Иранская новая волна
Годы активности | 1960–2010-е годы |
---|---|
Расположение | Иран |
Под влиянием | Итальянский неореализм , Французская новая волна |
Иранская новая волна ( персидский : موج نوی سینمای ایران , букв. «новая волна иранского кино») относится к движению в иранском кино . Все началось в 1964 году со Хаджира Дариуша второго фильма «Змеиная кожа» , основанного на романе Д.Х. Лоуренса « Любовник леди Чаттерлей» с участием Фахри Хорваша и Джамшида Машаехи . Два важных ранних социальных документальных фильма Дариуша «Но проблемы возникли в 1965 году», посвященные культурному отчуждению иранской молодежи, и «Лицо 75» , критический взгляд на вестернизацию сельской культуры, который был лауреатом Берлинского кинофестиваля 1965 года , также внесли свой вклад. в значительной степени способствовали созданию Новой волны. В 1968 году, после выхода на экраны фильма «Шохаре Аху Ханум» режиссера Давуда Моллапура, [ 1 ] «Корова » Дариуша Мехрджуи , за которой последовали Масуда Кимиая в «Кейсар» 1969 году, Нассера Таквая » «Спокойствие в присутствии других (запрещенное в 1969 году и переизданное в 1972 году), а сразу за ним последовал » Бахрама Бейзая « «Ливень Новый». Волна прочно утвердилась как выдающееся культурное, динамичное и интеллектуальное направление. Иранский зритель стал разборчивым, поощряя процветание и развитие новой тенденции. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Раннее иранское кино
[ редактировать ]Кино в Иране начало развиваться в 1900 году, когда Мозаффар ад-Дин Шах Каджар познакомился с кинематографом во время путешествия во Францию. Он приказал своему главному фотографу Мирзе Ибрагим Хану Акасбаши купить один. Посещая Фестиваль цветов в Бельгии, Акасбаши обратил внимание кинематографа на украшенные цветами экипажи, став первым иранцем, когда-либо снимавшим что-либо. Театры были открыты в 1903 году Мирзой Ибрагимом Сахафбаши. Первую киношколу открыл в 1930 году русско-армянский эмигрант Ованес Оганян , обучавшийся в Школе кинематографического искусства в Москве. Он начал свою первую киношколу в 1924 году после прибытия в Калькутту, Индия: столкнувшись со многими трудностями, он решил переехать в Иран, чтобы открыть первую киношколу в Тегеране, где он создал первый полнометражный иранский немой фильм под названием « Хаджи Ага, киноактер». и его второй фильм «Аби и Лави» . [ 3 ] После путешествия в Индию в 1927 году Абдул-Хусейн Сепанта был вдохновлен на создание фильмов на персидском языке, из которых в итоге он снял четыре. Из-за доминирования режима Пехлеви во всех аспектах культуры и экономики, а также очень жесткой цензуры фильмов с 1925 по 1979 год, кино с трудом развивалось, отражая его собственную культуру. В это время начался фильм на фарси , который описывали как «некачественные фильмы для зрителей, которые пристрастились к такой пище, потеряв вкус или спрос на что-то другое». Фильм на фарси отличается имитацией популярных кинотеатров Голливуда и Индии, а также общим использованием песен и танцев. [ 4 ] В 1963 году Фороф Фаррохзад снял короткометражный документальный фильм «Дом черный» , который считается предшественником кинематографа новой волны. Яркие изображения жизни в колонии прокаженных в сочетании с художественно составленными кадрами и ее собственными стихами сделали этот фильм поистине уникальным. Фарруха Гаффари Другие фильмы, такие как «Ночь горбуна» Эбрагима Голестана (1964), «Кирпич и зеркало» Ферейдуна Рахнемы (1965) и «Сиавуш в Персеполе» , также считаются предшественниками.
Первая волна
[ редактировать ]Первая волна иранского кино новой волны возникла как реакция на популярное в то время кино, которое не отражало ни норм жизни иранцев, ни художественных вкусов общества. Оно началось в 1969 году и закончилось с началом иранской революции в 1979 году. Созданные фильмы были оригинальными, художественными и политическими. Первыми фильмами, считающимися частью этого движения, являются «Шохаре Аху Ханум » Давуда Моллапура (1968), [ 1 ] Масуда Кимиаи » « Кейсар и Дариуша Мехрджуи » «Корова (1969). Другими фильмами, считающимися частью этого движения, являются Насера Тагвая ( «Спокойствие в присутствии других» 1969/1972), которое было запрещено, а затем подвергнуто жесткой цензуре после выхода на экраны, Бахрама Бейзая » «Ливень » Сохраба Шахида Салеса и «Простое событие ( 1973) и «Натюрморт» (1974).
Вторая и Третья волна
[ редактировать ]Факторы, приведшие к возникновению «Новой волны» в Иране, были частично обусловлены интеллектуальными и политическими движениями того времени. Романтическая переворота 19 атмосфера сложилась после августа 1953 года в сфере искусства. Наряду с этим в 1950-е годы сформировалась социально ориентированная литература, достигшая пика в 1960-е годы, которые многие считают золотой эрой современной персидской литературы . [ 5 ]
Иранские фильмы «новой волны» имели некоторые общие черты с европейскими художественными фильмами того периода, в частности с итальянским неореализмом . Однако в своей статье «Настоящие художественные произведения» Роуз Исса утверждает, что иранские фильмы имеют характерный иранский кинематографический язык, «который отстаивает поэзию в повседневной жизни и обычном человеке, стирая границы между вымыслом и реальностью, художественным кино и документальным кино». Она также утверждает, что этот уникальный подход вдохновил европейских режиссеров подражать этому стилю, ссылаясь на Майкла Уинтерботтома отмеченный наградами фильм «В этом мире » (2002) как дань уважения современному иранскому кино. Исса утверждает, что «этот новый, гуманистический эстетический язык, определяемый индивидуальной и национальной идентичностью кинематографистов, а не силами глобализма, ведет сильный творческий диалог не только на родине, но и со зрителями по всему миру». [ 6 ]
Более того, иранские фильмы новой волны богаты поэзией и живописными образами. Существует прямая связь от современного иранского кино к древним устным персидским сказителям и поэтам через стихи Омара Хайяма . [ 7 ]
Особенности иранского кино «Новой волны», в частности работы легендарного Аббаса Киаростами , некоторые классифицируют как постмодернистские . [ 8 ]
В книге «Крупный план: иранское кино, прошлое, настоящее, будущее » (2001) Хамид Дабаши описывает современное иранское кино и феномен [ иранского ] национального кино как форму культурной современности. По словам Дабаши, «визуальная возможность увидеть на экране историческую личность (в отличие от вечного коранического человека) — это, возможно, единственное и наиболее важное событие, открывающее иранцам доступ к современности».
Характеристики
[ редактировать ]- Реалистичный документальный стиль
- Поэтическое и аллегорическое повествование
- Использование «детского образа» (в ответ на правила использования материалов для взрослых в фильмах)
- Самосознательный, рефлексивный тон
- Фокус на сельский низший класс
- Отсутствие « мужского взгляда »
Прекурсоры
[ редактировать ]- Дом черный ( Форох Фаррохзад , 1963)
- Шабе Кузи («Ночь горбуна», Фаррух Гаффари , 1964)
- Кирпич и зеркало ( Эбрагим Голестан , 1965)
- Сиавуш в Персеполе ( Фередун Рахнема , 1967)
Первая волна
[ редактировать ]- Корова ( Дариуш Мехрджуй , 1969)
- Кейсар ( Масуд Кимиай , 1969)
- Спокойствие в присутствии других ( Насер Тагвай , 1969/1972)
- Ливень ( Бахрам Бейзай , 1972)
- Простое событие ( Сохраб Шахид Сейлс , 1973)
- Натюрморт (Сохраб Шахид Сейлс, 1974)
- Шахматы ветра (Мохаммад Реза Аслани, 1976)
Вторая волна
[ редактировать ]- Бегущий ( Амир Надери , 1985)
- Где дом друга? ( Аббас Киаростами , 1987)
- Крупный план (Аббас Киаростами, 1990)
- Момент невинности ( Мохсен Махмальбаф , 1996)
- Вкус вишни (Аббас Киаростами, 1997)
- Дети Неба ( Маджид Маджиди , 1997)
- Цвет рая (Маджид Маджиди, 1999)
Третья волна
[ редактировать ]- Время пьяных лошадей ( Бахман Гобади , 2000)
- Доски ( Самира Махмальбаф , 2000)
- Глубокий вдох ( Парвиз Шахбази , 2003)
- Багровое золото ( Джафар Панахи , 2003)
- Об Элли ( Асгар Фархади , 2009)
- Яркий день ( Хосейн Шахаби , 2013)
- Никто не знает о персидских кошках (Бахман Гобади, 2009)
- Разделение (Асгар Фархади, 2011)
Основные цифры
[ редактировать ]- Фаррух Гаффари
- Эбрагим Голестан
- Фороф Фаррохзад
- Насер Тагвай
- Масуд Кимиай
- Дариуш Мехрджуй
- Бахрам Бейзай
- Парвиз Кимиави
- Сохраб Шахид Сэйлс
- Амир Надери
- Аббас Киаростами
- Мохсен Махмальбаф
- Самира Махмальбаф
- Маджид Маджиди
- Джафар Панахи
- Бахман Гобади
- Хосейн Шахаби
- Асгар Фархади
См. также
[ редактировать ]- Кино мира
- «Разлука» — первый иранский фильм, получивший премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
- «Коммивояжер» — второй иранский фильм, получивший такую же награду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роуз, Исса (1999). Жизнь и искусство: новое иранское кино . Лондон, Великобритания: Национальный кинотеатр. стр. 17, 27. ISBN. 0851707750 .
- ^ Еженедельник Аль-Ахрам | Люди | Limelight. Архивировано 9 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ http://www.facebook.com/Ovanec-ohanian-532280010120156/ [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Мирбахтияр, Шахла (2006). Иранское кино и исламская революция . МакФарланд и Компания Инкорпорейтед.
- ^ Новая волна в иранском кино - от прошлого к настоящему
- ^ Настоящие вымыслы
- ^ Стив Ноттингем: иранское кино
- ^ Аббас Киаростами? Правда, скрывающаяся за реальностью
- ^ 10 основных фильмов иранской новой волны | Журнал Far Out
- ^ Лучшие иранские фильмы новой волны всех времен - Flickchart
- ^ Вкус вишни: Саты возле дерева | Текущее | Коллекция критериев
- ^ Аббас Киаростами: мастер иранской новой волны | Журнал Far Out
- ^ Лучшие иранские фильмы новой волны всех времен | Страница 2 — Фликчарт
- ^ Иранское кино до и после революции: три документальных фильма Джамшида Акрами (DVD) - Кино Лорбер
- ^ Кроссленд, Энтони (06 апреля 2015 г.). «18 важных движений в кино, которые должен знать каждый киноман» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иранское кино: новые режиссеры, новые направления (Гарвардский киноархив)
- Нас повезет метро: мастер-режиссер Аббас Киаростами преподает на Манхэттене. Архивировано 16 марта 2007 г. в Wayback Machine.