Митсубиси Г3М
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Г3М | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Средний бомбардировщик / торпедоносец |
Производитель | Мицубиси |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 1,048 |
История | |
Дата введения | 1935 |
Первый полет | июль 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Варианты | Митсубиси Г4М |
Mitsubishi G3M ( наземный штурмовик Тип 96 , Kyūroku-shiki rikujō kōgeki-ki , как наземный штурмовик Тип 96 « Рикко »; союзное имя « Нелл ») — японский бомбардировщик и транспортный самолёт, использовавшийся Императорским флотом Японии. Воздушная служба (IJNAS) во время Второй мировой войны .
Yokosuka L3Y (союзническое название « Tina ») — транспортный вариант самолёта, производимого Военно-морским авиационным арсеналом Йокосука .
Бомбардировщик G3M широко использовался в войне на Тихом океане . Атаки бомбардировщиков G3M и G4M привели к потоплению Королевского флота линкора HMS Prince of Wales и линейного крейсера HMS Repulse . Впервые крупные корабли, активно оборонявшиеся, были потоплены исключительно авиацией в открытом море. G4M и G3M также потопили тяжелый крейсер USS Chicago в результате воздушной атаки во время битвы за остров Реннелл . Чтобы сохранить скорость и высотные характеристики G3M с большой полезной нагрузкой, ему не хватало какой-либо защитной брони или самоуплотняющихся топливных баков . Эта черта сохранилась в преемнике G3M — G4M. Уязвимость этих бомбардировщиков для истребителей и огня с надводной артиллерии принесла им неофициальное прозвище «одноразовых зажигалок» или «летающих зажигалок» среди летчиков-истребителей союзников. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]G3M берет свое начало в спецификации, представленной Mitsubishi компании Императорским флотом Японии с просьбой создать бомбардировщик с беспрецедентной дальностью полета. [ нужна ссылка ] в то время. В основном это произошло из-за влияния адмирала Исороку Ямамото в Высшей военно-морской комиссии. Бомбардировщик должен был иметь возможность нести воздушную торпеду, способную потопить броненосный линкор . Требование скорости, выдвинутое военно-морским ведомством, вновь оказалось беспрецедентным. [ нужна ссылка ] , не только в японской, но и в международной бомбардировочной авиации, где по отношению к предполагаемым японским полям боя в Китае и на Тихом океане бомбардировщику необходимо будет не только преодолевать большие расстояния, но и обязательно обладать исключительной скоростью, чтобы поражать удаленные цели с минимальной атакой. время. Таким образом, G3M был воплощением конструкции японского военного самолета в короткий период, предшествовавший войне на Тихом океане , с мощным наступательным вооружением (в данном случае в виде бомб и торпед), а дальность и скорость преобладали над защитой и защитными возможностями.

G3M изначально проектировался без какого-либо защитного вооружения, его высотные характеристики считались достаточными для уклонения от зенитных орудий противника , а его высокая скорость в сочетании с запланированным высокопроизводительным Mitsubishi A5M истребителем , предусмотренным в качестве вооруженного эскорта, считалась достаточной. для противодействия любым истребителям противника. Даже в роли низкоскоростного и низковысотного бомбардировщика-торпедоносца превосходное истребительное сопровождение - в сочетании с высокой скоростью G3M - считалось достаточным против любых корабельных зенитных орудий или палубных истребителей.
Легкая конструкция и полное отсутствие защитных пулеметов и дополнительного экипажа, необходимого для их работы (особенности конструкции раннего прототипа ), считались необходимыми для сохранения скорости и высотных качеств G3M с тяжелой боевой нагрузкой. Даже после модифицированного окончательного прототипа, который включал три оборонительные пулеметные точки, G3M сохранил свою легкую конструкцию и не имел какой-либо защитной брони или самоуплотняющихся топливных баков , поскольку считалось, что они замедляют скорость и высоту. Эта черта конструкции японских бомбардировщиков и истребителей снова проявилась в его преемнике, Mitsubishi G4M , в конструкции которого так сильно уделялось внимание топливу и бомбовой нагрузке для дальних ударов в ущерб обороне, что его уязвимость к истребителям, а также к наземному и надводному огню заслужила это. неофициальное прозвище летчиков-истребителей союзников «зажигалка на один выстрел». [ 4 ]
Бомбовый прицел, использованный в G3M, был примитивным по сравнению с механизмами, использовавшимися в современниках G3M, таких как B-17 Flying Fortress и Heinkel He 111 . Помимо ограниченной точности, необходимой для его военно-морской роли в качестве дальнего бомбардировщика-торпедоносца против военно-морских флотов союзников, G3M часто действовал вместе с другими подразделениями G3M в массивном «волновом» строю. Использование этих крупных соединений устранило необходимость в единичных высокоточных бомбардировках.
Позже компания Nakajima перепроектировала G3M в улучшенный G3M3 (модель 23) с более мощными двигателями и увеличенным запасом топлива. Эту версию производила только компания Nakajima, поскольку она производилась наиболее быстро в военное время. Эта версия поступила на вооружение в 1941 году и находилась на вооружении в течение двух лет, а затем использовалась в 1943 году вместе с G3M2 для морской разведки на большие расстояния с помощью радара благодаря своим превосходным характеристикам на большие расстояния. Другими модификациями G3M были транспортные версии G3M-L и L3Y, последняя построена компанией Yokosuka .
Операционная история
[ редактировать ]
G3M впервые поднялся в воздух в 1935 году, взлетев с аэродрома Нагасаки , принадлежащего Mitsubishi Heavy Industries , и приземлившись в аэропорту Ханэда на окраине Токио . G3M впервые принял участие в экспансионистских кампаниях Японии на материковой части Китая во время так называемой « Второй китайско-японской войны », где G3M смог использовать свои возможности дальнего действия, когда в августе-ноябре 1937 года 1. Было создано Рэнго Кокутай (специальное подразделение), действующее вместе с Каноя и Кизаразу Кокутай, базирующееся в Тайбэе , Формоза. , Омура , Кюсю и остров Чеджу . 14 августа того же года 42 G3M и семь Hiro G2H 1 в сопровождении 12 Nakajima A4N и 12 Mitsubishi A5M из 2-го полка Rengo Kōkūtai (подразделение, состоящее из 12-го и 13-го кокутай ) покинули свои базы, чтобы пересечь реку. Восточно-Китайское море за бомбардировку Ханчжоу и Кванте , [ нужны разъяснения ] и совершил, среди прочего, террористические бомбардировки прибрежных и внутренних объектов в Китае, включая бомбардировки во время битвы за Шанхай и Нанкин . Атакующие бомбардировщики G3M и истребители сопровождения часто вступали в бой с истребителями Curtiss Hawk III и Boeing P-26/281 ВВС Китая в начале войны. Позже, с баз на оккупированных китайских территориях, он принял участие в стратегических ковровых бомбардировках центральной части Китая, причем его боевая дальность была достаточной для работы на больших расстояниях. В частности, он участвовал в круглосуточных бомбардировках Чунцина .
Когда война на Тихом океане разразилась вторжением в Малайю и бомбардировкой Перл-Харбора в декабре 1941 года, G3M к этому времени считалась устаревшей, но все же три передовых подразделения (с 22-го по 24-й коку сэнтай ) действовали в общей сложности 204 G3M2 в четырех кокутаях (корпус морской авиации) в центральной части Тихого океана [ 5 ] и из них 54 самолета Такао Кокутай [ 6 ] [ 7 ] были развернуты из Формозы в начале битвы за Филиппины . 8 декабря 1941 года (7 декабря через международную линию перемены дат ) G3M из Михоро Кокутай нанесли удар по Сингапуру с баз в оккупированном Французском Индокитае в рамках одного из многих воздушных налетов во время битвы за Сингапур , в результате которого погибли тысячи британских и азиатских мирных жителей. Остров Уэйк аналогичным образом подвергся бомбардировке G3M с Титосэ Кокутай в первый день войны, при этом как гражданская инфраструктура, так и инфраструктура ВМС США были серьезно повреждены на земле. Другие G3M из Титосэ Кокутай , базирующиеся на атолле Кваджалейн атаковали ВМС США и гражданские объекты на острове Хауленд , в тот же период .

G3M прославился тем, что вместе с более совершенным Mitsubishi G4M «Betty» принял участие в потоплении двух британских крупных кораблей 10 декабря 1941 года. Неллс с « Гэндана Кокутай» оказали важную поддержку во время атаки на HMS Prince of Wales и Repulse. (Отряд Z) у побережья Малайзии. Prince of Wales и Repulse были первыми двумя крупными кораблями, когда-либо потопленными исключительно в результате воздушной атаки в море во время войны.
В атаке на Дарвин , Австралия, 19 февраля 1942 года 188 японских самолетов участвовали 27 G3M из 1-й Кокутай (1-й авиагруппы), базирующейся в Амбоне , в Голландской Ост-Индии . G3M атаковали вместе с 27 бомбардировщиками Mitsubishi G4M «Betty». Эти бомбардировщики последовали за первой волной истребителей Mitsubishi A6M Zero в составе 81 человека , пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A и Nakajima B5N торпедоносцев .
G3M 701-й авиагруппы направили две торпеды на тяжелый крейсер USS Chicago 29 января 1943 года во время битвы за остров Реннелл , проложив путь к его затоплению дополнительными торпедами, сброшенными бомбардировщиками G4M на следующий день.
С 1943 года и до конца войны большинство G3M служили в качестве буксиров-планеров , инструкторов летных экипажей и парашютистов, а также для перевозки высокопоставленных офицеров и VIP-персон между родными островами, оккупированными территориями и боевыми фронтами.
Варианты
[ редактировать ]- Ка-15
- Прототип с двигателями Hiro Type 91 (559 кВт/750 л.с.), Mitsubishi Kinsei 2 (619 кВт/830 л.с.) или Mitsubishi Kinsei 3 (679 кВт/910 л.с.) и стеклянной или сплошной носовой частью. 21 построен.
- G3M1a/c
- Прототипы с измененным обозначением, оснащенные двигателями Hiro Type 91 или Mitsubishi Kinsei, со стеклянной носовой частью.
- Г3М1 Модель 11
- Модель первой серии наземного ударного бомбардировщика ВМФ Тип 96. Значительное расширение кабины с измененной крышкой, некоторые с гребным винтом фиксированного шага. построено 34.
- Г3М1-Л
- G3M1 переоборудован в вооруженную или невооруженную военно-транспортную версию и оснащен двигателями Mitsubishi Kinsei 45 (802 кВт/1075 л.с.).
- Г3М2 Модель 21
- Более мощные двигатели и увеличенный запас топлива, верхняя турель; 343 построены Mitsubishi, 412 G3M2 и G3M3 произведены Nakajima .
- Около двух десятков бомбардировщиков G3M2 Model 21, переоборудованных для использования гражданскими эксплуатантами, такими как Nippon Koku KK.
- Г3М2 Модель 22
- Верхняя и нижняя башни заменены на одну верхнюю, боковые позиции стеклянные. построено 238.
- Г3М3 Модель 23
- Более мощные двигатели и увеличенный запас топлива для большей дальности полета, сконструированные Накадзимой.
- L3Y1 Модель 11
- Транспортный флот Тип 96, усовершенствованная модификация боевого транспорта G3M1, построенного компанией Yokosuka .
- L3Y2 Модель 12
- Транспортный флот Тип 96, усовершенствованная модификация G3M2 с двигателями Mitsubishi Kinsei, построенная Yokosuka.
- Ниппон
- Один из двухмоторных транспортных средств, переоборудованный для совершения кругосветного перелета в 1939 году по заказу газеты Mainichi Shimbun .
Операторы
[ редактировать ]Послевоенный
[ редактировать ]Технические характеристики (Митсубиси G3M2 Модель 21)
[ редактировать ]
Данные Mitsubishi G3M «Нелл» ; [ 5 ] Бомбардировщики Императорского флота Японии времен Второй мировой войны ; [ 8 ] [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7
- Длина: 16,45 м (54 фута 0 дюймов)
- Размах крыльев: 25 м (82 фута 0 дюймов)
- Высота: 3,68 м (12 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 75 м 2 (810 кв. футов)
- Вес пустого: 4965 кг (10946 фунтов)
- Полная масса: 8000 кг (17637 фунтов)
- Запас топлива: 3874 л (852,2 имп галлона; 1023,4 галлона США)
- Силовая установка: 2 × Mitsubishi Kinsei 14-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 791 кВт (1061 л.с.) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 375 км/ч (233 миль в час, 202 узла)
- Крейсерская скорость: 280 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Дальность: 4400 км (2700 миль, 2400 миль)
- Практический потолок: 9200 м (30200 футов)
- Скорость набора высоты: 6 м/с (1200 футов/мин)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,79 дюйма) пушка Тип 99 в задней спинной башне
- калибра 7,7 мм (0,30 дюйма) 4 пулемета Тип 92 в кабине, левом и правом боковых положениях, а также в выдвижной передней спинной башне.
- Бомбы: 800 кг (1800 фунтов) бомб или одна воздушная торпеда.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Армстронг Уитворт Уитли
- Бристоль Бофорт
- Блох MB.131
- Дорнье До 17
- Дуглас Б-18 Это было
- Фиат BR.20 Аист
- Хейнкель Хе 111
- Юнкерс Ю 86
- PZL.37 Лось
- Tupolev SB
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Франсильон 1979 , стр. 378–387.
- ^ Феркл, Мартин (2002). Митсубиси G4M Бетти . Публикации Реви. п. 6. ISBN 8085957094 .
- ^ Мерфи, Джастин Д.; МакНис, Мэтью А. (1979). Военные самолеты, 1919-1945: иллюстрированная история их воздействия . Лондон: Putnam & Company Limited. стр. 150–151. ISBN 1851094989 .
- ^ Энциклопедия самолетов, Майкл Джон Хэддрик Тейлор, Джон Уильям Рэнсом Тейлор, Патнэм, 1978 - Транспорт - 253 страницы
- ^ Jump up to: а б Франсильон 1967 , с. 16
- ^ Франсильон 1967 , с. 11
- ^ Бюшель 1972 , с. 13
- ^ Франсильон 1969 , с. 64.
- ^ Франсильон 1979 , с. 357.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджуотер, ХК и Скотт, Питер. Боевые цвета номер 4: Перл-Харбор и далее, декабрь 1941 года — май 1942 года . Лутон, Бедфордшир: Публикации руководящих принципов, 2001. ISBN 0-9539040-6-7 .
- Бюшель, Ричард М. (1972). Mitsubishi/Nakajima G3M1/2/3, Kusho L3Y1/2 в военно-морской авиации Японии . Osprey Publishing Ltd. Кентербери, Кент, Великобритания: ISBN 0-85045-136-1 .
- Франсильон, доктор философии, Рене Ж. (1969). Бомбардировщики Императорского флота Японии времен Второй мировой войны . Виндзор, Беркшир, Великобритания: ISBN Hylton Lacy Publishers Ltd. 0-85064-022-9 .
- Франсильон, доктор философии, Рене Ж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм и компания. ISBN 978-0-370-30251-5 .
- Франсильон, доктор философии, Рене Ж. (1967). Mitsubishi G3M «Nell» (Самолет в профиле № 160) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd. OCLC 837728923 .
- Городиски, Джозеф М. «Британская игра в водах Азии». Военное наследие , декабрь 2001 г. Том 3, № 3: 68-77 (затопление японцами британского линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Отражение» 10 декабря 1941 года при вступлении США во Вторую мировую войну).
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Шорс, Кристофер с Брайаном Каллом и Ясухо Идзава. Кровавые беспорядки. Том первый: Переход к войне и падение Сингапура . Лондон: Издательство Grub Street, 2002. ISBN 978-0-948817-50-2 .
- Торп, Дональд В. Камуфляж и маркировка ВВС Японии во время Второй мировой войны . Фоллбрук, Калифорния; Аэро Паблишерс Инк., 1977. ISBN 0-8168-6587-6 . (pbk.) ISBN 0-8168-6583-3 . (хк)
Внешние ссылки
[ редактировать ]