Сезон Формулы-1 1959 года.

Сезон Формулы-1 1959 года — 13-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя 10-й чемпионат мира среди пилотов , второй Международный кубок производителей Формулы-1 и пять гонок Формулы-1, не относящихся к чемпионату. Чемпионат мира проводился в девяти гонках с 10 мая по 12 декабря 1959 года.
В начале года на стартовой решетке не было чемпионов мира. Пятикратный чемпион Хуан Мануэль Фанхио завершил карьеру после прошлого года , как и действующий чемпион Майк Хоторн . К сожалению, всего через три месяца после коронации Хоторна он погиб в дорожно-транспортном происшествии.
Перед финальной гонкой три гонщика смогли завоевать свой первый чемпионский титул. У Джека Брэбэма , выступающего за Купера, закончилось топливо, но он вытолкнул свою машину за черту и выиграл свой первый чемпионат среди водителей. [ 1 ] Он был первым чемпионом Австралии . Купер также выиграл свой первый титул производителей. [ 2 ]
Два гонщика Формулы-1 погибли в автокатастрофах. Во-первых, Жан Бера участвовал в гонке спортивных автомобилей , предшествовавшей Гран-при Германии 1959 года на AVUS . Шел дождь, и дорога была скользкой. [ 3 ] После того, как два товарища по команде уже разбились, Porsche 718 RSK Беры преодолел на 43 градуса поворот и получил перелом черепа , ударившись о флагшток . головой [ 4 ] А Айвор Буэб разбил свою машину BRP Формулы-2 на трассе Шарад . Его выбросили из машины, и через шесть дней он скончался в больнице. [ 5 ]
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1959 года .
Примечание. В приведенном выше списке не отражены участники гонки «Индианаполис 500» 1959 года .
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]- Vanwall Здоровье владельца Тони Вандервелла ухудшилось, а это означало, что 1958 год стал для них последним полноценным сезоном. В последующие годы команда участвовала в нескольких гонках, из которых только в одной в 1959 году. Бывший гонщик Стирлинг Мосс перешел в команду Rob Walker Racing Team , участвуя в гонках на частном Cooper .
- Scuderia Ferrari начала сезон в новом составе: чемпион 1958 года Майк Хоторн ушел из гонок, Вольфганг фон Трипс перешел в новую Porsche заводскую команду , а Оливье Гендебьен сосредоточился на спортивных автомобилях и гонках на выносливость . К команде присоединились Джин Бера из BRM , Тони Брукс из Vanwall и Клифф Эллисон из Lotus .
- После нескольких гонок Формулы-2 заводская команда Porsche представила свои машины для участия в гонках Формулы-1. В этом году это будет только Гран-при Монако , а в 1960 году — только Гран-при Италии . Однако после этого им предстояло провести два постоянных сезона.
- Lotus заменила Клиффа Эллисона Питом Лавли .
- Купер подписал Мастена Грегори вместо Роя Сальвадори , который нашел место на неполный рабочий день в новой заводской команде Aston Martin . К нему присоединился Кэрролл Шелби , дебютировавший в 1958 году в качестве товарища по команде Грегори в нескольких частных командах Maserati .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]
- После двух разочаровывающих результатов, наиболее примечательным из которых была неспособность пройти квалификацию на Гран-при Монако , Lotus пилот Пит Лавли был уволен и заменен успешным спортивных автомобилей гонщиком Иннес Айрленд . (После еще одной попытки в 1960 году Лавли подождал до 1969 года , чтобы вернуться с деньгами от своего дилерского центра Volkswagen .) Ирландию заменил Алан Стейси на Гран-при Великобритании из-за болезни. [ 6 ]
- После двух гонок Стирлинг Мосс перешел из команды Rob Walker Racing Team в BRP . После еще двух гонок он вернулся.
- Жан Бера покинул Scuderia Ferrari после Гран-при Франции, чтобы выступать за заводской Porsche . [ 3 ] [ 7 ] в котором он также взял на себя руководящую роль. Однако он разбил свой Porsche 718 RSK в гонке спортивных автомобилей , которая поддерживала Гран-при Германии на AVUS . Его машина вылетела за накрученный угол, и Бехра получил перелом черепа , ударившись о флагшток . головой [ 4 ] Порше отозвал команду на оставшуюся часть сезона.
- Во время Гран-при Германии BRP пилот Ханс Германн потерял тормоза и попал в эффектную аварию. Его выбросило, и он поскользнулся по трассе, а его машина перевернулась несколько раз . BRP отозвала команду на оставшуюся часть сезона.
- Товарищ Германа по команде Айвор Буэб погиб в результате аварии во время гонки Формулы-2 на трассе Шарад . [ 5 ]
- Cooper Пилот Мастен Грегори пропустил две последние гонки из-за аварии в другом чемпионате. Он выпрыгнул из своего «Ягуара» перед ударом, но получил перелом ноги и плеча при падении Maserati . Пилот Джорджио Скарлатти заменил его на Гран-при Италии .
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
Трасса Монако , Монте-Карло | 10 мая |
2 | ![]() |
Индианаполис Мотор Спидвей , Спидвей | 30 мая [ а ] |
3 | ![]() |
Трасса Зандворт , Зандворт | 31 мая |
4 | ![]() |
Реймс-Гё , Гё | 5 июля |
5 | ![]() |
Автодром Эйнтри , Мерсисайд | 18 июля |
6 | ![]() |
Дедушка , Берлин | 2 августа |
7 | ![]() |
Трасса Монсанто Парк , Лиссабон | 23 августа |
8 | ![]() |
Национальный автодром Монцы , Монца | 13 сентября |
9 | ![]() |
Международная гоночная трасса Себринг , округ Хайлендс , Флорида | 12 декабря |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при США был организован впервые: 12 декабря на гоночной трассе Sebring International Raceway состоялся финал сезона.
- Гран -при Великобритании был перенесен из Сильверстоуна в Эйнтри в соответствии с соглашением о совместном проведении соревнований между двумя трассами.
- Гран -при Германии был перенесен из Нюрбургринга в AVUS .
- Гран -при Португалии был перенесен из Circuito da Boavista в Monsanto Park Circuit .
- Гран -при Аргентины первоначально было запланировано на 25 января, но было отменено после того, как местные герои Хуан Мануэль Фанхио и Хосе Фройлан Гонсалес завершили карьеру, а интерес местных жителей угас.
- Гран -при Бельгии изначально был запланирован на 14 июня, но был отменен из-за спора по поводу стартовых денег.
- Гран -при Марокко изначально был запланирован на 1 октября, но был отменен по финансовым причинам. [ 8 ]
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]После завершения Гран-при Аргентины сезон начался в последний момент года с 1952 года , с Гран-при Монако 10 мая 1959 года. Жан Бера за Ferrari , Джек Брэбэм за Купера и Стирлинг Мосс за рулем Cooper за Роба Уокера . боролись за поул-позицию . В итоге именно Мосс показал лучшее время: Бехра и Брэбэм заняли второе и третье места с разницей в полсекунды. В день гонки Бехра стартовал лучше всех и обогнул Мосс за пределами первой шпильки. Единственный заводской Porsche , которым управлял Вольфганг фон Трипс , на втором круге заглох на масле , и его подобрали трое других гонщиков. Лидирующая тройка боролась нос к хвосту, пока на 22-м круге у Ferrari Беры не возникла утечка масла, и она сошла с дистанции. На половине дистанции осталось только восемь машин, причем Мосс значительно опережал Брэбэма и Тони Брукса , занявшего третье место в чемпионате в прошлом году. Однако на 81-м круге Мосс почувствовал вибрацию и посетил боксы . Ничего не было заметно, поэтому он снова стал лидером, но позже на этом круге его передача вышла из строя, и его гонка закончилась. Это позволило Брэбэму (Купер) претендовать на свой первый подиум в карьере и победить, опередив на 20 секунд Брукса (Феррари) и на два круга опередив гонщика-ветерана и прошлогоднего победителя Монако Мориса Трентиньяна (Купер). [ 9 ]
Indianapolis 500 На гонке Роджер Уорд одержал свою первую из двух побед в карьере. Между гонщиками Indy 500 и F1 не было никакого совпадения. Это будет последний год, когда гонка засчитывается в чемпионат Формулы-1.

На Гран-при Нидерландов Джо Боннье , выступавший за заводскую команду BRM , завоевал свой первый поул в карьере, опередив Брэбэма, который показал такое же время круга, но позже, и Мосса, отставшего на две десятых. Боннье удерживал лидерство на старте, но на втором круге уступил его стартовавшему седьмым Мастену Грегори . На 12-м круге Купер Грегори начал терять скорость , поэтому Боннье прошел мимо. Брэбэм унаследовал второе место, а затем бросил вызов шведу за лидерство, но затем ему пришлось решать те же проблемы, что и его товарищу по команде. Aston Martin дебютировали в этой гонке, но вскоре обе машины сошли с дистанции из-за отказа двигателя . Тем временем Мосс поднялся на третье место и стал самым быстрым человеком на трассе. Он обогнал Брэбэма на 49-м круге, обойдя его в повороте Тарзана, а затем вырвался вперед на 60-м круге, когда Боннье был задержан бэкмаркером. Однако всего через три круга трансмиссия Купера вышла из строя, в результате чего Мосс сошел с лидерства второй раз подряд. Боннье одержал свою первую и единственную победу в карьере, опередив Брэбэма и Грегори. [ 10 ]
Гран -при Франции получил почетное звание Гран-при Европы и проводился на трассах общего пользования в районе Реймса . Команда Ferrari представила пять машин, и благодаря преимуществу в скорости три из них оказались на первых двух рядах стартовой решетки. Поул-позиция досталась Бруксу, опередившему лидера чемпионата Брэбэма и товарища по команде Ferrari Фила Хилла . Стартующий пятым Мосс, перешедший в команду BRP , пропустил три машины в первый поворот, но его обогнал Грегори, стартовавший седьмым. На шестом круге Трентиньян на удивительно быстром Cooper стал следующим гонщиком, занявшим второе место. Грегори ушел на пенсию, когда его одолела летняя жара, температура которой на солнце достигала 44 ° C (111 ° F). Затем его команда увидела, что лицо американца было порезано битумом и камнями , которые вылетали. Рону Флокхарту ударили камнем в глаз , но он помчался и занял шестое место. Грэм Хилл ушел на пенсию, когда один из этих камней пробил его радиатор . Пока Трентиньян остановился, чтобы остыть, у Боннье заглох двигатель, но швед толкнул свою машину на полную мощность. километр обратно до боксов. Впереди Брукс опережал Хилла и Брэбэма, и на финише это стало порядком. Мосс ненадолго поднялся на второе место, но затем сошел с дистанции, когда у него вышло из строя сцепление . Он попросил прохожих дать ему толчок , зная, что за это его дисквалифицируют, но тосковал по тени гаражей. [ 11 ]
В чемпионате пилотов Джек Брэбэм ( Купер ) лидировал с 19 очками, опередив Тони Брукса ( Феррари ) с 14 и Фила Хилла (Феррари) с 9. В чемпионате производителей Купер лидировал с 18 очками, опередив Ferrari с 16 и BRM с 8.
Раунды с 5 по 8
[ редактировать ]Команда Ferrari не участвовала в Гран-при Великобритании из-за трудовых споров в Италии . Тони Брукс одолжил Vanwall у своего старого босса команды, чтобы, по крайней мере теоретически, иметь возможность бросить вызов Джеку Брэбэму за лидерство в чемпионате. Брэбэм занял поул-позицию на своем Cooper , опередив Роя Сальвадори на Aston Martin , который установил то же время, но позже, и Гарри Шелла на BRM . Сальвадори на старте опустился на девятое место, а Брукс со своего семнадцатого стартового места опустился еще дальше. Брэбэм лидировал, опередив Шелла и Боннье . После десяти кругов Стирлинг Мосс поднялся на второе место, а на 25-м круге Брюс Макларен поднялся на третье место и так оставался на позиции до финиша. McLaren удалось обойти Мосса и финишировать с отставанием на две десятых секунды. [ 6 ]
Вместо традиционного Нюрбургринга Гран -при Германии проводился на трассе AVUS , которая состояла из двух прямых автобанов длиной 3,5 км (2,2 мили), соединенных шпилькой на одном конце и с 43 градусами поворотом на другом. [ 12 ] Из-за опасений по поводу безопасности шин Гран-при был разделен на два заезда по одному часу, суммируя время гонщиков, а оптимизация была запрещена, оговорив, что у всех автомобилей должны быть всегда открыты передние колеса. В гонке поддерживающих спортивных автомобилей опасность стала причиной дождя : три ведущих Porsche разбились, из которых Жан Бера худшим оказался . Его машина перелетела насыпь, он ударился головой о флагшток , и француз погиб. В мрачной атмосфере Брукс занял поул-позицию Гран-при, опередив Мосса и Герни. Грегори, стартовавший пятым, оказался на втором месте после первой шпильки, и Мосс вскоре сошел с дистанции из-за неудачной передачи . Лидер чемпионата Брэбэм ушел из спорта из-за той же проблемы. Остальные Coopers и Ferrari казались одинаково сильными, и ведущий несколько раз менял руки, пока двигатель Climax не сломался, и Грегори не остановился. В конце первого заезда Феррари показала результат 1-2-3. После небольшого перерыва на смену шин и устранение некоторых повреждений на старт второго заезда осталось девять машин. BRP Пилот Ганс Германн потерял тормоза и попал в эффектную аварию. Его выбросило, и он поскользнулся по трассе, а его машина перевернулась несколько раз . Красные машины из Италии показали свое превосходство, одержав легкую победу и проехав победный круг втроем. После суммирования забегов Брукс одержал победу, опередив Герни на три секунды и Хилла на минуту. [ 3 ]
Гран -при Португалии проходил на высоко оцененной трассе Monsanto , и извилистый характер трассы дал преимущество легковесным Coopers: Мосс квалифицировался с поулом, опередив двух заводских гонщиков, Брэбэма и Грегори, а затем пришел его товарищ по команде Трентиньян. . Герни был первым Ferrari, занявшим шестое место. McLaren, стартовавший с восьмого места, третий заводской пилот Cooper, присоединился к лидирующей группе после первого круга. На пятом круге Фил Хилл столкнулся с Грэмом Хиллом, и оба тут же сошли с дистанции. Мосс был самым быстрым человеком на трассе, как и много раз, и на этот раз его машина удержала его и позволила ему одержать победу, опередив Грегори на круг. Гурни сумел обойти Трентиньяна и занять третье место. Брэбэм сильно разбился на 24-м круге, но ушел невредимым, а McLaren сошел с дистанции из-за отказа трансмиссии. [ 13 ]
Даже на Монце , трассе, которая является синонимом скорости, команда Купера дала возможность своей любимой Ferrari побороться за свои деньги. Мосс взял поул, опередив Брукса и Брэбэма. У Брукса был неудачный старт, сломался поршень , из-за чего он немедленно сошёл с дистанции. Мосс позволил Хиллу, стартовавшему пятым, выйти вперед, чтобы он последовал за Ferrari и сохранил свои шины. Герни замыкал тройку лидеров, и позиции менялись на каждом круге. План Мосса сработал, поскольку Хиллу и Герни пришлось менять шины на 33 и 34 кругах, поэтому единственным оставшимся опасением было то, что его Купер его подведет. Но оно выстояло, Мосс даже обогнал Ferrari Клиффа Эллисона и одержал победу, опередив Хилла и Брэбэма. [ 14 ]
За один раунд до конца чемпионата водителей лидировал Джек Брэбэм ( Купер ) с самого начала. Австралиец . набрал 31 очко А вот Стирлинг Мосс (Купер) и Тони Брукс одержали две победы, как и Брэбэм, и следовали за ним с 25,5 и 23 очками соответственно. В чемпионате производителей Купер лидировал с 38 очками, опережая Ferrari с 32 и BRM с 18.
Раунд 9
[ редактировать ]Первый Гран-при США прошел на гоночной трассе Sebring International Raceway , объединившей две взлетно-посадочные полосы регионального аэропорта и ряд технических поворотов. Впервые с 1951 года за титул в финальной гонке боролись три гонщика. Джек Брэбэм стал бы чемпионом, если бы выиграл гонку. Если бы он не выиграл, ему, по крайней мере, пришлось бы финишировать впереди Стирлинга Мосса и Тони Брукса . Тем временем Мосс должен был финишировать хотя бы вторым, а Брэбэм должен был быть позади него. Бруксу из-за своего дефицита в восемь очков просто пришлось бы побеждать, надеясь при этом на неудачу соперников. Мосс занял поул-позицию , опередив Брэбэма и Гарри Шелла , в результате чего оказались три Купера в первом ряду . Бруксу пришлось выйти на пит-стоп после первого круга, потому что его товарищ по команде Фон Трипс ударил его сзади , не давая ему больше реальных шансов на титул. За пять кругов Мосс опередил Брэбэма на десять секунд, прежде чем его коробка передач сломалась, и он остановился. После четырех лет финиша на втором месте ему снова отказали в чемпионстве. Брэбэм и его товарищ по команде McLaren добежала до финиша крепким дуэтом, хотя товарищ Мосса по команде Трентиньян оказывал реальное давление. Всего в миле от финиша разразилась драма: у Брэбэма закончилось топливо , а McLaren обогнала и одержала победу, опередив Трентиньяна на полсекунды. Поскольку Мосс выбыл, а Брукс не выиграл (он финишировал третьим), чемпионство было закреплено, но Брэбэм хотел финишировать уверенно и начал подталкивать свою машину к финишу. Через пять минут после своего товарища по команде он пересек линию под аплодисменты толпы. Он был классифицирован как четвертый, поскольку трое оставшихся бегунов все еще отставали на несколько кругов. [ 15 ]
Джек Брэбэм , выступающий за команду Cooper , выиграл свой первый чемпионат среди пилотов с 31 очком, опередив Тони Брукса ( Ferrari ) с 27 и Стирлинга Мосса (Cooper) с 25,5. Купер выиграл свой первый чемпионат производителей с 40 очками, опередив Ferrari с 32 и BRM с 18.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были присуждены пяти лучшим финишерам в классификации, а дополнительное очко присуждалось за установление самого быстрого круга, независимо от финишной позиции или даже классификации. Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. За общие диски баллы не начислялись. Если более одного гонщика установили одинаковое лучшее время круга, самое быстрое время круга будет разделено поровну между гонщиками.
Международный кубок производителей Формулы-1 учитывал очки только гонщика, финишировавшего с лучшим результатом в каждой гонке, хотя очки за самый быстрый круг не учитывались. Результаты Indy 500 не засчитывались в кубок. Кроме того, как и в чемпионате пилотов, в кубок засчитывались только пять лучших результатов.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | Флорида |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [ 16 ] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
- Курсивом обозначен самый быстрый круг (присуждается одно очко – очко делится поровну между гонщиками, проехавшими самый быстрый круг)
- Жирным шрифтом обозначена поул-позиция.
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]Поз. | Производитель | МОЙ ![]() |
ВНИЗ ![]() |
ОТ ![]() |
Великобритания ![]() |
ДАВАТЬ ![]() |
К ![]() |
ОНА ![]() |
олень ![]() |
Оч. [ б ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() |
1 | (2) | (3) | 1 | (4) | 1 | 1 | 1 | 40 (53) |
2 | ![]() |
2 | (5) | 1 | 1 | 3 | 2 | (3) | 32 (38) | |
3 | ![]() |
Верно | 1 | 6 | 2 | 5 | 5 | 7 | 18 | |
4 | ![]() |
Верно | 4 | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | 5 | 5 |
— | ![]() |
6 | Верно | Верно | 6 | 10 | 11 | Верно | 0 | |
— | ![]() |
Верно | 6 | 6 | 10 | 0 | ||||
— | ![]() |
Верно | 10 | DNS | 7 | 0 | ||||
— | ![]() |
DNQ | 8 | Верно | ВД | ВД | 15 | DNS | 0 | |
— | ![]() |
10 | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
ВД | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() |
DNQ | DNS | 0 | ||||||
— | ![]() |
DNQ | 0 | |||||||
Поз. | Производитель | МОЙ ![]() |
ВНИЗ ![]() |
ОТ ![]() |
Великобритания ![]() |
ДАВАТЬ ![]() |
К ![]() |
ОНА ![]() |
олень ![]() |
Оч. |
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1959 году состоялись пять гонок Формулы-1, которые не засчитывались в чемпионат мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Гудвуд | 30 марта | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Эйнтри | 18 апреля | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Сильверстоун | 2 мая | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Оултон Парк | 26 сентября | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Снеттертон | 10 октября | ![]() |
![]() |
Отчет |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Индианаполис 500 также засчитывался в национальный чемпионат USAC 1959 года и проводился для автомобилей чемпионата USAC , но не учитывался в Международном кубке производителей Формулы-1.
- ^ Перейти обратно: а б Только 5 лучших результатов засчитывались в чемпионство. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1959 года» . Formula1.com . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1959 года» . Formula1.com . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Денис Дженкинсон (2 августа 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии 1959 года: мастер-класс в Маранелло» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джин Бера убита в результате гонки на гонках , New York Times, 2 августа 1959 г., страница S1.
- ^ Перейти обратно: а б «Айвор Буэб на Мемориале автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Денис Дженкинсон (18 июля 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1959 года - прогулка для британских автомобилей» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Porsche-Behra Formula 2 1958 года — Институт оборотов» . Институт Ревса . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Гран-при отменен» . Автоспорт . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Денис Дженкинсон (10 мая 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1959 года: Брэбэм одерживает дебютную победу вместе с Купером» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (31 мая 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии 1959 года: Боннье оставляет свой след» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (5 июля 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1959 года: Возвращение Красной Армии» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 24 июня 2022 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Сезон Гран-при 1937 года. Часть 2» . Золотая эра гонок Гран-при . Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 года . Проверено 18 ноября 2007 г.
- ^ Денис Дженкинсон (23 августа 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при Португалии 1959 года: Мосс побеждает поле» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Отчет о гонке Гран-при Италии 1959 года: хитрость Уокера побеждает красных» . Журнал автоспорта . 13 сентября 1959 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Майкл Ти (12 декабря 1959 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1959 года: Брэбэм выходит за рамки» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .