Антиреализм
В аналитической философии антиреализм — это позиция, охватывающая множество разновидностей, таких как метафизическая, математическая, семантическая, научная, моральная и эпистемическая. Этот термин был впервые сформулирован британским философом Майклом Дамметом в аргументации против формы реализма, которую Даммит считал «бесцветным редукционизмом». [1]
В антиреализме истинность утверждения основывается на его доказуемости посредством внутренних логических механизмов, таких как принцип контекста или интуиционистская логика , что находится в прямой противоположности реалистическому представлению о том, что истинность утверждения основывается на его соответствии внешнему, независимому реальность. [2] В антиреализме эта внешняя реальность гипотетическая и не предполагается. [3] [4]
Антиреализм в самом общем смысле можно понимать как противоположность общему реализму , который утверждает, что различные объекты предмета существуют и обладают свойствами, независимыми от убеждений и концептуальных схем. [5] Способы, которыми антиреализм отвергает подобные утверждения, могут существенно различаться. Поскольку это охватывает утверждения, содержащие идеальные объекты (т.е. математические объекты), антиреализм может применяться к широкому кругу философских тем, от материальных объектов до теоретических объектов науки абстрактные , математических утверждений , ментальных состояний, событий и процессов , прошлого и будущее . [6]
Разновидности
[ редактировать ]Метафизический антиреализм
[ редактировать ]Один из видов метафизического антиреализма поддерживает скептицизм в отношении физического мира, утверждая либо: 1) что ничего не существует вне разума, либо 2) что у нас не будет доступа к независимой от разума реальности, даже если она существует. [7] Последний случай часто принимает форму отрицания идеи о том, что мы можем иметь «неконцептуализированные» переживания (см. «Миф о данном »). И наоборот, большинство реалистов (в частности, косвенных реалистов ) считают, что восприятия или чувственные данные вызваны независимыми от разума объектами. Но это порождает возможность другого рода скептицизма: поскольку наше понимание причинно-следственной связи состоит в том, что один и тот же эффект может быть вызван множеством причин, отсутствует определенность в отношении того, что человек на самом деле воспринимает, как в мозгу в сценарии с чаном . Основной альтернативой такого рода метафизическому антиреализму является метафизический реализм .
На более абстрактном уровне теоретико-модельные антиреалистические аргументы утверждают, что данный набор символов в теории может быть отображен на любое количество наборов объектов реального мира - каждый набор является «моделью» теории - при условии, что отношения между объектами одинаковы (сравните с символьным заземлением ).
В древнегреческой философии номиналистические (антиреалистические) учения об универсалиях были предложены стоиками , особенно Хрисиппом . [8] [9] В ранней современной философии концептуалистические антиреалистические доктрины об универсалиях были предложены такими мыслителями, как Рене Декарт , Джон Локк , Барух Спиноза , Готфрид Вильгельм Лейбниц , Джордж Беркли и Дэвид Юм . [10] [11] В философии позднего Нового времени антиреалистические доктрины о познании были предложены немецким идеалистом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем . Гегель был сторонником того, что сейчас называется инференциализмом : он считал, что основой аксиом и обоснованностью выводов являются правильные следствия и что аксиомы не объясняют следствия. [12] Кант и Гегель придерживались концептуалистических взглядов на универсалии. [13] [14] В современной философии антиреализм возродился в форме эмпириокритицизма , логического позитивизма , семантического антиреализма и научного инструментализма (см. ниже).
Математический антиреализм
[ редактировать ]В философии математики реализм — это утверждение, что математические сущности, такие как «число», существуют независимо от наблюдателя. Эмпиризм , который связывает числа с конкретными физическими объектами, и платонизм , в котором числа являются абстрактными, нефизическими объектами, являются выдающимися формами математического реализма.
« Эпистемический аргумент» против платонизма был выдвинут Полом Бенацеррафом и Хартри Филдом . Платонизм утверждает, что математические объекты являются абстрактными сущностями. По общему мнению, абстрактные сущности не могут причинно взаимодействовать с физическими объектами («истинные значения наших математических утверждений зависят от фактов, связанных с платоническими сущностями, которые находятся в сфере вне пространства-времени» [15] ). Хотя наше знание физических объектов основано на нашей способности воспринимать их и, следовательно, причинно взаимодействовать с ними, не существует параллельного объяснения того, как математики приходят к познанию абстрактных объектов. [16] [17] [18]
Филд развил свои взгляды в фикционализм . Бенасерраф также разработал философию математического структурализма , согласно которой не существует математических объектов. Тем не менее, некоторые версии структурализма совместимы с некоторыми версиями реализма.
Контраргументы
[ редактировать ]Антиреалистические аргументы основаны на идее о том, что удовлетворительное, натуралистическое описание мыслительных процессов может быть дано с помощью математических рассуждений. Одна линия защиты состоит в том, чтобы утверждать, что это неверно, так что математические рассуждения используют некоторую особую интуицию , которая предполагает контакт с платоновской сферой , как в аргументе, приведенном сэром Роджером Пенроузом . [19]
Другая линия защиты — утверждать, что абстрактные объекты имеют отношение к математическим рассуждениям некаузально и не аналогично восприятию. Этот аргумент развит Джерролдом Кацем в его книге 2000 года «Реалистический рационализм» . В этой книге он выдвинул позицию, названную реалистическим рационализмом , сочетающую в себе метафизический реализм и рационализм .
Более радикальная защита состоит в отрицании разделения физического мира и платонического мира, т.е. гипотезы математической вселенной (разновидности математикизма ). В этом случае математические знания математика — это контакт одного математического объекта с другим.
Семантический антиреализм
[ редактировать ]Термин « антиреализм » был введен Майклом Дамметом в его статье «Реализм» 1982 года с целью переосмысления ряда классических философских споров, затрагивающих такие доктрины, как номинализм , платонический реализм , идеализм и феноменализм . Новизна подхода Даммета заключалась в изображении этих споров как аналога спора между интуиционизмом и платонизмом в философии математики .
По мнению интуиционистов (антиреалистов по отношению к математическим объектам), истинность математического утверждения состоит в нашей способности доказать его. По мнению платоновских реалистов, истинность высказывания доказывается его соответствием объективной действительности. Таким образом, интуиционисты готовы принять утверждение формы «P или Q» как истинное только в том случае, если мы можем доказать P или если мы можем доказать Q. В частности, мы не можем вообще утверждать, что «P или не P» истинно ( закон исключенного третьего ), поскольку в некоторых случаях мы не сможем ни доказать утверждение «Р», ни доказать утверждение «не Р» . Точно так же интуиционисты возражают против свойства существования классической логики, где можно доказать , не имея возможности создать какой-либо термин из которых держит.
Даммит утверждает, что это понятие истины лежит в основе различных классических форм антиреализма, и использует его для новой интерпретации феноменализма , утверждая, что ему не обязательно принимать форму редукционизма .
Работы Даммета об антиреализме во многом опираются на более поздние работы Людвига Витгенштейна , касающиеся значения и следования правилам, и могут рассматриваться как попытка интегрировать центральные идеи «Философских исследований» в конструктивную традицию аналитической философии, идущую от Готлоба Фреге .
Научный антиреализм
[ редактировать ]В философии науки антиреализм применяется главным образом к утверждениям о нереальности «ненаблюдаемых» объектов, таких как электроны или гены , которые не обнаруживаются человеческими органами чувств. [20] [21]
Одной из видных разновидностей научного антиреализма является инструментализм , который придерживается чисто агностического взгляда на существование ненаблюдаемых сущностей, в котором ненаблюдаемая сущность X служит инструментом, способствующим успеху теории Y, и не требует доказательств существования или отсутствие X.
Моральный антиреализм
[ редактировать ]В философии этики моральный антиреализм (или моральный ирреализм) — это метаэтическое учение, согласно которому не существует объективных моральных ценностей или нормативных фактов. Обычно его определяют в противовес моральному реализму , который утверждает, что существуют объективные моральные ценности, так что моральное утверждение может быть либо истинным, либо ложным. В частности, моральный антиреалист стремится отрицать по крайней мере одно из следующих трех утверждений: [22] [23]
- Семантический тезис: Моральные утверждения имеют значение, они выражают суждения или представляют собой вещи, которые могут быть истинными или ложными.
- Алетический тезис: Некоторые моральные положения верны.
- Метафизический тезис : Метафизический статус моральных фактов является устойчивым и обычным и не сильно отличается от других фактов о мире.
Различные версии морального антиреализма отрицают разные утверждения: в частности, нокогнитивизм отрицает первое утверждение, утверждая, что моральные утверждения не имеют значения или истинного содержания. [24] теория ошибок отрицает второе утверждение, утверждая, что все моральные утверждения ложны. [25] а этический субъективизм отрицает третье утверждение, утверждая, что истинность моральных утверждений зависит от разума. [26]
Примерами антиреалистических моральных теорий могут быть: [27]
Ведутся споры о том, является ли моральный релятивизм на самом деле антиреалистической позицией. Хотя многие версии отрицают метафизический тезис, некоторые нет, поскольку можно представить себе систему морали, которая требует от вас подчиняться писаным законам вашей страны. [28] Такая система была бы версией морального релятивизма, поскольку разные люди должны были бы следовать разным законам, но моральные факты — это физические факты о мире, а не ментальные факты, поэтому они метафизически обычные. Таким образом, разные версии морального релятивизма можно считать антиреалистическими или реалистическими. [29]
Эпистемический антиреализм
[ редактировать ]Точно так же, как моральный антиреализм утверждает несуществование нормативных фактов, эпистемический антиреализм утверждает несуществование фактов в области эпистемологии . [30] Таким образом, теперь их иногда объединяют как «метанормативный антиреализм». [30] Среди выдающихся защитников эпистемического антиреализма — Хартри Филд , Саймон Блэкберн , Мэтью Крисман и Аллан Гиббард , среди других. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реализм (1963) с. 145
- ^ Реализм (1963) с. 146
- ^ Правда (1959) с. 24 (постскриптум)
- ^ Блэкберн, Саймон ([2005] 2008). «реализм/антиреализм», Оксфордский философский словарь , 2-е изд. переработанное, стр. 308–9. Оксфорд.
- ^ Миллер, Александр (2019), «Реализм» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 сентября 2021 г.
- ^ Реализм (1963), стр. 147–8.
- ^ Карин Йоханнессон, God Pro Nobis: О неметафизическом реализме и философии религии , Peeters Publishers, 2007, стр. 26.
- ^ Джон Селларс, Стоицизм , Routledge, 2014, стр. 84–85: «[Стоиков] часто представляли как первых номиналистов, вообще отвергающих существование универсальных концепций. ... Для Хрисиппа не существует универсальных сущностей, независимо от того, являются ли они быть поняты как субстанциальные платонические формы или каким-либо иным образом».
- ^ «Хрисипп — Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Дэвид Босток , Философия математики: Введение , Wiley-Blackwell, 2009, стр. 43: «Все Декарт, Локк, Беркли и Юм полагали, что математика является теорией наших идей , но никто из них не предложил никаких аргументов в пользу этого концептуалистского утверждения и, по-видимому, не считал его бесспорным».
- ^ Стефано Ди Белла, Тэд М. Шмальц (ред.), Проблема универсалий в ранней современной философии , Oxford University Press, 2017, стр. 64 «есть веские основания полагать, что Спиноза был концептуалистом в области универсалий» и с. 207 н. 25: «Концептуализм Лейбница [связан с] оккамистской традицией...»
- ^ П. Стекелер-Вейтофер (2016), «Аналитический прагматизм Гегеля». Архивировано 3 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Лейпцигский университет, стр. 122–4.
- ^ Оберст, Майкл. 2015. «Кант об универсалиях». Ежеквартальный журнал истории философии 32 (4): 335–352.
- ^ А. Сарлемейн, Диалектика Гегеля , Springer, 1975, с. 21.
- ^ Филд, Хартри, 1989, Реализм, математика и модальность , Оксфорд: Блэквелл, стр. 68
- ^ «Поскольку абстрактные объекты находятся вне связи причин и следствий и, следовательно, недоступны для восприятия, они не могут быть познаны через их влияние на нас» — Джеррольд Кац , Реалистический рационализм , 2000, стр. 15
- ^ «Философия сегодня: «Математические знания: дилемма» » . Архивировано из оригинала 7 февраля 2011 г. Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Платонизм в философии математики» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2018.
- ^ «Обзор» . Новый разум императора .
- ^ Хакинг, Ян (1999). Социальное конструирование чего? . Издательство Гарвардского университета. п. 84.
- ^ Окаша, Самир (2002). Философия науки: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Джойс, Ричард (2016), «Моральный антиреализм» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 8 марта 2021 г.
- ^ Вайринен, Пекка (2006). Энциклопедия философии Дональд М. Борхерт (2-е изд.). Детройт: Thomson Gale/Macmillan Reference USA. стр. 100-1 379–382. ISBN 0-02-865780-2 . OCLC 61151356 .
Ни одно описание вряд ли сможет охватить все реалистические взгляды, но достаточно точное правило состоит в том, чтобы понимать моральный реализм как соединение трех тезисов: Семантический тезис: основная семантическая роль моральных предикатов (таких как «правильный» и «неправильный»). Это обращение к моральным свойствам (таким как правильность и неправильность), так что моральные утверждения (такие как «честность — это хорошо» и «рабство несправедливо») претендуют на представление моральных фактов и выражают утверждения, которые являются истинными или ложными (или приблизительно правда, во многом ложь и так далее). Алетический тезис: некоторые моральные положения на самом деле верны. Метафизический тезис: моральные суждения истинны, когда действия и другие объекты моральной оценки обладают соответствующими моральными свойствами (так что соответствующие моральные факты имеют место), когда эти факты и свойства устойчивы: их метафизический статус, каким бы он ни был, не является релевантным. отличное от (определенных типов обычных неморальных фактов и свойств).
- ^ Харрисон, Росс (2005). Оксфордский спутник философии . Тед Хондерих (2-е изд.). Оксфорд. ISBN 0-19-926479-1 . OCLC 57283356 .
Оно используется для обозначения того семейства этических позиций, в котором предполагается, что моральные суждения не обладают истинностным значением и, следовательно, не могут быть познаны. Примером некогнитивистской позиции является эмотивизм; то есть утверждение, что моральные суждения являются просто выражением эмоций.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джойс, Ричард (2016), «Моральный антиреализм» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 10 марта 2021 г. Теоретики моральных
ошибок считают, что, хотя наши моральные суждения направлены на истину, они систематически не могут ее обеспечить. Теоретик моральных ошибок относится к морали так же, как атеист относится к религии.
- ^ Харрисон, Джонатан (2006). Борхерт, Дональд М. (ред.). Энциклопедия философии (2-е изд.). Детройт: Thomson Gale/Macmillan Reference USA. ISBN 0-02-865780-2 . OCLC 61151356 .
Субъективистский теоретик этики — это теория, согласно которой моральные суждения о людях или их действиях — это суждения о том, как люди реагируют на этих людей и действия, то есть о том, как они думают или чувствуют о них.
- ^ Джойс, Ричард (2016), «Моральный антиреализм» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 25 июля 2019 г.
- ^ Джойс, Ричард (2016), «Моральный антиреализм (Дополнение к моральной объективности и моральному релятивизму)» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 8 марта 2021 г. ,
Во всех случаях может случиться так, что разница в соответствующих контекстах определяется чем-то «зависимым от разума» — в этом случае это будет антиреалистический релятивизм — но это не обязательно ; возможно, то, что определяет значимое различие, является делом, совершенно независимым от разума, что приводит к объективистскому (и потенциально реалистическому) релятивизму.
- ^ Джойс, Ричард (2016), «Моральный антиреализм (Дополнение к моральной объективности и моральному релятивизму)» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 8 марта 2021 г. Моральный
релятивизм иногда рассматривается как версия антиреализма, но (если не считать оговорок об использовании) для этой классификации нет оснований; лучше сказать, что некоторые версии релятивизма могут быть антиреалистическими, а другие — реалистическими.
- ^ Перейти обратно: а б с «Метаэпистемология» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 24 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Майкл Даммет (1978). Правда и другие загадки . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674910768 .
- Майкл Даммит (1963), Правда . перепечатано, стр. 1–24.
- Майкл Даммит (1963), Реализм . перепечатано, стр. 145–165.
- Майкл Даммит (1967), Платонизм . перепечатано, стр. 202–214.
- Ли Брэйвер (2007). Вещь этого мира: история континентального антиреализма , издательство Northwestern University Press: 2007.
- Ян Хакинг (1999). Социальное конструирование чего? . Издательство Гарвардского университета: 2001.
- Самир Окаша (2002). Философия науки: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Научный реализм и антиреализм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Семантические вызовы реализму в Стэнфордской энциклопедии философии