Неопрагматизм
Неопрагматизм , иногда называемый постдьюианским прагматизмом . [1] лингвистический прагматизм , [2] или аналитический прагматизм , [3] Это философская традиция, которая делает вывод, что значение слов зависит от того, как они используются, а не от объектов, которые они представляют.
Словарь западной философии Блэквелла (2004) определяет «неопрагматизм» как « постмодернистскую версию прагматизма, разработанную американским философом Ричардом Рорти и черпающую вдохновение у таких авторов, как Джон Дьюи , Мартин Хайдеггер , Уилфрид Селларс , У.В.О. Куайн и Жак». Деррида ». Это современный термин для обозначения философии, которая заново вводит многие концепции прагматизма . В то время как традиционный прагматизм фокусируется на опыте, Рорти сосредотачивается на языке . Личность рассматривается как «бесцентровая паутина убеждений и желаний».
Он отвергает понятия универсальной истины, эпистемологического фундаментализма, репрезентативизма и эпистемической объективности. Это номиналистический подход, который отрицает, что естественные виды и языковые сущности имеют существенные онтологические последствия. Рорти отрицает, что предмет гуманитарных наук можно изучать так же, как мы изучаем естественные науки. [4]
Его связывали с множеством других мыслителей, включая Хилари Патнэм , [1] ВВО Куайн, [1] и Дональд Дэвидсон , [1] [5] хотя ни один из этих деятелей не называл себя «неопрагматистами». К неопрагматикам также часто относят следующих современных философов: Николаса Решера (сторонника методологического прагматизма и прагматического идеализма ), Юргена Хабермаса , Сьюзен Хаак , Роберта Брэндома и Корнела Уэста . [1]
Фон
[ редактировать ]«Англоаналитические» влияния
[ редактировать ]Неопрагматики, особенно Рорти и Патнэм, опираются на идеи классических прагматиков, таких как Чарльз Сандерс Пирс , Уильям Джеймс и Джон Дьюи . Патнэм в книге «Слова и жизнь » (1994) перечисляет идеи классической прагматической традиции, которые новые прагматики находят наиболее убедительными. Перефразируя Патнэма:
- Полный скептицизм (представление о том, что вера в философский скептицизм требует такого же обоснования, как и другие убеждения);
- Фаллибилизм (мнение об отсутствии метафизических гарантий против необходимости пересмотра убеждений);
- Антидуализм в отношении «фактов» и «ценностей» ;
- Эта практика, правильно истолкованная, является основной в философии. (WL 152)
Неопрагматизм отличается от классического прагматизма (прагматизма Джеймса, Дьюи, Пирса и Мида) прежде всего влиянием лингвистического поворота в философии, произошедшего в начале и середине XX в. Лингвистический поворот в философии свел разговоры о разуме, идеях и мире к языку и миру. Философы перестали говорить об идеях или концепциях, которые могут присутствовать в уме, и начали говорить о «мысленном языке» и терминах, используемых для использования этих концепций. В начале двадцатого века философы языка (например, А. Дж. Айер, Бертран Рассел, Дж. Мур) думали, что анализ языка приведет к появлению смысла, объективности и, в конечном счете, истины относительно внешней реальности. В этой традиции считалось, что истина достигается, когда лингвистические термины находятся в надлежащем соответствии с неязыковыми объектами (это можно назвать « репрезентативизмом »). Идея заключалась в том, что для того, чтобы утверждение или предложение было истинным, оно должно содержать факты, которые соответствуют тому, что действительно присутствует в реальности. Это называется корреспондентная теория истины , и ее следует отличать от неопрагматической концепции истины.
В середине двадцатого века было много философских исследований, которые начали подрывать легитимность методологии ранних англо-аналитических философов языка. WVO Куайн в слове и предмете , [6] Первоначально опубликованная в 1960 году, она подвергла критике идею о том, что наши концепции имеют какое-либо строгое соответствие реальности. Куайн выступал за онтологическую относительность, которая критиковала идею о том, что язык может когда-либо описывать или рисовать чисто несубъективную картину реальности. Точнее, онтологическая относительность — это тезис о том, что вещи, которые, по нашему мнению, существуют в мире, полностью зависят от наших субъективных «мысленных языков». «Ментальный язык» — это просто способ, которым слова, обозначающие понятия в нашем сознании, отображаются на объекты в мире.
Аргументация Куайна в пользу онтологической относительности примерно такова:
- Все идеи и восприятия реальности передаются нашему разуму на языке нашего собственного ума.
- Ментальные языки определяют, как объекты в мире должны быть построены на основе наших чувственных данных.
- Разные ментальные языки будут определять разные онтологии (разные объекты, существующие в мире).
- Невозможно идеально переводить между двумя разными мысленными языками; всегда будет несколько последовательных способов отображения терминов одного языка на другой.
- Реальность, независимо от нашего восприятия ее, можно рассматривать как составляющую истинный объектный язык, то есть язык, который определяет, как обстоят дела на самом деле .
- Нет никакой разницы в переводе между двумя ментальными языками и переводе между объектным языком реальности и собственным ментальным языком.
- Следовательно, точно так же, как не существует объективного способа перевода между двумя ментальными языками (отсутствие однозначного сопоставления терминов одного с терминами другого), не существует и способа объективного перевода (или соответствия) истинному, объектному языку реальность на наш собственный ментальный язык.
- И поэтому существует множество онтологий (возможно, бесконечное число), которые можно последовательно считать представляющими реальность.
(см. главу 2 в Word и Object ).
Вышеупомянутый аргумент напоминает тему неопрагматизма против картинной теории языка , идею о том, что цель исследования состоит в том, чтобы правильно представить реальность с помощью своего языка.
Вторым критически влиятельным философом среди неопрагматиков является Томас Кун , который утверждал, что наши языки представления реальности, или то, что он называл «парадигмами», хороши ровно настолько, насколько они позволяют проводить возможные будущие эксперименты и наблюдения. Кун, будучи философом науки, утверждал в «Структуре научных революций». [7] что термин «научный прогресс» был своего рода неверным термином; По Куну, мы добиваемся прогресса в науке всякий раз, когда отбрасываем старые научные парадигмы с связанными с ними концепциями и методами в пользу новых парадигм, которые предлагают проводить новые эксперименты и новые научные онтологии. Для Куна «электроны» существуют ровно настолько, насколько они полезны, предоставляя нам новые эксперименты, которые позволят нам узнать больше о новой парадигме, которую мы приняли. Кун считает, что разные парадигмы предполагают существование в мире разных вещей и поэтому несоизмеримы друг с другом. Другой взгляд на это заключается в том, что парадигмы описывают новые языки, которые позволяют нам описывать мир по-новому. Кун был фаллибилистом; он считал, что все научные парадигмы (например, классическая механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна) следует считать в целом ложными, но на какое-то время полезными, поскольку они дают ученым новые идеи, с которыми можно экспериментировать. Куна Фаллибилизм , холизм , акцент на несоизмеримости и идеи, касающиеся объективной реальности, — это темы, которые часто встречаются в трудах неопрагматистов.
Уилфрид Селларс выступал против фундаменталистского оправдания в эпистемологии и поэтому также оказал большое влияние на неопрагматистов, особенно на Рорти. [8]
«Континентальные» влияния
[ редактировать ]Такие философы, как Деррида и Хайдеггер, и их взгляды на язык оказали большое влияние на мыслителей-неопрагматиков, таких как Ричард Рорти. Рорти также подчеркивал ценность «исторических» или «генеалогических» методов философии, типичным примером которых являются континентальные мыслители, такие как Фуко.
Витгенштейн и языковые игры
[ редактировать ]«Поздний» Людвиг Витгенштейн в философских исследованиях [9] утверждает, что противоречит его более ранним взглядам в «Логико-философском трактате». [10] что роль языка заключается не в описании реальности, а, скорее, в выполнении определенных действий в сообществах. Языковая игра — это концепция, которую Витгенштейн использовал, чтобы подчеркнуть это. Витгенштейн примерно полагал, что:
- Языки используются для достижения определенных целей внутри сообществ.
- Каждый язык имеет свой собственный набор правил и объектов, к которым он относится.
- Точно так же, как в настольных играх есть правила, определяющие, какие ходы можно делать, так и в языках внутри сообществ, где ходы, которые следует делать в языковой игре, представляют собой типы объектов, о которых можно внятно говорить.
- Нельзя сказать, что два человека, участвующие в двух разных языковых играх, общаются каким-либо значимым образом.
Многие темы, встречающиеся у Витгенштейна, встречаются в неопрагматизме. Подчеркивание Витгенштейном важности «использования» языка для достижения общественных целей и проблем, связанных с попыткой общения между двумя разными языковыми играми, находит большое распространение в трудах неопрагматиков.
Ричард Рорти и антирепрезентационализм
[ редактировать ]Ричард Рорти находился под влиянием Джеймса, Дьюи, Селларса, Куайна, Куна, Витгенштейна, Деррида и Хайдеггера. Он нашел общие выводы в трудах многих из этих философов, поскольку считал, что все эти философы так или иначе пытались прийти к тезису о том, что наш язык не представляет вещи в реальности каким-либо значимым образом. Вместо того, чтобы располагать наш язык таким образом, чтобы все было правильно или правильно, Рорти говорит во введении к первому тому своих философских статей, что мы должны верить, что убеждения — это всего лишь привычки, с помощью которых мы реагируем и адаптируемся к миру. [11] Для Рорти делать вещи такими, какие они есть «сам по себе», бесполезно, если не совершенно бессмысленно.
В 1995 году Рорти писал: «Я лингвистизирую как можно больше философов долингвистического поворота, чтобы читать их как пророков утопии, в которой все метафизические проблемы растворились, а религия и наука уступили свое место поэзии». ." [12] Эта стратегия «лингвистического поворота» направлена на то, чтобы избежать того, что Рорти считает эссенциализмами («истина», «реальность», «опыт»), все еще существующими в классическом прагматизме. Рорти писал: « Аналитическая философия , благодаря своей концентрации на языке, смогла защитить некоторые важные прагматические тезисы лучше, чем сами Джеймс и Дьюи. [...] Сосредоточив наше внимание на отношениях между языком и остальным миром, а не на чем между опытом и природой, постпозитивистская аналитическая философия смогла совершить более радикальный разрыв с философской традицией». [13]
См. также
[ редактировать ]- Концептуальный прагматизм
- Холизм подтверждения
- Конструктивистская эпистемология
- Прямой и косвенный реализм
- Фаллибилизм
- Лингвистический поворот
- Онтологический плюрализм
- Философия и зеркало природы , основополагающий текст традиции. [1]
- Постаналитическая философия
- Случайность, ирония и солидарность
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Прагматизм | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Элиас Халил (редактор), Дьюи, Прагматизм и экономическая методология , Routledge, 2004, стр. 73.
- ^ Доминик Куэнцле, Обновление эпистемологии: метаэпистемологическая основа , Вальтер де Грюйтер, 2017, стр. 52.
- ^ Баннин и Ю, Словарь западной философии Блэквелла , 2007, стр. 467.
- ^ Мальпас, Джефф, «Дональд Дэвидсон», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < http://plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/davidson / >
- ^ Куайн, Уиллард Ван Орман (2013). Слово и предмет . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Кун, Томас С. (1996). Структура научных революций . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ деВрис, Виллем, «Уилфрид Селларс», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < http://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/sellars / >
- ^ Витгенштейн, Людвиг (2009). Философские исследования . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Ltd.
- ^ Витгенштейн, Людвиг (1995). Логико-философский трактат . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Рорти, Ричард (1996). Объективность, истина и релятивизм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Рорти и прагматизм: философ отвечает своим критикам , под редакцией Германа Дж. Сааткампа (Нэшвилл: издательство Vanderbilt University Press, 1995).
- ^ Труды Общества Чарльза С. Пирса 21, вып. 1 (зима 1985 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Хилтон, Питер, «Уиллард ван Орман Куайн», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2013 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = < Стэнфордская энциклопедия философии >.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рэндалл Осье, Эли Крамер и Кшиштоф Петр Сковронский, ред. (2019). Рорти и не только , Лексингтон.
- Кшиштоф Петр Сковронский (2015). Ценности, оценки и аксиологические нормы в «Неопрагматизме» Ричарда Рорти , Лексингтон.
- Макартур, Дэвид (2009). «Прагматизм, метафизический квиетизм и проблема нормативности». Философские темы . 36 (1): 193–209. дои : 10.5840/philtopics200836110 . JSTOR 43154523 .
- Рорти, Ричард (1996). «Объективность, релятивизм и истина». Философские статьи . 1 : 158–161. JSTOR 40886990 .