Новый кино
Годы активны | 1950 -х до начала 1970 -х годов [ 1 ] |
---|---|
Расположение | Бразилия |
Основные цифры | Glauber Rocha , Нельсон Перейра Дос Сантос , Пауло Сезар Сарачени , Хоаким Педро де Андраде , Леон Хирсман , Карлос Дигес , Руи Герра , Ардандо Джабор [ 2 ] |
Влияние | Итальянский неореализм , французская новая волна , [ 3 ] Советский кино [ 4 ] |
Новое кино ( Португальское произношение: [siˈnemɐ ˈnovu] ), «Новое кино» на английском языке, является жанром и движением фильма , отмеченным своим акцентом на социальное равенство и интеллектуализм , которые стали известны в Бразилии в 1960 -х и 1970 -х годах. [ 5 ] Cinema novo сформировался в ответ на классовые и расовые волнения как в Бразилии, так и в Соединенных Штатах . Под влиянием итальянской неореализма и французской новой волны фильмы, созданные под идеологией кино Ново, выступали против традиционного бразильского кино , которое состояло в основном из мюзиклов, комедий и Голливудских стилей. эпос [ 6 ] Glauber Rocha широко считается самым влиятельным режиссером Cinema New. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Сегодня движение часто делится на три последовательные фазы, которые различаются по тону, стилю и содержанию.
Происхождение
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1950 -х годах в бразильском кино доминировал Чанчада (мюзиклы, часто комедийные и «дешевые»), [ 10 ] большие эпохи, которые подражали стилю Голливуда, [ 10 ] и «Серьезное» кино », который кинематографист -кинематографист Карлос Дигес характеризует как« иногда церебральный и часто смехотворно претенциозный ». [ 11 ] Этот традиционный кино был поддержан иностранными производителями, дистрибьюторами и экспонентами. Когда десятилетие закончилось, молодые бразильские кинематографисты протестовали против фильмов, которые они воспринимали как «плохой вкус и ... грязный коммерциализм, ... форма культурной проституции», которая опиралась на покровительство «неграмотной и обнищанной Бразилии». [ 11 ]
Cinema novo становился все более политическим. В 1960 -х годах Бразилия производила самый политический кино в Южной Америке. Таким образом, Бразилия стала естественным «Домом кинотеатра Novo (New Cinema)». [ 9 ] Cinema novo выступил до известности, когда прогрессивные бразильские президенты Juscelino Kubicschek , а затем Жоу Гуларт вступил в должность и начал влиять на популярную культуру бразилии. Но только в 1959 или 1960 году «кинотеатр» стал ярлыком для движения. [ 10 ] По словам Рэндала Джонсона и Роберта Стэма , Cinema Novo официально начался в 1960 году с начала первого этапа. [ 12 ]
В 1961 году популярный центр культуры, дочерняя компания Национального союза студентов, выпустила Cinco Vezes Favela , фильм, сериализованный в пяти эпизодах, которые Джонсон и Стэм утверждают, что являются «одним из первых» продуктов кинотеатра Novo. [ 13 ] Популярный центр культуры (PCC) стремился «установить культурную и политическую связь с бразильскими массами, поставив пьесы на фабриках и районах рабочего класса, продюсировав фильмы и записи, а также участвуя в программах грамотности». [ 13 ] Джонсон и Стэм считают, что «многие из оригинальных членов Cinema Novo» также были активными членами PCC, которые участвовали в производстве Cinco Vezes Favela . [ 13 ]
Влияние
[ редактировать ]Бразильские кинематографисты смоделировали Cinema Novo после жанров, известных подрывностью: итальянская неореализм и французская новая волна. Джонсон и Стэм также утверждают, что в Cinema novo есть что -то общее «с советским фильмом двадцати», который, как итальянский неореализм и французская новая волна, была «склонность к теоретизированию своей собственной кинематографической практики». [ 14 ] Итальянский неореалистический кинотеатр часто стрелял на место с непрофессиональными субъектами и изображал граждан рабочего класса в тяжелые экономические времена после Второй мировой войны . Французская новая волна сильно вышла из итальянского неореализма, поскольку режиссеры новых волн отвергли классическое кино и приняли иконоборство .
Некоторые сторонники Cinema novo были «презирают политику [французской] новой волны», рассматривая ее тенденцию стилистически копировать Голливуд как элита. [ 6 ] Но кинематографисты Cinema novo были в значительной степени привлечены к использованию французской новой волны теории автора , которая позволила директорам снимать малобюджетные фильмы и разрабатывать личные фанаты.
Идеология
[ редактировать ]Кинопроизводитель Cinema Novo Алекс Виани описывает движение как элементы культуры участия . По словам Виани, в то время как Cinema novo изначально была «такими же плавными и неопределенными», как и ее предшественник Французская Новая волна, требовалось, чтобы режиссеры были страстью к кино, желание использовать его для объяснения «социальных и человеческих проблем» и готовности к индивидуализировать свою работу. [ 10 ]
Теория автор также сильно повлияла на кино Ново. Хотя его три этапа были различными, Cinema Novo призвал режиссеров подчеркнуть свою личную политику и стилистические предпочтения. режиссер «Ново» Хоаким Педро де Андраде Как объяснил Виани в интервью 1966 года в интервью 1966 года в интервью 1966 года:
В наших фильмах предложения, позиции и идеи чрезвычайно разнообразны, порой даже противоречивы или, по крайней мере, множественными. Прежде всего они все более свободны и без маски. Существует полная свобода выражения. ... На первый взгляд это, казалось бы, указывает на некоторую внутреннюю бессвязь в движении Cinema novo. Но на самом деле я думаю, что это указывает на большую согласованность: более законное, правдивое и прямое переписка между режиссером-с его недоумением, сомнениями и определенностью-и миром, в котором он живет. [ 15 ]
Классовая борьба также сообщила Cinema novo, чья сильнейшая тема - «эстетика голода», разработанная премьерным кинематографическим режиссером Novo Glauber Rocha на первом этапе. Роча хотел разоблачить, насколько отличался уровень жизни для богатых южноамериканцев и бедных южноамериканцев. В своем эссе 1965 года «Эстетика голода» Роча заявил, что «Голод Южной Америки - это не просто тревожный симптом: это сущность нашего общества ... [,] и наше величайшее страдание заключается в том, что этот голод ощущается, но не интеллектуально понят ». [ 16 ] На этой ноте, Уилер Уинстон Диксон и Гвендолин Одри Фостер держат, что «[t] марксистские последствия кинематографа [Роча] трудно пропустить». [ 17 ]
Темы и стиль
[ редактировать ]Большинство историков фильма делят кино Novo на три последовательные фазы, которые различаются по теме, стилю и предмету. Стэм и Джонсон идентифицируют «Первый этап, пройдя с 1960 по 1964 год», второй этап, пройденная »с 1964 по 1968 год», и третий этап, пройденная »с 1963 по 1972 год» (хотя они также утверждают, что окончательный этап завершается «грубо». «Конец 1971 года»). [ 18 ] В это время мало разногласий среди кинокритиков. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Режиссер Карлос Дигес утверждает, что, хотя отсутствие средств снизила техническую точность фильмов Cinema novo, это также позволило режиссерам, писателям и продюсерам иметь необычную творческую свободу. «Поскольку Cinema novo не является школой, у него нет устоявшегося стиля», - заявляет Дигес. «В кино Ново, выразительные формы обязательно являются личными и оригинальными без формальных догм ». [ 11 ] Эта режиссерская свобода, наряду с изменяющимся социальным и политическим климатом в Бразилии, заставила Cinema Novo испытать смены в форме и содержании за короткое время.
Первый этап (1960–1964)
[ редактировать ]Фильмы первого этапа представляют собой оригинальную мотивацию и цели Cinema novo. Фильмы первой фазы были серьезными по тону и сельской местности в обстановке, имея дело с социальными заболеваниями, которые повлияли на рабочий класс, такие как голод , насилие , религиозное отчуждение и экономическую эксплуатацию. Они также обратились к « фатализму и стоицизму » рабочего класса, что отговорило его от работы по решению этих проблем. [ 22 ] «Фильмы разделяют определенный политический оптимизм, - пишут Джонсон и Стам, - своего рода вера, которая просто показывала эти проблемы, будет первым шагом к их решению». [ 23 ]
В отличие от традиционного бразильского кинотеатра, в котором изображены красивые профессиональные актеры в тропических райских районах, первое фазовое кино Novo «разыскивал темные уголки бразильской жизни-его фавелы и его Сертано -места, где социальные противоречия Бразилии появились наиболее драматично». [ 6 ] Эти темы были поддержаны эстетикой, которые «визуально охарактеризовали документальное качество, часто достигаемое использованием ручной камеры» и были сняты в черно-белом цвете, используя простые, резкие пейзажи, которые ярко подчеркнули суровость ландшафта ". [ 22 ] Diegues утверждает, что кинематографический кинотеатр Novo не фокусировался не на редактировании и разжигании выстрелов, а скорее на распространении философии пролетариата . "Бразильские кинематографисты (главным образом в Рио , Баия и Сан -Паулу ) взяли свои камеры и вышли на улицы, страну и пляжи в поисках бразильского народа, крестьянина, работника, рыбака, жителя трущоб. . " [ 24 ]
Большинство историков кино согласны с тем, что Glauber Rocha, «один из самых известных и плодовитых режиссеров, появившихся в конце 1950-х годов в Бразилии», [ 25 ] был самым мощным защитником Cinema novo на первом этапе. Диксон и Фостер утверждают, что Роча помог инициировать движение, потому что он хотел снять фильмы, которые рассказали общественности о социальном равенстве, искусстве и интеллектуализме, которых бразильское кино в то время не делало. Роча суммировал эти цели, утверждая, что его фильмы использовали «Эстетику голода» для решения классов и расовых волнений. В 1964 году Роча выпустил Deus Eo Diabo na Terra do Sol («Черный Бог, белый дьявол»), который он написал и направил «предположить, что только насилие поможет тем, кто очень угнетен». [ 9 ]
С Роча у руля во время своего первого этапа, Cinema Novo высоко оценили критики по всему миру.
Второй этап (1964–1968))
[ редактировать ]В 1964 году популярный президент Демократической партии Жуао Гуларт был отстранен от должности военным переворотом, превратив Бразилию в военное самодержавие под руководством нового президента Гумберто де Аленгара Кастело Бранко . Следовательно, бразильцы потеряли веру в идеалы кино Ново, поскольку движение обещало защитить права гражданских лиц, но не смогли поддержать демократию. Кинопроизводитель Cinema novo Chinemaker Хоаким Педро де Андраде обвинил коллег -директоров, которые, как он утверждал, потерял связь с бразильцами, призывая критиков: «чтобы фильм был по -настоящему политическим инструментом, - сказал Де Андраде, - он должен сначала общаться с ее публикой». [ 26 ] Таким образом, кинотеатр второго фазы стремился как отклонить критику, так и обратиться к «страданиям» и «недоумению», которое чувствовали бразильцы после свергнутого Гуларта. создавая фильмы, которые были «анализом провалов -популизма Он сделал это , , развития и левых интеллектуалов» для защиты бразильской демократии. [ 27 ]
В настоящее время кинематографисты также начали пытаться сделать кино Novo более прибыльным. Стефани Деннисон и Лиза Шоу заявили, что директора второй фазы «признали иронию в создании так называемых« популярных »фильмов, которые будут рассматриваться только студентами университета и поклонниками арт-хауса. В результате некоторые авторы начали уходить от Так называемая «эстетика голода» к стилю кинопроизводства и темам, предназначенных для привлечения интереса к кинотеатре в целом ». [ 28 ] В результате, первый кинотеатр Novo, который был снят в цвете и изобразил главных героев среднего класса, был выпущен в течение этого времени: Garota de Ipanema Леона Хирцшмана («Девушка из ipanema», 1968).
Третья фаза и маргинальная кинематографа (1968–1972)
[ редактировать ]Ганс Проппе и Сьюзен Тарр характеризуют третий этап кино Ново как «смешанный мешок социальных и политических тем на фоне персонажей, изображений и контекстов, не отличающихся от богатства и флоридности бразильских джунглей». [ 29 ] Cinema третьего фазы Novo также называется «фаза каннибал-тропика» [ 30 ] Или просто фаза "тропика". [ 29 ]
Тропизм был движением, которое было сосредоточено на китчах , плохом вкусе и безвкусных цветах. Историки кино относятся к каннибализму как буквально, так и метафорически. Оба типа каннибализма видны в эпохе Комостосо О Мей -Франциса («Насколько вкусным был мой маленький француз», 1971), в котором главный герой похищен и съеден буквальные канибалы одновременно , Бразилия) должна метафорически каннибализировать своих иностранных врагов, присваивая их силу без доминирования в них ». [ 18 ] Роча считает, что каннибализм представлял собой насилие, которое было необходимо для принятия социальных изменений, и изобразить его на экране: «Из кино ново Колонизированные. [ 16 ]
Поскольку Бразилия модернизировалась в мировой экономике, кинотеатр третьей фазы также стал более отточенным и профессиональным, создавая «фильмы, в которых богатая культурная текстура Бразилии была подтолкнута до предела и эксплуатирована для своих собственных эстетических целей, а не для ее целесообразности как Политическая метафора ". [ 29 ] Бразильские потребители и режиссеры начали чувствовать, что Cinema Novo противоречит идеалам своего первого этапа. Это восприятие привело к рождению кинематографического маргинала , также называемого Удигради [ NB 1 ] кино или новый кино , [ 31 ] который использовал эстетику «грязный экран» и «мусор», чтобы вернуть кино Novo, чтобы сосредоточиться на маргинальных персонажах и социальных проблемах, при этом присваивая элементы B-Movies и Pornchanchadas для достижения более широкой аудитории рабочего класса . [ 31 ]
Но в кинотеатре у третьего фазы также были сторонники. Кинопроизводитель Novo Novo режиссер Хоаким Педро де Андраде, который был активен на первом этапе и продюсировал один из премьерных фильмов третьего этапа, Macunaíma , был рад, что Cinema Novo стал более привлекательным для бразильских граждан, несмотря на обвинения, что продал он так. Леона Хирсмана Ссылаясь на Гароту де Ипанема , де Андраде похвалил Хирсмана за использование «популярного стереотипа для установления контакта с массами, в то же время ... демистиф [Ying] этот очень стереотип». [ 32 ]
Конец кино нова
[ редактировать ]Бернс Сент -Патрик Холлиман, сын знаменитого американского фотографа Томаса Холлимана , заявляет, что «к 1970 году многие из фильмов о кино Ново получили многочисленные награды на международных фестивалях». [ 33 ] В 1970 году Роча опубликовал манифест о прогрессе в кино Ново, в котором, по его словам, он рад, что Cinema novo «получила критическое признание как часть мирового кино» и стал «националистическим кино Бразильский народ »(Холлиман). [ 33 ] Но Роча также предупредила кинематографистов и потребителей, которые слишком самодовольны в достижениях Cinema novo, вернутся в Бразилию в свое государство предварительно-цифровой.
Движение больше, чем любой из нас. Но молодые должны знать, что они не могут быть безответственными в отношении настоящего и будущего, потому что сегодняшняя анархия может быть завтрашним рабством. Вскоре империализм начнет эксплуатировать недавно созданные фильмы. Если бразильский кинотеатр - это пальма тропика, важно, чтобы люди, которые пережили засуху, на страже, чтобы убедиться, что бразильское кино не стало недоразвитым. [ 34 ]
Страхи Рочи были реализованы. В 1977 году режиссер Карлос Дигес сказал, что «можно говорить только о кинотеатрах в ностальгических или фигуративных терминах, потому что Cinema novo как группа больше не существует, прежде всего потому, что его разбавляли в бразильском кино». [ 35 ] В конце кинематографического правительства бразильское правительство создало кино компанию Embrafilme , чтобы поощрять производство бразильского кино; Но Embrafilme в основном снимал фильмы, которые игнорировали идеологию кино в кино. Aristides Gazetas утверждает, что третий кино сейчас ведет в кинотеатре Novo. [ 36 ]
Наследие
[ редактировать ]Embrafilme
[ редактировать ]В 1969 году бразильское правительство информировало Embrafilme, компанию, предназначенную для производства и распространения бразильского кино. Embrafilme снимал фильмы различных жанров, включая фантазии и эпосы с большими бюджетами. В то время режиссер Cinema novo Карлос Дигес сказал, что он поддерживал Embrafilme, потому что это было «единственное предприятие с достаточной экономической и политической властью, чтобы противостоять разрушительной страшности многонациональных корпораций в Бразилии». [ 35 ] Более того, Diegues считал, что, хотя Cinema novo «не отождествляется с Embrafilme», «[Embrafilme] существование ... на самом деле является проектом Cinema novo». [ 35 ]
Когда в 1990 году президент Фернандо Collor De Mello был демонтирован Embrafilme , «последствия» для бразильской киноиндустрии «были немедленными и мрачными». [ 37 ] Не имея инвесторов, многие бразильские директора составляли английские фильмы. Это привело к тому, что английский кинематографический кинематографист был нанесен на бразильский рынок, который продюсировал 74 фильма в 1989 году до создания девяти фильмов в 1993 году. Президент Бразилии Итамар Франко закончил кризис, внедрив бразильскую награду за спасение кино, которая финансировала 90 проектов в период с 1993 по 1994 год. Награда «открыла новые двери молодому поколению новых режиссеров (и несколько ветеранов), которые были уверены, что, как название фильма Благодаря Cinema Novo ветерану директора Карлоса Diegues пророчески объявлено, будут лучшие дни ( Melhores Dias Viroao / Better Days наступит , 1989) ». [ 38 ]
Третий кино
[ редактировать ]Согласно Aristides Gazetas, Cinema Novo является первым примером влиятельного жанра, называемого третьим кино. Как и в кино нова, третья кинотеатра опирается на итальянскую неореализм и французскую новую волну. Gazetas утверждает, что Cinema novo можно охарактеризовать как ранний третий кинотеатр, потому что Glauber Rocha «принял третье кинотеатр, чтобы привлечь понимание социальных и политических реалий в своей стране через кино». [ 7 ] После исчезновения в кинотеатре Novo, третий кино был возрожден в 1986 году, когда английские кинофильмам стремились создать жанр, который «сосредоточился на англо-американских кинематографических практиках» и держался подальше от «сентиментальной левой культурной теории, исходящей из Великобритании, так и культурных и культурных и культурных Образовательная практика в соответствии с корпоративными культурами и потребительством рынка, которые связаны с вариантами постмодернизма ». [ 36 ]
В 1965 году Глаубер Роча утверждал, что «Cinema novo - это явление новых народов повсюду, а не привилегия Бразилии». [ 16 ] Соответственно, третий кинематографист повлиял на культуру кино по всему миру. В Италии Гилло Понтекорво руководил номинированным на Оскар Битву при Алжире (1965), в которой были изображены коренные африканские мусульмане как смелых террористов, сражающихся с французскими колонизаторами в Алжире . Кубинский режиссер Томас Гутьеррес Алеа , соучредитель новаторского института Cubano del Arte E Industria Cinematográficos , использовал третий кинематографист, чтобы «Reconstitut [E] Историческое прошлое для кубинцев». [ 39 ] По словам Стюарта Холла, третий кино также повлиял на черных народов в Карибском бассейне , предоставляя им две идентичности: одну, в которой они объединены по диаспоре , а другой, который подчеркивает «то, что чернокожие стали в результате белого правления и колонизации». [ 40 ]
Список ключевых фильмов
[ редактировать ]Первый этап
[ редактировать ]- Aruanda (1960)
- Arraial Do Cabo (1960) [ 6 ]
- Пять раз Фавела (1962) [ 6 ]
- Barravento (1962) [ 6 ]
- Ноблюстные (1962) [ 6 ]
- Ганга Зумба (1963) [ 6 ]
- Бесплодные жизни (1963) [ 6 ]
- Черный Бог, Белый дьявол (1964) [ 6 ] [ 41 ]
- Оружие (1964) [ 5 ]
Второй этап
[ редактировать ]- Умерший (1965)
- Задача (1966) [ 42 ]
- Остановленная Земля (1967) [ 42 ]
- Храбрый воин (1968) [ 42 ]
- Голод для любви (1968) [ 42 ]
- Красный свет Бандит (1968) [ 42 ]
Третья фаза
[ редактировать ]- Macunaíma (1969) [ 30 ]
- Антонио Дас Мортс (1969) [ 43 ]
- Богов и нежити (1970)
- Наследники (1970) [ 43 ]
- Как вкусно был мой маленький француз (1971) [ 5 ]
- Пиндорама (1971) [ 43 ]
- Сан Бернардо (1972)
- Iracema: амазонский трах (1974) [ 44 ]
Список ключевых директоров
[ редактировать ]- Марио Карнейро
- Хоаким Педро де Андраде
- Карлос Дигес
- Нельсон Перейра Дос Сантос
- Руи Герра
- Леон Хирсман
- Густаво Дал
- Арнальдо Джабор
- Дэвид Невес
- Глаубер Роча
- Пауло Сезар Сарачени
- Алекс Виани
- Олни Сан Паулу
- Роберто Пирес [ 45 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Новое мексиканское кино
- Список бразильских фильмов
- Уолтер Саллес -Клатичный Режиссер номинированного на Оскар Бразильский фильм Central Do Brasil 2004 года, получившие Оскар. и Оскар
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бразильское произношение «подземного».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бразилия: пять веков изменений
- ^ 10 величайших новых волновых движений в истории кино «Вкус кинотеатра
- ^ Cinema novo произвел революцию в бразильском кино в 1960-х годах-бразиле
- ^ Канны 2016: «Cinema novo».
- ^ Jump up to: а беременный в Dixon & Foster, 293.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Johnson & Stam, 33.
- ^ Jump up to: а беременный Газеты, 308.
- ^ Johnson & Stam, 42.
- ^ Jump up to: а беременный в Dixon & Foster, 292.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Виани, 141.
- ^ Jump up to: а беременный в Johnson & Stam, 65.
- ^ Johnson & Stam, 32.
- ^ Jump up to: а беременный в Johnson & Stam, 58.
- ^ Johnson & Stam, 55.
- ^ Johnson & Stam, 75.
- ^ Jump up to: а беременный в Johnson & Stam, 70.
- ^ Dixon & Foster, 292-293.
- ^ Jump up to: а беременный Stam & Johnson.
- ^ Ксавье, 372-373.
- ^ Родригес, 108.
- ^ Король, 113.
- ^ Jump up to: а беременный в Деннисон и Шоу, 133.
- ^ Johnson & Stam, 34.
- ^ Johnson & Stam, 66.
- ^ Холлиман, 9.
- ^ Johnson & Stam, 73.
- ^ Johnson & Stam, 35-36.
- ^ Деннисон и Шоу, 134.
- ^ Jump up to: а беременный в Пропп и Тарр.
- ^ Jump up to: а беременный Johnson & Stam, 37.
- ^ Jump up to: а беременный Рамос, Фернао (2000). Энциклопедия бразильского кино . Сенак Сан -Паулу. ISBN 8539601508 .
- ^ Johnson & Stam, 74.
- ^ Jump up to: а беременный Холлиман, 96.
- ^ Qtd. на Холлимане, 97.
- ^ Jump up to: а беременный в Johnson & Stam, 100.
- ^ Jump up to: а беременный Газеты, 306.
- ^ Rêgo, 35.
- ^ Rêgo, 37-38.
- ^ Газеты, 309.
- ^ Газеты, 310.
- ^ BBC-культура-Brazil: самое радикальное поле битвы в кино
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Johnson & Stam, 35.
- ^ Jump up to: а беременный в Johnson & Stam, 38.
- ^ Лунд, Джошуа Кристофер (14 марта 2002 г.). «Теории и повествования о гибридности в латиноамериканском письме» . Университет Миннесоты - через Google Books.
- ^ Кино Сальвадор Баия (1953-1962): 3 x Роберт Пирес на Vimeo
Библиография
[ редактировать ]- Деннисон, Стефани и Лиза Шоу (2004), популярное кино в Бразилии, 1930-2001 , Нью-Йорк: Манчестер.
- Диксон, Уилер Уинстон и Гвендолин Одри Фостер (2008), короткая история кино , Нью -Брансуик, Нью -Джерси: Рутгерс.
- Gazetas, Aristides (2008), Введение в World Cinema , Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company.
- Hollyman, Burnes Saint Patrick (1983), Glauber Rocha и The Cinema Novo , New York & London: Garland.
- Джонсон, Рэндал и Роберт Стэм (1995), Бразильский кино , Нью -Йорк: Колумбия.
- Кинг, Джон (2000), Волшебные катушки: история кино в Южной Америке , Нью -Йорк и Лондон: Verso.
- Proppe, Hans и Susan Tarr (1976), « Подводные камни культурного национализма в кино Ново », Jump Cut: обзор современных средств массовой информации , 10, 45-48.
- Rêgo, Cacilda (2011), «Падение и рост бразильского кино», в Rêgo, Calcida; Каролина, Роча, новые тенденции в аргентинском и бразильском кино , Чикаго: интеллект.
- Rodríguez-Hernández, Rafael (2009), Splendors of South Cinema , Westport, CT: Praeger.
- Стам, Роберт и Рэндал Джонсон (ноябрь 1979 г.), «За пределами кино нова» , «Прыжок: обзор современных СМИ» , 21, 13-18.
- Виани, Алекс (зима, 1970), «Старый и новый в бразильском кино», The Drama Review , 14 (2), 141-144.
- Ксавье, Исмаил (2000), "Cinema novo", в Балдерстоне, Даниэль; Гонсалес, Майк; Лопес, Ана М., Энциклопедия современных южноамериканских культур и карибских культур , Лондон: Routledge.