Jump to content

Храм Тели

Координаты : 26 ° 13'15,2 "N 78 ° 09'53,6" E  /  26,220889 ° N 78,164889 ° E  / 26,220889; 78.164889
(Перенаправлено с Телики Мандир )
Храм Тели
Вид на храм спереди
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Гвалиор
Божество Шива , Вишну и другие.
Расположение
Расположение Форт Гвалиор
Состояние Мадхья-Прадеш
Страна Индия
Тели ка Мандир находится в Индии.
Храм Тели
Показано в Индии
Географические координаты 26 ° 13'15,2 "N 78 ° 09'53,6" E  /  26,220889 ° N 78,164889 ° E  / 26,220889; 78.164889
Архитектура
Стиль Страна
Завершенный 8-й или 9-й век [ 1 ] [ 2 ]

Тели ка Мандир , также известный как Храм Телика , — индуистский храм, расположенный на территории форта Гвалиор в Мадхья-Прадеше , Индия . Посвященный Шиве , Вишну и Матрикам , он датируется по разным причинам между началом 8-го и началом 9-го века нашей эры. [ 1 ] [ 2 ]

Это нетипичный дизайн для индуистского храма. [ 1 ] поскольку вместо типичного квадрата у него прямоугольное святилище. Он объединяет архитектурные элементы стиля Нагара и прасада Валабхи. Храм построен в Гурджара Пратихара -Гопагири. стиле североиндийской архитектуры [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Храм представляет собой классический пример дизайна, основанного на «музыкальной гармонии» в архитектуре. [ 6 ] тот, который Герман Гетц назвал шедевром индийского искусства поздней эпохи Гуптов. [ 7 ]

Расположение

[ редактировать ]

Храм расположен внутри форта Гвалиор, на севере Мадхья-Прадеша. Город соединен основными автомагистралями NH 44 и 46 (Asian Highway 43 и 47), железнодорожным вокзалом и аэропортом ( IATA : GWL). Он расположен недалеко от других исторических индуистских и джайнских храмов средневековой эпохи, а также от основной группы храмов вайшнавизма, шиваизма и шакизма, таких как храмы Батешвар возле Морены с десятками стоящих храмов и руинами более 100 небольших храмов в стиле панчаратхи. , [ 8 ] группа Наресар с 22 храмами, [ 9 ] и группа храмов Мауа, большинство из которых датируются VI-X веками. Они иллюстрируют различные вариации стиля индуистской архитектуры Нагара, а также новые способы применения принципов симметрии васту мандалы. [ 10 ] [ 11 ]

Телика Мандир — один из исторических храмов старого города Гвалиора. Он расположен в центре старого города и построен на высокой точке, что выделяет его из разных мест форта. [ 12 ] [ 2 ] [ 13 ] Местонахождение Тели ка Мандира и других исторических храмов встречается в ранних надписях. Некоторые из них называют город Гопагири. [ 14 ]

Телика Мандир обычно датируется 8-9 веками на основании палеографии, художественного стиля, архитектурного дизайна и небольших надписей, найденных в помещениях храма. [ 1 ] [ 2 ] По словам Майкла Мейстера, историка искусства и профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, согласно последним надписям, обнаруженным в Гвалиоре, храм был построен к 750 году нашей эры. [ 3 ] [ 15 ] Джорджа Мичелла, еще одного историка искусства и профессора, специализирующегося на индийских храмах, храм был завершен к 9 веку. [ 1 ] Бхарне и Круше относят храм к периоду между 700 и 750 годами нашей эры. [ 5 ] в то время как Аллен относит это к 8 веку. [ 2 ] По словам Аллена, в некоторой местной литературе говорится, что это датируется 11 веком, но данные свидетельствуют о том, что эта поздняя хронология неточна. [ 2 ] По мнению Баджпая, храм, возможно, был построен во время правления Гурджара -Пратихара Михиры Бходжи. [ 16 ]

Тели ка Мандир до реставрации (1869 г.)
Во время реставрации (1882 г.)
Реставрирован (1885 г.), пристроен сад скульптур.

В храме имеются следы значительных повреждений и изменений. [ 2 ] Он был сильно поврежден во время грабительских набегов мусульманской армии Кутб-уд-дина Айбака и его преемника Илтутмиша в 1232 году нашей эры вместе с другими храмами в форте после Джаухара , части руин затем были использованы для строительства мечети поблизости. Мечеть, в свою очередь, очевидно, была разрушена армией индуистских маратхов столетия спустя. [ 17 ] Храм был восстановлен индуистами после осквернения его силами илтутмишей, которые, по предположению Каннингема, могут объяснить некоторые особенности, появившиеся в более позднюю эпоху. [ 12 ] В храме есть иконы и надписи, относящиеся ко всем трем основным традициям индуизма: шиваизму, вайшнавизму и шактизму. Одна из надписей, например, представляет собой метрический гимн Дурге. [ 14 ] В работе по оказанию помощи участвует выдающийся Гаруда, вахана Вишну. Внутри храма находится Шива-лингам. [ 12 ]

В 19 веке храм находился в руинах. Между 1881 и 1883 годами ремонт храма был инициирован майором Китом, офицером Королевского шотландского полка, дислоцированным в Гвалиоре. [ 18 ] [ 19 ]

Номенклатура

[ редактировать ]

Происхождение названия храма неясно. Буквально это означает «Храм нефтяника» , но ни надписи, ни тексты не свидетельствуют о таком названии. По мнению Аллена, удовлетворительного объяснения этому названию нет. [ 2 ] Местный фольклор утверждает, что храм был построен кастой торговцев нефтью, а не королями, королевским классом или классом священников. [ 20 ]

Описание

[ редактировать ]
План здания Тели ка Мандир (неполный). [ 21 ]

Храм имеет прямоугольный план святилища триратха , который расположен на платформе джагати площадью 60 футов (18 м). Он имеет большой портик -капили, выступающий на восток примерно на 11 футов (3,4 м). Башня возвышается над прямоугольным святилищем на высоту 80 футов (24 м). Над ним находится цилиндрический свод высотой 30 футов (9,1 м), длина которого перпендикулярна длине святилища, что напоминает южноиндийский гопурам. [ 12 ] Вероятно, сверху на нем были амалака, калаша и другие украшения, но все они утеряны для истории. В стенах храма есть многочисленные ниши для статуй, но сейчас все они пусты и имеют следы повреждений. [ 2 ] [ 7 ] Ниши увенчаны высокими фронтонами. [ 22 ] [ 23 ] Внешние размеры святилища составляют 60x40 футов, а над ним возвышается 80-футовая башня. [ 2 ]

Дверной проем в храм имеет высоту 35 футов (11 м) и богато украшен. Над дверным проемом расположен барельеф с изображением Гаруды, ваханы Вишну. Внутри есть еще один дверной проем, над которым находится рельеф Ганеши. [ 24 ] Внутри святилища есть Нанди и лингам. На входе в храм и на панелях есть несколько надписей, три из которых короткие, вероятно, датируются периодом до 10 века, а другие более длинные, датируются 15 веком. Последние надписи предполагают, что к 15 веку храм был святилищем Шайвов. [ 12 ] [ 7 ] Одна из обнаруженных надписей представляет собой метрический гимн о Дурге, что предполагает влияние традиции шактизма. [ 14 ] В храме нет крытой мандапы, но есть обходная дорожка. Этот путь имеет четыре входа, по одному с каждой стороны света, которые преданный может использовать, чтобы войти в храм для даршана . [ 2 ]

К храму можно подняться по лестнице, ведущей к полосатому дверному проему со скульптурами речных богинь Ганги и Ямуны, талии которых наклонены к центру, а в нижней части каждой из них изображены мальчик и девочка. Над ними изображены влюбленные пары, находящиеся на разных стадиях ухаживания и близости ( митхуна ). Вдоль внешних и внутренних дверных проемов стоят дварапалы мужского и женского пола , оба пола несут оружие и выражают доброе приветствие и, возможно, символизируют теологию традиций Шайвы и Шакта. [ 16 ] [ 7 ] Над восточным дверным проемом, окруженным речной богиней, сложены орнаменты гавакши в стиле чайтья-холла , напоминающие один из буддийских орнаментов. Дверной проем ведет в святилище или гарбха гриха . [ 20 ] установлена ​​декоративная скульптура Гаруды . У входа в храм [ 25 ]

Валлабхи-шихара храма повторяет гопурам дравидийских храмов и стоит на постаменте Нагара. [ 26 ] Внешние стены храма богато украшены резьбой.

Анализ и прием

[ редактировать ]
Вид сбоку на Тели ка Мандир.
Один из четырех входов в храм с испорченной скульптурой.
Ворота Тели ка Мандир.

Тели ка мандир необычен во многих отношениях, и его сложный дизайн привел к появлению множества спорных предложений о том, что повлияло на него или на какие храмы он повлиял. Предложения варьируются от влияния буддийской архитектуры до [ 2 ] или храмами Южной Индии, или это независимый шедевр новаторства индуистских художников поздней эпохи Гупта. [ 7 ]

План храмового святилища кажется прямоугольным, а не типичным квадратом, что делает его старейшим из сохранившихся индуистских храмов прямоугольного плана в Центральной Индии. По словам Майкла Мейстера, профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, храм на самом деле представляет собой квадратное исследование, поскольку его прямоугольники образуются путем объединения квадратов. [ 28 ] Обширные повреждения и перемещение его руин до 20 века привели к неправильной идентификации и классификации храма. По словам Мейстера и Германа Гетца, в колониальную эпоху широко предполагалось, что храм был храмом Вишну, который позже был преобразован в храм Шивы. Храм, возможно, на самом деле начинался как храм, посвященный Матрикам (богиням-матерям), но тот, который включал мотивы вайшнанизма и шиваизма. [ 28 ] [ 7 ] Доказательства этого сейчас находятся в руинах Музея Гвалиора и Национального музея Дели. Точно так же предполагаемое «южное влияние», вероятно, также является неверной гипотезой, предложенной теми, кто видел нечто подобное в южноиндийском величественном гопураме или сводчатых крышах Махабалипурама , Тамил Наду. [ 28 ] Однако влияние могло быть обратным или, возможно, результатом сотрудничества паниндийских гильдий художников. Исследования постколониальной эпохи выявили подобные разрушенные исторические храмы с цилиндрическими сводами во многих местах на севере и востоке Индии, в том числе в Одише. Более внимательное изучение деталей килевого свода позволяет предположить, что эти идеи представляют собой явно разные выражения идеи, а не ее копию. [ 28 ] [ 7 ]

Храм Телика в Гвалиоре по своему плану ближе всего к квадратной сетке 4х4, но отличается от него. По словам Михаэля Мейстера, это нововведение намеренно пронесено по всему храму в его Бхадре, Пратибхадре, Карне, Капоте, Кумбхе, Бхитте и других элементах. [ 6 ]

Тели-ка-мандир увеличивает такую ​​сетку за счет увеличения святилища, а не всего сооружения, на 50 процентов (с квадратов 4х4 до 4х6, соотношение 2:3), увеличивая таким образом внешние размеры с 8х8 до 8х10 квадратов ( соотношение 4:5). Соотношение толщины стены и святилища составляет 1:2 на более коротких сторонах храма и 1:3 на более длинной стене. Таким образом, соотношения, вытекающие из этого анализа плана Тели-ка-мандира, включают 1:1, 1:2, 1:3, 2:3 и 3:5, а также 2:5 и 4:5. Эти простые соотношения, управляющие планом и создаваемые сеткой, можно сравнить с гармоническими соотношениями . Я не знаю никаких доказательств того, что в Индии существует глубокая приверженность «музыкальной» гармонии в архитектуре; однако немногие сооружения лучше воплощают гармоничные пропорции, чем Тели-ка-мандир восьмого века. [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. стр. 117 со сносками. ISBN  978-0-226-53230-1 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. стр. 203–204. ISBN  978-0-87413-399-8 .
  3. ^ Jump up to: а б Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1991). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. стр. 100-1 25–28. ISBN  978-0-8122-7840-8 .
  4. ^ Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва сквозь века . Мотилал Банарсидасс. стр. 429–431. ISBN  978-81-208-0824-9 .
  5. ^ Jump up to: а б Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 70–73 с рис. 5.12. ISBN  978-1-4438-6734-4 .
  6. ^ Jump up to: а б с Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), стр. 269, 278–280.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Герман Гетц (1955), Последний шедевр искусства Гуптов: Великий храм Ясовармана из Канауджа («Телика Мандир») в Гвалиоре, Искусство и письма, Том. XXIX, № 2, стр. 47-59.
  8. ^ Группа храмов в Батесаре , ASI Bhopal Circle (2014)
  9. ^ Храмы Наресара , ASI Bhopal Circle (2014)
  10. ^ Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. стр. 203–204, 211–212. ISBN  978-0-87413-399-8 .
  11. ^ Гудрун Бюнеманн (2003). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ. стр. XIV, 259–266. ISBN  90-04-12902-2 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Тели Мандир , Каннингем, страницы 356-361.
  13. ^ Алин Добби (2004). Индия: Рев тигра . Мелроуз Пресс. п. 61. ИСБН  978-0-9548480-2-6 .
  14. ^ Jump up to: а б с Форт Гвалиор: Гвалиор , ASI Bhopal Circle, правительство Индии
  15. ^ Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том 44, №. 4 (1983), стр. 267 со сноской 11.
  16. ^ Jump up to: а б К.Д. Баджпай (2006). История Гопачалы . Бхаратия Джнанпитх. п. 31. ISBN  978-81-263-1155-2 .
  17. ^ Герман Гетц; Герман Кульке (1974). Исследования по истории, религии и искусству классической и средневековой Индии . Штайнер. п. 61.
  18. ^ «Панорамное прошлое» . Линия фронта . 17 мая 2013 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  19. ^ Индия. Хранитель древних памятников; Генри Харди Коул (1882). Доклад куратора древних памятников Индии . Центральная правительственная пресса. п. 17.
  20. ^ Jump up to: а б Публикации Гудэрта. Храмы Мадхья-Прадеша . Публикации Гудэрта. п. 46. ​​ИСБН  978-93-80262-49-9 .
  21. ^ Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), стр. 278, контекст: 266–296.
  22. ^ Британская энциклопедия, Inc. (2009). Британский гид по Индии Британская энциклопедия, Inc. п. 252. ИСБН  978-1-59339-847-7 .
  23. ^ Кэтлин Койпер (15 августа 2010 г.). Культура Индии . Издательская группа Розен. п. 307. ИСБН  978-1-61530-149-2 .
  24. ^ Рамакришна, Лалита (сентябрь 2018 г.). «Великие храмы Мадхья-Прадеша». Таттвалока . ХLI (6). Шрингери : Образовательный фонд Шри Абхинава Видьятира Махасвамигала: 47–52. ISSN   0970-8901 .
  25. ^ Браджеш Кришна (1 января 1990 г.). Искусство под руководством Гурджара-Пратихара . Харман Паб. Дом. ISBN  978-81-85151-16-8 .
  26. ^ «Форт Гвалиор» . Археологическая служба Индии . Проверено 11 декабря 2014 г.
  27. ^ Атрибуция Вардханы Индийским музеем в Нью-Дели, см. этикетку львиной столицы.
  28. ^ Jump up to: а б с д Майкл В. Мейстер (1983), Геометрия и мера в планах индийских храмов: прямоугольные храмы , Искусство Азии, Том. 44, нет. 4 (1983), страницы 266–296.
  29. ^ Атрибуция Вардханы Индийским музеем в Нью-Дели, см. этикетку львиной столицы.

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44a7e1dafffde85d0988c11ea12ed015__1721602380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/15/44a7e1dafffde85d0988c11ea12ed015.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Teli ka Mandir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)