Jump to content

Уэстленд Лисандер

(Перенаправлен из Уэстленд Лисандер III )

Лизандер
Сохраненный Лисандер в схеме особых обязанностей в черных
Общая информация
Тип Армейское сотрудничество и самолеты связи
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Уэстленд самолеты
Основные пользователи Королевские ВВС
Номер построен 1,786
История
Дата введения Июнь 1938 года
Первый полет 15 июня 1936 года
Ушедший на пенсию 1946 (Великобритания)

Westland Lysander британской -это сотрудничество армии и самолет связи, производимый Westland Aircraft , который использовался непосредственно до и во время Второй мировой войны .

После устаревшего в роли сотрудничества в армии, показатели короткого поля самолета позволили тайным миссиям с использованием небольших, импровизированных воздушных полос за вражескими линиями, чтобы поместить или восстановить агенты, особенно в оккупированной Франции с помощью французского сопротивления . Королевских ВВС Самолеты сотрудничества были названы в честь мифических или исторических военных лидеров; В этом случае спартанский адмирал Лисандер был выбран .

Дизайн и разработка

[ редактировать ]

В 1934 году министерство воздуха выпустило спецификацию A.39/34 для самолета сотрудничества армии для замены Hawker Gector . Первоначально Hawker Aircraft , Avro и Bristol были приглашены для представления проектов, но после некоторых дебатов в министерстве было также приглашено представление из Westland. Уэстлендский дизайн, внутренне обозначенный P. 8, был работой Артура Давенпорта под руководством «Тедди» Петтера . Это был второй дизайн самолета Петтера, и он провел значительное время, проводя интервью у пилотов Королевских ВВС, чтобы выяснить, чего они хотели от такого самолета. Армия хотела, чтобы тактические и артиллерийские разведывательные самолеты обеспечивали фотографическую разведку и наблюдение за артиллерийским огнем при дневном свете - примерно до 15 000 ярдов (14 км) позади вражеского фронта. Результат пилотных запросов Петтера показал, что поле зрения, низкоскоростные характеристики обработки и производительность STOL были важными требованиями.

Westland Lysander Mk.iii (SD) в общем черном камуфляже, который используется для специальных ночных миссий во время Франции во время Второй мировой войны.

Давенпорт и Петтер разработали самолет для включения этих функций. Лизандер должен был быть оснащен Бристоля с воздушным охлаждением радиальным двигателем и имел высокие крылья и фиксированные обычные шасси, установленные на инновационной перевернутой трубке с квадратным сечением U, которая поддерживала стойки крыла на вершине и содержала внутренние пружины для общеизвестных колеса. Крупные обтекаемые спаты также содержали монтаж для пулемета по Браунгу и фитинга для съемных крыльев, которые могли бы нести светлые бомбы или канистры снабжения. [ 1 ] Крылья имели обратный конус в направлении корня, который создал впечатление изогнутого крыла чайки с некоторых углах, хотя лонжероны были прямыми. У него была конструкция типа балки, складываемое с помощью легких деревянных стрингеров, чтобы придать аэродинамическую форму. Вперед фюзеляж была Duralumin Tube, соединенная с кронштейнами и тарелками, а после детали была сварена трубки из нержавеющей стали. Пластины и кронштейны были вырезаны из каналов , а не образовались из листовой стали . Передний лонжерон и подъемные стойки были экстразионами. Само крыло было покрыто тканью, и его толщина была наибольшей в якорре с стойкой, похожей на толщину более поздних отметок Стинсона с высоким крылатым транспортным монопланом.

Несмотря на свой вид, Лизандер был аэродинамически продвинут; Быть оснащенным полностью автоматическим планками крыла и прорезинными клапанами , а также переменной панелью. [ 2 ] Эти усовершенствования дали лисандеру скорость остановки всего 65 миль в час (56 кН; 105 км/ч). [ 3 ] Трубка, которая поддерживала крылья и колеса, была самой большой экструзией сплава Elektron, сделанной в то время. Из-за трудностей, связанных с производством таких больших экструзионных канадских машин, имели обычную сборку. Министерство воздуха запросило два прототипа с.8 и конкурирующих Бристоля типа 148 , быстро выбрав самолет Westland для производства и заключение контракта в сентябре 1936 года.

Устройства с высоким подтяжкой дали лисандеру короткое снятие и посадку (STOL), очень ценив такие пилоты, как лидер эскадрильи Хью Верити . Крылья были оснащены автоматическими планками, которые поднимались от переднего края, когда скорость воздуха уменьшалась к скорости остановки. Эти планки контролировали автоматические закрылки. Поэтому медленный скоростный полет был значительно упрощен, «и было возможно свести лисандра на землю, если не подъем, по крайней мере, как эскалатор». [ 4 ] Внутренние планки были подключены к клапанам и с воздушным демпфером в крыле порта, который регулировал скорость, с которой работали планки. Внешние планки работали независимо и не были подключены, и каждый был оснащен воздушным демпфером. При нормальном подходе внутренние планки и клапаны начнут открываться, когда воздушная скорость упала примерно до 85 миль в час (74 кН; 137 км/ч) и будет приблизительно наполовину со скоростью 80 миль в час (70 кН; 130 км/ч) Полем Единственный элемент управления, который есть у пилота, - это блокирующий рычаг, который он может установить, чтобы заблокировать закрылки, как только они будут опущены автоматически. [ 5 ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]
Lysander Mk.iiias № 1433 RAF RAF, над Мадагаскаром в декабре 1942 года.

Первые лисанды вступили в службу в июне 1938 года, оснащая эскадрильи для сотрудничества в армии и первоначально использовались для появления сообщений и артиллерийских пятен . Когда в Европе началась война, более ранние MK.Is были в значительной степени заменены MK.IIS, старые машины, направляющиеся на Ближний Восток. Некоторые из этих самолетов, в настоящее время обозначенных типа L.1, работали с киндытами британской индийской армии в Бирманской кампании Второй мировой войны. [ 6 ]

Четыре регулярных эскадрильи, оснащенных лисандрами, сопровождали британскую экспедиционную силу во Францию ​​в октябре 1939 года, и присоединилась к дальнейшей эскадрилье в начале 1940 года. После вторжения Германии во Францию ​​и низких стран 10 мая 1940 и легкие бомбардировщики. Несмотря на случайные победы над немецкими самолетами, они сделали очень простые цели для люфтваффе , даже когда сопровождали ураганами . [ 7 ] [ 8 ] Измененные из Франции во время эвакуации Дюнкерка , они продолжали летать на миссиях, посвященных поставкам, в союзные силы из баз в Англии; На одной миссии, чтобы сбросить припасы в войска, пойманные в ловушку в Кале , были потеряны 14 из 16 лисандеров и гекторов. 118 лисандерс были потеряны во Франции или в Бельгии в мае и июне 1940 года в общей сложности 175 развернутых. [ 8 ] [ 9 ]

С падением Франции было ясно, что тип был неподходящим для роли прибрежного патруля и сотрудничества в армии, который был описан маршалом авиации Артур Барратт , главнокомандующий британски Задача; [ 10 ] Вид на армейские пилоты AOP заключался в том, что лисандр был слишком быстр для артиллерийских целей, слишком медленных и невозможных, чтобы избежать бойцов, слишком больших, чтобы быстро скрываться на поле приземления, слишком тяжело для использования на мягкой земле и развивался RAF, даже не спрашивая армию, что было нужно. [ 11 ] Тем не менее, на протяжении оставшейся части 1940 года Лисандерс летал на рассвете и патрулировала в сумерках у побережья [ 12 ] И в случае вторжения в Британию им было поручено атаковать посадочные пляжи с помощью легких бомб и пулеметов. [ 13 ] Они были заменены в роли сотрудничества в армии домов с 1941 года, оснащенными камерами, такими как Curtiss Tomahawk и североамериканский мустанги, выполняющие разведывательные операции, в то время как легкие самолеты, такие как Taylorcraft Magne, использовались для направления артиллерии. [ 14 ] Некоторые британские Lysanders пошли на работу, работая по спасению Air-Sea, бросая лодки на воздушные заводы RAF на английском канале. [ 15 ] Четырнадцать эскадронов и рейсов были сформированы для этой роли в 1940 и 1941 годах.

В Индии, 20 и 28 эскадрильи, летающие в Уэстленде Лисанды были перечислены как неоперационные, но часть группы № 221 RAF в роли сотрудничества армии из Джамшедпура и Ранчи , соответственно, 1 июля 1942 года. [ 16 ]

Особые обязанности

[ редактировать ]
Лизандер в Италии эвакуирует американского офицера ОСС .

В августе 1941 года была сформирована новая эскадрилья, № 138 (специальные обязанности) , чтобы выполнить миссии для исполнительного директора по специальным операциям , чтобы поддерживать тайный контакт с французским сопротивлением . [ 1 ] Среди его самолетов был Lysander Mk.iiis, который пролетел и приземлился во Франции. В то время как общие падения поставки могут быть оставлены до остальной части самолета № 138, Лисандр мог вставить и удалять агентов с континента или извлечь экипаж союзников, которых сбили над оккупированной территорией и уклонялись от захвата. Для этой роли MK.III были оснащены фиксированной лестницей над стороной порта, чтобы ускорить доступ к задней кабине и большой резервуар под животом. Для того, чтобы скользить в неисчислительно лизандеры, были окрашены в матовую черную в целом (в некоторых ранних примерах были коричневые/зеленые верхние поверхности, а более поздние примеры имели серые/зеленые верхние поверхности). Операции почти всегда происходили в течение недели после полной луны, так как лунный свет был необходим для навигации. Самолет выполнял такие обязанности до освобождения Франции в 1944 году.

Лисанды базировались на аэродроме в Ньюмаркете в Саффолке , а затем в темпфорде в Бедфордшире , но использовали регулярные станции RAF для заправки для фактического пересечения, особенно RAF Tangmere . Полет без какого -либо навигационного оборудования, кроме карты и компаса, Лисандерс приземлился бы на коротких полосках земли, таких как поля, отмеченные четырьмя или пятью факелами, или избегать приземления, агент, носящий специальный костюм, вышел на очень низкой высоте и перевернулся до остановки на поле. [ 17 ] [ страница необходима ] Первоначально они были предназначены для того, чтобы нести один пассажир в задней части кабины, но для SOE использовать заднюю кабину версии MK III (SD) была изменена, чтобы переносить до трех пассажиров в случае срочной необходимости, так как они были оснащены обратной стороной обратной стороны. Для двух пассажиров (с шкафчиком внизу) и полки в задней части отсека, которое также может служить сиденьем для третьего пассажира. [ 18 ]

Пилоты № 138, и с начала 1942 года № 161 эскадрилью доставили 101 агента и обнаружили 128 агентов из оккупированной немецкой Европой. [ 19 ] [ страница необходима ] Немцы мало знали о британском самолете и хотели изучить один. Солдаты захватили нетронутого Лисандра в марте 1942 года, когда его пилот не смог уничтожить его после аварии, но поезд попал в грузовик, несущий лисандер, уничтожив груз. [ 20 ]

На Дальнем Востоке с 1944 года эскадрилья № 357 RAF управляла шестью SD Lysanders в качестве рейса C для сброса агентов в поддержку четырнадцатой армии в Бирме. [ 21 ]

Лисанды также использовались в качестве самолета с целью целей и связи. Два самолета ( T1443 и T1739 ) были переведены в британскую корпорацию Airways (BOAC) для обучения, а 18 были использованы Королевского флота воздушной рукой Флота . Все британские лисанды были сняты с службы в 1946 году.

Бесплатный французский

[ редактировать ]

Лисандер также вступил в ряды сил Aériennes Françaiseize Libres ( Free French Air Force , FAFL), когда Groupe Mixte De Combat (GMC) 1, сформированный в RAF Odiham 29 августа 1940 Власти в таких странах, как Габон , Камерун и Чад , которые все еще были верны Виши Франции , чтобы присоединиться к галлистскому делу против Ось держит силу и атаковать итальянские сухопутные силы в Ливии . Как и во всех самолетах FAFL, Lysanders носил крест Lorraine Insignia на фюзеляже и крыльях вместо французского триколорного кругольца, который впервые использовался в 1914 году, чтобы отличить свои самолеты от тех, кто летает на военно -воздушные силы Виши. Лисанды в основном использовались в разведывательных миссиях, но также использовались для случайных атак. В целом, FAFL использовали 24 лисанды.

110 (AC) эскадрилья RCAF Lysander II в схеме доставки серебра на станции RCAF Rockcliffe
Lysander II.T Target Tug с черными и желтыми полосами

Сто четыре британских лисандеров были доставлены в с добавлением 225, которые были построены по лицензии National Steel Car в Малтоне, Онтарио (недалеко от Торонто начиная с октября 1938 года и первого самолета в августе 1939 года. Канаду ) с производством , Лисандерс в роли сотрудничества армии , где они представляли значительное улучшение по сравнению с устаревшим Вестленд-Вапити, который мог бы отследить его происхождение до 1916 года. Первоначальная подготовка проводилась на станции RCAF Rockcliffe (недалеко от Оттавы , Онтарио ), когда эскадрилья № 123 управляет там школой сотрудничества в армии. Подразделения, которые управляли Лизандером для обучения этой роли в Канаде, включают 2 эскадрильи , 110 эскадрильи (которая стала 400 эскадрильей за границей) и № 112 RCAF RCAF.

414 эскадрилья сформировалась за границей и присоединилась к 110 эскадрилье и 112 эскадрилья с лисандрами. До того, как отправиться за границу, 2 эскадрилья была расформирована, и ее летчики переназначили на 110 и 112 эскадрильи, чтобы поднять их в военное учреждение (2 эскадрильи впоследствии реформируется в Англии как подразделение урагана и в конечном итоге перенумеруется как 402 эскадрильи ). Всего было три эскадрильи, готовые начать операции против полномочий оси . Хотя операция Sea Lion- запланированное немецкое вторжение в Великобританию- была предотвращена победой Великобритании в битве Британии понесенные RAF Lysanders в битве во в 1940 году, высокие потери , Франции Лисандерс остановился, хотя канадские эскадрильи продолжали тренироваться с лисандрами, пока не будут доступны подходящие замены.

Эскадрилья № 118 и эскадрилья № 122 RCAF были единственными канадскими подразделениями, которые использовали свои лисанды для активных операций-118 в Сент-Джон , Нью-Брансуик и 122 в различных местах на острове Ванкувер , где они выполняли анти-субмаренные патрули Проводили поисковые операции. В течение того же периода № 121 RCAF и несколько операционных подразделений (OTU) использовали лисанды-нарисованные в схеме с высокой visibuity с желтой и черной полосой-для целевых обязанностей буксировки. [ 22 ]

В течение короткого периода в 1940 году, когда каждый доступный истребитель по ураганам был отправлен за границу, чтобы сражаться в битве за Британию, оставляя RCAF без современного истребителя дома в Канаде, две эскадрильи, оснащенные RCAF, которые должны были преобразовать в истребители истребители. но не было никого, чтобы преобразовать, были переизведены как операционные истребители. 111 Эскадрилья , прибрежная артиллерийская эскадрилья, которая ранее заменила своих тренеров Avro лисандрами и была реклассифицирована как отделение сотрудничества армии, снова была реклассифицирована как истребительская эскадрилья-единственный на канадском западном побережье-в июне 1940 года. Лисандер. Эскадрилья оборудования118 также была преобразована в истребительную эскадрилья. Лисандеру совершенно не хватало возможности работать в роли истребителя, и ни одна эскадрилья не считала действием истребителя, оснащенного лисандрами, но их обозначение в качестве истребителей позволило пилотам -истребителям RCAF работать в критическое время без необходимости ждать Прибытие истинных истребителей. Эскадрилья № 118 была расформирована в сентябре 1940 года, и когда она реформировалась в декабре 1940 года, все еще как истребительская эскадрилья, она была оснащена 15 старым, в остальном нежелательном Grumman Goblin Fighters, производимые канадским автомобилем и литейным заводом . Вскоре как 111, так и 118 эскадрильи вновь оснащены Curtiss P-40 Kittyhawk , допустив к концу краткое обслуживание лисандеров в истребителях. К концу 1944 года все канадские лисанды были отозваны из летающих обязанностей. [ 22 ]

Другие страны

[ редактировать ]

Другими экспортными клиентами для Лисандра были Финские ВВС (которые получили четыре мак.и и девять самолетов Mk.iii), Ирландский воздушный корпус (который взял на себя шесть самолетов Mk.ii), турецкие ВВС (которые получили 36 MK.IIS), Португальские ВВС (которые взяли на себя восемь самолетов MK.IIIA), ВВС Армии Соединенных Штатов (которые получили 25), ВВС Индии (которые взяли на себя доставку 22) и эскадрилья № 1 Королевских египетских ВВС . [ 23 ] Reaf получил 20 самолетов. Египетские лисанды были последними, кто увидел активную службу против Израиля в Палестинской войне 1947–1949 годов .

Гражданское использование

[ редактировать ]

После войны в качестве авиационных аппликаторов были использованы ряд избыточных лисандеров ВВС Канады, работающих в Альберте и Западной Канаде. [ 24 ] Два из них были сохранены для включения в Линн Гаррисон коллекцию для показа в Калгари , Альберта, Канада.

Производство

[ редактировать ]

В общей сложности было построено 1786 лисандеров, в том числе 225, изготовленные по лицензии национальной стальной машиной в Малтоне недалеко от Торонто, Онтарио, Канада, в течение T1938 и 1939 года. [ 25 ]

Варианты

[ редактировать ]
Лизандер IIIA в центре Стивена Ф. Удвар-Хейзия возле Вашингтона, округ Колумбия
Лизандер Мк.И.
Основанный на 890 л.с. (660 кВт) Bristol Mercury XII радиального поршневого двигателя. Два пулемета в прямом эфире 0,303 в (7,7 мм) пулемет в колесных обтекателях и один монтируемый на пистолетах 0,303 в (7,7 мм) Льюис или Виккерс К пулемет в задней части кабины. Дополнительные ссоры с заглушными крыльями несут 500 фунтов (230 кг) бомб. Четыре бомбы 20 фунтов (9,1 кг) могут переносить при заднем фюзеляже.
Lysander TT Mk.i
Lysander Mk.Is превращен в целевые буксиры.
Лизандер Мк.Ии
Основанный на одном 905 л.с. (675 кВт) Bristol Perseus xii рукав с рукавом радиального поршневого двигателя.
Lysander TT MK.II
Целевое переход буксира Lysander Mk.ii.
Лизандер Мк.Иии
Основанный на 870 л.с. (650 кВт) Bristol Mercury XX или 30 радиального поршневого двигателя, 350, доставленные с июля 1940 года. Двойной 0,303 в (7,7 мм) орудинг в задней части.
Лизандер Мк.Иия
Как Лисандер Мк.И, с двигателем Mercury 20. Двойной 0,303 дюйма (7,7 мм) орудия Льюиса в задней части кабины.
LINGED MK.III SCW (Специальный контракт Westland)
Специальная версия для тайных операций. Нет вооружения, на большие расстояния 150 галлонов топливный бак, фиксированная внешняя лестница.
Lysander TT MK.III
Lysander Mk.is, Mk.iis и Mk.iiis превращены в целевые буксиры.
Lysander TT MK.IIIA
100 специально построенных целевых буксиров.
P.12 Delanne Lysander
С.12, также иногда называемый Вендовером [ Цитация необходима ] был восстановлением прототипа Lysander K6127 DeLanne Configuration с задним крылом с электроприводом с четырьмя пучками Tandem для нести башню . Дизайн был предназначен для «пляжного перестройки» в случае вторжения в Великобританию. Установка дорсальной башни орудия (Боултон Пол) была насмешена, но движение центра тяжести было проблемой, которая привела к исследованию использования хвостового плана Delanne, который обеспечит 50% подъема и позволил Широкий диапазон C-of-G. Петтер и Харальд Пенроуз проконсультировались с Морисом Деланном , а Пенроуз вылетела в Delanne 20t весной 1940 года, после чего Петтер поднял дизайн. Задний фюзеляж был изменен в более широкий из постоянного поперечного сечения. Низкому на фюзеляже была установлена ​​хвостовая поверхность с двумя хвостовыми плавниками, заменяющими центральный плавник. Эта оставленная комната для оружейной башни, просто кормовой из заднего крыла. Как Фрейзер Нэш , так и турели Боултон-Поля были рассмотрены, но был установлен только балластная манекена без системы питания. Главное крыло и вперед фюзеляж оставались неизменными. Испытания не начались до июля 1941 года, и к тому времени, когда оценка A & AEE стала удовлетворенной необходимостью в том, что нарушающаяся отряд исчезла. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
"Беременный окунь"
L6473 адаптирован с вентральным положением оружия, что привело к выпукнутому животу фюзеляжа, опять же для пляжного пересечения. Во время испытаний в июне 1940 года отказа двигателя привел к приземлению сил, и самолет оказался «с носом в канаве». [ 29 ] [ 26 ] [ А ] В 1940 году K6127 был протестирован с парой 20 мм (0,79 дюйма) пушки Oerlikon, установленная на вершине колесных граней, а крылья снимались; Намерение состояло в том, чтобы использовать самолет против баржи вторжения в операцию. [ 31 ]

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Лизандер MK.III, пролетавший Канадским музеем наследия военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио
Коллекция Shuttleworth Lysander во время авиасалоны

Ряд лисандров сохраняется в музеях в Канаде, Великобритании, Соединенных Штатах, Бельгии и в других местах.

[ редактировать ]

В 1963 году BBC TV передала серию драм под названием Moostrike о введении подпольных оперативников в оккупированную Францию. Первый эпизод показал реконструкцию типичной операции Лизандра. [ 50 ]

Технические характеристики (Lysander Mk.iii)

[ редактировать ]
Рисунок Lysander Mk.i, с дополнительным видом на сторону скрытого самолета Mk.iii (SD).

Данные с Westland Aircraft с 1915 года [ 51 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (1 пилот, 1 проход.)
  • Длина: 30 футов 6 дюймов (9,30 м)
  • Размах крыльев: 50 футов 0 в (15,24 м)
  • Высота: 14 футов 6 дюймов (4,42 м)
  • Область крыла: 260 кв. Футов (24 м 2 )
  • Аэродинамическая профиль : RAF 34 [ 52 ] модифицированный [ 53 ]
  • Пустой вес: 4365 фунтов (1 980 кг)
  • Максимальный вес взлета: 6 330 фунтов (2871 кг)
  • Силовая установка: 1 × Бристол Ртуть XX 9-цилиндровый
  • Пропеллеры: 3-лето

Производительность

  • Максимальная скорость: 212 миль в час (341 км/ч, 184 кН) при 5000 футов (1524 м)
  • Скорость стойла: 65 миль в час (105 км/ч, 56 кН)
  • Диапазон: 600 миль (970 км, 520 нми)
  • Потолок обслуживания: 21 500 футов (6600 м)
  • Время до высоты: 10 000 футов (3048 м) за 8 минут
  • Расстояние взлета до 50 футов (15 м): 915 футов (279 м)

Вооружение

  • Оружие: Пардей . × 2
  • Бомбы: 4 × 20 фунтов (9 кг) Он бомбы на носителе серии световых или 1 × 150 бак GAL (на MK IIIA SD) под задней фюзеляжем и/или 500 фунтов (227 кг) бомб [ B ] на ходубных точках крыла с заглушкой (если они установлены)

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Посадка была составлена ​​в гору и избегая линий электропередачи высокого напряжения [ 30 ]
  2. ^ Четыре 120 фунтов бомб GP или две 250 фунтов он бомб [ 51 ]
  1. ^ Jump up to: а беременный Дэвис, Глин (2014). Тедди Петтер -дизайнер самолетов . Страуд, Глостершир, Великобритания: История пресса. п. 24. ISBN  978-0-7524-9211-7 .
  2. ^ Полет 1938 с. 572
  3. ^ Тейлор 1969, с. 443.
  4. ^ Верити 1978 с. 15
  5. ^ Wake-Walker 2014 с. 64
  6. ^ Мастерс, Джон. Дорога мимо Мандалай . Лондон: Бенгаль-Рокленд, 1961. ISBN   0-304-36157-7 .
  7. ^ Air International, январь 1984, с. 26–27.
  8. ^ Jump up to: а беременный Март 1998, с. 243.
  9. ^ Джеймс 1991, с. 247
  10. ^ Air International январь 1984, с. 27
  11. ^ Манро, Рональд Лайелл. Над битвой: пилот наблюдения за воздухом на войне (Kindle ed.). Ручка и меч. п. Расположение Kindle 239.
  12. ^ Рикард, J. "№ 613 Эскадрилья (RAF): Вторая мировая война" , viestorofwar.org , 6 апреля 2012 года.
  13. ^ «Музей RAF: Westland Lysander III». Архивировано 3 октября 2012 года в Machine Machine Machine Королевский ВВС , 2012. Получено 23 декабря 2012 года.
  14. ^ Air International февраль 1984 г., с. 81.
  15. ^ Air International февраль 1984 г., с. 82
  16. ^ Air Historical Franch, RAF повествование (первый драфт), кампании на Дальнем Востоке, том III, командование Индии, сентябрь 1939 года по ноябрь 1943 г., Приложение 2, 167 ..
  17. ^ Батлер, Жозефина (1983). Секретный агент Черчилля . Блакетон-Холл. ISBN  978-0-907854-02-9 .
  18. ^ Тангмерский музей военной авиации. "Westland Lysander MK III (SD)" . Тангмерский музей военной авиации . Получено 21 августа 2024 года .
  19. ^ Ганстон, Билл. Классические самолеты Второй мировой войны. Лондон: Osprey, 1995. ISBN   1-85532-526-8 .
  20. ^ Breuer 2000, с. 135–137.
  21. ^ Мейсон, профиль 146
  22. ^ Jump up to: а беременный Costu and Grip 1977, p. 56
  23. ^ Стив Ротвелл, военный союзник или ответственность, египетская армия 1936–42 . Получено в июне 2020 года.
  24. ^ Милберри 1979, стр. 98, 213.
  25. ^ Милберри 1979, с. 116
  26. ^ Jump up to: а беременный Джеймс, 1991, с.244
  27. ^ Bowers 1984 с. 34–5
  28. ^ Филипп Джарретт; «Ничего не рискнуло ...», Авиабилетовый ежемесячный , июнь 1990 года, стр. 334-7.
  29. ^ Джеймс 1991 с. 243–4
  30. ^ Мейсон (1967) P11
  31. ^ Мейсон, 1967, с.11
  32. ^ «Досье планера - Вестленд Лисандер IIIA, S/N 1589 RCAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 декабря 2016 года .
  33. ^ «Уэстленд Лисандер» . Канадский музей полета . Канадский музей полета . Получено 20 декабря 2016 года .
  34. ^ "Westland Lysander Mk. IIIA" . Канадский музей наследия канадского плана . Получено 20 декабря 2016 года .
  35. ^ Коласа, Рич, «Канадский музей наследия канадского плана Flyfest Hamilton, Онтарио, 20–21 июня 2009 г.» , World Airshow News , архивировано с оригинала 7 июля 2011 года , получено 4 сентября 2009 г.
  36. ^ «Сержант Клиффорд Стюарт Уэстленд Лисандер IIIA» . Винтажные крылья Канады . Получено 20 декабря 2016 года .
  37. ^ "Это официально; она в воздухе!" Полем Винтажные крылья Канады . 18 июня 2010 г. Получено 21 декабря 2016 года .
  38. ^ "Transfort Lysander Statique Vers Landen" . Сабена Олд Таймеры (по -французски) . Получено 21 декабря 2016 года .
  39. ^ «Досье планера-Уэстленд Лисандер III, S/N 2442 RCAF, C/R OO-SOT» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 21 декабря 2016 года .
  40. ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Получено 1 декабря 2019 года .
  41. ^ «Новости 14/11/2009: Уэстленд Лисандер T1562 V9562 в восстановлении музея Королевской армии в Брюсселе» . Дневник BAMF & BAMRS . 14 ноября 2009 г. Получено 21 декабря 2016 года .
  42. ^ «Уэстленд Лизандер III» . Музей Королевских ВВС . Получено 20 декабря 2016 года .
  43. ^ Симпсон, Эндрю (2013). «Индивидуальная история» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Получено 20 декабря 2016 года .
  44. ^ Коллекция Шаттлворта - Лизандер Архивировал 10 февраля 2017 года на машине Wayback. Получено: 9 марта 2017 г.
  45. ^ Westland Lysander - Restoration Company , 22 мая 2019 г.
  46. ^ «Уэстленд Лизандер III» . Канадский музей авиации и космоса . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Получено 20 декабря 2016 года .
  47. ^ «Вестленд Лисандер IIIA» . Смитсоновский национальный музей воздуха и космоса . Архивировано с оригинала 9 августа 2018 года . Получено 20 декабря 2016 года .
  48. ^ «Вестленд Лисандер IIIA» . Имперские военные музеи . Получено 20 декабря 2016 года .
  49. ^ «Досье планера - Уэстленд Лисандер, C/N 1244» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 20 декабря 2016 года .
  50. ^ "Moonstrike" . Action TV . Получено 27 сентября 2021 года .
  51. ^ Jump up to: а беременный Джеймс 1991, с. 252–253.
  52. ^ «RAF 34 аэродинамический профиль (RAF34-IL)» . Airfoiltools.com . Получено 25 апреля 2020 года .
  53. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер М. (1984). Нетрадиционные самолеты . Blue Ridge Summit: Tab Books Inc. ISBN  0-8306-2384-1 .
  • Брейер, Уильям Б. Секретные сказки о Второй мировой войне. Нью -Йорк: Wiley, 2000. ISBN   0-471-35382-5 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Airtime Publishing, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • «Для сотрудничества армии» . Полет . 9 июня 1938 года. С. 569–576. Архивировано с оригинала 7 марта 2016 года.
  • Гриффитс, Фрэнк. Крылатые часы . Лондон: Уильям Кимбер, 1981. ISBN   0-7183-0128-5 .
  • Холл, Алан В. Вестленд Лисандер, серия Warpaint № 48 . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2005. OCLC   78987749 .
  • Джеймс, Дерек Н. Вестлендский самолет с 1915 года . Лондон: Путнэм, 1991. ISBN   0-85177-847-X .
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд: история . Глостершир, Великобритания: Tempus Publishing Ltd, 2002. ISBN   0-7524-2772-5 .
  • Кайтли, Джеймс. Уэстленд Лисандер . Redbourn, Великобритания: Mushroom Model Publications, 2006. ISBN   83-917178-4-4 .
  • Костенук, Самуил и Джон Гриффин. История и самолеты эскадрилью RCAF: 1924–1968 . Торонто, Онтарио: Сэмюэль Стивенс Хакерт и Компания, 1977. ISBN   0-88866-577-6 .
  • Март, Даниэль Дж. Британские войны Второй мировой войны . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1998. ISBN   1-874023-92-1 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1967). Уэстленд Лизандер . Самолет в профиле № 159. Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications.
  • Милберри, Ларри. Авиация в Канаде . Торонто: McGraw Hill Ryerson Limited, 1979. ISBN   0-07-082778-8 .
  • Монди, Дэвид. Уэстленд (Планины 2). Лондон: издательская компания Джейн, 1982. ISBN   0-7106-0134-4 .
  • Овчачик, Михал и Карел Суса. Westland Lysander MKS.I, II, III/IIIA, III (SD)/IIIA (SD), TT MKS. I, II, III . Прага, Чешская Республика: Mark 1 Ltd., 1999. ISBN   80-902559-1-4 .
  • Robertson, Bruce. Lysander Special . Shepperton, Surrey, UK: Ian Allan Ltd., 1977. ISBN   0-7110-0764-0 .
  • «Некоторые разговоры об Александре ...» Часть 1. Air International , январь 1984, вып. 26, № 1. ISSN   0306-5634 . С. 21–28.
  • «Некоторые разговоры об Александре», часть 2. Air International , февраль 1984 г., вып. 26, № 2. ISSN   0306-5634 . С. 80–87.
  • Стенман, Кари (июль -август 2001). «От Британии до Финляндии: поставки для зимней войны». Энтузиаст воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN   0143-5450 .
  • Тейлор, Джон В.Р. "Уэстленд Лисандер". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время. Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Верити, Хью. Мы приземлились от лунного света . Лондон: Ян Аллан ООО, 1978. ISBN   0-7110-0886-8 .
  • Wake-Walker, Эдвард. Уэстленд Лисандер: Руководство владельцев . Yeovil: Haynes Publishing, 2014. ISBN   978-0-85733-395-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8388d4bea480bfc699eec03df8b8620e__1725747000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/0e/8388d4bea480bfc699eec03df8b8620e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Westland Lysander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)