наук и выполняется посредством концепции окончательной функции. [ 20 ] Это относится к реакции организма на эти давления с точки зрения биологической черты. [ 20 ]
Применение архетипов Дихтера
[ редактировать ]Позже, в 1900 -х годах, венский психолог по имени доктор Эрнест Дихтер принял эти психологические конструкции и применил их к маркетингу. Дихтер переехал в Нью -Йорк примерно в 1939 году и отправил каждое рекламное агентство на Мэдисон -авеню письмо, которое хвастается его новым открытием. Он обнаружил, что применение этих универсальных тем к продуктам способствует более легкой открытии и более сильной лояльности к брендам. [ 21 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Аллегория пещеры
- Архетипическая педагогика
- Архив для исследований в области архетипической символики
- Персонаж (искусство)
- Клише
- Dmuta в мандоизме
- Ментальная модель
- Мономиф
- Ястное определение
- Многолетняя философия
- Олицетворение
- Прототип
- Реверсирование роли
- Simulacrum
- Стереотип
- Системные архетипы
- Теория форм
- Тип (биология)
- Раненый целитель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Холзингер, Андреас; Зифл, Мартина; Хитц, Мартин; Debevc, Matjaz (2013-06-26). Человеческие факторы в области вычислений и информатики: Первая Международная конференция, Саутчи 2013, Марибор, Словения, 1-3 июля 2013 года, Труды . Гейдельберг: Спрингер. п. 18. ISBN 9783642390616 .
- ^ Дуглас Харпер. «Онлайн этимологический словарь - архетип» .
- ^ ἀρχέτυπος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, греко-английский лексикон , на Персей
- ^ ἀρχή , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, греко-английский лексикон , на Персей
- ^ Тип , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, греко-английский лексикон , на Персей
- ^ Jump up to: а беременный Селикель, Мехмет; Taniyan, Baysar (2015). Исследования английского языка: новые перспективы . Ньюкасл на Тайн, Великобритания: издательство Кембриджского ученых. п. 13. ISBN 978-1443877275 .
- ^ «Онлайн -литературное устройство - функция архетипа» . 2013-08-19.
- ^ Кристофер., Букер (2004). Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории . Лондон: континуум. ISBN 978-0826452092 Полем OCLC 57131450 .
- ^ Сбайхат, Ахлам. 2012. «Образ матери на испанском и иорданском пословице. Сравнительное исследование паремологии». Испания: испанское общество литературных исследований популярной культуры , Океанид 5.
- ^ Jump up to: а беременный Soccio, Douglas J. (2009). Архетипы мудрости: введение в философию, седьмое издание . Белмонт, Калифорния: Wadsworth Cengage Learning. п. 128. ISBN 9780495603825 .
- ^ Jump up to: а беременный в Нокс, Джин (2003). Архетип, привязанность, анализ: юнгианская психология и возникающий разум . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж. п. 35. ISBN 978-1583911280 .
- ^ Надь, Мэрилин (1991). Философские проблемы в психологии CG Jung: портреты, политика, программы и практики . Олбани, Нью -Йорк: Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 157. ISBN 978-0791404515 .
- ^ Хогенсон, Джордж Б. (2004). «Архетипы: появление и глубокая структура психики». В Кэмбре, Джозеф; Картер, Линда (ред.). Аналитическая психология: современные перспективы в юнгианском анализе . Усовершенствование теории в терапии. Routledge. п. 33. ISBN 978-1-58391-999-6 Полем
«Архетипы-это источники энергии [...] Коллективные идеи [...] записи реакций на субъективные чувственные изображения» (Jung [).]
- ^ Boeree, C. George. "Карл Юнг" . Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 года . Получено 2006-03-09 .
- ^ Браун, RS 2013. « Помимо эволюционной парадигмы в исследованиях сознания ». Журнал трансперсональной психологии 45 (2): 159–71.
- ^ Халл, RFC, изд. (2014), «Архетипы коллективного бессознательного», собравшие работы CG Jung, том 9 (Часть 1): Архетипы и коллективное бессознательное , издательство Принстонского университета, стр. 3–41, doi : 10.1515/9781400850969.3 , isbn 9781400850969
- ^ «Архетипы - 12 юнгианских типов человека» . mainform.net . Получено 2019-05-10 .
- ^ Mumfrey, WH (2009). Архетипы брендинга: инструментарий для креативщиков и стратегов . Adams Media Corporation. ISBN 978-1-4403-0788-1 Полем OCLC 1088338691 .
- ^ Odajnyk, V. Walter (2012). Архетип и характер: сила, эро, дух и материальные типы личности . Нью -Йорк: Palgrave Macmillan. п. 51. ISBN 9781349349241 .
- ^ Jump up to: а беременный Holtkamp, Mark B. (2012-07-10). Биология архетипа . Книббабия. ISBN 9780615665337 .
- ^ «Розничная терапия. Как Эрнест Дихтер, Acolyte of Sigmund Freud, революционизировал маркетинг» . Экономист . 17 декабря 2011 г. Получено 2012-01-01 .
В 1939 году он написал шести крупным американским компаниям, представляя себя «молодым психологом ...
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словажное определение архетипа в Wiktionary