Религия и защита окружающей среды
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2021 г. ) |

Религия и энвайронментализм - это новая междисциплинарная область в академических дисциплинах религиоведения , религиозной этики , социологии религии и теологии , среди других, с энвайронментализмом и экологическими принципами в качестве основного направления.
В контексте христианства в энциклике « Laudato si’ » Папа Франциск призвал бороться с изменением климата и экологической деградацией в целом. [ 1 ] [ 2 ] Он заявил, что человечество сталкивается с серьезным экологическим кризисом , и обвинил в этом потребительство и безответственное развитие. Энциклика адресована «каждому человеку, живущему на этой планете». [ 3 ]
Буддизм включает в себя множество принципов, связанных с устойчивым развитием. [ 4 ] Далай -лама последовательно призывал к решительным действиям по борьбе с изменением климата, восстановлению лесов, сохранению экосистем и сокращению потребления мяса. Он заявил, что если он когда-нибудь вступит в политическую партию, то это будет партия зеленых, и если бы Будда вернулся в наш мир сейчас: « Будда был бы зеленым». [ 5 ] [ 6 ] Лидеры буддизма выпустили специальную декларацию, призывающую всех верующих бороться с изменением климата и разрушением окружающей среды в целом. [ 7 ]
Общий обзор
[ редактировать ]Кризис ценностей
[ редактировать ]Это подразделение основано на понимании того, что, по словам ирано-американского философа Сейеда Хоссейна Насра , «экологический кризис по своей сути является кризисом ценностей », и что религии , будучи основным источником ценностей в любой культуре , таким образом, замешаны в нем. в решениях, которые люди принимают относительно окружающей среды . Например, исследование 2020 года показывает, что религия как основной источник ценностей для религиозных людей может помочь сократить политический разрыв между либералами и консерваторами в вопросах защиты окружающей среды. [ 8 ]
Бремя вины
[ редактировать ]Историк Линн Уайт-младший , привел аргумент в лекции 1966 года перед Американской академией искусств и наук , впоследствии опубликованной в журнале Science , что западное христианство , десакрализировавшее в и превратившее природу инструмент для достижения человеческих целей, несет существенное «бремя вины». «О современном экологическом кризисе. Эссе Уайта вызвало шквал откликов, начиная от защиты христианства и заканчивая квалифицированными признаниями и полным согласием с его анализом.
Восточные религии и коренные народы
[ редактировать ]Некоторые предположили, что восточные религии , а также религии коренных народов , неоязычников и других предлагают более экологически чистые мировоззрения , чем христианство. Третий, более малоизвестный лагерь утверждал, что, хотя теория Уайта действительно верна, на самом деле она приносит пользу обществу и что сокращение популяций более слабых видов растений и животных за счет разрушения окружающей среды приведет к эволюции более сильных и продуктивных существ. См. Кайтиаки в религии маори .
Религия и экология
[ редактировать ]К 1990-м годам многие ученые-религиоведы вступили в дебаты и начали создавать значительный объем литературы, обсуждающей и анализирующей то, как природа ценится в различных религиозных системах мира. Знаковым событием стала серия из десяти конференций по религии и экологии, организованная Йельского университета профессорами Мэри Эвелин Такер и Джоном Гримом и проходившая в Гарвардского университета с 1996 по 1998 год. Центре изучения мировых религий [ 9 ] [ 10 ] В серии конференций приняли участие более 800 международных ученых, религиозных лидеров и защитников окружающей среды. Конференции завершились в Организации Объединенных Наций и Американском музее естественной истории, на которых присутствовало более 1000 человек. Материалы конференций были опубликованы в серии из десяти книг (серия книг «Религии мира» и «Экология»), по одной на каждую из основных религиозных традиций мира.
На основе этих конференций Такер и Грим сформировали Йельский форум по религии и экологии . [ 11 ] Форум сыграл важную роль в создании научных знаний, формировании экологической политики и экологизации религии. Помимо работы с Форумом, Такер и Грим продолжают работать над Путешествие по Вселенной» . фильмами, книгами и образовательными DVD « [ 12 ] Это по-прежнему крупнейший международный мультирелигиозный проект такого рода.
Активная группа по религии и экологии существует в Американской академии религии с 1991 года, и все большее число университетов в Северной Америке и во всем мире в настоящее время предлагают курсы по религии и окружающей среде. [ 13 ] Недавние исследования в области религии и экологии можно найти в рецензируемом академическом журнале « Мировые взгляды: глобальные религии, культура и экология» , а также в справочных изданиях, таких как энциклопедия «Дух устойчивого развития» .
Понимая уникальную роль, которую религиозные лидеры и религиозные сообщества играют в области охраны природы, Всемирный фонд природы (WWF) учредил инициативу «Священная Земля: веры за сохранение», сотрудничая с религиозными группами для реализации эффективных и устойчивых стратегий сохранения природы. . [ 14 ]
Религия и природа
[ редактировать ]Еще одной вехой в развивающейся области стала публикация в 2005 году «Энциклопедии религии и природы» , которую редактировал Брон Тейлор . Тейлор также возглавил усилия по созданию Международного общества по изучению религии, природы и культуры, которое было основано в 2006 году, и начал публиковать ежеквартальный журнал по изучению религии, природы и культуры в 2007 году.
Религии и окружающая среда
[ редактировать ]Межконфессиональное сотрудничество
[ редактировать ]основанная в 1992 году, GreenFaith, представляет собой глобальную межконфессиональную экологическую коалицию с более чем 100 отделениями (называемыми «Кругами») на островах Тихого океана, Северной Америке, Австралии, Азии, Латинской Америке, Африке и Европе, а также религиозными партнерами в более чем 40 странах. . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Сосредоточив внимание на общественной активности , они поощряют религиозные сообщества инвестировать в зеленую энергетику, отказываться от ископаемого топлива и публично выступать за климатическую справедливость на религиозной основе. [ 18 ] В качестве примера своей активности можно привести в 2015 году GreenFaith, возглавившую Марш за изменение климата Una Terra, Una Familglia Humana ( букв. « Одна Земля, одна человеческая семья » ) в Ватикане . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
В 2015 году более 150 лидеров различных конфессий выступили с совместным заявлением на Климатическом саммите ООН в Париже 2015 года. [ 22 ] В преддверии конференции ООН по изменению климата COP21 в Париже в декабре 2015 года. В ней они повторили заявление, сделанное на межконфессиональном саммите в Нью-Йорке в сентябре 2014 года:
Мы, как религиозные лидеры: «объединяемся, чтобы выразить глубокую обеспокоенность последствиями изменения климата на Земле и ее людях, которые, как показывает наша вера, вверены нашей общей заботе. Изменение климата действительно представляет собой угрозу для жизни. драгоценный дар, который мы получили и о котором нам нужно заботиться». [ 23 ]
Межконфессиональный центр устойчивого развития (ICSD), некоммерческая организация, базирующаяся в Иерусалиме, возглавляемая раввином Йонатаном Нерилом, способствует сотрудничеству между религиями для обеспечения устойчивости. [ 24 ] [ 25 ]
буддизм
[ редактировать ]![]() | Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием «Экологизм в буддизме» . ( Обсудить ) (май 2023 г.) |
Буддизм включает в себя множество принципов, связанных с устойчивым развитием. [ 4 ] Далай -лама последовательно призывал к решительным действиям по борьбе с изменением климата, восстановлению лесов, сохранению экосистем и сокращению потребления мяса. Он заявил, что если он когда-нибудь вступит в политическую партию, то это будет партия зеленых, и если бы Будда вернулся в наш мир сейчас: « Будда был бы зеленым». [ 5 ] [ 6 ] Лидеры буддизма выпустили специальную декларацию, призывающую всех верующих бороться с изменением климата и разрушением окружающей среды в целом. [ 7 ]
Исторический Будда и другие выдающиеся буддийские деятели дали множество учений и наставлений о важности заботы об окружающей среде. [ 26 ] Эти повествования позже были записаны и включены в буддийские священные писания . [ 26 ]
Буддизм учит, что все вещи взаимосвязаны как на грубом, так и на тонком уровнях. [ 27 ] Он учит, что, наблюдая, как все в жизни происходит благодаря сочетанию причин и условий, мы приходим к пониманию того, как все взаимосвязано в сложной паутине причинно-следственных связей. Поскольку люди тесно связаны с природными системами, ущерб, нанесенный Земле , также является вредом, нанесенным людям. [ 28 ] Посредством созерцания и исследования мы можем начать развивать понимание, которое выведет нас за пределы простого интеллектуального понимания и приведет нас к осознанию более тонких и глубоких аспектов взаимозависимого происхождения. [ 29 ] Когда мы разовьем это истинное чувство взаимосвязанности, оно естественным образом повлияет на то, как мы относимся к внешнему миру.
В Первом повороте колеса Дхармы учат, что привязанность является причиной страдания . Сиддхартха Гаутама , основатель буддизма, всю свою жизнь пытался понять, что такое человеческое страдание, каковы его причины и как можно освободиться от этого страдания. [ 30 ]
Точно так же, как мы испытываем страдания, то же самое испытывают и другие чувствующие существа. Именно на этой основе мы можем развить стремление облегчить их страдания. С безначальных времен учат, что когда-то все существа были нашими добрыми родителями, поэтому, желая отплатить за их доброту, мы можем прийти к развитию сострадания ко всем чувствующим существам, развивая стремление избавить их от их страданий и причин их страданий. страдания. [ 31 ] Буддизм учит, что простого прослушивания и чтения слов недостаточно, чтобы произвести трансформацию в нашем сознании. Нам нужно обдумать их, а затем применить в нашей повседневной жизни. Развитие сострадания требует тренировки и практики, но, развивая привычные тенденции приносить пользу другим, естественным образом развиваются более здоровые отношения с другими людьми и окружающей средой. [ 32 ]
Будда учил, что необходимо установить баланс между саморазрушением и потворством своим желаниям. [ 33 ] В наши дни большое внимание уделяется экономическим и социальным аспектам жизни, а экологические аспекты часто упускаются из виду. Когда человеческие предпочтения выравниваются путем развития сострадания и невозмутимости, в уме возникает баланс и гармония, что оказывает влияние на наши действия тела и речи.
Подводя итог, можно сказать, что буддизм обеспечивает структурированную структуру, которая создает не только краткосрочные решения для исправления разорванных отношений между человечеством и природой, [ 28 ] но это также учит нас, как мы можем реализовать наши высшие коллективные устремления.
Далай-лама
[ редактировать ]Далай-лама много сделал для повышения осведомленности об окружающей среде и поддержки инициатив, которые помогают защитить окружающую среду. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
На встрече с послом США в Республике Индия Тимоти Дж. Ремером Далай -лама призвал США привлечь Китай к решению проблемы изменения климата в Тибете . [ 38 ] Далай-лама также участвовал в серии дискуссий, организованных Институтом разума и жизни ; некоммерческая организация, которая специализируется на отношениях между наукой и буддизмом. Переговоры частично касались экологии, этики и взаимозависимости, а также поднимались вопросы глобального потепления. [ 39 ]
В 2010 году он опубликовал книгу « Наш единственный дом: климатическое обращение к миру». [ 40 ] а в январе 2021 года участвовал в беседе о кризисе петель климатической обратной связи с Гретой Тунберг и ведущими учеными Уильямом Мумау и Сьюзен Натали. [ 41 ]
XVII Гьялван Кармапа, Огьен Тринле Дордже.
[ редактировать ]17-й Гьялван Кармапа Огьен Тринле Дордже — страстный защитник окружающей среды, который часто включает эту тему в свои учения и публичные выступления. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
В 2007 году во время Кагью Монлам Ченмо он предположил, что посадка одного дерева может быть более полезным, чем освобождение жизни для многих существ, и рекомендовал монастырям посадить от одной до двух тысяч деревьев. Кроме того, он призвал монахов проявлять сдержанность, когда спонсоры предлагают технологические обновления. [ 46 ]
В 2008 году он основал сеть «Хорюг», что в переводе с тибетского означает «окружающая среда». [ 47 ] Он помог объединить более 50 монастырей, женских монастырей и центров по всей Индии, Непалу и Бутану в Гималаях и Южной Индии, которые совместно взяли на себя обязательство помочь защитить гималайский регион от деградации окружающей среды , действуя устойчивыми и экологически безопасными способами. В 2008 году он опубликовал «Руководство по охране окружающей среды для Карма Кагью» . буддийских монастырей [ 48 ] которые решают экологические проблемы, такие как защита лесов, воды и дикой природы, управление отходами и способы борьбы с изменением климата, предлагая решения, основанные на самых последних доступных научных и практических знаниях.
В 2009 году Кармапа обратился в WWF с просьбой помочь хорюгской сети. В результате хорюгскими монастырями было реализовано более 55 экологических проектов, таких как установка солнечных батарей. [ 49 ] [ 50 ]
В 2009 году он опубликовал книгу « Будущее уже сейчас: своевременные советы по созданию лучшего мира». [ 51 ] который предлагает советы по заботе об окружающей среде. В 2015 году он опубликовал книгу « Сердце благородно: изменение мира изнутри» , в которой делится своим видением внедрения социальных действий в повседневную жизнь. [ 52 ] а в 2017 году он опубликовал книгу «Взаимосвязанность: охватывая жизнь в нашем глобальном обществе» , в которой исследуются взаимосвязанные отношения, которые мы имеем с семьей, сообществом и остальным человечеством, и то, как посредством этих отношений мы можем стать эффективными проводниками социальных и этических изменений. [ 53 ] Он также опубликовал буклет под названием «Сто восемь вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь окружающей среде». [ 54 ] [ 55 ] который был выпущен в День Земли, 22 апреля 2009 года.
На второй конференции по охране окружающей среды (3–8 октября 2009 г., монастырь Гьюто) он заявил:
Слишком долго люди вели себя бездумно и игнорировали ущерб окружающей среде, который они наносят, и, если так будет продолжаться, существовала большая опасность, что будет слишком поздно что-либо предпринимать. [ 56 ]
24 октября 2009 года Огьен Тринле Дордже поддержал международный день борьбы с изменением климата на собрании в Маклеод-Гандже на севере Индии. [ 57 ]
В 2014 году во время своего первого мирового турне по Европе он сказал:
Мы никогда не должны эксплуатировать мир, в котором живем, ради краткосрочных выгод. Вместо того, чтобы рассматривать Землю как материальную вещь, мы должны рассматривать ее как мать, которая нас питает; из поколения в поколение нам нужна эта любящая мать. [ 58 ]
Весной 2015 года он принял участие в двухмесячном туре по Соединенным Штатам, где посетил шесть крупных университетов и выступил с публичными лекциями, посвященными защите окружающей среды и сострадательной активности. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] В это время он был награжден Йельского университета престижной стипендией Чабба , а в Университете Редлендса ему была присвоена степень почетного доктора. [ 65 ]
Чодже Аконг Тулку Ринпоче
[ редактировать ]Чодже Аконг Тулку Ринпоче активно участвовал в защите окружающей среды. В тибетских районах Китая посредством благотворительной организации «Рокпа» он разработал программу восстановления лесов, рассчитанную на несколько лет. [ 66 ] а на Святой горе Драккар он организовал работу местных жителей в качестве рейнджеров для защиты местной флоры и фауны. [ 67 ] Видя, что этот новый спрос привел к исчезновению трав, используемых в тибетской медицине, он инициировал новаторский проект по их сохранению, пригласив трех молодых врачей в Королевский ботанический сад Эдинбурга для изучения садоводства и биодинамики. [ 68 ] [ 69 ]
Lama Yeshe Losal Rinpoche
[ редактировать ]Лама Еше Лосал Ринпоче работает над распространением экологической осведомленности посредством своих учений и публичных выступлений. [ 70 ] [ 71 ] Он является основателем проекта Holy Isle на Святом острове Ферт-оф-Клайд , который был приобретен Rokpa Trust в 1992 году. Видение ламы Еше заключается в создании мирного, священного пространства, основанного на экологических соображениях, для людей всех вероисповеданий и религий. . [ 72 ] [ 73 ] С момента приобретения острова в рамках проекта «Деревья ради мира» было посажено до 50 тысяч местных деревьев. Он был разработан в консультации с Шотландской комиссией по лесному хозяйству , Шотландским офисом , Консультативной группой по сельскому хозяйству и дикой природе и другими экспертами по окружающей среде и помог воссоздать лесную среду обитания для поддержки биоразнообразия. На восточной стороне острова был создан специальный природный заповедник для местных животных, птиц и морских обитателей, а на северной оконечности острова находится Центр всеобщего мира и здоровья, проектирование и строительство которого основаны на экологическая устойчивость , чувствительная к экологии своей уникальной среды. Создав место, где люди и животные могут жить в мире и гармонии, Holy Isle стал образцом экологически чистой жизни. [ 74 ]
Тит Нат Хан
[ редактировать ]В 2014 году Тич Нят Хан обратился к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата :
Наша любовь и восхищение Землей способны объединить нас и устранить все границы, разделение и дискриминацию. Столетия индивидуализма и конкуренции привели к огромным разрушениям и отчуждению. Нам необходимо восстановить истинное общение – истинное общение – с самими собой, с Землей и друг с другом, как детьми одной матери. [ 75 ]
христианство
[ редактировать ]Статус природы в христианстве вызывает горячие споры, особенно после того, как историк Линн Уайт в 1967 году опубликовал ставшую классической работу «Исторические корни современного экологического кризиса». В ней Уайт обвиняет христианство в современном экологическом кризисе, который, по его мнению, является во многом из-за доминирования на Западе христианского мировоззрения, которое нерационально эксплуатирует природу. [ 76 ] Он утверждает, что сторонники иудео-христианской этики антиэкологичны, враждебны по отношению к природе и рассматривают природу как нечто отдельное от человечества, которое может эксплуатироваться человечеством. Такое эксплуататорское отношение в сочетании с новыми технологиями и промышленной революцией нанесло ущерб миру природы. Колониальное лесное хозяйство является ярким примером экологического разрушения, которое также включает в себя разрушение местных верований. [ 77 ] См. выше раздел «Бремя вины».
Католическая церковь
[ редактировать ]Папа Франциск ясно продемонстрировал свою озабоченность по поводу защиты окружающей среды и коренных народов в своем первом обращении к международной аудитории в Бразилии в 2013 году. Услышав о тяжелом положении тропических лесов Амазонки в Бразилии, он призвал к «уважению и защите всего творение, которое Бог доверил человеку». [ 78 ] Под его руководством было создано Глобальное католическое климатическое движение (GCCM), предлагающее советы о том, как жить в гармонии с окружающей средой путем изменения нашего образа жизни, а также призывающее к смелой государственной политике по борьбе с изменением климата. [ 79 ]
В начале XXI века Папа Франциск опубликовал энциклику Laudato si’ — документ, призывающий человечество сохранять устойчивость биосферы. Энциклика преподается в Академии Целей устойчивого развития . [ 80 ] Документ еще называют: «О заботе о нашем общем доме». [ 81 ] В энциклике Папа призывает бороться с изменением климата и экологической деградацией в целом. Он утверждает, что человечество столкнулось с серьезным экологическим кризисом , и винит в этом потребительство и безответственное развитие . Энциклика адресована «каждому человеку, живущему на этой планете». [ 82 ]
Движение Святых последних дней
[ редактировать ]Мормонские защитники окружающей среды находят богословские причины для управления и защиты окружающей среды через библейские и дополнительные ссылки на Священные Писания, включая отрывок из Учения и Заветов : «И Богу угодно, чтобы Он дал все это человеку; ибо с этой целью они были созданы для использования, с осуждением, без злоупотреблений и вымогательства» ( У. и З. 59:20). [ 83 ] Движение Святых последних дней имеет сложные отношения с экологическими проблемами, затрагивающими не только религию, но и политику и экономику. [ 84 ] [ 85 ] Что касается политики защиты окружающей среды , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней имеет опыт использования элементов природоохранной политики для своих молитвенных домов . [ 86 ]
Церковь впервые установила солнечные панели в церковном молитвенном доме на островах Туамоту в 2007 году. [ 87 ] В 2010 году церковь представила пять прототипов молитвенных домов, сертифицированных LEED , которые будут использоваться в качестве будущих проектов молитвенных домов по всему миру, первый из которых был завершен в 2010 году в Фармингтоне, штат Юта . [ 88 ]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме практики и ученые находят традиционные подходы к природной среде в таких концепциях, как дхармическая этика или пракрити (материальное творение), развитие аюрведы и чтение ведической литературы . Индуистский экологический активизм также может быть вдохновлен философией Ганди и практической борьбой, как, например, в общине Бишной в Раджастане. [ 89 ] и Чипко сопротивление политике лесного хозяйства в Уттар-Прадеше , Индия. [ 90 ]
Махатма Ганди сыграл важную роль в индийской защите окружающей среды и был назван «отцом индийской защиты окружающей среды». [ 91 ] Экологическая мысль Ганди параллельна его социальным идеям в том смысле, что экологическая устойчивость и социальное неравенство должны решаться аналогичным образом. [ 92 ] Его ненасильственное учение оказало длительное влияние, даже на сельское хозяйство. Современные аграрные практики используют Бхагавад-Гиту для установления практики, которая считается ненасильственной. [ 93 ]
ислам
[ редактировать ]Коран и Пророческие традиции [высказывания и действия Мухаммеда] ясно дают понять , что окружающая среда – это благословение и знак божественного. Коран неоднократно упоминает природные явления и заставляет читателей задуматься об окружающей среде как об отражении истины – указателе для дизайнера. От природы можно получить глубокие знания, поэтому люди должны беречь ее и заботиться о ней. [ 94 ]
Концепция человечества, имеющего « Халифат » или опеку над планетой, означает, что многие мусульмане считают, что мы не должны эксплуатировать природные ресурсы. [ 95 ] В Коране живые существа называются «сообществами, подобными вам ». [ 96 ] Некоторые ученые говорят, что это означает, что у других живых существ есть права.
Высказывания Мухаммеда, касающиеся окружающей среды: [ 97 ]
- «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем от него ест птица, человек или животное, это считается для него благотворительным подарком». [Бухари]
- Сподвижники [то есть ученики пророка] сказали: «О Посланник Божий! Есть ли награда для нас за служение животным?» Он ответил: «За служение любому живому существу есть награда». [Бухари]
- «Женщина вошла в Огонь из-за кошки, которую она связала, не давая ей еды и не отпуская на волю земных паразитов». [Бухари]
- «Мир прекрасен и зелен, и, воистину, Бог, будь Он возвышен, сделал вас Своими управителями в нем, и Он видит, как вы оправдываете себя». [Мусульманин]
- «Не тратьте воду зря, даже если вы находитесь у текущего ручья». [Ибн Маджа]
- «Если Час (день Воскресения) вот-вот наступит, и один из вас держал саженец, пусть он воспользуется хотя бы одной секундой до наступления Часа, чтобы посадить его». [Аль-Албани]
Аяты Корана, связанные с защитой окружающей среды: [ 98 ]
- «Он Тот, Кто поставил вас преемниками [Халифа] на земле… чтобы Он мог испытать вас тем, что Он дал вам».
- «О дети Адама! ... Ешьте и пейте, но не расточайте. Воистину, Он не любит расточительства».
- «...не совершайте злоупотреблений на земле, распространяя коррупцию».
- «Воистину, Мы предложили доверие небу, земле и горам, но все они отказались нести его, боясь этого. Но человечество приняло это на себя, поскольку они действительно неправы по отношению к самим себе и не знают о последствиях».
- «Все живые существа, бродящие по земле, и крылатые птицы, парящие в небе, — это сообщества, подобные вам».
Один из главных деятелей движения религии и защиты окружающей среды, иранский мусульманский философ Сейед Хосейн Наср , подробно описывает тему «полной дисгармонии человека с окружающей средой». Наср считает, что для преодоления экологического кризиса необходимо признание того, что «вся природа произошла из высших духовных сфер». [ 99 ] По мнению Насра, десакрализация Запада привела к усилению идеологии, пропагандирующей господство над землей и ее ресурсами, что противоречит исламскому мышлению. [ 99 ] По словам защитника природы и ученого Джонатана Бенталла, ислам предлагает полезную перспективу защиты окружающей среды через две основные темы. Первый — это «слава и логика космоса и циклического возрождения жизни», которая видна в отрывках Корана, особенно в тех, которые относятся к управлению ( халифа ) . [ 100 ] Вторая тема, на которую ссылается Бенталл, — это сама экологическая основа, на которой был основан ислам, «среда, в которой природные ресурсы, особенно вода, фруктовые деревья и домашний скот, всегда должны были тщательно сохраняться, чтобы обеспечить выживание человека, и эта проблема неизбежно отражается в Коран». [ 100 ]
Многие мусульмане занялись климатическим активизмом. Исламский фонд экологии и наук об окружающей среде – это благотворительная организация, призванная предлагать диалог и поощрять активизм, сочетающий в себе исламские взгляды и экологическую устойчивость . Целью организации является создание центра исламских исследований, который также будет служить местом для сбора и экспериментирования с новыми устойчивыми технологиями. [ 101 ]
В исламе понятие « хима» , или «неприкосновенная зона», относится к участку земли, отведенному для предотвращения обработки или любого использования, кроме духовных целей. Эта концепция, в дополнение к альтернативным интерпретациям исламских учений, таким как суфизм , оказывается полезной в развитии исламской проэкологической этики. [ 102 ]
иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме мир природы играет центральную роль в еврейском законе , литературе, литургической и других практиках. [ нужна ссылка ] В разнообразной сфере еврейской мысли взгляды на отношение человека к окружающей среде сильно различаются, хотя раввинская традиция поставила иудаизм прежде всего на антропоцентрическую траекторию. Однако некоторые современные еврейские мыслители и раввины в США и Израиле подчеркивали, что центральная вера в иудаизме заключается в том, что Человек (Ха Адам – האדם, корень которого происходит от Хаадама (земля) – האדמה, на иврите ) должен сохранять Землю в том же состоянии, в каком он получил ее от Бога, ее вечного и фактического «владельца» (особенно для земли Израиля ), поэтому людям сегодня следует избегать загрязнения ее и сохраните его в чистоте для будущих поколений. Согласно этому мнению, иудаизм явно соответствует принципам защиты окружающей среды и устойчивого развития .
В еврейском законе ( галахе ) экологические проблемы отражены в библейской защите фруктовых деревьев, правилах Мишны , запрещающих причинение вреда общественному достоянию, талмудических от шума и дыма дебатах о вреде , а также в современных мерах по борьбе с сельскохозяйственным загрязнением . В консервативном иудаизме были попытки перенять экокашрута. идеи [ нужны разъяснения ] разработан в 1970-х годах раввином Залманом Шахтер-Шаломи . Кроме того, еврейские активисты использовали принципы Галахи в экологических целях, например, запрет на ненужное разрушение, известный как бал ташхит . [ нужна ссылка ]
В современной еврейской литургии экологические проблемы продвигаются путем адаптации каббалистического ритуала к празднику деревьев Ту бишват . Библейские и раввинские тексты использовались для молитв об окружающей среде, особенно в ортодоксальном иудаизме и еврейского обновления движениях .
В США разнообразная коалиция еврейских защитников окружающей среды занимается как образовательной, так и политической пропагандой по таким вопросам, как биоразнообразие и глобальное потепление . [ 103 ] Еврейские защитники окружающей среды представлены во всех сферах религиозной жизни, от раввина Артура Васкова до ортодоксальной группы «Канфей Нешарим». [ 104 ] В Израиле светские евреи создали многочисленные правительственные и неправительственные организации для защиты природы и уменьшения загрязнения.
Хотя многие израильские экологические организации ограниченно используют еврейские религиозные учения, некоторые из них подходят к экологическим проблемам Израиля с еврейской точки зрения, в том числе Центр экологического обучения и лидерства Хешеля, названный в честь Авраама Джошуа Хешеля .
даосизм
[ редактировать ]Даосизм предлагает множество идей, соответствующих энвайронментализму, таких как у вэй , умеренность , сострадание и даосский анимизм . Были найдены параллели между даосизмом и глубинной экологией . Пионера энвайронментализма Джона Мьюра называли «даосом Запада». Розенфельд писал: «Даосизм — это энвайронментализм». [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме древние и, возможно, вневременные философские концепции, такие как Параспаропаграхо Дживанам , совсем недавно были объединены в Джайнскую декларацию о природе, которая описывает присущий религии биоцентризм и глубокую экологию. [ 108 ]
сикхизм
[ редактировать ]В вере сикхов считается, что к воздуху следует относиться как к своему Гуру (духовному учителю), к воде – как к отцу, а к земле – как к Великой Матери. (Гуру Нанак Дев Джи в «Сири Гуру Грантх Сахиб», священных писаниях сикхов, стр. 8, строка 10.)
Более пятисот пятидесяти лет назад Гуру Нанак Дев Джи написал в молитве на странице 8, в строке 10 написал: «Мы все — дети воздуха, что является словом Гуру, воды — Отца, а земли — Великой Матери, которая поддерживает нас. все."
См. также
[ редактировать ]- Анимизм
- День Земли в воскресенье
- Экотеология
- Экологическая этика
- Экологический расизм
- Евангелический энвайронментализм
- Вера на месте
- Исламский энвайронментализм
- Иудаизм и защита окружающей среды
- Религия и миростроительство
- Ресакрализация природы
- Духовная экология
- Управление (теология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Энциклика Laudato Si' Святейшего Отца Франциска о заботе о нашем общем доме (официальный англоязычный текст энциклики)» . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ «Лаудато Си': О заботе о нашем общем доме» . Академия ЦУР . Сеть решений для устойчивого развития . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Ярдли, Джим; Гудштейн, Лори (18 июня 2015 г.). «Папа Франциск в масштабной энциклике призывает к немедленным действиям по борьбе с изменением климата» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Чему учит буддизм об окружающей среде?» . Би-би-си . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Далай-лама говорит, что решительные действия по борьбе с изменением климата — это ответственность человека» . Ассошиэйтед Пресс. Хранитель. 20 октября 2020 г. Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гуру-Мурти, Кришнан (11 ноября 2020 г.). « Будда будет зеленым»: Далай-лама призывает к срочным действиям по борьбе с изменением климата» . Хранитель . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Настало время действовать» . Буддийская декларация об изменении климата. Сангха Единой Земли . 20 сентября 2015 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Хекматпур, Пейман (2020). «Правые стюарды: способствующее влияние религиозности на озабоченность окружающей средой среди политических консерваторов в глобальном контексте» . Социальные проблемы . 69 (2): 612–637. doi : 10.1093/socpro/spaa066 .
- ^ Такер, Мэри Эвелин; Грим, Джон (2013). Экология и религия . Вашингтон: Island Press. п. 6. ISBN 978-1-59726-707-6 .
- ^ «Религии мира и экология: Архив материалов конференции» . Форум по религии и экологии в Йельском университете . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ «Главная страница | Йельский форум по религии и экологии» . fore.yale.edu .
- ^ «Единая Вселенная. Бесконечные возможности» . www.journeyoftheuniverse.org .
- ^ «Группа Религия и Экология» . Американская академия религии. Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 г. Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ «Священная Земля: Вера за сохранение» . WWF.
- ^ Антрим, Райан Питкин, Рэйн (22 октября 2022 г.). «5 вещей, которые нужно знать: GreenFaith Шарлотта, митинг климатических организаций в верхней части города» . Нерв Квин-Сити . Проверено 3 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сеть, GreenFaith International (13 октября 2021 г.), Тихоокеанские острова , получено 3 августа 2024 г.
- ^ Руководство по действиям Faiths 4 Climate Justice 2022 ; заархивировано здесь .
- ^ «GreenFaith запускает многоконфессиональную кампанию с участием многих заинтересованных сторон, чтобы сохранить ископаемое топливо в недрах Ганы - MyJoyOnline» . www.myjoyonline.com . 09.12.2022 . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ «Марш по изменению климата «Одна Земля, одна человеческая семья» | Ватиканский собор» . ЭнергоПост . 04.01.2016 . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ «Мэры стран мира в Ватикане обещают бороться с изменением климата и бедностью» . Журнал Америки . 21 июля 2015 г. Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Декабрь 2019, Эми Либерман // 12 (12 декабря 2019 г.). «Религиозные лидеры призывают к расширению сотрудничества в вопросах изменения климата и неравенства» . Девекс . Проверено 3 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ " "Заявление религиозных и духовных лидеров о предстоящей конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата COP21 в Париже в декабре 2015 года" " ( PDF) .
- ^ «Заявление Межконфессионального саммита в Нью-Йорке, 21-22 сентября 2014 г.» . Всемирный совет церквей в Женеве и «Религии за мир», Нью-Йорк.
- ^ «Межконфессиональный центр устойчивого развития: об организации» . Сайт МКУР. Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года. 10 октября 2012 года.
- ^ «Наша команда | Межконфессиональный центр устойчивого развития» . 21 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Эдельгласс, Уильям (28 июня 2021 г.). «Буддизм и окружающая среда» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acrefore/9780199340378.013.721 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Далай Лама. «Буддийская концепция природы» .
- ^ Jump up to: а б Бадинер, АХ (1990). Дхарма Гайя. Соединенные Штаты Америки: Parallax Press.
- ^ Кармапа, Огьен Тринле Дордже, «Взаимосвязаны: охват жизни в нашем глобальном обществе»
- ^ Книерим, Т. (Последнее изменение: 2009 г.). Четыре благородные истины. Большой вид. Получено 24 февраля 2010 г. с сайта «Четыре благородные истины» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2009 г. Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ «Четыре безмерных» . www.lotsawahouse.org .
- ^ Лама Сопа Ринпоче (3 мая 2015 г.). «Радость сострадания: преимущества бодхичитты» .
- ^ Томас, Дж. (Продюсер) и Бертолуччи, Б. (Режиссер). (1994). Маленький Будда . Соединенные Штаты Америки: Buena Vista Home Entertainment
- ^ "Среда" . 19 января 2022 г.
- ^ " "Сохранение, сострадание темы лекции Далай-ламы" " .
- ^ Кинг, Ноэль; Адвани, Рина (11 ноября 2020 г.). «Далай-лама предлагает свой взгляд на изменение климата: «пропагандировать вегетарианство» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Макихерн, Дайан (7 декабря 2020 г.). «Далай-лама обращается к миру с «климатическим обращением» » . Мамы Чистые ВВС.
- ^ «Телеграммы посольства США: Далай-лама говорит, что изменение климата должно быть приоритетом над политикой в Тибете» . Хранитель . 16 декабря 2010 г.
- ↑ О климате, этике, коровьей отрыжке и Далай-ламе, 21 октября 2011 г., NYT.
- ^ «Наш единственный дом: климатическое обращение к миру», Далай-лама, Франц Альт
- ^ «Его Святейшество Далай-лама беседует с Гретой Тунберг и ведущими учеными» , YouTube.
- ^ «Буддизм и окружающая среда: довольствоваться меньшим» . Кармапа . Офис Кагью. 29 мая 2016 г.
- ^ «Кармапа Тибета говорит об экологии и устойчивом развитии» . Университет Торонто. 24 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Его Святейшество Кармапа в Канаде: жадность — наше величайшее препятствие» . Буддийская дверь.нет.
- ^ Огьен Тринлей Дордже (декабрь 2011 г.). «Идти по пути экологического буддизма через сострадание и пустоту: путь экологического буддизма». Биология сохранения . 25 (6): 1094–1097. дои : 10.1111/j.1523-1739.2011.01765.x . ПМИД 22070259 . S2CID 247674587 .
- ^ Кармапа Оргьен Тринле Дордже. «Слова об окружающей среде» .
- ^ «Хорюг.инфо» .
- ^ «Экологические рекомендации для буддийских монастырей Карма Кагью» (PDF) . Хорюг.инфо.
- ^ «Тибетские монастыри заботятся об окружающей среде» . WWF.
- ^ «Специальный доклад Его Святейшества XVII Гьялванга Кармапы об окружающей среде Тибета» . Тибетское общество. 25 мая 2017 г.
- ^ Огьен Тринли Дордже, «Будущее уже сейчас: своевременные советы по созданию лучшего мира», 2009, Hay House UK, ISBN 9781401923006
- ^ Огьен Тринле Дордже, «Сердце благородно: изменение мира изнутри»
- ^ Огьен Тринлей Дордже. Взаимосвязано: охват жизни в нашем глобальном обществе .
- ^ Огьен Тринлей Дордже. «Сто восемь вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь окружающей среде» (PDF) .
- ^ Кимберли, Грэм; Гелонг, Тринли; Лама, Зангмо (17 апреля 2018 г.). «Экологические и буддийские взгляды встречаются на мероприятии, посвященном Дню Земли в Лондоне, с участием Сатиша Кумара» . Эколог .
- ^ «Монастырь Гьюто в Дхарамсале проводит конференцию по защите окружающей среды» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Кармапа поддерживает международный день борьбы с изменением климата» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «17-й Кармапа завершает свое турне по Европе» . Фаюл . 11 июня 2014 г.
- ^ «17-й Гьялван Кармапа, Огьен Тринлей Дордже, «Сострадание в действии: буддизм и окружающая среда» » . Ютуб . Йельский университет. 22 апреля 2015 г.
- ^ Кон, Роджер (16 апреля 2015 г.). «Для буддийского лидера религия и окружающая среда едины» . е360.
- ^ «Его Святейшество Семнадцатый Кармапа посетит Йельский университет» . Йельский университет.
- ^ «Кармапа в Принстоне уделяет особое внимание активизму, искусству, окружающей среде и гендеру» . Принстонский университет. 2015.
- ^ «Его Святейшество 17-й Кармапа о «Заботливых связях: сострадание, технологии и окружающая среда» . Стэнфордский университет. 2015.
- ^ «Забота о жизни на Земле» . Гарвардский университет. 2015.
- ^ «Докторская степень присуждена 17-му Гьялвангу Кармапе» . Кагью.us.
- ^ «25 лет Рокпа» . Юмпу.com. п. 23.
- ^ «Святая гора Дракар» .
- ^ «Посев семян. Выращивание находящихся под угрозой исчезновения тибетских лекарственных растений в тибетской области провинции Цинхай. Из Sitar Rose на Vimeo» . player.vimeo.com .
- ^ САД КАМЕНЕЙ Журнал Шотландского клуба садов камней, июль 2011 г., http://files.srgc.net/journals/SRGC127.pdf.
- ^ Лама Еше Ринпоче (10 ноября 2020 г.). «Буддийская связь с окружающей средой» . Ютуб.
- ^ «Пара коротких посланий от Ламы Еше ко Дню Земли 2018 и 2017 годов» . Ютуб . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Святой остров – послание ламы Еше Ринпоче» . Голос Аррана. 1 июля 2020 г.
- ^ «Экологическая охрана» . Святой остров . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Хан, Стивен (23 декабря 2001 г.). «Святой остров – мечта одного монаха» . Наблюдатель .
- ^ «Заявление Тик Нат Хана об изменении климата для Организации Объединенных Наций» . Сливовая деревня . 2 июля 2015 г.
- ^ Гэри Штайнер, 2004, Декарт как моральный мыслитель: христианство, технологии, нигилизм, Humanity Books, 219.
- ^ Бартон, Грегори Аллен (2002). Империя лесного хозяйства и истоки энвайронментализма . Издательство Кембриджского университета. п. 165. ИСБН 978-1-139-43460-7 .
- ^ «Папа Франциск призывает к сохранению Амазонки» . WWF.
- ^ "Дом" . catholicclimatemovement.podbean.com .
- ^ «Лаудато Си': О заботе о нашем общем доме» . Академия ЦУР . Сеть решений для устойчивого развития . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Энциклика Laudato Si' Святейшего Отца Франциска о заботе о нашем общем доме (официальный англоязычный текст энциклики)» . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Ярдли, Джим; Гудштейн, Лори (18 июня 2015 г.). «Папа Франциск в масштабной энциклике призывает к немедленным действиям по борьбе с изменением климата» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Учение и Заветы 59» . www.churchofjesuschrist.org .
- ^ «Мормонская вера и окружающая среда» , Джордж Б. Хэндли в Patheos , 15 сентября 2009 г.
- ^ (1998) Новое Бытие: Мормонский читатель о земле и сообществе Редакторы: Терри Темпест Уильямс , Гиббс М. Смит, Уильям Б. Смарт ISBN 978-0-87905-843-2
- ^ «Хронология строительной практики» .
- ^ Тейлор, Скотт (28 апреля 2010 г.). «Церковь мормонов открывает молитвенный дом, работающий на солнечной энергии» . Новости Дезерета .
- ^ Трибьюн, Соленое озеро. «Местные новости Юты – Новости Солт-Лейк-Сити, спорт, архив – The Salt Lake Tribune» . Архивировано из оригинала 4 января 2012 г.
- ^ Джайн, Панкадж (2011). Дхарма и экология индуистских общин: пропитание и устойчивость . Издательство Эшгейт .
- ^ Чаппл и Такер, изд. (2000). Индуизм и экология: пересечение земли, неба и воды . Издательство Гарвардского университета.
- ^ Сэнфорд, Уитни. Аграрное наследие Ганди: практика продовольствия, справедливости и устойчивости в Индии . Журнал изучения религии, март 2013 г., стр. 67.
- ^ Сэнфорд, Уитни. Аграрное наследие Ганди: практика продовольствия, справедливости и устойчивости в Индии . Журнал по изучению религии, март 2013 г., с. 68.
- ^ Сэнфорд, Уитни. Аграрное наследие Ганди: практика продовольствия, справедливости и устойчивости в Индии . Журнал изучения религии, март 2013 г., стр. 65.
- ^ «Взаимоотношения окружающей среды и человека» . Священный Коран и окружающая среда . 2010. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 г.
- ^ «Би-би-си – Дом» . Домашняя страница Би-би-си . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Сура Аль-Анам [6:38]» . Сура Аль-Анам [6:38] . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Аль-Коран аль-Карим – Священный Коран » . Аль-Коран аль-Карим — Священный Коран . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Надеюсь, Марджори; Янг, Джеймс (1994). «Ислам и экология». Перекрестные течения . 44 (2): 180–192. JSTOR 24460096 .
- ^ Jump up to: а б Бенталл, Джонатан (2003). «Озеленение ислама?». Антропология сегодня . 19 (6): 10–12. дои : 10.1111/j.0268-540X.2003.00230.x . JSTOR 3695241 .
- ^ «Исламский фонд экологии и наук об окружающей среде (IFEES) | Привлеченные проекты | Ислам | Религия | Йельский форум по религии и экологии» . fore.yale.edu . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Хекматпур, Пейман (11 мая 2020 г.). «Религия, политика и природная среда в эпоху антропоцена» . дои : 10.31235/osf.io/p6m7n . S2CID 242417760 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ См. «О COEJL» . Коалиция по окружающей среде и еврейской жизни, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 8 января 2008 г. Проверено 8 января 2008 г. и еврейкологическая карта еврейских экологических инициатив .
- ^ «Канфей Нешарим названа одной из самых инновационных еврейских некоммерческих организаций Северной Америки» (пресс-релиз). Канфей Нешарим. 08.10.2007. Архивировано из оригинала 08.11.2007 . Проверено 8 января 2008 г.
- ^ Доктор Зай, Дж. Даосизм и наука: космология, эволюция, мораль, здоровье и многое другое . Ультравизум, 2015.
- ^ Розенфельд, Артур (23 ноября 2014 г.). «Даосизм – это энвайронментализм» . ХаффПост .
- ^ Дж. Бэрд: Взгляд на Землю: мультикультурный обзор экологической этики от Средиземноморского бассейна до австралийской глубинки Калликотт
- ^ «Джайнская декларация о природе» . Институт джайнологии. Архивировано из оригинала 10 июня 2018 г. Проверено 9 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
Серия книг «Религии мира и экология»:
- Буддизм и экология: взаимосвязь Дхармы и дел . Мэри Эвелин Такер и Дункан Рюкен Уильямс , ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1997.
- Христианство и экология: в поисках благополучия Земли и людей . Дитер Т. Хессель и Розмари Рэдфорд Рютер, ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2000.
- Конфуцианство и экология: взаимосвязь неба, земли и людей . Мэри Эвелин Такер и Джон Бертронг, ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1998.
- Даосизм и экология: пути в космическом ландшафте . Нью-Джерси Жирардо, Джеймс Миллер и Лю Сяогань, ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2001.
- Индуизм и экология: пересечение земли, неба и воды . Кристофер Ки Чаппл и Мэри Эвелин Такер, ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2000.
- Традиции коренных народов и экология: взаимодействие космологии и сообщества . Джон А. Грим, изд. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2001.
- Ислам и экология: оказанное доверие . Ричард К. Фольц , Фредерик М. Денни, Азизан Бахаруддин, ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003.
- Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни . Кристофер Ки Чаппл, изд. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002.
- Иудаизм и экология: сотворенный мир и откровенное слово . Хава Тирош-Самуэльсон, изд. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002.
- Синтоизм и экология . Розмари Бернар, изд. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2004.
Другие тексты:
- Такер, Мэри Эвелин. Мировое чудо: религии вступают в экологическую фазу . Чикаго: Открытый суд , 2003.
- Мерритт, Джонатан (2010). Зеленый, как Бог: раскрытие божественного плана для нашей планеты . Нью-Йорк: FaithWords . ISBN 978-0-446-55725-2 .
- Сейед Хоссейн Наср , Человек и природа: духовный кризис современного человека . Преподобный изд. Чикаго, Иллинойс: Kazi Publishers, 1997 [1967].
- Линн Уайт -младший, «Исторические корни нашего экологического кризиса», Science 155 (1967): 1203–1207.
- Ричард Фольц , редактор, «Мировоззрение, религия и окружающая среда: глобальная антология» , Белмонт, Калифорния: Уодсворт , 2002.
- Ананд Вирарадж, Зеленая история религии . Бангалор , Индия: Центр современного христианства, 2006.
- Йенс Кёрсен, « Религиозное агентство в процессе перехода к устойчивому развитию. Между экспериментированием, расширением масштабов и поддержкой режима ». Экологические инновации и социальные переходы. Том. 27, 2018.
- Сара МакФарланд Тейлор , «Что, если бы у религий была экология?: Аргументы в пользу возрождения религиоведения». Журнал по изучению религии, природы и культуры . Том. 1.1 (весна 2007 г.).
- Брон Тейлор , редактор, Энциклопедия религии и природы (2 тома) Лондон: Международная издательская группа Continuum ;
- Эльсергани, Рагеб. «Экологические права в исламской цивилизации» . english.islamstory.com. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Уотлинг, Тони (2009). Экологические представления в мировых религиях: этнографический анализ . Лондон: Континуум. ISBN 978-1-84706-428-8 .
- Буддизм, добродетель и окружающая среда . Дэвид Эдвард, Эдвард Купер и С. П. Джеймс. Издательство Ашгейт, 2005.
- Дхрама Рейн: источники буддийского энвайронментализма . Стефани Каза и Кеннет Крафт, ред. Шамбала, 2000.
- Этика природы . Селия Э. Дин-Драммонд, Джон Уайли и сыновья, 2004 г.
Журналы: