Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны
Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании подводных лодок Первой мировой войны. | |||||||
![]() Немецкая открытка с изображением подводной лодки SM U-20, тонущей RMS Lusitania. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны (иногда называемая «Первой битвой за Атлантику», в связи с Второй мировой войны кампанией одноименной ) представляла собой длительный военно-морской конфликт между немецкими подводными лодками и флотами союзников в водах Атлантического океана. моря вокруг Британских островов , Северное море и побережье Франции.
Первоначально кампания подводных лодок была направлена против военных кораблей Великого британского флота . Позже действия флота подводных лодок были расширены и теперь включают действия против торговых путей союзных держав. Эта кампания была очень разрушительной и привела к потере почти половины первоначального торгового флота Великобритании в ходе войны. Чтобы противостоять немецким подводным лодкам, союзники переместили корабли в конвои, охраняемые эсминцами, были установлены блокады, такие как Дуврский заграждение , и минные поля, такие как Минный заграждение в Северном море , а авиационные патрули следили за базами подводных лодок. Увеличение строительства кораблей означало, что количество доступных кораблей союзников оставалось довольно стабильным. [ 1 ]
Таким образом, кампания подводных лодок не смогла прекратить поставки до того, как США вступили в войну в 1917 году, а позже в 1918 году базы подводных лодок были заброшены перед лицом наступления союзников.
Тактические успехи и неудачи Атлантической кампании подводных лодок позже будут использованы в качестве набора доступных тактик во Второй мировой войне в аналогичной войне подводных лодок против Британской империи.
1914: Первая кампания
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2011 г. ) |

Первые патрули
[ редактировать ]6 августа 1914 года, через два дня после того, как Великобритания объявила войну Германии, немецкие подводные лодки U-5 , U-7 , U-8 , U-9 , U-13 , U-14 , U-15 , U- 16 , U-17 и U-18 отправились со своей базы в Гельголанде, чтобы атаковать военные корабли Королевского флота в Северном море в рамках первого в истории боевого патрулирования подводных лодок. [ 2 ]
Подводные лодки двинулись на север, надеясь встретить эскадры Королевского флота между Шетландскими островами и Бергеном . 8 августа у U-9 сломался один из двигателей, и она была вынуждена вернуться на базу. В тот же день у Фэр-Айла U -15 заметила на маневрах британские линкоры HMS «Аякс» , «Монарх» и «Орион» торпеду и выпустила по «Монарху» . Он не попал в цель, а лишь заставил линкоры насторожиться. На рассвете следующего утра 1-я эскадра легких крейсеров, прикрывавшая линкоры, вступила в контакт с подводными лодками. HMS Birmingham заметил U-15 , лежавшую на поверхности. На подводной лодке не было никаких признаков наблюдения, и были слышны звуки ударов, как будто ее команда выполняла ремонт. «Бирмингем» немедленно изменил курс и протаранил U-15 прямо за ее боевой рубкой. Подводная лодка была разрезана надвое и затонула всеми руками. [ 3 ]
12 августа семь подводных лодок вернулись в Гельголанд; U-13 также пропала, и считалось, что она заминирована . Хотя операция провалилась, она вызвала некоторое беспокойство у Королевского флота, опровергнув предыдущие оценки радиуса действия подводных лодок и оставив безопасность незащищенной якорной стоянки Великого флота в Скапа-Флоу под вопросом . С другой стороны, легкость, с которой U-15 была уничтожена Бирмингемом, породила ложное убеждение, что подводные лодки не представляют большой опасности для надводных военных кораблей. [ нужна ссылка ]
Первое действие
[ редактировать ]
5 сентября 1914 года U-21 под командованием лейтенанта Отто Херсинга вошла в историю, торпедировав легкий крейсер Королевского флота HMS Pathfinder . На крейсере взорвался магазин , и корабль затонул за четыре минуты, унеся с собой 259 членов экипажа. [ 4 ] Это была первая боевая победа современной подводной лодки.
немецким подводным лодкам повезло еще больше 22 сентября . Рано утром того же дня дозорный на мостике U-9 , которым командовал лейтенант Отто Веддиген , заметил на горизонте судно. Веддиген приказал подводной лодке немедленно погрузиться под воду, и субмарина двинулась вперед для расследования. На более близком расстоянии Веддиген обнаружил три старых броненосных крейсера Королевского флота : HMS Aboukir , Cressy и Hogue . Эти три корабля были не просто устаревшими, но были укомплектованы в основном резервистами и были настолько явно уязвимы, что решение об их выводе уже просачивалось через бюрократию Адмиралтейства . Заказ на корабли поступил нескоро. Веддиген направил одну торпеду в Абукир . Капитаны Хога и Кресси предположили, что Абукир подорвался на мине, и пришли на помощь. U-9 выпустила две торпеды в «Хог» , а затем поразила Кресси еще двумя торпедами, когда крейсер пытался уйти. Три крейсера затонули менее чем за час, в результате чего погибло 1460 британских моряков. [ 5 ]

Три недели спустя, 15 октября, Веддиген также потопил старый крейсер HMS Hawke , а экипаж U-9 стал национальными героями. Каждый был награжден Железным крестом второй степени, за исключением Веддигена, который получил Железный крест первой степени. Затопление вызвало тревогу в Британском Адмиралтействе. [ 6 ] который все больше нервничал по поводу безопасности якорной стоянки в Скапа-Флоу, и флот был отправлен в порты Ирландии и западного побережья Шотландии до тех пор, пока в Скапа-Флоу не была установлена адекватная защита. В каком-то смысле это была более значительная победа, чем потопление нескольких старых крейсеров; самый мощный флот в мире был вынужден покинуть свою базу. 18 октября SM U-27 потопила HMS E3 , что стало первым случаем, когда одна подводная лодка потопила другую.
Конец первой кампании
[ редактировать ]Эти опасения были вполне обоснованными. 23 ноября U-18 проникла в Скапа-Флоу через залив Хокса, проследовав за пароходом через бон и без труда войдя на якорную стоянку. Однако флот отсутствовал и был рассредоточен на якорных стоянках на западном побережье Шотландии и Ирландии. Когда U-18 возвращалась в открытое море, ее перископ был замечен сторожевым катером. Траулер «Дороти Грей» изменил курс и протаранил перископ, выведя его из строя. Затем у U-18 вышел из строя двигатель пикирующего самолета, и лодка стала неспособна поддерживать глубину, в какой-то момент даже ударившись о морское дно. В конце концов, ее капитан был вынужден всплыть и растопить свою команду, а все члены экипажа, кроме одного, были подобраны британскими лодками. [ 7 ]

Последний успех года пришелся на 31 декабря. U-24 заметила британский линкор HMS Formidable во время маневров в Ла-Манше и торпедировала его. «Грозный» затонул с потерей 547 членов экипажа. [ 8 ] Командующий флотом Ла-Манша адмирал сэр Льюис Бэйли подвергся критике за непринятие надлежащих мер предосторожности во время учений, но с него было снято обвинение в халатности. Позже Бэйли с отличием служил командующим силами противолодочной борьбы в Квинстауне .
1915: Война с торговлей
[ редактировать ]Первые нападения на торговые суда
[ редактировать ]
Первые нападения на торговые суда начались в октябре 1914 года. 20 октября «Глитра» стала первым британским торговым судном, потопленным немецкой подводной лодкой во время Первой мировой войны. «Глитра» , направлявшаяся из Грейнджмута в Ставангер , Норвегия, была остановлена и обыскана У. -17 под командованием капитанлейтенанта Йоханнеса Фельдкирхенера. Операция была проведена в целом в соответствии с крейсерскими правилами : экипажу было приказано сесть в спасательные шлюпки до того, как «Глитра» была затоплена, открыв забортные краны . Впервые в истории подводная лодка потопила торговое судно. [ нужна ссылка ]
Менее чем через неделю, 26 октября, U-24 стала первой подводной лодкой, которая без предупреждения атаковала безоружное торговое судно, торпедировав пароход «Адмирал Гантом» с 2500 бельгийскими беженцами на борту. Хотя корабль не затонул и был отбуксирован в Булонь , погибло 40 человек, в основном из-за паники. Командир подводной лодки Рудольф Шнайдер заявил, что принял ее за военный транспорт. [ 9 ] </ref>
30 января 1915 года U-20 под командованием капитанлейтенанта Отто Дрёшера без предупреждения торпедировала и потопила пароходы «Икария» , «Токомару» и «Иволга» , а 1 февраля выпустила торпеду по госпитальному кораблю «Астурияс» , но промахнулась , несмотря на то, что его можно было четко опознать. как госпитальный корабль по своей белой окраске с зелеными полосами и красными крестами. [ 10 ]
Неограниченная подводная война
[ редактировать ]
Британцы до войны считали, что Соединенное Королевство умрет с голоду без североамериканской еды; У. Т. Стед писал в 1901 году, что без этого «мы должны были бы оказаться лицом к лицу с голодом». [ 11 ] Артур Конан Дойл написал рассказ « Опасно!» предполагая поражение Великобритании с использованием лишь небольшого количества подводных лодок. Частично вдохновленные такими историями, немецкие адмиралы, такие как фон Тирпиц и Гуго фон Поль, агитировали за кампанию против британской торговли без каких-либо ограничений, несмотря на небольшое количество имеющихся подводных лодок (21 в начале 1915 года, 7 из которых находились в ремонте). . [ 12 ] 4 февраля 1915 года официально началась первая неограниченная кампания против торговли союзников. [ 13 ]
За первый месяц было потоплено 29 кораблей общим водоизмещением 89 517 брутто , темпы разрушения сохранялись все лето. По мере увеличения числа затоплений росло и число политически разрушительных инцидентов. 19 февраля U-8 торпедировала танкер «Белридж» , нейтральный курсировавший между двумя нейтральными портами; в марте подводные лодки потопили «Ханна» и «Медея» шведское и голландское грузовое судно ; в апреле два греческих судна. [ нужна ссылка ]
В марте также был потоплен «Фалаба» , в результате чего погиб один американец, а в апреле Гарпалис был потоплен бельгийский корабль помощи « ». 7 мая U-20 потопила RMS Lusitania , в результате чего погибло 1197 человек, 124 из которых были гражданами США. [ 14 ] Эти инциденты вызвали возмущение среди нейтральных стран, и в сентябре 1915 года масштабы неограниченной кампании были сокращены, чтобы уменьшить риск вступления этих стран в войну против Германии. [ 15 ]
Британские контрмеры оказались в значительной степени неэффективными. Наиболее эффективными защитными мерами оказались рекомендации торговцам повернуться к подводной лодке и попытаться протаранить ее, заставив ее погрузиться. [ 16 ] Таким образом было отбито более половины всех атак подводных лодок на торговые суда. Однако этот ответ позволил подводной лодке атаковать без предупреждения. [ 17 ] 20 марта 1915 года эта тактика была использована Великой Восточной железной дороги группой в Брюсселе, чтобы избежать атаки U-33 . За это ее капитан Чарльз Фрайетт был казнен после того, как попал в плен к немцам в июне 1916 года, что вызвало международное осуждение. [ 18 ]

Другим вариантом было вооружение кораблей для самообороны, что, по мнению немцев, ставило их вне защиты крейсерских правил. [ 19 ]
Другой вариант заключался в том, чтобы вооружить и укомплектовать корабли-приманки скрытыми орудиями — Q-ship . Вариант идеи заключался в оснащении малых судов эскортом подводных лодок. В 1915 году три подводные лодки были потоплены кораблями Q и еще две подводными лодками, сопровождавшими траулеры. [ 20 ] В июне U-40 была потоплена HMS C24 при атаке Таранаки , а в июле U-23 была потоплена C-27, атаковавшей Принцессу Луизу . Также в июле U-36 была потоплена кораблем Q Prince Charles , а в августе и сентябре U-27 и U-41 были потоплены Баралонгом , первым из которых стал печально известный инцидент в Баралонге . }
Не было никаких средств для обнаружения затопленных подводных лодок, и нападения на них ограничивались попытками повредить их перископы молотками и сбросом ватных бомб. Также изучалось использование сетей для захвата подводных лодок, а также эсминца Starfish , оснащенного лонжеронной торпедой . [ 21 ] Подводные лодки не причинили существенного ущерба, поскольку торговое движение не прекратилось, как ожидали планировщики. На этом этапе кампании было уничтожено шестнадцать подводных лодок, а также потоплено 370 кораблей водоизмещением 750 000 брт. В начале войны у Британии было около 20 миллионов брутто-тоннажных перевозок, и производство сумело более чем поспевать за потерями. [ 22 ]
1916: В поддержку флота открытого моря.
[ редактировать ]1916 год был годом политической борьбы между противниками и сторонниками неограниченной подводной войны. Рейнхард Шеер стал командующим Флотом открытого моря и, пытаясь «шантажировать» командование, заставив его начать неограниченную подводную войну, отказался использовать свои подводные лодки в каких-либо ограниченных торговых рейдерских кампаниях. [ 23 ] Таким образом, немецкий флот вернулся к стратегии использования подводных лодок для подрыва численного превосходства Великого флота , проведя серию операций, призванных заманить Великий флот в ловушку для подводных лодок. Из-за низкой скорости подводных лодок по сравнению с основным боевым флотом эти операции требовали создания линий патрулирования подводных лодок, в то время как флот открытого моря маневрировал, чтобы привлечь к себе Большой флот. [ 24 ]
Несколько таких операций было проведено в марте и апреле 1916 года, но безуспешно. По иронии судьбы, в главном сражении флота, Ютландском сражении в мае 1916 года, вообще не участвовали подводные лодки; флоты встретились и вступили в бой в основном случайно, и поблизости от поля боя не было патрулей подводных лодок. Дальнейшая серия операций в августе и октябре 1916 года оказалась столь же безрезультатной, и от этой стратегии отказались в пользу возобновления торговой войны. Обновленные приказы в октябре предполагают, что неограниченная подводная война может начаться в какой-то момент в будущем, но на данный момент коммерческие атаки должны осуществляться в соответствии с правилами крейсеров. К ужасу Шеера, такая операция оказалась очень успешной: менее чем за четыре месяца было затоплено около 1,4 миллиона тонн. Всего 4 подводные лодки из состава Флота открытого моря были потеряны исключительно из-за мин или аварий. [ 25 ] [ 26 ] По оценкам Германии, непримиримость Шеера стоила Германии возможности потопить от 1,6 до 3 миллионов тонн судов союзников. [ 27 ]
1917: Возобновление «неограниченной» кампании.
[ редактировать ]
В 1917 году Германия решила возобновить полную неограниченную подводную войну. Ожидалось, что это втянет Америку в войну, но немцы сделали ставку на то, что смогут победить Британию таким образом до того, как США смогут мобилизоваться. Немецкие планировщики подсчитали, что, если затонувший тоннаж превысит 600 000 тонн в месяц, Британия будет вынуждена просить мира через пять-шесть месяцев. [ 28 ]
В феврале 1917 года подводные лодки потопили более 414 000 брутто-тонн в зоне боевых действий вокруг Великобритании, что составляет 80% от общего количества за месяц; в марте они потопили более 500 000 (90%), в апреле - более 600 000 из 860 000 брт, что является самым высоким общим числом затоплений за всю войну. [ 29 ] Однако это был звездный час.
В мае были введены первые конвои, которые сразу же добились успеха. Общие потери начали падать; потери кораблей в конвое резко сократились. За три месяца после их появления на маршрутах Атлантики, Северного моря и Скандинавии из 8894 кораблей, конвоированных, только 27 были потеряны из-за подводных лодок. Для сравнения, 356 человек погибли при самостоятельном плавании.
По мере того как потери на транспортировке сокращались, потери подводных лодок росли; за период с мая по июль 1917 года в водах вокруг Британии было уничтожено 15 подводных лодок по сравнению с 9 в предыдущем квартале и 4 за квартал до возобновления кампании. [ 30 ]
Поскольку кампания стала более интенсивной, она также стала более жестокой. В 1917 и 1918 годах произошла серия нападений на госпитальные корабли, которые обычно ходили полностью освещенными, чтобы показать их небоевой статус. UB-32 повредила HMHS Gloucester Castle в марте 1917 года, U-55 потопила HMHS Rewa в январе 1918 года, а U-86 потопила HMHS Llandovery Castle в июне 1918 года. [ 31 ] Под командованием Вильгельма Вернера U -55 также намеренно утопила десятки членов экипажа, выживших при затоплении грузовых судов «Торрингтон» в апреле 1917 года и «Бельгийский принц» в июне 1917 года. [ 32 ] Поскольку подводные лодки стали более осторожными, столкновения с Q-кораблями также стали более интенсивными. В феврале 1917 года U-83 была потоплена HMS Farnborough , но только после того, как Кэмпбелл , капитан Фарнборо Гордон , позволил ее торпедировать, чтобы подобраться достаточно близко для вступления в бой. В марте «Привет» потопил U-85 в 40-минутной перестрелке, но затонул, не дойдя до гавани. [ 33 ]
В апреле Хизер подверглась нападению U-52 и была сильно повреждена; Подводная лодка осталась невредимой. А через несколько дней «Тюльпан» потопила U-62 , капитан которой с подозрением отнесся к ее внешнему виду. [ 34 ]
1918: Последний год
[ редактировать ]Система конвоев была эффективна в сокращении потерь кораблей союзников, а лучшее вооружение и тактика сделали эскорт более успешным в перехвате и атаке подводных лодок. Потери судоходства в водах Атлантического океана в январе составили 98 судов (чуть более 170 000 брт); после подъема в феврале они снова упали и не поднимались выше этого уровня до конца войны. [ 29 ] В то же время увеличилось производство кораблей, особенно при участии США. [ 35 ]

В январе на театре военных действий было уничтожено шесть подводных лодок; это также стало средним убытком за год. [ 36 ]
Союзники продолжали пытаться заблокировать доступ через Дуврский пролив с помощью Дуврского заграждения . До ноября 1917 г. оно было неэффективно; к тому времени силами Заграждения были уничтожены только две подводные лодки, а сам Заграждение было магнитом для надводных рейдов. После значительного улучшения зимой 1917 года он стал более эффективным; за четырехмесячный период после середины декабря семь подводных лодок были уничтожены при попытке пройти через этот район, а к февралю лодки флотилии открытого моря отказались от этого маршрута в пользу плавания на север вокруг Шотландии, что привело к потере эффективности. . Лодки Фландрии все еще пытались использовать этот маршрут, но продолжали нести потери и после марта переключили свои операции на восточное побережье Великобритании. [ 37 ] [ 38 ] Другими мерами, особенно против флотилии Фландрии, были набеги на Зебрюгге и Остенде , попытка блокировать выход к морю. Они оказались в основном безуспешными; Лодки Фландрии могли поддерживать доступ на протяжении всего этого периода. [ 39 ]
В мае 1918 года немцы предприняли единственную попытку организовать групповую атаку, предшественника волчьей стаи , для противодействия конвоям союзников. В мае шесть подводных лодок отплыли под командованием к/л. Клауса Рюкера на U-103 . 11 мая U-86 потопила один из пары кораблей, отделившихся от конвоя в Ла-Манше, но на следующий день атака на военный корабль RMS Olympic привела к уничтожению U-103 , а UB-72 была потоплена британцами. подводная лодка HMS D4 . На следующей неделе были потоплены еще два корабля в составе конвоев и три независимых корабля, но более 100 кораблей благополучно прошли через район патрулирования группы. [ 40 ] Летом расширение системы конвоев и эффективность эскорта сделали восточное побережье Британии столь же опасным для подводных лодок, каким стал Ла-Манш. В этот период Фландрская флотилия потеряла треть своих лодок, а осенью потери составили 40%. В октябре, когда немецкая армия полностью отступала , флотилия Фландрии была вынуждена покинуть свою базу в Брюгге, прежде чем она была захвачена. Несколько лодок там было затоплено, а остальные, всего десять лодок, вернулись на базы в Германии.

Летом также были приняты меры по снижению эффективности флотилий открытого моря. В 1918 году союзники, особенно США, обязались создать заграждение через Норвежское море , чтобы заблокировать доступ подводных лодок к западным подходам по северному маршруту. Это грандиозное предприятие включало установку и поддержание минных полей и патрулирование в глубоких водах на расстоянии 300 морских миль (556 километров). было минном заграждении в Северном море установлено более 70 000 мин, в основном военно -морскими силами США . С сентября по ноябрь 1918 года благодаря этой мере было потоплено шесть подводных лодок. Летом 1918 года на [ 41 ]
В июле 1918 года U-156 отплыла в Массачусетс участвовала в атаке на Орлеан и около часа . Это был первый случай, когда земля США подверглась атаке артиллерии иностранной державы после осады форта Техас в 1846 году, и это было одно из двух мест в Северной Америке, подвергшихся нападению со стороны Центральных держав . Другой была битва при Амбос-Ногалесе , которую предположительно возглавляли два немецких шпиона. 20 октября 1918 года Германия приостановила подводную войну. [ 42 ] а 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Последней задачей подразделения подводных лодок была помощь в подавлении мятежа в Вильгельмсхафене , который вспыхнул, когда флоту открытого моря было приказано выйти в море для последнего, обреченного на провал вылета. После перемирия оставшиеся подводные лодки присоединились к Флоту открытого моря, сдавшись, и были интернированы в Харвиче . Из 12,5 миллионов тонн кораблей союзников, уничтоженных в Первой мировой войне, более 8 миллионов тонн, две трети от общего количества, было затоплено в водах атлантической зоны боевых действий. [ 29 ] Из 178 подводных лодок, уничтоженных во время войны, 153 принадлежали атлантическим силам, 77 — гораздо более крупным флотилиям открытого моря и 76 — гораздо меньшим силам Фландрии. [ нужна ссылка ] На протяжении всей войны тоннаж доступных союзных и нейтральных судов колебался максимум примерно на 5%, а в конце войны был примерно на 3% выше, чем в начале. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Средиземноморская кампания подводных лодок Первой мировой войны
- Кампания подводных лодок (Первая мировая война)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клоленд 2017 .
- ^ Гибсон и Прендергаст 2002, с. 2.
- ^ Мессимер 2002 , с. 34.
- ^ Хэлси 1919 , с. 223.
- ^ Хэлси, стр. 212–217.
- ^ Хэлси, стр. 217–218.
- ^ Мессимер, стр. 36–37.
- ^ Хэлси, стр. 221–222.
- ^ Мессимер 2001 , с. 15.
- ^ Прендергаст и Гибсон 2002 , с. 21.
- ^ Стед 1901 , стр. 348–349.
- ^ Мэнсон 1977 , стр. 70–71.
- ^ Хэлси, с. 236.
- ^ По официальным данным, за 1959 год пропало 1195 человек, не считая трех безбилетных пассажиров, которые также погибли. Приведенные здесь цифры исключают некоторые повторения из списка и людей, о которых впоследствии стало известно, что они не были на борту. «Статистика пассажиров и экипажа» . Ресурс Лузитании . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Хэлси, стр. 248–282.
- ^ Мессимер 2001, с. 31.
- ^ Холвитт 2009 , с. 93.
- ^ Хэлси, стр. 310–312.
- ^ Холвитт, с. 6.; Дёниц, Карл. Мемуары: десять лет и двадцать дней ; фон дер Портен, Эдвард П. Немецкий флот во Второй мировой войне (TY Crowell, 1969); Милнер, Марк. Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои (Vanwell Publishing, 2006). [ нужна страница ] .
- ^ Таррант 1989 , с. 24.
- ^ Макки 1993 , стр. 46–47.
- ^ Кловланд 2017 , с. 8.
- ^ Мэнсон 1977 , с. 355.
- ^ Халперн 1995, с. 329.
- ^ Мэнсон 1977, с. 374
- ^ «Потери подводных лодок 1914-1918 гг.» .
- ^ Лундеберг 1963 , стр. 111–112.
- ^ Хэлси, стр. 335–343, 364–366.
- ^ Jump up to: а б с Таррант 1989, с. 148.
- ^ Таррант 1989, с. 43, 49 и 54.
- ^ Грей 1972, с. 243.
- ^ «Убит немцем, ставшим одним из приспешников Гитлера» . Южное ежедневное эхо . Саутгемптон: Newsquest . 1 августа 2017 года . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Грей 1972 , стр. 177–179.
- ^ Грей 1972, с. 194.
- ^ Кловланд, с. 8.
- ^ Таррант 1989, с. 75.
- ^ Таррант 1989, стр. 61–62.
- ^ Халперн 1995 , с. 407.
- ^ Хэлси, стр. 371–378.
- ^ Халперн 1995 , с. 427.
- ^ Халперн 1995 , стр. 438–441.
- ^ Кук и Стивенсон 2006 , с. 21
- ^ Кловланд 2017 , стр. 50–54.
Ссылки
[ редактировать ]- Кук, Крис; Стивенсон, Джон (2006). The Routledge Companion to World History с 1914 года . Лондон: Рутледж . ISBN 978-1-134-28178-7 .
- Грей, Эдвин (1972). Время убийств: Война подводных лодок, 1914–18 . Лондон: Сили. ISBN 978-0-85422-070-0 .
- Халперн, Пол (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-85728-498-0 .
- Хэлси, Фрэнсис Уайтинг (1919). История мировой войны: составлено на основе оригинальных и современных источников: американских, британских, французских, немецких и других . Том. IX. Нью-Йорк: Компания Funk & Wagnalls. OCLC 312834 .
- Холвитт, Джоэл И. (2009). «Казнь против Японии»: решение США вести неограниченную подводную войну . Серия военной истории Техасского университета Уильямс-Форда A&M (№ 121). Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-083-7 . Проверено 26 августа 2024 г. - через Archive Foundation.
- Кловланд, Ян Т. (2017). «Навигация через торпедные атаки и вражеские рейдеры: торговое судоходство и фрахтовые ставки во время Первой мировой войны» (PDF) . Норвежская школа экономики (NHH) . ISSN 0804-6824 . Проверено 26 августа 2024 г.
- Лундеберг, Филип К. (1963). «Немецкая военно-морская критика кампании подводных лодок, 1915–1918» . Военное дело . 27 (3). дои : 10.2307/1984204 . ISSN 0026-3931 . JSTOR 1984204 .
- Мэнсон, Джанет Мэрилин (1977). Международное право, немецкие подводные лодки и американская политика (Диссертация). Портлендский государственный университет. Кафедра истории. дои : 10.15760/etd.2489 . 2492 . Проверено 26 августа 2024 г.
- Макки, Фрейзер М. (январь 1993 г.). «Взрывная история: взлет и падение глубинной бомбы». Северный моряк . III (1). Графтон, Онтарио: Канадское общество морских исследований: 45–58. ISSN 1183-112Х .
- Мессимер, Дуайт (2001). Найти и уничтожить: Противолодочная борьба в Первой мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-447-0 .
- Мессимер, Дуайт Р. (2002). Вершоллен: Потери подводных лодок в Первой мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-475-3 .
- Прендергаст, Морис; Гибсон, Р.Х. (2002). Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-08-2 .
- Стед, WT (1901). Американизация мира . Нью-Йорк: Гораций Маркли. OCLC 458560597 . Проверено 16 августа 2024 г. - через Archive Foundation.
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-0-85368-928-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-515-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аббатиелло, Джон: Атлантическая кампания подводных лодок , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Карау, Марк Д.: Подводные лодки и подводная война , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .