Хёде тоже
Хёдекин (также пишется Хёдекен , Хюдекин и Хютхен ) — кобольд ( домашний дух ) немецкого фольклора . Согласно легенде, записанной фольклористом Томасом Кейтли в 1850 году, Хёдекин всегда носил фетровую шляпу, закрывавшую лицо; его имя означает «Маленькая шляпа». [ 1 ] Хёдекин жил у епископа Хильдесхайма и был услужливым духом .
Он не давал спать по ночам и предупреждал епископа и других о проблемах в будущем. Один житель Хильдесхайма попросил Хёдекина охранять его жену, пока его нет. — Мой добрый молодец, присмотри за моей женой, пока меня не будет, и проследи, чтобы все было хорошо. Когда жену посетили несколько любовников, Хёдекин прыгал между ними и принимал ужасные формы или швырял их на пол, чтобы отпугнуть, прежде чем жена сможет изменить. Когда муж вернулся, Хёдекин пожаловался:
Ваше возвращение очень благодарно мне за то, что я могу избежать бед и беспокойств, которые вы на меня наложили. . . . Чтобы доставить вам удовольствие, на этот раз я охранял [вашу жену] и удерживал ее от прелюбодеяния, хотя и с большим и непрерывным трудом. Но я прошу тебя никогда больше не отдавать ее мне на попечение; ибо я скорее возьму на себя ответственность и буду отвечать за всех свиней в Саксонии, чем за одну такую женщину, настолько много было ухищрений и заговоров, которые она придумала, чтобы моргнуть мне. [ 2 ]
Хёдекин легко разозлился. Кухонный слуга часто обливал его грязью и нечистой водой. Хёдекин попросил шеф-повара наказать мальчика, но повар упрекнул кобольда в том, что он боится ребенка. Спрайт ответил: «Поскольку ты не накажешь мальчика, через несколько дней я покажу тебе, как сильно я его боюсь». Когда мальчик заснул, Хёдекин задушил его, разрезал на куски и положил его тело в горшок над огнем. Повар упрекнул кобольда за такое поведение, что побудило Хёдекина набросить жаб на мясо епископа и сбросить повара в ров замка. Инцидент побудил епископа изгнать кобольда из помещения. [ 3 ]
В романе 1803 года «Цверг» Гете Кристиана зятя Августа Вульпиуса карлик по имени «Хюттхен» притворяется полезным духом, но в конечном итоге оказывается Дьяволом . [ 4 ]
Связь между Хёдекином и монахом Рашем , негодяем-дьяволом в облике монаха, который убийственно разрушает домашнее хозяйство аббата, при этом делая вид, что он полезен на кухне и в работе по дому, была предположена шекспироведом Джорджем Лайманом Киттреджем . [ 5 ] который отметил, что эта связь была установлена в « Реджинальда Скотта Открытии колдовства» , 1584 год.
Сэр Сидни Ли (1859–1926), редактируя запись о Робин Гуде в DNB, предположил, что имя Робин Гуд первоначально принадлежало лесному эльфу, и что «по своему происхождению это имя, вероятно, было вариантом «Ходекина», титул духа или эльфа в тевтонском фольклоре». Он руководствовался научной традицией, высказанной Т. Крофтоном Крокером в 1833 году: [ 6 ] что Худ , «титул, присвоенный знаменитому преступнику или примененный к нему, был не чем иным, как титулом, присвоенным жителю сказочной страны — Худикин или Ходекин, то есть маленький капюшон или капюшон, являющийся голландским или немецким духом». , названный так по самой примечательной части его одежды, в которой, также норвежский Ниш и испанский Дуэнде как полагали, появлялись ». Предложенная Крокером и Ли связь с лесным духом Робином Гудфеллоу , при отсутствии следов магии в балладах о Робин Гуде, не была подхвачена современными учёными.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лучший перевод — «капюшон», «капюшон», поэтому предположение о том, что это, возможно, уменьшительное от Одина / Водена /Вотана, ненужно.
- ^ Кейтли 255–256.
- ^ Кейтли 255.
- ^ Янник Беме, «Der Zwerg», Другая классика – Работы Кристиана Августа Вульпиуса (1762–1827) , изд. Александр Кошенина, Ганновер 2012, с. 177ф.
- ^ Киттредж, «Фонарь монаха и монах Раш», Публикации Ассоциации современного языка 15,4 стр. 415 и далее, отмечено в книге Фрэнка Уодли Чендлера, «Литература мошенничества» (1907, том I: 56 и далее).
- ^ The Dublin Penny Journal , 20 апреля 1833 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эроусмит, Н. Морс Г. (1977). Полевое руководство для маленьких людей . Лондон: Пан Макмиллан. ISBN 0-330-25425-1 .
- Хеллинг, Иоганн Конрад Стефан (1730). Введение в светскую, церковную историю и историю Реформации Hoch Stiffts Hildesheim посредством специальных обсуждений таких событий в графстве Винценбург и расположенном в нем городе Альфельд . Хильдесхайм: Людольф Шредер (Содержит большое количество очень старых отчетов о Хёдекене).
- Кейтли, Томас (1850). Сказочная мифология, иллюстрирующая романтику и суеверия разных стран . Лондон: Х.Г. Бон.