Jump to content

Социализм с китайской спецификой

Социализм с китайской спецификой
Упрощенный китайский с китайской спецификой Социализм
Традиционный китайский с китайской спецификой Социализм
Ханью Пиньинь Чжунго тесе шехуйчжуйи
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhōngguó tèsè shèhuìzhǔyì
Bopomofoㄓㄨㄥ ㄍㄨㄛˊ ㄊㄜˋ ㄙㄜˋ ㄕㄜˋ ㄏㄨㄟˋ ㄓㄨˇ ㄧˋ
Wade–GilesChung1-kuo2 t'e4-se4 she4-hui4-chu3-i4
Tongyong PinyinJhongguó tè-sè shè-huèi-jhǔ-yì
IPA[ʈʂʊ́ŋ.kwǒ tʰɤ̂.sɤ̂ ʂɤ̂.xwêɪ.ʈʂù.î]
Duration: 4 seconds.

Социализм с китайской спецификой — это набор политических теорий и политики Коммунистической партии Китая (КПК), которые, по мнению их сторонников, представляют собой марксизм-ленинизм, адаптированный к китайским обстоятельствам и конкретным периодам времени, включая теорию Дэн Сяопина , « Три представителя » ( Цзян Цзэминь ), «Научный взгляд на развитие» ( Ху Цзиньтао ) и «Мысли Си Цзиньпина» . Согласно доктрине КПК, идея Си Цзиньпина считается олицетворением марксистско-ленинской политики, подходящей для нынешнего состояния Китая, в то время как теория Дэн Сяопина считалась актуальной для того периода, когда она была сформулирована. [1]

Этот термин вошел в обиход в эпоху Дэн Сяопина и во многом был связан с общей программой Дэна по принятию элементов рыночной экономики как средства стимулирования роста с использованием прямых иностранных инвестиций и повышения производительности (особенно в сельской местности, где 80% населения Китая жил), в то время как КПК сохранила как свою формальную приверженность достижению коммунизма , так и свою монополию на политическую власть. [2] В официальной версии партии социализм с китайской спецификой — это марксизм, адаптированный к китайским условиям и продукт научного социализма . Теория предусматривала, что Китай находится на начальной стадии социализма из-за его относительно низкого уровня материального богатства и ему необходимо участвовать в экономическом росте , прежде чем он будет стремиться к более эгалитарной форме социализма , которая, в свою очередь, приведет к коммунистическому обществу, описанному в марксистской теории. ортодоксия . [3]

Начальный этап социализма

[ редактировать ]

В эпоху Мао

[ редактировать ]

Концепция начальной стадии социализма была задумана до того, как Китай начал экономические реформы . [4] В начале 1950-х годов экономисты Юй Гуанъюань , Сюэ Муцяо и Сунь Ефан подняли вопрос о социалистической трансформации, при которой экономика Китая с низкой производительной силой находилась в переходном периоде, и эту позицию Мао Цзэдун , председатель Коммунистической партии Китая кратко поддержал . до 1957 года. Например, обсуждая необходимость товарных отношений на 1-й Чжэнчжоуской конференции (2–10 ноября 1958 года), Мао сказал, что Китай находится на «начальной стадии социализма». [4] Однако Мао так и не развил эту идею, и это пришлось сделать его преемникам. [4]

После смерти Мао Цзэдуна

[ редактировать ]

Некоторые называют наш путь « социальным капитализмом », другие « государственным капитализмом », третьи «технократическим капитализмом». Все это совершенно неверно. Мы отвечаем, что социализм с китайской спецификой — это социализм , под которым мы подразумеваем, что, несмотря на реформы, мы придерживаемся социалистического пути — нашего пути, нашей теории, нашей системы и целей, которые мы поставили на XVIII Всекитайском съезде партии . ...Социализм с китайской спецификой есть диалектическое единство теоретической логики научного социализма и исторической логики общественного развития Китая. Это научный социализм, укорененный в китайских реалиях, отражающий волю китайского народа и адаптированный к потребностям Китая и его обстоятельствам.

- Си Цзиньпин , выступление перед ЦК Коммунистической партии Китая , 5 января 2013 г. [5]

распределения по труду» 5 мая 1978 года в статье «Введение в действие социалистического принципа развивалась идея о том, что Китай все еще находится на первом этапе достижения коммунистического общества. [6] и что оно не стало по-настоящему социалистическим обществом. [6] Статья была написана членами Управления политических исследований Госсовета во главе с экономистом Юй Гуанъюанем по приказу Дэн Сяопина с целью «критиковать и отвергать» убеждения левых коммунистов. [7] Прочитав его, Дэн сам написал краткую записку, в которой заявил, что она «хорошо написана и показывает, что природа распределения труда не капиталистическая, а социалистическая [...] [и] для реализации этого принципа многие вещи необходимо сделать, и многие учреждения должны быть возрождены. В целом, это должно дать нам стимул работать лучше». [8] Термин вновь появился на 6-м пленуме 11-го ЦК 27 июня 1981 г. в документе «Постановление о некоторых вопросах истории нашей партии со времени основания КНР». [9] Ху Яобан , генеральный секретарь КПК , использовал этот термин в своем докладе на 12-м Национальном конгрессе 1 сентября 1982 года. [9] Лишь в «Резолюции о руководящих принципах построения социалистической духовной цивилизации» VI пленума ЦК XII созыва этот термин стал использоваться в защиту проводимых экономических реформ. [9]

На 13-м Всекитайском съезде исполняющий обязанности Генерального секретаря Чжао Цзыян от имени ЦК 12-го созыва выступил с докладом «Продвижение по пути социализма с китайской спецификой». [10] Он писал, что Китай является социалистическим обществом, но социализм в Китае находится на начальной стадии, [10] китайская особенность, обусловленная неразвитостью производительных сил страны. [10] На этом этапе развития Чжао рекомендовал ввести плановую сырьевую экономику на основе общественной собственности . [10] Основная ошибка правых коммунистов, по мнению Чжао, заключалась в том, что они не смогли признать, что Китай может достичь социализма, минуя капитализм. Главной неудачей левых коммунистов было то, что они придерживались « утопической позиции », согласно которой Китай может обойти начальную стадию социализма, на которой производительные силы должны быть модернизированы. [11]

5 октября 1987 года Юй Гуанъюань, главный автор концепции, опубликовал статью под названием «Экономика на начальной стадии социализма» и предположил, что этот исторический этап продлится два десятилетия, а возможно, и намного дольше. [12] По словам Иэна Уилсона, это представляет собой «серьезный удар по ожиданиям, возникшим в начале 70-х годов, когда старая восьмиклассная шкала заработной платы была сжата до трех уровней, а более равномерная система распределения считалась важной национальной целью». . 25 октября Чжао далее изложил концепцию начальной стадии социализма и заявил, что линия партии должна следовать «Один центр, две базовые точки» - центральным направлением китайского государства было экономическое развитие, но это должно произойти. одновременно через централизованный политический контроль (т.е. Четыре кардинальных принципа ) и поддержку политики реформ и открытости. [9]

Генеральный секретарь Цзян Цзэминь развил эту концепцию десять лет спустя, сначала во время выступления в Центральной партийной школе КПК 29 мая 1997 года, а затем в своем отчете на 15-м Национальном конгрессе 12 сентября. [9] По мнению Цзяна, 3-й пленум ЦК 11-го созыва правильно проанализировал и сформулировал научно верную программу проблем, стоящих перед Китаем и социализмом. [9] По словам Цзяна, начальная стадия социализма была «неразвитой стадией». [9] Основная задача социализма — развитие производительных сил, поэтому главной целью на начальном этапе должно быть дальнейшее развитие национальных производительных сил. [9] Основным противоречием китайского общества на начальном этапе социализма являются «растущие материальные и культурные потребности народа, отсталость производства». [9] Это противоречие будет сохраняться до тех пор, пока Китай не завершит процесс начальной стадии социализма, и поэтому экономическое развитие должно оставаться основным направлением деятельности партии на этом этапе. [9]

Цзян подробно остановился на трех пунктах развития начальной стадии социализма. [13] Первый — развитие социалистической экономики с китайской спецификой — подразумевал развитие экономики путем освобождения и модернизации производительных сил при одновременном развитии рыночной экономики . [13] Второй — построение социалистической политики с китайской спецификой — означал «управление государственными делами в соответствии с законом», развитие социалистической демократии под руководством партии и превращение «народа в хозяина страны». [13] Третий пункт — построение социалистической культуры с китайской спецификой — подразумевал превращение марксизма в руководство по обучению людей, чтобы дать им «высокие идеалы, моральную целостность, хорошее образование и сильное чувство дисциплины, а также развитие национальной научной, и народная социалистическая культура, ориентированная на нужды модернизации, мира и будущего». [13]

Когда его спросили, как долго продлится начальный этап социализма, Чжао ответил: «Пройдет не менее 100 лет [...] [прежде чем] социалистическая модернизация будет в основном завершена». [14] В конституции штата говорится, что «Китай еще долгое время будет находиться на начальной стадии социализма». [15] Как и в случае с Чжао, Цзян считал, что для достижения более продвинутой стадии потребуется не менее 100 лет. [9]

Социалистическая рыночная экономика

[ редактировать ]

Что такое социализм и что такое марксизм? Раньше у нас не было полной ясности по этому поводу. Марксизм придает первостепенное значение развитию производительных сил. принцип « от каждого по способностям, каждому по потребностям» Мы говорили, что социализм является первичной стадией коммунизма и что на продвинутой стадии будет применяться . Это требует высокоразвитых производительных сил и огромного изобилия материальных благ. Поэтому основная задача социалистического этапа — развитие производительных сил. Превосходство социалистической системы проявляется в конечном счете в более быстром и большем развитии этих сил, чем при капиталистической системе. По мере их развития материальная и культурная жизнь народа будет постоянно улучшаться. Одним из наших недостатков после образования Народной Республики было то, что мы не уделяли достаточного внимания развитию производительных сил. Социализм означает ликвидацию бедности. Пауперизм — это не социализм и тем более коммунизм.

- Дэн Сяопин , речь, посвященная марксистской теории на пленуме ЦК, 30 июня 1984 г. [16]

Дэн Сяопин, архитектор китайских экономических реформ , не верил, что рыночная экономика является синонимом капитализма или что планирование является синонимом социализма. [17] Во время своего южного турне он сказал, что «планирование и рыночные силы не являются существенным различием между социализмом и капитализмом. Плановая экономика не является определением социализма, потому что при капитализме существует планирование; рыночная экономика существует и при социализме. Планирование и рыночные силы являются способами контроля экономической деятельности». [17]

Идеологическое обоснование

[ редактировать ]

В 1980-е годы китайским экономистам стало очевидно, что марксистская теория закона стоимости , понимаемая как выражение трудовой теории стоимости , не может служить основой китайской системы ценообразования. [18] Они пришли к выводу, что Маркс никогда не намеревался использовать свою теорию закона стоимости «как выражение «конкретизированного рабочего времени » ». [18] Понятие Маркса о «ценах производства» не имело смысла для плановой экономики советского типа, поскольку, согласно Марксу, формирование цен было установлено рынками. [19] Советские плановики использовали закон стоимости как основу для рационализации цен в плановой экономике. [20] Согласно советским источникам, цены «планировались с учетом [...] основных требований закона стоимости». [20] Однако главная ошибка советской интерпретации заключалась в том, что они пытались калибровать цены без конкурентного рынка, поскольку, согласно Марксу, конкурентные рынки допускали равновесие норм прибыли , что приводило к росту цен на продукцию . [21] Отказ от советской интерпретации закона стоимости привел к принятию идеи о том, что Китай все еще находится на начальной стадии социализма. [20] Основной аргумент заключался в том, что условий, предусмотренных Марксом для достижения социалистической стадии развития . в Китае еще не существовало [20]

Мао заявил, что введение «прогрессивных производственных отношений » произведет революцию в производстве. [22] отказ его преемника от этой точки зрения По мнению А. Джеймса Грегора, нарушил идеологическую преемственность маоизма — официальной идеи Мао Цзэдуна. [22] Классический марксизм утверждал, что социалистическая революция произойдет только в развитых капиталистических обществах , и ее успех будет сигнализировать о переходе от капиталистической экономики, основанной на товарах , к «продуктовой экономике», в которой товары будут распределяться для нужд людей, а не для получения прибыли. [22] Если бы из-за отсутствия внятного объяснения шансов на провал эта революция не произошла, революционеры были бы вынуждены взять на себя ответственность буржуазии . [22] Таким образом, китайские коммунисты ищут новую марксистскую теорию развития. [22] Теоретик КПК Ло Жунцю признал, что основатели марксизма никогда «не формулировали никакой систематической теории развития незападного мира», и сказал, что КПК должна «создать свою собственную синтезированную теоретическую основу для изучения проблем современного развития». [23] По мнению А. Джеймса Грегора, из этой позиции следует, что « китайский марксизм в настоящее время находится в состоянии глубокого теоретического разрыва». [24]

Частная собственность

[ редактировать ]

китайским правительством Утверждается, что понимание частной собственности коренится в классическом марксизме. [25] По мнению партийных теоретиков, поскольку Китай принял государственную собственность, когда он был полуфеодальной и полуколониальной страной, он, как утверждается, находится на начальной стадии социализма. [25] Из-за этого некоторые политики и характеристики системы, такие как производство товаров для рынка, существование частного сектора и использование мотива получения прибыли в управлении предприятиями, были изменены. [25] Эти изменения допускались при условии, что они повышали производительность и модернизировали средства производства , способствуя тем самым развитию социализма. [25]

КПК по-прежнему считает частную собственность несоциалистической. [26] Однако, по мнению партийных теоретиков, существование и рост частной собственности не обязательно подрывают социализм или способствуют развитию капитализма в Китае. [26] Они утверждают, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс никогда не предлагали немедленную отмену частной собственности. [26] Согласно книге Энгельса « Основы коммунизма» , пролетариат может отменить частную собственность только при наличии необходимых условий. [26] На этапе, предшествовавшем отмене частной собственности, Энгельс предложил прогрессивное налогообложение, высокие налоги на наследство и обязательную покупку облигаций для ограничения частной собственности, одновременно используя конкурентные возможности государственных предприятий для расширения государственного сектора . [26] Маркс и Энгельс предложили аналогичные меры в «Манифесте Коммунистической партии» в отношении развитых стран, но, поскольку Китай был экономически неразвит, партийные теоретики призвали к гибкости в отношении обращения партии с частной собственностью. [26] По мнению партийного теоретика Лю Шуйюаня, программа новой экономической политики, инициированная советскими властями после программы военного коммунизма , является хорошим примером гибкости со стороны социалистических властей. [26]

Теоретик партии Ли Сюай сказал, что частная собственность неизбежно предполагает капиталистическую эксплуатацию . [26] Однако Ли считает частную собственность и эксплуатацию необходимыми на начальной стадии социализма, утверждая, что капитализм на своей начальной стадии использует остатки старого общества для построения себя. [26] Сунь Ляньчэн и Линь Хуэйюн говорили, что Маркс и Энгельс в своей интерпретации «Манифеста Коммунистической партии» критиковали частную собственность, когда она принадлежала исключительно буржуазии, а не индивидуальную собственность, при которой каждый владеет средствами производства, следовательно, она не может эксплуатироваться другие. [27] Индивидуальная собственность считается соответствующей социализму, поскольку Маркс писал, что посткапиталистическое общество повлечет за собой восстановление «ассоциированной социальной индивидуальной собственности». [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Полный текст письма министра коммерции Китая» . Информационное агентство Синьхуа . 2 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2018 г. Проверено 3 июля 2018 г.
  2. ^ Сяопин, Дэн (1 октября 1984 г.). «Построение социализма со специфически китайским характером» . Народная газета . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  3. ^ «Дэн Сяопин: Пусть сначала часть людей разбогатеет» . Шанхай Фэнци . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Ли 1995 , с. 400.
  5. ^ Цзиньпин, Си Цзиньпин (11 апреля 2022 г.). «О построении социализма с китайской спецификой (2013)» . Redsails.org . Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года.
  6. ^ Jump up to: а б Он 2001 , с. 385.
  7. ^ Он 2001 , стр. 385–386.
  8. ^ Дэн, Сяопин «Придерживайтесь принципа распределения по работе» . cctv.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2004 г. Проверено 4 марта 2018 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Он 2001 , с. 386.
  10. ^ Jump up to: а б с д Ли 1995 , с. 399.
  11. ^ Шрам 1989 , с. 204.
  12. ^ Ю, Гуанъюань (5 октября 1987 г.). «Экономика на начальном этапе социализма». Чжунго Шехуэй Кэсюэ (3).
  13. ^ Jump up to: а б с д Он 2001 , с. 387.
  14. ^ Фогель 2011 , с. 589.
  15. ^ 2-я сессия 9-го Всекитайского собрания народных представителей (14 марта 2004 г.). «Конституция Китайской Народной Республики» . Правительство Китайской Народной Республики . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 14 января 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Дэн, Сяопин (30 июня 1984 г.). «Построение социализма со специфически китайским характером» . Народная газета . Центральный комитет Коммунистической партии Китая . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Рыночный фундаментализм» непрактичен» . Народная газета . Центральный комитет Коммунистической партии Китая . 3 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2012 года . Проверено 13 января 2013 г.
  18. ^ Jump up to: а б Грегор 1999 , с. 114.
  19. ^ Грегор 1999 , стр. 114–116.
  20. ^ Jump up to: а б с д Грегор 1999 , с. 116.
  21. ^ Грегор 1999 , стр. 115–116.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Грегор 1999 , с. 117.
  23. ^ Грегор 1999 , стр. 117–118.
  24. ^ Грегор 1999 , с. 118.
  25. ^ Jump up to: а б с д Сюй 1991 , с. 11.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сюй 1991 , с. 65.
  27. ^ Сюй 1991 , стр. 65–66.
  28. ^ Сюй 1991 , с. 66.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бур, Роланд (2021). Социализм с китайской спецификой: Путеводитель для иностранцев . Спрингер . ISBN  978-9811616242 .
  • Грегор, А. Джеймс (2014). Марксизм и становление Китая. Доктринальная история . Пэлгрейв Макмиллан.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c71e342d6b2acbb2a61c6d8e7ee56e6__1716288780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/e6/7c71e342d6b2acbb2a61c6d8e7ee56e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Socialism with Chinese characteristics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)