Jump to content

Узбеки

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с Узбеков )

Узбеки
Узбеки
Узбеки
اۉزبېکلرАзбеклер
Регионы со значительной численностью населения
 Узбекистан 29,2 миллиона (оценка на 2021 год) [ 1 ]
 Афганистан 4,3–4,8 миллиона (2023 г.) [ 2 ] [ 3 ]
 Таджикистан 1,2 миллиона (2023 г.) [ 4 ] [ 5 ]
 Кыргызстан 1 миллион (2023) [ 6 ]
 Казахстан 643,363 (2023) [ 7 ]
 Туркменистан 400 000–450 000 (оценка на 2023 год) [ 8 ] [ 9 ]
 Россия 323 278 (перепись 2021 г.) [ 10 ]
 Пакистан 283 000 (оценка на 2024 год) [ 11 ]
 Соединенные Штаты 52,304 (2022) [ 12 ]
Языки
Религия
Преимущественно суннитский ислам [ 13 ]
Родственные этнические группы
уйгуры [ 14 ]

Узбеки ( узб .: узбек , узбек , اۉزبېک , plural: Oʻzbeklar , Ўзбеклар , اۉزبېکلر ‎) — тюркская этническая группа, проживающая в более широком регионе Центральной Азии , являющаяся одной из крупнейших тюркских этнических групп в этом районе. Они составляют большинство населения Узбекистана Кыргызстане , наряду с казахскими и каракалпакскими являются группами меньшинств в Афганистане , Таджикистане , Китае , Казахстане , Туркменистане , России и меньшинствами, а также . [ 15 ] Общины узбекской диаспоры также существуют в Турции , Саудовской Аравии , США , Украине и других странах.

Этимология

Происхождение слова узбек является спорным. Согласно одной из точек зрения, оно Огуза названо в честь Кагана , также известного как Огуз Бег , и стало словом Узбек . [ 16 ] Другая теория утверждает, что это имя означает «независимый , настоящий человек » или сам господин , от «Оз» (сам) и тюркского титула «бек/бей/бег» . Третья теория утверждает, что вариант уз слова uğuz , ранее oğuz , объединился со словом bek, образовав Uğuz-bek > Uz-bek , что означает «лидер огуза». [ 17 ]

Личное имя «Узбек» встречается в арабских и персидских исторических сочинениях. Историк Усама ибн Мункид (ум. 1188), описывая события в Иране при империи Сельджуков , отмечает, что одним из предводителей войска Бурсука в 1115–1116 годах был «эмир войска» Узбек, правитель Мосула. [ 18 ] По мнению Рашид ад-дина, последним представителем огузской династии Ильдегизидов, правивших в Тебризе, был Узбек Музаффар 1210–1225 гг. [ 19 ]

Имя Узбек, по-видимому, получило широкое распространение в качестве этнонима при правлении хана Узбека , обратившего Золотую Орду в ислам. [ 20 ] [ 21 ]

Происхождение

До V века территория сегодняшнего Узбекистана была частью Согдианы , Хорезма , Бактрии, населенной в основном согдийцами , бактрийцами и хорезмийцами , всеми индоиранскими народами . Он был частью империи Ахеменидов в шестом-четвертом веках до нашей эры, а к III веку нашей эры стал частью Сасанидской империи . [ 22 ]

С пятого по шестой век территория сегодняшнего Узбекистана входила в состав империи эфталитов . С VI по VIII века территория сегодняшнего Узбекистана находилась под властью Первого Тюркского каганата .

Тюркский компонент входил в состав кидаритов в пятом веке. На печати кидаритов, изготовленной в V веке в Самарканде , имеется бактрийская надпись, содержащая титул правителя: «Оглар Хун», тюркского происхождения. [ 23 ]

С вхождением Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) процесс тюркизации усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, происходившим на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, преимущественно тюркоязычным населением. [ 24 ]

Тюркская и китайская миграция в Среднюю Азию произошла во времена китайской династии Тан , и китайские армии под командованием тюркских генералов дислоцировались на большей части Центральной Азии. Но китайское влияние закончилось восстанием Ань Лушань . В течение девятого и десятого веков Трансоксиана находилась под властью Персидской империи Саманидов . С 11 века Трансоксиана находилась под властью тюркского Кара-Ханидского ханства , их прибытие в Трансоксиану ознаменовало окончательный переход от иранского к тюркскому доминированию в Центральной Азии. Правитель Кара-Ханидов Султан Сатук Бугра Хан был первым тюркским правителем, принявшим ислам, вскоре за ним последовало большинство жителей Центральной Азии. В XII веке Трансоксиана была завоевана Кара-Кхитай (Западный Ляо), китаянской династией киданей , они принесли в Среднюю Азию китайскую систему правления. В 13 веке Кара-Ханидское ханство было разрушено тюркской династией Ануштегинов , бывших вассалами Кара-Хитая.

Хотя тюрко-монгольское проникновение в Среднюю Азию началось рано, [ 25 ] и влияние тюркских племен ощущалось в Хорезме еще до походов монголов, после начала правления чингизидов двуязычие стало более распространенным. [ 26 ] Обычно считается, что эти древние индоевропейскоязычные народы были лингвистически ассимилированы меньшими, но доминирующими тюркоязычными группами, в то время как оседлое население, наконец, приняло персидский язык , традиционный лингва-франка восточных исламских земель. [ 27 ] Сдвиг языка от среднеиранского к тюркскому и новоперсидскому был преимущественно результатом процесса доминирования элиты . [ 28 ] [ 29 ] Питер Б. Голден [ 26 ] перечислил три основных этнических элемента, способствующих этногенезу узбеков:

  1. тюркизированные, ранее ираноязычные оседлые сарты , составное население, включающее как иранцев ( саков , согдийцев, хорзамцев, кушано-бактрийцев ), так и некоторые арабские элементы;
  2. доузбекская амальгама кочевых тюрков(й) или чагатаев, состоявшая из карлуков , ягмов и других племен Гёктюркских каганатов , а позднее Кара-Ханидского ханства, огузских тюрков , канглы - кипчаков (особенно в западных регион) и многие тюркизированные монгольские племена ( барласы , джалаир и др.), проникшие в Среднюю Азию с монгольскими и тимуридскими завоеваниями и нашествиями .
  3. Восточно -кипчакоязычные «чистые узбеки» ( Таза Озбек ).
Узбеки на рынке в Хиве , Узбекистан.

Современный узбекский язык во многом произошел от чагатайского языка , получившего известность в Империи Тимуридов . Позиции Чагатая (а позже и Узбека) еще больше укрепились после падения Тимуридов и возникновения Шейбанидского Узбекского Хаганата , который окончательно сформировал тюркский язык и идентичность современных узбеков, а уникальная грамматическая [ 30 ] Фонетические особенности узбекского языка, а также современной узбекской культуры отражают более древние иранские корни узбекского народа. [ 27 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

Генетическое происхождение

Узбеки во многом имеют общее происхождение с близлежащими тюркскими народами, включая кыргызов , уйгуров , казахов и башкир . [ 34 ]

Западное происхождение узбеков включает кавказский компонент (~35–40%) и (северный) европейский компонент (~5–20%), восточное происхождение узбеков включает восточноазиатский компонент (~35%) и ( Центрально-восточно-сибирский компонент (~5–20%). Лучшим представителем их западного происхождения являются современные абхазы , а лучшим представителем их восточного происхождения являются якуты (или, альтернативно, тувинцы ). [ 35 ]

Исследование современных жителей Центральной Азии, сравнивающее их с древними историческими образцами, показало, что узбеков можно смоделировать как 48,8–65,1% индоиранцев железного века и 34,9–51,2% восточностепных хунну с Монгольского нагорья . [ 36 ]

Отцовские гаплогруппы

На основе исследований ряда исследований отцовские линии узбеков: описаны [ 37 ]

  • Гаплогруппа R1a1 , западно-евразийская гаплогруппа, встречается в 17–32% среди узбекских мужчин, что делает ее преобладающей линией Y-ДНК среди узбеков. [ 38 ] Неясно, произошла ли эта гаплогруппа у узбеков от местных индоевропейских скотоводов бронзового века или она происходит от тюркских мигрантов, поскольку, несмотря на то, что она считается диагностической индоиранской гаплогруппой, она часто встречается среди тюркских мужчин из Сибири. [ 39 ] [ 40 ]
  • Гаплогруппа J , западно-евразийская гаплогруппа, встречается у узбекских мужчин с частотой 5,9–21,4%. Эта гаплогруппа присутствует на Ближнем Востоке уже десятки тысяч лет. [ 41 ]
  • Гаплогруппа C2 , восточноевразийская гаплогруппа, встречается у 4–18% среди узбекских мужчин. В одной выборке из Афганистана 41,2% узбекских мужчин несли эту гаплогруппу. Ли и Куанг предполагают, что мужчины в этой выборке произошли от кочевых узбеков степи Кипчака. Вполне вероятно, что гаплогруппа C2 была завезена на Ближний Восток тюркскими или монгольскими народами вместе с второстепенными узбекскими гаплогруппами O3 и N. [ 41 ] [ 42 ]

Материнские гаплогруппы

Согласно исследованию 2010 года, чуть более 50% узбеков из Ташкента принадлежат к восточноевразийским и южноазиатским материнским гаплогруппам , а почти 50% — к западноевразийским гаплогруппам. [ 43 ]

Большинство узбеков из Ферганы принадлежат к восточноевразийским и южноазиатским материнским гаплогруппам, тогда как значительно меньшее количество принадлежит к западноевразийским гаплогруппам. [ 43 ]

В Хорземе и Кашкадарье большинство узбеков принадлежат к западноевразийским материнским гаплогруппам, тогда как значительно меньшее количество принадлежит к восточноевразийским и южноазиатским гаплогруппам. [ 43 ]

История

Древняя история

Женская статуэтка с каунаками. Хлорит и известняк, Бактрия , начало 2-го тысячелетия до н. э.

В южной части Средней Азии находился Бактрийско-Маргианский археологический комплекс, который недавно был датирован ок. 2250–1700 гг. до н.э. [ 44 ] [ 45 ] Это название является современным археологическим обозначением бронзового века цивилизации в Центральной Азии, ранее датируемой ок. 2400–1900 гг. До н.э., Сандро Сальватори. [ 44 ]

Иранские кочевники прибыли с северных лугов территории современного Узбекистана где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Эти кочевники, говорившие на иранских диалектах, расселились в Средней Азии и начали строить обширную ирригационную систему вдоль рек региона. В это время такие города, как Бухара и Самарканд, стали выступать центрами управления и культуры. К V веку до нашей эры Бактрийское , Хорезмийское , Согдийское и Тохарское в регионе доминировали государства.

Александр Македонский завоевал Согдиану и Бактрию в 329 г. до н.э., женившись на Роксане , дочери местного бактрийского вождя. Предполагалось, что завоевание мало помогло Александру, поскольку народное сопротивление было ожесточенным, в результате чего армия Александра увязла в регионе, который стал северной частью эллинистического Греко-Бактрийского царства . На протяжении многих веков регион Узбекистана находился под властью Персидских империй, в том числе Парфянской и Сасанидской империй.

В первые века северные территории современного Узбекистана входили в состав кочевого государства Канджу . [ 46 ]

С приходом греков на территории Бактрии и Согдианы стала распространяться письменность на основе греческого алфавита. В результате археологических исследований на территории Согдианы и Бактрии были найдены фрагменты керамики с греческими надписями.

Во 2 веке до нашей эры Китай начал развивать торговлю шелком с Западом. Благодаря этой торговле на так называемом Шелковом пути Бухара и Самарканд в конечном итоге стали чрезвычайно богатыми городами, а временами Мавараннахр (Трансоксиана) был одной из самых влиятельных и могущественных персидских провинций древности. [ 47 ] [ нужна полная цитата ]

В 350–375 гг. н.э. Согдианский и Ташкентский оазисы были захвачены кочевыми племенами хионитов , пришедшими из степных районов Средней Азии. [ 48 ]

Слева : портрет короля Алчона Хингила с его чеканки (около 450 г. н.э.). Справа : удлиненный череп , раскопанный в Самарканде (600–800 гг. н.э.), Самаркандский музей Афрасиаба .

Период Тюркского каганата

Турецкие офицеры во время аудиенции у царя Вархумана самаркандского . 648–651 гг. н.э., фрески Афрасиаба , Самарканд. [ 49 ] [ 50 ]

Первый Тюркский каганат и миграция населения сыграли большую роль в формировании оседлого тюркского населения на территории оазисов Средней Азии в VI–VIII вв.

В Западно-Тюркском каганате, помимо различных тюркских племен, существовали иранские кочевые элементы, которые постепенно ассимилировались тюрками. Городское население Согда, Хорезма, Бактрии находилось в тесном контакте с тюрками. [ 24 ]

В бактрийских документах VII–VIII вв. встречаются тюркские имена и титулы: каган, тапаглиг эльтабир, тархан, тудун, имена Кутлуг Тапаглиг Билга савук, Кара-тонги, Тонгаспар, тюркские этнические названия: галач, тюрк. [ 51 ] При раскопках согдийского Пенджикента был обнаружен фрагмент проекта письма на согдийском языке, в тексте которого имеется тюркское имя Туркаш. [ 52 ]

Тюркское население Ферганской долины имело свою руническую письменность. Тюркские правители Ферганы, Тохаристана , Бухары и Чача выпускали собственные монеты. [ 53 ] [ 54 ]

Тюркское население некоторых регионов Средней Азии в раннем средневековье имело собственную городскую культуру и использовало собственные тюркские термины, например, балик, что означало город. [ 55 ]

Тюрки оказали большое влияние на развитие вооружения согдийцев. [ 56 ] Тюрки изображены на настенных росписях древнего Самарканда.

Ранний исламский период

Завоевание Средней Азии арабами мусульманами - , завершившееся в VIII веке нашей эры, принесло в регион новую религию, которая продолжает доминировать. Арабы впервые вторглись в Мавераннахр в середине VII века посредством спорадических набегов во время завоевания Персии. Доступные источники об арабском завоевании предполагают, что согдийцы и другие иранские народы Центральной Азии не смогли защитить свою землю от арабов из-за внутренних разногласий и отсутствия сильного местного руководства. Арабов, с другой стороны, возглавлял блестящий полководец Кутайба ибн Муслим , и они также были очень мотивированы желанием распространить свою новую веру, ислам , официальное начало которого было в 622 году нашей эры. Из-за этих факторов население Мавараннахра было легко покорено. Новая религия, принесенная арабами, постепенно распространилась в регионе. Местные религиозные идентичности, которые в некоторых отношениях уже были вытеснены персидским влиянием еще до прибытия арабов, в последующие столетия были вытеснены еще больше. Тем не менее, судьба Центральной Азии как исламского региона была твердо решена победой арабов над китайскими армиями в 750 г. бой на реке Талас . [ 57 ] [ нужна полная цитата ]

Несмотря на недолгое арабское правление, Центральная Азия успешно сохранила большую часть своих иранских особенностей, оставаясь важным центром культуры и торговли на протяжении столетий после принятия новой религии. Мавараннахр продолжал оставаться важным политическим игроком в региональных делах, как и при различных персидских династиях. Фактически, Аббасидский халифат , который правил арабским миром в течение пяти столетий, начиная с 750 года, был создан во многом благодаря помощи сторонников Центральной Азии в их борьбе против правившего тогда халифата Омейядов . [ 57 ]

В период расцвета Аббасидского халифата в VIII и IX веках Средняя Азия и Мавараннахр пережили поистине золотой век. Бухара стала одним из ведущих центров образования, культуры и искусства в мусульманском мире, ее великолепие соперничало с современными культурными центрами, такими как Багдад , Каир и Кордова . Некоторые из величайших историков, ученых и географов в истории исламской культуры были уроженцами этого региона. [ 57 ]

По мере того как Аббасидский халифат начал ослабевать и местные исламские иранские государства стали правителями Ирана и Центральной Азии, персидский язык продолжал играть выдающуюся роль в регионе как язык литературы и правительства. Правителями восточной части Ирана и Мавараннахра были персы. При Саманидах и Буйидах продолжала процветать богатая персидско-исламская культура Мавараннахра. [ 57 ]

Империя Саманидов, Газневиды и Кара-Ханидское ханство

Саманиды были персидским государством, правившим 180 лет и охватывавшим обширную территорию, простиравшуюся от Центральной Азии до Западной Азии. [ 58 ] [ 59 ] Саманиды были потомками Бахрама Чобина , [ 60 ] [ 61 ] и, таким образом, произошел от Дома Михрана , одного из Семи Великих Домов Ирана . Управляя своей территорией, Саманиды моделировали свою государственную организацию по образцу Аббасидов , отражая двор и организацию халифа . [ 62 ] Они были вознаграждены за поддержку Аббасидов в Трансоксании и Хорасане , и с их установленными столицами, расположенными в Бухаре , Балхе , Самарканде и Герате , они создали свое королевство после победы над Саффаридами . [ 60 ]

Империя Саманидов была первой коренной персидской династией, возникшей после арабского завоевания мусульман. Четверо внуков основателя династии Самана Худы были вознаграждены провинциями за верную службу аббасидскому халифу аль-Мамуну : Нух получил Самарканд ; Ахмад, Фергана ; Яхья, Шаш; и Элиас, Герат . Сын Ахмада Наср стал губернатором Трансоксании в 875 году, но именно его брат и преемник Исмаил Самани сверг Саффаридов и зейдитов Табаристана, установив таким образом полуавтономное правление над Трансоксанией и Хорасаном со столицей в Бухаре.

Правление Саманидов в Бухаре не было официально признано халифом до начала 10 века, когда правитель Саффаридов Амр-и Лаит попросил халифа об инвеституре Трансоксианы. Однако халиф Аль-Мутадид отправил эмиру Саманидов Исмаилу Самани письмо, призывающее его сражаться с Амри Лаитом и Саффаридами, которых халиф считал узурпаторами. Согласно письму, халиф заявил, что молился за Исмаила, которого халиф считал законным правителем Хорасана . [ 63 ] Письмо оказало глубокое влияние на Исмаила, поскольку он был полон решимости выступить против Саффаридов.

С IX века усиливается тюркизация населения Среднеазиатского междуречья. В это время была создана военная система, в которой было сильно влияние тюркских военных. [ 64 ]

В IX веке продолжающийся приток кочевников из северных степей привел в Среднюю Азию новую группу людей. Этими людьми были тюрки , жившие на огромных лугах, простирающихся от Монголии до Каспийского моря . Привезенные в династию Саманидов в основном как солдаты-рабы, эти турки служили в армиях всех государств региона, включая армию Аббасидов. В конце 10-го века, когда Саманиды начали терять контроль над Трансоксианой (Мавараннахром) и северо-восточным Ираном, некоторые из этих солдат заняли руководящие посты в правительстве региона и в конечном итоге основали свои собственные государства, хотя и сильно персидские . С появлением в регионе тюркской правящей группы другие тюркские племена начали мигрировать в Трансоксиану. [ 65 ]

Первым из тюркских государств региона была Персидская империя Газневидов , созданная в последние годы X века. Государство Газневидов, захватившее владения Саманидов к югу от Амударьи смогло завоевать большие территории Ирана, Афганистана и северной Индии , помимо Средней Азии , во время правления султана Махмуда . За Газневидами последовали тюркские Караханиды , которые захватили столицу Саманидов Бухару в 999 году нашей эры и правили Трансоксианой в течение следующих двух столетий. Самарканд стал столицей государства Западных Караханидов. [ 66 ]

По мнению Питера Голдена, государство Караханидов было одним из первых тюрко-исламских государств. [ 67 ] Исламизация Караханидов и их тюркских подданных сыграла важную роль в культурном развитии тюркской культуры. В конце X — начале XI века впервые в истории тюркских народов «Тафсир» (комментарий к Корану) был переведен на тюркский язык. [ 68 ]

Основатель Западно-Караханидского каганата Ибрагим Тамгач-хан (1040–1068) впервые на государственные средства построил в Самарканде медресе и поддержал развитие культуры в регионе. Одним из известных учёных был историк Маджид ад-дин ас-Сурхакати, написавший в Самарканде «Историю Туркестана», в которой изложил историю династии Караханидов. [ 69 ]

Самым ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде стал дворец Ибрагима ибн Хусейна (1178–1202), построенный на территории цитадели в XII веке, где были обнаружены фрагменты монументальной живописи, изображающие тюркского правителя. [ 70 ]

Однако господство Газны было ограничено, когда сельджуки вошли в западную часть региона, завоевав территорию Газневидов в Хорезме (также называемом Хорезм и Хорезм). [ 65 ] Сельджуки также разгромили Караханидов, но не аннексировали их территории сразу. Вместо этого они сделали Караханидов вассальным государством. [ 71 ] Сельджуки доминировали на обширной территории от Малой Азии до западных частей Трансоксианы в 11 веке. Затем империя Сельджуков распалась на государства, управляемые различными местными тюркскими и иранскими правителями. Однако культурная и интеллектуальная жизнь региона не пострадала от таких политических изменений. В этот период в регион продолжали мигрировать тюркские племена с севера. [ 65 ] Однако могущество сельджуков уменьшилось, когда сельджукский султан Ахмед Санджар потерпел поражение от кара-китаней в битве при Катване в 1141 году.

Тюркские слова и термины, характерные для литературы XI века, используются в современном бухарском диалекте узбеков. [ 72 ]

В конце XII века тюркский лидер Хорезма, региона к югу от Аральского моря, объединил под своей властью Хорезм, Трансоксиану и Иран. Под властью хорезм- шаха Кутбеддина Мухаммада и его сына Мухаммеда II Трансоксиана продолжала оставаться процветающей и богатой, сохраняя при этом персидско-исламскую идентичность региона. Однако новое вторжение кочевников с севера вскоре изменило эту ситуацию. На этот раз захватчиком был Чингисхан со своей монгольской армией. [ 65 ]

Монгольский период

Монгольское нашествие в Среднюю Азию является одним из поворотных моментов в истории региона. Монголы оказали такое продолжительное влияние, потому что они установили традицию, согласно которой законным правителем любого государства Центральной Азии мог быть только кровный потомок Чингисхана. [ 73 ]

Монгольское завоевание Средней Азии , проходившее с 1219 по 1225 год, привело к массовому изменению населения Мавараннахра. Завоевание ускорило процесс тюркизации в некоторых частях региона, потому что, хотя армии Чингисхана возглавлялись монголами, они состояли в основном из тюркских племен, которые были включены в монгольские армии, поскольку племена встречались в составе монголов. ', направленный на юг. Когда эти армии обосновались в Мавараннахре, они смешались с местным населением, которое не бежало. Еще одним последствием монгольского завоевания стал масштабный ущерб, нанесенный солдатами таким городам, как Бухара, и таким регионам, как Хорезм. К Хорезму, как к ведущей провинции богатого государства, относились особенно сурово. Ирригационные . сети в регионе понесли значительный ущерб, который не восстанавливался в течение нескольких поколений [ 73 ] Многие ираноязычные жители были вынуждены бежать на юг, чтобы избежать преследований.

После смерти Чингисхана в 1227 году его империя была разделена между четырьмя его сыновьями и членами его семьи. Несмотря на потенциал серьезной фрагментации, монгольское законодательство Монгольской империи сохраняло упорядоченную преемственность на протяжении еще нескольких поколений, а контроль над большей частью Мавараннахра оставался в руках прямых потомков Чагатая , второго сына Чингиса. На чагатайских землях царили упорядоченная преемственность, процветание и внутренний мир, а Монгольская империя в целом оставалась сильной и единой. [ 74 ] [ нужна полная цитата ]

Правление Тимура и Тимуридов

Тимур пирует в Самарканде

Однако в начале XIV века, когда империя начала распадаться на составные части, территория Чагатая также была разрушена, поскольку князья различных племенных групп боролись за влияние. Один вождь племени, Тимур (Тамерлан), в результате этой борьбы в 1380-х годах стал доминирующей силой в Мавараннахре. Хотя Тимур не был потомком Чингиса, он стал фактическим правителем Мавераннахра и приступил к завоеванию всей западной части Центральной Азии, Ирана, Кавказа , Малой Азии и южной степной области к северу от Аральского моря . Он также вторгся в Россию, прежде чем погиб во время вторжения в Китай в 1405 году. [ 74 ]

Улугбег с дамами своего гарема и слугами, 1425–1450 гг.

Тимур положил начало последнему расцвету Мавараннахра, собрав в своей столице Самарканде многочисленных ремесленников и ученых из завоеванных им земель. Поддерживая таких людей, Тимур наполнил свою империю очень богатой персидско-исламской культурой. Во время правления Тимура и правления его ближайших потомков в Самарканде и других населенных пунктах был реализован широкий спектр проектов религиозного и дворцового строительства. Тимур также покровительствовал ученым и художникам; его внук Улугбек был одним из первых великих астрономов в мире. Именно во времена династии Тимуридов тюркский язык в форме чагатайского диалекта стал литературным языком самостоятельным в Мавараннахре, хотя Тимуриды были персидскими по своей природе. Величайший чагатаидский писатель Али Шир Наваи работал в городе Герат , ныне на северо-западе Афганистана, во второй половине 15 века. [ 74 ]

Тимуриды поддерживали развитие литературы на тюркском языке. В 1398 году сын Тимура Мираншах приказал составить официальный документ на тюркском языке уйгурским письмом. [ 75 ]

Внук Тимура Искандар Султан имел двор, в который входила группа поэтов, например, Мир Хайдар, которого Искандар поощрял писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандара Султана была написана тюркская поэма «Гюль и Навруз». [ 76 ]

После смерти Тимура государство Тимуридов быстро раскололось на две половины. Хронические междоусобицы Тимуридов привлекли внимание кочевых племен восточно-кипчакоязычного происхождения, называемых таза-узбеками , живших к северу от Аральского моря. В 1501 году узбеки начали массовое вторжение в Мавараннахр. [ 74 ] Под руководством Мухаммада Шайбани узбеки завоевали ключевые города Самарканд и Герат в 1505 и 1507 годах соответственно и основали Бухарское ханство .

Узбекский период

Шайбани-хан, 1507 г.

К 1510 году узбеки завершили завоевание Средней Азии. [ нужна ссылка ] , включая территорию современного Узбекистана. Из основанных ими государств самым могущественным было Бухарское ханство с центром в городе Бухаре. Ханство контролировало Мавараннахр, особенно район Ташкента , Ферганскую долину на востоке и северный Афганистан. Второе узбекское государство, Хивинское ханство, оазисе было основано в Хорезмском в устье Амударьи. Бухарским ханством первоначально руководила энергичная династия Шейбанидов , преемников Мухаммада Шейбани . Первоначально Шейбаниды в течение нескольких лет соперничали с Ираном, которым руководила династия Сефевидов , за богатую дальневосточную территорию современного Ирана. [ 77 ] Борьба с Сефевидами имела и религиозный аспект, поскольку узбеки были мусульманами- суннитами, а Иран – шиитами . [ 78 ] [ нужна полная цитата ]

Шайбани Хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». Сборник стихов Шайбани-хана, написанных на среднеазиатском тюркском литературном языке, в настоящее время хранится в рукописном собрании Топкапы в Стамбуле. Рукопись его философско-религиозного труда: «Бахр уль-Худо», написанного на среднеазиатском тюркском литературном языке в 1508 году, находится в Лондоне. [ 79 ]

Племянник Шейбани-хана Убайдулла-хан был очень образованным человеком, он умело читал Коран и снабжал его комментариями на тюркском языке. Сам Убайдулла писал стихи на тюркском, персидском и арабском языках под литературным псевдонимом Убайдий. До нас дошел сборник его стихов. [ 80 ]

Фотографии Узбека из Афганистана 1924 года и Ташкента 1872 года.

Термин «92 узбекских племени», появившийся в Дашт-и Кыпчаке пятнадцатого века, в последующие столетия стал использоваться в различных значениях в зависимости от политического и культурного контекста. [ 81 ] В конце XVI века Узбекские государства [ 82 ] Бухара и Хорезм стали слабеть из-за их бесконечных войн друг против друга и персов и из-за сильной конкуренции за престол между правящими ханами и их наследниками. В начале 17 века на смену династии Шейбанидов пришла династия Джанидов . [ 78 ]

Еще одним фактором, способствовавшим слабости узбекских ханств в этот период, стал общий спад торговли, проходящей через регион. Эти изменения начались в прошлом столетии, когда были открыты океанские торговые пути из Европы в Индию и Китай в обход Шелкового пути. По мере того, как океанский транспорт, в котором доминировали европейцы, расширялся, а некоторые торговые центры были разрушены, такие города, как Бухара, Мерв и Самарканд в Бухорском ханстве, Хива и Ургенч (Ургенч) в Хорезме начали неуклонно приходить в упадок. [ 78 ]

Борьба узбеков с Ираном также привела к культурной изоляции Центральной Азии от остального исламского мира. Помимо этих проблем продолжалась борьба с кочевниками из северной степи. В 17 и 18 веках казахские кочевники и монголы постоянно совершали набеги на узбекские ханства, нанося обширный ущерб и разрушения. В начале XVIII века Бухарское ханство лишилось плодородной Ферганской области, и новое Узбекское ханство образовалось в Куконе . [ 78 ]

Афганское пуштунское завоевание

существовало Узбекское ханство В Маймане . [ 83 ] Пуштуны сражались и завоевали узбеков, принудив их к порабощению и дискриминации. [ 84 ] [ когда? ] Из антироссийских стратегических интересов британцы помогли афганцам завоевать узбекские ханства. Британцы предоставили оружие афганцам и поддержали афганскую колонизацию северного Афганистана, которая включала отправку огромного количества пуштунских колонистов на узбекскую землю. Более того, британская литература того периода демонизировала узбеков. [ 85 ] [ когда? ] Прибывших в Афганистан из Узбекистана советских времен называют Джоги . [ 86 ]

Русско-советская эпоха

Оборона Самаркандской цитадели в 1868 году. Из русского иллюстрированного журнала "Нива" (1872).

Российская Империя

В XIX веке интерес России к этому региону значительно возрос, вызванный номинальной озабоченностью по поводу британских планов в отношении Центральной Азии; гневом по поводу положения российских граждан, содержащихся в рабстве; и желанием контролировать торговлю в регионе и создать надежный источник хлопка для России. Когда гражданская война в США помешала поставкам хлопка от основного поставщика России, юга США, хлопок из Центральной Азии приобрел для России гораздо большее значение. [ 87 ] [ нужна полная цитата ]

завоевание Кавказа Россией , Как только в конце 1850-х годов было завершено военное министерство России начало направлять военные силы против среднеазиатских ханств. Три крупных населенных пункта ханств — Ташкент, Бухара и Самарканд — были захвачены соответственно в 1865, 1867 и 1868 годах. В 1868 году Бухарское ханство подписало договор с Россией, согласно которому Бухара стала российским протекторатом . Хива стала протекторатом России в 1873 году, а Кокандское ханство окончательно вошло в состав Российской империи, также в качестве протектората, в 1876 году. [ 87 ]

К 1876 году Россия включила все три ханства (следовательно, весь современный Узбекистан) в свою империю, предоставив ханствам ограниченную автономию. Во второй половине XIX века русское население Узбекистана выросло и произошла некоторая индустриализация. [ 88 ] Джадидисты . занимались реформой образования среди мусульман Центральной Азии Чтобы спастись от резни русских в 1916 году , узбеки бежали в Китай. [ 89 ]

Uzbek Mulla Dzhan Turdi Ali, uncle of the Kokand Khan's older son, 19th century

Советский Союз

Узбекские студенты после окончания школы

В 1940-х годах нацистская Германия вторглась в Советский Союз . В ответ многие выходцы из Средней Азии, в том числе узбеки и самаркандцы , были отправлены сражаться с немцами в районе Смоленска . Однако некоторые из них, в том числе Хатам Кадыров и Заир Муратов , были схвачены, вывезены в Нидерланды , подверглись насилию и убиты. Их тела были похоронены на кладбище Рустхоф недалеко от Амерсфорта . Некоторое время эти 101 жертва не были идентифицированы, не считая того факта, что они были советскими гражданами, до тех пор, пока не было проведено расследование журналистом Ремко Рейдингом . Их тяжелое положение также изучал узбекский историк Баходир Узаков из Гауды, Южная Голландия . Свидетель Хенк Брукхейзен рассказал, что, несмотря на то, что однажды, будучи подростком, видел их, он вспоминал лица солдат всякий раз, когда закрывал глаза. [ 90 ] [ 91 ]

Контроль Москвы над Узбекистаном ослаб в 1970-е годы, когда лидер узбекской партии Шараф Рашидов привел на руководящие посты множество своих друзей и родственников. В середине 1980-х годов Москва попыталась восстановить контроль, повторив чистку всего партийного руководства Узбекистана. Однако этот шаг усилил узбекский национализм [ ru ] , который долгое время возмущался советской политикой, такой как навязывание хлопковой монокультуры и подавление исламских традиций. В конце 1980-х годов либерализованная атмосфера Советского Союза при Михаиле Горбачеве (находившемся у власти в 1985–1991 годах) способствовала развитию политических оппозиционных групп и открытой (хотя и ограниченной) оппозиции советской политике в Узбекистане. В 1989 году серия ожесточенных этнических столкновений с участием узбеков привела к назначению этнического узбека со стороны Ислама Каримова главой Коммунистической партии. [ нужна ссылка ]

Постсоветская эпоха

Узбекские старейшины

Когда Верховный Совет Узбекистана неохотно одобрил независимость от Советского Союза в 1991 году, Каримов стал президентом Республики Узбекистан. [ 88 ] 31 августа 1991 года Узбекистан провозгласил независимость, отметив 1 сентября как национальный праздник. [ 92 ]

Узбекская диаспора

Узбекская семья в США

Диссиденты-исламисты и антисоветчики из Центральной Азии бежали в Афганистан, Британскую Индию и в Хиджаз в Саудовской Аравии. [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] Последний эмир Бухары Мухаммед Алим-хан бежал в Афганистан. Узбекский исламист Ас-Сайид Касим бин Абд аль-Джаббар Аль-Андижани (араб. السيد قاسم بن عبد الجبار الأنديجاني) родился в городе Андижан в Ферганской долине в Туркестане (Средняя Азия). Он отправился в Британскую Индию и получил образование в Дарул Улум Деобанд, [ 96 ] а затем вернулся в Туркестан, где проповедовал против коммунистического правления России. [ 97 ] Затем он бежал в Афганистан, затем в Британскую Индию, а затем в Хиджаз, где продолжил образование в Мекке и Медине, написал несколько работ по исламу и занялся антисоветской деятельностью.

В последнее время многие узбеки начали мигрировать в различные страны в качестве трудовых мигрантов , особенно в Россию , Южную Корею , ОАЭ , [ 98 ] Германия , [ 99 ] Польша , [ 100 ] Саудовская Аравия и др. [ 101 ]

Кыргызстан

Пожилой узбек на базаре в Оше.

Узбеки в Кыргызстане — коренная этническая группа Кыргызстана. В Кыргызстане узбеки являются крупнейшим меньшинством, составляющим около 15% населения. Они имеют долгую историю в регионе и сыграли значительную роль в культуре и экономике Кыргызстана. Многие узбеки в Кыргызстане проживают в южной части страны, особенно в городах Ош , Джалал-Абад и Озгон .

Саудовская Аравия

Узбекские изгнанники в Саудовской Аравии из Центральной Азии, находившейся под советским управлением, также приняли идентичность «туркестанцы». [ 102 ] [ 103 ] Многих из них еще называют «Бухари». [ 104 ] Ряд саудовских «узбеков» не считают себя узбеками, а считают себя туркестанцами-мусульманами. [ 105 ] Многие узбеки в Саудовской Аравии переняли арабскую нисбу своего родного города в Узбекистане, например, Аль Бухари из Бухары, Аль Самарканди из Самарканда, Аль Ташканди из Ташкента, Аль Андижани из Андижана, Аль Коканди из Коканда, Аль Туркестани из Туркестана. Бухари и Туркестани были ярлыками для всех узбеков в целом, тогда как конкретными именами для узбеков из разных мест были Фергани, Маргилани, Намангани и Коканди. [ 103 ] [ 106 ] Коканди использовалось для обозначения узбеков из Ферганы. [ 107 ]

Шами Домулла принес салафизм в советскую Среднюю Азию. [ 108 ] [ 109 ] Мечети в Узбекистане финансируются узбеками, проживающими в Саудовской Аравии. [ 110 ] Саудовцы пытались распространить свою версию ислама в Узбекистане после распада Советского Союза. [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ] «Бухарских братьев» Саудовской Аравии с 1990 года возглавлял Нуриддин аль-Бухари. [ 115 ]

Пакистан

Многие этнические узбеки переехали из Афганистана в Пакистан из-за афганской войны . [ 116 ] В связи с необходимостью помощи беженцам произошла репатриация жителей лагеря. [ 117 ] В 1800-х годах северный Богруделик Коньи был заселен татарскими бухарлыками . В 1981 году многие узбекские беженцы в Пакистане переехали в Турцию, чтобы присоединиться к существующим общинам в Кайсери , Измире , Анкаре и Зейтинбурну . [ 118 ]

Культура и общество

Узбекские племена

Говорят, что узбеки включили в свою орбиту 92 племени: мангут , кият , кыпчак , хитаи , кангли, кенигас, дурман, даргут, шоран, шурин, тома, бахрин, гирай, агрикур, ангит, баркут, тубин, сарт, ромдан, Утреня, Буса, Йоджкар, Кильва, Доджар, Джурат, Курлат, Мехди, Киладж, Сахтиён, Кирг, Минг , Юз, Салор, Локай, Кушчи, Кераит , Чакмок, Утарчи, Туркман , Арлот, Кейт, Киргуз , Калон, Ушин, Ормак, Чуби, Лечи, Кари, Могол, Хафиз дад Калн, Белад Бустан, Кучи Кетагон, Барлос , Ябу, Джалуар , Музит, Найман , Семарджик, Карлук , , Аргун Оклан, Калмак , Фуладчи, Джалот Ульджин или Ольчин, Чимбай, Тилаб , Мочар или Маджар, Оджинбай, Бадой, Кельчи, Иладж, Джебирган, Ботия, Тиман, Янкуз, Татарский , Уйгурский , Баглан или Баган , Дангхут, Шагирд, Пеша, Тушлуб, Онли, Бият, Озладжи, Джослаи, Тувадик, Гарибанд Джит. [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ] Для полукочевых племен этих ханств принадлежность к «92 племенам» означала в определенных случаях привилегированное положение и более высокий социально-экономический статус. В отдельных случаях термин «92 узбекских племени» использовался с политическим смыслом для легитимизации правящих узбекских династий Мангытов и Минов. [ 122 ]

Ибрагим Бек , революционный лидер против Советского Союза , 1920 год.

Язык

Узбекский язык тюркский язык карлукской ветви . Современный узбекский язык написан самыми разными шрифтами, включая арабский , латынь и кириллицу . После обретения Узбекистаном независимости от бывшего Советского Союза правительство решило заменить кириллицу модифицированным латинским алфавитом, специально для тюркских языков. Исторически кочевые узбеки, основавшие Узбекское ханство и другие его государства-преемники, говорили на различных диалектах тюркского языка. [ 123 ]

Религия

Узбеки происходят преимущественно из мусульман-суннитов , обычно принадлежащих к ханафитской школе. [ 124 ] но существуют различия между северными и южными узбеками. Согласно отчету Pew Research Center за 2009 год , 96,3% населения Узбекистана составляют мусульмане. [ 125 ] около 54% ​​идентифицируют себя как неконфессиональные мусульмане , 18% как сунниты и 1% как шииты . [ 126 ] И около 11% говорят, что принадлежат к суфийскому ордену. [ 126 ] Большинство узбеков из бывшего СССР приехали исповедовать религию с более либеральной интерпретацией из-за движения джадидизма , которое возникло как местное реформаторское движение во времена российского имперского правления , в то время как узбеки в Афганистане и других странах на юге остались более консервативные приверженцы ислама. Однако с обретением Узбекистаном независимости в 1991 году среди слоев населения произошло исламское возрождение. Люди, живущие на территории современного Узбекистана, впервые были обращены в ислам еще в 8 веке, когда арабы завоевали этот регион, вытеснив более ранние религии региона. [ 127 ]

По данным исследования 2015 года, около 10 000 узбеков-мусульман обратились в христианство , большинство из них принадлежат к какой-либо евангелической или харизматической протестантской общине. [ 128 ] По данным Всероссийской переписи 2009 года, 1794 узбека в Казахстане являются христианами . [ 129 ] В России есть несколько узбекских рабочих со стажем, которые обратились в православие через миссионеров . [ 130 ]

Древняя доисламская религия Узбекистана – зороастризм сохранилась и сегодня, и ей следуют 7000 человек в Узбекистане. [ 131 ] По данным Всероссийской переписи 2009 года, 1673 узбека в Казахстане являются атеистами . [ 129 ]

Наряд

Традиционный узбекский костюм около 1840 года.

Мужская одежда

Узбекская одежда включает в себя свободное хлопчатобумажное пальто, называемое чапан или кафтан , которое обычно изготавливается из множества разноцветных полосок или других типов узоров. Чапан обычно имеет длину до колена и включает в себя разные элементы в разных регионах страны. Низ рукавов, центральные края, подол и вырез пальто были зашиты декоративной тесьмой, которая, как считалось, защищала от «злых сил». В прошлом ношение двух или более пальто одновременно, как зимой, так и летом, рассматривалось как символ статуса и указывало на определенный уровень престижа семьи.

Пальто или рубаху, надеваемую под нее, завязывают сложенным платком или ленточным бельбогом . Ремешок считается важным аксессуаром и может быть изготовлен из тонких тканей и шелка, украшен сложной серебряной вышивкой и дополнен мешочками для табака и ключей. Традиционно к ленте прикрепляют нож ручной работы, известный как пичок . [ 132 ] [ 133 ] Особой славой пользуются чустские ножи. [ 134 ] [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ]

Рубашки белые и широкие, сделаны из хлопка и обычно носят под пальто. Некоторые из них имеют узоры на рукавах и вырезе, называемые джияк . Штаны, называемые также иштон , свободного покроя, но узкие к низу, заправляются в мягкие кожаные сапоги с острыми носами, для удобства верховой езды.

Женская одежда

Узбекские дети в традиционной одежде XIX–XX веков.
Женщины в школьной форме, Самарканд , 2008 год.

Женский вариант наряда состоит из традиционного халата, функционального платья из атласа и лозима – широких, легких, светлых брюк, сужающихся в нижней части. Длинная свободная туника имеет широкие рукава, доходящие до запястий. Брюки свободного покроя сделаны в тон тунике и поэтому обычно изготавливаются из той же ткани или полностью совпадают с туникой. Низ брюк присборен и декорирован вышитой тесьмой. Шубки во многом похожи на чапан , который носят мужчины, и изготавливаются из различных тканей, таких как атлас , хан-атлас , бекасама , алача и калами . Текстильные узоры ярко окрашены в оттенки желтого, синего, зеленого, фиолетового и оранжевого и часто включают до шести или семи разных цветов с различными цветочными и/или геометрическими узорами.

В прошлом цвет костюма был важным показателем возраста или социального статуса человека. Примечательно, что красный и розовый были характерны для девочек и молодых женщин, тогда как женщины среднего возраста носили оттенки голубого и серого. Однако белый цвет подходил для всех возрастов, особенно для пожилых людей, и широко используется по сей день.

До большевистской революции и последующего установления коммунизма в Центральной Азии носили традиционную чадру, известную как парандга женщины во всех случаях на публике . Дизайн был разнообразным: некоторые придерживались одного или двух основных цветов, другие включали цветные цветочные или геометрические элементы, при этом крышка лица обычно делалась из черной ткани. Лицевую крышку можно было поднять назад для удобства общения.

Однако после установления коммунизма получило распространение движение за освобождение женщин от «патрархальной» и «устаревшей» практики ношения чадры, известное как худжум , и в 20-х и начале 30-х годов поощрялись публичные оставления и сожжения чадры. . Результатом стал отпор со стороны консерваторов, однако в последующие годы, с увеличением участия женщин на рабочем месте и их постепенным освобождением, чадра была постепенно исключена из общего использования женщинами по всей стране.

Головной убор

Узбек в тюбетейке, также известной как доппа или тюбетейка.
Узбек в тюбетейке, также известной как доппа или тюбетейка.

Квадратную тюбетейку, известную как «доппи» по-узбекски и «Тюбетейка» по-русски, носят как мужчины, так и женщины. Они изготавливаются из бархата или шерсти и вышиваются шелковыми или серебряными нитями. Дизайн различается для мужчин и женщин: вариант, который носят женщины, более красочный и украшен бусами, а мужской вариант обычно черный с четырьмя дугами перца, которые, как полагают, сдерживают «зло и врагов». Исключением являются южные районы Узбекистана, где более круглую и красочную шапку носят как мужчины, так и женщины. В западном Хорезмском регионе и в Автономной Республике Каракалпакстан мужчины также носят традиционную меховую шапку из овчины преимущественно белого и черного цветов.

См. также

Ссылки

  1. ^ «Постоянное население по национальностям и/или этническим группам, городскому/сельскому месту жительства» .
  2. ^ «Население Афганистана: 34 940 837 человек (оценка на июль 2018 г.) [узбеки = 11%]» . Центральное разведывательное управление (ЦРУ) . Всемирная книга фактов. Архивировано из оригинала 4 января 2021 года . Проверено 13 апреля 2019 г.
  3. ^ «Народные группы, языки и религии Афганистана | Проект Джошуа» .
  4. ^ «Население Таджикистана в 2021 году (Демография, карты, графики)» . worldpopulationreview.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 г. Проверено 9 августа 2021 г.
  5. ^ «Узбеки, северные народы во всех странах | Проект Джошуа» .
  6. ^ " "Статистический ежегодник Кыргызской Республики – Архив публикаций – Статистика Кыргызской Республики" " . Архивировано из оригинала 3 февраля 2024 г. Проверено 28 февраля 2024 г.
  7. ^ «Население Республики Казахстан на начало 2023 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июня 2023 г.
  8. ^ «Итоги переписи населения в Туркменистане | Хроника Туркменистана» . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 г.
  9. ^ https://www.stat.gov.tm/
  10. ^ " "Национальный состав населения" " . rosstat.gov.ru.
  11. ^ «Узбек в Пакистане» .
  12. ^ «АЗИАТСКИЕ ТОЛЬКО ИЛИ В КОМБИНАЦИИ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ДРУГИМИ РАСАМИ И С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ АЗИАТСКИМ КАТЕГОРИЯМИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП» . Бюро переписи населения США . Министерство торговли США . 2022. Архивировано из оригинала 28 июля 2024 года . Проверено 28 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  13. ^ «Глава 1: Религиозная принадлежность». Мусульмане мира: единство и разнообразие. Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Пью. 9 августа 2012 г.
  14. ^ Турадж Атабаки, Санджот Мехендейл (2004). Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора . п. 31. Уйгуры также являются тюркскими мусульманами, лингвистически и культурно более близкими к узбекам, чем к казахам.
  15. ^ «Узбекское меньшинство – китайские национальности (узбеки)» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  16. ^ А. Х. Кин, А. Хингстон Куиггин, А. С. Хэддон, Человек: прошлое и настоящее, стр. 312, Cambridge University Press, 2011, Google Books, цитируется: «Кто взял свое имя от мифического Уз-бека, принца Уз (начинать в Тюрк = вождь, или потомственный правитель)».
  17. ^ Маклауд, Калум; Брэдли Мэйхью. Узбекистан: Золотая дорога в Самарканд . п. 31. [ ненадежный источник? ]
  18. ^ Usama ibn Munkyz. Kniga nazidaniya. per. Yu. I. Krachkovskogo. Moscow, 1958, p.134
  19. ^ Rashid ad-din . Sbornik letopisey. T.1., kn.1. Moscow, 1952
  20. ^ Марлен Ларюэль (2017). Построение узбекского государства: нарративы постсоветских лет . Лексингтонские книги. п. 241. ИСБН  9781498538374 .
  21. ^ Джу-Юп Ли (2015). Казаклык, или Амбициозный разбой, и формирование казаков: государство и идентичность в постмонгольской Центральной Евразии . Блестящий. п. 121. ИСБН  9789004306493 .
  22. ^ Belenitskii & Marshak 1981 , p. 16.
  23. ^ Этьен де ла Васьер, Существует ли «Национальность эфталитов?» в Бюллетене Азиатского института. Новая серия. Том 17. 2003. [2007], с. 129—130
  24. ^ Перейти обратно: а б Голден, Питер Б. «Введение в историю тюркских народов». Этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке (1992): 134.
  25. ^ «Ирано-турецкие отношения в позднесасанидский период». Кембриджская история Ирана . Том. III/1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1983. стр. 613–24. 0-521-24693-8.
  26. ^ Перейти обратно: а б Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов (1992), с. 407-408
  27. ^ Перейти обратно: а б Ричард Х. Роуленд, Ричард Н. Фрай, К. Эдмунд Босворт, Бертольд Спулер, Роберт Д. Макчесни, Юрий Брегель, Аббас Аманат, Эдвард Олворт, Питер Б. Голден, Роберт Д. Макчесни, Ян Мэтли, Иван М. Стеблин- Каменский, Герхард Дёрфер, Кит Хитчинс , Уолтер Фельдман. Центральная Азия , в Энциклопедии Ираника , т., Интернет-издание, 2007 г. ( ССЫЛКА заархивирована 9 января 2010 г. в Wayback Machine )
  28. ^ А. Х. Наута, «Der Lautwandel von a > o и von a > ä in der özbekischen Schriftsprache», Central Asiatic Journal 16, 1972, стр. 104–18.
  29. ^ А. Раун, Базовый курс узбекского языка, Блумингтон, 1969.
  30. ^ А. фон Габен, "Özbekische Grammatik", Лейпциг и Вена, 1945 г.
  31. ^ Дж. Бечка, «Таджикская литература с 16 века до наших дней», Ян Рипка , Hist. Иран. Лит., стр. 520–605.
  32. ^ А. Юнг, Истоки классической музыкальной традиции Центральной Азии: Узбекско-таджикские циклы макомов и их связь с другими региональными традициями макама на Ближнем и Среднем Востоке , доктор философии. диссертация, Берлин, 1983.
  33. ^ Т. Левин, Музыка и традиции бухарского шашмакама в советском Узбекистане, доктор философии. диссертация, Принстон, 1984 г.
  34. ^ Виллемс, Ричард; Хуснутдинова, Эльза; Кивисилд, Тоомас; Епископосян, Левон; Воевода Михаил; Осипова, Людмила; Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Дамба, Лариса (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN   1553-7404 . ПМЦ   4405460 . ПМИД   25898006 . «Напротив, популяции, расположенные ближе к ареалу ССМ (узбеки, казахи, кыргызы и уйгуры, а также башкиры из Волго-Уральского региона) по-прежнему демонстрировали статистически значимое превышение распространения ВЗК. Эту пространственную закономерность можно частично объяснить относительная редкость более длинных путей ВЗК по сравнению с более короткими и повторяющиеся события потока генов в популяции, расположенные ближе к области SSM».
  35. ^ Triska, Petr; Chekanov, Nikolay; Stepanov, Vadim; Khusnutdinova, Elza K.; Kumar, Ganesh Prasad Arun; Akhmetova, Vita; Babalyan, Konstantin; Boulygina, Eugenia; Kharkov, Vladimir; Gubina, Marina; Khidiyatova, Irina; Khitrinskaya, Irina; Khrameeva, Ekaterina E.; Khusainova, Rita; Konovalova, Natalia (2017-12-28). "Between Lake Baikal and the Baltic Sea: genomic history of the gateway to Europe" . BMC Genetics . 18 (1): 110. doi : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN  1471-2156 . PMC  5751809 . PMID  29297395 .
  36. ^ Мясо-Мясо; Соломон, Сиержатцзян; Исакова, Зайнагуль; Сюй, Вэй-Фан; Абдуллоевич, Нажмудинов Тожиддин; Афанасьевна, Манилова Елена; Иброхимович, Худойдодов Бехруз; Чен, Си; Ян, Вэй-Кан; Ван, Мин-Шань; Шен, Цюань-Цюань; Ян, Син-Янь; Яо, Юн-Ганг; Алдашев, Алмаз А; Саидов, Абдусаттор (25 августа 2022 г.). «Генетическое эхо таримских мумий у современных жителей Центральной Азии» . Молекулярная биология и эволюция . 39 (9). дои : 10.1093/molbev/msac179 . ISSN   0737-4038 . ПМЦ   9469894 . ПМИД   36006373 .
  37. ^ Ли, Джу-Юп (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 218–219. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN   2210-5018 .
  38. ^ Ли 2017 , с. 219: «См. Wells et al. (2001: 10245, таблица 1: M17, M130, M46, M172, M175 и 122 и M48 соответствуют гаплогруппам R1a1, C2, N1c1, J, O и C2b1b1 соответственно) Zerjal et al. (2002: 474, таблица 3: гаплогруппы 3, 9, 10, 13, 16 и 36 соответствуют гаплогруппам R1a1, J, C2, O3, N1c1 и C2b1b1 соответственно); 2012: таблица S4). Согласно другому недавнему опросу, у узбеков Афганистана наблюдаются R1a1 (29%), J (18%), Q (8,6%), C (4%), N (4%), R1b1a1a1 (3). %), R2 (3%) и O (2,3%): см. Di Cristofaro et al. (2013: рисунок S7).
  39. ^ Ли 2017 , с. 216.
  40. ^ Lee 2017 , стр. 218–219: «Что касается гаплогруппы R1a1 среди современных узбеков и синьцзян-уйгуров, то, в какой степени она произошла от индоевропейских скотоводов бронзового века, а также от тюркских и тюркизированных кочевых групп Внутренней Азии, соответственно, остается открытым для спекуляций». ... "Современные узбеки, которые также происходят от древних индоевропейских (иранских) популяций и различных кочевых народов Внутренней Азии (Голден 1992: 407), включая узбеков-шибанидов, демонстрируют набор гаплогрупп, сходный с таковыми у синьцзянских Уйгуры: R1a1 (17,6~32%), J (5,9~21,4%), C2 (7~18%, 41,2%), O3 (0~12%) и N (0~5,9%).
  41. ^ Перейти обратно: а б Lee 2017 , стр. 218–219: «Гаплогруппа J — это отцовская линия, берущая начало на Ближнем Востоке и, вероятно, достигшая Центральной Азии вместе с неолитическими фермерами с Ближнего Востока. Гаплогруппы O3, C2 и N, по всей вероятности, были завезены в Трансоксиану различными Тюркские и монгольские народы».
  42. ^ Ли 2017 , с. 219: «Такая высокая частота C2 встречается среди группы узбеков, проживающих в Афганистане. Мы склонны думать, что эта группа произошла от кочевых узбеков из Кипчакской степи (Haber et al. 2012: таблица S4)».
  43. ^ Перейти обратно: а б с Ирвин, Джоди А. (1 мая 2010 г.). «Состав мтДНК Узбекистана: микрокосм среднеазиатских моделей» . Международный журнал юридической медицины . 124 (3): 195–204. дои : 10.1007/s00414-009-0406-z . ISSN   1437-1596 . ПМИД   20140442 . S2CID   2759130 . Региональные результаты можно увидеть на рисунке 3.
  44. ^ Перейти обратно: а б Лионне, Бертиль и Надежда А. Дубова (2020b). «Под вопросом цивилизация Окса или археологическая культура Бактрии-Маргианы (BMAC): обзор». Архивировано 2 июля 2022 г. в Wayback Machine , в Бертиле Лионне и Надежде А. Дубовой (ред.), Мир цивилизации Оксуса , Routledge. , Лондон и Нью-Йорк, с. 32. : «...Сальватори часто датировал его начало очень ранним периодом (около 2400 г. до н. э.), чтобы сопоставить его с Шахдадом, где было обнаружено большое количество материала, подобного материалу BMAC. С началом международного сотрудничества и увеличение количества анализов, даты, которые теперь признаны всеми, помещают цивилизацию Окса между 2250 и 1700 годами до нашей эры, в то время как ее последняя фаза простирается примерно до 1500 года до нашей эры...»
  45. ^ Лионне, Бертиль и Надежда А. Дубова (2020a). «Введение». Архивировано 26 июля 2022 г. в Wayback Machine , в Бертилье Лионне и Надежде А. Дубовой (ред.), «Мир цивилизации Окса» , Routledge, Лондон и Нью-Йорк, стр. 1 : «Цивилизация Окса, также называемая Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом (или культурой) (BMAC), развивалась на юге Центральной Азии в эпоху средней и поздней бронзы и просуществовала около полутысячелетия (около 2250–1700 гг. До н.э.). ..."
  46. Заднепровский Ю.А. (1 января 1994 г.). «Кочевники Северной Средней Азии после нашествия Александра». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э..ЮНЕСКО. стр. 457–472.
  47. ^ Любин, Нэнси. «Ранняя история». В Кертисе.
  48. ^ Гренет Франц, Региональное взаимодействие в Центральной Азии и северо-западной Индии в периоды кидаритов и эфталитов в индоиранских языках и народах. Под редакцией Николаса Симса-Уильямса. Издательство Оксфордского университета, 2003. С.218–222.
  49. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН  978-1-83860-868-2 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 17 января 2021 г.
  50. ^ Грене, Франц (2004). «Мараканда/Самарканд, домонгольский мегаполис» . Анналы. История, Общественные науки . 5/6 : Рис. B. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 17 января 2021 г.
  51. ^ Симс-Вильямс Николас, Бактрийские документы из Северного Афганистана. I. Юридические и экономические документы. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 2000 г.
  52. ^ Маршак Борис. Легенды, сказания и басни в искусстве Согдианы с приложением В. А. Лившита. Нью-Йорк: Персидская библиотечная пресса, 2002. С.168.
  53. ^ Baratova L.S. Drevnetyurkskiye monety Sredney Azii VI-IX vv. (tipologiya, ikonografiya, istoricheskaya interpretatsiya). Avtoref. diss. kand. ist. nauk. Tashkent, 1995
  54. ^ Smirnova O. I., Svodnyy katalog sogdiyskikh monet. Moscow, 1981, p.59.
  55. ^ Bartol'd V.V. Raboty po istoricheskoy geografii. Moscow: Vostochnaya literatura, 2002. pp.360–363.
  56. ^ Raspopova V.I. Metallicheskiye izdeliya rannesrednevekovogo Sogda. Leningrad: 1980
  57. ^ Перейти обратно: а б с д Любин, Нэнси. «Ранний исламский период». В Кертисе.
  58. ^ Табахат-и-насири: общая история мусульманских династий Азии, стр.31, Минхадж Сирадж Джузджани
  59. ^ Историческая, социальная и экономическая обстановка М.С. Азимова, стр.79.
  60. ^ Перейти обратно: а б Иран и Америка: возрождение утраченной любви Бади Бадиозамани, Газаль Бадиозамани, стр. 123
  61. История Бухары Наршахи, глава XXIV, стр. 79.
  62. ^ Монументальные надписи из раннего исламского Ирана и Трансоксианы Шейлы С. Блер, стр. 27
  63. ^ Книга правления, или Правила для королей: Сияр аль-Мулук, или Сиясат-нама Низама аль-Мулька, Низам аль-Мульк, Хьюберт Дарк, стр. 18–19.
  64. ^ Брегель Юрий, Тюрко-монгольское влияние в Центральной Азии в Турко-Персии в исторической перспективе под редакцией Р. Кэнфилда (Cambridge University Press), 1991, стр.56
  65. ^ Перейти обратно: а б с д Любин, Нэнси. «Тюркификация Мавараннахра» В Кертисе.
  66. ^ Давидович, Э.А. (1998), «Глава 6: Караханиды», в Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.), История цивилизаций Центральной Азии , том. 4 часть I, ЮНЕСКО, стр. 119–144, ISBN  978-9231034671
  67. ^ Голден, Питер Б. «Введение в историю тюркских народов». Этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке (1992): 228.
  68. ^ Borovkov, A.K. Leksika sredneaziatskogo tefsira: XII—XIII vv. Moscow, 1963
  69. ^ Введение в «Джавами уль-хикаят ва Лавами'ур-ривайат Садиду-дина Мухаммада аль-Ауфи» Мухаммада Низамуд-дина. Лондон: Лузак и компания, 1929 г.
  70. ^ Карев, Юрий. «Цикл настенных росписей периода Караханидов (XII-XIII вв.) Самаркандской цитадели: правитель и живописец». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности 147, вып. 4 (2003): 1685–1731.
  71. ^ Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, ISBN  0-521-24304-1
  72. ^ Kilichev E. R., Vostochno-tyurkskiy yazyk XI veka i leksika bukharskogo govora // Sovetskaya tyurkologiya, 1975, No. 6, p.87
  73. ^ Перейти обратно: а б Любин, Нэнси. «Монгольский период». В Кертисе.
  74. ^ Перейти обратно: а б с д Любин, Нэнси. «Правление Тимура». В Кертисе.
  75. ^ Мацуи, Дай, Рёко ВАТАБЭ и Хироши Оно. «Тюркско-персидский указ Тимурида Миран Шаха 800 г.х./1398 г. н.э.». Ориентация 50 (2015): 53–75.
  76. ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 15 февраля 2021 г.
  77. ^ Авраам Эрали (17 сентября 2007 г.). Императоры Павлиньего трона: Сага о Великих Моголах . Пингвин Букс Лимитед. п. 25. ISBN  978-93-5118-093-7 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 13 октября 2015 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д Любин, Нэнси. «Узбекский период». В Кертисе.
  79. ^ AJEBodrogligeti, «Бахрул-худа Мухаммада Шайбани: дидактическая касыда начала шестнадцатого века в Чагатае», Уральско-Алтайский журнал Jahrbücher, том 54 (1982), стр. 1 и №4
  80. ^ B. V. Norik, Rol shibanidskikh praviteley v literaturnoy zhizni Maverannakhra XVI v. // Rakhmat-name. Sankt Petersburg, 2008, p.230
  81. ^ Маликов А. «92 узбекских племени» в официальных дискурсах и устных традициях XVI-XIX веков. Золотоордынское обозрение. Обозрение Золотой Орды. 2020, том. 8, нет. 3, стр.515
  82. ^ Брегель, Юрий. «Новые узбекские государства: Бухара, Хива и Коканд: ок. 1750–1886». Кембриджская история Внутренней Азии: эпоха Чингизидов (2009): 392–411.
  83. ^ Дэвид Чаффец (1981). Путешествие по Афганистану . Издательство Чикагского университета. стр. 63–. ISBN  978-0-226-10064-7 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  84. ^ Брайан Глин Уильямс (22 сентября 2011 г.). Рассекреченный Афганистан: Путеводитель по самой продолжительной войне Америки . Издательство Пенсильванского университета. стр. 32–. ISBN  978-0-8122-0615-9 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 24 октября 2020 г.
  85. ^ Блейер, Кристиан (17 октября 2014 г.). «От «рабовладельцев» к «военачальникам»: описания афганских узбеков в западной письменности» . Сеть аналитиков Афганистана . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
  86. ^ Сабури, Гафур (17 июля 2015 г.). «Джоги, ведущие бедную жизнь в Балхе» . Новости Афганистана-TOLOnews.com . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б Любин, Нэнси. «Русское завоевание». В Кертисе.
  88. ^ Перейти обратно: а б «Профиль страны: Узбекистан». Архивировано 26 февраля 2005 г. в Wayback Machine . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (февраль 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  89. ^ Сыдыкова, Замира (20 января 2016 г.). «Память о резне 1916 года в Кыргызстане? Россия видит заговор Запада» . Аналитик по Центральной Азии и Кавказу . Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 года . Проверено 12 октября 2016 г.
  90. ^ «Советское поле славы». Архивировано 8 мая 2017 г. в Wayback Machine (на русском языке).
  91. ^ Рустам Кобил (09.05.2017). «Почему в 1942 году в Нидерландах был убит 101 узбек?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 г. Проверено 9 мая 2017 г.
  92. ^ "День независимости" . ГОВ.УЗ. ​Архивировано из оригинала 19 августа 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  93. ^ «КП 77» (PDF) . Carnegieendowment.org . [ постоянная мертвая ссылка ]
  94. ^ «Корни Олкута» (PDF) . Carnegieendowment.org . Архивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2006 г. Проверено 4 января 2016 г.
  95. ^ «Отчет об экстремизме в Центральной Азии» (PDF) . www.worldwatchmonitor.org . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2016 г. Проверено 4 января 2016 г.
  96. ^ «Касим бин Абдул-Джаббар Аль-Андижани » . Исламхаус.com . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  97. ^ «(Источник знаний) — великолепная интерпретация на (старом) узбекском языке арабским алфавитом » . Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  98. ^ «Узбекистан стремится диверсифицировать трудовую миграцию» .
  99. ^ «Германия и Узбекистан подписывают миграционное соглашение» . 3 мая 2023 г.
  100. ^ «Узбекистан и Польша расширят отношения в сфере трудовой миграции» .
  101. ^ «КТК | Трудовая миграция в Центральной Азии: поиск новых направлений в условиях геополитической напряженности» .
  102. ^ Биргит Н. Шлайтер (2005). Перспективы демократии в Центральной Азии . Шведский научно-исследовательский институт в Стамбуле. стр. 245–. ISBN  978-91-86884-16-1 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  103. ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 4 января 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  104. ^ Себастьян Майзель; Джон А. Шуп (февраль 2009 г.). Саудовская Аравия и арабские государства Персидского залива сегодня: энциклопедия жизни в арабских государствах . Гринвуд Пресс. стр. 145–. ISBN  978-0-313-34442-8 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  105. ^ Биргит Н. Шлайтер (2005). Перспективы демократии в Центральной Азии . Шведский научно-исследовательский институт в Стамбуле. стр. 246–. ISBN  978-91-86884-16-1 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  106. ^ Катлер, Роберт М. «Сложность Центральной Евразии» . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 г. Проверено 3 декабря 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  107. ^ Гленн, Джон (1999). Советское наследие в Центральной Азии . дои : 10.1057/9780230376434 . ISBN  978-1-349-40743-9 .
  108. ^ «Специальный выпуск: Опасные проповеди: роль религиозных лидеров в подъеме радикального ислама в Центральной Азии. Нурбек Бекмурзаев» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  109. ^ Майкл Кемпер; Рауль Мотика; Стефан Райхмут (11 сентября 2009 г.). Исламское образование в Советском Союзе и его государствах-преемниках . Рутледж. стр. 247–. ISBN  978-1-134-20731-2 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 24 октября 2020 г.
  110. ^ «Миф о воинствующем исламе: Узбекистан – Transitions Online» . 29 декабря 1995 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  111. ^ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ. «CA&CC Press® AB» . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  112. ^ «Исламское возрождение и политические настроения в Узбекистане» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 21 сентября 2018 г.
  113. ^ Праджакти Калра. «Скрытые связи: Республика Узбекистан и регион Персидского залива в изменении мирового порядка» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 26 апреля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  114. ^ Кристиан ван Гордер (5 июня 2008 г.). Мусульманско-христианские отношения в Центральной Азии . Рутледж. стр. 80– ISBN  978-1-135-97169-4 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 24 октября 2020 г.
  115. ^ Ассоциация исследований Центральной Азии (1990). Файл по Центральной Азии: Информационный бюллетень Ассоциации исследований Центральной Азии . Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 20. Архивировано из оригинала 02 февраля 2023 г. Проверено 4 января 2016 г.
  116. ^ Одри Шалински (1994). Долгие годы изгнания: беженцы из Центральной Азии в Афганистане и Пакистане . Университетское издательство Америки. ISBN  978-0-8191-9286-8 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 11 февраля 2016 г.
  117. ^ Одри Шалински (1994). Долгие годы изгнания: беженцы из Центральной Азии в Афганистане и Пакистане . Университетское издательство Америки. п. 123. ИСБН  978-0-8191-9286-8 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  118. ^ Население и общественное пространство . Университет науки и технологий Лилля, УЭР географии. 2006. с. 174. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 24 октября 2020 г.
  119. ^ Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв.// Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982
  120. ^ Олворт Эдвард, Современные узбеки с четырнадцатого века до наших дней: история культуры, Hoover Press, 1990, стр.74.
  121. ^ Фирдавс аль-Икбал. История Хорезма Шира Мухаммада Мираба Муниса и Мухаммада Ризы Мираба Агахи. Перевод с Чагатая и аннотации Юрия Брегеля. Брилл, 1999, стр.55.
  122. ^ Маликов А. «92 узбекских племени» в официальных дискурсах и устных традициях XVI-XIX веков. Золотоордынское обозрение. Обозрение Золотой Орды. 2020, том. 8, нет. 3, стр. 515
  123. ^ Шониёзов К., Процесс формирования узбекского народа, Ташкент, 2001.
  124. ^ «Узбек». Энциклопедия ислама (издание на компакт-диске, версия 1.0 изд.). Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV. 1999.
  125. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2011 г. Проверено 30 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  126. ^ Перейти обратно: а б «Глава 1: Религиозная принадлежность» . Мусульмане мира: единство и разнообразие . Исследовательского центра Пью Проект «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
  127. ^ Либал, Джойс (2005). Узбекистан . Филадельфия: Издательство Mason Crest. стр. 34 -36. ISBN  1-59084-887-Х .
  128. ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн Александр (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11 (10): 1–19. Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  129. ^ Перейти обратно: а б Итоги национальной переписи населения 2009 года. Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан [ постоянная мертвая ссылка ]
  130. ^ Кемпер, Майкл (2019). Российский ислам и православие за пределами институтов: языки конверсии, конкуренции и конвергенции . Рутледж. ISBN  9781351022408 .
  131. ^ «Узбекистанские зороастрийцы на уроке Гаты» . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 г. Проверено 6 июня 2020 г.
  132. ^ «Уникальные узбекские ножи» . 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  133. ^ «Ферганская порода ножей» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  134. ^ Паннье, Брюс (7 ноября 2015 г.). «Узбекский нож и шляпа, сделанные в Китае» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  135. ^ Анур Тур Узбекистан. «Чустские ножи» . Проверено 26 апреля 2016 г.
  136. ^ «Наследие ферганских оружейников» . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  137. ^ «Пчак «Узбек» » . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 26 апреля 2016 г.
  138. ^ «Стоковые фотографии, изображения без лицензионных отчислений и векторная графика – Shutterstock» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.

Источники

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52184c07764f95f0b5cba7f46ac3b314__1723188120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/14/52184c07764f95f0b5cba7f46ac3b314.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uzbeks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)