Jump to content

История аниме

(Перенаправлено из аниме «До 1917 года »)

Историю аниме можно проследить до начала 20-го века, а самые ранние поддающиеся проверке фильмы датируются 1917 годом. [ 1 ] До появления кино в Японии уже существовала богатая традиция развлечений с красочными раскрашенными фигурами, движущимися по проекционному экрану, в уцуси-э ( 写し絵 ) , особом японском типе шоу волшебных фонарей, популярном в 19 веке. Возможно, вдохновленные европейскими представлениями -фантасмагориями , шоумены уцуси-э использовали механические слайды и разработали легкие деревянные проекторы (фуро), которые были портативными, так что каждый из нескольких исполнителей мог контролировать движения различных проецируемых фигур. [ 2 ] [ 3 ]

Во второе поколение аниматоров конца 1910-х годов входили Отэн Симокава , Дзюнъити Коучи и Сэйтаро Китаяма , которых обычно называют « отцами » аниме. [ 4 ] Пропагандистские фильмы , такие как «Момотаро-но Умиваси» (1943) и «Момотаро: Уми-но Синпей» (1945), последний из которых был первым полнометражным аниме-фильмом, были сняты во время Второй мировой войны . В 1970-е годы аниме развивалось дальше, под вдохновением аниматоров Диснея, отделяясь от своих западных корней и развивая отдельные жанры, такие как меха и его поджанр суперроботов . Типичные шоу этого периода включают Astro Boy , Lupin III и Mazinger Z. В этот период прославились несколько кинематографистов, особенно Хаяо Миядзаки и Мамору Осии .

В 1980-х годах аниме стало мейнстримом в Японии, переживая бум производства с ростом популярности таких аниме, как Gundam , Macross , Dragon Ball , а также таких жанров, как настоящий робот , космическая опера и киберпанк . Космический линкор «Ямато» и Super Dimension Fortress Macross также добились мирового успеха после того, как были адаптированы соответственно как Star Blazers и Robotech .

Фильм 1988 года «Акира» имел международный успех. Позже, в 2004 году, те же создатели выпустили Steamboy , ставший самым дорогим аниме-фильмом. «Унесенные призраками» разделили первый приз на Берлинском кинофестивале 2002 года и получили премию «Оскар» 2003 года за лучший анимационный фильм, а «Невинность: Призрак в доспехах» был показан на Каннском кинофестивале 2004 года .

Прекурсоры

[ редактировать ]

До появления кино в Японии уже существовало несколько форм развлечений, основанных на повествовании и изображениях. Эмакимоно и каги считаются предшественниками японской анимации. Эмакимоно было распространено в одиннадцатом веке. [ 5 ] Путешествующие рассказчики рассказывали легенды и анекдоты, а эмакимоно разворачивали справа налево в хронологическом порядке, как движущуюся панораму . [ 5 ] Каги был популярен в период Эдо и возник из китайской игры теней. [ 5 ] Волшебные фонарики из Нидерландов также были популярны в восемнадцатом веке. [ 5 ] Бумажная пьеса «Камисибай» приобрела популярность в двенадцатом веке и оставалась популярной в уличном театре до 1930-х годов. [ 5 ] Марионетки театра бунраку и гравюры укиё-э считаются предками персонажей большинства японских мультфильмов. [ 5 ] Наконец, манга послужила источником вдохновения для японской анимации. Карикатуристы Китазава Ракутен и Окамото Иппей использовали в своих лентах элементы кино в начале 20 века. [ 5 ]

Истоки аниме (1900-е – 1922 гг.)

[ редактировать ]
Duration: 4 seconds.
Кацудо Шашин

По словам Нацуки Мацумото, первый анимационный фильм, снятый в Японии, возможно, появился еще в 1907 году. Известен как Кацудо Шашин ( 活動写真 , «Фотоактивность») , из-за изображения мальчика в матросском костюме, рисующего персонажей для Кацудо. Шашин , фильм впервые был найден в 2005 году. Он состоит из пятидесяти кадров, нанесенных по трафарету прямо на полосу целлулоида . [ 6 ] [ 7 ] Однако это утверждение не было подтверждено и появилось еще до первого известного показа анимационных фильмов в Японии. Дата и первый публично показанный фильм являются еще одним источником разногласий: хотя до 1916 года точно не известно ни одной японской анимации, существует вероятность того, что другие фильмы попадали в Японию и что не появилось никаких известных записей, подтверждающих показ до 1912 года. [ 1 ] Названия фильмов появлялись на протяжении многих лет, но не было доказано, что ни одно из них не появилось раньше этого года. Известно, что первая зарубежная анимация была обнаружена в Японии в 1910 году, однако неясно, демонстрировался ли этот фильм когда-либо в кинотеатре или вообще публично. Ясуси Ватанабэ нашел фильм, известный как Фусиги-но Борудо ( 不思議のボールド , «Чудо-доска»), в записях компании Ёсидзава Сётэн ( 吉沢商店 ) . Описание соответствует Джеймса Блэктона » «Юмористическим фазам смешных рожиц , хотя академический консенсус относительно того, настоящий ли это анимационный фильм, оспаривается. [ 1 ] По словам Кёкко Ёсиямы, первый анимационный фильм под названием «Ниппару но Хэнкей» ( ニッパールの変形 , «Трансформация Ниппару») был показан в Японии в Асакуса Тейкокукан ( 浅草帝国館 ) в Токио где-то в 1912 году. Однако Ёсияма не упомянул о фильм как «анимация». Первым подтвержденным анимационным фильмом, показанным в Японии, был « Les Exploits de Feu Follet » Эмиля Коля 15 мая 1912 года. Хотя в Японии были обнаружены предположения и другие «трюковые фильмы», это первый зарегистрированный отчет о публичном показе двух Многомерный анимационный фильм в японском кино. В это время немецкие мультфильмы, предназначенные для домашнего выпуска, распространялись в Японии. [ 1 ] В 1914 году в Японии были представлены американские и европейские мультфильмы. [ 8 ] вдохновляющие японских авторов, таких как Дзюнъити Коучи и Сейтаро Китаяма , [ 9 ] оба из них считались «отцами аниме».

Duration: 4 minutes and 19 seconds.
Намакура Гатана или Ханава Хэконай мэйто но маки — короткометражный японский анимационный фильм, созданный Дзюнъити Коучи в 1917 году.

Сохранилось несколько полных анимаций, созданных на заре японской анимации. Причины разные, но многие из них носят коммерческий характер. После показа клипов катушки (являющиеся собственностью кинотеатров) продавались небольшим кинотеатрам страны, а затем разбирались и продавались в виде полос или отдельных кадров. Самое раннее аниме, созданное в Японии и дошедшее до наших дней, «Тупой меч » было выпущено 30 июня 1917 года, но там спорно, какое название первым удостоилось этой чести. Было подтверждено, что Декобо Шингачо: Мэйан но Шиппай ( 凸坊新画帳・名案の失敗 , «Неровная новая книжка с картинками: провал великого плана») было создано где-то в феврале 1917 года. Сообщалось, что как минимум о двух неподтвержденных названиях были сделаны в предыдущем месяце. [ 1 ]

Первые короткометражные аниме-фильмы были сняты тремя ведущими фигурами индустрии. Отэн Симокава был политическим карикатуристом и карикатуристом, работавшим в журнале Tokyo Puck . нанял его, Тенкацу чтобы он сделал для них анимацию. По медицинским причинам он смог сняться только в пяти фильмах, в том числе «Имокава Мукудзо Генканбан но Маки» (1917), прежде чем вернулся к своей предыдущей работе в качестве карикатуриста. Другим выдающимся аниматором того периода был Дзюнъити Коучи . Он был карикатуристом и художником, также изучал акварель. В 1912 году он также начал работать в сфере карикатуризма, а позже, в 1916 году, был нанят для создания анимации Кобаяси Сёкай. Его считают самым технически продвинутым японским аниматором 1910-х годов. Среди его работ около 15 фильмов. Третьим был Сейтаро Китаяма , один из первых аниматоров, который создавал анимацию самостоятельно и не был нанят более крупными корпорациями. В конце концов он основал собственную анимационную студию Kitayama Eiga Seisakujo , которая позже была закрыта из-за отсутствия коммерческого успеха. Он использовал технику классной доски, а затем и бумажную анимацию, с предварительно напечатанным фоном и без него. Однако труды этих пионеров были уничтожены после Великое землетрясение Канто 1923 года . [ 5 ] Работы этих двух последних пионеров включают «Намакура Гатана» («Тупой меч», 1917) и фильм 1918 года «Урасима Таро» , которые, как полагают, были вместе обнаружены на антикварном рынке в 2007 году. [ 10 ] Однако позже было установлено, что этот Урасима Таро, скорее всего, был совершенно другим фильмом с сюжетом, похожим на пропавший фильм Китаемы 1918 года, и поэтому ему больше не приписывают. Китаямы По состоянию на октябрь 2017 года Урасима Таро остается необнаруженным. [ 11 ]

Довоенные постановки (1923–1939)

[ редактировать ]

Ясудзи Мурата , Хакузан Кимура, Санаэ Ямамото и Нобуро Офудзи были учениками Китаемы Сейтаро и работали на его киностудии. Кензо Масаока , еще один важный аниматор, работал в небольшой анимационной студии. Многие ранние анимационные японские фильмы были утрачены после землетрясения в Токио в 1923 году , в том числе была разрушена большая часть студии Китаяма, а художники пытались воплотить традиционные мотивы и истории в новую форму. [ 12 ]

Довоенные аниматоры столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, им пришлось конкурировать с иностранными продюсерами, такими как Disney , которые имели влияние как на публику, так и на продюсеров. [ 13 ] Иностранные фильмы уже принесли прибыль за границей, и на японском рынке их можно было продать дешевле, чем по ценам, необходимым отечественным производителям для выхода на уровень безубыточности. [ 14 ] [ 15 ] Таким образом, японским аниматорам приходилось работать дешево, в небольших компаниях с горсткой сотрудников, что затрудняло конкуренцию по качеству с иностранными продуктами, которые были цветными, звуковыми и продвигались гораздо более крупными компаниями. До середины 1930-х годов в японской анимации обычно использовалась вырезка вместо целлулоидной анимации, потому что целлулоид был слишком дорогим. [ 16 ] В результате анимация могла показаться производной, плоской (поскольку движение вперед и назад было затруднено) и без деталей. [ 17 ] Но так же, как послевоенные японские аниматоры смогли превратить ограниченность анимации в плюс, так и такие мастера, как Ясудзи Мурата и Нобуро Офудзи, смогли творить чудеса, которые они творили с помощью вырезной анимации.

Однако такие аниматоры, как Кензо Масаока и Мицуё Со , попытались довести японскую анимацию до уровня зарубежных работ, представив сел-анимацию, звук и такие технологии, как многоплоскостная камера . Масаока создал первое звуковое аниме Chikara to Onna no Yo no Naka , выпущенное в 1933 году. [ 18 ] [ 19 ] и первое аниме, полностью созданное с использованием cel-анимации, «Танец чагам» (1934). [ 20 ] Со был первым, кто использовал многоплоскостную камеру в Ари-чане в 1941 году.

Однако такие инновации было трудно поддерживать чисто с коммерческой точки зрения, поэтому довоенная анимация в значительной степени зависела от спонсорства, поскольку аниматоры часто концентрировались на создании PR-фильмов для компаний, образовательных фильмов для правительства и, в конечном итоге, пропагандистских работ для военных. [ 21 ] В то время цензура и школьные правила не поощряли просмотр фильмов детьми, поэтому аниме, которое могло иметь образовательную ценность, поддерживалось и поощрялось Монбушо ( Министерством образования). Это оказалось важным для продюсеров, которые столкнулись с препятствиями при выпуске своих работ в обычных кинотеатрах. Анимация нашла применение в учебных, политических и промышленных целях.

Во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

В 1930-х годах японское правительство начало насаждать культурный национализм . Это также приводит к строгой цензуре и контролю над публикуемыми СМИ. Многим аниматорам было предложено создать анимацию, подчеркивающую японский дух и национальную принадлежность. Некоторые фильмы демонстрировались в кинотеатрах кинохроники, особенно после того, как Закон о кино 1939 года разрешил документальные и другие образовательные фильмы. [ 22 ] Такая поддержка помогла развитию отрасли, поскольку в результате слияний образовались более крупные компании, что побудило крупные студии игровых фильмов, такие как Shochiku, начать производство анимации. [ 23 ] Именно в Сётику Кензо Масаоки » такие шедевры, как «Кумо Тюриппу были созданы . Однако реорганизация отрасли во время войны привела к объединению студий художественных фильмов в три крупные компании.

Во время Второй мировой войны заказала больше анимационных фильмов Императорская японская армия . [ 24 ] [ 25 ] показывая хитрых и быстрых японцев, побеждающих силы противника. Сюда вошли такие фильмы, как « Момотаро: Уми но Синпей» Майсуё Со 1943 ( ) , в которых основное внимание уделялось японской оккупации Азии . [ 26 ]

Послевоенная обстановка

[ редактировать ]

В послевоенные годы японские СМИ часто находились под влиянием США. [ 9 ] это побудило некоторых определить аниме как любую анимацию, появившуюся в Японии после 1945 года. [ 27 ] : 5  Фактически, в этот период сам этот термин становился все более и более распространенным. [ 28 ]

Аниме и манга начали процветать в 1940-х и 1950-х годах, когда появились зарубежные фильмы (и макеты американских карикатуристов). [ 29 ] влияние на таких людей, как Осаму Тэдзука . [ 30 ]

В 1950-х годах аниме-студии начали появляться по всей Японии. Хироши Такахата купил студию Japan Animated Films в 1948 году, переименовав ее в Tōei Dōga . [ 15 ] с амбициями стать «Диснеем Востока». Там Такахата познакомился с другими аниматорами. [ 31 ] например , Ясудзи Мори , снявший «Рисующую Китти» , в мае 1957 года. Однако для японской публики только после выхода «Панды и волшебного змея» в октябре 1958 года Япония полностью вошла в мир профессиональной анимации. [ 13 ] В то время как аниматоры начали экспериментировать со своими стилями, используя западные методы, [ 25 ] Тэдзука Осаму начал рисовать сёнэн- мангу [ 32 ] как Роб-но Киши (Рыцарь Ленты), который позже стал Принцессой-Рыцарем , пытаясь понравиться читательницам, а также являясь пионером сёдзё -манги.

Toei Animation и производство муси

[ редактировать ]

Компания Toei Animation and Mushi Production была основана и в 1958 году выпустила первый цветной полнометражный аниме-фильм «Хакуджаден» ( «Сказка о белом змее» , 1958). Он был выпущен в США в 1961 году, как и «Панда и волшебный змей» . [ 33 ] После успеха проекта Toei ежегодно выпускает новый полнометражный анимационный фильм. [ 34 ] : 101 

Осаму Тэдзука основал Mushi Production в 1961 году, после истечения срока контракта Тэдзуки с Toei Animation. Студия стала пионером телевизионной анимации в Японии и отвечала за такие успешные сериалы, как Astro Boy , Kimba the White Lion , Gokū no Daibōken и Princess Knight .

Mushi Production также выпустила первое аниме, которое транслировалось в Соединенных Штатах (на канале NBC в 1963 году), хотя Осаму Тэдзука жаловался на ограничения на американское телевидение и изменения, необходимые для трансляции. [ 35 ]

1960-е годы

[ редактировать ]

В 1960-х годах начал формироваться уникальный стиль японского аниме с персонажами с большими глазами, ртом и головой. [ 25 ] Первым аниме-фильмом, вышедшим в эфир, был «Движущиеся картинки» в 1960 году. В 1961 году состоялась премьера первого японского мультсериала « Мгновенная история» , хотя он не состоял полностью из анимации. [ 34 ] : 90  Волшебный мальчик , известный в Японии как Сёнэн Сарутоби Саске ( 少年猿飛佐助 , «Мальчик Сарутоби Саске ») японский полнометражный анимационный фильм 1959 года, выпущенный 25 декабря 1959 года. Выпущенный как второе театральное аниме компании Toei Animation , фильм был выпущен в кинотеатрах США компанией Metro-Goldwyn-Mayer 22 июня 1961 года. [ 36 ] что сделало его первым аниме- фильмом, выпущенным в стране, за ним последовал «Панда и волшебный змей» 8 июля 1961 года. Эти фильмы были достаточно популярны, и проложили путь для других аниме. Премьера сериала «Astro Boy» , созданного Осаму Тэдзукой, состоялась на телеканале Fuji TV . 1 января 1963 года [ 15 ] [ 37 ] Это был первый аниме-сериал, широко показанный западной аудитории, особенно в Соединенных Штатах. [ 38 ] [ 39 ] : 31  становится относительно популярным [ 13 ] и влияние на популярную культуру США: американские компании приобретают различные названия у японских производителей. [ 40 ] : 95  Astro Boy оказал большое влияние на другие аниме 1960-х годов. [ 41 ] за ним последовало большое количество аниме о роботах и ​​космосе. В то время как Тэдзука выпустил множество других анимационных шоу, таких как «Белый лев Кимба» (основанный на его собственной манге), [ 9 ] аниме стало популярным, студии увидели в нем коммерческий успех. [ 39 ] : 33  1960-е годы также принесли аниме на телевидение и в Америку. Эти ранние соглашения, заключенные между продюсерами в США и Японии, обещали распространение анимации на другие места по всему миру. [ 42 ]

В 1963 году Сеннин Бураку стал первым аниме «поздней ночи». [ 41 ] и первый аниме-телесериал Тоэй Доги « Мальчик-волк Кен» . Mushi Pro продолжал выпускать больше аниме-телевидения и добился успеха с такими названиями, как « Белый лев Кимба» в 1965 году. Первое аниме о девочках-волшебницах , «Ведьма Салли» , начало транслироваться в 1966 году. Оригинальное аниме-телевидение «Speed ​​Racer » началось в 1967 году. и с большим успехом был доставлен на Запад. Тэдзуки В то же время в эфир вышла аниме-адаптация «Принцессы-рыцаря» , что сделало его одним из очень немногих сёдзё -аниме десятилетия. Первая аниме-адаптация Шотаро Исиномори « манги Киборг 009» была создана в 1968 году, после экранизации двумя годами ранее. » 1969 года « Атака № 1 , первое спортивное аниме сёдзё, было одним из первых, имевших успех в японском прайм-тайме, а также было популярно по всей Европе, особенно в Германии, под названием «Мила Суперзвезда».

Давнее аниме «Сазаэ-сан» также началось в 1969 году и продолжается сегодня, по состоянию на 2014 год было транслировано более 6500 серий. С долей аудитории 25% этот сериал по-прежнему остается самым популярным аниме-трансляцией. [ 33 ] : 725 

1970-е годы

[ редактировать ]
Выпуск « Космического линкора Ямато» часто называют началом аниме- космических опер .


В 1970-е годы японский кинорынок сократился из-за конкуренции со стороны телевидения. [ 43 ] Это сократило штат Toei Animation, и многие аниматоры перешли в такие студии, как A Pro и Telecom анимация. Mushi Production обанкротилась (правда, спустя 4 года студия была возрождена), ее бывшие сотрудники основали такие студии, как Madhouse и Sunrise . Многие молодые аниматоры были назначены на должности режиссеров, а привлечение молодых талантов позволило проводить самые разнообразные эксперименты. Одним из первых успешных телевизионных проектов начала 1970-х годов было «Джо завтрашнего дня» (1970), боксерское аниме, ставшее культовым в Японии. В 1971 году вышла первая часть аниме «Люпен III» . Вопреки нынешней популярности франшизы, первый сериал состоял из 23 серий, прежде чем был отменен. Второй сериал (начиная с 1977 года) имел значительно больший успех, охватывая 155 серий за три года.

Другим примером этого экспериментирования является Исао Такахаты телесериал 1974 года «Хайди, девушка из Альп» . Первоначально это шоу было трудно продать, потому что это была простая реалистическая драма, предназначенная для детей, и большинство телеканалов считали, что детям нужно что-то более фантастическое, чтобы их привлечь. Хайди имела международный успех, была популярна во многих европейских странах и имела такой успех в Японии. что это позволило Хаяо Миядзаки и Такахате начать серию литературно-ориентированных аниме ( World Masterpiece Theater ). Миядзаки и Такахата покинули Nippon Animation в конце 1970-х. Двумя постановками Миядзаки, получившими признание критиков в 1970-е годы, были «Мальчик из будущего Конан» (1978) и «Люпен III: Замок Калиостро» (1979). Дораэмон , который транслировался по телеканалу Асахи в 1979 году, стал самым популярным и популярным аниме-сериалом всех времён.

В этот период японская анимация достигла континентальной Европы с постановками, ориентированными на европейских и японских детей, наиболее яркими примерами которых являются вышеупомянутая Хайди , а также Барбапапа и Вики Викинг . В частности, аниме и манга нашли восприимчивую аудиторию в Италии, Германии и Франции; Восточная и Юго-Восточная Азия; и по всей Латинской Америке. [ 44 ] Интерес каждой страны возрос к японской продукции, которая предлагалась по низкой цене. [ 45 ] [ 46 ] В 1970-е годы по американскому телевидению показывали подвергнутую цензуре японскую анимацию. Одним из примеров такой цензуры были персонажи-трансгендеры в «Гатчамане» («Битва планет»). [ 47 ]

другой жанр, известный как меха В это время зародился . Некоторые ранние работы включают Mazinger Z (1972–1974), Science Ninja Team Gatchaman (1972–1974), Space Battleship Yamato (1974–75) и Mobile Suit Gundam (1979–80).

В отличие от шоу, ориентированных на действие, шоу для женской аудитории, такие как Candy Candy и The Rose of Versailles, завоевали большую популярность на японском телевидении, а затем и в других частях мира. [ 45 ]

К 1978 году по телевидению было показано более пятидесяти шоу. [ 48 ]

1980-е годы

[ редактировать ]

В 1980-х годах аниме начало переживать «обновление визуального качества» благодаря новым режиссёрам, таким как Хаяо Миядзаки и Исао Такахата , основавшие студию Ghibli в 1985 году, и Кацухиро Отомо . [ 9 ] Аниме стало рассказывать более тонкие и сложные истории, в то время как «Мальчишеская любовь» продолжала влиять на культурные нормы, укореняясь по всей Восточной Азии, поскольку такие страны, как Южная Корея, Таиланд и Китай, поглощали экспорт японской поп-культуры. [ 49 ] [ 50 ] : 3  Сдвиг в сторону космических опер стал более заметным после коммерческого успеха «Звездных войн» (1977). Жанр научной фантастики в целом оказал сильное влияние на японскую анимацию, сформировав ее творческое направление. [ 28 ]

космическую оперу «Космический линкор Ямато» Это позволило возродить (1974) как театральный фильм. «Мобильный костюм Гандам» (1979) также имел успех и был возрожден как театральный фильм в 1982 году. Успех театральных версий « Ямато» и «Гандам» рассматривается как начало аниме-бума 1980-х годов и « японского кино второго золотого фильма ». Возраст". [ 51 ]

Субкультура в Японии, представители которой позже называли себя отаку , начала развиваться вокруг анимационных журналов, таких как Animage и Newtype . Эти журналы сформировались в ответ на огромный фандом, возникший вокруг таких шоу, как Ямато и Гандам, в конце 1970-х - начале 1980-х годов.

В Соединенных Штатах популярность «Звездных войн» оказала аналогичное, хотя и гораздо меньшее, влияние на развитие аниме. [ нужна ссылка ] Гатчаман был переработан и отредактирован в «Битву планет» в 1978 году и снова как G-Force в 1986 году. Космический линкор «Ямато» был переработан и отредактирован в «Звездные блейзеры» в 1979 году. Серия Macross началась с The Super Dimension Fortress Macross (1982), которая была адаптированный на английский язык как первая арка Robotech (1985), которая была создана из трёх отдельных аниме-названий: The Super Dimension Fortress Macross , Super Dimension Cavalry Southern Cross и Genesis Climber Mospeada . Продолжение Mobile Suit Gundam , Mobile Suit Zeta Gundam (1985), стало самой успешной настоящей космической оперой о роботах в Японии, где ее средний телевизионный рейтинг составил 6,6%, а пик - 11,7%. [ 52 ]

Субкультура отаку стала более выраженной после Мамору Осии адаптации Румико Такахаши популярной манги «Урусей Яцура» (1981). Яцура сделал имя Такахаши нарицательным, а Осии отошел от фан-культуры и применил более авторский подход в своем фильме 1984 года «Урусей Яцура 2: Прекрасный мечтатель» . Этот разрыв с субкультурой отаку позволил Осии экспериментировать дальше.

Субкультура отаку оказала некоторое влияние на людей, пришедших в эту индустрию примерно в то время. Самыми известными из этих людей были любительская продюсерская группа Daicon Films, которая впоследствии стала Gainax . Компания Gainax начала со создания фильмов для научно-фантастических конвенций Daicon и была настолько популярна в сообществе отаку , что им предоставили шанс снять аниме-фильм с самым большим бюджетом (на тот момент) « Королевские космические силы: Крылья Хоннеамисе» (1987). .

Фильм «Навсикая из Долины Ветров» помог дать толчок развитию студии Ghibli .

В этот период было создано одно из самых влиятельных аниме всех времен, «Навсикая из долины ветров» (1984). Фильм придал аниме дополнительный престиж, позволив вскоре после его выхода профинансировать множество экспериментальных и амбициозных проектов. Это также позволило режиссеру Хаяо Миядзаки и его давнему коллеге Исао Такахате создать собственную студию под руководством бывшего Animage редактора Тосио Судзуки . Эта студия стала известна как Studio Ghibli , и ее первым фильмом стал «Лапута: Небесный замок» (1986), один из самых амбициозных фильмов Миядзаки.

Успех «Жемчуга дракона» (1986) открыл жанр боевых искусств и стал невероятно влиятельным в японской анимационной индустрии. Он повлиял на многие другие аниме и манги о боевых искусствах, в том числе «Хадзиме-но Иппо» (1989), «Боец Баки» (1991), «Наруто» (2002) и «Бог старшей школы» (2020).

В 1980-е годы аниме появилось на рынке домашнего видео в виде оригинальной видео-анимации (OVA), поскольку фокус шоу смещался от супергероев к роботам и космическим операм. [ 25 ] с оригинальной видеоанимацией (OVA или OAV), появившейся на рынке в 1984 году, различной длины. [ 13 ] Домашнее видео открыло шлюзы, знакомя зрителей, особенно на Западе, с аниме-фильмами. [ 38 ] Хотя аниме широко распространялось благодаря международному пиратству в 1980-х и 1990-х годах, [ 40 ] до появления онлайн-пиратства он продолжал существовать. Аниме восстановилось в США, став большей частью телевизионного экспорта Японии, поскольку страна стала «ведущим мировым авторитетом» в сфере развлечений. [ 27 ] : 19–20  Первой OVA стал Мамору Осии » « Даллос (1983–1984). Такие шоу, как Patlabor, зародились на этом рынке и оказались способом протестировать менее востребованную анимацию на публике. OVA разрешил выпуск порнографических аниме, таких как Cream Lemon (1984); На самом деле первой хентай- малоизвестной студии Wonder Kids овой было аниме «Лолита» , также выпущенное в 1984 году.

В 1980-е годы аниме также объединилось с видеоиграми. Выход в эфир Red Photon Zillion (1987) и последующий выпуск сопутствующей игры считается маркетинговым ходом Sega для стимулирования продаж их недавно выпущенной Master System в Японии.

Спортивное аниме, как оно теперь известно, дебютировало в 1983 году с аниме-адаптацией Йоичи Такахаши футбольной манги «Капитан Цубаса» , ставшей первым во всем мире успешным спортивным аниме. Его темы и истории стали формулой, которая будет использоваться во многих последующих спортивных сериалах, таких как Slam Dunk , Prince of Tennis и Eyeshield 21 .

В конце 1980-х годов выросло количество высокобюджетных и экспериментальных фильмов. В 1985 году Тосио Судзуки помог собрать средства для экспериментального фильма Осии «Яйцо ангела» (1985). Театральные релизы стали более амбициозными, каждый фильм пытался превзойти или превзойти своих предшественников, ориентируясь на Навсикая » популярный и критический успех « . «Ночь на Галактической железной дороге» (1985), «Сказка о Гэндзи» (1986) и «Могила светлячков» (1988) — амбициозные фильмы, основанные на важных литературных произведениях Японии. Такие фильмы, как «Контратака Чара» (1988) и «Арион» (1986), были зрелищами с щедрым бюджетом. Этот период щедрого бюджетирования и экспериментов достигнет своего апогея с появлением одного из самых дорогих аниме-фильмов за всю историю: « Королевские космические силы: Крылья Хоннеамисе» (1987). студии Ghibli «Служба доставки Кики» (1989) стал самым кассовым фильмом 1989 года, собрав в прокате более 40 миллионов долларов.

Несмотря на коммерческий провал «Акиры» (1988) в Японии, он принес с собой гораздо большую международную базу поклонников аниме. Когда фильм был показан за границей, он стал культовым хитом и, в конечном итоге, символом медиа на Западе. Внутренний провал и международный успех «Акиры» в сочетании с лопнувшим экономическим пузырем и смертью Осаму Тэдзуки в 1989 году ознаменовали конец эпохи аниме 1980-х годов.

1990-е годы

[ редактировать ]

В 1995 году Хидеаки Анно написал и снял скандальное аниме «Neon Genesis Evangelion» . Это шоу стало популярным в Японии среди поклонников аниме и стало известно широкой публике благодаря вниманию средств массовой информации. Считается, что Анно изначально хотел, чтобы это шоу стало лучшим аниме отаку , призванным возродить пришедшую в упадок аниме-индустрию , но в середине производства он также превратил его в резкую критику субкультуры. Кульминацией этого стал успешный, но неоднозначный фильм «Конец Евангелиона» , который в 1997 году собрал более 10 миллионов долларов. Множество жестоких и сексуальных сцен в «Евангелионе» заставили телеканал Токио ужесточить цензуру аниме-контента. В результате, когда «Ковбой Бибоп» впервые транслировался в 1998 году, его показали сильно отредактированным, и в эфир вышла только половина серий; он также приобрел большую популярность как в Японии, так и за ее пределами.

«Евангелион» запустил серию так называемых «пост- Евангелион » или «органических» меха-шоу. Большинство из них представляли собой гигантские шоу роботов с каким-то религиозным или сложным сюжетом. К ним относятся RahXephon , Brain Powerd и Gasaraki . Это также привело к появлению ночных экспериментальных аниме-шоу , которые стали форумом для экспериментального аниме, такого как Boogiepop Phantom (2000), Texhnolyze (2003) и Paranoia Agent (2004). В 1990-е годы также были выпущены экспериментальные аниме-фильмы, в первую очередь киберпанк- триллер «Призрак в доспехах» (1995). [ 53 ] который оказал сильное влияние на «Матрицу» . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] «Призрак в доспехах» , наряду с «Евангелионом» и космическим нео-нуаром Western Cowboy Bebop , помог еще больше повысить осведомленность об аниме на международных рынках. [ 57 ]

3D-рендеринг использовался в этой сцене «Принцессы Мононоке» , самого дорогого аниме-фильма того времени стоимостью 20 миллионов долларов.

В 1997 году Хаяо Миядзаки » « Принцесса Мононоке стала самым дорогим аниме-фильмом того времени, его производство обошлось в 20 миллионов долларов. Миядзаки лично проверил каждый из 144 000 кадров фильма. [ 58 ] и, по оценкам, перерисовал части 80 000 из них. [ 59 ] 1997 год стал также годом Сатоши Кона дебюта «Perfect Blue» , который получил награды «Лучший фильм» и «Лучший анимационный фильм» на фестивале Fantasia в Монреале в 1997 году. Он также получил награды на кинофестивале Fantasporto в Португалии.

В конце 1990-х также наблюдалось краткое возрождение жанра суперроботов , популярность которого снизилась из-за появления настоящих роботов и психологических меха- шоу, таких как Gundam , Macross и Evangelion . Возрождение жанра суперроботов началось с фильма «Храбрый Экскайзер» в 1990 году и привело к появлению ремейков и сиквелов шоу о суперроботах 1970-х годов, таких как Getter Robo Go и Tetsujin-28 go FX . После этого было выпущено очень мало популярных шоу суперроботов, вплоть до Tengen Toppa Gurren Lagann в 2007 году.

Наряду с аналогом-суперроботом, жанр настоящих роботов также пришел в упадок в 1990-е годы. Хотя за это десятилетие было снято несколько шоу Gundam , очень немногие из них имели успех. Единственными шоу Gundam в 1990-х годах, средний телевизионный рейтинг которых в Японии превышал 4%, были Mobile Fighter G Gundam (1994) и New Mobile Report Gundam Wing (1995). Лишь в 2002 году в Mobile Suit Gundam SEED жанр настоящих роботов вновь обрел свою популярность. [ 52 ]

К 1998 году по телевидению Японии было показано более ста аниме-шоу. [ 48 ] включая популярный сериал, основанный на Pokémon франшизе видеоигр . Другими аниме-сериалами 1990-х годов, получившими международный успех, были Ball Z , Sailor Moon и Dragon Digimon ; Успех этих шоу принес международное признание жанрам супергероев боевых искусств , жанрам волшебниц и жанрам приключенческих боевиков соответственно. В частности, Dragon Ball Z и Sailor Moon были дублированы более чем на дюжину языков по всему миру. Еще одним большим успехом стало аниме One Piece , основанное на самой продаваемой манге всех времен, выпуск которого продолжается до сих пор.

Тенденция « эпохи Евангелиона » продолжилась и в 2000-е годы с появлением вдохновленных Евангелионом механических аниме, таких как RahXephon (2002) и Zegapain (2006). RahXephon также был призван помочь возродить дизайн мехов в стиле 1970-х годов. Количество аниме-продукции начало снижаться после пика в 2006 году из-за альтернативных форм развлечений, меньшего дохода от рекламы и других причин, при этом TV Tokyo остается одним из немногих каналов, транслирующих аниме-шоу. [ 15 ] Несмотря на это, аниме стало проникать в дома США, как никогда раньше, и фанаты смогли получить японские оригиналы аниме, которые они смотрели, благодаря Интернету. [ 60 ]

Настоящий жанр роботов (включая франшизы Gundam и Macross ), пришедший в упадок в 1990-е годы, был возрожден в начале 2000-х благодаря успеху таких шоу, как Mobile Suit Gundam SEED (2002), Eureka Seven (2005), Code Geass: Лелуш из восстания (2006), Mobile Suit Gundam 00 (2007) и Macross Frontier (2008). [ 61 ]

в стиле 1970-х годов Возрождение жанра суперроботов началось с GaoGaiGar в 1997 году и продолжалось в 2000-е годы с несколькими ремейками классических сериалов, таких как Getter Robo и Dancougar , а также оригинальными играми, созданными по образцу суперроботов, такими как Godannar и Gurren Lagann . Гуррен Лаганн, в частности, объединил жанр суперроботов с элементами шоу реальных роботов 1980-х годов, а также «пост- Евангелион шоу » 1990-х годов. Гуррен Лаганн получил награды «Лучший телевизионный фильм» и «Лучший дизайн персонажей» на Токийской международной ярмарке аниме в 2008 году. [ 62 ] В конечном итоге кульминацией этого стал выпуск Shin Mazinger в 2009 году, полнометражного возрождения первой серии суперроботов Mazinger Z.

художественное движение, начатое Такаси Мураками , которое объединило японскую поп-культуру с постмодернистским искусством, под названием Super Flat Примерно в это же время зародилось . Мураками утверждает, что это движение представляет собой анализ послевоенной японской культуры глазами субкультуры отаку . Его желание также состоит в том, чтобы избавиться от категорий «высокого» и «низкого» искусства, создав плоский континуум, отсюда и термин «суперплоский». Его художественные выставки завоевали популярность за рубежом и оказали влияние на нескольких создателей аниме, особенно на авторов Studio 4 °C. [ 63 ]

Тенденция экспериментального ночного аниме, популяризированная Serial Experiments Lain, также продолжалась и в 2000-е годы с такими экспериментальными аниме, как Boogiepop Phantom (2000), Texhnolyze (2003), Elfen Lied (2004), Paranoia Agent (2004), Gantz (2004) и Эрго Прокси (2006). «Эльфийская ложь», в частности, транслируется на дочерней премиальной сети AT-X , что позволяет режиссеру Мамору Канбе раздвинуть границы насилия, наготы и сюжетных тем, а также использовать уникальные художественные элементы, такие как произведения искусства, вдохновленные австрийским художником Густавом Климтом . [ 64 ]

До массового бума таких компаний, как Funimation и Adult Swim, просмотр или даже приобретение аниме в Соединенных Штатах было довольно затруднено, поскольку рыночная стоимость и интерес к ним в штатах были довольно низкими, многие телерадиокомпании не утруждали себя трансляцией шоу. Это произошло из-за ряда факторов, одним из которых был перевод шоу. В современном мире есть аниме, дублированные английскими голосами, что облегчает просмотр западной аудитории. Однако в начале 90-х, когда аниме впервые заявило о своем успехе, этого не было. Многие поклонники этого жанра сами переводили шоу и размещали их в Интернете для просмотра другими. [ 65 ] Эта тенденция сохранялась до 2 сентября 2001 года. Именно тогда шоу «Ковбой Бибоп» впервые вышло в эфир на телеканале Adult Swim и стало первым аниме, которое транслировалось в прямом эфире по телевидению. [ 66 ] Шоу имело мгновенный успех, единственная проблема заключалась в том, что эфир выходил поздно и ночью, а это означало, что количество зрителей было небольшим. [ 67 ]

В дополнение к этим экспериментальным тенденциям 2000-е годы также характеризовались ростом искусства в стиле мо и дизайна персонажей бисёдзё и бисёнэн . Растет присутствие и популярность таких жанров, как романтика, гарем и кусочек жизни .

Популярность аниме, основанного на эроге и визуальных романах , возросла в 2000-х годах, развивая тенденцию, начатую в конце 1990-х такими работами, как «Сентиментальное путешествие» (1998) и «К сердцу» (1999). Примеры таких работ включают Green Green (2003), SHUFFLE! (2006), Канон (2002 и 2006), Fate/Stay Night (2006), Higurashi no Naku Koro ni (2006), Ef: A Tale of Memories (2007), True Tears (2008) и Clannad (2008 и 2009) ).

Многие шоу были адаптированы из манги и легких романов , включая такие популярные названия, как Yu-Gi-Oh! (2000), Инуяша (2000), Наруто и его сиквелы Наруто Шиппуден (2002 и 2007), Стальной алхимик и его верная манга-адаптация Стальной алхимик: Братство (2003 и 2009), Монстр (2004), Блич (2004), Розен Maiden (2005), Aria the Animation (2005), Shakugan no Shana (2005), Pani Poni Dash! (2005), «Тетрадь смерти» (2006), «Мушиси» (2006), Сола (2007), «Меланхолия Харухи Судзумии» (2006), «Счастливая звезда» (2007), «Торадора!» (2008), К-Он! (2009), Бакемоногатари (2009) и «Хвост Феи» (2009); эти шоу обычно длятся несколько лет и собирают большое количество фанатов. Тем не менее, оригинальные аниме продолжают выпускаться с таким же успехом.

2000-е годы ознаменовались тенденцией усиления субкультуры отаку . Заметную критику этой субкультуры отаку можно найти в аниме 2006 года « Добро пожаловать в NHK» , в котором главным героем является хикикомори (социально замкнутый) и исследуются эффекты и последствия различных японских субкультур , таких как отаку , лоликон , интернет-самоубийство , массовое многопользовательские онлайн-игры и многоуровневый маркетинг .

В отличие от вышеупомянутого явления, ночные аниме стали выпускаться чаще не относящейся к отаку и для аудитории, . Первая концентрированная попытка была предпринята в Fuji TV телеканала блоке Noitamina . 30-минутный интервал конца четверга был создан для демонстрации постановок для молодых женщин студенческого возраста — группы людей, которые смотрят очень мало аниме. Первый фильм «Мед и клевер» имел особый успех, достигнув 5% телевизионного рейтинга в Кантоу, что очень много для ночного аниме. Блок работает бесперебойно с апреля 2005 года и выпустил множество успешных постановок, уникальных для современного аниме-рынка.

Произошло возрождение американских мультфильмов, таких как «Трансформеры» , которые породили четыре новых сериала, «Трансформеры: Автомобильные роботы» в 2000 году, «Трансформеры: Легенда микрона» в 2003 году, «Трансформеры: Суперлинк» в 2004 году и «Трансформеры: Галактическая сила» в 2005 году. Кроме того, была выпущена аниме-адаптация. из серии GI Joe был выпущен под названием GI Joe: Sigma 6 .

Возрождение более ранних аниме-сериалов было замечено в таких формах, как « Кулак Полярной звезды: Легенды об истинном спасителе» (2006) и «Dragon Ball Z Kai» (2009). Более поздние сериалы также начали возрождаться в конце 2000-х и начале 2010-х, например, в Khara студии Rebuild of Evangelion тетралогии (2007–2021) и новых адаптациях Масамунэ Широ манги Appleseed XIII (2011) и Ghost in the Shell. : Восстань (2013–2016).

Это десятилетие также положило начало возрождению высокобюджетных полнометражных аниме-фильмов, таких как «Актриса тысячелетия» (2001), «Метрополис» (2001), «Яблочное семя» (2001), «Паприка» (2006) и самый дорогой из всех — «Паровой мальчик» (2004). производство которого обошлось в 26 миллионов долларов. Сатоши Кон зарекомендовал себя наряду с Отомо и Осии как один из ведущих режиссеров аниме-фильмов до своей преждевременной смерти в возрасте 46 лет. Другие более молодые режиссеры, такие как Мамору Хосода , режиссер «Девочки, покорившей время» (2006) и Летние войны (2009 г.) также начали приобретать известность.

В течение этого десятилетия художественные аниме-фильмы были номинированы и впервые в истории индустрии получили крупные международные кинопремии. В 2002 году фильм «Унесенные призраками» , студией Ghibli поставленный под руководством Хаяо Миядзаки , получил «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале , а в 2003 году на 75-й церемонии вручения премии «Оскар» получил премию «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм . Это был первый неамериканский фильм, получивший эту награду, и один из двух, получивших эту награду. Он также стал самым кассовым аниме-фильмом с мировыми кассовыми сборами в 274 миллиона долларов США .

После запуска программного блока Toonami на Cartoon Network в США в марте 1997 года аниме резко возросло на рынке Северной Америки. Аниме для детей, такое как Pokémon , Yu-Gi-Oh! , Digimon , Doraemon , Bakugan , Beyblade , Sonic X и 4Kids Entertainment от адаптация One Piece получили разный уровень успеха. В эту эпоху также наблюдался подъем анимации под влиянием аниме , в первую очередь «Аватар: Легенда об Аанге» и его продолжения «Легенда о Корре» , «Мегас XLR» , «Код Лиоко» , «Бен 10» , «Хаотик» , «Самурай Джек» , «The Boondocks» , RWBY и «Юные титаны» . Таким образом, аниме еще больше укрепилось в семьях США с запуском Adult Swim от Cartoon Network в 2001 году, нацеленным на тех, кто принадлежит к «старой группе, торгующей OVA и кассетами», с формированием нового фандома. [ 68 ] Однако этот фандом был эксклюзивным и элитарным: от новичков ожидалось, что они знают, как использовать IRC , некоторые базовые знания японского языка и так далее.

На кинофестивале 2004 года Каннском фильм «Призрак в доспехах 2: Невинность » режиссера Мамору Осии боролся за Золотую пальмовую ветвь , а в 2006 году, на 78-й церемонии вручения премии «Оскар» , «Ходячий замок Хаула » — еще один фильм, снятый студией Ghibli. Хаяо Миядзаки был номинирован на лучший анимационный фильм. «5 сантиметров в секунду» режиссера Макото Синкая получил первую премию Asia Pacific Screen Award за лучший анимационный полнометражный фильм в 2007 году, и до сих пор аниме-фильмы номинировались на эту награду каждый год.

К 2004 году по телевидению было показано более двухсот шоу. [ 48 ]

В 2006 году выпускники Калифорнийского университета в Беркли запустили Crunchyroll . [ 69 ] став первым «сервисом потоковой передачи аниме», модель, которая позже использовалась Netflix , Funimation и Amazon.com в конце 2010-х годов.

2010-е годы

[ редактировать ]

В мае 2012 года программный блок Toonami в США был перезапущен как ночной блок действий для взрослых на канале Adult Swim , что вернуло более неразрезанное популярное аниме более широкой аудитории на кабельном телевидении. Помимо трансляции или ретрансляции ранее выпущенных дублированных аниме, блок (как и сам Adult Swim) курировал мировую премьеру дублированных на английском языке релизов различных аниме, включая, помимо прочего: Durarara!! (2010), Страна чудес смертников (2011), Охотник х Охотник (2011), Sword Art Online (2012), Невероятные приключения ДжоДжо (2012), Атака титанов (2013), Kill la Kill (2013), Космический денди (2014) , Убийца Акаме! (2014), Парасайт - максима- (2014), One-Punch Man (2015), Dragon Ball Super (2015), Моя геройская академия (2016), Боруто: Следующие поколения Наруто (2017) и Убийца демонов: Кимэцу но Яиба (2019). [ 70 ]

1 сентября 2013 года Хаяо Миядзаки объявил, что «Ветер крепчает» (2013) станет его последним фильмом. [ 71 ] а 3 августа 2014 года было объявлено, что студия Ghibli «временно прекращает производство» после выхода фильма « Когда Марни была там » (2014), что еще больше подтверждает окончательность ухода Миядзаки . неутешительные продажи Исао Такахаты фильма-возвращения «Сказка о принцессе Кагуя» (2013). Одним из факторов также были названы [ 72 ] Несколько видных сотрудников, в том числе продюсер Ёсиаки Нисимура и режиссер Хиромаса Ёнэбаяси , ушли, чтобы основать собственную студию Ponoc , премьера которой состоялась в фильме «Мэри и ведьмин цветок» (2017). [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] И Гибли, и Миядзаки впоследствии вернулись к производству фильма 2023 года «Мальчик и цапля» . [ 76 ] а Такахата умер 5 апреля 2018 года от рака легких. [ 77 ]

Различные международные компании по распространению аниме, такие как ADV Films , Bandai Entertainment и Geneon Entertainment , были закрыты из-за плохих доходов, а их активы были переданы новым компаниям, таким как Sentai Filmworks, или переданы другим компаниям. [ 78 ]

В 2011 году Puella Magi Madoka Magica вышла в эфир в Японии. Это аниме отличалось от обычного аниме о девочках-волшебницах, поскольку в этом аниме содержалось более мрачные, сложные и более жестокие темы, чем обычно в волшебном аниме. Аниме получило отличные отзывы критиков: Энди Хэнли из United Kingdom Anime Network оценил его на 10 из 10 за эмоциональное содержание и запоминающийся саундтрек.

И «Атака Титанов» , и «Ветер крепчает» отражают общенациональные дебаты вокруг новой интерпретации статьи 9 Конституции Японии Миядзаки , а пацифизм в фильме подвергается критике со стороны политических правых . [ 79 ] в то время как «Атака Титанов» была обвинена в пропаганде милитаризма людьми в соседних азиатских странах, несмотря на то, что она была призвана показать навязчивые и безнадежные аспекты конфликта. [ 80 ] Жанр меха-аниме (а также японские фильмы кайдзю ) получил признание на Западе благодаря фильму « Тихоокеанский рубеж» 2013 года, снятому Гильермо дель Торо . [ 81 ]

Западные потоковые сервисы, такие как Netflix и Amazon Prime Video, все активнее участвуют в производстве и лицензировании аниме для международных рынков. [ 82 ] [ 83 ]

В 2015 году на телевидении вышло рекордное количество аниме-сериалов — триста сорок. [ 48 ]

2020-е годы

[ редактировать ]

Глобальная популярность и спрос на аниме продолжали расти в течение десятилетия из-за пандемии COVID-19 и широкой доступности аниме на потоковых сервисах. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ]

«Убийца демонов: Кимэцу но Яиба: Поезд Муген» стал самым кассовым японским фильмом и самым кассовым фильмом в мире 2020 года. [ 88 ] Он также стал самым кассовым фильмом в японском кино, поскольку за 10 дней он собрал 10 миллиардов иен (95,3 миллиона долларов; 72 миллиона фунтов стерлингов). [ 88 ] Он побил предыдущий рекорд Spirited Away , который длился 25 дней. [ 88 ]

В 2021 году аниме-адаптации « Дзюдзюцу Кайсен» , «Убийца демонов: Кимэцу но Яиба» и «Токийские мстители» вошли в топ-10 самых обсуждаемых телешоу мира на X (тогда известном как Twitter). [ 89 ] [ 90 ]

В 2022 году «Атака Титанов» получила награду «Самый востребованный телесериал в мире 2021» по версии Global TV Demand Awards. «Атака Титанов» стала первым неанглоязычным сериалом, получившим титул самого востребованного телешоу в мире, ранее принадлежавший только «Ходячим мертвецам» и «Игре престолов» . [ 91 ]

В 2023 году вступительная тема «Идол возглавила » ЁАСОБИ аниме-сериала « Оши но Ко» чарт Billboard Global 200 Excl. Чарты США с 45,7 миллионами прослушиваний и 24 000 проданными копиями за пределами США. "Idol" стала первой японской песней и песней в стиле аниме , которая возглавила глобальный чарт Billboard, а также заняла первое место в рейтинге Apple Music Top 100: Global. [ 92 ] [ 93 ]

В 2024 году фильм студии Ghibli «Мальчик и цапля» был удостоен премии «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм , что сделало его второй премией «Оскар», полученной Хаяо Миядзаки . [ 94 ] Он стал вторым неанглоязычным фильмом, получившим награду после « Унесенных призраками» . [ 95 ]

Первый... Название на родном языке Английское имя Выпущенный Тип
Аниме (самое старое из известных) Фотографии активности Кацудо Шашин Неизвестный; предположительно около 1911 года [ а ] Короткометражный фильм
Подтвержденный выпуск фильма Декобо Шингачо - Провал великой идеи Неровная новая книжка с картинками – Провал великого плана февраль 1917 г. [ 1 ] Короткометражный фильм
Аниме публично показывают в кинотеатре Три тома Имокавы Муку о запрете на вход или Три тома Имокавы Муку о запрете на вход История консьержа Мукудзо Имокавы апрель 1917 г. [ 1 ] Короткометражный фильм
звуковое кино Мир власти и женщин В мире власти и женщин [ б ] 13 апреля 1933 г. [ 96 ] Фильм
Полностью анимационное аниме. Чагама Ондо Танец Чагам 1934 [ 20 ] Фильм
Художественный фильм Момотаро-солдат морского бога Момотаро: Священные моряки [ с ] 12 апреля 1945 г. [ 97 ] Фильм
Появление на телевидении (несериал) Приключение Крота Приключение Крота 14 июля 1958 г. [ 98 ] Короткометражный фильм
Цветной художественный фильм Сказка о Белой Змее Сказка о Белом Змее 22 октября 1958 г. Фильм
Телесериал мгновенная история Мгновенная история 1 мая 1961 г. Ряд
Первый популярный телесериал во всем мире Астробой Астробой 1 января 1963 г. Ряд
Вечерний сериал Бессмертное племя Деревня Отшельника 4 сентября 1963 г. Ряд
Серия гигантских роботов Тецуджин 28 лет Тецуджин 28-г ō 20 октября 1963 г. Ряд
Киборг серии 8 человек 8 человек 7 ноября 1963 г. Ряд
Цветной телесериал Император джунглей Кимба Белый Лев 6 октября 1965 г. Ряд
Серия "Волшебная девочка" волшебница Салли Салли Ведьма 5 декабря 1966 г. Ряд
Серия ужасов GeGeGe но Китаро GeGeGe но Китаро 3 января 1968 г. Ряд
Спортивная серия гигантская звезда Звезда гигантов 30 марта 1968 г. Ряд
Взрослый (анимационный) фильм тысяча и одна ночь Тысяча и одна ночь 14 июня 1969 г. Фильм
Хентай с рейтингом "Х " [ д ] Клеопатра Клеопатра 15 сентября 1970 г. [ 99 ] Фильм
Серия темного фэнтези. дьявол Человек-дьявол 8 июля 1972 г. Ряд
Первая серия гигантских роботов с внутренней кабиной Мазингер З. Мазингер З. 3 декабря 1972 г. Ряд
Серия космической оперы космический линкор Ямато Космический линкор Ямато 6 октября 1974 г. Ряд
Использование стереозвука Люпен III Замок Калиостро Люпен III: Замок Калиостро 15 декабря 1979 г. Фильм
исекай серия Святой воин Данбайн Аура Баттлер Данбайн 5 февраля 1983 г. Ряд
Первый против Второй мировой войны драматический фильм Босоногий генерал Босоногий генерал 21 июля 1983 г. Фильм
ЭТОТ Далос Даллос 12 декабря 1983 г. ЭТОТ
Киберпанк- сериал видео воин летерион Видео Воин Лазерион 4 марта 1984 г. Ряд
Постапокалиптический сериал. Навсикая из Долины Ветров Навсикая из Долины Ветров 11 марта 1984 г. Фильм
Первый популярный во всем мире фильм Акира Акира 16 июля 1988 г. Фильм
Первое аниме, созданное на компьютере Мобильная полиция Patlabor 2 Фильм Патлабор 2 7 августа 1993 г. Фильм
Анимация с эффектами CGI Как это сделать Призрак в доспехах 18 ноября 1995 г. Фильм
Полностью компьютерное аниме. [ 100 ] А.ЛИ.СЕ А.ЛИ.СЕ 5 февраля 2000 г. Фильм
ONA Бесконечная иллюзия Левиаса Бесконечный Ривиус 30 июня 2000 г. ONA
Первый аниме-фильм, номинированный на премию «Лучший анимационный фильм» и получивший награду. унесённый призраками Унесенные призраками 20 июля 2001 г. Фильм
Первое HD аниме «Призрак в доспехах» АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС Призрак в доспехах: Автономный комплекс 1 октября 2002 г. Ряд
Первое аниме в 4К ВОСХОД Восход 2 апреля 2020 г. ONA
Записывать... Название на родном языке Английское имя Выпущенный Тип
Самый кассовый аниме-фильм в Японии Убийца демонов: Кимэцу но Яиба, фильм «Поезд Муген», издание Убийца демонов: Кимэцу но Яиба – Фильм: Поезд Муген 16 октября 2020 г. Фильм
Самый кассовый аниме-фильм [ 88 ] Убийца демонов: Кимэцу но Яиба, фильм «Поезд Муген», издание Убийца демонов: Кимэцу но Яиба – Фильм: Поезд Муген 16 октября 2020 г. Фильм
Самый кассовый аниме-фильм в мире Убийца демонов: Кимэцу но Яиба, фильм «Поезд Муген», издание Убийца демонов: Кимэцу но Яиба – Фильм: Поезд Муген 16 октября 2020 г. Фильм

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Считается, что Кацудо Шашин был снят где-то между 1907 и 1911 годами. Неизвестно, демонстрировался ли этот фильм когда-либо публично или выпускался в свет, поскольку данные свидетельствуют о том, что он производился серийно для продажи богатым владельцам домашних проекторов.
  2. ^ Также называется «Мир власти и женщин» .
  3. Также упоминается как Божественные морские воины Момотаро или Момотаро: Морские боги-воины .
  4. ^ Большинство эротических работ задним числом были помечены как «хентай» с момента появления этого термина в английском языке. Таким образом, не существует единого мнения относительно первого хентай-сериала или фильма.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Литтен, Фредерик С. (июнь 2014 г.). «О первых (зарубежных) анимационных фильмах, показанных в японском кино» (PDF) . Веб-сайт Фредерика С. Литтена . Фредерик С. Литтен. Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2019 г. Проверено 17 февраля 2021 г. Эта статья немецкого исследователя была впервые опубликована 4 января 2013 года в The Japan Journal of Animation Studies , vol. 2013, № 1А, 15, стр. 27–32.
  2. ^ «Что такое Уцуси-э?» . www.f.waseda.jp .
  3. ^ «Танейта (Слайды)» . www.f.waseda.jp .
  4. ^ Сотрудники агентства Рейтер; репортаж Линды Зиг (27 марта 2008 г.). «В Японии есть фильмы первых пионеров аниме» . Reuters.com . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 5 января 2021 г. {{cite web}}: |author= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новиелли, Мария Роберта (2018). Плавающие миры: краткая история японской анимации . Бока Ратон. ISBN  978-1-351-33482-2 . OCLC   1020690005 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ «Найдено самое старое аниме» . Сеть новостей аниме . Проверено 16 июля 2013 г.
  7. ^ «China People's Daily Online (японское издание): старейший японский аниме-фильм эпохи Мэйдзи, выпущенный в Киото» Проверено 5 марта 2007 года .
  8. ^ Зиг, Линда (27 марта 2008 г.). «В Японии есть фильмы первых пионеров аниме» . Рейтер . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д «Небольшой взгляд на историю японского аниме» . Идти! Идти! Нихон . 27 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2020 г. Проверено 28 марта 2020 г.
  10. ^ «Cartoon Brew: ведущая беседа об анимации» Самое раннее найденное аниме» . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 года . Проверено 23 июля 2008 г.
  11. ^ « Урасима Таро (предполагаемое название) [восстановленная в цифровом виде версия]» . Классика японского анимационного кино . Национальный музей современного искусства, Токио . Проверено 5 октября 2017 г.
  12. ^ Кроу, Джонатан (14 июня 2014 г.). «Ранняя японская анимация: истоки аниме (1917–1931)» . Открытая культура . ООО «Открытая Культура». Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Паттен, Фред (август 2016 г.). «Капсульная история аниме» . Журнал «Мир анимации» . Ван Найс, Калифорния: Всемирная сеть анимации . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  14. ^ Ямагути, Кацунори; Ватанабэ, Ясуши (1977 . )
  15. ^ Jump up to: а б с д Ясуо, Ямагучи (28 ноября 2013 г.). «Эволюция японской аниме-индустрии» . nippon.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  16. ^ Шарп, Джаспер (2009). «Первые кадры аниме». «Корни японского аниме» , официальный буклет, DVD.
  17. ^ Ямагути, Кацунори; Ватанабэ, Ясуши (1977 . )
  18. ^ Барикорди, Андреа; Д'Опера, Аделина; Пеллетье, Клод Дж. (2000). Аниме: Путеводитель по японской анимации, 1958–1988 (1-е изд.). Монреаль: Protocultural Inc., с. 12. ISBN  2-9805759-0-9 .
  19. ^ Кэмпбелл, Алан (1994). Япония: Иллюстрированная энциклопедия (1-е изд.). Токио: Коданся. ISBN  978-4-06-206489-7 . [ нужна страница ]
  20. ^ Jump up to: а б Шарп, Джаспер (23 сентября 2004 г.). «Пионеры японской анимации (Часть 1)» . Полуночный глаз . Проверено 10 декабря 2009 г.
  21. ^ Корни японского аниме , официальный буклет, DVD.
  22. ^ Клементс, Джонатан (2013). «Аниме: История» . Вид и звук . 24 (4): 104–105. дои : 10.1007/978-1-84457-884-9 .
  23. ^ Ямагути, Кацунори (1977). Нихон анимешон эйгаси , стр. 34–37.
  24. ^ Ямагути, Кацунори (1977) Нихон анимешон эйгаси , стр. 38–44.
  25. ^ Jump up to: а б с д Кутт, Эйлин (18 декабря 2013 г.). «История аниме» (PDF) . Государственный университет Сан-Франциско . Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2020 г. Проверено 28 марта 2020 г.
  26. ^ Рид, Габриель (5 апреля 2017 г.). «Удивительное влияние пропагандистского анимационного дизайна времен Второй мировой войны» . Этос3 . Архивировано из оригинала 28 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  27. ^ Jump up to: а б Картер, Лаз (ноябрь 2011 г.). «Введение: что такое аниме? Почему аниме? Где аниме?» . Глобализация в современном аниме: анализ многоплатформенной франшизы «Покемон» (доктор философии). Школа восточных и африканских исследований . Проверено 28 марта 2020 г.
  28. ^ Jump up to: а б Мияо, Дайсуке (январь 2002 г.). «До аниме: анимация и движение чистого кино в довоенной Японии» . Японский форум . 14 (2): 191–209. дои : 10.1080/09555800220136356 . ISSN   0955-5803 .
  29. ^ «Манга на идише: творческие корни японского бога комиксов» (PDF) . Инновационные исследования в области японоведов . Викс . Проверено 17 июля 2014 г.
  30. ^ Паттен, Фред (2004). Смотрим аниме, читаем мангу: 25 лет очерков и обзоров . Пресс «Каменный мост» . п. 144. ИСБН  9781611725100 .
  31. ^ Мейкслер, Эли (5 апреля 2018 г.). «Умер японский режиссер анимации и соучредитель студии Ghibli Исао Такахата» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 1 июня 2019 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  32. ^ Шарер, Линда (2001). «Знакомство с аниме для девочек» . Группа японской анимации Мичиганского университета . Архивировано из оригинала 1 сентября 2019 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  33. ^ Jump up to: а б Клементс, Джонатан; Маккарти, Хелен (2014). Энциклопедия аниме: век японской анимации . Каменный мост Пресс. п. 616. ИСБН  978-1-61172-018-1 .
  34. ^ Jump up to: а б Клементс, Джонатан (2013). Аниме: История . Лондон: Британский институт кино. ISBN  978-1-84457-390-5 .
  35. ^ Тэдзука, Осаму ; Шодт, Фредерик Л.; Хамелеон, Цифровой (2002). Astro Boy (1-е изд.). Милуоки, Орегон: Манга Dark Horse. п. 2 (Введение). ISBN  1-56971-676-5 .
  36. ^ Ленбург, Джефф (2009). Энциклопедия мультфильмов (3-е изд.). Нью-Йорк: Книги с галочками. п. 200. ИСБН  978-0-8160-6600-1 .
  37. ^ «Астробой не первое аниме» . Сеть новостей аниме . Проверено 27 апреля 2016 г.
  38. ^ Jump up to: а б Бонд, Жан-Мишель (6 апреля 2018 г.). «Почему аниме сейчас популярно как никогда» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  39. ^ Jump up to: а б Рух, Брайан (2010). «Трансформация американского аниме в 1980-е годы: локализация и долговечность» . Мехадемия . 5 . Проверено 28 марта 2020 г.
  40. ^ Jump up to: а б Чемберс, Саманта Николь Инес (2010). «Аниме: от культа к феномену поп-культуры» (PDF) . Журнал Илона студенческих исследований в области коммуникаций . 3 (2) . Проверено 28 марта 2020 г.
  41. ^ Jump up to: а б «Шоу Майка Тула: старое круто» . Проверено 1 октября 2016 г.
  42. ^ Пеллитери, Марко (1 января 2019 г.). «Переосмысление успеха японской анимации в конце 1970-х: НЛО Робо Грендайзер положил начало первому аниме-буму в Италии и Франции» . Журнал итальянских исследований кино и медиа . 7 (1): 3–33. дои : 10.1386/jicms.7.1.3_1 . ISSN   2047-7368 .
  43. ^ Тотман, Конрад Д. (11 сентября 2014 г.). История Японии (Второе изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN  9781119022336 . OCLC   893678853 .
  44. ^ Маккевитт, Эндрю К. (ноябрь 2010 г.). « «Ты не одинок!»: Аниме и глобализация Америки: «Ты не одинок!» » . Дипломатическая история . 34 (5): 893–921. дои : 10.1111/j.1467-7709.2010.00899.x .
  45. ^ Jump up to: а б Бендацци, Джанналберто (23 октября 2015 г.). Анимация: Всемирная история: Том II: Рождение стиля – Три рынка . ЦРК Пресс. ISBN  9781317519911 . [ нужна страница ]
  46. ^ «Аниме в Европе» . 2 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года . Проверено 25 января 2016 г.
  47. ^ О'Рурк, Джилл (11 октября 2018 г.). «Стирание ЛГБТ-персонажей в детских СМИ выходит за рамки Берта и Эрни» . Плюс . Архивировано из оригинала 28 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д «Данные аниме-индустрии | Японская анимационная ассоциация» .
  49. ^ Урета, Рис (21 января 2020 г.). «Внося историю: Версальская роза» . Футекияблог . ФАНТАСИСТА, ИНК. Архивировано из оригинала 26 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
  50. ^ Мазариегос, Эдгар Сантьяго Пелаес (2019). «Глобальное «увлечение» японской поп-культурой в 1980-е и 1990-е годы: влияние аниме и манги в Мексике» . Ибероамерикана . 41 (1) . Проверено 28 марта 2020 г.
  51. ^ Кер, Дэйв (20 января 2002 г.). «ФИЛЬМ; Аниме, второй золотой век японского кино» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 сентября 2016 г.
  52. ^ Jump up to: а б «Заголовки Гуноты» . Aeug.blogspot.com . Проверено 25 сентября 2016 г.
  53. ^ «Мегазона 23» . АД Видение . Проверено 5 мая 2008 г.
  54. ^ Джоэл Сильвер , интервью в короткометражке «Прокрутки на экран: краткая история аниме» на DVD Animatrix .
  55. Джоэл Сильвер , интервью в короткометражке «Создание Матрицы » на DVD «Матрица» .
  56. ^ «ITV – Манга» . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 года . Проверено 28 мая 2010 г.
  57. ^ Вербун, Ник (13 июня 2013 г.). «Флэшбэк 90-х: Евангелион неонового генезиса» . Нереальность Маг. Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
  58. ^ «Черновая версия TNT - Принцесса Мононоке - Стенограмма Хаяо Миядзаке, 4 ноября 1999 г.» . Принцесса Мононоке. 11 апреля 1999 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
  59. ^ «Студия Ghibli | Дисней Видео» . Disney.go.com . Проверено 26 сентября 2016 г.
  60. ^ Дитч, Дрю (8 декабря 2017 г.). «История путешествия аниме в Америку» . Фэндом . Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
  61. ^ «Лучшее аниме 2000-х | The Artifice» . Проверено 22 мая 2021 г.
  62. ^ « Ева 1.0 побеждает в номинации «Анимация года» на Токийской аниме-ярмарке» . Сеть новостей аниме . 26 февраля 2008 года . Проверено 26 февраля 2008 г.
  63. ^ «Такаси Мураками | Японский художник и предприниматель» . Британская энциклопедия . Проверено 22 мая 2021 г.
  64. ^ «Мамору Канбэ об Elfen Lied» , Anime News Network
  65. ^ Далиот-Бул, Майкл; Отмазгин, Ниссим (1 января 2017 г.). Аниме-бум в США . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9781684175819 . ISBN  978-1-68417-581-9 .
  66. ^ Отмазгин, Ниссим (2014). «Аниме в США: предпринимательские аспекты глобализированной культуры» . Тихоокеанские дела . 87 : 53–69. дои : 10.5509/201487153 .
  67. ^ Кеннелл, Аманда (февраль 2016 г.). «Происхождение и принадлежность от балета к аниме» . Журнал популярной культуры . 49 (1): 10–28. дои : 10.1111/jpcu.12378 . ISSN   0022-3840 .
  68. ^ Оно, Джон (22 мая 2019 г.). «Краткая история аниме-фандома за пределами Японии» . Середина . Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 25 апреля 2020 г. Оно — автор различных книг в области вычислений, таких как « Большие и малые вычисления: траектории будущего программного обеспечения» .
  69. ^ Кинг, Стив (21 декабря 2018 г.). «Аниме: Влияние, история и противоречия» . Проект «Хорошие люди» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
  70. ^ «Видео о плавании для взрослых» . Взрослое плавание . Проверено 31 января 2018 г.
  71. ^ Чайлд, Бен (2 сентября 2013 г.). «Хаяо Миядзаки из студии Ghibli уйдет на пенсию после выхода последнего фильма» . Хранитель . Проверено 24 апреля 2024 г.
  72. ^ О'Брайен, Люси (3 августа 2014 г.). «Студия Ghibli, возможно, больше не будет снимать художественные фильмы» . ИГН . Проверено 5 августа 2014 г.
  73. ^ «Продюсер Ghibli Ёсиаки Нисимура работает в новой студии» . Сеть новостей аниме . 16 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
  74. ^ Уайт, Джеймс (15 декабря 2016 г.). «Студия Ponoc стремится привнести волшебство Гибли в «Мэри и ведьмин цветок» . Империя . Архивировано из оригинала 17 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
  75. ^ «Понок из студии бывшего сотрудника Ghibli представляет аниме-фильм «Мэри и ведьмин цветок»» . Сеть новостей аниме . 15 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
  76. ^ «Студия Ghibli вновь открывается для съемок нового фильма Хаяо Миядзаки» . Engadget . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 3 марта 2018 г.
  77. ^ Мейкслер, Эли (5 апреля 2018 г.). «Умер Исао Такахата, соучредитель японской студии Ghibli» . Время . Проверено 6 апреля 2018 г.
  78. ^ «Аниметаро» . www.facebook.com . Проверено 31 октября 2017 г.
  79. ^ Блюм, Джереми (13 августа 2013 г.). «Легенда анимации Хаяо Миядзаки подверглась нападкам в Японии из-за антивоенного фильма» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Группа компаний «СКМП» . Проверено 11 декабря 2013 г.
  80. ^ «Возрождение милитаризма ? Атака на Титан вызывает корейско-японскую ссору» . The Liberty Times , 12 июня 2013 г. Проверено 27 июня 2013 г.
  81. ^ Аксинто, Жемарк (24 апреля 2014 г.). «Тихоокеанский рубеж: Углубленное исследование влияния аниме» . Искусственность . Проверено 14 ноября 2014 г.
  82. ^ «Netflix в настоящее время финансирует 30 оригинальных аниме-производств» . Форбс .
  83. ^ «Аниме — один из крупнейших фронтов стриминговых войн» . Грань . 23 декабря 2019 г.
  84. ^ «Мир смотрит больше аниме, а потоковые сервисы покупают» . Уолл Стрит Джорнал . 14 ноября 2020 г.
  85. ^ «Стриминг и Covid-19 укрепили глобальную популярность аниме» . Экономист . 5 июня 2021 г.
  86. ^ «Гиганты потокового вещания сражаются за превосходство в аниме» . «Стрейтс Таймс» . 11 мая 2023 г.
  87. ^ «Гиганты потокового вещания борются за звание лучшей платформы для японского аниме» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 12 мая 2023 г.
  88. ^ Jump up to: а б с д «Как фильм об уничтожении демонов возвращает Японию в кинотеатры» . Би-би-си . 31 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2020 г.
  89. ^ «2021 #OnlyOnTwitter» . Твиттер . 9 декабря 2021 г.
  90. ^ «Дзюдзюцу Кайсен превосходит игру Squid, Wandavision в обсуждениях в социальных сетях в 2021 году» . ЦБ РФ . 9 декабря 2021 г.
  91. ^ «Аниме и азиатские сериалы доминируют на 4-й ежегодной премии Global TV Demand Awards, подчеркивая тенденции индустрии и потребителей в отношении международного контента» . ВФМЗ-ТВ . 25 января 2022 г. . Проверено 27 января 2022 г.
  92. ^ Траст, Гэри (5 июня 2023 г.). «Песня YOASOBI «Idol» взлетела на первое место в чарте Billboard Global Excl. US Chart» . Рекламный щит . Проверено 6 июня 2023 г.
  93. ^ «Композиция «Idol» YOASOBI возглавляет мировые чарты, открывая новую веху потокового вещания для японской музыки» . Индостан Таймс . 21 июня 2023 г.
  94. ^ Ямат, Рио (10 марта 2024 г.). «В 83 года режиссер Хаяо Миядзаки получает исторический «Оскар» за фильм «Мальчик и цапля » . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Проверено 10 марта 2024 г.
  95. ^ Гудфеллоу, Мелани (11 марта 2024 г.). «Рекордное количество неанглоязычных фильмов, увезших домой статуэтки Оскара» . Крайний срок . Проверено 11 марта 2024 г.
  96. ^ Мир власти и женщин (1933) (на японском языке). База данных фильмов и DVD AllCinema . Проверено 20 мая 2009 г.
  97. ^ Джонатан Клементс, Хелен Маккарти. Энциклопедия аниме: Путеводитель по японской анимации с 1917 года . Пересмотренное и расширенное издание . — Беркли, Калифорния: Stone Bridge Press, 2006. — П. 12.— ISBN   978-1933330105
  98. ^ «Опубликованы цветные скриншоты старейшего телевизионного аниме» . Сеть новостей аниме . 19 июня 2013 года . Проверено 22 мая 2017 г.
  99. ^ Клементс, Джонатан ; Маккарти, Хелен (2006). Энциклопедия аниме: Путеводитель по японской анимации с 1917 года (пересмотренное и расширенное издание). Каменный мост Пресс.
  100. ^ «Фантазия 2000 проводит пресс-конференцию» . Сеть новостей аниме . 5 июля 2000 г. Проверено 4 января 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf271167c97b97c9c53d07eba37a3738__1721585580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/38/cf271167c97b97c9c53d07eba37a3738.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of anime - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)