Храм Тели
Храм Тели | |
---|---|
Вид на храм спереди | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Гвалиор |
Божество | Шива , Вишну и другие. |
Расположение | |
Расположение | Форт Гвалиор |
Состояние | Мадхья-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 26 ° 13'15,2 "N 78 ° 09'53,6" E / 26,220889 ° N 78,164889 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | 8-й или 9-й век [ 1 ] [ 2 ] |
Тели ка Мандир , также известный как Храм Телика , — индуистский храм, расположенный на территории форта Гвалиор в Мадхья-Прадеше , Индия . Посвященный Шиве , Вишну и Матрикам , он датируется по разным причинам между началом 8-го и началом 9-го века нашей эры. [ 1 ] [ 2 ]
Это нетипичный дизайн для индуистского храма. [ 1 ] поскольку вместо типичного квадрата у него прямоугольное святилище. Он объединяет архитектурные элементы стиля Нагара и прасада Валабхи. Храм построен в Гурджара Пратихара -Гопагири. стиле североиндийской архитектуры [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Храм представляет собой классический пример дизайна, основанного на «музыкальной гармонии» в архитектуре. [ 6 ] тот, который Герман Гетц назвал шедевром индийского искусства поздней эпохи Гуптов. [ 7 ]
Расположение
[ редактировать ]Храм расположен внутри форта Гвалиор, на севере Мадхья-Прадеша. Город соединен основными автомагистралями NH 44 и 46 (Asian Highway 43 и 47), железнодорожным вокзалом и аэропортом ( IATA : GWL). Он расположен недалеко от других исторических индуистских и джайнских храмов средневековой эпохи, а также от основной группы храмов вайшнавизма, шиваизма и шакизма, таких как храмы Батешвар возле Морены с десятками стоящих храмов и руинами более 100 небольших храмов в стиле панчаратхи. , [ 8 ] группа Наресар с 22 храмами, [ 9 ] и группа храмов Мауа, большинство из которых датируются VI-X веками. Они иллюстрируют различные вариации стиля индуистской архитектуры Нагара, а также новые способы применения принципов симметрии васту мандалы. [ 10 ] [ 11 ]
Телика Мандир — один из исторических храмов старого города Гвалиора. Он расположен в центре старого города и построен на высокой точке, что выделяет его из разных мест форта. [ 12 ] [ 2 ] [ 13 ] Местонахождение Тели ка Мандира и других исторических храмов встречается в ранних надписях. Некоторые из них называют город Гопагири. [ 14 ]
История
[ редактировать ]Телика Мандир обычно датируется 8-9 веками на основании палеографии, художественного стиля, архитектурного дизайна и небольших надписей, найденных в помещениях храма. [ 1 ] [ 2 ] По словам Майкла Мейстера, историка искусства и профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, согласно последним надписям, обнаруженным в Гвалиоре, храм был построен к 750 году нашей эры. [ 3 ] [ 15 ] Джорджа Мичелла, еще одного историка искусства и профессора, специализирующегося на индийских храмах, храм был завершен к 9 веку. [ 1 ] Бхарне и Круше относят храм к периоду между 700 и 750 годами нашей эры. [ 5 ] в то время как Аллен относит это к 8 веку. [ 2 ] По словам Аллена, в некоторой местной литературе говорится, что это датируется 11 веком, но данные свидетельствуют о том, что эта поздняя хронология неточна. [ 2 ] По мнению Баджпая, храм, возможно, был построен во время правления Гурджара -Пратихара Михиры Бходжи. [ 16 ]
В храме имеются следы значительных повреждений и изменений. [ 2 ] Он был сильно поврежден во время грабительских набегов мусульманской армии Кутб-уд-дина Айбака и его преемника Илтутмиша в 1232 году нашей эры вместе с другими храмами в форте после Джаухара , части руин затем были использованы для строительства мечети поблизости. Мечеть, в свою очередь, очевидно, была разрушена армией индуистских маратхов столетия спустя. [ 17 ] Храм был восстановлен индуистами после осквернения его силами илтутмишей, которые, по предположению Каннингема, могут объяснить некоторые особенности, появившиеся в более позднюю эпоху. [ 12 ] В храме есть иконы и надписи, относящиеся ко всем трем основным традициям индуизма: шиваизму, вайшнавизму и шактизму. Одна из надписей, например, представляет собой метрический гимн Дурге. [ 14 ] В работе по оказанию помощи участвует выдающийся Гаруда, вахана Вишну. Внутри храма находится Шива-лингам. [ 12 ]
В 19 веке храм находился в руинах. Между 1881 и 1883 годами ремонт храма был инициирован майором Китом, офицером Королевского шотландского полка, дислоцированным в Гвалиоре. [ 18 ] [ 19 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Происхождение названия храма неясно. Буквально это означает «Храм нефтяника» , но ни надписи, ни тексты не свидетельствуют о таком названии. По мнению Аллена, удовлетворительного объяснения этому названию нет. [ 2 ] Местный фольклор утверждает, что храм был построен кастой торговцев нефтью, а не королями, королевским классом или классом священников. [ 20 ]
Описание
[ редактировать ]
Храм имеет прямоугольный план святилища триратха , который расположен на платформе джагати площадью 60 футов (18 м). Он имеет большой портик -капили, выступающий на восток примерно на 11 футов (3,4 м). Башня возвышается над прямоугольным святилищем на высоту 80 футов (24 м). Над ним находится цилиндрический свод высотой 30 футов (9,1 м), длина которого перпендикулярна длине святилища, что напоминает южноиндийский гопурам. [ 12 ] Вероятно, сверху на нем были амалака, калаша и другие украшения, но все они утеряны для истории. В стенах храма есть многочисленные ниши для статуй, но сейчас все они пусты и имеют следы повреждений. [ 2 ] [ 7 ] Ниши увенчаны высокими фронтонами. [ 22 ] [ 23 ] Внешние размеры святилища составляют 60x40 футов, а над ним возвышается 80-футовая башня. [ 2 ]
Дверной проем в храм имеет высоту 35 футов (11 м) и богато украшен. Над дверным проемом расположен барельеф с изображением Гаруды, ваханы Вишну. Внутри есть еще один дверной проем, над которым находится рельеф Ганеши. [ 24 ] Внутри святилища есть Нанди и лингам. На входе в храм и на панелях есть несколько надписей, три из которых короткие, вероятно, датируются периодом до 10 века, а другие более длинные, датируются 15 веком. Последние надписи предполагают, что к 15 веку храм был святилищем Шайвов. [ 12 ] [ 7 ] Одна из обнаруженных надписей представляет собой метрический гимн о Дурге, что предполагает влияние традиции шактизма. [ 14 ] В храме нет крытой мандапы, но есть обходная дорожка. Этот путь имеет четыре входа, по одному с каждой стороны света, которые преданный может использовать, чтобы войти в храм для даршана . [ 2 ]
К храму можно подняться по лестнице, ведущей к полосатому дверному проему со скульптурами речных богинь Ганги и Ямуны, талии которых наклонены к центру, а в нижней части каждой из них изображены мальчик и девочка. Над ними изображены влюбленные пары, находящиеся на разных стадиях ухаживания и близости ( митхуна ). Вдоль внешних и внутренних дверных проемов стоят дварапалы мужского и женского пола , оба пола несут оружие и выражают доброе приветствие и, возможно, символизируют теологию традиций Шайвы и Шакта. [ 16 ] [ 7 ] Над восточным дверным проемом, окруженным речной богиней, сложены орнаменты гавакши в стиле чайтья-холла , напоминающие один из буддийских орнаментов. Дверной проем ведет в святилище или гарбха гриха . [ 20 ] установлена декоративная скульптура Гаруды . У входа в храм [ 25 ]
Валлабхи-шихара храма повторяет гопурам дравидийских храмов и стоит на постаменте Нагара. [ 26 ] Внешние стены храма богато украшены резьбой.
Анализ и прием
[ редактировать ]Тели ка мандир необычен во многих отношениях, и его сложный дизайн привел к появлению множества спорных предложений о том, что повлияло на него или на какие храмы он повлиял. Предложения варьируются от влияния буддийской архитектуры до [ 2 ] или храмами Южной Индии, или это независимый шедевр новаторства индуистских художников поздней эпохи Гупта. [ 7 ]
План храмового святилища кажется прямоугольным, а не типичным квадратом, что делает его старейшим из сохранившихся индуистских храмов прямоугольного плана в Центральной Индии. По словам Майкла Мейстера, профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, храм на самом деле представляет собой квадратное исследование, поскольку его прямоугольники образуются путем объединения квадратов. [ 28 ] Обширные повреждения и перемещение его руин до 20 века привели к неправильной идентификации и классификации храма. По словам Мейстера и Германа Гетца, в колониальную эпоху широко предполагалось, что храм был храмом Вишну, который позже был преобразован в храм Шивы. Храм, возможно, на самом деле начинался как храм, посвященный Матрикам (богиням-матерям), но тот, который включал мотивы вайшнанизма и шиваизма. [ 28 ] [ 7 ] Доказательства этого сейчас находятся в руинах Музея Гвалиора и Национального музея Дели. Точно так же предполагаемое «южное влияние», вероятно, также является неверной гипотезой, предложенной теми, кто видел нечто подобное в южноиндийском величественном гопураме или сводчатых крышах Махабалипурама , Тамил Наду. [ 28 ] Однако влияние могло быть обратным или, возможно, результатом сотрудничества паниндийских гильдий художников. Исследования постколониальной эпохи выявили подобные разрушенные исторические храмы с цилиндрическими сводами во многих местах на севере и востоке Индии, в том числе в Одише. Более внимательное изучение деталей килевого свода позволяет предположить, что эти идеи представляют собой явно разные выражения идеи, а не ее копию. [ 28 ] [ 7 ]
Храм Телика в Гвалиоре по своему плану ближе всего к квадратной сетке 4х4, но отличается от него. По словам Михаэля Мейстера, это нововведение намеренно пронесено по всему храму в его Бхадре, Пратибхадре, Карне, Капоте, Кумбхе, Бхитте и других элементах. [ 6 ]
Тели-ка-мандир увеличивает такую сетку за счет увеличения святилища, а не всего сооружения, на 50 процентов (с квадратов 4х4 до 4х6, соотношение 2:3), увеличивая таким образом внешние размеры с 8х8 до 8х10 квадратов ( соотношение 4:5). Соотношение толщины стены и святилища составляет 1:2 на более коротких сторонах храма и 1:3 на более длинной стене. Таким образом, соотношения, вытекающие из этого анализа плана Тели-ка-мандира, включают 1:1, 1:2, 1:3, 2:3 и 3:5, а также 2:5 и 4:5. Эти простые соотношения, управляющие планом и создаваемые сеткой, можно сравнить с гармоническими соотношениями . Я не знаю никаких доказательств того, что в Индии существует глубокая приверженность «музыкальной» гармонии в архитектуре; однако немногие сооружения лучше воплощают гармоничные пропорции, чем Тели-ка-мандир восьмого века. [ 6 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Разрушенные джайнские скульптуры в Тели ка Мандире VIII века
-
Вид на Тели-ка-мандир
-
Испорченная, но расшифрованная речная богиня (восточный вход)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. стр. 117 со сносками. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. стр. 203–204. ISBN 978-0-87413-399-8 .
- ^ Jump up to: а б Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1991). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. стр. 100-1 25–28. ISBN 978-0-8122-7840-8 .
- ^ Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва сквозь века . Мотилал Банарсидасс. стр. 429–431. ISBN 978-81-208-0824-9 .
- ^ Jump up to: а б Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 70–73 с рис. 5.12. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- ^ Jump up to: а б с Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), стр. 269, 278–280.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герман Гетц (1955), Последний шедевр искусства Гуптов: Великий храм Ясовармана из Канауджа («Телика Мандир») в Гвалиоре, Искусство и письма, Том. XXIX, № 2, стр. 47-59.
- ^ Группа храмов в Батесаре , ASI Bhopal Circle (2014)
- ^ Храмы Наресара , ASI Bhopal Circle (2014)
- ^ Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. стр. 203–204, 211–212. ISBN 978-0-87413-399-8 .
- ^ Гудрун Бюнеманн (2003). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ. стр. XIV, 259–266. ISBN 90-04-12902-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тели Мандир , Каннингем, страницы 356-361.
- ^ Алин Добби (2004). Индия: Рев тигра . Мелроуз Пресс. п. 61. ИСБН 978-0-9548480-2-6 .
- ^ Jump up to: а б с Форт Гвалиор: Гвалиор , ASI Bhopal Circle, правительство Индии
- ^ Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том 44, №. 4 (1983), стр. 267 со сноской 11.
- ^ Jump up to: а б К.Д. Баджпай (2006). История Гопачалы . Бхаратия Джнанпитх. п. 31. ISBN 978-81-263-1155-2 .
- ^ Герман Гетц; Герман Кульке (1974). Исследования по истории, религии и искусству классической и средневековой Индии . Штайнер. п. 61.
- ^ «Панорамное прошлое» . Линия фронта . 17 мая 2013 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Индия. Хранитель древних памятников; Генри Харди Коул (1882). Доклад куратора древних памятников Индии . Центральная правительственная пресса. п. 17.
- ^ Jump up to: а б Публикации Гудэрта. Храмы Мадхья-Прадеша . Публикации Гудэрта. п. 46. ИСБН 978-93-80262-49-9 .
- ^ Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), стр. 278, контекст: 266–296.
- ^ Британская энциклопедия, Inc. (2009). Британский гид по Индии Британская энциклопедия, Inc. п. 252. ИСБН 978-1-59339-847-7 .
- ^ Кэтлин Койпер (15 августа 2010 г.). Культура Индии . Издательская группа Розен. п. 307. ИСБН 978-1-61530-149-2 .
- ^ Рамакришна, Лалита (сентябрь 2018 г.). «Великие храмы Мадхья-Прадеша». Таттвалока . ХLI (6). Шрингери : Образовательный фонд Шри Абхинава Видьятира Махасвамигала: 47–52. ISSN 0970-8901 .
- ^ Браджеш Кришна (1 января 1990 г.). Искусство под руководством Гурджара-Пратихара . Харман Паб. Дом. ISBN 978-81-85151-16-8 .
- ^ «Форт Гвалиор» . Археологическая служба Индии . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Атрибуция Вардханы Индийским музеем в Нью-Дели, см. этикетку львиной столицы.
- ^ Jump up to: а б с д Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), страницы 266–296.
- ^ Атрибуция Вардханы Индийским музеем в Нью-Дели, см. этикетку львиной столицы.
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Princeton University Press). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .