Бристоль Сикамор
Тип 171 Платан | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный Sycamore летал во время RIAT 2019. | |
Роль | Спасательный и противолодочный вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Дизайнер | Рауль Хафнер |
Первый полет | 27 июля 1947 г. |
Введение | 1953 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Королевский флот Австралии Немецкая армия |
Произведено | 1947–1959 [ 1 ] |
Количество построенных | 180 [ 1 ] |
Bristol Type 171 Sycamore — ранний вертолет, разработанный и построенный вертолетным подразделением Bristol Airplane Company . Название относится к семенам платана Acer pseudoplatanus , которые падают вращающимся движением. [ 2 ] Он отличается тем, что является первым британским вертолетом, получившим сертификат летной годности , а также первым вертолетом британской конструкции, который будет представлен и служить в Королевских ВВС (RAF). [ 2 ]
Обычно этот тип самолета вмещал до трех пассажиров и часто использовался в качестве транспорта как для пассажиров, так и для груза. В ВВС Великобритании Sycamore обычно использовался для поисково-спасательных операций и эвакуации раненых . Этот тип доказал ценность винтокрылой машины, позволяющей легко преодолевать негостеприимную или иным образом недоступную местность; «Сикамор» внес ценный вклад в британскую военную деятельность во время чрезвычайной ситуации в Малайзии , чрезвычайной ситуации на Кипре и чрезвычайной ситуации в Адене , а также в других операциях.
Помимо британской военной службы, различные модели Sycamore производились и эксплуатировались рядом пользователей, включая зарубежные военные операции и гражданские заказчики. Гражданские операции обычно включали транспортировку, спасательные работы в горах и работы по аэрофотосъемке. В 1959 году производство Sycamore прекратилось после того, как было построено 180 винтокрылых машин. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны были разработаны и опробованы новые методы движения самолетов; в частности, достижения в области роторных самолетов, таких как гирокоптеры и вертолеты , сделали такие самолеты более практичными. [ 2 ] В 1944 году Бристоль создал специализированное вертолетное подразделение вскоре после вторжения союзников в Европу инженеры из Экспериментального центра Воздушно-десантных войск (AFEE) в Больё , когда появились . AFEE проводило собственную работу по разработке конструкций винтокрылых машин под руководством известного пионера вертолетной техники Рауля Хафнера ; однако успешное использование Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar планеров во время операции «Оверлорд» привело к тому, что разработка вертолетов была признана приоритетом. Хафнер, чья компания была приобретена Бристолем, был немедленно назначен главой нового вертолетного подразделения Бристоля. [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ]
В июне 1944 года начались работы по созданию четырехместного вертолета, предназначенного как для гражданского, так и для военного использования; именно из этой программы и появился Sycamore. [ 1 ] При разработке особое внимание уделялось обеспечению необходимого уровня выносливости механических узлов винтокрылой машины. 25 июля 1947 года первый прототип, VL958, оснащенный двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 450 лошадиных сил (340 кВт) (в линейке Бристоля не было подходящего двигателя), совершил первый полет этого типа . [ 1 ] [ 2 ] В середине 1948 года был построен третий прототип, построенный по улучшенному стандарту Sycamore Mk.2; эта модель была оснащена двигателем Alvis Leonides мощностью 550 лошадиных сил (410 кВт) , двигатель Leonides стал стандартной силовой установкой для всего последующего производства Sycamore. 25 апреля 1949 года на Sycamore был выдан сертификат летной годности , ставший первым таким британским вертолетом. [ 1 ] [ 2 ]
Во время программы летных испытаний ключевыми пилотами-разработчиками Типа 171 в Бристоле были Чарльз «Сокс» Хосегуд и полковник Роберт «Боб» Смит. В 1951 году принадлежащий Бристолю самолет Sycamore Mk.2 использовался во время серии испытаний на палубную посадку, проведенных на борту Королевского флота авианосца HMS Triumph . [ 4 ] Быстро была разработана улучшенная модель вертолета, получившая обозначение Sycamore Mk.3; он отличался увеличенной вместимостью для пяти человек, более широким фюзеляжем и укороченной носовой частью. [ 2 ] Всего было произведено 23 самолета Sycamore Mk.3, 15 из них в основном использовались для совместной оценки Королевскими ВВС (RAF), Армейским авиационным корпусом (AAC) и British European Airways (BEA). [ 1 ] [ 2 ]
Версии Sycamore вплоть до Mk.3A включительно сохранили стандартную двухместную компоновку кабины, в которой пилот размещался на левом сиденье, а второй пилот - на правом. [ 2 ] Однако на основной серийной модели, получившей обозначение Sycamore Mk.4, такое расположение сидений было изменено на американскую практику расположения сиденья пилота справа. Был также ряд других разработок, которые присутствовали в более ранних версиях, например, четырехдверный дизайн, который был стандартизирован для Sycamore Mk.4. Эта версия поступила на вооружение Королевских ВВС, получив военное обозначение HR.14. [ 2 ]
Гражданские версии не продавались под названием Sycamore, вместо этого они были известны просто как Bristol Type 171. [ 2 ] К маю 1958 года было произведено более 150 Sycamores, и строилось по четыре единицы в месяц. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Bristol Sycamore был одним из первых серийных вертолетов. [ 5 ] Каждый Sycamore был изготовлен со всеми необходимыми фиксированными деталями, позволяющими быстро адаптировать его для любой из шести основных ролей: поисково-спасательных операций, санитарной авиации, пассажирских перевозок, грузовых перевозок, воздушного крана и двойного обучения; он также использовался для других специализированных ролей. [ 5 ] В Sycamore вмещалось от четырех до пяти пассажиров, в зависимости от модели; Обычно он оснащался тремя складными брезентовыми сиденьями, а также одним вращающимся сиденьем помимо пилота. Помимо пассажирской кабины, он имел отдельное багажное отделение. [ 5 ]
Специализированная модель санитарной авиации Sycamore была разработана в начале 1950-х годов. В этой конфигурации внутри кабины переносили до двух пациентов на носилках, сложенных одна над другой; это отличалось от обычного устройства эпохи использования внешних «капсул» для перевозки пациентов. [ 6 ] Чтобы обеспечить необходимую дополнительную ширину кабины, из плексигласа с каждой стороны кабины были установлены съемные блистеры . Стойки для носилок можно было сложить по бокам кабины, освободив вместо этого место для трех сидячих раненых; была доступна розетка для подключения электрических одеял . Рядом с пилотом находилось поворотное кресло фельдшера. [ 6 ]
Лопасти . трехлопастного несущего винта крепились к головке несущего винта с помощью легких чередующихся стальных пластин, а тяги воспринимали центробежные растягивающие нагрузки [ 5 ] Рычаги лопастей соединялись с помощью шаровых шарниров с рычагами управляющего крестовина, конус которого приводился в движение вверх и вниз с помощью рычага общего шага, изменявшего шаг всех лопастей; использовался необратимый механизм для предотвращения передачи нагрузки от лопасти обратно на ручку управления. Лопасти поддерживались в неподвижном состоянии или при медленном повороте с помощью упоров, которые сохраняли минимальный зазор между законцовками лопастей и хвостовой балкой даже при сильном ветре; эти упоры были сняты при скорости выше 100 об / мин , чтобы была возможна полная свобода движений для эффективного полета. [ 7 ]
Sycamore был оснащен одним поршневым двигателем Alvis Leonides мощностью 550 л.с. (410 кВт). [ 8 ] Двигатель устанавливался снизу и сзади несущего винта на гибкой опоре для уменьшения вибраций, передаваемых на конструкцию вертолета. Он был изолирован в огнестойком корпусе, оснащенном оборудованием для обнаружения и тушения пожара в соответствии с требованиями сертификации. [ 8 ] Воздух всасывался через обращенную вперед решетку для охлаждения коробки передач перед тем, как пройти через капот двигателя и покинуть фюзеляж. Мощность двигателя регулировалась рычагом общего шага. Для поддержания требуемой частоты вращения несущего винта необходимо было автоматически изменять подачу топлива в двигатель, поскольку установка шага несущего винта по команде пилота меняла нагрузку на двигатель; точная регулировка мощности двигателя достигалась поворотом рычага шага. [ 8 ] У Sycamore была относительно высокая для того времени скорость вращения ротора, которая, как утверждалось, обеспечивала более плавную езду и была более безопасной в случае отказа двигателя. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]
С 1952 по 1955 год Sycamore использовался для различных испытаний Отделом развития воздушно-морской войны Королевских ВВС. [ 9 ] который находился на авиабазе RAF St. Mawgan . В апреле 1953 года Sycamore HR14 поступил на вооружение 275-й эскадрильи Королевских ВВС и продолжил службу в общей сложности в девяти эскадрильях . Различные марки Sycamore служили в ВВС Великобритании; в первую очередь они будут использоваться в качестве машин скорой медицинской помощи (Sycamore HC.10), для армейской связи (Sycamore HC.11) и для поисково-спасательных операций (от Sycamore HR.12 до Sycamore HR.14). [ 2 ] В 1953 году 275-я эскадрилья, оснащенная самолетами Sycamore, стала первой вертолетной поисково-спасательной эскадрильей Королевских ВВС в Великобритании. [ 10 ] Этот тип использовался Центральной летной школой Королевских ВВС для обучения пилотов. [ 10 ] В июне 1953 года «Сикамор», буксирующий большой прапорщик Королевских ВВС, возглавил пролет 640 самолетов Великобритании и Содружества на смотре коронации Королевских ВВС . [ 11 ]
Sycamore активно использовался во время чрезвычайной ситуации в Малайзии (1948–1960), обычно для развертывания армейских пеших патрулей в джунглях. Многочисленные «Сикаморы» были переданы в состав ВВС Дальнего Востока для участия в конфликте; однако этот тип попал в ряд аварий в этом регионе, которые произошли из-за проблем с лопастями хвостового или несущего винта. [ 10 ] [ 12 ] В ответ на это была проведена серия испытаний лопастей, прежде чем была принята модифицированная конструкция лопастей и возобновлены операции Sycamore на театре военных действий. После окончания большинства боевых операций в августе 1960 года «Сикоморы» остались в регионе, включая отряд в Брунее , для поддержки дислоцированных там британских войск и сдерживания дальнейшей агрессии со стороны малайских коммунистических партизан. [ 10 ]

Этот тип также участвовал в боевых действиях в ВВС Великобритании во время чрезвычайной ситуации на Кипре и в Адене , а также в других операциях. В декабре 1971 года последний из Sycamore ВВС Великобритании был официально отправлен в отставку; это произошло из-за того, что критические детали достигли конца усталостного ресурса. Однако 32-я эскадрилья продолжала эксплуатировать два «Сикамора» до августа 1972 года. [ 10 ] [ 2 ]
Пятьдесят платанов были доставлены федеральному правительству Германии. [ 2 ] Три вертолета были произведены для правительства Бельгии для использования в Бельгийском Конго ; он был выбран из-за хороших возможностей этого типа в тропических условиях, что было доказано во время его боевого применения в Малайзии. [ 13 ] Sycamore был вторым типом вертолета, который использовался Силами обороны Австралии ; десять были доставлены в Королевский военно-морской флот Австралии . [ 2 ]
Sycamore также использовался в различных гражданских целях. Единственный пример использовался при строительстве автомагистрали М1 между Лондоном и Лидсом ; этот тип обеспечивал поддержку в различных ролях, в том числе для выполнения аэрофотосъемки, связи между различными объектами, перевозки персонала и оборудования, а также смягчения последствий наводнений на объекте. [ 14 ] Платаны, эксплуатируемые австралийскими национальными авиалиниями, обычно были доступны для чартера и выполняли такие задачи, как аэрофотосъемка горнодобывающих предприятий, миссии по снабжению и транспортировка оборудования через отдаленные районы глубинки страны. [ 15 ]
Варианты
[ редактировать ]Тип 171
[ редактировать ]- Мк 1
- Прототип; два построено. [ 2 ]
- Мк 2
- Второй прототип; один построен. [ 2 ]
- Мк 3
- Серийная модель пятиместная в расширенном фюзеляже, с укороченной носовой частью для улучшения обзора. Всего построено 23 самолета, включая Mk 3A. [ 16 ]
- Мк 3А
- Гражданская версия с дополнительным грузовым отсеком, два построены для British European Airways . [ 2 ]
- Мк 4
- Это была основная серийная модель, похожая на военную версию Sycamore с более мощным двигателем. [ 2 ] 154 построено. [ 16 ]
Платан
[ редактировать ]- Платан HC.10
- (=Mk.3), построенный для оценки армейской авиацией в качестве санитарной авиации . [ 2 ]
- Платан HC.11
- (= Mk.3) четыре, построенные для оценки армейской авиации в качестве самолетов связи. [ 2 ]
- Платан HR.12
- (=Mk.3A) четыре построены для ВВС Великобритании для оценки в качестве поисково-спасательных самолетов. [ 2 ]
- Платан HR.13
- (= Mk.3A) два построены со спасательными лебедками для ВВС Великобритании для использования в качестве поисково-спасательных самолетов. [ 2 ]
- Платан HR.14
- (=Mk.4) 85 построено для ВВС Великобритании в качестве поисково-спасательных самолетов. [ 2 ]
- Платан Мк.14
- три построены для ВВС Бельгии для использования в Бельгийском Конго . [ 2 ]
- Платан Mk.50
- три построены для Королевского военно-морского флота Австралии для поисково-спасательных операций и охраны самолетов. [ 2 ]
- Платан HC.51
- семь построены для Королевского военно-морского флота Австралии для поисково-спасательных операций и охраны самолетов. [ 2 ]
- Платан Mk.52
- 50 построено для ВВС и ВМС Германии. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Flying Bulls В 2013 году Flying Bulls от Red Bull восстановили один платан.
Военные операторы
[ редактировать ]
- Королевские ВВС Австралии . Только два Sycamore находились на вооружении RAAF с 1951 по 1965 год. Эти два вертолета использовались для выполнения задач общей поддержки на ракетном полигоне Вумера в Южной Австралии.
- Отдел исследований и разработок самолетов
- № 1 Отделение воздушных испытаний
- Королевский флот Австралии
- Бельгийские ВВС : Бельгия использовала три Mk.14B (зарегистрированные как B1/OT-ZKA, B2/OT-ZKB и B3/OT-ZKC) для оснащения столичной державы в Конго спасательным рейсом, базирующимся на авиабазе Камина . [ 17 ] Провинция Катанга . Использовался с 1954 по 1960 год.

- Королевские ВВС
- Группа развития воздушно-морской войны [ 9 ]
- Центральная летная школа
- 22-я эскадрилья [ 18 ]
- 32-я эскадрилья [ 18 ]
- 84-я эскадрилья [ 18 ]
- 103-я эскадрилья [ 18 ]
- 110-я эскадрилья [ 18 ]
- 118-я эскадрилья [ 18 ]
- 194-я эскадрилья [ 18 ]
- 225-я эскадрилья [ 18 ]
- 228-я эскадрилья [ 18 ]
- 275-я эскадрилья [ 18 ]
- 284-я эскадрилья [ 18 ]
- 651-я эскадрилья [ 18 ]
- 657-я эскадрилья [ 18 ]
- № 1563 (Вертолет) Рейса RAF
- Армейский авиационный корпус
Выживший самолет
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- На дисплее
Хранится или находится на реставрации
- Sycamore A91-1, бывший RAAF , в Австралийском национальном музее авиации в Мураббине , Виктория.
Австрия
[ редактировать ]- Годен к полетам
- Сикамор HR.52 OE-XSY – Red Bull
- хранится, выставляется на обозрение для особых мероприятий
- Waste Watchers Kehr Force One из MA48 (Венский департамент по сбору мусора), стажерский центр [ 19 ]
- хранится и используется для технического обучения
- Федеральная техническая школа авиационной техники, Лангенлебарн, бывший D-HFUM [ 20 ]
Бельгия
[ редактировать ]- На дисплее
- Sycamore HR.14 XG547 Королевских ВВС в Королевском музее вооруженных сил и военной истории в Брюсселе [ 2 ]
Германия
[ редактировать ]- На дисплее
- Sycamore HR.52 78+20 немецкой армии в Музее вертолетов в Бюкебурге [ 2 ]

Великобритания
[ редактировать ]- На дисплее
- Sycamore 3 G-ALSX – Музей вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр [ 21 ]
- Sycamore 3 WA576 - Музей авиации Дамфриса и Галлоуэя, Дамфрис. [ 22 ]
- Sycamore 3 WA577 - Северо-Восточный музей авиации, Сандерленд. [ 23 ]
- Sycamore 3 WT933 - Музей авиации Ньюарка , Ньюарк. [ 24 ]
- Sycamore HR.12 WV781 - Музей воздушного мира аэропорта Кернарфон , Кернарфон [ 25 ]
- Sycamore HR.12 WV787 — Музей Королевских ВВС в Лондоне . [ 26 ]
- Sycamore HR.14 XG502 – Музей армейской авиации , Миддл Уоллоп, Хэмпшир. [ 2 ] [ 27 ]
- Sycamore HR.14 XG518 – Музей авиации Норфолка и Саффолка , Фликстон. [ 28 ]
- Sycamore HR.14 XJ380 — Коллекция Boscombe Down Aviation , Старый Сарум. [ 29 ]
- Sycamore HR.14 XJ918 – Музей ВВС Великобритании, Косфорд , Косфорд. [ 2 ] Этот самолет находился на действительной службе во время чрезвычайной ситуации в Малайзии и был одним из последних четырех самолетов Sycamore, официально выведенных из эксплуатации в 1971 году. XJ918 был переведен в музей Королевских ВВС в Косфорде в 1983 году. Переведен в Ольстерское авиационное общество в конце 2022 года. [ 10 ] [ 30 ]
- Sycamore HR.14 XL824 – Aerospace Бристоль , Филтон.
- Sycamore HR.14 XL829 – Музей вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр [ 2 ] [ 31 ]
- Sycamore HR.14 XE317 – Музей авиации Южного Йоркшира , Донкастер. [ 32 ]
- Хранится или находится на реставрации
- Sycamore HR.14 XJ917 – Aerospace Бристоль, Филтон. [ 33 ]
Технические характеристики (Мк.4/HR14)
[ редактировать ]

Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: размещение трех пассажиров
- Полезная нагрузка : 1000 фунтов (454 кг)
- Длина: 61 фут 1,3 дюйма (18,62 м)
- Высота: 13 футов 10,6 дюйма (4,23 м)
- Пустой вес: 3810 фунтов (1728 кг)
- Полная масса: 5600 фунтов (2540 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Alvis Leonides мощностью 550 л.с. (410 кВт).
- Диаметр несущего винта: 48 футов 7 дюймов (14,8 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов)
- Диапазон: 330 миль (531 км, 290 миль)
- Выносливость: 3,5 часа.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Самолет месяца: Бристоль Сикамор». Музей военной авиации Тангмера , дата обращения: 2 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть «Бристоль 171 Сикамор». BAE Systems , дата обращения: 20 января 2017 г.
- ^ Майалл, Эрик. Семена платана: история развития и развитие бристольского типа 171 . Air Enthusiast , № 77, сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 14–19.
- ^ «Бристольская авиастроительная компания» . Вертолетный музей. 2016. Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рейс 1958 г., с. 369.
- ^ Jump up to: а б «Новый санитарный вертолет». Полет , 3 августа 1951 г. с. 151.
- ^ Рейс 1958, стр. 369–370.
- ^ Jump up to: а б с д Рейс 1958 г., с. 370.
- ^ Jump up to: а б «Отдел развития воздушной и морской войны - Королевские ВВС» . helis.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Симпсон, Эндрю. «Индивидуальная история Bristol Sycamore HR. 14 XJ918/8190M, инвентарный номер музея 84/A/1168» (PDF) . Музей РАФ . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Уилсон, Кейт (2022). RAF в камере: 100 лет на выставке . Барнсли, Южный Йоркшир: Pen & Sword Aviation. п. 110. ИСБН 978-1526752185 – через Google Книги.
- ^ «За спасение в джунглях» . Полет . 13 февраля 1953 г. с. 87. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ «Бельгийские платаны» . Полет . 2 апреля 1954 г. с. 392. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года.
- ^ «Шоссе и вертолет» . Полет . 8 августа 1958 г. с. 204. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ «Сикамор в Тасмании» . Полет . 27 июля 1956 г. с. 165. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Чорлтон, Мартин (ред.): Бристоль. Профиль компании 1910-1959 гг . Келси Паблишинг Лтд., 2014. ISBN 978-1-907426-70-4 . стр.108
- ^ «Бристоль 171 Sycamore Mk.14, XG547/G-HAPR» . Фонд Брюссельского музея авиации. Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джеффорд 1988 , с. 139.
- ^ ВИЭ: Последний «полет» «Дельфина» и «Чмелака» (на немецком языке), 9 июля 2018 г.
- ^ BFS для авиационной техники в Лангенлебарне получает Sycamore (на немецком языке), 11 сентября 2014 г.
- ^ Эллис 2016, с. 206.
- ^ Эллис 2016, с. 309.
- ^ Эллис 2016, с. 182
- ^ Эллис 2016, с. 185
- ^ Эллис 2016, с. 320
- ^ Эллис 2016, с. 155
- ^ Эллис 2016, с. 77.
- ^ Эллис 2016, с. 222
- ^ Эллис 2016, с. 284
- ^ Эллис 2016, с. 193
- ^ Эллис 2016, с. 207.
- ^ Эллис 2016, с. 303
- ^ Эллис 2016, стр. 66.
- ^ «Бристоль 171 Сикамор» . Флюгцойг . Проверено 11 октября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Швейцария (1964). Бристольский самолет с 1910 года . Патнэм. ISBN 0-85177-823-2 .
- Бойер, Чаз (1982). Энциклопедия британских военных самолетов . Бизон Букс Лимитед. ISBN 0-86124-258-0 .
- Эллиотт, Брин (январь – февраль 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции». Энтузиаст авиации (79): 68–75. ISSN 0143-5450 .
- Эллис, Кен (2016). Затонувшие корабли и реликвии, 25-е издание . Манчестер, Англия: Crecy Publishing. ISBN 978-191080-903-7 .
- «Вертолеты мира». Рейс , 21 марта 1958 г., стр. 369–370.
- Бриджмен, Леонард, изд. Самолеты всего мира Джейн, 1951–1952 гг . Лондон: Самсон Лоу, Marston & Company, Ltd, 1951.
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС. Полный отчет о движении и оснащении всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери : Эйрлайф. ISBN 1-85310-053-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница музея Королевских ВВС на Бристольском платане
- Страницы helis.com о Бристольском платане
- 171 Список продукции