Jump to content

Неопрагматизм

(Перенаправлено из Прагматического идеализма )

Неопрагматизм , иногда называемый постдьюианским прагматизмом . [1] лингвистический прагматизм , [2] или аналитический прагматизм , [3] Это философская традиция, которая делает вывод, что значение слов зависит от того, как они используются, а не от объектов, которые они представляют.

Словарь западной философии Блэквелла (2004) определяет «неопрагматизм» как « постмодернистскую версию прагматизма, разработанную американским философом Ричардом Рорти и черпающую вдохновение у таких авторов, как Джон Дьюи , Мартин Хайдеггер , Уилфрид Селларс , У.В.О. Куайн и Жак». Деррида ». Это современный термин для обозначения философии, которая заново вводит многие концепции прагматизма . В то время как традиционный прагматизм фокусируется на опыте, Рорти сосредотачивается на языке . Личность рассматривается как «бесцентровая паутина убеждений и желаний».

Он отвергает понятия универсальной истины, эпистемологического фундаментализма, репрезентативизма и эпистемической объективности. Это номиналистический подход, который отрицает, что естественные виды и языковые сущности имеют существенные онтологические последствия. Рорти отрицает, что предмет гуманитарных наук можно изучать так же, как мы изучаем естественные науки. [4]

Его связывали с множеством других мыслителей, включая Хилари Патнэм , [1] ВВО Куайн, [1] и Дональд Дэвидсон , [1] [5] хотя ни один из этих деятелей не называл себя «неопрагматистами». К неопрагматикам также часто относят следующих современных философов: Николаса Решера (сторонника методологического прагматизма и прагматического идеализма ), Юргена Хабермаса , Сьюзен Хаак , Роберта Брэндома и Корнела Уэста . [1]

«Англоаналитические» влияния

[ редактировать ]

Неопрагматики, особенно Рорти и Патнэм, опираются на идеи классических прагматиков, таких как Чарльз Сандерс Пирс , Уильям Джеймс и Джон Дьюи . Патнэм в книге «Слова и жизнь » (1994) перечисляет идеи классической прагматической традиции, которые новые прагматики находят наиболее убедительными. Перефразируя Патнэма:

  1. Полный скептицизм (представление о том, что вера в философский скептицизм требует такого же обоснования, как и другие убеждения);
  2. Фаллибилизм (мнение об отсутствии метафизических гарантий против необходимости пересмотра убеждений);
  3. Антидуализм в отношении «фактов» и «ценностей» ;
  4. Эта практика, правильно истолкованная, является основной в философии. (WL 152)

Неопрагматизм отличается от классического прагматизма (прагматизма Джеймса, Дьюи, Пирса и Мида) прежде всего влиянием лингвистического поворота в философии, произошедшего в начале и середине XX в. Лингвистический поворот в философии свел разговоры о разуме, идеях и мире к языку и миру. Философы перестали говорить об идеях или концепциях, которые могут присутствовать в уме, и начали говорить о «мысленном языке» и терминах, используемых для использования этих концепций. В начале двадцатого века философы языка (например, А. Дж. Айер, Бертран Рассел, Дж. Мур) думали, что анализ языка приведет к появлению смысла, объективности и, в конечном счете, истины относительно внешней реальности. В этой традиции считалось, что истина достигается, когда лингвистические термины находятся в надлежащем соответствии с неязыковыми объектами (это можно назвать « репрезентативизмом »). Идея заключалась в том, что для того, чтобы утверждение или предложение было истинным, оно должно содержать факты, которые соответствуют тому, что действительно присутствует в реальности. Это называется корреспондентная теория истины , и ее следует отличать от неопрагматической концепции истины.

В середине двадцатого века было много философских исследований, которые начали подрывать легитимность методологии ранних англо-аналитических философов языка. WVO Куайн в слове и предмете , [6] Первоначально опубликованная в 1960 году, она подвергла критике идею о том, что наши концепции имеют какое-либо строгое соответствие реальности. Куайн выступал за онтологическую относительность, которая критиковала идею о том, что язык может когда-либо описывать или рисовать чисто несубъективную картину реальности. Точнее, онтологическая относительность — это тезис о том, что вещи, которые, по нашему мнению, существуют в мире, полностью зависят от наших субъективных «мысленных языков». «Ментальный язык» — это просто способ, которым слова, обозначающие понятия в нашем сознании, отображаются на объекты в мире.

Аргументация Куайна в пользу онтологической относительности примерно такова:

  1. Все идеи и восприятия реальности передаются нашему разуму на языке нашего собственного ума.
  2. Ментальные языки определяют, как объекты в мире должны быть построены на основе наших чувственных данных.
  3. Разные ментальные языки будут определять разные онтологии (разные объекты, существующие в мире).
  4. Невозможно идеально переводить между двумя разными мысленными языками; всегда будет несколько последовательных способов отображения терминов одного языка на другой.
  5. Реальность, независимо от нашего восприятия ее, можно рассматривать как составляющую истинный объектный язык, то есть язык, который определяет, как обстоят дела на самом деле .
  6. Нет никакой разницы в переводе между двумя ментальными языками и переводе между объектным языком реальности и собственным ментальным языком.
  7. Следовательно, точно так же, как не существует объективного способа перевода между двумя ментальными языками (отсутствие однозначного сопоставления терминов одного с терминами другого), не существует и способа объективного перевода (или соответствия) истинному, объектному языку реальность на наш собственный ментальный язык.
  8. И поэтому существует множество онтологий (возможно, бесконечное число), которые можно последовательно считать представляющими реальность.

(см. главу 2 в Word и Object ).

Вышеупомянутый аргумент напоминает тему неопрагматизма против картинной теории языка , идею о том, что цель исследования состоит в том, чтобы правильно представить реальность с помощью своего языка.

Вторым критически влиятельным философом среди неопрагматиков является Томас Кун , который утверждал, что наши языки представления реальности, или то, что он называл «парадигмами», хороши ровно настолько, насколько они позволяют проводить возможные будущие эксперименты и наблюдения. Кун, будучи философом науки, утверждал в «Структуре научных революций». [7] что термин «научный прогресс» был своего рода неверным термином; По Куну, мы добиваемся прогресса в науке всякий раз, когда отбрасываем старые научные парадигмы с связанными с ними концепциями и методами в пользу новых парадигм, которые предлагают проводить новые эксперименты и новые научные онтологии. Для Куна «электроны» существуют ровно настолько, насколько они полезны, предоставляя нам новые эксперименты, которые позволят нам узнать больше о новой парадигме, которую мы приняли. Кун считает, что разные парадигмы предполагают существование в мире разных вещей и поэтому несоизмеримы друг с другом. Другой взгляд на это заключается в том, что парадигмы описывают новые языки, которые позволяют нам описывать мир по-новому. Кун был фаллибилистом; он считал, что все научные парадигмы (например, классическая механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна) следует считать в целом ложными, но на какое-то время полезными, поскольку они дают ученым новые идеи, с которыми можно экспериментировать. Куна Фаллибилизм , холизм , акцент на несоизмеримости и идеи, касающиеся объективной реальности, — это темы, которые часто встречаются в трудах неопрагматистов.

Уилфрид Селларс выступал против фундаменталистского оправдания в эпистемологии и поэтому также оказал большое влияние на неопрагматистов, особенно на Рорти. [8]

«Континентальные» влияния

[ редактировать ]

Такие философы, как Деррида и Хайдеггер, и их взгляды на язык оказали большое влияние на мыслителей-неопрагматиков, таких как Ричард Рорти. Рорти также подчеркивал ценность «исторических» или «генеалогических» методов философии, типичным примером которых являются континентальные мыслители, такие как Фуко.

Витгенштейн и языковые игры

[ редактировать ]

«Поздний» Людвиг Витгенштейн в философских исследованиях [9] утверждает, что противоречит его более ранним взглядам в «Логико-философском трактате». [10] что роль языка заключается не в описании реальности, а, скорее, в выполнении определенных действий в сообществах. Языковая игра — это концепция, которую Витгенштейн использовал, чтобы подчеркнуть это. Витгенштейн примерно полагал, что:

  1. Языки используются для достижения определенных целей внутри сообществ.
  2. Каждый язык имеет свой собственный набор правил и объектов, к которым он относится.
  3. Точно так же, как в настольных играх есть правила, определяющие, какие ходы можно делать, так и в языках внутри сообществ, где ходы, которые следует делать в языковой игре, представляют собой типы объектов, о которых можно внятно говорить.
  4. Нельзя сказать, что два человека, участвующие в двух разных языковых играх, общаются каким-либо значимым образом.

Многие темы, встречающиеся у Витгенштейна, встречаются в неопрагматизме. Подчеркивание Витгенштейном важности «использования» языка для достижения общественных целей и проблем, связанных с попыткой общения между двумя разными языковыми играми, находит большое распространение в трудах неопрагматиков.

Ричард Рорти и антирепрезентационализм

[ редактировать ]

Ричард Рорти находился под влиянием Джеймса, Дьюи, Селларса, Куайна, Куна, Витгенштейна, Деррида и Хайдеггера. Он нашел общие выводы в трудах многих из этих философов, поскольку считал, что все эти философы так или иначе пытались прийти к тезису о том, что наш язык не представляет вещи в реальности каким-либо значимым образом. Вместо того, чтобы располагать наш язык таким образом, чтобы все было правильно или правильно, Рорти говорит во введении к первому тому своих философских статей, что мы должны верить, что убеждения — это всего лишь привычки, с помощью которых мы реагируем и адаптируемся к миру. [11] Для Рорти делать вещи такими, какие они есть «сам по себе», бесполезно, если не совершенно бессмысленно.

В 1995 году Рорти писал: «Я лингвистизирую как можно больше философов долингвистического поворота, чтобы читать их как пророков утопии, в которой все метафизические проблемы растворились, а религия и наука уступили свое место поэзии». ." [12] Эта стратегия «лингвистического поворота» направлена ​​на то, чтобы избежать того, что Рорти считает эссенциализмами («истина», «реальность», «опыт»), все еще существующими в классическом прагматизме. Рорти писал: « Аналитическая философия , благодаря своей концентрации на языке, смогла защитить некоторые важные прагматические тезисы лучше, чем сами Джеймс и Дьюи. [...] Сосредоточив наше внимание на отношениях между языком и остальным миром, а не на чем между опытом и природой, постпозитивистская аналитическая философия смогла совершить более радикальный разрыв с философской традицией». [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Прагматизм | Интернет-энциклопедия философии» .
  2. ^ Элиас Халил (редактор), Дьюи, Прагматизм и экономическая методология , Routledge, 2004, стр. 73.
  3. ^ Доминик Куэнцле, Обновление эпистемологии: метаэпистемологическая основа , Вальтер де Грюйтер, 2017, стр. 52.
  4. ^ Баннин и Ю, Словарь западной философии Блэквелла , 2007, стр. 467.
  5. ^ Мальпас, Джефф, «Дональд Дэвидсон», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < http://plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/davidson / >
  6. ^ Куайн, Уиллард Ван Орман (2013). Слово и предмет . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  7. ^ Кун, Томас С. (1996). Структура научных революций . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  8. ^ деВрис, Виллем, «Уилфрид Селларс», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < http://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/sellars / >
  9. ^ Витгенштейн, Людвиг (2009). Философские исследования . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Ltd.
  10. ^ Витгенштейн, Людвиг (1995). Логико-философский трактат . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  11. ^ Рорти, Ричард (1996). Объективность, истина и релятивизм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  12. ^ Рорти и прагматизм: философ отвечает своим критикам , под редакцией Германа Дж. Сааткампа (Нэшвилл: издательство Vanderbilt University Press, 1995).
  13. ^ Труды Общества Чарльза С. Пирса 21, вып. 1 (зима 1985 г.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 519cf18dcf8c1b005788ba03c9cf1184__1722638820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/84/519cf18dcf8c1b005788ba03c9cf1184.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neopragmatism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)