Воображение

Воображение – это производство ощущений , чувств и мыслей, сообщающих самому себе . [ 1 ] Эти переживания могут быть воссозданием прошлого опыта, например, яркими воспоминаниями с воображаемыми изменениями или полностью вымышленными и, возможно, фантастическими сценами. [ 2 ] Воображение помогает применять знания для решения проблем и имеет основополагающее значение для интеграции опыта и процесса обучения . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Воображение — это процесс развития теорий и идей, основанный на функционировании разума посредством творческого разделения. Основываясь на реальном восприятии, воображение использует сложные условные процессы, которые задействуют как семантическую , так и эпизодическую память для генерации новых или уточненных идей. [ 6 ] Эта часть разума помогает разрабатывать более эффективные и простые способы выполнения задач, как старых, так и новых.
Способ тренировки воображения — это слушать и практиковать рассказывание историй ( повествование ). [ 3 ] [ 7 ] где воображение выражается через рассказы и сочинения, такие как сказки , фантазии и научная фантастика . [ 8 ] Когда дети развивают свое воображение, они часто тренируют его в ролевых играх. Они используют ролевую игру , чтобы разыграть то, что они себе вообразили, а затем продолжают играть, действуя так, как будто их воображаемые сценарии являются реальной реальностью. [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Английское слово «воображение» происходит от латинского термина «imaginatio», который является стандартным латинским переводом греческого термина «фантазия». Латинский термин также переводится как « мысленный образ » или «фантазия». Использование слова «воображение» в английском языке восходит к середине 14 века и относится к способности ума, которая формирует образы и манипулирует ими. [ 10 ]
Определение
[ редактировать ]В современном философском понимании воображение обычно рассматривается как способность создавать мысленные образы и совершать нерациональные ассоциативные переходы между этими образами. [ 11 ]
Один взгляд на воображение связывает его с познанием , предполагая, что воображение является когнитивным процессом психического функционирования. [ 12 ] Это также связано с рациональным мышлением , поскольку как творческие, так и рациональные мысли включают когнитивный процесс, который «подкрепляет размышления о возможностях». [ 13 ] Однако воображение не считается чисто познавательной деятельностью, поскольку оно также связано с телом и местом. Он включает в себя установление отношений с материалами и людьми, исключая представление о том, что воображение ограничивается разумом. [ 14 ]
Психологический взгляд на воображение связывает это понятие с родственным ему термином «мысленные образы», который обозначает процесс возрождения в уме воспоминаний об объектах, ранее данных им в чувственном восприятии . Поскольку такое использование этого термина противоречит использованию этого термина в обычном языке , некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «изображение» или «образы» или говорить о нем как о «репродуктивном» , а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Конструктивное воображение далее делится на произвольное воображение, управляемое латеральной префронтальной корой (LPFC), такое как умственное вращение , и непроизвольное воображение (LPFC-независимое), такое как в фазе быстрого сна сновидения , сновидения , галлюцинации и спонтанное понимание . [ 15 ] В клинических условиях врачи сегодня все чаще используют визуальные образы для психологического лечения тревожных расстройств , депрессии , шизофрении и болезни Паркинсона . [ 16 ]
Концептуальная история
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]Древнегреческие философы понимали воображение, или «фантазию», как работу с «картинками» в смысле мысленных образов . [ 17 ] Аристотель в своей работе «О душе » определил воображение как способность, позволяющую образу возникать внутри нас. [ 18 ] [ 19 ] определение, связывающее воображение с широким спектром деятельности, связанной с мыслями, мечтами и воспоминаниями . [ 19 ]
В «Филебе» Платон обсуждает мечты и рассматривает воображение о будущем как работу художника внутри души. [ 20 ] Однако Платон изображал этого художника скорее иллюстратором, чем творцом, отражая его взгляд на воображение как на изобразительную, а не изобретательскую способность. [ 21 ]
Греческие философы обычно отличали воображение от восприятия и рационального мышления: «Ибо воображение отличается ни от воспринимающего, ни от дискурсивного мышления, хотя оно не существует без ощущения или суждение без него» ( De Anima , iii 3). [ 18 ] [ 21 ] Аристотель рассматривал воображение как способность, которая является посредником между чувствами и интеллектом . [ 19 ] Считалось, что мысленные образы, которыми он манипулирует, независимо от того, возникают ли они из видений, снов или чувственного восприятия, передаются через нижние части души, что позволяет предположить, что на эти образы могут влиять эмоции и первичные желания, тем самым сбивая с толку суждения интеллекта . [ 21 ]
Средний возраст
[ редактировать ]В средние века понятие воображения охватывало такие области, как религия , литература , произведения искусства и, в частности, поэзия . [ 22 ] Люди науки часто признавали поэтов «обладателями воображения», рассматривая воображение как умственную способность, которая позволяет писать стихи. [ 23 ] Эта ассоциация, как они предположили, заключается в способности воображения создавать и формировать образы, что приводит к ощущению «визуализации» «внутренним глазом». [ 17 ] [ 24 ]
Воплощением этой концепции является мысленном идея Чосера о « взоре » в «Повести о человеке закона» из «Кентерберийских рассказов » (ок. 1390 г.). Он описал человека, который, хотя и был слепым, мог «видеть» «мысленным оком»:
«Этот человек был слеп и не мог видеть, / Но это было с помощью ока его ума / Которым люди видели, после этого они были слепы». [ 25 ] [ 26 ]
Средневековые теории психологии способностей постулировали воображение как способность внутренних чувств (наряду с памятью и здравым смыслом ): воображение получает мысленные образы из памяти или восприятия , организует их и передает способностям рассуждения, снабжая интеллект чувственными данными. [ 27 ] [ 28 ] Таким образом, он позволяет преобразовывать образы на основе чувственного восприятия (даже при отсутствии восприятия , например, во сне ), выполняя функцию фильтрации реальности. [ 23 ] [ 29 ]

Считалось, что, хотя и не приписывалась способность к творчеству, воображение творчески комбинирует образы, полученные из памяти или восприятия, что позволяет изобретать новые концепции или выражения. [ 28 ] Например, можно объединить образы «золота» и «горы», чтобы создать идею «золотой горы». [ 30 ]
В средневековых художественных произведениях воображение выполняло роль объединения образов воспринимаемых вещей для изображения легендарных, загадочных или необыкновенных существ. [ 31 ] Это можно увидеть в изображении монгола в « Больших хрониках Франции» (1241), а также в изображении ангелов , демонов , ада и апокалипсиса в христианских религиозных картинах. [ 21 ] [ 22 ]
Возрождение и раннее Новое время
[ редактировать ]В эпоху Возрождения произошло возрождение классических текстов и прославление мужского достоинства, однако ученые того времени не внесли существенного вклада в концептуальное понимание «воображения». [ 17 ] [ 27 ] Марсилио Фичино , например, не считал художественные произведения, такие как живопись , скульптура и поэзия , привилегированными формами человеческого творчества , а также не приписывал творчество способности воображения. Вместо этого Фичино утверждал, что воображение может быть средством, посредством которого божественное вмешательство передает идеи в форме изображений , что в конечном итоге облегчает создание искусства . [ 21 ] [ 23 ] [ 32 ]

основа Тем не менее, заложенная гуманистами облегчила более поздним мыслителям разработку связи между воображением и творчеством . [ 21 ] Ранние современные философы начали рассматривать воображение как черту или способность, которой может обладать человек. Мигель де Сервантес , под влиянием испанского врача и философа Хуана Уарте де Сан-Хуана , создал культового персонажа Дон Кихота , который олицетворял Уарте идею об « остроумии, полном изобретательности ». [ 29 ] [ 33 ] [ 34 ] Считалось, что этот тип остроумия обычно встречается у людей, для которых воображение было наиболее заметным компонентом их «ингениума» ( испанский : ingenio ; термин, означающий близко к « интеллекту »). [ 35 ] [ 29 ] [ 36 ] [ 37 ]
Философы раннего Нового времени также начали признавать воображение как активную познавательную способность, хотя в основном оно рассматривалось как посредник между чувственным восприятием ( лат . sensus ) и чистым пониманием ( лат . intellectio pura ). [ 17 ] Рене Декарт в «Размышлениях о первой философии» (1641) интерпретировал воображение как способность, активно сосредотачивающуюся на телах (телесных сущностях), пассивно зависящую от стимулов различных чувств. [ 17 ] [ 38 ] [ 39 ] В трудах Томаса Гоббса воображение стало ключевым элементом человеческого познания . [ 40 ]
В XVI и XVII веках коннотации «воображения» распространились на многие области гражданской жизни раннего Нового времени . [ 41 ] [ 42 ] Хуан Луис Вивес отметил связь между воображением и риторическими навыками. [ 43 ] Уарте расширил эту идею, связав воображение с любыми дисциплинами, требующими «цифр, соответствия, гармонии и пропорций», такими как медицинская практика и военное искусство. [ 35 ] [ 44 ] [ 45 ] Кроме того, Галилей использовал концепцию воображения для проведения мысленных экспериментов , например, предлагая читателям представить, в каком направлении полетит камень, выпущенный из пращи. [ 46 ]
Просвещение и после него
[ редактировать ]В эпоху Просвещения философские дискуссии часто связывали силу воображения с творчеством , особенно в эстетике . [ 47 ] Уильям Дафф был одним из первых, кто определил воображение как качество гениальности, отличив его от таланта, подчеркнув, что только гениальность характеризуется творческим новаторством. [ 48 ] Сэмюэл Тейлор Кольридж проводил различие между воображением, выражающим реальность воображаемой сферы, превосходящей наше обыденное личное существование, и «фантазией», или фантазией, которая представляет творчество художественной души. [ 49 ] В Предварительной беседе к энциклопедии » Дидро « ( фр . Discours Préliminaire des Éditeurs ) Даламбер назвал воображение творческой силой изящных искусств . [ 50 ]
Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума» ( нем . Kritik der reinen Vernunft ) рассматривал воображение ( нем . Einbildungskraft ) как способность интуиции , способную создавать «презентации», то есть чувственные представления объектов, которые непосредственно не присутствуют. [ 51 ] Кант различал две формы воображения: продуктивное и репродуктивное. Продуктивное воображение функционирует как первоначальный источник представления объекта, предшествуя, таким образом, опыту ; в то время как репродуктивное воображение генерирует представления, основанные на прошлом опыте , вспоминая ранее имевшиеся у него эмпирические интуиции. [ 52 ] Канта Трактат связал воображение с познанием , восприятием , эстетическим суждением, художественным творчеством и моралью . [ 51 ] [ 53 ]
Кантианская идея подготовила Фихте , Шеллингу и романтикам возможность превратить философское ее понимание в подлинную творческую силу, связанную с гениальностью , изобретательской деятельностью и свободой . [ 54 ] В творчестве Гегеля воображение, хотя и не придававшее ему такого большого значения, как у его предшественников, послужило отправной точкой для защиты гегелевской феноменологии . Гегель различал феноменологическую теорию воображения, которая фокусируется на живом опыте и сознании , и научную, спекулятивную теорию, которая стремится понять природу и функцию воображения систематическим и теоретическим способом. [ 55 ]
Современный
[ редактировать ]Между 1913 и 1916 годами Карл Юнг разработал концепцию « активного воображения » и ввел ее в психотерапию. [ 56 ] Для Юнга часто активное воображение включает в себя работу со снами и творческим «я» посредством воображения или фантазии . Это техника медитации , при которой содержимое бессознательного преобразуется в образы , повествования или персонифицируется как отдельные сущности, тем самым служа мостом между сознательным «эго» и бессознательным. [ 57 ]
Альберт Эйнштейн , как известно, сказал: «Воображение... важнее знаний . Знания ограничены. Воображение окружает мир». [ 58 ]
Никола Тесла описывал воображение как: «Когда у меня появляется идея, я сразу же начинаю строить ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, делаю улучшения и управляю устройством в уме. Для меня совершенно не важно, запускаю ли я свою турбину в уме». Я думаю или проверяю это в своем магазине. Я даже отмечаю, если он разбалансирован. Никакой разницы нет, результаты одинаковы. Таким образом, я могу быстро разработать и усовершенствовать концепцию, ничего не трогая». [ 59 ]
Феноменология « воображения обсуждается в Воображаемое: феноменологическая психология воображения» ( фр . L’Imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination ), также опубликованной под названием «Психология воображения» книге Жан-Поля Сартра . . В этой книге Сартр изложил свою концепцию воображения, согласно которой воображаемые объекты представляют собой «смесь прошлых впечатлений и недавних знаний», и обсудил, что существование воображения показывает о природе человеческого сознания . [ 60 ] Основываясь на работах Сартра, последующие мыслители распространили эту идею на сферу социологии, предложив такие идеи, как образность и онтология воображения. [ 61 ] [ 62 ]
Межкультурный
[ редактировать ]Воображение было и остается широко признанной концепцией во многих культурах, особенно в религиозном контексте, как образы формировать способность разума . [ 63 ] В буддийской эстетике воображение играет важнейшую роль в религиозной практике , особенно в практиках визуализации , к которым относятся вспоминание тела Будды , визуализация небесных Будд и полей Будд (Чистых Земель и мандал ), преданность образам . [ 64 ] [ 65 ]
В Чжуан Цзы воображение даосизме воспринимается как сложная умственная деятельность, которая пропагандируется как жизненно важная форма познания . Оно защищается на эмпатических основаниях, но дискредитируется рациональным интеллектом как всего лишь представление и фантазия . [ 63 ]
В психологических исследованиях
[ редактировать ]Память
[ редактировать ]Память и мысленные образы — это две умственные деятельности, участвующие в процессе воображения, каждая из которых влияет на другую. [ 66 ] Технология функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показывает, что запоминание и воображение активируют одни и те же части мозга . [ 66 ] По сравнению с вспоминанием общих идей, генерация новых и старых оригинальных идей демонстрирует схожий паттерн активации, особенно в двусторонних парагиппокампальных и медиальных областях префронтальной коры (мПФК). Это говорит о том, что конструирование новых идей основано на процессах, аналогичных процессам реконструкции оригинальных идей по эпизодической памяти . [ 67 ]
Восприятие
[ редактировать ]Пиаже человека утверждал, что восприятие зависит от его мировоззрения. Мировоззрение является результатом объединения восприятий в существующие образы с помощью воображения. Пиаже приводит пример ребенка, говорящего, что луна следует за ней, когда она гуляет ночью по деревне. Таким образом, восприятия интегрируются в мировоззрение и обретают смысл. Воображение необходимо для осмысления восприятий. [ 68 ]
Активация мозга
[ редактировать ]Неокортекс играют решающую роль и таламус в управлении воображением мозга, а также другими функциями, такими как сознание и абстрактное мышление . Воображение включает в себя множество различных функций мозга, включая эмоции , память и мысли . [ 69 ] [ 70 ]
Визуальные образы задействуют сеть областей мозга от лобной коры до сенсорных областей, перекрывающихся с сетью режима по умолчанию , и могут функционировать во многом как слабая версия афферентного восприятия. [ 71 ]
Исследование, в котором использовалась фМРТ , в то время как испытуемых просили представить точные визуальные фигуры, мысленно разобрать их или мысленно смешать их, показало активность в затылочных , лобно-теменных, задне-теменных , предклинных и дорсолатеральных префронтальных областях мозга испытуемых. [ 72 ]
Эволюционная теория
[ редактировать ]
Филогенетическое приобретение воображения было постепенным процессом. Простейшая форма воображения, сновидения во время быстрого сна , развилась у млекопитающих с приобретением быстрого сна 140 миллионов лет назад. [ 73 ] Спонтанное понимание улучшилось у приматов с приобретением латеральной префронтальной коры 70 миллионов лет назад. После того, как 6 миллионов лет назад гоминиды отделились от линии шимпанзе , их воображение еще больше улучшилось. Префронтальный анализ был получен 3,3 миллиона лет назад, когда гоминины начали производить каменные орудия первого способа . [ 74 ] Прогресс в культуре каменных орудий до каменных орудий второго типа 2 миллиона лет назад означает значительное улучшение префронтального анализа. Самый продвинутый механизм воображения, префронтальный синтез , вероятно, был освоен людьми около 70 000 лет назад и привел к поведенческой современности. [ 75 ] Этот скачок к современному воображению палеоантропологи охарактеризовали как «когнитивную революцию». [ 76 ] «Верхнепалеолитическая революция», [ 77 ] и «Большой скачок вперед». [ 78 ]
Моральное воображение
[ редактировать ]Моральное воображение обычно описывает умственную способность находить ответы на этические вопросы и дилеммы посредством процесса воображения и визуализации . В литературе можно встретить различные определения «морального воображения». [ 79 ]
Философ Марк Джонсон описал это как «способность творчески различать различные возможности действий в данной ситуации и предвидеть потенциальную помощь и вред, которые могут возникнуть в результате данного действия». [ 80 ]
В одном предложенном примере говорится, Клаус что убийца Гитлера фон Штауффенберг решил осмелиться свергнуть нацистский режим в результате (среди других факторов) процесса «морального воображения». Его готовность убить Гитлера была вызвана не столько его состраданием к своим товарищам, семье или друзьям, жившим в то время, сколько размышлениями о потенциальных проблемах последующих поколений и людей, которых он не знал. Другими словами, в процессе нравственного воображения у него развилось сочувствие к «абстрактным» людям (например, немцам последующих поколений, людям, которые еще не были живы). [ 81 ]
Искусственное воображение
[ редактировать ]Как подкомпонент общего искусственного интеллекта , искусственное воображение генерирует, моделирует и облегчает [ 82 ] реальные или возможные вымышленные модели для создания предсказаний , изобретений , [ 83 ] или сознательный опыт. Этот термин также относится к способности машин или программ имитировать человеческую деятельность, включая творчество , видение, цифровое искусство , юмор и сатиру . [ 84 ]
Области исследования искусственного воображения традиционно включают (искусственное) визуальное [ 85 ] и слуховое воображение, [ 86 ] которые распространяются на все действия, связанные с формированием идей , образов и концепций — деятельность, связанную с воображением. Практики также изучают такие темы, как искусственная зрительная память, моделирование и фильтрация контента на основе человеческих эмоций и интерактивный поиск. [ 87 ] Кроме того, существует интерес к тому, как искусственное воображение может развиваться, чтобы создать искусственный мир, достаточно комфортный, чтобы люди могли использовать его в качестве способа бегства от реальности. [ 88 ]
Подобластью искусственного воображения , вызывающей все большее беспокойство, является искусственная мораль. Искусственный интеллект сталкивается с проблемами, связанными с ответственностью за машин ошибки или решения [ 89 ] [ 90 ] и сложность создания машин с общепринятыми моральными правилами. [ 91 ] Недавние исследования искусственной морали обходят строгое определение морали и вместо этого используют методы машинного обучения для обучения машин имитировать человеческую мораль. [ 92 ] [ 93 ] Однако, учитывая данные о моральных решениях тысяч людей, обученная моральная модель может отражать широко принятые правила. [ 93 ]
См. также
[ редактировать ]- Креативная визуализация - целенаправленная визуализация нейропсихологических, физиологических или социальных эффектов.
- Креативность – Формирование чего-то нового и в чем-то ценного.
- Фэнтези (психология) - Умственная способность вызывать воображение и желания в человеческом мозгу.
- Образность – использование автором яркого и описательного языка для придания глубины своей работе.
- Воображаемое (психоанализ) - термин в лакановском психоанализе.
- Воображаемое (социология) - набор ценностей, институтов, законов и символов, с помощью которых люди представляют себе свое социальное целое.
- Эпоха воображения – эра человечества после информационного века.
- Инфляция воображения - тип искажения памяти.
- Социологическое воображение - тип понимания, предлагаемый социологией.
- Тульпа – Сущность, проявляющаяся из умственных способностей.
- Правдоподобие – сходство с реальностью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ментальные образы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
- ^ Щелкун, Стефан (3 марта 2018 г.). Sense Think Act: сборник упражнений, позволяющих испытать все человеческие способности . Стефан Щелкун. ISBN 9781870736107 .
Воображать — значит формировать в уме переживания. Это могут быть воссоздания прошлого опыта в том виде, в котором он произошел, например, яркие воспоминания с воображаемыми изменениями, или же это могут быть полностью вымышленные и, возможно, фантастические сцены.
- ^ Перейти обратно: а б Норман, Рон (2000). «Культивирование воображения в образовании взрослых». Материалы 41-го ежегодного исследования в области образования взрослых : 1–2.
- ^ Саттон-Смит, Брайан (1988). «В поисках воображения». В Игане, К.; Наданер, Д. (ред.). Воображение и образование . Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. п. 22.
- ^ Иган, Киран (1992). Воображение в преподавании и обучении . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 50.
- ^ Девитт, Алия Л.; Аддис, Донна Роуз; Шактер, Дэниел Л. (01 октября 2017 г.). «Эпизодическое и смысловое содержание памяти и воображения: Многоуровневый анализ» . Память и познание . 45 (7): 1078–1094. дои : 10.3758/s13421-017-0716-1 . ISSN 1532-5946 . ПМК 5702280 . ПМИД 28547677 .
- ^ Фрай, Нортроп (1963). Образованное воображение . Торонто: Канадская радиовещательная корпорация. п. 49.
- ^ «Лучшие журналы в области научной фантастики и фэнтези 2023» . 10 августа 2023 г.
- ^ Гольдман, Лоуренс (1998). Детская игра: миф, мимесис и притворство . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Berg. ISBN 978-1-85973-918-1 .
По сути, это означает, что дети используют свою воображаемую ситуацию и действуют так, как будто то, что они разыгрывают, взято из реальности, которая уже существует, даже если они ее выдумали. Воображение приходит после того, как история создана.
[ нужна страница ] - ^ «Воображение | Этимология воображения по этимонлайну» . www.etymonline.com . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Коттрелл, Джонатан (2016), «Воображение в современной философии» , Энциклопедия философии Routledge (1-е изд.), Лондон: Routledge, doi : 10.4324/9780415249126-da083-1 , ISBN 978-0-415-25069-6 , получено 31 июля 2024 г.
- ^
- Дирксенс, Джеффри (10 октября 2019 г.). « «Осмысление (моральных) вещей»: человек, склонный к ошибкам, по отношению к энактивизму». В Дэвидсоне, Скотте (ред.). Спутник «Ошибочного человека» Рикера . Исследования мысли Поля Рикёра. Роуман и Литтлфилд. п. 104. ИСБН 9781498587129 . Проверено 6 октября 2022 г.
Понятие Канта о воображении [...] обозначает чисто умственную способность познания.
- Перловский Леонид ; Деминг, Росс; Ильин, Роман (28 августа 2011 г.). Эмоционально-когнитивные нейронные алгоритмы с инженерными приложениями: динамическая логика: от расплывчатого к четкому . Том 371 исследований в области вычислительного интеллекта. Берлин: Шпрингер. п. 86. ИСБН 9783642228308 . Проверено 6 октября 2022 г.
Воображение долгое время считалось частью мыслительного процесса; Кант [...] подчеркивал роль воображения в процессе мышления, он называл мышление «игрой познавательных функций воображения и понимания», [...].
- Сравнивать: Эфланд, Артур (14 июня 2002 г.). «Воображение в познании». Искусство и познание: интеграция визуальных искусств в учебную программу . Серия «Язык и грамотность». Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. п. 133. ИСБН 9780807742181 . Проверено 6 октября 2022 г.
Подобно чувствам и эмоциям, воображение — это щекотливая тема, имеющая историю исключения из сферы познания.
- Дирксенс, Джеффри (10 октября 2019 г.). « «Осмысление (моральных) вещей»: человек, склонный к ошибкам, по отношению к энактивизму». В Дэвидсоне, Скотте (ред.). Спутник «Ошибочного человека» Рикера . Исследования мысли Поля Рикёра. Роуман и Литтлфилд. п. 104. ИСБН 9781498587129 . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Бирн, Рут MJ (2007) [2005]. Рациональное воображение: как люди создают альтернативы реальности . Книга Брэдфорда. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 38. ISBN 9780262261845 . Проверено 29 сентября 2022 г.
Рациональное мышление и образное мышление могут быть основаны на одних и тех же когнитивных процессах, процессах, которые лежат в основе размышлений о возможностях.
- ^ Вергунст, Джо (2012). «Видеть руины: воображаемые и видимые земли на северо-востоке Шотландии». В Яновском, Моника; Ингольд, Тим (ред.). Воображение пейзажей: прошлое, настоящее и будущее . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781409461449 .
- ^ Вышедский, Андрей (2020). «Произвольное и непроизвольное воображение: неврологические механизмы, путь развития, клинические последствия и эволюционная траектория» . Эволюционные исследования образной культуры . 4 (2): 1–18. дои : 10.26613/esic.4.2.186 . ISSN 2472-9884 . JSTOR 10.26613/esic.4.2.186 . S2CID 231912956 .
- ^ Пирсон, Джоэл (18 июня 2020 г.). «Визуальное воображение». У Авраама, Анна (ред.). Кембриджский справочник по воображению . Кембриджские справочники по психологии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 175. ИСБН 9781108429245 . Проверено 12 октября 2022 г.
Визуальные образы обычно относятся к добровольному созданию сознательного визуального опыта объекта или сцены в его отсутствие (например, исключительно в уме). [...] образы могут играть ключевую роль во многих тревожных расстройствах, депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона и все чаще используются в качестве уникального мощного инструмента психологического лечения [...].
- ^ Перейти обратно: а б с д и Петцольд, Дельтев (2004). «Воображение в размышлениях Декарта». В Науте — Лоди; Петцольд, Детлев (ред.). Воображение в позднем средневековье и раннем Новом времени . Гронингенские исследования культурных изменений. Левен, Дадли, Массачусетс: Питерс. стр. 153–159, 172–173. ISBN 978-90-429-1535-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Архив интернет-классики | О душе Аристотеля» . classics.mit.edu . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Психология Аристотеля> Воображение (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ «Архив интернет-классики | Филеб Платона» . classics.mit.edu . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кокинг, Джон (12 декабря 1991 г.). Мюррей, Пенелопа (ред.). Воображение: исследование истории идей . Лондон: Рутледж. стр. 1, 8, 105–106. дои : 10.4324/9780203980811 . ISBN 978-0-203-98081-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Ле Гофф, Жак (1988). Средневековое воображение . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47084-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сумильера, Росио Г. (2016). «От вдохновения к воображению: физиология поэзии раннего Нового времени» . Парергон . 33 (3): 17–42. дои : 10.1353/pgn.2016.0129 . ISSN 1832-8334 .
- ^ Кастор, Г. (1964). Поэтика Плеяд - исследование мысли и терминологии XVI века [Диссертация]. В университетской прессе.
- ^ метафоры.lib.virginia.edu http://metaphors.lib.virginia.edu/metaphors/8723 . Проверено 28 июля 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Чосер, Джеффри. «Сказка о человеке закона» . В Вятте, Эй Джей (ред.). Кентерберийские рассказы . Лондон: Издательство Университетского заочного колледжа. Строки 550–553.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитт, CB; Скиннер, Квентин; Кесслер, Экхард; Крэй, Джилл, ред. (1988). Кембриджская история философии Возрождения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/chol9780521251044 . ISBN 978-0-521-25104-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Коой, Сюзанна (2004). «Поэтическое воображение и парадигма живописи во Франции раннего Нового времени». В Науте — Лоди; Петцольд, Детлев (ред.). Воображение в позднем средневековье и раннем Новом времени . Гронингенские исследования культурных изменений. Левен, Дадли, Массачусетс: Питерс. ISBN 978-90-429-1535-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Оробитг, Кристина (2021). «Остроумие, воображение и козел». В Хаэне Изабель; Саймон, Жюльен Жак (ред.). Сервантес и раннее современное мышление . Рутледж изучает литературу и культуру эпохи Возрождения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 98–105. ISBN 978-0-415-78547-1 .
- ^ Харви, Э. Рут (1975). Внутреннее остроумие: психологическая теория в средние века и эпоху Возрождения . Исследования Института Варбурга. Лондон: Институт Варбурга. ISBN 978-0-85481-051-2 .
- ^ Бови, Аликс (2002). Монстры и гротески в средневековых рукописях . Торонто; Буффало: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-8512-2 . OCLC 49649965 .
- ^ Фрисволд, Николай де Маттос (1 января 2013 г.). «Марсилио Фичино и его платоническая психология» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ из Ириарте, Маурисио. «Гениальный джентльмен и экзамен изобретателей: (чем Сервантес обязан доктору Уарте де Сан-Хуану)». Международный журнал баскских исследований (на испанском языке). 24 (4): 499–522.
- ^ Грин, Отис Х. (1970). Литературный ум средневековой и ренессансной Испании: очерки . Исследования романских языков. Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-1204-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Уарте де Сан-Хуан, Хуан (1594 г.). Проверка мужского ума . Перевод Кэрью, Ричард. Лондон. стр. 69–70, 103.
- ^ Оробитг, Кристина (01 июля 2014 г.). «От Examen de ingenios Уарте до художественной литературы Сервантеса, или как куется литературная революция» . Критикон (на испанском языке) (120–121): 23–39. дои : 10.4000/критик.700 . ISSN 0247-381X .
- ^ Мастер Сарагоса, ВМФ (29 августа 2018 г.). «Ремесла воображения на экзамене для инженеров наук Уарте де Сан-Хуан » Блокноты средневековых и гуманистических исследований. Журнал средневековых и гуманистических исследований (на французском языке) (35): 339–364. дои : 10.4000/crm.15497 . ISSN 2115-6360 .
- ^ Кларк, Десмонд М. (2003). Теория разума Декарта . Оксфорд: Оксфорд; Нью-Йорк: Кларендон Пресс; Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926123-9 . OCLC 52878350 .
- ^ Ньюман, Лекс (2023), «Эпистемология Декарта» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 29 июля 2024 г.
- ^ Ранко, Марк А.; Альберт, Роберт С. (2010). «Творческое исследование» . В Кауфмане, Джеймс К .; Штернберг, Роберт Дж. (ред.). Кембриджский справочник по творчеству . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-73025-9 .
- ^ Крейн, Уильям Г. (31 декабря 1937 г.). Остроумие и риторика в эпоху Возрождения . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/cran94640 . ISBN 978-0-231-89968-0 .
- ^ Марр, Александр; Гаррод, Рафаэль; Маркайда, Джозеф Рамон; Остерхофф, Ричард Дж. (2 октября 2018 г.). Логодаэлус . Издательство Питтсбургского университета. дои : 10.2307/j.ctvcb5c95 . ISBN 978-0-8229-8630-0 .
- ^ Мак, Питер (2004). «Ранние современные идеи воображения: риторическая традиция». В Науте — Лоди; Петцольд, Детлев (ред.). Воображение в позднем средневековье и раннем Новом времени . Гронингенские исследования культурных изменений. Левен, Дадли, Массачусетс: Питерс. стр. 59–60. ISBN 978-90-429-1535-0 .
- ^ Аррисабалага, Джон (29 августа 2018 г.). «Медицина в Уарте-де-Сан-Хуан. Клиническая практика против натуральной философии1» . Статьи по средневековым и гуманистическим исследованиям (35): 405–426. дои : 10.4000/crm.15521 . ISSN 2115-6360 .
- ^ Аррисабалага, Джон; Джордано, Мария Лаура (30 декабря 2020 г.). «Полинское христианство в Уарте-де-Сан-Хуан: меритократия и происхождение в Examen de ingenios para las Ciencias (Baeza 1575, 1594)» . Испания Сакра . 72 (146): 363–375. дои : 10.3989/hs.2020.025 . hdl : 10261/235630 . ISSN 1988-4265 .
- ^ Франклин, Джеймс (2000). «Диаграмматическое рассуждение и моделирование в воображении: секретное оружие научной революции» (PDF) . Во Фриленде, Гай; Коронес, Энтони (ред.). 1543 год и все такое: образ и слово, изменение и преемственность в протонаучной революции . Дордрехт: Клювер. стр. 53–115. ISBN 9780792359135 .
- ^ Кристеллер, Пол Оскар; Татаркевич, Владислав; Каспарек, Кристофер (январь 1981 г.). «История шести идей: очерк эстетики» . Журнал философии . 78 (1): 56. дои : 10.2307/2025397 . ISSN 0022-362X . JSTOR 2025397 .
- ^ Дейси, Джон (1999). «Концепции творчества: история». В Ранко, Марк А.; Притцер, Стивен Р. (ред.). Энциклопедия творчества . Том. 1. Эльзевир . ISBN 978-0-12-227076-5 .
- ^ Грегори, апрель (2003). Кольридж и консервативное воображение. Издательство Университета Мерсера. п. 59
- ^ Аламбер, Жан Ле Рон д'; Шваб, Ричард Н.; Рекс, Уолтер Э. (1995). Предварительное сообщение к Энциклопедии Дидро . Интернет-архив. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-13476-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Матерн, Саманта (2021). «Теория воображения Канта». Во Фридланде, Эллен; Павезе, Карлотта (ред.). Справочник Routledge по философии навыков и опыта . Справочники Рутледжа по философии. Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-74477-6 .
- ^ Кюн, Манфред (2006). Лауден, Роберт Б. (ред.). Иммануил Кант: антропология с прагматической точки зрения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. Антро 7:167. дои : 10.1017/cbo9780511809569 . ISBN 978-0-511-80956-9 .
- ^ Кнеллер, Джейн (8 февраля 2007 г.). Кант и сила воображения . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511487248 . ISBN 978-0-521-85143-5 .
- ^ Лопес-Домингес, Вирджиния (22 декабря 2018 г.). «Воображение у Канта и Фихте» . Журнал исследований Фихте (17). дои : 10.4000/ref.952 . ISSN 2258-014X .
- ^ Бейтс, Дженнифер (2004). Теория воображения Гегеля . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. дои : 10.1353/book4857 . ISBN 978-0-7914-8445-6 .
- ^ Эрни, Ульрих; Фишер, Томас; Кауфманн, Беттина, ред. (2019). Искусство К.Г. Юнга . WW Нортон и компания . п. 260. ИСБН 978-0-393-25487-7 .
- ^ Юнг, CGHg (31 декабря 1997 г.). Юнг об активном воображении . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400866854 . ISBN 978-1-4008-6685-4 .
- ^ «Субботняя вечерняя почта» (26 октября 1929 г.). Что жизнь значит для Эйнштейна. Интервью Джорджа Сильвестра Вирека .
- ^ Тесла, Никола (1982). Мои изобретения: автобиография Николы Теслы . Интернет-архив. Уиллистон, Вермонт: ISBN Hart Bros. 978-0-910077-00-2 .
- ^ Сартр, Жан-Поль (1972) [1940]. Психология воображения . Лондон: Psychology Press. ISBN 9780415119542 . ОСЛК 34102867 .
- ^ Джон Б. Томпсон, Исследования по теории идеологии (1984), с. 6
- ^ Джон Р. Сирл, Построение социальной реальности (Penguin 1996), с. 4
- ^ Перейти обратно: а б Воображение: межкультурный философский анализ . Академик Блумсбери. 2019. С. 13–15. дои : 10.5040/9781350050167 . ISBN 978-1-350-05013-6 .
- ^ Копп, Пол (31 декабря 2014 г.). Заклинание тела: заклинания и ритуальное воображение в средневековом китайском буддизме . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/copp16270 . ISBN 978-0-231-16270-8 .
- ^ Далтон, Джейкоб П. (16 января 2023 г.). Заклинание Будды . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/dalt20582 . ISBN 978-0-231-55618-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Лонг, Присцилла (1 декабря 2009 г.). «Мой мозг в моих мыслях» . Американский учёный .
- ^ Бенедек, Матиас; Шюс, Тилль; Бити, Роджер Э.; Яук, Эмануэль; Кошутниг, Карл; Финк, Андреас; Нойбауэр, Алеша К. (01 февраля 2018 г.). «Создать или вспомнить оригинальные идеи: мозговые процессы, связанные с воображением использования новых объектов» . Кортекс . 99 : 93–102. дои : 10.1016/j.cortex.2017.10.024 . ISSN 0010-9452 . ПМЦ 5796649 . ПМИД 29197665 .
- ^ Пиаже, Ж. (1967). Представление ребенка о мире . Перевод Томлинсона Дж.; Томлинсон, А. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Авраам, Анна (06 октября 2016 г.). «Образный ум» . Картирование человеческого мозга . 37 (11): 4197–4211. дои : 10.1002/hbm.23300 . ISSN 1065-9471 . ПМК 6867574 . ПМИД 27453527 .
- ^ Хустведт, Сири (январь 2011 г.). «Три эмоциональные истории: размышления о памяти, воображении, повествовании и себе» . Нейропсихоанализ . 13 (2): 187–196. дои : 10.1080/15294145.2011.10773674 . ISSN 1529-4145 .
- ^ Пирсон, Джоэл (октябрь 2019 г.). «Человеческое воображение: когнитивная нейробиология визуальных мысленных образов» . Обзоры природы Неврология . 20 (10): 624–634. дои : 10.1038/s41583-019-0202-9 . ISSN 1471-003X . ПМИД 31384033 .
- ^ Шлегель, Александр; Колер, Питер Дж.; Фогельсон, Сергей В.; Александр, Прескотт; Конутула, Дедипья; Це, Питер Ульрик (16 сентября 2013 г.). «Сетевая структура и динамика умственного рабочего пространства» . Труды Национальной академии наук . 110 (40): 16277–16282. Бибкод : 2013PNAS..11016277S . дои : 10.1073/pnas.1311149110 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 3791746 . ПМИД 24043842 .
- ^ Хобсон, Дж. Аллан (1 октября 2009 г.). «Быстрый сон и сновидения: к теории протосознания». Обзоры природы Неврология . 10 (11): 803–813. дои : 10.1038/nrn2716 . ПМИД 19794431 . S2CID 205505278 .
- ^ Харманд, Соня; Льюис, Джейсон Э.; Фейбель, Крейг С.; Заяц, Кристофер Дж.; Прат, Сандрин; Ленобль, Арно; Боэс, Ксавье; Куинн, Ронда Л.; Брене, Мишель; Арройо, Адриан; Тейлор, Николас; Клемент, Софи; Давер, Гийом; Бругаль, Жан-Филип; Лики, Луиза; Мортлок, Ричард А.; Райт, Джеймс Д.; Локороди, Сэмми; Кирва, Кристофер; Кент, Деннис В.; Рош, Элен (20 мая 2015 г.). «Каменные орудия возрастом 3,3 миллиона лет из Ломекви 3, Западная Туркана, Кения» . Природы . 521 (7552): 310–315. Бибкод : 2015Natur.521..310H . дои : 10.1038/nature14464 . ПМИД 25993961 . S2CID 1207285 .
- ^ Вышедский, Андрей (2019). «Нейронаука воображения и ее значение для эволюции человека» (PDF) . Современная нейробиология . 10 (2): 89–109. ISSN 0975-9042 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2019 г.
- ^ Харари, Юваль Н. (2014). Сапиенс: краткая история человечества . Лондон. ISBN 9781846558245 . OCLC 890244744 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бар-Йосеф, Офер (октябрь 2002 г.). «Верхнепалеолитическая революция». Ежегодный обзор антропологии . 31 (1): 363–393. дои : 10.1146/annurev.anthro.31.040402.085416 . ISSN 0084-6570 .
- ^ Даймонд, Джаред М. (2006). Третий шимпанзе: эволюция и будущее человеческого животного . Нью-Йорк: HarperPerennial. ISBN 0060845503 . OCLC 63839931 .
- ^ Фриман, Р.Э.; Дмитриев С.; Уикс, AC (2018). Моральное воображение Патрисии Верхане: Фестиваль . Международное издательство Спрингер. п. 97.
- ^ Джонсон, М. (1993). Моральное воображение . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 202.
- ^ Лангхоф, Дж.Г.; Гельденберг, С. (2021). «Кому служить? Исследование морального измерения лидерства-слуги: ответы операции «Валькирия». Журнал истории менеджмента . 27 (4): 537–573. дои : 10.1108/jmh-09-2020-0056 . S2CID 238689370 .
- ^ Абрамсон, Дж.; Ахуджа, А; Карневейл, Ф. (21 ноября 2022 г.). «Улучшение мультимодальных интерактивных агентов с помощью обучения с подкреплением на основе обратной связи с людьми». п. 26. arXiv : 2211.11602 [ cs.LG ].
- ^ Аллен, КР; Лопес-Гевара, Т.; Стахенфельд, К.; Санчес-Гонсалес, А.; Батталья, П.; Хэмрик, Дж.; Пфафф, Т. (1 февраля 2022 г.). «Физический дизайн с использованием дифференцируемых обучаемых симуляторов». arXiv : 2202.00728 [ cs.LG ].
- ^ «Как генеративный ИИ может расширить творческие способности человека» . Гарвардское деловое обозрение . 16 июня 2023 г. ISSN 0017-8012 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Томи, Б.; Хейскес, MJ; Баккер, Э.; Лью, М.С. (июль 2007 г.). «Визуальный поиск информации с использованием синтезированных изображений» . Материалы 6-й международной конференции ACM по поиску изображений и видео . АКМ. стр. 127–130. дои : 10.1145/1282280.1282303 . ISBN 9781595937339 . S2CID 11199318 . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ ПЕРЕДАЧА АУДИОКОНТЕНТА Ксавье Аматриана и Перфекто Эрреры, «Публикации» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2007 г. Проверено 22 декабря 2007 г.
- ^ Олива, Од (2008). «Визуальная долговременная память обладает огромной емкостью для хранения деталей объектов» . Труды Национальной академии наук . 105 (38): 14325–14329. Бибкод : 2008PNAS..10514325B . дои : 10.1073/pnas.0803390105 . ПМЦ 2533687 . ПМИД 18787113 .
- ^ Гипертекст и «Гиперреальное» , Стюарт Моултроп, Йельский университет http://portal.acm.org/citation.cfm?doid=74224.74246
- ^ Тигард, Дэниел В. (10 июня 2021 г.). «Искусственная моральная ответственность: как мы можем и не можем привлекать машины к ответственности» . Кембриджский ежеквартальный журнал по этике здравоохранения . 30 (3): 435–447. дои : 10.1017/s0963180120000985 . ISSN 0963-1801 . ПМИД 34109925 .
- ^ Константинеску, Михаэла; Вика, Константин; Ушкай, Раду; Войня, Кристина (12 апреля 2022 г.). «Во всем виноват ИИ? О моральной ответственности искусственных моральных советников» . Философия и технология . 35 (2). два : 10.1007/s13347-022-00529-z . ISSN 2210-5433 .
- ^ Аллен, Колин; Варнер, Гэри; Зинсер, Джейсон (июль 2000 г.). «Пролегомены к любому будущему искусственному моральному агенту» . Журнал экспериментального и теоретического искусственного интеллекта . 12 (3): 251–261. дои : 10.1080/09528130050111428 . ISSN 0952-813X .
- ^ Мозер, Кристина; ден Хонд, Фрэнк; Линдебаум, Дирк (март 2022 г.). «Мораль в эпоху искусственно интеллектуальных алгоритмов» . Академия управленческого обучения и образования . 21 (1): 139–155. дои : 10.5465/amle.2020.0287 . ISSN 1537-260X .
- ^ Перейти обратно: а б Флориди, Лучано (28 декабря 2016 г.). «Безупречная ответственность: о природе и распределении моральной ответственности за распределенные моральные действия» . Философские труды Королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 374 (2083): 20160112. Бибкод : 2016RSPTA.37460112F . дои : 10.1098/rsta.2016.0112 . ISSN 1364-503X .


Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книги
- Бирн, RMJ (2005). Рациональное воображение: как люди создают альтернативы реальности. Кембридж, Массачусетс: MIT Press
- Фабиани, Паоло «Философия воображения в Вико и Мальбранше». FUP (Florence UP), итальянское издание 2002 г., английское издание 2009 г.
- Салазар, Ноэль Б. (2010) Представляя Эдем: мобилизация воображения в туризме и за его пределами. Оксфорд: Берган.
- Уилсон, Дж. Г. (2016). «Сартр и воображение: лучшие журналы». Сексуальность и культура . 20 (4): 775–784. дои : 10.1007/s12119-016-9358-x . S2CID 148101276 .
- Статьи
- Салазар, Ноэль Б. (2020). О воображении и воображении, подвижности и неподвижности: Видеть за деревьями лес. Культура и психология 1–10.
- Салазар, Ноэль Б. (2011). «Сила воображения в транснациональной мобильности» . Идентичности: глобальные исследования в области культуры и власти . 18 (6): 576–598. дои : 10.1080/1070289X.2011.672859 . S2CID 143420324 .
- Уоткинс, Мэри: «Сны наяву» [Harper Colophon Books, 1976] и «Невидимые гости - развитие воображаемых диалогов» [The Analytic Press, 1986]
- Мосс, Роберт: «Три «единственные» вещи: использование силы снов, совпадений и воображения» [Библиотека Нового Мира, 10 сентября 2007 г.]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Воображение ». Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 304–305. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Тремя философами, для которых воображение является центральной концепцией, являются Кендалл Уолтон , Джон Саллис и Ричард Кирни . См., в частности:
- Кендалл Уолтон , Мимесис как притворство: основы изобразительного искусства. Издательство Гарвардского университета, 1990. ISBN 0-674-57603-9 (pbk.).
- Джон Саллис , Сила воображения: Чувство элементаля (2000)
- Джон Саллис , Пространства разума и воображения. В текстах Канта, Фихте, Гегеля (1987).
- Ричард Кирни , «Пробуждение воображения». Миннеаполис: Университет Миннесоты Press (1988); 1-е издание в мягкой обложке- ( ISBN 0-8166-1714-7 )
- Ричард Кирни , «Поэтика воображения: от модерна к постмодерну». Издательство Фордхэмского университета (1998)
Внешние ссылки
[ редактировать ] Словарное определение воображения в Викисловаре
СМИ, связанные с воображением, на Викискладе?
- Воображение в наше время на BBC
- Воображение, ментальные образы, сознание и познание: научные, философские и исторические подходы
- Двухфакторная шкала воображения в проекте Open Directory
- «Нейронаука воображения» . TED-Ed .