Jump to content

Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны

Координаты : 0 ° с.ш. 25 ° з.д.  / 0 ° с.ш. 25 ° з.д.  / 0; -25
(Перенаправлено из «Битвы за Атлантику (1914-1918)) »

Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны
Часть кампании подводных лодок Первой мировой войны.

Немецкая открытка с изображением подводной лодки SM U-20, тонущей RMS Lusitania.
Дата 8 августа 1914 г. - 20 октября 1918 г. ( 08.08.1914 - 20.10.1918 )
Расположение
Атлантический океан
0 ° с.ш. 25 ° з.д.  / 0 ° с.ш. 25 ° з.д.  / 0; -25
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Германия
Жертвы и потери

Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны (иногда называемая «Первой битвой за Атлантику», в связи с Второй мировой войны кампанией одноименной ) представляла собой длительный военно-морской конфликт между немецкими подводными лодками и флотами союзников в водах Атлантического океана. моря вокруг Британских островов , Северное море и побережье Франции.

Первоначально кампания подводных лодок была направлена ​​против военных кораблей Великого британского флота . Позже действия флота подводных лодок были расширены и теперь включают действия против торговых путей союзных держав. Эта кампания была очень разрушительной и привела к потере почти половины первоначального торгового флота Великобритании в ходе войны. Чтобы противостоять немецким подводным лодкам, союзники переместили корабли в конвои, охраняемые эсминцами, были установлены блокады, такие как Дуврский заграждение , и минные поля, такие как Минный заграждение в Северном море , а авиационные патрули следили за базами подводных лодок. Увеличение строительства кораблей означало, что количество доступных кораблей союзников оставалось довольно стабильным. [ 1 ]

Таким образом, кампания подводных лодок не смогла прекратить поставки до того, как США вступили в войну в 1917 году, а позже в 1918 году базы подводных лодок были заброшены перед лицом наступления союзников.

Тактические успехи и неудачи Атлантической кампании подводных лодок позже будут использованы в качестве набора доступных тактик во Второй мировой войне в аналогичной войне подводных лодок против Британской империи.

1914: Первая кампания

[ редактировать ]
Немецкие подводные лодки в Киле , февраль 1914 года.

Первые патрули

[ редактировать ]

6 августа 1914 года, через два дня после того, как Великобритания объявила войну Германии, немецкие подводные лодки U-5 , U-7 , U-8 , U-9 , U-13 , U-14 , U-15 , U- 16 , U-17 и U-18 отправились со своей базы в Гельголанде, чтобы атаковать военные корабли Королевского флота в Северном море в рамках первого в истории боевого патрулирования подводных лодок. [ 2 ]

Подводные лодки двинулись на север, надеясь встретить эскадры Королевского флота между Шетландскими островами и Бергеном . 8 августа у U-9 сломался один из двигателей, и она была вынуждена вернуться на базу. В тот же день у Фэр-Айла U -15 заметила на маневрах британские линкоры HMS «Аякс» , «Монарх» и «Орион» торпеду и выпустила по «Монарху» . Он не попал в цель, а лишь заставил линкоры насторожиться. На рассвете следующего утра 1-я эскадра легких крейсеров, прикрывавшая линкоры, вступила в контакт с подводными лодками. HMS Birmingham заметил U-15 , лежавшую на поверхности. На подводной лодке не было никаких признаков наблюдения, и были слышны звуки ударов, как будто ее команда выполняла ремонт. «Бирмингем» немедленно изменил курс и протаранил U-15 прямо за ее боевой рубкой. Подводная лодка была разрезана надвое и затонула всеми руками. [ 3 ]

12 августа семь подводных лодок вернулись в Гельголанд; U-13 также пропала, и считалось, что она заминирована . Хотя операция провалилась, она вызвала некоторое беспокойство у Королевского флота, опровергнув предыдущие оценки радиуса действия подводных лодок и оставив безопасность незащищенной якорной стоянки Великого флота в Скапа-Флоу под вопросом . С другой стороны, легкость, с которой U-15 была уничтожена Бирмингемом, породила ложное убеждение, что подводные лодки не представляют большой опасности для надводных военных кораблей. [ нужна ссылка ]

Первое действие

[ редактировать ]
Потопление HMS Pathfinder кораблем SM U-21 5 сентября 1914 года.

5 сентября 1914 года U-21 под командованием лейтенанта Отто Херсинга вошла в историю, торпедировав легкий крейсер Королевского флота HMS Pathfinder . На крейсере взорвался магазин , и корабль затонул за четыре минуты, унеся с собой 259 членов экипажа. [ 4 ] Это была первая боевая победа современной подводной лодки.

немецким подводным лодкам повезло еще больше 22 сентября . Рано утром того же дня дозорный на мостике U-9 , которым командовал лейтенант Отто Веддиген , заметил на горизонте судно. Веддиген приказал подводной лодке немедленно погрузиться под воду, и субмарина двинулась вперед для расследования. На более близком расстоянии Веддиген обнаружил три старых броненосных крейсера Королевского флота : HMS Aboukir , Cressy и Hogue . Эти три корабля были не просто устаревшими, но были укомплектованы в основном резервистами и были настолько явно уязвимы, что решение об их выводе уже просачивалось через бюрократию Адмиралтейства . Заказ на корабли поступил нескоро. Веддиген направил одну торпеду в Абукир . Капитаны Хога и Кресси предположили, что Абукир подорвался на мине, и пришли на помощь. U-9 выпустила две торпеды в «Хог» , а затем поразила Кресси еще двумя торпедами, когда крейсер пытался уйти. Три крейсера затонули менее чем за час, в результате чего погибло 1460 британских моряков. [ 5 ]

Схема событий во время акции 22 сентября 1914 г.

Три недели спустя, 15 октября, Веддиген также потопил старый крейсер HMS Hawke , а экипаж U-9 стал национальными героями. Каждый был награжден Железным крестом второй степени, за исключением Веддигена, который получил Железный крест первой степени. Затопление вызвало тревогу в Британском Адмиралтействе. [ 6 ] который все больше нервничал по поводу безопасности якорной стоянки в Скапа-Флоу, и флот был отправлен в порты Ирландии и западного побережья Шотландии до тех пор, пока в Скапа-Флоу не была установлена ​​адекватная защита. В каком-то смысле это была более значительная победа, чем потопление нескольких старых крейсеров; самый мощный флот в мире был вынужден покинуть свою базу. 18 октября SM U-27 потопила HMS E3 , что стало первым случаем, когда одна подводная лодка потопила другую.

Конец первой кампании

[ редактировать ]

Эти опасения были вполне обоснованными. 23 ноября U-18 проникла в Скапа-Флоу через залив Хокса, проследовав за пароходом через бон и без труда войдя на якорную стоянку. Однако флот отсутствовал и был рассредоточен на якорных стоянках на западном побережье Шотландии и Ирландии. Когда U-18 возвращалась в открытое море, ее перископ был замечен сторожевым катером. Траулер «Дороти Грей» изменил курс и протаранил перископ, выведя его из строя. Затем у U-18 вышел из строя двигатель пикирующего самолета, и лодка стала неспособна поддерживать глубину, в какой-то момент даже ударившись о морское дно. В конце концов, ее капитан был вынужден всплыть и растопить свою команду, а все члены экипажа, кроме одного, были подобраны британскими лодками. [ 7 ]

Немецкое изображение затопления HMS Formidable кораблем SM U-24.

Последний успех года пришелся на 31 декабря. U-24 заметила британский линкор HMS Formidable во время маневров в Ла-Манше и торпедировала его. «Грозный» затонул с потерей 547 членов экипажа. [ 8 ] Командующий флотом Ла-Манша адмирал сэр Льюис Бэйли подвергся критике за непринятие надлежащих мер предосторожности во время учений, но с него было снято обвинение в халатности. Позже Бэйли с отличием служил командующим силами противолодочной борьбы в Квинстауне .

1915: Война с торговлей

[ редактировать ]

Первые нападения на торговые суда

[ редактировать ]
SS Gliltra пришвартовался. Корабль был первым британским торговым судном, потопленным подводными лодками.

Первые нападения на торговые суда начались в октябре 1914 года. 20 октября «Глитра» стала первым британским торговым судном, потопленным немецкой подводной лодкой во время Первой мировой войны. «Глитра» , направлявшаяся из Грейнджмута в Ставангер , Норвегия, была остановлена ​​и обыскана У. -17 под командованием капитанлейтенанта Йоханнеса Фельдкирхенера. Операция была проведена в целом в соответствии с крейсерскими правилами : экипажу было приказано сесть в спасательные шлюпки до того, как «Глитра» была затоплена, открыв забортные краны . Впервые в истории подводная лодка потопила торговое судно. [ нужна ссылка ]

Менее чем через неделю, 26 октября, U-24 стала первой подводной лодкой, которая без предупреждения атаковала безоружное торговое судно, торпедировав пароход «Адмирал Гантом» с 2500 бельгийскими беженцами на борту. Хотя корабль не затонул и был отбуксирован в Булонь , погибло 40 человек, в основном из-за паники. Командир подводной лодки Рудольф Шнайдер заявил, что принял ее за военный транспорт. [ 9 ] </ref>

30 января 1915 года U-20 под командованием капитанлейтенанта Отто Дрёшера без предупреждения торпедировала и потопила пароходы «Икария» , «Токомару» и «Иволга» , а 1 февраля выпустила торпеду по госпитальному кораблю «Астурияс» , но промахнулась , несмотря на то, что его можно было четко опознать. как госпитальный корабль по своей белой окраске с зелеными полосами и красными крестами. [ 10 ]

Неограниченная подводная война

[ редактировать ]
Заштрихованные участки карты изображают зону подводной войны, объявленную Германией в феврале 1915 года.

Британцы до войны считали, что Соединенное Королевство умрет с голоду без североамериканской еды; У. Т. Стед писал в 1901 году, что без этого «мы должны были бы оказаться лицом к лицу с голодом». [ 11 ] Артур Конан Дойл написал рассказ « Опасно!» предполагая поражение Великобритании с использованием лишь небольшого количества подводных лодок. Частично вдохновленные такими историями, немецкие адмиралы, такие как фон Тирпиц и Гуго фон Поль, агитировали за кампанию против британской торговли без каких-либо ограничений, несмотря на небольшое количество имеющихся подводных лодок (21 в начале 1915 года, 7 из которых находились в ремонте). . [ 12 ] 4 февраля 1915 года официально началась первая неограниченная кампания против торговли союзников. [ 13 ]

За первый месяц было потоплено 29 кораблей общим водоизмещением 89 517 брутто , темпы разрушения сохранялись все лето. По мере увеличения числа затоплений росло и число политически разрушительных инцидентов. 19 февраля U-8 торпедировала танкер «Белридж» , нейтральный курсировавший между двумя нейтральными портами; в марте подводные лодки потопили «Ханна» и «Медея» шведское и голландское грузовое судно ; в апреле два греческих судна. [ нужна ссылка ]

В марте также был потоплен «Фалаба» , в результате чего погиб один американец, а в апреле Гарпалис был потоплен бельгийский корабль помощи « ». 7 мая U-20 потопила RMS Lusitania , в результате чего погибло 1197 человек, 124 из которых были гражданами США. [ 14 ] Эти инциденты вызвали возмущение среди нейтральных стран, и в сентябре 1915 года масштабы неограниченной кампании были сокращены, чтобы уменьшить риск вступления этих стран в войну против Германии. [ 15 ]

Британские контрмеры оказались в значительной степени неэффективными. Наиболее эффективными защитными мерами оказались рекомендации торговцам повернуться к подводной лодке и попытаться протаранить ее, заставив ее погрузиться. [ 16 ] Таким образом было отбито более половины всех атак подводных лодок на торговые суда. Однако этот ответ позволил подводной лодке атаковать без предупреждения. [ 17 ] 20 марта 1915 года эта тактика была использована Великой Восточной железной дороги группой в Брюсселе, чтобы избежать атаки U-33 . За это ее капитан Чарльз Фрайетт был казнен после того, как попал в плен к немцам в июне 1916 года, что вызвало международное осуждение. [ 18 ]

Изображение Q-корабля , тяжеловооруженного торгового корабля, использовавшегося для заманивания подводных лодок во время Первой мировой войны.

Другим вариантом было вооружение кораблей для самообороны, что, по мнению немцев, ставило их вне защиты крейсерских правил. [ 19 ]

Другой вариант заключался в том, чтобы вооружить и укомплектовать корабли-приманки скрытыми орудиями — Q-ship . Вариант идеи заключался в оснащении малых судов эскортом подводных лодок. В 1915 году три подводные лодки были потоплены кораблями Q и еще две подводными лодками, сопровождавшими траулеры. [ 20 ] В июне U-40 была потоплена HMS C24 при атаке Таранаки , а в июле U-23 была потоплена C-27, атаковавшей Принцессу Луизу . Также в июле U-36 была потоплена кораблем Q Prince Charles , а в августе и сентябре U-27 и U-41 были потоплены Баралонгом , первым из которых стал печально известный инцидент в Баралонге . }

Не было никаких средств для обнаружения затопленных подводных лодок, и нападения на них ограничивались попытками повредить их перископы молотками и сбросом ватных бомб. Также изучалось использование сетей для захвата подводных лодок, а также эсминца Starfish , оснащенного лонжеронной торпедой . [ 21 ] Подводные лодки не причинили существенного ущерба, поскольку торговое движение не прекратилось, как ожидали планировщики. На этом этапе кампании было уничтожено шестнадцать подводных лодок, а также потоплено 370 кораблей водоизмещением 750 000 брт. В начале войны у Британии было около 20 миллионов брутто-тоннажных перевозок, и производство сумело более чем поспевать за потерями. [ 22 ]

1916: В поддержку флота открытого моря.

[ редактировать ]

1916 год был годом политической борьбы между противниками и сторонниками неограниченной подводной войны. Рейнхард Шеер стал командующим Флотом открытого моря и, пытаясь «шантажировать» командование, заставив его начать неограниченную подводную войну, отказался использовать свои подводные лодки в каких-либо ограниченных торговых рейдерских кампаниях. [ 23 ] Таким образом, немецкий флот вернулся к стратегии использования подводных лодок для подрыва численного превосходства Великого флота , проведя серию операций, призванных заманить Великий флот в ловушку для подводных лодок. Из-за низкой скорости подводных лодок по сравнению с основным боевым флотом эти операции требовали создания линий патрулирования подводных лодок, в то время как флот открытого моря маневрировал, чтобы привлечь к себе Большой флот. [ 24 ]

Несколько таких операций было проведено в марте и апреле 1916 года, но безуспешно. По иронии судьбы, в главном сражении флота, Ютландском сражении в мае 1916 года, вообще не участвовали подводные лодки; флоты встретились и вступили в бой в основном случайно, и поблизости от поля боя не было патрулей подводных лодок. Дальнейшая серия операций в августе и октябре 1916 года оказалась столь же безрезультатной, и от этой стратегии отказались в пользу возобновления торговой войны. Обновленные приказы в октябре предполагают, что неограниченная подводная война может начаться в какой-то момент в будущем, но на данный момент коммерческие атаки должны осуществляться в соответствии с правилами крейсеров. К ужасу Шеера, такая операция оказалась очень успешной: менее чем за четыре месяца было затоплено около 1,4 миллиона тонн. Всего 4 подводные лодки из состава Флота открытого моря были потеряны исключительно из-за мин или аварий. [ 25 ] [ 26 ] По оценкам Германии, непримиримость Шеера стоила Германии возможности потопить от 1,6 до 3 миллионов тонн судов союзников. [ 27 ]

1917: Возобновление «неограниченной» кампании.

[ редактировать ]
Заштрихованные участки карты изображают зону подводной войны, объявленную Германией в феврале 1917 года.

В 1917 году Германия решила возобновить полную неограниченную подводную войну. Ожидалось, что это втянет Америку в войну, но немцы сделали ставку на то, что смогут победить Британию таким образом до того, как США смогут мобилизоваться. Немецкие планировщики подсчитали, что, если затонувший тоннаж превысит 600 000 тонн в месяц, Британия будет вынуждена просить мира через пять-шесть месяцев. [ 28 ]

В феврале 1917 года подводные лодки потопили более 414 000 брутто-тонн в зоне боевых действий вокруг Великобритании, что составляет 80% от общего количества за месяц; в марте они потопили более 500 000 (90%), в апреле - более 600 000 из 860 000 брт, что является самым высоким общим числом затоплений за всю войну. [ 29 ] Однако это был звездный час.

В мае были введены первые конвои, которые сразу же добились успеха. Общие потери начали падать; потери кораблей в конвое резко сократились. За три месяца после их появления на маршрутах Атлантики, Северного моря и Скандинавии из 8894 кораблей, конвоированных, только 27 были потеряны из-за подводных лодок. Для сравнения, 356 человек погибли при самостоятельном плавании.

По мере того как потери на транспортировке сокращались, потери подводных лодок росли; за период с мая по июль 1917 года в водах вокруг Британии было уничтожено 15 подводных лодок по сравнению с 9 в предыдущем квартале и 4 за квартал до возобновления кампании. [ 30 ]

Поскольку кампания стала более интенсивной, она также стала более жестокой. В 1917 и 1918 годах произошла серия нападений на госпитальные корабли, которые обычно ходили полностью освещенными, чтобы показать их небоевой статус. UB-32 повредила HMHS Gloucester Castle в марте 1917 года, U-55 потопила HMHS Rewa в январе 1918 года, а U-86 потопила HMHS Llandovery Castle в июне 1918 года. [ 31 ] Под командованием Вильгельма Вернера U -55 также намеренно утопила десятки членов экипажа, выживших при затоплении грузовых судов «Торрингтон» в апреле 1917 года и «Бельгийский принц» в июне 1917 года. [ 32 ] Поскольку подводные лодки стали более осторожными, столкновения с Q-кораблями также стали более интенсивными. В феврале 1917 года U-83 была потоплена HMS Farnborough , но только после того, как Кэмпбелл , капитан Фарнборо Гордон , позволил ее торпедировать, чтобы подобраться достаточно близко для вступления в бой. В марте «Привет» потопил U-85 в 40-минутной перестрелке, но затонул, не дойдя до гавани. [ 33 ]

В апреле Хизер подверглась нападению U-52 и была сильно повреждена; Подводная лодка осталась невредимой. А через несколько дней «Тюльпан» потопила U-62 , капитан которой с подозрением отнесся к ее внешнему виду. [ 34 ]

1918: Последний год

[ редактировать ]

Система конвоев была эффективна в сокращении потерь кораблей союзников, а лучшее вооружение и тактика сделали эскорт более успешным в перехвате и атаке подводных лодок. Потери судоходства в водах Атлантического океана в январе составили 98 судов (чуть более 170 000 брт); после подъема в феврале они снова упали и не поднимались выше этого уровня до конца войны. [ 29 ] В то же время увеличилось производство кораблей, особенно при участии США. [ 35 ]

График, показывающий снижение потерь торгового судоходства союзников с введением системы конвоев в 1917 году.

В январе на театре военных действий было уничтожено шесть подводных лодок; это также стало средним убытком за год. [ 36 ]

Союзники продолжали пытаться заблокировать доступ через Дуврский пролив с помощью Дуврского заграждения . До ноября 1917 г. оно было неэффективно; к тому времени силами Заграждения были уничтожены только две подводные лодки, а сам Заграждение было магнитом для надводных рейдов. После значительного улучшения зимой 1917 года он стал более эффективным; за четырехмесячный период после середины декабря семь подводных лодок были уничтожены при попытке пройти через этот район, а к февралю лодки флотилии открытого моря отказались от этого маршрута в пользу плавания на север вокруг Шотландии, что привело к потере эффективности. . Лодки Фландрии все еще пытались использовать этот маршрут, но продолжали нести потери и после марта переключили свои операции на восточное побережье Великобритании. [ 37 ] [ 38 ] Другими мерами, особенно против флотилии Фландрии, были набеги на Зебрюгге и Остенде , попытка блокировать выход к морю. Они оказались в основном безуспешными; Лодки Фландрии могли поддерживать доступ на протяжении всего этого периода. [ 39 ]

В мае 1918 года немцы предприняли единственную попытку организовать групповую атаку, предшественника волчьей стаи , для противодействия конвоям союзников. В мае шесть подводных лодок отплыли под командованием к/л. Клауса Рюкера на U-103 . 11 мая U-86 потопила один из пары кораблей, отделившихся от конвоя в Ла-Манше, но на следующий день атака на военный корабль RMS Olympic привела к уничтожению U-103 , а UB-72 была потоплена британцами. подводная лодка HMS D4 . На следующей неделе были потоплены еще два корабля в составе конвоев и три независимых корабля, но более 100 кораблей благополучно прошли через район патрулирования группы. [ 40 ] Летом расширение системы конвоев и эффективность эскорта сделали восточное побережье Британии столь же опасным для подводных лодок, каким стал Ла-Манш. В этот период Фландрская флотилия потеряла треть своих лодок, а осенью потери составили 40%. В октябре, когда немецкая армия полностью отступала , флотилия Фландрии была вынуждена покинуть свою базу в Брюгге, прежде чем она была захвачена. Несколько лодок там было затоплено, а остальные, всего десять лодок, вернулись на базы в Германии.

Схема минного заграждения в Северном море , большого минного поля, препятствующего доступу подводных лодок в Атлантический океан с подходов между Оркнейскими островами и Норвегией.

Летом также были приняты меры по снижению эффективности флотилий открытого моря. В 1918 году союзники, особенно США, обязались создать заграждение через Норвежское море , чтобы заблокировать доступ подводных лодок к западным подходам по северному маршруту. Это грандиозное предприятие включало установку и поддержание минных полей и патрулирование в глубоких водах на расстоянии 300 морских миль (556 километров). было минном заграждении в Северном море установлено более 70 000 мин, в основном военно -морскими силами США . С сентября по ноябрь 1918 года благодаря этой мере было потоплено шесть подводных лодок. Летом 1918 года на [ 41 ]

В июле 1918 года U-156 отплыла в Массачусетс участвовала в атаке на Орлеан и около часа . Это был первый случай, когда земля США подверглась атаке артиллерии иностранной державы после осады форта Техас в 1846 году, и это было одно из двух мест в Северной Америке, подвергшихся нападению со стороны Центральных держав . Другой была битва при Амбос-Ногалесе , которую предположительно возглавляли два немецких шпиона. 20 октября 1918 года Германия приостановила подводную войну. [ 42 ] а 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Последней задачей подразделения подводных лодок была помощь в подавлении мятежа в Вильгельмсхафене , который вспыхнул, когда флоту открытого моря было приказано выйти в море для последнего, обреченного на провал вылета. После перемирия оставшиеся подводные лодки присоединились к Флоту открытого моря, сдавшись, и были интернированы в Харвиче . Из 12,5 миллионов тонн кораблей союзников, уничтоженных в Первой мировой войне, более 8 миллионов тонн, две трети от общего количества, было затоплено в водах атлантической зоны боевых действий. [ 29 ] Из 178 подводных лодок, уничтоженных во время войны, 153 принадлежали атлантическим силам, 77 — гораздо более крупным флотилиям открытого моря и 76 — гораздо меньшим силам Фландрии. [ нужна ссылка ] На протяжении всей войны тоннаж доступных союзных и нейтральных судов колебался максимум примерно на 5%, а в конце войны был примерно на 3% выше, чем в начале. [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Клоленд 2017 .
  2. ^ Гибсон и Прендергаст 2002, с. 2.
  3. ^ Мессимер 2002 , с. 34.
  4. ^ Хэлси 1919 , с. 223.
  5. ^ Хэлси, стр. 212–217.
  6. ^ Хэлси, стр. 217–218.
  7. ^ Мессимер, стр. 36–37.
  8. ^ Хэлси, стр. 221–222.
  9. ^ Мессимер 2001 , с. 15.
  10. ^ Прендергаст и Гибсон 2002 , с. 21.
  11. ^ Стед 1901 , стр. 348–349.
  12. ^ Мэнсон 1977 , стр. 70–71.
  13. ^ Хэлси, с. 236.
  14. ^ По официальным данным, за 1959 год пропало 1195 человек, не считая трех безбилетных пассажиров, которые также погибли. Приведенные здесь цифры исключают некоторые повторения из списка и людей, о которых впоследствии стало известно, что они не были на борту. «Статистика пассажиров и экипажа» . Ресурс Лузитании . Проверено 27 апреля 2024 г.
  15. ^ Хэлси, стр. 248–282.
  16. ^ Мессимер 2001, с. 31.
  17. ^ Холвитт 2009 , с. 93.
  18. ^ Хэлси, стр. 310–312.
  19. ^ Холвитт, с. 6.; Дёниц, Карл. Мемуары: десять лет и двадцать дней ; фон дер Портен, Эдвард П. Немецкий флот во Второй мировой войне (TY Crowell, 1969); Милнер, Марк. Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои (Vanwell Publishing, 2006). [ нужна страница ] .
  20. ^ Таррант 1989 , с. 24.
  21. ^ Макки 1993 , стр. 46–47.
  22. ^ Кловланд 2017 , с. 8.
  23. ^ Мэнсон 1977 , с. 355.
  24. ^ Халперн 1995, с. 329.
  25. ^ Мэнсон 1977, с. 374
  26. ^ «Потери подводных лодок 1914-1918 гг.» .
  27. ^ Лундеберг 1963 , стр. 111–112.
  28. ^ Хэлси, стр. 335–343, 364–366.
  29. ^ Jump up to: а б с Таррант 1989, с. 148.
  30. ^ Таррант 1989, с. 43, 49 и 54.
  31. ^ Грей 1972, с. 243.
  32. ^ «Убит немцем, ставшим одним из приспешников Гитлера» . Южное ежедневное эхо . Саутгемптон: Newsquest . 1 августа 2017 года . Проверено 9 мая 2023 г.
  33. ^ Грей 1972 , стр. 177–179.
  34. ^ Грей 1972, с. 194.
  35. ^ Кловланд, с. 8.
  36. ^ Таррант 1989, с. 75.
  37. ^ Таррант 1989, стр. 61–62.
  38. ^ Халперн 1995 , с. 407.
  39. ^ Хэлси, стр. 371–378.
  40. ^ Халперн 1995 , с. 427.
  41. ^ Халперн 1995 , стр. 438–441.
  42. ^ Кук и Стивенсон 2006 , с. 21
  43. ^ Кловланд 2017 , стр. 50–54.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  978-1-85409-515-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 581b22a840f3abdab67e6ca35cf16736__1724701140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/36/581b22a840f3abdab67e6ca35cf16736.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlantic U-boat campaign of World War I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)