Притча о десяти девах
Притча о десяти девах , также известная как притча о мудрых и неразумных девах или притча о десяти подружках невесты , является одной из притч Иисуса . Согласно Евангелию от Матфея 25:1–13 , десять дев ждут жениха; пятеро принесли достаточно масла для своих светильников на время ожидания, а у остальных пятерых масло кончилось. Пять дев, подготовленных к приезду жениха, получают награду, а пятеро, пошедшие за маслом, пропускают прибытие жениха и отрекаются от них.
Притча имеет четкую эсхатологическую тему: будьте готовы к Судному дню . [ 1 ] Это была одна из самых популярных притч в средние века , оказавшая влияние на готическое искусство , скульптуру и архитектуру немецких и французских соборов .
Повествование по Евангелию от Матфея
[ редактировать ]В притче о десяти девах Иисус рассказывает историю о группе девственниц, возможно, подружек невесты. [ 2 ] или факелоносцы для шествия, [ 3 ] выбран для участия в свадьбе . Каждая из десяти дев несет лампу или факел. [ 3 ] поскольку они ожидают прихода жениха , которого они ожидают в какое-то время ночи. Пять дев мудры и принесли еще масла для своих светильников. Пятеро глупы и принесли свои светильники, но без масла.
В полночь все девы слышат призыв выйти навстречу жениху. Понимая, что их светильники гаснут, неразумные девы просят у мудрых масла, но они отказываются, говоря, что его точно не будет (греч. ou mē ) [ 4 ] будет достаточно, чтобы они могли поделиться. Пока неразумные девы уходят, пытаясь купить еще масла, приходит жених. Затем мудрые девы сопровождают его на праздник. Остальные прибывают слишком поздно и исключаются из мероприятия.
Тогда будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них были глупыми и пятеро мудрыми. Глупые, взяв светильники свои, не взяли с собой масла, а мудрые взяли масло в сосуды свои со светильниками своими. Пока жених медлил, все они дремали и спали. Но в полночь раздался крик: «Смо! Жених идет! Выходи навстречу ему!» Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Глупый сказал мудрому: «Дайте нам немного вашего масла, потому что наши светильники гаснут». Но мудрые ответили: «А что, если не хватит и нам, и вам? Лучше пойдите к тем, кто продает, и купите себе». Когда они пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и дверь затворилась. После этого пришли и другие девы и сказали: «Господи, Господи, открой нам». Но он ответил: «Конечно, говорю вам, я вас не знаю». Итак бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий грядет.
Интерпретации
[ редактировать ]Притча представляет собой один из последовательности ответов на вопрос в 24-й главе Евангелия от Матфея :
И когда Он сидел на горе Елеонской, ученики приступили к Нему наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой будет признак пришествия Твоего и кончины века?
- Матфея 24:3, версия короля Иакова.
Другие притчи в этой последовательности включают притчу о распускающейся смоковнице (Матфея 24:32–35) и притчу о верном слуге (Матфея 24:42–51). Притча о десяти девах усиливает призыв к готовности перед лицом неопределенного времени Второго пришествия . [ 2 ] Это было описано как «притча о наблюдении». [ 5 ] Как и притча о потерянной монете , это притча о женщинах, которая следует непосредственно за предыдущей притчей о мужчинах и имеет тот же смысл. [ примечание 1 ]
Как и большинство раннехристианских толкователей этой притчи, [ 6 ] некоторые и сегодня продолжают понимать это как аллегорию, согласно которой Иисус Христос является женихом, [ 2 ] [ 5 ] повторяя ветхозаветный образ Бога как Жениха в Иеремии 2:2 и подобных отрывках, [ 2 ] а девы — христиане. [ 7 ] Ожидаемое событие – Второе пришествие Христа. [ 2 ] [ 5 ] Другие элементы истории, например лампы, масло, задержка жениха и исключение неразумных дев из торжества, также часто принимают различные значения. RT France пишет, что эта притча является «предупреждением, адресованным конкретно тем внутри исповедующей церкви, которым не следует предполагать, что их будущее безоговорочно гарантировано». [ 2 ]
Эта история в ее нынешней форме у Матфея кажется аллегорией, по крайней мере, в ее подразумеваемой идентификации Жениха как Сына Человеческого (ср. 24:44) и отражения церковного опыта задержки его Парусии. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] – хотя и не полноценная аллегория вроде «Притчи о сеятеле», где почти каждая деталь повествования имеет скрытый смысл. [ 11 ] Утверждалось, что ее первоначальная форма, возможно, из уст самого Иисуса, скорее всего, была повествовательной притчей, которая просто иллюстрировала противоположные результаты групп, которые готовились к неопределенным обстоятельствам, и тех, кто этого не делал. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Притча не критикует дев за то, что они спят, поскольку обе группы делают это. [ 3 ] но за неподготовленность, поскольку они не привезли лишнего масла. Неясно, удалось ли неразумным девам купить в ту ночь масло: [ 15 ] большинство магазинов не были бы открыты. [ 16 ] [ 17 ] Исследователь Нового Завета Дэн О. Виа рассматривает историю подружек невесты как пример трагической притчи с перевернутым U-образным сюжетом . [ 18 ] Нарастающее действие притчи — это подготовка к приходу жениха, но кризис наступает, когда жених задерживается. Это поворотный момент (разворот или перипетия ), ведущий к катастрофе.
Притча написана не во славу девства, [ 5 ] и действительно, Людовик Гранадский в «Путеводителе грешника» 1555 года пишет: «Никто не ходатайствует перед Женихом за пять глупых дев, которые, презрев плотские удовольствия и подавив в своих сердцах огонь похоти, более того, после наблюдения великий совет девства, пренебрегли заповедью смирения и возгордились из-за своего девства». [ 19 ]
Католик
[ редактировать ]Фридрих Юстус Кнехт писал, что эта притча показывает «необходимость добрых дел», при этом запасное масло символизирует добрые дела, накопленные верными христианами, а слабые христиане - это те, чья вера не принуждала их к активной любви или добрым делам. [ 20 ]
Иезуит Роджер Бакстер пишет в своих «Размышлениях на каждый день года» :
В Церкви воинствующей есть и хорошие, и плохие, мудрые и глупые, все ожидающие пришествия Христа, Супруга Церкви, чтобы справить Его бракосочетание на небесах. Те, кто хранит свою веру без милосердия, которое является жизнью веры, подобны неразумным девам, у которых не было масла в светильниках. Что может быть неразумнее, чем ожидать прихода судьи, который все видит, и не приготовить против Его пришествия?» [ 21 ]
Восточно-православный
[ редактировать ]Толкование этой притчи преп. Серафима Саровского встречается в его знаменитой беседе под названием «Обретение Святого Духа», в которой он сказал: «Некоторые говорят, что отсутствие масла в светильниках неразумных дев означает недостаток добрых дел». при жизни такое толкование не совсем правильно: почему же им недоставать добрых дел, если их называют девами, хотя бы и неразумными, — это высшая добродетель, ангельское состояние, и оно могло бы заменить все? Я думаю, что им недоставало благодати Всесвятого Духа Божия. Эти девы совершали добродетели, но по своему духовному незнанию полагали, что христианская жизнь состоит только в совершении добрых дел. добрыми делами они думали, что творят дело Божие, но мало заботились о том, приобретут ли они благодать Духа Божия. Эти образы жизни, основанные только на добрых делах, без тщательного испытания, приносят ли они благодать Духа Божия, упоминаются в святоотеческих книгах: «Есть иной путь, который вначале считается добрым, а заканчивается на дне ада». [ 22 ]
Святые последних дней
[ редактировать ]Спенсер В. Кимбалл изложил точку зрения СПД на разницу между мудрыми и глупыми девами, а также на то, почему они не могли поделиться маслом: «Это не было эгоизмом или недоброжелательностью. Такое масло необходимо, чтобы осветить путь и осветить путь». Как можно делиться послушанием принципу десятины, спокойствием от праведной жизни, накоплением знаний? Как можно делиться верой или свидетельством? должен добыть себе такое масло». [ 23 ] [ 24 ]
Подлинность
[ редактировать ]Притча встречается во всех древних новозаветных рукописях Евангелия от Матфея лишь с небольшими вариациями в некоторых словах. [ 25 ] Комментаторы Библии и ученые не совсем согласны с природой притчи: является ли она подлинной притчей об Иисусе, основанной на подлинной притче, но значительно измененной, или полностью изобретением ранней Церкви. По словам Яна Ламбрехта , «значительное количество экзегетов на самом деле полагают, что притча о «Мудрых и неразумных девах» в конечном итоге восходит к Иисусу». [ 26 ] Другие ученые полагают, что эта притча была лишь слегка отредактирована. [ 27 ]
Аргумент в пользу модификации обусловлен эсхатологической природой притчи, которая, кажется, более непосредственно говорит о ситуации ранней Церкви, чем о ситуации во время жизни Иисуса ( Sitz im Leben ). [ 7 ] Подавляющее большинство участников семинара «Иисус» , например, назвали притчу просто похожей на то, что мог бы сказать Иисус, или просто недостоверной («серой» или «черной»). [ 28 ] Барт Эрман писал, что притча имеет смысл в контексте Церкви в период до написания Евангелия от Матфея, около 60–90 годов нашей эры. Многие ранние христиане верили, что Второе пришествие Иисуса и установление Царства Божьего неизбежно, но этого не произошло. В притче жених «задержался». Таким образом, эта притча побуждает бодрствовать и быть готовыми к христианам, которые ожидали, что Иисус уже вернулся. [ 7 ]
Литургическое использование
[ редактировать ]В католической церкви притчей является чтение Евангелия в 32-е воскресенье обычного времени в цикле А; в необычной форме римского обряда (Тридентская месса) притча представляет собой евангельское чтение для Мессы девственниц и девственниц-мучеников .
В Армянской Православной Церкви притча является главной темой Великого понедельника . Особое церковное богослужение, повествующее притчу о десяти девах, совершается во вторник вечером Страстной недели . [ нужна ссылка ]
В Сирийской Православной Церкви притча используется в память воскресной вечерни в Нахире . Они верят, что Наир символизирует жизнь в соответствии с 10 девами, и что только через жизнь, полную самоотверженности, бдительности, поста и молитвы, мы можем быть готовы к встрече с самим Женихом.
Притча представляет собой евангельское чтение в 27-е воскресенье после Троицы в традиционном лютеранском лекционарии.
В Пересмотренном общем лекционарии притча читается в году А как Евангелие для собственно 27 (32-е воскресенье по обычному времени ; 24-е воскресенье после Пятидесятницы) . [ 29 ]
В искусстве
[ редактировать ]Эта притча стала популярной темой для живописи, скульптуры, музыки и драмы.
Рисование
[ редактировать ]Притча была изображена на нескольких картинах, в том числе на алтарях Северной Европы. Недавний пример 1954 года принадлежит Туве Янссон . художники движения Назарянина В XIX веке этой темой занялись и .
Скульптура
[ редактировать ]Скульптуры мудрых и глупых дев были распространенным мотивом в средневековой церковной архитектуре Европы, особенно для украшения дверных проемов, а резные фигуры, изображающие их, появляются на многих средневековых церквях и соборах готического стиля , в том числе:
- Амьенский собор
- Осерский собор
- Лаонский собор
- Нотр-Дам де Пари
- Собор Парижской Богоматери, Реймс
- Страсбургский собор
- Эрфуртский собор
- Фрайбургский собор
- Магдебургский собор
Девы изображаются также на соборах Швейцарии и других стран; [ нужна ссылка ] на портале, ведущем в главную церковь Ованаванка (1216-1221 гг.) в Армении, вырезаны сцены из притчи о мудрых и неразумных девах.
Вездесущность таких скульптур вдохновила на создание вымышленного описания: резьба на дверях Кингсбриджского собора в Кена Фоллетта романе «Мир без конца» , действие которого происходит в позднем средневековье .
Музыка
[ редактировать ]Эта притча послужила вдохновением для создания нескольких религиозных музыкальных композиций. Его послание было сформировано в гимн « Wachet auf, ruft uns die Stimme » Филиппом Николаем , который Иоганн Себастьян Бах использовал в своей хоральной кантате Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 . Притча составляет тему нескольких гимнов, в том числе гимна XIX века Джорджа Фредерика Рута «Вот, Жених идет» , который начинается так:
Наши светильники зажжены и горят,
Наши одежды белые и чистые;
Мы заждались Жениха,
О, можно войти?
«Мудрые девы» — одноактный балет, написанный в 1941 году Уильямом Уолтоном на музыку Иоганна Себастьяна Баха , с хореографией Фредерика Эштона .
« Keep Your Lamp Trimmed and Burning » — это госпел-блюзовая песня, основанная на этой притче. Его записали такие артисты, как Слепой Уилли Джонсон , преподобный Перли Браун и преподобный «Слепой» Гэри Дэвис .
Нерелигиозная музыка также использовала притчу в качестве темы, например, в балете «Мудрые и неразумные девы» шведского композитора Курта Аттерберга (1887–1974), написанном в 1920 году.
Ссылка сделана на притчу из песни Джонни Кэша 2002 года « The Man Comesaround », которая во многом опирается на Библию.
В альбоме Genesis 1974 года — The Lamb Lies Down on Broadway отсылка к притче содержится в песне The Carpet Crawlers : «и мудрые и глупые девы хихикают, а их тела ярко светятся».
Драма
[ редактировать ]С ранних христианских времен история десяти дев рассказывалась как мистерия . Святитель Мефодий написал « Пир десяти девственниц» . [ 30 ] мистерия на греческом языке. «Спонс» , пьеса середины XI века, шла как на латыни, так и на окситанском языке. Немецкая пьеса Ludus de decem Virginibus была впервые поставлена 4 мая 1321 года. Была также голландская пьеса позднего средневековья.
См. также
[ редактировать ]- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Мэтью 25
- Служение Иисуса
- Лампа под пупом
- Притча о верном слуге
- Притча о великом банкете
- Притча о свадебном пире
Примечания
[ редактировать ]- ^ Притча о потерянной монете следует за притчей о потерянной овце , а эта притча следует за притчей о верном слуге .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бартон и Маддиман 2001 , с. 878.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Франция 1985 , с. 349.
- ^ Jump up to: а б с Уизерингтон 1987 , с. 43.
- ^ Нолланд 2005 , с. 1006.
- ^ Jump up to: а б с д Барри 1911 год .
- ^ Например, Августин Гиппонский, Проповедь 43 о Новом Завете.
- ^ Jump up to: а б с Эрман 2016 , с. 108.
- ^ Бультманн 1963, стр. 119, 176.
- ^ МакНил 1961, с. 359.
- ^ Иеремия 1963, с. 51.
- ^ Матфея 13:3-9; 18-23; ср. Марка 4:3-9; 13-20; Луки 8:4-8; 11-15.
- ^ МакНил 1961, с. 360.
- ^ Маккензи 1968, 43:175.
- ^ Тайссен/Мерц 1998, стр. 267, 333.
- ^ Донахью 2004 , с. 134:Мы никогда не знаем, нашли ли они его, но когда они возвращаются, пир уже начался, а дверь заперта».
- ^ Кинер 2009 , с. 597.
- ^ Пятидесятница 1998 , с. 150.
- ^ Через 2007 , с. 122.
- ^ Людовик Гранадский , Путеводитель грешника , 1555.
- ^ Фридрих Юстус Кнехт (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ↑ Обретение Святого Духа - Разговор с Мотовиловым.
- ^ Кимбалл 1993 , с. 255.
- ^ Генри 2010 .
- ^ Анон. 1983 , с. 24.
- ^ Ламбрехт 1992 , с. 204.
- ^ Снодграсс 2008 , с. 505.
- ^ Фанк и Гувер 1993 , с. 254.
- ^ «Год А – Сезон после Пятидесятницы – Правильные 27 (32)» . Пересмотренный общий лекционарий - через Божественную библиотеку Вандербильта.
- ^ Мефодий 1885 .
Источники
[ редактировать ]- Аланд, Курт, изд. (1983). Греческий Новый Завет (4-е изд.). Объединенное библейское общество. ISBN 978-3-438-05110-3 .
- Барри, Уильям (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Бартон, Джон; Маддиман, Джон (2001). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-875500-7 .
- Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер. стр. 486–488.
- Беар, Фрэнсис Райт (1962). Самые ранние записи об Иисусе . Нью-Йорк: Абингдон Пресс.
- Бультманн, Рудольф (1963). История синоптической традиции . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Кроссан, Джон Доминик (1973). В притчах: вызов историческому Иисусу . Сан-Франциско: Харпер и Роу.
- Донахью, Джон Р. (2004). Слушание Слова Божьего: Размышления о воскресных чтениях: Год А. Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2785-3 .
- Эрман, Барт Д. (2016). Иисус до Евангелий: как первые христиане помнили, меняли и изобретали свои истории о Спасителе . ХарперУан. ISBN 978-0-06-228523-2 .
- Франция, RT (1985). Евангелие от Матфея: введение и комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0063-3 .
- Фанк, Роберт Уолтер ; Гувер, Рой В. (1993). Пять Евангелий: поиск подлинных слов Иисуса: новый перевод и комментарий . Макмиллан. ISBN 978-0-02-541949-0 – через семинар Иисуса .
- Генри, Линда (14 июля 2010 г.). «Божественное занятие Бизнес-колледжа СПД — подготовка: открытие модели обучения» . Бизнес-колледж СПД . Проверено 14 июня 2011 г.
- Иеремиас, Иоахим (1963). Притчи Иисуса . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Кинер, Крейг С. (2009). Евангелие от Матфея: социально-риторический комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6498-7 .
- Кимбалл, Спенсер В. (1993). Вера предшествует чуду . книжной компании Дезерет ISBN 978-0-87579-707-6 .
- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- Ламбрехт, Ян (1992). Из сокровища: Притчи в Евангелии от Матфея . Питерс. ISBN 978-90-6831-161-7 .
- Маккензи, Джон Л. (1968). Браун, Раймонд Э. (ред.). Библейский комментарий Иеронима (Евангелие от Матфея) . Прентис-Холл.
- МакНил, Алан Хью (1961). Евангелие от Матфея . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Мефодий (1885). девственниц Перевод Уильяма Р. Кларка - Wikisource через
- Нолланд, Джон (2005). Евангелие от Матфея . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2389-2 .
- Пятидесятница, Дж. Дуайт (1998). Притчи Иисуса: уроки жизни от главного учителя . Крегель. ISBN 978-0-8254-9715-5 .
- Снодграсс, Клайн (2008). Истории с намерением: полное руководство по притчам Иисуса . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4241-1 .
- Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Миннеаполис: Фортресс Пресс.
- Виа, Дэн О. (2007). Притчи: их литературное и экзистенциальное измерение . Випф и Сток. ISBN 978-1-55635-119-8 .
- Уизерингтон, Бен (1987). Женщины в служении Иисуса: исследование отношения Иисуса к женщинам и их роли, отраженные в его земной жизни . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-34781-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Десятью девственницами, на Викискладе?