Заккум

В исламской традиции Заккум (или Заккум ) — это проклятое дерево, произрастающее в центре Ада . Впервые он упоминается в Коране пять раз (17:60; 37:62-68; 44:43; 56:52), причем в последних трех случаях он упоминается по имени. Там описывается, как он приносит плоды, которые мучительно скармливают осужденным в аду, пока они сжигают желудки проклятых. После этого находящихся в аду в неистовстве кормят кипящими жидкостями.
В исламской экзегезе и современной науке дерево Заккум также связано с сурой аль-Масад , которая загадочно описывает фигуру, чье имя — Абу Лахаб . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Ат-Табари утверждал в своем Тафсире , что слово Заккум происходит от слова, означающего «горький», хотя это толкование не было принято. Другие грамматики считали, что это слово было заимствовано из-за пределов арабского языка , и эта точка зрения принята современными специалистами, хотя точная этимология обсуждается. [ 2 ] По словам Эмрана Эль-Бадави, предложения по этимологии слов включали: [ 3 ]
... Арамейское зикта означает «побуждение»; Аккадский ziqtu означает «шип»; или среднеперсидский заксм, что означает «рана». ... Другие считают, что это слово заимствовано из греческого sykon, означающего «fgs», связанного с «проклятым деревом в декламациях» (Вопрос 17:60), деревом познания (Бытие 2:9) и промежуточными христианскими учениями о «дерево смерти».
Исторический контекст
[ редактировать ]Идея дерева Заккум может корениться в христианских традициях, связанных с «Древом смерти» в связи с Книгой Бытия . В Эдемском саду дьявол прежде принял облик змеи и заразил Древо познания добра и зла, чем соблазнить Адама и Еву съесть от него. Зараженные и отравленные плоды этого Древа — горькие плоды, которые едят те, кто мучается в аду. [ 4 ] В частности, коранические элементы злого дерева, приносящего горькие плоды для проклятых, связаны с отрывком из апокрифа Иоанна (2 век нашей эры): [ 5 ]
И архонты взяли его и поместили в рай. И сказали ему: ешь, это на досуге, ибо роскошь их горька и красота их испорчена. И роскошь их — обман, и деревья их — безбожие, и плоды их — смертельный яд, и обещание их — смерть. И дерево жизни своей они поместили посреди рая. «И я научу вас, в чем состоит тайна их жизни, в чем заключается план, который они составили вместе, что является подобием их духа. Корень этого (дерева) горьк, и ветви его — смерть, тень его — ненависть, и обман — в листьях его, и цвет его — миро зла, и плод его — смерть, и желание — семя его, и оно прорастает в тьма. Место обитания тех, кто вкусит от него, — Гадес, и тьма — место их покоя. (§21)
Подобное описание, также связанное историками с описанием, найденным в Коране, было обнаружено в манихейском тексте V века, известном как Кефалайя , а также в сирийском тексте VI века, известном как « Книга Иерофа» Стефана бар Судайли. . [ 6 ]
Эмран Эль-Бадави далее утверждал, что адская топография Корана связана с помещением в ад множества людей (с участием как людей, так и идолов), которые едят от дерева, а затем пьют из обжигающего горячего источника, связана с традициями, касающимися сжигания Идол Ашеры в Библии . Например, идол Ашера описывается как «раскидистое дерево», связанное с деревом Заккум, которое возникает в центре ада, а затем расходится наружу (Коран 37:64). в той же суре Позже осуждается Ваал (ст. 125), который в ханаанском пантеоне был супругом Ашеры. [ 7 ]
Другие подчеркивали раввинский контекст дерева Заккум и связанные с ним мучения от использования расплавленного металла. [ 8 ]
Коран
[ редактировать ]Дерево Заккум — одна из пяти категорий деревьев, упомянутых в космологии Корана , остальные — фруктовые деревья , оливковые деревья , пальмы и лотосовые деревья. [ 9 ] В Коране есть контраст между деревом Заккум и целебной тыквой, выращенной для пророка Ионы (37:63, 146), история, восходящая к библейской Книге Ионы 4:6–11. [ 10 ]
Одно из описаний дерева Заккум в Коране гласит следующее:
- [44.43] Воистину, дерево Заккума,
- [44.44] Является ли пища грешников
- [44.45] Как остатки масла; оно закипит в (их) чреве,
- [44.46] Подобно кипению горячей воды. [ 11 ]
Плоды Заккума имеют форму голов дьяволов (Коран 37:62-68). Некоторые исламские ученые верят в буквальное значение этого дерева, выращенного в огне, показывая перевернутую флору ада . В наказание обитателей ада заставляют есть плоды дерева, которое разрывает их тела на части и выделяет телесные жидкости. По словам Умара Сулеймана аль-Ашкара , как только вкус грешников насытится, плоды в их животах вспениваются, как горящее масло. Другие учёные предполагают, что дерево выращено семенами злых дел грешников, поэтому дьявольские плоды — это плоды их плохих поступков при жизни. Как сказал ибн Араби , дерево символизирует высокомерное «я» . [ 12 ] [ 13 ]
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Ботаника
[ редактировать ]Название Заккум применяется к виду Euphorbia abyssinica народом беджа Восточного Судана . [ 14 ] В Иордании его применяют к виду Balanites aegyptiaca . [ 15 ] Волней описывает дерево Balanites aegyptiaca как
»вид под названием Заккун, из которого производят сладкое масло, также славится заживлением ран. Этот Заккун похож на сливовое дерево; у него шипы длиной в четыре дюйма, с листьями, как у оливкового дерева, но более узкими, зелеными и колючими на конце; плод его — что-то вроде желудя без чашечки, под корой которого находится мякоть, а затем орех, ядро которого дает масло, которое арабы продают очень дорого: это единственная торговля Рахи , которая не больше, чем разрушенная деревня». [ 16 ]
В Турции заккум — это наречие нериевого олеандра ; и zıkkım , родственное турецкому языку, означает «яд».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 40–42.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 30.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 30–31.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 31–32.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 32–33.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 33–35.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 35–38.
- ^ Целлтин 2016 .
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 12.
- ^ Эль-Бадави 2024 , стр. 16.
- ^ Коран 44:43 Перевод М. Х. Шакира.
- ^ Сара Р. бин Тайер Коран и эстетика домодернистской арабской прозы Springer, 2016 г. ISBN 978-1-137-59875-2 стр. 82
- ^ Мухиттин Акгул Коран в 99 вопросах Tughra Books 2008 ISBN 978-1-597-84640-0
- ^ Деревья в Коране и Библии , Л. Дж. Массельман, Unasylva: международный журнал лесного хозяйства и лесной промышленности , № 213: Восприятие лесов ( 54 , № 2, 2003).
- ^ Воды, которые исцеляют , Кирк Альбрехт и Билл Лайонс, Saudi Aramco World , март/апрель 1995 г., стр. 34–39.
- ^ MCF de Volney Путешествие по Сирии и Египту в 1783, 1784 и 1785 годах, том. Я. Перевод 1793 г., стр. 450–51. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Travels_through_Syria_and_Egypt%2C_in_the_years_1783%2C_1784%2C_and_1785_..._%28IA_b2877050x_0001%29.pdf
Источники
[ редактировать ]- Эль-Бадави, Эмран (2024). Женское божество в Коране в разговоре с Библией и Древним Ближним Востоком . Пэлгрейв Макмиллан.
- Целлентин, Хольгер (2016). «В 44: 43–57». В Азаиезе, Мехди; Рейнольдс, Габриэль; Тесей, Фома; Зафер, Хамза (ред.). Комментарий семинара по Корану . Де Грютер. стр. 342–343.